Отец serge_le: Мы "воюем" не против интернета, а за интернет. Протоиерей Олег Трофимов: Сергей Лепин призывает нас в мир антихриста Сергий лепин в контакте

А начиналось все совсем по-другому - спорт, комсомол, рок-музыка... Кaк подросток-бунтарь пришел к вере, почему выбрал для себя путь служения Богу и людям?

Досье:

Окончил Минскую Духовную Семинарию и Академию, Белорусский Государственный Университет (философ, преподаватель философии и социально-политических дисциплин) и аспирантуру Гродненского Государственного Университета (онтология и теория познания).

Протоиерей Белорусской православной церкви, доцент Минской духовной академии и семинарии, кандидат богословия. Преподает философию и логику.
Преподавательскую деятельность совмещает с окормлением прихода храма Святых Апостолов Петра и Павла в деревне Мизгири Слонимского района Гродненской области.

Жена Елена, двое детей: дочери Анна 13-ти лет и Ева – 6-ти.

Библия "по дешевке"

Расскажите, пожалуйста, о своем детстве.

Я родился в самой обычной семье. Отец - фотокорреспондент, мать – учительница русского языка. Учился в спортивной школе в Могилеве, всерьез занимался водным поло.

А потом родители решили переехать в Бобруйск, и там у меня начался серьезный юношеский кризис. Мне уже исполнялось четырнадцать лет, что само по себе проблема. С другой стороны, там не было спортивных школ по водному поло, и меня отдали в школу с литературным уклоном. Вместо многочасовых тренировок два-три раза в день у меня появилось время, которое девать было некуда. Я переживал боль утраты спорта – с ним у меня было связано все – это былa настоящая трагедия.

Тогда же я вступил в комсомол, занялся общественной работой – стал председателем клуба интернациональной дружбы, участвовал во всяких комсомольских затеях.

Параллельно начал заниматься рок-музыкой – со своими единомышленниками создал группу. Интересным комсомольцем я был – лохматым, в узких джинсах, косоворотке, клепки. Комсомол, литература, плюс рок - эта термоядерная закваска начала производить свои изменения….

И именно тогда Вы обратились к вере?

Однажды мы отправились в церковь, чтобы на какую-то комсомольскую тусовку пригласить священника. Священника мы так и не пригласили, но определенное чувство от совместного пребывания в церкви все-таки испытали…

Была еще одна важная встреча. Я ехал в троллейбусе и встретил дедушку, веселого такого, и у него на груди висел значок невероятных размеров, на котором было написано «Я люблю Бога». Я заговорил с этим человеком – опыт комсомольского активиста и непокорного неформала предопределили мою готовность ни с того, ни с сего заговорить на эту тему в общественном месте с совершенно незнакомым человеком.

Мы заговорили о Библии, о Боге, мы заговорили с ним о некоторых других замечательных вещах. Самое интересное, что я узнал - это то, что у него можно купить Библию. Где ее еще можно было купить, я не знал, и он мне согласился ее продать «по дешевке» – я помню, что заплатил за нее 28 рублей (он мне даже уступил два рубля) – это были немалые деньги. Не знаю, стоила она того или нет, но это все, что у меня было - я собирал на гитару, которой у меня так никогда и не появилось.

Это была небольшая карманная Библия. Я ее читал втайне (прости, Господи, даже в туалете), но не потому, что кого-то боялся – я никого не боялся, я был человеком достаточно независимым, но я почему-то не хотел, чтобы меня застали за этим занятием, я почему-то стеснялся. В чтении этой Книги есть нечто такое интимное...

И однажды отправился в церковь (матери сказал, что пошел на репетицию). И говорю священнику: «Здравствуйте, батюшка, я хочу поступать в семинарию».

Священник невозмутимо осмотрел меня снизу доверху – ну представьте: стоит волосатый отморозок... Затем он, как полицейский, зачитывает права при аресте, монотонно - о том, что нужно для того, чтоб поступить в семинарию. Так я начал ходить в церковь.

Однажды как-то после литургии открываются северные врата, выглядывает диакон и говорит: «Иди сюда!» и машет. Я заметил его жест, но даже не подумал, что он относится ко мне. «Иди, иди сюда», - я оглянулся. - «Да-да, ты, волосатый, иди сюда. Это ты, в семинарию собираешься поступать? Будешь пономарить».
Так началась моя пономарская эпопея. Я учился раздувать кадило, читать шестопсалмие. Теперь я был не только комсомольцем и рок-музыкантом, но еще и пономарем. :) И в 1992 г. году поступил в Семинарию.

Как развивалась Ваша жизнь после семинарии? Почему возникли мысли о университете, философии, диссертациях?

Эти мысли вынашивались мной уже на первом курсе семинарии. Это было определено спецификой моих интересов. Ну, вы понимаете, у каждого студента есть свои любимые предметы и темы. Те темы, что были интересны мне, если в них углубляться, требовали дополнительного образования ввиду своего междисциплинарного статуса.

Семь нот рокa

А как Вы сейчас относитесь в рок-музыке? Ведь есть же выражение - рок на службе у сатаны…

Служить Богу или дьяволу может только человек. Все зависит от него. Напротив, оценивая влияние рока на свою жизнь, мне кажется, что он во многом способствовал тому, что я обратился к вере.

В роке столько всего разного, в том числе и того, что совершенно оправданно заслуживает бескомпромиссного порицания - и с точки зрения Правды Божией, и с точки зрения законности. Однако, опять-таки, виновата не музыка, а люди: не музыку спас Христос, а людей, и не для того, чтоб осудить музыку, придет Христос на землю во второй раз…

Рок – это музыка, а музыка это семь нот, ничего более. Все остальное – люди. Обычно нарекания со стороны духовенства вызывает инфернальные (или те, что кажутся таковыми) мотивы в творчестве рок-музыкантов. Это очень сложный вопрос…

Понимаете ли, рок-культура формировалась как протест против слащаво и миловидно завуалированного лицемерия, фальши, приспособленчества, потребительства, неравенства, войны… Эти черты были настолько всеобъемлющи и универсальны, что протестовать против них зачастую означало протестовать против культуры вообще.

Молодые люди, будучи не искушенными в сложных вопросах богословия и морали, не могли точно отличать и разграничивать добро и зло, в результате чего их критика очень напоминала американские бомбардировки: целятся в одно, а попадают в другое.

