Отчитка бесноватых (одержимых), изгнание бесов, изгнание злых духов, экзорцизм. Как изгоняют бесов

Изгнание бесов - довольно популярная тема. Люди, подозревающие не только одержимость, но и порчу, сглаз или страдающие от тяжелого физического недуга, стремятся попасть на отчитку - особый церковный чин для изгнания бесов. Правильно ли это и что представляет собой экзорцизм в православной традиции - читайте в статье.

В статье:

Изгнание бесов - история обряда экзорцизма

Изгнание бесов или экзорцизм - немаловажная часть богословской науки. В наше время можно отучиться в католическом университете и получить диплом экзорциста. Обряд изгнания бесов из человека очень древний, отсылает интересующегося проблемой к истокам возникновения христианства.

Первым экзорцистом, как указано в Библии, был Иисус Христос . Самое известное библейское сказание из тех, которые касаются темы обряда , гласит, как Иисус Христос выгнал бесов из человека и вселил их в тела свиней. Одержимые животные бросились в пропасть, что подчеркивает опасность состояния.

Изначально даром изгонять бесов обладал только Иисус Христос. Затем навыки получили апостолы (после того как на учеников Сына Господнего сошел Святой Дух). Последователи апостолов - священнослужители, получившие дар. Во все времена людей, способных изгнать Дьявола, было крайне мало.

Отчитки от бесов были популярны в Средневековье. Известно несколько реальных случаев экзорцизма в прошлом веке, большинство с трагическим финалом - смертью священника или одержимого. На Руси первым письменным источником экзорцизма стали датированные XIV веком наставления об изгнании Дьявола авторства Киевского митрополита Петра Могилы. С течением столетий востребованность экзорцистов не уменьшилась, а проблема вселения нечистой силы в людей существует.

Где изгоняют бесов из человека в России и Украине

Троице-Сергиева лавра в городе Сергиев Посад.

Благословение на проведение отчиток имеют священнослужители из древних монастырей. В России есть одно святое место, где проводятся отчитки - Троице-Сергиева лавра в городе Сергиев Посад . Ранее изгнание бесов проводилось в Оптиной пустыне , но недавно монахи получили запрет на отчитку. На Украине таких монастырей больше: Почаевская лавра, Киево-Печерская лавра и другие.

Отец Герман из Троице-Сергиевой лавры - самый известный экзорцист в России. На данный момент только у него есть разрешение на проведение ритуала изгнания бесов. Отчитки у отца Германа - массовые, из-за чего подвержены жесткой критике со стороны других священников.

Известны случаи исцеления во время службы отца Германа, но скептики утверждают, что роль одержимых сыграли нанятые актеры. Мнение подтверждается тем, что часто требуется несколько , если бес достаточно силен, а на отчитках священнослужителя излечиваются за один раз даже прикованные к кровати одержимые.

Киево-Печерская лавра.

На Украине самым известным экзорцистом был отец Василий Вороновский из церкви Святого Михаила во Львове . К сожалению, служитель умер несколько лет назад. Сейчас сеансы экзорцизма проводятся во многих церквях Украины, в том числе в Киево-Печерской лавре и в соборе Святого Юра во Львове . Большой популярностью пользуется монастырь в селе Колодиевка Тернопольской области . Сельские экзорцисты работают бесплатно, считая изгнание своим долгом, но на вопросы о ритуалах не отвечают из-за запрета.

К отцу-настоятелю Варлааму из церкви Благовещенья Пресвятой Богородицы под Киевом приезжают не только со всех уголков страны, но и из-за границы. Священнослужитель проводит индивидуальные и групповые сеансы на протяжении тридцати лет.

Отец Варлаам утверждает, что отличает одержимость от физических и психических заболеваний. Служитель церкви согласен, что отчитка нужна только одержимым Дьяволом, а не страдающим от порч, проклятий и физических болезней. По словам украинского экзорциста, одержимы бывают даже младенцы, которые расплачиваются за грехи родителей.

Как происходит изгнание бесов из человека в церкви

Обряд экзорцизма или изгнание бесов проводится по образцу обряда, проводимого Иисусом Христом. Ритуал описан в религиозной литературе довольно подробно и никогда не менялся, как и тексты, читающиеся множество столетий назад для изгнания нечистого.

Иисус Христос был не только первым экзорцистом, но и создателем единственно верного обряда изгнания бесов в православии и католицизме.

Обряд изгнания бесов в православии называется отчиткой. В процессе обряда происходит осенение человека или группы людей крестным знамением с помощью распятия, прикладывание его к телу, окуривание ладаном, кропление святой водой, чтение специальной молитвы. Экзорцист - особый чин, на проведение которого священник должен получать разрешение, что удается крайне редко.

Молитва, с целью отчитки от бесов, - самая длинная в каноне православной церкви. Прочтение текста обычно занимает около двадцати минут. Слова не менялись на протяжении нескольких веков.

