О воле божией. На всё Воля Бога

На всё Воля Бога

(в продолжение темы "Есть ли свобода выбора")

Эту идею человеку трудно принять, потому что есть эго . Что оно сейчас говорит?

Эго (ум, личность) - это набор отождествленностей, идей и убеждений о себе (в том числе комплексов), накопленного опыта и желаний. Эго - это ощущение себя отдельной независимой (автономной) единицей Жизни; ощущение себя автором, творцом, деятелем, исполнителем, что часто выражается как «я подумал», «я решил», «я сделал» и т.д. На самом деле мысль просто возникает, решения принимает ум, а делает тело (см. ).

В уме возникает мысль и, мгновение спустя, эго говорит: «это я подумал». Ум решает задачи, а эго говорит: «какое замечательное решение я нашел!». На основании решений ума тело производит действия, а эго говорит: «это я сделал» (см. ).

Так должно быть, на то Воля Божья. Воля Бога на то, чтобы были отождествленности, и на то, чтобы они исчезали при работе над собой. Воля Бога на то, чтобы вы попали на этот сайт , или не попали. Воля Бога на то, чтобы вы начали заниматься собой, или не начали. Воля Божья на то, чтобы у вас возникло это понимание сейчас, или не возникло сейчас. Воля Бога на то, достигнете ли вы просветления в этой жизни, или не достигнете. Даже ваша полностью и безоговорочно подчиняется Воле Всевышнего.

Какая-то сила заставила вас заняться вопросом само-исследования, и эта сила доведет свое дело до конца - до (просветления), рано или поздно.

Под словом Бог подразумевается Единое Сознание , которое разделяют на проявленное и непроявленное. Проявленное Сознание, в свою очередь, разделяют на Светлые Силы и Темные Силы (одна из крупнейших дуальностей нашего мира), но на самом деле всё едино . Все процессы, протекающие в Едином Сознании, тесно взаимосвязаны и построены на причинно-следственных связях, поэтому . Чтобы избежать путаницы, еще раз скажу: Бог - это всё, что есть , и далее под словом Бог подразумевается Единое Сознание. Разделение Единого на части и дуальности - это иллюзия, необходимая для существования нашего мира.

Что касается , то можно также добавить, что Воля Божья - это всё, что есть, и нет ничего кроме Воли Божьей. Это высокий уровень понимания. Это понимание лежит за пределами ума, и умом этого не понять. Однако для того и созданы всевозможные техники - для постижения Высшей Истины.

Пока человек сильно отождествлен с телом, умом и множеством других вещей, познание истины невозможно: иллюзии мешают видеть и осознавать. Вот почему такой сильный эффект дает разотождествление (например, : «я тело - я не тело», « я ум - я не ум» и т.д.). Когда отождествленности уходят, открывается истина (Единое Сознание, Бог, Воля Божья), но для этого нужно как следует поработать над собой.

Задумайтесь сейчас над этим: «На всё Воля Бога», и вы почувствуете, насколько сильно протестует ваше . Эго не может принять Божью Волю (на это тоже Божья Воля). Продолжайте удерживать мысль «На всё Воля Бога», и вы найдете убеждения, с которыми нужно работать. Составьте список этих убеждений, несогласий, и проработайте их подходящими техниками (см. первый уровень).

Если бы человек мог запросто принять Божью Волю, это была бы , потому что это тотальное принятие как есть . Принять Божью Волю означает ; и в этом принятии исчезает сам принимающий, так как в нем больше нет необходимости. Остается чистое присутствующее сознание (свидетельствование, наблюдатель, истинное Я), что сопровождается чувством бесконечной свободы и : больше не о чем переживать, нечего делать, незачем думать - все происходит само - по Божьей Воле.

Эго не может довериться Жизни (Божьей Воле), потому что боится, а вдруг что-то пойдет «не так»;есть убеждения , как все должно происходить, каким должен быть мир, каким должен быть я, - и от этих убеждений нужно избавляться так же, как и от отождествленностей, потому что они не дают возможности достичь просветления.

Посмотрите на жизнь с точки зрения «На всё Воля Бога». Происходит какое-то, пусть неприятное, событие - а вы понимаете, что на то Воля Бога. У вас возникает реакция на это событие, вы кричите, ругаетесь, обвиняете другого - на то Божья Воля. Вам что-то кажется неприемлемым - на то Воля Бога. Вы принимаете свое неприятие ситуации и успокаиваетесь - и на это Воля Бога - вы «отклеиваетесь» от происходящего, перестаете считать себя участником и превращаетесь в наблюдателя (безличностного свидетеля) Божьей Воли.

Это сопровождается исчезновением иллюзии я, исчезает вовлеченность и иллюзия личного волеизъявления. Исчезает иллюзорное ощущение себя автономной (независимой) сущностью, автором (источником, творцом, исполнителем) происходящего. Исчезает также . Остается только свидетельствование Воли Божьей, развеиваются, и происходит просветление. Это полная свобода.

«На всё Воля Божья» - это не просто интересная теория, это полезный практический инструмент, который ускоряет путь к просветлению. Судите сами. Когда вы исходите из того, что на всё Воля Божья и что у вас нет абсолютно никакой свободы выбора, вы расслабляетесь. Согласно , в любой момент времени происходит только то, что должно происходить в этот момент, так к чему лишние беспокойства? Если ничего нельзя изменить в происходящем, то лучшее состояние, которое может иметь место - состояние присутствия и наблюдения этих Игр Сознания.