Более того, молодежи казалось, что все существующие церкви «покрывают» тот мир, который казался им чуждым и несправедливым. Именно здесь кроется причина свойственного некоторым ранним коллективам ницшеанского антихристианства, заигрывания с другими религиями и культами или просто циничного нигилизма. Сатанизм появится позже – сначала в форме театрального эпатажа, а потом и в «настоящей» форме - религиозной.

Рок – это форма экспликации своего мировоззрения, нередко перерастающая в образ жизни. Рок – эта та музыка, которая самым серьезным образом обнажает социальные проблемы, противоречия, касается таких тем, как добро и зло, справедливость, насилие. Поэтому, рок-музыка – это протест против повседневности, серости, лицемерия, фальши, конформизма.

Рок – это то, что однажды заставит сделать тебя экзистенциальный выбор. Если человек отказывается от него, то он даже этим делает выбор. Очень многие люди после рока обратились к вере (к сожалению, не всегда - к православной). Многие – спились, скололись. Некоторые стали просто торговать на рынке, играть на свадьбах… Это тоже нужно кому-то делать, но самих музыкантов это нисколько не радует…

Кстати, приходится констатировать, что мировоззренческая сторона современного рока сегодня иссякает. Сегодня молодежь, как мне кажется, ищет другие формы высказать свое «фе» всему тому, что ей не нравится. Еще бы! Ведь на роке выросли их родители и даже дедушки-бабушки! Scorpions приехали в Прагу в рамках своего прощального турне и не смогли даже продать минимум билетов – почему? Потому, что основная их аудитория – это те, кому не на кого было оставить своих внуков.

Рок сегодня «опопсел», «огламурился», стал частью истеблишмента и средством приспособления к окружающим. Сегодня в некотором смысле рок есть способ подавления. «Сынок, что за ерунду ты слушаешь?? На вот, послушай, какая классная песня у Deep Purple!»…

А, может, это со мной что-то происходит, и я не вижу уже в роке всего того, что видел раньше. И в самом деле: иногда музыка – это просто музыка.

Кого из рок-музыкантов – наших и зарубежных Вы слушаете и сейчас?

Ох, много чего… Секундочку, открою проигрыватель и посмотрю историю… Dire Straits, Steve Morse, Peter Frampton, Craig Chaquico, Someday Blues, Supertramp, Pink Floyd, Sinead O"Connor, Gathering…

Я очень старомоден, как видите: арт-рок, прогрессив, блюз-, джаз- и еще не-пойми-какой-рок. Я недолюбливаю отечественный рок, хотя недавно переслушал «Август» и последний альбом «Пикника».

Проблемa Богa

Когда Вы пришли к религии, почему выбрали именно Православие – ведь в то время уже существовала некая открытая информация о других конфессиях – и Вы могли стать, к примеру, буддистом...

Ну, я бы не сказал, что в 80-х информации было хоть пруд пруди. А если и была, то я не думаю, что она бросалась в глаза 14-летним подросткам… Просто мне случайным эпизодическим образом доводилось бывать только в церквях – может быть это…

Конечно, если положить руку на сердце, я не могу сказать, что мой выбор тогда был осознанным – осознание и одобрение выбранного придет позже. У меня и вера-то не сразу появилась. Могло случиться всякое, но Господь миловал.

Конечно, тем, что я остался в церкви, я обязан священникам того храма. Нет, они не были ни титанами богословия, ни глубокими психологами, ни выдающимися проповедниками. Они просто были хорошими людьми. Они просто приняли меня таким, каким я был тогда.

Мне иногда кажется, что сегодня некоторые мои коллеги просто «разбрасываются» людьми: пришел молодой человек в храм, и на него сразу: не так стоишь, не так висишь, не туда смотришь, и лицо у тебя не такое…

Тогда, как мне кажется, все было не так – по крайней мере, со мной и моими друзьями, которые все стали священниками, один – даже епископом. Надо мной подшучивали, меня считали странным, но… Я был им интересен, а они и их служение – мне.

Скажите, а кто «более ценен» для Православной церкви: крещеный в православии грешник, нарушающий абсолютно все заповеди, или же представитель другой религии – мусульманин, буддист, который ведет праведную жизнь - не прелюбодействует, не чревоугодничает, не сребролюбив и т.д?...

Конечно, кому больше дано, с того и спрос больше. Тот, кто нарушает обеты Крещения, больше согрешает. Есть достаточно универсальный принцип, разделяемый многими религиями: плохой единоверец хуже плохого иноверца (не говоря уж о хорошем). Вера (как и любовь) проявляет себя в делах человека, поэтому злостный нераскаянный грешник, упорствующий в своих непотребствах, по сути, покидает границы Православия. Это с одной стороны, а с другой - стоит помнить, что никакая добродетель сама по себе вне истинной веры не спасает.

Не кажется ли Вам, что технический прогресс – тупиковый путь для развития человечества? Что, созидая одно, человек разрушает другое – и чем больше создает, тем больше разрушает…

Не просто кажется, я в этом уверен. Как говорил Хайдеггер, «круговорот потребления ради полного израсходования есть уникальный процесс, отличающий историю мира, который превратился в немир». Культ потребительства и накопления находится в резком противоречии с христианским взглядом на мир как на храм Божий, возделывать который человек должен в посте и молитве. Чем меньше у человека духовных потребностей, тем больше у него потребностей материальных. Планета была создана для духовного человека. Библия повествует нам уже об одной глобальной катастрофе, о , который произошел по причине того, что люди «стали плотью» - превратились в мясо.

А как Вы относитесь к тому, что многие фантасты (а в последние время уже и ученые) утверждают, что Бог на самом деле существовал, но был представителем некой инопланетной расы, которая при помощи генной инженерии, внушив им при этом некие правила жизни, ставшие заповедями?

Ну, и у ученых, и у фантастов есть свои религии. А у науки пока есть проблемы не только с доказательствами бытия Бога, но и с доказательством возможности жизни где бы то ни было еще за пределами нашей планеты. До сих пор непонятно, как стала возможной жизнь на Земле: вероятности, случайности, антропные принципы всякие… Что там говорить про жизнь на других планетах и делить шкуру неубитого медведя!

Это во-первых, а во-вторых, подобное гипотетическое допущение нисколько не решает «проблему Бога» в принципе: ведь у нас остается все тот же вопрос: а кто сотворил этих инопланетян?

Напомню, кстати, что человек, с точки зрения Библии, не единственное разумное существо, сотворенное Богом. Есть еще и ангельские миры, и некоторая их часть стала злой по отношению как к Богу и ангелам Его, так и к человеку и всему нашему миру.