Невозможно прийти в церковь и сразу отправиться на сеанс изгнания бесов. Священник, согласный взяться за сложное и опасное дело, должен получить разрешение от епископа на проведение чина. Если согласия нет, можно только прочесть молитву за здравие больного человека. В некоторых случаях это помогает.

Священник должен убедиться, что дело в происках Сатаны, а не в психическом заболевании. Некоторые духовники умеют чувствовать присутствие нечисти, другие делают тесты с помощью святой воды и распятия, которых боятся демоны. Этот страх и отвращение заметны окружающим всегда. Индивидуальная беседа священника с подозреваемым в одержимости - обязательная часть выявления нечисти.

Если духовное лицо распознало присутствие беса, а разрешение на отчитку получено, из числа близких родственников выбираются свидетели, при которых проводится древний обряд. Перед началом ритуала наблюдатели исповедуются и получают благословение на присутствие при сеансе экзорцизма. Есть строгие правила для отбора очевидцев: люди не должны стать оружием в руках демона, не допускают к страшному зрелищу и слабонервных. Свидетели наблюдают за обрядом и непрерывно читают молитвы.

После изгнания беса (может потребоваться не один сеанс) следует держать пост, молиться как больному, так и его родственникам, заказывать сорокоусты и молебны. Если человек, из которого изгнали демона, не изменит образ жизни в соответствии с христианской моралью, бес может вернуться.

Изгнание бесов из человека - двоякое мнение священников

Мнение представителей духовенства по поводу церковных отчиток разделилось. Одни священнослужители убеждены, что делают полезное дело, изгоняя нечистую силу из людей во время богослужений. Духовники видят в своих действиях пользу, ведь практически на каждом сеансе находятся одержимые, выдающие себя громкими криками, конвульсиями и прочими признаками одержимости бесом.

Большинство священнослужителей считает, что значение экзорцизма преувеличено. Служители церкви убеждены, что отчитки - дань оккультной моде на боязнь порчи и сглаза. На сеансах, по их словам, редко присутствуют настоящие одержимые. Ходят слухи, что бесноватые в церквях - нанятые актеры, но очевидцы их появления на публике это отрицают.

Проведение массовых отчиток - грубое нарушение церковного чина. Экзорцизм проводится только для одного человека священником с разрешением. Присутствие на сеансе в качестве свидетеля требует благословения духовного лица: нельзя зайти в храм и увидеть . Не каждый может быть наблюдателем экзорцизма - требуется крепкая нервная система, хорошее физическое и психическое здоровье, отсутствие тяжких грехов и принадлежность к близким родственникам бесноватого.

Массовые отчитки, по мнению противников среди представителей духовенства, вредны. Каждый человек в какой-то степени одержим бесами, но отчитка нужна только людям, физическим телом которых завладела нечистая сила (на крайней стадии одержимости). Многие пытаются вылечиться от болезней, сглаза и порчи с помощью церковного чина, что неправильно. На сеансах можно не только не избавиться от собственного негатива, но и «подцепить» чужой.


беседа № 3

Дьявол - главная личность царства тьмы. Бесы, демоны, злые духи, нечистые духи - одно и то же. По-гречески "даймониан" - в греческой мифологии это существо - полубог, получеловек. Греки поклонялись и почитали его. Практически все языческие религии построены на поклонении злым духам. Люди пытаются расположить их. На практике при изгнании мы имеем дело с демонами, а не с ангелами или с самим дьяволом. Бесы привязаны к земле (Мтф. 12:43-45). Бесам постоянно нужно тело, чтобы проявить себя. Есть люди одержимые бесами - не в здравом уме (Мрк. 5:2-14). Человек имеет бесов (в укр. пер. - має демона). Бесы пытаются атаковать каждого из нас (1 Пет. 5:8). Христианин не может быть одержим бесом, но бес может контролировать одну из сфер его жизни, подобно тому, как у нас в квартире, где мы хозяева, могут жить мыши, или как в любой стране с одной стороны - власть президента, с другой стороны - существование мафии, которая абсолютно не подчиняется президенту. Бесы, как и мафия, живут шайками. Дух Святой постепенно ведет нас к совершенству и к освобождению (Рим. 8:26). Много христиан страдают депрессией, внутренними проблемами, которые не решаются годами. И мы не должны говорить: "Мир, мир", когда мира нет и легкомысленно врачевать раны. Иногда пост и молитва обнаруживают проблему, но человек не знает, как выйти из этой проблемы.

