Наркоматы переименованы в министерства год. Создание системы наркоматов

Наро́дный комиссариа́т (наркома́т ) - в Советском государстве (в РСФСР, и других советских республиках, в СССР) в 1917-1946 годах - центральный орган государственного управления отдельной сферой деятельности государства или отдельной отраслью народного хозяйства. Во главе Народного комиссариата стоял Народный комиссар (нарком), входящий в правительство - Совет Народных Комиссаров.

Народные комиссариаты были созданы 2-м съездом Советов в октябре 1917 года на базе министерств и главных управлений Временного правительства. В 1946 народные комиссариаты были преобразованы в министерства.

Декретом об учреждении СНК от 26октября (8 ноября) 1917 года были сформированы следующие народные комиссариаты:

  • народный комиссариат по внутренним делам (НКВД);
  • народный комиссариат земледелия;
  • народный комиссариат труда;
  • народный комиссариат по военным и морским делам;
  • народный комиссариат по делам торговли и промышленности;
  • народный комиссариат просвещения;
  • народный комиссариат финансов;
  • народный комиссариат по иностранным делам;
  • народный комиссариат юстиции;
  • народный комиссариат по делам продовольствия;
  • народный комиссариат почт и телеграфов;
  • народный комиссариат по делам национальностей;
  • народный комиссариат по железнодорожным делам.

Позднее, декретом ВЦИК от 2 (15) декабря 1917 был учреждён Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), в 1932 году преобразованный в три наркомата:

  • народный комиссариат тяжёлой промышленности;
  • народный комиссариат лёгкой промышленности;
  • народный комиссариат лесной промышленности.

С 1936 по 1939 год количество отраслевых наркоматов увеличилось с 6 до 24.

Сове́т наро́дных комисса́ров СССР (СНК , Совнарко́м ) - c 6 июля 1923 по 15 марта 1946 высший исполнительный и распорядительный (в первый период существования также и законодательный) орган СССР, его правительство (в каждой союзной и автономной республике также был Совет Народных Комиссаров, например, СНК РСФСР).

Народный комиссар (нарком) - лицо, входящее в состав правительства и возглавляющее определённый народный комиссариат (наркомат) - центральный орган государственного управления отдельной сферой деятельности государства.

Первый Совет народных комиссаров был учреждён за 5 лет до образования СССР, 27 октября 1917 Декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятом на II Всероссийском съезде Советов. До создания СССР в 1922 и образования Союзного Совнаркома, Совет Народных Комиссаров РСФСР фактически координировал взаимодействие между советскими республиками, возникшими на территории бывшей Российской империи.

Функции Совета народных комиссаров

Согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года деятельность СНК заключается в

  • управлении общими делами РСФСР, руководство отдельными отраслями управления (ст.35, 37)
  • издании законодательных актов и принятии мер, «необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни». (ст.38)

Однако, затем, после образовании СССР функции СНК РСФСР и СНК СССР были чётко распределены. Согласно Конституции СССР от 31.01.1924 СНК СССР издает декреты и постановления, обязательные к исполнению на всей территории СССР (ст.38), рассматривает законодательные акты СНК союзных республик, подотчётен ЦИК СССР (ст. 39-40).

Согласно Конституции, СНК образуется для непосредственного руководства отдельными отраслями государственного управления, действует на основе Положений о народных комиссариатах, которые утверждает ЦИК СССР.

Создаются, в свою очередь, общесоюзные народные комиссариаты - единые для СССР:

  • по иностранным делам
  • по военным и морским делам
  • внешней торговли
  • путей сообщения
  • почт и телеграфов

и объединенные народные комиссариаты СССР:

  • высший совет народного хозяйства
  • продовольствия
  • труда
  • финансов
  • рабоче - крестьянской инспекции (Рабкрин, в прессе именовались как РКИ)

Органами объединенных народных комиссариатов СССР являются одноименные народные комиссариаты этих республик. Общесоюзные народные комиссариаты СССР имеют при союзных республиках своих уполномоченных.