Это как полупрозрачный утренний сон: вы почти проснулись, но остатки сна еще плывут перед глазами. Вы уже не вовлечены в него, нет отождествленности со снящимся персонажем, нет претензий на причинность (авторство, волеизъявление) в этом сне, нет беспокойства по поводу будущих событий этого сна.Вы понимаете, что этот сон - не более чем игры ума, и позволяете ему происходить, не пытаясь что-то в нем изменить, принимая всё как есть. Так же само и в «реальной» жизни, в бодрствующем состоянии, которое мало чем отличается от ночного сновидения.

Можно просто наблюдать эту Игру Сознания (сон, лилу, иллюзию, майю, матрицу и т.д.), без вовлеченности, отождествленности и всех остальных последствий этого, без (вне)

Многие люди кричат, что религия – это плохо, что Бога нет, и что чудес не бывает. Когда у них все в порядке, у этих людей вера в Бога отсутствует и они не следуют тем правилам, которые Он установил. Говорят, что с какой стати мне верить в того, кого я даже не видел, там никого нет, и меня никто не накажет за мои греховные поступки. Но когда люди попадают в тяжелую ситуацию, будь то тяжелая болезнь, страшное бедствие, сильная с окружающими, то они нередко начинают взывать к Богу, начиная верить в то, что кто-то есть, в того, кто может помочь. Человек сразу начинает признавать свои многие ошибки, когда же все хорошо, люди не хотят верить в Бога и следовать заповедям. Один человек как-то сказал: «Бог думает о нас постоянно, а люди вспоминают о Нем только когда им тяжело» . Притча, которая заставляет задуматься о том, кто мы:

Притча «Кто ты?»

В американском аэропорту Кеннеди журналист проводил опрос на тему:

«Что по вашему мнению является самым отвратительным на свете?»

Люди отвечали разное: война, бедность, предательство, болезни.

В это время в зале находился дзэнский монах Сунг Сан. Журналист, увидев буддийское одеяние, задал вопрос монаху. А монах задал встречный вопрос:

- Кто вы?

- Я, Джон Смит.

- Нет, это имя, но кто Вы?

- Я телерепортёр такой-то компании.

- Нет. Это профессия, но кто Вы?

- Я человек, в конце концов!

- Нет, это Ваш биологический вид, но кто вы?

Репортёр, наконец, понял, что имел в виду монах и застыл с открытым ртом, так как ничего не мог сказать.

Монах заметил:

- Вот это и есть самое отвратительное на свете — не знать, кто ты есть.

Кто-то говорит, что религия – это удел слабых, что это один из способов переложить ответственность за свою жизнь с себя на Бога. Но наличие Бога наоборот означает присутствие некого смысла в нашей жизни, Божьего замысла, а не просто пустая жизнь, которая возникла из хаоса и заканчивается на смерти. Придерживаясь атеистических взглядов на жизнь, когда отсутствует истинная вера в Бога, многие люди ведут себя так, как им вздумается , не следуя заповедям, а лишь потакая своим чувствам и желаниям, любой ценой пытаясь сделать счастливым себя, не ставя в расчет интересы других людей. Они говорят, что один раз живем — что означает можно пить, гулять, веселиться, грабить, обманывать, необязательно следовать морально-этическим нормам. Не пойман – не вор, говорят они, но в чем смысл такой жизни, как можно жить таким образом. Человек, придерживаясь такой концепции, в один момент может просто покончить жизнь самоубийством, когда ему станет плохо, зачем страдать – скажет он, зачем все эти проблемы, этот мир жесток, зачем в нем мучиться.

Кто-то может возразить и сказать, зачем мне вера в Бога, зачем Бог и религия, я могу жить правильно, придерживаясь нравственного поведения и без религии. Но знать путь и идти по нему - не одно и то же, знать, чему надо придерживаться в жизни — не означает иметь силы этому следовать . Несомненно, есть люди, у которых отсутствует истинная вера в Бога, но они придерживаются морально этических норм в своем поведении, а есть люди, верующие в Бога, и их поведение нельзя назвать правильным. Религия является одним из источников сил — находясь и общаясь с теми людьми, которые стоят на пути духовного развития, это опека старших людей, которые могут помочь советом и поддержкой, она урегулирует жизнь людей, накладывая на нее определенные ограничения. Но это не ограничение свободы, нет, если человек постоянно потакает своим чувствам и желаниям он попадает в рабство, говорит, что как хочу, так и живу, что надо все попробовать в этой жизни. Такие люди делают лишь то, что велят им их чувства и желания, свобода же заключается в том, чтобы уметь отказаться от того, что желаешь, свобода означает наличие выбора, но когда нет сил поступать иначе – нет и никакой свободы.

Победа над собой . С того момента, когда он становится способен контролировать свои чувства и желания, он берет судьбу в свои руки. Один человек как-то сказал: «Потворство чувственным ощущениям подобно питью соленой воды: чем больше мы этим занимаемся, тем больше растут и желания и жажда» , в чем мы можем убедиться на собственной жизни. Не нужно, конечно, вгонять себя в жизнь, полную лишений, я говорю о золотой середине, не нужно бросаться в крайности, я лишь призываю жить размеренной жизнью. Необходимо давать себе обеты, совершать аскезы, которые бы придавали нам сил.