что Библия говорит о сатанинских духах и их действиях?
1.Перечень:
а) в Ветхом Завете: дух ревности (Числ. 5:14,30), злой дух (Суд. 9:23; 1 Цар. 16:14-23; 18:10; 19:9), дух лживый (3 Цар. 22:22; 2 Пар. 18:20-22), дух опьянения (Ис. 19:14), дух усыпления (Ис. 29:10), унылый дух (Ис. 61:3), дух блуда (Ос. 4:12; 5:4), нечистый дух (Зах. 13:2);
б) в Новом Завете: дух немой и глухой (Мрк. 9:25), дух нечистый (Мрк. 9:25), дух немощи (Лк. 13:11), дух прорицательный (Деян. 16:16), дух-обольститель (1 Тим. 4:1), дух боязни (2 Тим. 1:7), дух заблуждения (1 Ин. 4:6);

2.Действия духов.
а) У этих духов есть две задачи: не допускать нас к покаянию и не допускать духовного роста. Пример: действие духа усыпления. Дух, который пытается нас постоянно усыпить: человек читает Библию и засыпает, но часами и допоздна может смотреть различные телепередачи. Как вы думаете, что заставляет одних и тех же верующих засыпать в собрании?
б) Дух блуда. Не всякий человек, впавший в этот грех, имеет дух блуда. Но если после неоднократного покаяния это повторяется снова и снова, и человек не может справиться с этим грехом - это дух блуда. Часто этот дух переходит по наследству. Рассказ девушки, что она чувствует сильное влияние этого духа: ее мать блудница;
в) Дух уныния (Ис. 61:3) - глубокие депрессии, которые лишают радости спасения (Пр. 17:22);
г) Дух сплетен - когда человек, как сорока, как муха цеце, распространяет по церкви смертоносный яд;
д) Дух зла - мать избивает своих детей, сама не желая этого, будучи под принуждением.

ветхий человек и бесы
1. Каждый возрожденный христианин чувствует борьбу между плотью и духом (Гал. 5:17). По природе мы бунтари и дети Адама, у каждого из нас греховная природа Адама. Ветхую натуру нельзя изгонять. Решение проблемы ветхого человека - распятие. Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5:24). В 6-й главе к Римлянам описано решение проблемы ветхого человека - "почитайте себя мертвыми для греха…", "не предавайте членов ваших греху…" и т.д. (см. также Рим. 7:14:25).

2. Проблема человека, в котором живут бесы:
а) бесы не умирают и их нельзя распять, их нужно только изгонять;
б) постоянно повторяющаяся греховная привычка, обладающая человеком - источник - бесы;
в) бесы мучают нас, если мы не простили своему обидчику (Мтф. 18:34-35). Они мучают нас осуждением, чувством вины. Бесы мучают нас страхом (перед сильными людьми, страхом заболеть или просто страхом "что будет завтра?"). Все, что по принуждению - это от бесов.

3. Как входят бесы:
а) по наследству - наши предки занимались служением бесам;
б) личные грехи - оккультизм, безнравственный образ жизни;
в) в детстве - через насилие над ребенком, через испуг. Много детей страдают из-за обиды на своих родителей. Помните, что больше страдает тот, кто не может простить, чем тот, кто обидел.

как освобождаться от бесов
1. Глубокое смирение - смири себя и признай, что это твоя проблема. На время оставь свое достоинство и получи от Бога освобождение. Чувство собственного достоинства вернется чуть позже. (Пс. 137:6) - Бог гордого видит издали и так и держит его вдалеке.

2. Познай истину. "Истина сделает вас свободными" (Ин. 8:32).
а) Ты должен осознать, что это твоя проблема, и кто честен с самим собой, откровенен, измучен, тот будет страстно жаждать своего освобождения; пример: когда Петр шел по воде и испугался волн, то закричал: "Господи, спаси меня" (Мтф. 14:30). Ты должен назвать молоток молотком, а не слесарным инструментом.

3. Исповедание своих грехов пред Богом. Вынеси все свое греховное в свет Божий, вспомни все, признай это грехом, и помни, что ничем не сможешь удивить Бога.

4. Покаяние. Это акт воли, обращение от злых дел. В Псалмах Давид говорит: "враги они мне, мне ли не возненавидеть их". Отрекись от оккультизма, гороскопов, гипноза, гадания и всякой связи с бесами. Если это сердечно не сделано, бесы не смогут покинуть человека.

5. Прости других, живых или мертвых и отпусти им всякую обиду.

6. Призови имя Господне и спасешься. Помни, что сказал Христос: "приходящего ко Мне не изгоню вон". Мтф. 12:26-28.: Христос Духом Божиим изгонял бесов, и сейчас Дух Божий так же изгоняет их. В Ин. 7:37-39 показано, как мы должны принимать Дух Святой: "кто жаждет, иди ко Мне и пей". Изгнание бесов - это выдох, подобно тому, как мы выдыхаем дым. На греческом и еврейском языке "дух" - ветер или дыхание. Когда служитель именем Иисуса Христа приказывает демонам выйти из человека, тогда первое-третье дыхание может быть ваше, а дальше, если есть демоны, они начнут проявлять себя. Изгнание иногда сопровождают зевота, крик, вопль, всхлипывание (Деян. 8:7), кашель, визг, стон, рев. Не молись в это время, дай уйти бесам, дай, чтобы они свободно покинули тебя. Делай это с верой, что сказал Господь "Именем Моим будут изгонять бесов" (Мрк. 16:17).