НАРÓДНЫЕ КОМИССАРИÁТЫ И МИНИСТÉРСТВА В СССР – центральные отраслевые органы гос. управления Союза ССР, сов. союзных и авт. республик. Наименование Народные комиссариаты было введено в дни Οкт. революции 1917, когда происходила коренная ломка старого гос. аппарата и начали устанавливаться новые, сов. формы государственности. Наркоматы были впервые образованы по декрету "Второго Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов" [Петроград, 25–27 окт. (7–9 нояб.) 1917] о создании Временного рабочего и крестьянского пр-ва. Съезд сформировал для управления страной "Совет Народных Комиссаров" (СНК) во главе с В. И. Лениным. Руководство отдельными отраслями гос. жизни было поручено комиссиям во главе с наркомами – членами СНК; эти комиссии и явились первыми наркоматами. УССР, БССР и др. независимые братские сов. республики при своем образовании, используя опыт РСФСР, учреждали у себя в качестве центр. отраслевых органов управления наркоматы. С образованием авт. республик здесь также создавались наркоматы. С объединением сов. республик в единое союзное гос-во – Союз ССР (дек. 1922) и созданием общесоюзного пр-ва наркоматы СССР и союзных республик, согласно Конституции 1924, были разделены на общесоюзные, объединенные и республиканские (необъединенные). С нек-рым изменением (вместо объединенных – союзно- республиканские) это деление закрепилось в сов. гос. праве и вошло в Конституцию СССР 1936. Законом, принятым Верх. Советом СССР 15 марта 1946, наркоматы СССР были преобразованы в министерства. Соответствующие преобразования были проведены и в союзных и авт. республиках. Общесоюзны е министерства (до 1946 – наркоматы) руководят порученными им отраслями гос. управления на всей территории СССР непосредственно или через назначаемые ими органы. Союзно-республикански е министерства Союза ССР руководят, как правило, через одноименные министерства союзных республик. Министерства союзных республик делятся на союзно-республикански е (подчиняются Совету Министров республики и соответствующему министерству в союзном центре) и республикански е (подчиняются непосредственно Совету Министров республики). Перечень министерств союзной республики устанавливается каждой республикой в соответствии с Конституцией СССР и учетом особенностей данной республики.

Образование и упразднение существующих министерств производится: в отношении министерств Союза ССР – указами Президиума Верх. Совета СССР с последующим утверждением их Верх. Советом, в отношении министерств союзных и авт. республик – указами Президиумов Верх. Советов этих республик в том же порядке. Министерства, как и предшествовавшие им наркоматы, строятся и действуют на принципах, общих для всего социалистич. гос. аппарата, неразрывной частью к-рого они являются (теснейшая связь и подконтрольность нар. массам, демократич. централизм, равноправие национальностей в управлении, сочетание коллективности и единоначалия в работе и т. д.). Они – активные проводники политики Коммунистич. партии, составляющей жизненную основу сов. строя.

Во-первых, в 1946 году Совнарком был переименован в Совет Министров.

Официальное объяснение – потому, что название органа больше не отражает существа его работ. В общем, никак не объяснили.

Ещё одно официальное – поскольку в первые годы советской власти комиссары не только центральные работники, но и некоторые местные деятели. Чтобы не возникло путаницы. Чтобы разделить ведомства, пришли к традиционному пониманию – не народный комиссар, а министр, не Совет Народных Комиссаров, а Совет Министров.

Есть ещё одно объяснение, неофициальное. Во время создания Конституции 1936 года говорили, что это обычная парламентская модель, которая свойственна любому государству, со своим парламентом и правительством, в котором традиционно работают министры. То есть происходит отказ от революционной фразеологии.

Теперь СНК утратил свою революционную окраску, и называем мы его по-старорежимному – Совет Министров.

Не очень понятно, это с одной стороны, разукрупнение, и в то же время укрепление министерств. В 1940 году, когда в последний раз меняли статьи Конституции, касающиеся перечня народных комиссариатов, количество общесоюзных – около 24 наркоматов, в 1947 г. – 36 министерств. Например, разделили Наркомат Нефтяной Промышленности – Наркомат нефтяной промышленности восточных районов и Наркомат нефтяной промышленности западных районов. То же самое с Наркоматом угольной промышленности (восточных районов + южных и западных районов).

С другой стороны упраздняются некоторые наркоматы. Еще до преобразования наркоматов в министерства в 1946 году:

§ Упраздняется Наркомат ВМФ.

§ Наркомат обороны переименовывается в Наркомат вооруженных сил. С этого момента он так и существует. Объединяет руководство флотом и сухопутными силами.

Последние изменения, которые были подготовлены в начале 1953 года, ещё до смерти Сталина, и которые были введены в действие уже после его смерти в марте 1953 г., говорят о сокращении центральных ведомств. Когда внесли в марте изменения в Конституцию 1936 года, у нас было только 12 общесоюзных министерств. То есть сократили в 3 раза.

Шел процесс таким образом сначала на разукрупнение, на увеличение количества, так шел и обратный процесс. Их стало даже меньше, чем в 1940 году.

Перепрофилирование. Многие наркоматы военного профиля после войны были перепрофилированы в министерства профиля мирного. Наркомат Миномётного вооружения, Наркомат Танковой промышленности, Наркомат Боеприпасов – все эти комиссариаты, то бишь министерства, преобразуются в Машиностроительный наркомат – Тяжелого машиностроения, Транспортного машиностроения, Сельскохозяйственного машиностроения.

Вооруженные силы

Изменение центрального управления. Ликвидация двух наркоматов и создание и одного.