К примеру, если детям все позволять и постоянно потакать, они вырастут эгоистичными и немощными, привыкнув, что родители о них всегда позаботятся. Родители, когда вкладывают все в детей, думая, что они ни в чем не будут нуждаться, просто отравляют жизнь и себе и своим детям. Так происходит и сейчас в современном обществе, люди привыкли лишь получать, а не отдавать.

« и пользоваться вещами, но, к сожалению многие привыкли любить вещи и пользоваться людьми» Радханатха Свами

Сколько бы человек не удовлетворял свои материальные потребности ему постоянно мало , добился одного, затем хочется еще и еще, и этим желаниям нет конца, нужно бороться с жадностью и стать более скромным, в конечном счете, став удовлетворенным.

«Высшее богатство — отсутствие жадности» Сенека

Притча «Богат или Богач?»

Диогена спросили об одном богатом человеке, богат ли он.

- Не знаю, – ответил Диоген. – Мне известно лишь, что у него много денег.

- Значит, он богат!

- Быть богатым и иметь много денег – не одно и то же, – ответил Диоген. – По-настоящему богат лишь тот, кто вполне удовлетворен тем, что имеет. Тот же, кто старается иметь больше того, что имеет, беднее того, кто ничего не имеет, но при этом доволен своей участью.

Религия расширяет сферы познания мира, для меня истинная вера в Бога — это не какая-то слепая вера в сверхъестественное , а то, что основано на фактах из своей жизни и жизни других людей. Если есть астрология, которая способна рассказать о нашей судьбе, значит, есть и законы, которые кто-то создал. Те гороскопы, о которых говорят на телеэкранах, и которые публикуют в газетах на каждый день, лишь подрывают авторитет истинной астрологии. Речь идет о тех астрологах, которые способны не просто предсказать, но и увидеть вашу судьбу, а не о тех шарлатанах, которые желают подзаработать, обманывая людей. К примеру, Рами Блект, Руслан Нарушевич, Санджай Ратх, К.Н. Рао являются хорошими астрологами, если хотите определить истинность астрологии, обратитесь к этим людям. Но большинству не нужна истина, людям тяжело признавать, что они неправы, я сам порой даже внутри себя знаю, что не прав, но сказать об этом вслух порой очень и очень трудно. А если речь заходит о целом мировоззрении, когда у человека долгие годы было одно понимание вещей, и вдруг признать, что оно неверно, крайне тяжело, легче всего просто успокаивать себя мыслями о том, что ты прав.

Как объяснить лечение драгоценными камнями, веточками или коры деревьев самых разных заболеваний, и легких и тяжелых аюрведическими врачами, тем же самым Олегом Торсуновым, или определение им характера человека и болезней по фалангам пальцев, по голосу или по лицу. Многим это непонятно, как так, кто такой этот Олег Торсунов, вбивают в интернет «Олег Торсунов, такие-то методы лечения», читают и не верят написанному, этого не может быть. И следующим шагом вбивают в интернет «Олег Торсунов шарлатан, сектант и т.п.», находят несколько сообщений подобного содержания, и успокаивают себя словами «Ну говорил же шарлатан, брехня все это», а на остальные тысячи случаев выздоровления просто не обращают внимания. Люди не хотят изучать многие вещи, какая душа, какие чакры, астрология – лженаука, конечно, хватает и сказочников, но не нужно равнять всех под одну дудку. Много лжецов в наше время, многие на каких-то учениях пытаются зарабатывать деньги, преследуя лишь свои корыстные цели, а все потому, что и доверчивых людей очень много, кругом одна слепая вера. Если что-то непонятно, это не означает, что это неправильно, или если мы чего-то не знаем, это не значит, что этого нет.

Надо же пытаться проверять полученное знание, а не как обычно бывает — услышат что-нибудь и начинают ходить слухи. Правда или неправда, не разберешь же. Проверяйте, проверяйте, проверяйте, а не слепо всему доверяйте, веру в истинность знания необходимо проверять на практике, а не теории. Я часто убеждался в том, когда по логике должно быть по одному, а на самом деле в жизни происходит иначе, логические рассуждения нередко нас подводят. Но только , и думать, что нужно проверять, к примеру, на себе наркотики, нет, когда-то нам стоит оперировать опытом и других людей, и, отталкиваясь от него делать выводы, через что-то проходя самим.

Когда есть Бог, когда есть истинная вера в Бога, есть и смысл жизни, не те цели в жизни, которые ставят себе люди, а именно смысл существования. Человек определяется по поведению в обществе, то есть не по потенциалу, который он имеет, а по тому, насколько он его проявляет.

«Тот, кто не задается вопросом о творце этого мира, о его устройстве, о своем месте в мире и предназначении, недостоин называться человеком» Бхактивинода Тхакур

Воля Бога и на все воля Божья

Притча «Вера и неверие»

Единственный человек, уцелевший после кораблекрушения, был выброшен волной на маленький необитаемый остров.

Он лихорадочно молился о том, чтобы Бог спас его. Он каждый день высматривал горизонт в поисках приближающейся помощи. Вымотавшись вконец, он решил построить небольшой шалаш из плавающих бревен, чтобы защититься от стихий и сохранить свои владения. Но однажды, вернувшись домой после похода в поисках пищи, он нашел свой шалаш окутанным пламенем, гарь поднималась к небу. Самым ужасным оказалось то, что все было потеряно. Он был охвачен горем и гневом.

- «Бог, как ты мог так поступить со мной!», - рыдая, кричал он.