почему люди не принимают освобождения?
1. Недостаток покаяния.
2. Недостаток измученности.
3. Неправильные мотивы.
4. Сосредоточенность на себе - желание внимания.
5. Нежелание порвать с оккультизмом.
6. Нежелание разорвать связывающие душевные взаимоотношения.
7. Недостаток освобождения от проклятия.
8. Отказ исповедовать определенные грехи.
9. "Неотделенность" через водное крещение.
10. Часть большой битвы.

После того, как бесноватость проявилась, необходимо провести ритуал экзорцизма . Считается, что проводить его может только священник, находящийся на верхних ступенях совершенства и подвижничества. Ритуал заключается в проведении определенных действий и чтении молитв над бесноватым, который сам произносить слова Святого писания не способен (этому активно противостоит вселившийся в него дух). Саму процедуру изгнания бесов в православии называют «чином отчитки» от слова «читать» молитву.

На отчитку страждущего от бесов человека нужно обязательно привести с надетым на него нательным крестом. День перед службой ему следует поститься. На отчитку не допускаются некрещеные люди. Во время службы одержимого священник обильно окропляет святой водой и окуривает ладаном. После этого он внимательно читает над ним определенные молитвы. Делать это необходимо крайне сосредоточенно, всей душой призывая Бога и веруя в его благословение. Каждое слово, произнесенное во время этой процедуры, очень важно. Да и сам экзорцизм в любой религии считается особой миссией, своеобразным послушанием.

На протяжении всей отчитки священник читает Библейские тексты и молитвы, крестит и окропляет святой водой бесноватого, пока тому не становится лучше. Список молитв обширен. Это «Отче наш», «Молитва против демонских козней», «Молитва ко Святому Духу», Псалом 90, Псалом 50 и др. Всего таких спасительных молитв около нескольких десятков. Отчитка может продолжаться довольно долго, иногда пару часов, пока бес окончательно не покинет тела страждущего.

Бесы вселяются в души людей, превращая их жизнь в ад на земле. И только особенной молитвой, которую в православии еще называют отчиткой, можно совладать со злыми духами. В Троице-Сергиевой лавре бесов изгоняет самый сильный в России экзорцист архимандрит Герман. Наш корреспондент отправилась в Сергиев Посад, чтобы увидеть обряд собственными глазами.

В церкви яблоку негде упасть

От Москвы до Сергиева Посада всего час на электричке. В вагоне я надеваю на шею шнурок с маленьким серебряным крестиком. Еще не переступила ворота лавры, а мне уже не по себе: вдруг изгнанный из человека бес вселится в меня?

Архимандрит Герман отчитывает одержимых злыми духами в надвратной церкви Иоанна Предтечи. Массовые отчитки большинство православных священников считают крайне опасными, так как в церкви люди, как правило, открыты и можно не только от своего беса не избавиться, но и чужого подхватить. Но троицкого экзорциста мнение коллег не смущает. Хотя ради приличия на дверях храма висит объявление, гласящее, что перед отчиткой следует получить благословение у своего батюшки. Неуверенно берусь за ручку и вхожу внутрь. Поднимаюсь вверх по узкой длинной лестнице, пространство вокруг меня сжимается, и мне снова становится страшно. Но вот последняя ступень – и передо мной вход в церковный зал. До службы полчаса, но здесь уже яблоку негде упасть. В соседнем помещении тоже толпятся люди, я с трудом нахожу свободное место у решетки, через которую просматривается алтарь.

Такое количество верующих на службе я раньше видела только во время пасхального богослужения. На каменном полу дремлет детина лет двадцати под рэп из плейера. Его пожилые отец и мать сосредоточенно ждут, переминаясь с ноги на ногу. Тем временем цыганка с уставшим лицом пытается успокоить плачущего ребенка. В церкви много мамочек с детьми и вполне благообразных мужчин и женщин среднего возраста. Я изучаю обстановку, от долгого стояния ноги начинают гудеть, но в условленное время служба так и не начинается.

– Отец Герман всегда опаздывает минут на двадцать, чтобы люди могли духовно настроиться, – поясняет моя соседка.

– А почему так много народу? Неужели все одержимы бесами? – продолжаю разговор.

– Ну что вы! – успокаивает меня собеседница. – Это общая служба, отец Герман отчитывает всех – и больных, и одержимых.
Наш разговор прерывают крики. Какой-то женщине от духоты стало плохо, ей просят передать воды.

В толпе раздался нечеловеческий вой

У икон появляется пожилая служительница в черном облачении. Она просит присутствующих открыть окна. Потом мне объяснили, что через окна вылетают бесы, покинувшие во время службы тело одержимого. И вот наконец появляется священник с огромной седой бородой – это и есть отец Герман. В зале застывает благоговейная тишина, архимандрит начинает читать проповедь. Я хватаюсь за блокнот и ручку, но тотчас забываю о них, остолбенев от удивления.