Одна моя знакомая, очень талантливая девушка, по молодости лет искала себя и способы изменить сознание – сменила множество увлечений, была, как Вы, и комсомольским лидером, и музыкантом, вступала в какие-то секты, пробовала легкие наркотики и т.д. Потом увлеклась религией и стала по-настоящему верующей – много лет вела соответственный образ жизни – посты, молитвы, прислуживала в церкви и т.д. Но когда ей исполнилось 30 лет, вдруг «остыла» - она по-прежнему верит в Бога, но не хочет больше все свое время отдавать церкви как институту – ей захотелось как-то раскрыть многочисленные свои таланты. Может ли быть такое, что Вы вдруг решите, что стезя священника – не ваша?

На определенном этапе нашей жизни Бог дает нам залог веры и благодати. Мы должны не только сохранить его, но и приумножить. На этом пути очень важно соблюдать меру в поддержании огонька своей веры: если он будет мал, то угаснет, если он будет велик, то опалит верующего и окружающих его. Очень важно не только не потухнуть, но и не сгореть, ведь результат один: тьма. У меня слишком мало данных, чтоб вот так, «заочно» ставить духовные диагнозы Вашей подруге…

Стоит помнить и то, что православие весьма либерально подходит к исчислению «десятины», которую человек должен посвящать Богу. У нас нет математики: каждый решает сам, насколько и чем именно он будет служить Богу. Возможно, женщина поняла, что нести послушание при храме, находится в эпицентре приходских страстей – это не ее. В этом нет ничего страшного. Пусть найдет себе работу в других «институтах» - то, что, с ее точки зрения, раскроет ее, как личность. Главное, чтоб она сохранила свою связь с Господом и Его Церковью в молитве, таинствах, богослужениях.

Теоретически может быть всякое. Зарекаться не хочу – если Бог не помилует, то еще и не такое может случится. Вон, бесы святых в баранку гнули, куда уж мне!

Крест нa двоих

Где и когда Вы познакомились с Вашей будущей женой? Как она отнеслась к тому, что Вы священник?

Я познакомился с Еленой, учась на первом курсе. Я заговорил с с ней впервые после одной из церковных служб. Она приехала с подругой в монастырь помолиться и сидела на лавочке и ждала автобус… Естественно, тогда я не был священником. Она не слишком была озабочена моим выбором, но вот ее родственники (особенно тети-дяди)…

Прелюбодеяние – один из смертных грехов, причем не только связь с женатым (замужней), но и разведенным. Но представьте себе такую ситуацию, что двое верующих людей обвенчались, а затем вдруг выяснилось, что это была не любовь, а лишь иллюзия. Но при этом вера в Бога не позволяет им разойтись – из-за боязни греха. Что более правильно с точки зрения религии – продолжать им жить вместе – без греха, но без душевной связи или же все же искать настоящую любовь? И этот же вопрос часто мучает и неверующих…

Иллюзия! Да какая иллюзия?! Человек купил себе «Гольф» и был этому очень рад. Проходит время, и радости становится все меньше. Потом он решает, что это была лишь «иллюзия», и покупает новый автомобиль, а потом еще…

И так до тех пор, пока ни надоест, или пока возможность ни иссякнет. Беда в том, что сегодня у людей гедонистическое отношения к браку: если вдруг выяснилось, что того «кайфа» и «драйва», что были раньше, больше нет, то нет смысла быть вместе. Потом новая «любовь», и еще одна, и еще… А потом человек останавливается. Потому, что нашел то, что нужно, «идеал»? Самообман! Потому, что возраст, потому что «сойдет», потому что поубавилось спеси и радикализма, и кое-что появилось в голове (как в собственной, так у партнера).

Люди пытаются изменить окружающих. Не сумев изменить окружающих, они начинают их менять. Хотя нужно просто измениться самому, собственному отношению к происходящему. Что именно изменить? Прежде всего, отношение к браку. Брак это по определению не «развлекуха». Это своего рода «ЗАО» по преодолению превратностей сей временной жизни с целью достигнуть Царствия Божие. Это тяжелый совместный труд, среди которого «совпадение характеров» и пр. «поэзия» есть лишь желаемая отдушина, а не цель или смысл.

Брак - это не только воспитание детей (если они есть), это совместный труд по искоренению греха друг в друге – в том числе и всего того дурного, от чего люди пытаются уйти, подавая на развод. Если ты не хочешь видеть больных, то тогда не становись врачом, если ты считаешь, что брак - это только когда вместе нюхают ландыши, то лучше не заводить семью. Легко найти человека, веселье которого тебе будет приятно. Легко найти того, кто с радостью с тобой повеселится. Дай Бог радости всем, но создание семьи – поиск того, с кем ты вместе понесешь свой крест, свою боль.

Смысл брака не реализуем в границах только этой жизни – его значение простирается в вечность. Только вечностью можно сделать осмысленными все те страдания и неудобства, которые люди терпят в браке и могут избежать, разведясь. Удовольствие иногда проще получать вне семьи. В этом смысле религия – это то, как люди оправдывают необходимость создания и сохранения семей.

Сегодня люди изначально создают семьи в расчете на то, что если не понравится, то всегда можно развестись. Конечно, не понравится! Пройдут праздники, настанут будни, и опять захочется праздника, притом готового, на который тебя позовут. Но при нормальном отношении брак есть «необитаемый остров», с которого никуда не деться. Хочешь ругаться? Ругайся! Но только знай, что завтра вам все равно вместе иди в джунгли в поисках съедобного – ведь рядом никого другого нет! И настоящую любовь тебе придется искать там, где ты ее потерял, и с тем, с кем ты ее потерял.

Поэтому, дилемма, поставленная Вами, не верна. Искать настоящую любовь нужно обязательно и дальше, но с супругом. Более того, настоящая любовь никогда не бывает в законченном виде окончательно найденной – делать таковой ее нужно на протяжении всей жизни. Иногда все рушится, как карточный домик – казалось, хотел построить еще один «этаж», но нет… Что ж, бери и смиренно и терпеливо строй дальше – ведь в любом случае, с супругом или без него, тебе все равно придется начинать с нуля. Да и, как показывает даже мой скромный пастырский опыт, люди очень много драматизируют и преувеличивают.

Конечно, есть ситуации в которых развод допустим или даже показан, но, как я понял, мы пока не обсуждаем эти ситуации.