Рано утром на следующий день его разбудил звук корабля, приближающегося к берегу. Корабль пришел, чтобы спасти его.

- Как вы узнали, что я здесь? - спросил утомленный человек своих спасателей.

- Мы видели твой дымовой сигнал, - ответили они.

Бог – это тот, кто справедлив , что означает наличие некого смысла в происходящем, что все, что происходит – не случайно. Воля Бога есть, это так, но есть и свобода выбора, наша свобода выбора, нужно разделять эти вещи, а не выдавать свое неправильное поведение за волю Божью. Если совершается преступление, то это не означает, что нужно бездействовать, и думать, что Бог видит всё и не вмешивается, допуская это преступление – на то Его воля, нет, нужны решительные действия, Бог не призывает к равнодушию к бедам других людей.

Многие люди, когда все хорошо, говорят, что у них — «На все воля Божья», а как что-то плохое с ними происходит, чего они не могли избежать, к примеру, так это от Дьявола. Но это значит же, что Бог не всемогущ, не доглядел что ли, или может Дьявол выше Бога стоит, нет, в произошедшем событии есть какой-то смысл, и его необходимо понять. Кто-то может сказать, что это заискивание глубокого смысла там, где его на самом деле нет, другие же просто продолжают говорить «На все воля Божья», не стараясь понять, почему такова воля Бога, а третьи и вовсе разочаровываются в Боге, думают, что Он там уснул как будто, и перестают в Него верить.

Такие люди находятся в неведении, первые начинают сваливать вину на несправедливость этого мира, винить всех вокруг в том, что случилось — правительство плохое, родственники плохие, это просто закон подлости какой-то и т.п. Вторые просто погружаются в свои грехи, начинают заниматься самоистязанием, вот я такой падший – одни слова, а на деле ноль, просто оправдание собственного эгоизма и бессилия. Третьи как будто эксплуатировали Бога, как часто происходит в семейных отношениях, люди друг другом попользуются, а как кому-то что-то не хватает, как нелегкий период в отношениях, так сразу ты меня не любишь, гад такой, я в тебе разуверился и т.п. Все, Бога нет, Он если и есть, то наплевал на меня, или если бы Он был, Он бы такого не допустил.

Но истинная вера в Бога означает доверять Ему , но в тоже время не выпускать свою жизнь из рук, не переваливать ответственность на кого-то, нет, надо признать, что то, что случилось — это справедливо, на все воля Божья, и, культивируя в себе благодарственное настроение, постепенно мы сможем принимать даже очень тяжелые жизненные ситуации. Если мы не принимаем происходящее, то мы злимся, гневаемся, обижаемся на людей, на события, пытаемся изменить всех вокруг, и лишь в редких случаях думаем начать с себя. Если нет Бога, значит, нет никакой высшей справедливости, хочу — творю беззаконие, обманываю, каждый нацелен сделать счастливым себя. Очень тяжело изменить умонастроение, если по отношению к тебе поступили плохо, значит, ты будешь мстить, ненавидеть этих людей. Несомненно, обидчик должен быть наказан, если он поступил неправильно, вопрос в том, как именно, если злом отвечать на зло, то мы ничем не лучше. Человека нужно наказывать не чтобы выместить свою злобу на него, а чтобы человек раскаялся и понял свое неправильное поведение.

«Если применять принцип: «око за око, зуб за зуб», — то большая часть мира останется слепой и беззубой» Махатма Ганди

Благодарность, желание, а также способность понимать суть происходящего, способность трезво оценивать ситуации и делать выводы — вот, что рождает смирение, умиротворение и желание исправлять в себе плохие черты характера. Нередко неправильное поведение других является следствием нашего неправильного поведения, но есть люди, которые даже не хотят об этом думать, они слепы и не видят, как , они провоцируют и разжигают злобу в их сердцах. Люди пилят других, обвиняют их в своих проблемах, но сами не хотят даже слышать о том, что они не правы – эти люди находятся в оковах своей судьбой. Кто-то оправдывает свое поведение тем, что он, таким образом, закаляет характер окружающих – да, человека нельзя помещать в одну атмосферу комфорта, должны быть и какие-то трудности, золотая середина, но подло свои неправильные поступки выдавать за благо.

Сказали себе «На все воля Бога» и сразу начинайте действовать — вот что необходимо делать, искупать своих грехи в служении людям, в лучшую сторону, вот о чем идет речь, увидьте в себе плохие черты характера и боритесь с ними всеми силами, развивайте истинную веру в Бога. Молите Бога о том, чтобы Он дал ответы на вопросы, я сам получал ответы, как я и писал в начале статьи, они или открывались у меня в сердце, или я их получал через других людей, какие-то знаки. Кто-то, наверное, думает это просто выискивания, концентрация на определенном вопросе, может какие-то логические размышления в уме, мне же видится это в ином свете. Ответы приходят в течение непродолжительного времени, которые приводят меня к правильному пониманию вещей, и следуя им и моя жизнь, и жизнь других людей становилась лучше, счастливее. Одно из проявлений Бога — Сверхдуша, которая находится в сердце каждого живого существа, она же является Голосом Совести, и она же зовется Абсолютной Истиной, Бог отвечает на наши молитвы.

Притча «В сердце»

Говорят, после того как Бог создал мир, человек проявил необыкновенную прыть и сразу шагнул за пределы дозволенного.