– Демона можно взять только постом и молитвой, – говорит батюшка. – Никакие таблетки и грязи не помогут. Бесы поселяются во внутренних органах человека, разрушают сосуды, сердце, почки. У женщин это часто вены.

«Получается, во всех людях, у кого что-нибудь болит, живут бесы! Значит, и мой хронический гастрит – тоже бесовское наваждение?!»

Отец Герман, словно отвечая на мой немой вопрос, принимается корить грешников, которые совершают неблаговидные поступки, тем самым открывая путь в свое тело демонам.

– Все как будто с ума посходили. Женщины курят, пьют, ходят в штанах. Смотрят фильмы, которые разрушают душу… – продолжает отец Герман.

Свою речь он завершает словами об Антихристе и Апокалипсисе. Затем батюшка предупреждает, что будет читать особую молитву против бесов, она действует только на крещеных, остальным надо уйти, а на всех оставшихся должны быть православные кресты.

Служба продолжается, и я ловлю себя на мысли, что это самый обычный молебен – батюшка что-то произносит, прихожане крестятся, и я зря сюда пришла. И вдруг… где-то в толпе раздается странный звук. Он становится все громче, и я понимаю, что это… вой собаки!!! Толпа в зале прижимается к стене: я приподнимаюсь на цыпочки и вижу, как на полу в судорогах извивается вполне приличная с виду дамочка. От ее дикого воя закладывает уши. Несчастную крестят и поливают святой водой, после чего она немного успокаивается…

Индивидуальная отчитка для состоятельных клиентов

Не дождавшись конца службы, я спускаюсь по лестнице вниз. На выходе отца Германа караулят два мужика в спортивных костюмах и вязаных шапочках. У нас завязывается разговор.

– Я отца Германа лет двадцать знаю, – говорит самый упитанный. – Он самый лучший экзорцист.

– Как думаете, смогу ли я с ним поговорить?

– Это вряд ли. Если хотите на отдельный прием, тут подход особый нужен. Батюшка и больных, и бесноватых отчитывает индивидуально за закрытыми дверями. Тут все зависит от цены вопроса. Я сам из Тверской области, приехал просить за землячку. У нее рак. Вот, заранее подготовился, – мужик показывает толстый конверт.

На лестнице появляется отец Герман, мой собеседник бросается к нему навстречу. Они отходят в сторону, конверт оказывается в руках архимандрита. Отец Герман что-то советует мужику на ухо. Еще несколько человек пробуют пробиться к батюшке, но их оттесняют «бодигарды» в рясах. Герман спешно покидает храм и садится в черный Porsche Cayenne с тонированными стеклами.

Справка «ЖГ»

В христианской церкви первым экзорцистом считается Иисус Христос. В Библии есть многочисленные описания, как он изгонял демонов и лечил страждущих. «Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал говорить и видеть» (Евангелие от Матфея (12,22). Бесов, как сказано в Евангелии, Христос из человеческих тел переселял в свиней и повелевал им утопиться.

Современный обряд изгнания в православии можно увидеть в фильме Павла Лунгина «Остров». Экзорцизм существует и в других конфессиях, особенно часто его практикуют в католицизме.

Бесноватым нужна помощь врачей

Ольга Арнольд , психотерапевт, кандидат психологических наук:

– Бьющиеся в конвульсиях на церковных службах люди, конечно, не одержимы никакими бесами. Чаще всего речь идет об истерическом припадке, то есть это даже не тяжелое психическое заболевание, а особенность характера. Бесноватые сами себя неосознанно настраивают и впадают в трансовое состояние. Экзорцизм тут может сильно навредить, таким людям нужна помощь психотерапевта.

Виктория Колодонова

Термин "экзорцизм" происходит от греческого слова, обозначающего "заклинать", "обязывать клятвой". Это акт, цель которого - изгнание демонов (одного или нескольких) из тела существа, одержимого ими. В роли последнего может быть не только человек, но также и животное, а иногда и неодушевленный предмет. Например, на немецкой картине 15 века (круг Мартина Шонгауэра) изображена Мария Магдалина, а также Иоанн Евангелист, который благословением изгоняет из чаши с вином яд. Яд при этом выходит из нее в обличии змея. Известно, что в древности существовали галльские ритуалы изгнания демона, такие как экзорцизм воды, масла, соли и др. Видимо, они также были направлены на очищение материальных субстанций, которые, возможно, после этого использовались в различных ритуально-сакральных целях.

Изгнание демонов с древности мыслилось, как и в целом борьба с дьяволом, в пространственных категориях. То есть дьявола следовало прогнать с территории, не принадлежащей ему. Он должен был покинуть "сосуд тела" для того, чтобы Бог мог войти туда.