Что Вас больше всего огорчает в людях? И в человечестве в целом, и в отдельных личностях – ваших друзьях, учениках, прихожанах?

Огорчает больше всего двоедушие. Две души – меньше, чем одна. В глаза одно, за спиной другой. А так… Я не думаю, что я в это оригинален, как и все…


В разные минуты жизни каждого из нас занимали мысли о войне – о какой-то определенной или о войне вообще. Однажды, еще будучи студентом, я убивал время во дворике главного корпуса БГУ возле памятника всем тем, кто ушел из аудиторий университета на фронт, но назад уже не вернулся. Надпись на памятнике я видел тысячи раз, но только в тот момент она меня зацепила не на шутку. У меня накатились слезы, и я ушел глубже в сквер…
Они не были воинами – они хотели быть учеными, учителями. Им не было интересно оружие – им нравилось решать уравнения, наблюдать за погодой, собирать гербарии. Да и какие из них, на фиг, солдаты! Сутулые, конопатые очкарики, экономящие на еде, чтоб купить книжку или сходить на танцульки…
А еще только вчера (в прямом смысле) по всей стране в школах отгремели выпускные балы: белые туфельки, платья, кучеряшки, неловкие ухаживания, рассвет. Рассвет первого дня войны.
Все изменилось за один день. Прощай, наука. Прощай, мама. Прощай, жизнь.
А дальше… страх, злость, гнев, кровь, гной, армейский юмор, грязь, холод, голод, смерть. Все. Даже если выжил - устал на всю жизнь. Война – это когда одни дети убивают других.

Странно, как много замечательных книг о Христе и обо всем, что связано с Ним! Как много их хотелось бы если и не прочитать, то, во всяком случае, купить…
И я вот тут сижу и пишу о Боге направо-налево. Иногда целыми ночами.
А Господь написал всего-навсего одно единственное слово – на песке. И то его затоптали в разборке с проституткой…

Позавчера отпевал младенца. Слава Богу, на моем приходе это приходится делать не часто. Никак не привыкну – чувствую себя виноватым. Говорил проповедь, но поймал себя на таком чувстве, как будто оправдываюсь.
Не дай Бог, но все же, дорогие собратья-священники, если случится нам оказаться в таком горе, утешит ли нас то, чем мы пытаемся утешить других?

Есть люди, которые, подобно ночным бабочкам, просыпают солнце, а потом, когда наступает ночь, в кровь разбиваются об фонари…

Ездил к своему другу-священнику в Телеханы. На обратном пути подобрал женщину с двумя маленькими детьми. Проезжаем мимо задавленного ежика. Один ребенок закричал так, что я аж испугался от неожиданности: «Мама, мама! Смотри, ежика убили! Почему мы батюшку не попросили остановиться, чтоб он его вылечил?!». Это - не смешно! Плакать хочется. Бедные люди! Как им с нами, попами, тяжело – ежика воскресить и то не можем.

На днях освящал квартиру в одном доме…
Смотрю, хозяева хорошо подготовились: иконки, крестики-наклейки, свечи, ладан, елей…. Стоп. Смотрю: в елее какой-то красный осадок и взвесь. Я даже подумал сначала, что это масло с Соборования. Начинаю выяснять. Мне объясняют, что туда, КАК И ПОЛОЖЕНО (!), добавлен… соус Тaбаско!!! Я в шоке. «Ну, как же!» - Говорят мне. – «Мы сделали все так, как ты велел Пете и Свете!». Петя и Света – это наши общие хорошие знакомые (имена вымышлены), которым я полгода назад тоже дом освящал. И вот, оказывается, в чем дело…
Звонят мне как-то эти Петя и Света, просят чтоб я приехал и дом их освятил, а то «совсем невмоготу стало: все ругаемся, да ругаемся – уже к разводу все идет». Я прихожу к ним, расспрашиваю, что да как, а они наперебой, как маленькие дети, жалуются друг на друга. Я все выслушал… Ладно, говорю, а теперь давайте помолимся, а потом поговорим…
Помолились, освятили, окропили… «А что теперь делать с маслом, которое осталось?» - спрашивают меня. Я в шутку отвечаю: нужно взять соус Табаско (можно и Чили, но у православных больше принято использовать Табаско), добавить его в елей и языки свои мазать сразу, как ругаться начинаете… А языки, надобно заметить, у них у обоих огого! Выясняется, в общем, что они потом так и сделали!!!
И как, спрашиваю в полном опупеозе, это им помогло? А то!!! «У них, типа, уже полгода как опять сплошной медовый месяц, тишь да гладь, ходят по улице, мизинчиками зацепившись, в религию ударились… А она еще вроде как и забеременела - спросить не удобно, но очень похоже»…
Вот эти самые Петя и Света и объяснили, как нужно правильно приготовиться к освящению квартиры…

Короче, вы все еще ругаетесь? ТОГДА Я ИДУ К ВАМ!!!

  • 2863 просмотра

Доцент кафедры апологетики Минской духовной академии.

Образование, ученые степени и звания:

Минская духовная семинария, бакалавр богословия — 1996 г.

Философско-экономический факультет по специальности «Философ. Преподаватель философии и социально-политических дисциплин», с отличием — 1999 г.

Минская Духовная Академия, кандидат богословия — 2000 г.

Аспирантуру Гродненского Государственного университета по специальности «Онтология и теория познания» — 2003 г.

Доцент Минской Духовной Академии — 2006 г.

Христианская теологическая академия в Варшаве, магистр теологии, 2013 г.

Христианская теологическая академия в Варшаве, доктор теологии, 2014 г.

Педагогическая деятельность:

С 1996 года — преподаватель в Минских духовных школах, Современном Гуманитарном университете, Европейском Гуманитарном университете, Институте Теологии БГУ.

Страницы биографии:

В 1998 году Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом (Вахромеевым), Патриаршим Экзархом всея Беларуси рукоположен в сан диакона.

В 2000 году Архиепископом Новогрудским и Лидским рукоположен в сан иерея и до 2011 года нес пастырское послушание на приходах Новогрудской епархии, совмещая его с преподаванием в Минских духовных школах.

С 2011 года — настоятель Свято-Преображенской церкви д. Раков Воложинского района Минской области (Молодечненская епархия).

В 2011 году назначен пресс-секретарем БПЦ и переведен в клир Минской епархии с сохранением преподавательского послушания.

С 2011 по 2015 – главный редактор журнала «Минских Епархиальных ведомостей».