Это обстоятельство очень обеспокоило Бога. Он созвал семь архангелов на совет и сказал: «Возможно, я совершил ошибку, создав человека, теперь мне не будет покоя. Люди будут преступать дозволенное, а потом бесконечно жаловаться на свою несчастную жизнь. Куда бы мне спрятаться от них?».

Архангелы долго думали. Один из них посоветовал Богу спрятаться на вершине Эвереста. Но Бог сказал: «Очень скоро люди доберутся туда».

Другой архангел предложил спрятаться на дне океана. Ещё один посоветовал укрыться на Луне. Было ещё множество разных предложений, но Бог все их отверг.

Наконец, одному из архангелов пришла в голову идея: «Спрячься в сердце человека. Там Тебя никто не будет беспокоить, а найдет лишь человек с открытым сердцем».

Это предложение понравилось Богу. Он так и поступил.

Ты находишься у руля своей судьбы. Каждый день останавливаешься на множестве больших и маленьких перекрестков, где само пересечение желаний Бога и твоих грез требует решения сделать выбор: быть по-твоему или по-Божьи.

Как монета имеет две стороны, так и твоя жизнь имеет две судьбы: ту, которая от Бога, и ту, которая вне Его воли. Ты можешь строить планы на жизнь, иметь свое мировоззрение, рисовать будущее таким, каким ты хочешь его видеть, но, независимо от этого, существует другая сторона медали — для тебя есть судьба от Бога.

1. Как я могу быть уверенным в том, что у Бога действительно приготовлена судьба для меня, и что она лучше моих планов и желаний?

«Мои мысли — не ваши мысли, не ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис.55:8-9).

«Только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не во зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер.29:11).

«Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был в глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс.138:15).

Из этих и ряда других мест Священнoго Писания мы видим, что у Бога приготовлена судьба для тебя. Она продумана в тончайших деталях и мелочах. Это — самое лучшее, что только может быть в твоей жизни.

2. Что я выиграю, если уступлю воле Божьей пред моими желаниями и планами?

У Бога есть ответы на все твои вопросы прежде даже, чем они возникнут. «Нет еще слова на языке моем, Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» (Пс.138:4).

Ты видишь ограниченно, до ближайшего поворота. Бог же знает наперед: где, что и когда произойдет в твоей жизни. И, прежде чем это может случиться, Он уже поставил Свою охрану и заботу. «Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Сзади и спереди Ты объемлешь меня и полагаешь на мне руку Твою. Дивно для меня ведение (Твое), — высоко, не могу постигнуть его!.. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью, но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день» (Пс.138:2-12).

Все основывается на вере в то, что у Бога действительно приготовлена судьба для тебя, и что она несравненно превосходит все твои ожидания, планы и возможности.

3. Можно ли добиться того, чтобы воля Божья стала моим желанием?

Мне посчастливилось услышать, пожалуй, наиболее точный пример в этом отношении. Рассказывает неожиданный наблюдатель, вошедший в церковь и занявший место в последнем ряду. В самый разгар проповеди в зал вошла женщина с мальчиком лет семи. Заняв место недалеко от нашего рассказчика, она вдруг обнаружила, что ее воспитанник стоит на лавке и пытается следить за проповедником поверх голов прихожан. Усадив его на лавку, женщина строго приказала больше этого не делать. Через несколько минут сцена повторилась. Женщина в раздражении выкрикнула: «Если ты еще раз это сделаешь, я сяду на тебя сверху!» Малыш с трудом подавлял в себе любопытство, не имея возможности видеть пастора, и в момент кульминации снова быстро вскочил на лавку. Тут женщина действительно повела себя круто: она силою усадила малыша обратно и села на него. «И здесь, из-за спины этой толстой женщины, я услышал тоненький детский голосок: «Хоть ты на мне и сидишь, внутри я все равно стою!!!»

Замечательные слова принадлежат Д. Карнеги: «Самый эффективный метод заставить кого-то что-то сделать — это заставить его захотеть это сделать». Именно это практикует Бог. Мы находим в Библии, что «Он производит в человеке хотение по Своему благоволению», то есть Он делает так, что ты начинаешь хотеть того, чего хочет Он. Это — наивысшее достижение Бога в нас: не тогда, когда религия сажает нас в тюрьму запретов, но когда Бог зажигает желание, обратное греховному, — желание творить Его волю.

Без желаний жить невозможно, но единственно верный путь — это изменить желания в соответствии с волей Божьей. Бог Свою волю делает желанной для тебя. Давид пишет о праведнике, что «в законе Господа воля его», то есть он добровольно, по собственной воле, послушен закону Бога. В этом его желание.

4. Почему же настолько категорично: или воля Божья, или мои желания? Почему требуется выбрать что-то одно?

Я называю это Гефсиманским перекрестком желаний. Такие перекрестки бывают большими и маленькими, но каждый из них — выбор, борьба. В саду Гефсимании воля Отца пересеклась с волей Сына, кто-то кому-то должен был уступить: или будет по-Отцовски, или по-Сыновьи. Но в итоге Христос сказал: «Отче Мой!.. не как Я хочу, но как Ты. Не Моя воля, но Твоя да будет».

Нам иногда кажется, что Бог испытывает удовольствие, когда мы Его умоляем о чем-то, но это полная неправда. Он хочет благословить нас больше, чем мы сами этого хотим. Причина Его частого молчания в том, что мы, не интересуясь Его волей, приходим со своими планами и намерениями и просим Его благословить нашу волю, тогда как мы уже благословенны в Его воле.