Особенности ритуалов, используемых в разных случаях

Ритуал различается в зависимости от того, насколько страдалец одержим. В легких случаях, например, когда речь идет о недомогании, которое приписывается демону, достаточно благословения. Экзорцизм в этом случае практически отождествляется с христианской молитвой о выздоровлении. К ритуалу в собственном смысле этого слова прибегают в том случае, если нечистый дух полностью овладевает телом страдальца, включая и его язык. Экзорцист, ведя беседу с телом человека, считает, что беседует с демоном. Этот ритуал применяется не только по отношению к одержимым. Экзорцизм в Западной церкви (а позднее также и в Римской католической) являлся необходимой частью обряда крещения. Считалось, что последний не просто приобщает человека церкви, но и изгоняет дьявола из его души, заменяя его Христом.

Обязательно ли произносить текст вслух?

Не всегда отчитка молитвами произносится вслух и нуждается в ритуальном сопровождении. В древности бытовало представление о том, что письменные ритуалы также действенны. В этом случае на шею одержимого просто повязывался соответствующий текст, и таким образом осуществлялось изгнание демонов. Однако способ этот, по всей видимости, не считался надежным. Это подтверждает написанное около 520 года галльское "Житие св. Евгенда". В нем говорится о том, что одержимой свирепым демоном девушке навязывают в большом количестве тексты экзорцизмов на шею. Однако дьявол не желает выходить из нее. Напротив, он насмешливо замечает участнику действа, что его не удастся изгнать, даже повесив на "сосуд", которым он завладел, все александрийские манускрипты. Необходимо приказание от монаха Юры Евгенда. После того как Евгенд пишет письмо-экзорцизм, одержимая бесом девушка освобождается от власти злого духа.

Кто изобрел ритуал экзорцизма?

Согласно преданию, изобретателем самого искусства повелевать демонами является Соломон. Из иудаистских легенд мы узнаем о том, что он мог управлять демонами лилин, рухин и шедим, мог даже заставить их плясать перед ним.

Описывает экзорцизм, который Елеазар, его соотечественник, осуществил в присутствии Веспасиана: к ноздрям демониака экзорцист приложил магическое кольцо и с помощью упоминающих имя Соломона заклинаний вытянул через ноздри демона. Одержимый упал, а для того чтобы показать Веспасиану, что демон вышел, Елеазар приказал нечистому духу перевернуть чашку с водой.

Первым экзорцистом в христианской религии считается сам Иисус. Однажды он изгнал из одержимого "легион" нечистых духов. Они вошли в свиней и затем бросились в море. Однако он совершил и обратное - позволил Сатане войти в тело Иуды. На тайной вечере он подал кусок Искариоту, и после этого в него вошел сатана.

Отметим, что, хотя текст экзорцизма адресован напрямую изгоняемому демону, он обращается в конечном итоге к Христу. Именно Иисус, строго говоря, и является единственным экзорцистом, так как изгнать демона без его вмешательства, как считается, невозможно. Экзорцисты также порой прибегают к помощи еще одной высшей инстанции (не считая Христа) - девы Марии.

Длительность ритуала

Длительность ритуала может быть различной. Демон иногда сразу же покидает одержимого. Однако описан случай, когда целых два года длилось его изгнание. Одержимый, как правило, после совершения ритуала "падает замертво", а порой и в самом деле умирает. В ирландском тексте 10 века "Плавание святого Брендана" один из спутников этого святого по наущению демона совершает кражу. Святой изгоняет нечистый дух наружу. Тот предстает присутствующим. После этого монах умирает, а его душу ангелы забирают на небо.

Средства изгнания

В качестве средств изгнания демонов может выступать отчитка молитвами, а также различные реликвии. В средневековой легенде, например, помогли волоски из бороды св. Винценция. Они были завернуты в шейный платок. Множество средств можно использовать, осуществляя экзорцизм. Слова молитв - это лишь один из способов. Например, орудием экзорцизма может быть гробница святого. Близость ее, как считается, заставляет демонов уйти прочь. Таким образом, любые священные предметы могут быть использованы. Хотя молитва (например, молитва изгнания демона на латыни) - это все-таки главное средство. Без нее сложно осуществить ритуал.

Переговоры демона с экзорцистом

Нередко изгнание демонов оборачивается диалогом с ними. Общение экзорциста с нечистым духом порой бывает очень долгим. В ходе диалога на взаимоприемлемых условиях заключается договор. Духи демонов при этом часто мелочно торгуются, а экзорцист иногда (в наивных легендах) пытается в своих целях использовать познания дьявола. Например, он может узнать о загробной участи какого-нибудь умершего, осуществляя экзорцизм. Слова дьявола - это, конечно, не то, чему следует слепо верить, однако и из лукавого некоторым удается вытянуть правду.