В 2014 году (по настоящее время) назначен председателем Синодального информационного отдела БПЦ.

2016 год – удостоен права ношения креста с украшениями.

Соавтор и ведущий телепередачи «Святыни Беларуси» на «БТ3», а также рубрики «О вечном» в «Аргументах и Фактах в Беларуси», миссионерского блога «Бытие Между» (15 лет, более 1500 публикаций), регулярные выступления на радио, телевидении, в печатных и электронных СМИ.

Рецензент Издательского Совета БПЦ МП.

Неоднократно готовил экспертизы проектов Законов Беларуси (Закон РБ «О трансплантации органов и тканей человека, Закон РБ», «О вспомогательных репродуктивных технологиях»), различных правовых актов и указов. Составлял, редактировал, проводил богословскую экспертизу официальных документов Белорусской Православной Церкви и выступлений (в том числе научных) церковных иерархов.

Ознакомиться с публикациями протоиерея Сергия Лепина .

Последние публикации:

  1. Лепин С.Л., прот. ЭКО: можно или нельзя? Отзыв на «заявление церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московской Патриархии Русской Православной Церкви «Христианское отношение к экстракорпоральному оплодотворению» / Лепин С.Л., прот. // Христианское чтение. – 2015. – № 1. – С. 107-122.
  2. Лепин Сергий, прот. Евангельские беседы: Притча о немилосердном должнике. — Ведомости Минской Митрополии, — №3-5 (116-118)/2015 — С.114-115.
  3. Лепин Сергий, прот. Найти в себе волю к миру. — Ведомости Минской Митрополии, №3 (121)/2106. – С.23-26
  4. Лепин, C., прот. Если «Бог умер»: проблема духовности в современной Европе. / Лепин, C. // Перспективы возрождения и модернизации России – от Н.А.Добролюбова до наших дней: сборник докладов Международной научной конференции «ХХХVI Добролюбовские чтения»/ Под ред. Дмитриевской Г.А., Строгецкого В.М. – Нижний Новгород: Гладкова О.В., 201. – С. 91-95.

Основные конференции:

  1. Лепин С., прот. «Духовность как категориальная проблема». — Современная цивилизация в динамике от глобальной нестабильности к устойчивому развитию». — VII научно-теоретический семинар студентов, аспирантов и молодых ученых, — Минск, 22.05.2013
  2. Лепин С., прот. «Роль Церкви в формировании европейской науки», — Христианские культура и образование. Наследие, современность, будущее. — Х Свято-Покровские образовательные чтения. – Гомель, 23.10.2013
  3. Лепин С., прот. Взаимодействие Церкви и общества в отношении проблемы смертной казни. – Международная конференция «Несмертная казнь: Истоки ответственной позиции», 13 — 14 ноября 2014 года, г. Минск.
  4. Лепин С., прот. Святой князь Владимир и Крещение Руси: цивилизационный выбор восточнославянского мира — Международная научная конференция «Святой князь Владимир и Крещение Руси: цивилизационный выбор восточнославянского мира», Жировичи, 14-15 мая 2015 г.
  5. Лепин С., прот. «Взаимодействие Церкви и общества в отношении проблемы смертной казни» — Международная конференция «несмертная казнь: Истоки ответственной позиции», — Минск, 13-14 ноября 2014 года,
  6. Лепин С., прот. «Содействие интеграции лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в Беларуси» — заседание экспертной группы в рамках проекта МТП, Минск, 07.12.14
  7. Лепин С., прот. Отношение Русской Православной Церкви к смертной казни: история вопроса — Круглый стол «Смертная казнь в Республике Беларусь: проблем теории и реальность» — ЧУО «БИП-Институт Правоведения», Минск, 11.12.14
  8. Лепин С., прот. «Мирное сосуществование как ценность и служение журналиста». Круглый стол «Межнациональные и межконфессиональные отношения в Республике Беларусь на современном этапе», Минск, Институт Журналистики БГУ, 20 мая 2015
  9. Лепин С. прот. «Проблема позитивной мотивации в пролайферском движении». — Конференция памяти Татьяны Тарасевич «Перспективы белорусского движения в защиту жизни». — Минск, МОИРО, 6 июня 2015 года
  10. Лепин С., прот. «Категории духовного и душевного применительно к проблеме психического здоровья человека». — Доклад на семинаре «Психические расстройства и насилие: причина или следствие?», Молодечно. «Религиозное представление о природе психических расстройств и насилии в русле православной церкви», 04.2016
  11. Лепин С., прот. «Половой диморфизм в Библии и святоотеческом Предании» — Международная научно-практическая конференция «Роль женщины в развитии современной науки и образования», Минск, 17-18 мая 2016 г.
  12. Лепин С., прот. «Духовность как социальный капитал» — международная научная конференция «Церковная наука в начале третьего тысячелетия: актуальные проблемы и перспективы развития». – МинДА.- Минск 03.11.16
  13. Лепин С., прот. «Светское и духовное образование: некоторые аспекты из истории взаимоотношений» — Вторые Епархиальные Рождественские чтения. – Молодечно, 01.12.2016
  14. Лепин С., прот. «Проблема духовно-нравственного воспитания учащихся и профилактика деятельности псевдорелигиозных структур и деструктивных организаций». Доклад «Сектантство как угроза юношеству». — Вилейский межведомственный семинар для социальных педагогов и педагогов-психологов. Вилейка, 03.12.2016

Публикация пресс-секретаря Белорусского Экзархата РПЦ Сергея Лепина на нашем сайте вызвала бурную реакцию социальных сетей, а также белорусских и российских СМИ. Столь необычное для православного священника поведение вызывает бурное ликование и одобрение на «свядомых» ресурсах и возмущение на православных и патриотических сайтах.