5. Почему Бог не может благословить мои желания, но благословляет меня только тогда, когда я нахожусь в Его воле?

Часто люди, не повинуясь Богу, отвергая Его волю, избирая собственный путь и пожиная горечь своих путей, не раздумывая, лукаво, уже чисто традиционно говорят: «На все воля Божья». Более того, некоторые даже винят Бога в жестокости за якобы «ниспосланную судьбу от Него». Хочу возразить вам и сказать: не заблуждайтесь, далеко не все разумно приписывать Божьей воле. Как раз наоборот — чаще происходит против Его воли.

Рассудите сами. Вот Иисус Христос пророчествует: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Матф.23:37). Через несколько десятилетий слова Христа сбылись — Иерусалим был разрушен.

Думаю, во времена взятия Иерусалима многие религиозные лидеры объясняли народу его примерно так же: мол, «на все воля Господня». Oднако захват Иерусалима был следствием того, что евреи, по словам Христа, «отвергли волю Божью о себе», не захотели принять судьбу от Бога и избрали свой собственный путь. Потому всякий раз, когда ты идешь против Бога, не называй Его волей последствия собственного непослушания Ему.

Итак, я считаю разумным тратить больше времени на познание Его воли, нежели на молитвы о благословении наших желаний.

Бог не может благословить твои планы (во зло тебе) не на добро. Но Бог с удовольствием «исполнит все, что пожелаешь», когда ты находишься Нем.

6. Неужели мое будущее может быть действительно счастливым или несчастным в зависимости от того, пойду ли я своим путем или путем Божьей воли?

Бог не выхватывает руль из твоих рук. Ты держишь штурвал своей судьбы. Выбор за тобой. Моисей сказал Израилю: «В свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор.30:19).

Вот они, эти два пути: путь жизни и путь смерти, воля Божья или твое своеволие. Выбирай!

Иов находился на перепутье — благословить Бога или проклясть, похулить и умереть, он стоял перед выбором: быть в будущем счастливым или несчастным.…

Этот выбор находился полностью в его власти, в его власти было выбрать жизнь или смерть, благословение или проклятие. И вместо того, чего требовало его униженное самолюбие, нашептывания жены, он избрал то, что являлось верным путем. Вопреки всему он благословил Бога.

И Бог благословил Иова, ибо тот выбрал Божий путь, Божью волю.

Вывод прост и ОДНОЗНАЧЕН: ты сам держишь вожжи своей судьбы.

Каждый день по многу раз ты останавливаешься у развилки, которая требует твоего решения: двигаться путем Бога или пойти своей дорогой.

Иногда у тебя есть много времени подумать, иногда нет времени вообще, иногда тяжело решить, иногда — легко, но Христос сказал: «Я есмь путь... и никто не приходит к Отцу, как только через Меня».

Нравится тебе это или нет, побеждай своеволие и двигайся путем Его воли. Возможно, ты не в силах все понять сейчас, но это не столь важно, важно знать и быть уверенным, что выбранная дорога — та, которая поведете тебя в правильном направлении. Скажи, как сказал Христос: «Не моя воля, но Твоя да будет, не как я хочу, но как Ты».

Александр Шевченко,

пастор церкви «Дом хлеба»

Очень часто приходится сталкиваться с пассивным фатализмом у людей, когда они чувствуют себя не в силах противостоять сложившимся обстоятельствам. Тогда, не задумываясь над содержанием и смыслом своих слов, они словно отмахиваются от реальности репликой «на все Божья воля».

Причем самым парадоксальным является то, что эта реплика звучит чаще всего у людей либо почти совершенно неверующих, либо даже совершенно нецерковных. И звучит она – о, лабиринты лицемерия и глупости – как попытка оправдать собственное нежелание бороться с грехом. Так мне приходилось слышать от людей, совершавших воровство и даже убийства, что «раз такое случилось, значит, на все воля Божья». Заявление это, в контексте совершенного ими греха, не просто неуместно, но еще и кощунственно: Здесь конечным виновником их греха объявляется Сам Бог.

Что говорит о воли Божьей Священное Писание

Так все-таки, как христианское мировоззрение относится к данному вопросу? Объявляет ли оно безусловным проявлением воли Божьей абсолютно все, что происходит в мире, в истории человечества и каждого отдельного человека? – Ответ может быть только безусловно отрицательным! Да иначе и не может быть в плоскости человеческой свободы и в мире, где еще остается место (и, ой, как много места) для греха. Ведь всякий грех есть отступление от Бога и Его святой воли! И здесь мы должны будем прибегнуть к внимательному чтению Священного Писания, к слышанию Слова Божьего. Итак!

1. (Рим.2:24) «Имя Божие хулится у язычников»

В молитве Господней мы просим Бога «да будет воля Твоя», тем самым мы признаем, что осуществление воли Божьей есть наше желание, наша цель (как минимум без наличия реального желания человека исполнять волю Бога, а не свою, эти слова теряют смысл в устах молящегося). Мы выражаем желание, а значит, признаем еще, что в реалиях нашего мира далеко не все осуществляется согласно Божьей воли. Ведь и тот факт, что в той же молитве мы просим «да святится имя Твое», не исключает того факта, что из-за нечестия и грехов наших «имя Божие хулится у язычников» (Рим.2:24)! На словах просим «да святится», а делами навлекаем хулу. Аналогично обстоят дела и с волей Бога.