Во время диалога важно оговорить, при каких обстоятельствах, когда и куда он выйдет. Например, некий средневековый экзорцист до того, как заклясть нечистый дух, выяснил у него, где и когда он намерен покинуть тело одержимого. Тот сообщил ему, что это произойдет сегодня в доме св. Маргариты.

Особенно принципиальным является вопрос о том, куда именно выйдет демон. Ведь при неверно заданных условиях он может покинуть только часть тела жертвы и поселиться, например, в горле, руке и т. п. Впоследствии он может снова занять покинутое место. Считается, что идеально выполненный ритуал - такой, при котором демон отправляется сразу в ад, откуда он не может уже вернуться на землю, так как ад, согласно апостолу Петру, является местом заключения где она ожидает окончательного суда. Однако заставить его туда отправиться особенно тяжело. Договорной процесс в этом месте часто буксует. О том, куда нужно выйти, демоны торгуются даже с самим Христом. В Евангелии они просят позволения вселиться в стадо свиней, что разрешает им Иисус.

Изгоняемый св. Франциском Пауланским демон намеревался выйти через глаза одержимой. Однако он вынужден был пойти другим путем. Демон в результате умелых действий святого оказался в плену в предусмотрительно заготовленном сосуде. Так был осуществлен еще один экзорцизм.

Иногда диалог может быть лишен сильных эмоциональных обертонов. Нечистый дух воздерживается от стенаний, однако ставит условие выхода или задает экзорцисту коварный вопрос, на который следует правильно ответить. Например, когда авва Аполлоний совершал обряд экзорцизма, демон сказал ему, что выйдет, но только если он скажет ему, кто такие овцы, а кто - козлы, о которых говорится в Евангелии. Вопрос этот - ловушка, которую, впрочем, Аполлоний благополучно избежал. Он ответил ему, что козлы - неправедные (в том числе и сам авва, так как он подвластен многим грехам), а кто такие овцы, об этом знает лишь Бог. Понятно, что в этом случае демон гордыней испытывал Аполлония. Однако ответ последнего был идеален. Он продемонстрировал полное смирение - самое лучшее орудие против злых духов.

Особенности лютеранского обряда

Обряд изгнания демона при всей его видимой разработанности часто включает личные моменты, которые определяются представлением экзорциста о дьяволе и причудливыми отношениями, складывающимися у него с демоном. Когда в 16 веке Лютер произвел своеобразную революцию в практике экзорцизма, отказавшись при этом от всех ритуальных компонентов, за исключением молитвы (понимаемой им также внеритуально - как процесс сугубо внутренний), он исходил из своих личных представлений о дьяволе. Ритуал экзорцизма, согласно Лютеру, льстит гордыне и самолюбию злого духа, если при этом произносится торжественное заклинание для изгнания демона. Поэтому тот лишь упрочивает власть. Следовательно, экзорцисту, как считает Лютер, необходимо отказаться от ритуала. Лишь презрение и молитва должны быть его орудиями. Ведь дьявола изгоняет сам Иисус, а не экзорцист. Он сделает это, когда пожелает, не руководствуясь при этом человеческими ритуалами. Описание выполненного Лютером экзорцизма показывает, как тот прибегнул к презрению (второму орудию) после того, как первое, то есть молитва, не помогло. Когда к нему была приведена одержимая бесом девушка, Лютер, возложив правую руку ей на голову, начал молиться. Окружающим он объяснил, что молитва продлится до тех пор, пока Бог не услышит его. Однако чтение ее не помогло. Сочтя, что молитва только угождает гордыне нечистого духа, Лютер отступил от девушки, а затем пнул ее ногой (конечно же, в этот момент он видел в ней лишь воплощение демона). После этого Лютер начал насмехаться над Сатаной. Изгнание демонов (экзорцизм) на этом было закончено. Девушку отвезли на родину, а Лютеру сообщили о том, что ее не мучил больше злой дух.

Протестанты, не отрицая необходимость самого ритуала изгнания, противопоставили экзорцизму представление о внутренней борьбе каждого человека с дьяволом. Последователи Лютера считали ритуал изгнания разновидностью колдовства, потаканием дьяволу. Й. Хокер Оснабург в своем трактате, в котором он выступает против экзорцистов (его можно прочесть в сборнике "Театр дьяволов"), утверждает, что греховно само использование молитвы и святых слов при совершении ритуала.

Необходимость очистки самого экзорциста

Рефлексивность, которая заложена в проблематике демонологии (ведь демон в конце концов находится внутри самого человека), проявляется также в теме экзорцизма. Осуществляющему его человеку приходится излечивать самого себя. Непростой задачей для экзорциста является собственная очистка.

Если вы намерены самостоятельно изгнать дьявола, задумайтесь, хватит ли вам для этого и духовных, и физических сил, а также смелости вступить в противостояние со злым духом. Не испугаетесь ли вы того, что, возможно, увидите, когда начнете читать заклинание? Даже сильные духом не всегда выдерживают того, что происходит, когда осуществляется изгнание демонов из человека. Для некоторых этот ритуал может даже оказаться роковым: психика и жизнь необратимо изменятся.