Участием в «Дне воли» и антироссийской дурью во вскрытой переписке образ Лепина не исчерпывается. Журналисты ТЕЛЕСКОПа копнули чуть глубже и нашли новые «штрихи к портрету», которые отнюдь не красят латентного автокефалиста…

Однако для начала повторим, почему же протоиерей Лепин «нехороший человек, редиска»:

  1. Он, будучи официальным представителем Белорусского Экзархата РПЦ, пришёл на традиционное политическое антироссийское мероприятие, организаторами которого являются антироссийские политические партии , и выступил со сцены, поддержав в своей речи митингующих. Напоминаем Сяржуку, что согласно Уставу РПЦ «Канонические подразделения Русской Православной Церкви не ведут политической деятельности »;
  2. В своей речи Лепин заявил, что «БНР» якобы «боролась с оккупантами», хотя общеизвестно, что вооруженные формирования, выступавшие под эгидой «БНР», воевали исключительно против России (советской или несоветской - это не имеет никакого значения) в составе войск иностранных государств , претендовавших на захват белорусских земель;
  3. Деятелей «БНР» Лепин охарактеризовал как «энтузиастов», радевших за «белорусскую историю и культуру», хотя их отношение к Православной Церкви, столпу нашей культуры, мягко говоря, нельзя назвать комплементарным (инициаторы провозглашения «БНР» братья Луцкевичи, например, носились с идеей возрождения унии и тесно общались с митрополитом Шептицким, а и.о. главы «Рады БНР» Лёсик презрительно отзывался о «парафиальных попах»);
  4. Своё выступление Лепин закончил произнесением традиционного для белорусских антироссийских националистов лозунга «Жыве Беларусь!» (любителям поговорить про то, что это «просто здравица нашей родной Беларуси», напомним, что «Слава Украине!» - просто призыв любить Украину, «Deutschland über alles!» - просто проявление любви к Фатерлянду, а свастика - обыкновенный солярный символ);
  5. Наконец, Сяржук Лепин нехороший человек, потому что он и двуликий Янус. Ходить на Русский марш священнику - значит, вмешиваться в политику и «пребывать в аду», ходить на «День воли» - значит, «нести слово Христово». Кричать «Жыве Беларусь!», восхвалять «БНР» с «Пагоняй» на шее, ставить себя на одну доску с западными политиками, которые так же со сцены поздравляли собравшихся с «праздничком» - хорошо, служить молебен активистам российского НОДа в минском храме - плохо.

Кто-то может сказать: «Ну, сглупил отец, не разобрался, с кем не бывает? Что ж на него так наезжать сразу?» Однако не всё так просто в нашей жизни. Сяржук - давний русофоб, научившийся со временем маскировать свою личную позицию под позицию Церкви.

В 2012 году в своей уютной ЖЖшечке Лепин публикует пост под заголовком «Шахматы. Белорусы начинают…». Тогда, меньше шести лет назад, протоиерей болтал языком, как помелом, и не был ещё так хитёр. Потом стал поумнее и закрыл доступ к записи, но не учёл, что интернет всё помнит.

Итак, Лепин предлагает… восстановить Великое княжество Литовское и объединить Беларусь и Литву в одно государство! Причём, на полном серьезе (на сумасшедшего он ну никак не похож). Аргументы умиляют - «наши народы связаны как-то особенно и экономически в том числе». Интеграция же с Россией уподобляется «аншлюсу», сама идея объединительных процессов называется «скомпрометированной» (интересно, чем и кем?), «навязанной» (инициатором объединительных процессов был А.Г. Лукашенко, это так, для сведения Сяржука). Интегрироваться с Россией Беларусь, по мнению Лепина, может только под давлением силы (стремление белорусского руководства к дальнейшей интеграции, результаты соцопросов, фиксирующие поддержку Союзного государства подавляющим большинством белорусов - по боку).

В свои рассуждения он зачем-то примешивает шутки про расчленение России и отделение от неё Смоленска, Брянска и Калининграда, потом пишет, что это, в принципе, не совсем и шутка. На обвинение отдельных комментаторов в том, что Сяржук-таки русофоб, тот продолжает «троліць тупых маскалёў»: «Я ж ведь тоже предлагаю объединяться - медленно и поэтапно» - дескать, гы-гы, давайте интегрируем Россию в состав ВКЛ 2.0. по частям, а начнём со Смоленска и Брянска. Шутки шутками, а это нарушение статьи 280.1 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации».

Естественно, тогда это вызвало восторг у «свядомых» обитателей уютной ЖЖшечки.

Просто вдумайтесь: православный священник Русской Церкви выступает против сближения с православной Россией, называет такое сближение «аншлюсом» (т.е. сравнивает Россию с Третьим Рейхом) и предлагает вместо этого объединиться с католической Литвой, где православные составляют 4% населения. Единая церковная организация, духовное единство россиян и белорусов, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, Ксения Петербуржская, Матрона Московская, слова Святейшего Патриарха Кирилла о том, что «Беларусь - никакой не мост, никакой не шлюз», а «самая западная часть Святой Руси» - Сяржуку Лепину это вообще не интересно и, более того, для него это неприемлемо. Потому что его настоящая личина - это личина церковного сепаратиста и русофоба, пробравшегося в верха Белорусского Экзархата РПЦ.

Православные миряне могут лично поинтересоваться у Лепина, откуда у него такая нелюбовь к единоверной и единокровной нам стране, благо протоиерей имеет

Скандал с выступлением пресс-секретаря Белорусского Экзархата РПЦ Сергея Лепина на националистическом антироссийском митинге 25 марта показывает новые грани личности «свядомага» батюшки. Оказывается, Митрополит Павел не давал благословения на участие Лепина в «Дне воли», о чём сам владыка сказал журналистам 20 апреля. Напомним, что Сергей Лепин обратное, то есть попросту соврал и подставил Патриаршего Экзарха.

Без сомнения, подобная «самодеятельность» может работать лишь на раскол Церкви, что невольно отсылает нас к примеру Украины. Мы решили узнать мнение украинского клира по поводу этой ситуации и обратились за комментарием к протоиерею, доктору богословия, пастырю ополченцев Донбасса, а ныне священнику Городецкой епархии, Олегу Трофимову .

— Отец Олег, как Вы оцениваете факт выступления пресс-секретаря Белорусского Экзархата РПЦ Сергея Лепина на националистическом «Дне воли», а также его об объединении Беларуси и Литвы с отделением некоторых территорий от России?

— Христос Воскресе, братья и сестры! Идея расчленения России и единого русского народа, родившегося в киевской крещальной купели, стоит издавна. На нас шли и поляки, и французы, и немцы, но все они так и не смогли победить нас в лоб, потому теперь бьют в тыл. Ныне идет борьба за владение душами людей, а именно: борьба идеологий, проникающих в сердце.

Последние политические события в Беларуси – это не вновь изобретенный велосипед, а опробованная технология, которую мы во всей красе видели во время так называемой «оранжевой революции» на Украине и во время госпереворотов в других странах. Организаторам социальных потрясений крайне важно захватить душу народа, установить контроль над религией. Поэтому именно представители Церкви должны сказать сейчас решающее слово.