2. (Ездр.10:11) «Покайтесь пред Господом и исполните волю Его»

Обличая систематическое нарушение заповедей Бога, священник Эздра завершает свою речь к народу: «Итак, покайтесь пред Господом Богом отцов ваших, и исполните волю Его, и отлучите себя от народов земли и от жен иноплеменных» (Ездр.10:11). Значит, соответственно, до этого люди, жившие в грехе, не исполняли, тем самым, волю Бога?

3. (Ис.58:2-3) «В день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других»

Весьма актуальны слова Божьи у пророка Исаии к постящемуся народу: «Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других» (Ис.58:2-3). Это – извечная духовная проблема человека, не воспринявшего еще реально Свет Христа в свое сердце: вроде бы «ищем» Божьего пути, и даже убеждаем себя, что идем по этому пути, а все губит реальное своеволие. «Вот, ты …успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю [Его], и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины» (Рим.2:17-20). «Уверен в себе», и эта самоуверенность обманчива.

4. (Матф.7:21) «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!"…»

«Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф.7:21). И снова четкое и ясное свидетельство о том, что не все, что мы делаем в мире (а это и составляет события, историю человечества) есть «воля Бога».

5. (Лук.7:30) «А фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе»

В разговоре о фарисеях Господь прямо говорит: «а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе» (Лук.7:30). Соответственно, у человека остается возможность отвергнуть волю Бога и жить «по-своему». Неверно некоторыми эта возможность называется «правом». У человека нет «права» на грех, но есть реальная возможность совершить любой грех и тем самым отвергнуть волю Бога.

6. (2Тим.2:26) «Диавол уловил их в свою волю»

Апостол Павел, перечисляя обязанности епископа, говорит, что он должен заботиться и о тех, кто сегодня еще противится евангелию, «чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим.2:26). Т.е. «на настоящий момент» эти люди еще исполняют волю врага Божьего и человеческого.

7. (Матф.23:37) «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих… и вы не захотели!»

Весьма показательным является и речь Спасителя, обращенная к Иерусалиму: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Матф.23:37). Сколько боли в словах Христа! А ведь Он здесь говорит не только, как человек, но, как Тот Самый Бог, Который на протяжении веков посылал в Иерусалим пророков и праведников. Но желания Бога и граждан этого города не совпали: «Я хотел», но «вы не захотели». Это очень яркий пример реального конфликта двух воль в исторической реальности – воли Всеблагого Бога, и воли греховного человека. И этот конфликт невозможно списать ремарками про «всеведение и всемогущество» Бога. Очевидным остается факт, что действия Бога («се, оставляю дом ваш пустым») являются результатом греховным поступков людей.

8. (Матф.10:29-30), (Мф. 10:1-42), (Матф.10:19-20) У всех ли сочтены волосы на голове и чьими устами говорит Святой Дух?

А теперь особо следует вчитаться и вдуматься в слова Господа, на которые чаще всего любят ссылаться сторонники фатализма: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Матф.10:29-30). Во-первых, Господь не случайно берет пример из природы, а не из человеческого общества. Как отмечал в своих «Ступенях» митрополит Антоний (Блум), природа инертна, послушна Слову Божьему, а человек имеет возможность сказать Богу «нет». Этой свободы нет ни у птиц, ни стихий, а потому этот пример использован Христом не случайно, т.к. это единственно возможная параллель.

Во-вторых, следует внимательно читать эти слова в контексте: кому и когда они сказаны. Ведь эти слова не были теми «гномами», которые выдавали античные оракулы. Они являются частью речи Христа, обращенной к апостолам перед их выходом на проповедь (Мф. 10:1-42). Это им, людям, которые сами себя предали в руки Божьи и пошли послушно исполнять волю Бога, Которого они познали, как своего Небесного Отца, – им обещана такая забота Бога о каждом волосе. Так, в этой же речи, несколькими словами выше, сказано: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Матф.10:19-20). Наверное, будет проявлением самонадеянности и гордыни попытка объявить, что через всех людей вообще (или как минимум – через всех христиан) всегда «говорит Дух Отца Небесного». Зная свои грехи, каждый может сказать, что очень часто нашими устами говорит совсем другой «дух».

Так если у нас хватает разума понять, что данное обещание относится исключительно к предавшим себя на бескорыстное служение Евангелию проповедникам, почему же не хватает здравомыслия понять, что из этой же речи Христа слова про «власы на главе» тоже относятся к этим же проповедникам? Я не хочу сказать, что эти слова не могут относиться ни к кому больше, кроме тех апостолов, которые были их первыми и прямыми адресатами. Разумеется, нет! В истории Церкви мы знаем примеры святости, когда Дух Божий «говорил и действовал» через святых (не только апостолов). Так в богослужении Церкви как «боговещающие органы» и «сказатели слов Духа Святаго» прославлены многие отцы и учители Церкви (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Палама, Максим Исповедник и др.). Но это не значит, что все, кто назвал себя христианином (и даже принял сан), говорили Духом Святым.