К пациенту следует отнестись особенно внимательно. Во время совершения обряда необходимо подавить в своей душе гордыню, забыть о брезгливости и самолюбии. Единственно важное сейчас - помочь душе человека, суметь избавить ее от гнета демона. Находящееся во власти нечистого тело может творить ужасные вещи. Целитель же должен смиренно просить Бога о помощи. Однако самое страшное - это возможные последствия ритуала. Человек может исцелиться, но есть шанс, что он погибнет. Поэтому необходимо понимать всю ответственность и осознавать свои силы. Отметим, что церковь очень редко дает разрешение на проведение этого ритуала.

В сложных случаях требуется повторить обряд неоднократно. Заклинание для изгнания демона, произнесенное вами, возможно, не сразу подействует. Не исключено, что нечистый дух покинет тело спустя несколько недель или даже месяцев. Произнесенное вами заклинание или любом другом языке - не гарантия того, что нечистый дух оставит свою жертву. Экзорцизм - сложный ритуал. Чуть ниже мы опишем основные этапы его проведения. Однако прежде всего следует убедиться в том, что человек действительно одержим дьяволом. Существует ряд признаков, по которым можно определить это.

Как можно узнать о том, что демонами?

Он может говорить на древних языках или же на современных иностранных, которых раньше не знал. Кроме того, он может обладать или способностями. Человек порой знает о том, чего никак не должен знать. Важный признак - одержимый боится всего освященного: церковных символов, креста. Он может также заниматься святотатством и богохульством. Отметим, что симптомы одержимости - это часто всего лишь признаки таких болезней, как шизофрения, эпилепсия, синдром Туррета, истерия, или иных психических расстройств. Однако возможно и обратное. Реальный экзорцизм, который имеет мощную духовную основу, способен изгнать бесов, маскирующихся под раздвоение личности, психоз, истерию, маниакальный синдром, паранойю, агрессивную шизофрению.

Этапы проведения ритуала

Прежде всего нужно узнать о пути, по которому нечистый дух попал в жертву. Затем следует выяснить имя того, кто позволил войти демону в творение Божие. Далее над больным читаются молитвы. Это может быть (глава 14 и 16), "Символ веры" или "Отче наш". Необходимо, совершая обряд, удерживать человека. Иногда для этого могут понадобиться даже веревки.

После чтения молитв следует окропление святой водой. Далее идет общение с бесом, который вошел в тело человека. Это опасный момент: если победит нечистый, он останется. Теология - любимая тема разговоров бесов. Они могут пытаться заманить экзорциста в логическую ловушку. Вам может помочь хорошее знание религиозной литературы, а также покорность Божией воле и полное смирение. Бес в случае победы станет вопрошать о том, как и куда ему выходить. Он может начать торговаться, а также просить его оставить. Будьте тверды в ваших намерениях.

Заключительный этап - чтение особого заклятия на изгнание демона на русском или любом другом языке. Сам по себе язык не так важен. Большой популярностью пользуется также заклинание изгнания демона на латыни. Важнее то, какой смысл вкладывается в заклятие. Текст заклинания приведен ниже.

«Изгоняем тебя, дух всякой нечистоты, всякая сила сатанинская, всякий посягатель адский враждебный, всякий легион, всякое собрание и секта диавольская, именем и добродетелью Господа нашего Иисуса Христа, искоренись и беги от Церкви Божией, от душ по образу Божию сотворенных и драгоценною кровию Агнца искупленных. Не смеешь боле, змий хитрейший, обманывать род человеческий, Церковь Божию преследовать и избранных Божиих отторгать и развеивать, как пшеницу. Повелевает тебе Бог всевышний, коему доныне уравняться желаешь в великой своей гордыне; который всех людей хочет спасти и привести к познанию истины. Повелевает тебе повелевает тебе Бог Сын; повелевает тебе Бог Дух Святой. Повелевает тебе величие Христа, вечного Бога слова воплощенного, который ради спасения рода нашего, завистью твоею падшего, смирил себя и был послушен даже до смерти; который церковь свою поставил на камне крепком и обетовал, что врата ада не одолеют ее, ибо сам с нею пребудет до скончания века. Повелевает тебе таинство креста и всех тайн веры христианской благородство. Повелевает тебе высокая Богородица Дева Мария, которая надменнейшую главу твою с первого мига непорочного своего зачатия в смирении своем поразила. Повелевает тебе вера святых апостолов Петра и Павла и прочих апостолов. Повелевает тебе кровь мучеников и всех святых мужей и жен благочестивое заступничество».

Ритуал пройдет легче, если вы будете использовать христианские реликвии. Они помогут вам в изгнании беса. Также важно то, чтобы одержимый понимал, что с ним происходит, и по возможности помогал экзорцисту.