По поводу территориальной целостности государств. На мой взгляд, здесь нужно давать оценку в первую очередь нравственную. Многие государства на карте мира то появлялись, то исчезали, однако здесь очень важно понимать, каков был смысл их существования, какой цивилизационный выбор они делали. Для того, чтобы нам понять от Бога то или иное событие или нет, существует нравственный фильтр, евангельский принцип: «Все, что объединяет во Христе – от Бога, все что разъединяет – от дьявола, от лукавого».

У Беларуси и России – общие святые, общая история, общий язык. Ведь все то, что мы называем украинским языком, белорусским языком – это наречия одного общего древнего русского языка. Возьмем, к примеру, Германию: там было до 120 разных диалектов, и немцы вообще не понимали друг друга. А между тем у нас настолько близкие языки, что нет никаких сомнений в том, что мы – один народ.

Теперь подумаем к чему приводит сепаратизм и дружба с Западной цивилизацией? Начиная с эпохи Возрождения, там предавали и продавали Христа. Во что в Западной цивилизации превратилось христианство и Христос? В декорацию, в вымирающую религию, из которой просто выхолостили Спасителя. Родители поздравляют детей с Рождеством, а дети уже не знают с Рождеством кого их поздравляют. Святых превратили в фокусников, летающих на оленях и лазающих через дымоход. А кем вообще был святой Николай Чудотворец уже никто и не помнит.

И вот в такой мир Евросодома и антихриста батюшка Сергий Лепин по факту, оказывается, призывает. Так что это за батюшка, который призывает к союзу с дьяволом? Неужели он и вправду думает, что с этим можно вот так легко заигрывать? Такие шутки добром никогда не окончатся. Посмотрите на то, что сейчас творится на Украине. Если дьяволу скажешь «а», после этого ты обязательно скажешь ему и «б». Даже если ты не захочешь, тебя опустят на колени, тебя заставят сказать дьяволу «б», потакать ему дальше, а значит предавать Христа.

Посмотрите, что сейчас происходит в греко-католической церкви, которая тоже, кстати, пытается разводить активность в Беларуси. В украинском католическом университете во Львове преподают геи, читаются курсы толерантности. Что это такое? Они выбрали главой греко-католической церкви Святослава Шевчука, его торжественно поздравил с этим гей-клуб. Кто он им такой, кореш или духовник? Подумайте, что ждет церковь. Я уверен, что первый, кто в Беларуси будет проводить такую линию – это католическая и греко-католическая церковь, так как они давным-давно уже предали Христа. И сейчас так называемый батюшка Сергей Лепин призывает вот к таким вот европейским либеральным ценностям.

— Но, по мнению Лепина, «за все хорошее» можно стоять «единым христианским фронтом» и с Литвой…

— А вы знаете, что в Литве существует эвтаназия для детей? Какой там может быть христианский фронт? Почему там местные христиане ничего не сделали? Вы в Беларуси хотите, чтобы эта гадость у вас была, этот вид самоубийства для людей?

Новая эра породила цивилизацию Христа, а та, в свою очередь, породила Святую Русь. И тот, кто против Святой Руси и вне её, тот автоматически попадает в мир Евросодома, в мир фашизма, Бандеры, соединенных штатов антихриста. Только в этот мир он попадает, третьего не дано. В данный момент больше нет никакого нейтралитета. Сейчас идет война против Святой Руси и против всех наших святых.

— А с чем Вы связываете то, что такие люди оказываются на достаточно высоких позициях в Белорусском Экзархате Русской православной церкви?

— Дело в том, что люди с подобной идеологией не появляются на таком месте сразу. Человек, достигающий высокого поста, всегда искушаем деньгами и славой. Любому человеку нелегко избежать этих искушений, и я надеюсь, что мой коллега в своем заигрывании и заискивании ещё покается.

Поверьте, всё это не бесплатно. Ещё в 1992 году был проект создания Белорусской автокефальной церкви, её пытались создать ЦРУшники с помощью денег из фонда Сороса, который финансировал подобный проект и на Украине.

Еще с 1950-х годов через украинские и белорусские диаспоры Запад хотел создать на наших землях подобный раскол. Многие националисты, бандеровцы избежали наказания после войны благодаря покровительству Папы Римского Пия XII. Их расселили в Новую Зеландию, Австралию, Бразилию, Англию, Канаду, в США и готовили для вброса на территорию СССР еще в 1950-х годах. С тех пор прошло несколько поколений, но вот этот дух ненависти и антиевангельский дух, разъединяющий народы, сохранился. «Убей москаля – спаси Украину» – лозунг тех ещё времен. И вот это заигрывание с дьяволом – сказал «а», придется говорить «б» — так же старо, как мир. Человек просто продает душу дьяволу, осознает он этого или нет.

Вполне реально, что полученное Лепиным экуменистическое образование могло дать свое влияние. Но однозначно говорить об этом нельзя, так как многие умные люди, даже окончив подобные ВУЗы, остаются верными Святой Руси.

— Выдвигается такой аргумент: дескать, «мы должны нести слово Христово везде, где только можно, поэтому мы должны обращаться даже к националистам в расчете на то, что они образумятся». Мол, если Церковь будет на них воздействовать, они отойдут от своих радикальных убеждений. Этот аргумент выдвигают защитники Лепина, а как Вы смотрите на это утверждение?

— Я думаю, те, кто финансирует этот проект из-за рубежа, предполагают такое развитие событий. Не будьте наивными, здесь всё делается для раскола и для разъединения, для утверждения ненависти. И кто будет говорить после этого о любви? У них совершенно иные программы и на них тратятся миллиарды, как это было до этого и на Украине.

Председатель Синодального информационного отдела Белорусской Православной Церкви

Год и место рождения:

1975, г. п. Кировск.

Образование, учёные звания:

  • Минская духовная семинария — 1996 (бакалавр богословия)
  • Белорусский государственный университет
    (философско-экономический факультет) — 1999
  • Минская духовная академия — 1999
  • Аспирантура Гродненского государственного университета
    (кафедра философии) — 2003
  • кандидат богословия — 2000
  • доцент — 2006
  • Chrze?cija?ska Akademia Teologiczna (Warszawa, Poland) — 2014 (доктор теологии, PhD).