И еще несколько слов о суете и чистоте

Так же и не обо всех людях сказаны слова об исключительной заботе Бога. Тут актуальным может быть урок из Древнего Патерика, когда суетливому монаху сказал авва: «Значит, мы уже и не нуждаемся в заботе Бога о нас, как о детях, потому что сами считает себя и мудрыми, и способными позаботиться о себе». Устыженный эти словами инок перестал суетиться. В истории Церкви множество примеров и такого рода святости, когда христиане действительно настолько слились с волей Бога, что были, выражаясь словами упомянутого уже митрополита Антония, «прозрачными, как чистое стекло, которое отражает луч воли Божьей, а не искажает его», как искажает луч света стекло грязное. Но может ли каждый из нас сказать, что они настолько чист и прозрачен для Бога, что его жизнь полностью отдана (реально, а не на словах) в руки Всемогущего творца и более не руководствуется человеческим своеволием?

Итак, мы можем подвести резюме:

1. Воля Божья – есть источник жизни, святости, чистоты.

2. Всякий грех есть уклонение от воли Божьей.

3. Человек – в отличие от инертной природы – может, как исполнять волю Бога, так и отвергать.

4. Безусловное и абсолютное торжество воли Бога есть только желаемая перспектива, возвещаемая служением Церкви. Это – перспектива «невечернего дня» Царствия Божьего. А во временно-пространственном континууме «через человека смерть, через человека и воскресение мертвых» (1Кор.15:21).

5. В Церкви каждый ее член, каждый христианин призывается к постижению воли Божьей (через молитву, внимательное чтение и изучение Священного Писания, участие в Таинствах) и осуществлению ее в своей жизни, своим поведением. К воплощению воли Бога в делах наших! Но это – задача, а не данность.

6. Только очень талантливый духовник и сам человек (по мере своего духовного роста) может понять, что в его жизни было по воле Бога, а что – результатом своего личного своеволия и самообмана. Так едва ли стоит списывать на «волю Бога» те болезни, которые человек приобретает в результате сознательного пренебрежения своим здоровьем и нарушением предписания врача. Едва ли провалы или успехи в аферах и прочих «делах мира сего» составляют предмет попечения Божьего. Это – самые что ни есть «дела плоти» и «дела мира сего». И человек, вторгаясь в эту область, должен понимать, что как успех, так и неудача в этих делах есть результат самих процессов, участником коих стал человек. Да, разумеется, бывали случаи особого «вмешательства» Божьего в такие дела, но они всегда носили сотериологический (т.е. относящийся к вечному спасению человека) смысл: В результате этого «вмешательства» (оцениваемого не иначе, как чудо) спасенный Богом человек, как правило, «оставлял путь лжи и дела плоти», и становился настоящим христианином!

7. Увы, нередко человек выдает «желаемое за действительное» и объявляет волей Божьей то, что сам хотел бы считать таковым. Так известно, что во время религиозных войн каждая из враждующих (причем, нередко единоверных) сторон считала себя «носителем воли Божьей», а свого «врага» – врагом Божьим.

8. Для нас весьма актуальны слова библейского псалма, которые и должны стать нашей молитвой и желанием нашего сердца (а не только словами): «Научи меня, Господи, исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» (Пс.142:10). Этим и закончим наш труд во славу Божью.

Все ли происходящее в мире случается по воле Бога? Или есть место для случайных происшествий, которым Бог не повелел случиться? На это проливают свет следующие слова из Писания:

« Я снова оглянулся и увидел под солнцем, что не быстрые успешны в беге и не сильные — в битве; не у мудрых — хлеб, не у понимающих — богатство и не у знающих — благосклонность, но для всех время и случай » . (Экклезиаст 9:11)
Случайности бывают, а значит, не во всех событиях отражается воля Бога. Зная эту истину, я в течение лет не мог до конца понять, как с ней сочетаются слова из книги Плач Иеремии 3:37, 38:
« Кто это говорит: "и то бывает, чему Господь не повелел быть"? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?» (Синодальный перевод)
Риторические вопросы в такой форме как бы осуждают тех, кто верит в возможность случайных явлений. Понимается, что якобы не бывает того, чему Бог не повелел быть. Эта идея близка к фатализму, отрицает случайности и свободу выбора человека, а также возлагает на Бога ответственность за все зло и « несчастные случаи».

Не углубляясь в разбор этого стиха, я объяснял себе, что он справедлив только в узком историческом контексте книги - применительно к разрушению Иерусалима, которое действительно было выражением Божьей воли, а не случайностью. Но сравнив различные переводы, можно пойти дальше и сделать вывод, что мысль в СП выражена неточно. Вот для примера несколько версий стиха 37:

  • Кто может сказать и позволить произойти тому, чему Владыка не повелит случиться? (Восточный смысловой перевод, CARS)
  • Кто это говорит - и так и происходит, когда Господь не повелел этого? (King James Version, англ.)
  • Кто может сказать - и исполнится, если Владыка не повелит этому случиться? (Новый библейский перевод МБО)
  • Хто то скаже і станеться це, як Господь того не наказав? (Огиенко, укр.)
  • Кто же сказал, что должно произойти нечто, [если] сам Иегова не повелел? (NWT, англ.)
Тут нет никакого намека на полный контроль Бога над всеми событиями, стих вообще о другом. Вы заметили, в чем разница? В чем ключевая мысль?

Способность людей предопределять будущее противоставляется способности Иеговы делать это. Люди неспособны высказать пророчество и привести его в исполнение, если Бог замыслил иначе. При этом он может просто не вмешиваться и допускать события, не становясь их соучастником. Более того, если Бог уполномочил пророка предсказать нечто, и это исполнилось, такой пророк не должен приписывать себе слишком большую роль. Так, эти слова можно воспринимать как выражение смирения самого Иеремии, который стал свидетелем исполнения высказанных им же пророчеств.