ПУБЛИКАЦИИ

  1. Лепин, C., прот. Если «Бог умер»: проблема духовности в современной Европе. / Лепин, C. // Перспективы возрождения и модернизации России – от Н.А.Добролюбова до наших дней: сборник докладов Международной научной конференции «ХХХVI Добролюбовские чтения»/ Под ред. Дмитриевской Г.А., Строгецкого В.М. – Нижний Новгород: Гладкова О.В., 2012. – С. 91-95.
  2. Лепин, C. Л. Роль и значение христианской мысли в формировании темы личности / Лепин, C. // Вестник БГУ. Серия 3 — 2006. — №1 – С.72-78.
  3. Лепин, C. Л. Начала библейской сексологии: пол как форма существования / Лепин, C. // Вестник ГрГУ, серия 1 — 2006. — №3. – С. 70 -75.
  4. Лепин, С. Л. Догмат как философская категория / Лепин, C. // Ученые записки. Сборник научных статей факультета теологии. Выпуск 2.– Мн.: ЕГУ, 2004. – С.32-49.
  5. Лепин, C., иер. Онтологический аргумент бытия Бога: опыт историко-философской реконструкции / Лепин, C. // Труды Миской Духовной Академии. №3. – Жировичи, 2005. – С. 28-35.
  6. Лепин, C. Библейская антропология и современные проблемы феминизма / Лепин, C. // Христианские ценности в современной культуре (к 2000-летию христианства). Материалы Международной научной конференции 20 декабря 2000 г. / БГУ; под ред. Зеленков А. И., Легчилин А. А., Можейко М. А. — Минск: Гама-V, 2001, — Часть 1. – С.141-147.
  7. Лепин, C. Л. Жертвенность как составляющая веры / Лепин, C.// Духовное образование и христианское культурное наследие (по материалам конференций, организованных межконфессиональ-ной рабочей группой при ММОЦ) / под. ред.: Байер К., Балакирев В. Ф., Ладисов А. И. — Минск, 2003. – С.72-77.
  8. Лепин, C., свящ. Рациональные и фидеистичные составляющие цельного религиозного мировоззрения / Лепин, C. // Материалы VIII Международных Кирилло-Мефодиевских чтений, посвященных Дням славянской письменности и культуры (Минск 24-26 мая 2003 г.) / Ин-т теологии им. свв. Мефодия и Кирилла, Бел.гос. ун-т культуры и искусств; отв. ред. И сост. А.Ю.Бендин. – Минск: ООО «Ковчег», 2003. – С. 212 — 222.
  9. Лепин, C., свящ. Проблемы транспланталогии в свете православной антропологии / Лепин, C. // Правовые аспекты трансплантации органов и тканей человека. Материалы «круглого стола», организованного Постоянной комиссией Совета Ресублики по демографической безопасности и социальному развитию (2 октября 2006 года, г. Минск) / Под. общ. ред. Постоялко Л. А. – Минск: Национальное Собрание Республики Беларусь – Совет Республики, 2006. – С.17 — 23.
  10. Лепин, C. «Вера и разум» в свете проблемы соотношения светского и духовного образования / C. Лепин // Сотрудничество государства и Церкви в деле образования: современное состояние и перспективы – Минск: Национальный институт образования, 2006. – С.97–108
  11. Лепин, Сергий, священник. «Вера и разум» в свете проблемы соотношения светского и духовного образования / Лепин, Сергий, священник // Беларусь: государство, религия, общество: материалы Междунар. науч.–практ. конф. Минск–Жировичи, 7 июня 2007 г. / Нац. акад. наук Беларуси, Ин–т истории, Минск. Духовн. акад. им. Святителя Кирилла Туровского; редкол.: протоиерей В. Антоник (и др.). – Минск.: Белорус. наука, 2008. – С.46–51.
  12. Лепин, C. Л. Богословие православное / Лепин, C. // Всемирная Энциклопедия. Философия / гл. научн. редактор и составитель Грицанов А.А. — М.: «АСТ» — Минск: Харвест — Современный Литератор, 2001. – С.123-124.
  13. Лепин, C. Исихазм / Лепин, C. // Всемирная Энциклопедия. Философия / гл. научн. редактор и составитель Грицанов А.А. — М.: «АСТ» — Минск: Харвест — Современный Литератор, 2001. – С.436 – 437.
  14. Лепин, C. Квиетизм (в соавторстве) / Лепин, C. // Всемирная Энциклопедия. Философия / гл. научн. редактор и составитель Грицанов А.А. — М.: «АСТ» — Минск: Харвест — Современный Литератор, 2001. – С.478.
  15. Лепин, C. Можейко М. Дискурс / Можейко М., Лепин, C. // Всемирная Энциклопедия. Философия / гл. научн. редактор и составитель Грицанов А.А. — М.: «АСТ» — Минск: Харвест — Современный Литератор, 2001. – С. 316 — 319.
  16. Лепин, C. Можейко М. Пиетизм / Можейко М., Лепин, C. // Всемирная Энциклопедия. Философия / гл. научн. редактор и составитель Грицанов А.А. — М.: «АСТ» — Минск: Харвест — Современный Литератор, 2001. – С.778 -779.
  17. Лепин, C. Неотомизм // Всемирная Энциклопедия. Философия // гл. научн. редактор и составитель Грицанов А.А. — М.: «АСТ» — Минск: Харвест — Современный Литератор, 2001. — С. 695-996.
  18. Лепин, C. Петр Ломбардийский / Лепин, C. // Всемирная Энциклопедия. Философия / гл. научн. редактор и составитель Грицанов А.А. — М.: «АСТ» — Минск: Харвест — Современный Литератор, 2001. – С. 776 – 777.
  19. Лепин, C. Православие / Лепин, C. // Всемирная Энциклопедия. Философия / гл. научн. редактор и составитель Грицанов А.А. — М.: «АСТ» — Минск: Харвест — Современный Литератор, 2001. – С. 818.
  20. Лепин, C. Томизм / Лепин, C. // Всемирная Энциклопедия. Философия / гл. научн. редактор и составитель Грицанов А.А. — М.: «АСТ» — Минск: Харвест — Современный Литератор, 2001. – С. 1081-1082.
  21. Лепин, C. Христианство / Лепин, C. // Всемирная Энциклопедия. Философия / гл. научн. редактор и составитель Грицанов А.А. — М.: «АСТ» — Минск: Харвест — Современный Литератор, 2001. – С. 1197-1198.
  22. Лепин, С. Апостериорные доказательства бытия Бога, их история и значение — Варшава: ChAT, 2013. — 100 с.