Демобилизация. Сначала – старшие возраста, затем – далее по очереди. Скажем, студенты – первая очередь, а кандидаты наук – вторая. Призывают сначала первую, затем далее. А по демобилизации порядок обратный: сначала демобилизуют вторую и третью очереди, а потом первую.

При демобилизации были приняты меры по трудоустройству демобилизованных солдат. Мы сталкиваемся с очень большой проблемой – преступность в шинелях. Если вы бывшего солдата или офицера не демобилизуете... Характер не поменялся у людей, война психику калечит. Если какой-то хлопок, значит будут убивать – это рефлекс.

Если ты привык добывать то, что нужно, с оружием в руках…

К тому же во время войны они обеспечены по минимуму хоть всем необходимым, то теперь нужно их трудоустроить. А если их не демобилизовать и не трудоустроить, они повадки военные не забудут. Они могут дальше повоевать.

Если демобилизованный был инвалид, нетрудоспособный, и заботиться о нем было некому, еще по закону 1943 года он подлежал принудительному помещению в специальный санаторий. Нищенство людей в погонах и орденах не красит город. Если не на что жить, о них заботится государство. Санатории не в самых престижных районах, но это санатории, не лагеря. Это маргинальный элемент. Поместить туда, где не будет заниматься противоправной деятельностью

К тому же прокормить лишнего человека – инвалида войны – тяжкое дело.

После войны не прекращают работу военные трибуналы. После войны были осуждены многие военные преступники: те, что были выданы Советской власти из-за рубежа. По приговору военного трибунала были казнены бывшие казачьи атаманы, Краснов, скажем.

Правоохранительные органы

Перепрофилированы транспортные трибуналы. До войны – специализированные транспортные суды, которые стали трибуналами в ходе войны для ускоренного судопроизводства. После войны такая надобность отпала и военные железнодорожные трибуналы, военные водно-транспортные трибуналы опять получили название линейных транспортных судов.

Прокуратура

В 1947 году Прокурор СССР стал называться Генеральным Прокурором СССР.

Обычные народные суды

После войны прошли первые выборы в народный суд. До войны реализовать эту меру не успели. После войны это стало возможным. Выборы в народные судьи представляли собой сложную кампанию:

Подготовка кандидатов в народные судьи. Сформировать контингент, который будет представлен для выборов. Здесь были проблемы. Многие юридические школы в годы войны были закрыты – оккупация, университеты городов Киев, Харьков и т.д. работать не могли. Количество юристов – не более 10 000 выпускников в год по всему СССР. В этом отношении некого было избирать.

Поэтому многие бывшие фронтовики прошли ускоренные курсы и были представлены в качестве кандидатов в народные судьи.

На сколько избирали? Согласно Конституции и Началам судоустройства 1938 года избирали на три года. До 1936 года избирали лишь на год. Три года – больше ответственности и больше возможностей. Он не временщик, он довольно крепко сидит, успеет войти в курс дела.

Выборы прошли, судьи были выборными, после окончания ВОВ перевыборы производили регулярно.


Похожая информация.


Отечественные историки сходятся во мнении, что подобное преобразование И. Сталиным было сделано потому что институт народных комиссаров как структура государственной власти себя изжил.

Путаница с комиссарами и министрами

Как пишет историк В. И. Андриянов в своей книге «Косыгин», на мартовском пленуме ЦК ВКП (б) 1946 года И. В. Сталин заявил, что «комиссаров – чертова гибель», и население СССР зачастую не понимает, кто из них главнее. Иосиф Виссарионович полагал, что должность министра более понятная для простого народа, а институт народных комиссаров был необходим советскому государству на начальном этапе его становления.
Как отметил Сталин, закончившаяся победой СССР Вторая Мировая война продемонстрировала незыблемую мощь Советского Союза и «переходный период» для страны завершился, она уверенно заявила о себе на мирровой арене.

Отказались от «старой революционной шинели»

Такую аналогию с Совнаркомом приводит другой отечественный историк и автор множества политических биографий Святослав Рыбас. Святослав Юрьевич развивает мысль В. И. Андриянов о том, что И. В. Сталин преобразовывая Совнарком в Совмин, в частности, преследовал цель создания государственного органа по образцу остальных мировых государств – в структуре управлению западных странах были именно министерства.
Как пишет Рыбас, в созданном 19 марта 1946 года Совете министров председательский пост занял сам Сталин, он же возглавил министерство обороны. Коллегиальность принятия решений при правлении И. В. Сталина не существовала – все ключевые вопросы в управлении страной Иосиф Виссарионович принимал единолично.

Министры для «устоявшегося» строя

Историки О. В. Хлевнюк и Йорам Горлицкий в работе «Холодный мир. Сталин и завершение сталинской диктатуры» приводят более расширенную цитату из сталинского выступления на пленуме ЦК ВКП (б). Иосиф Виссарионович тогда сказал, что СНК как орган государственного управления подходил стране с «неустоявшимся» общественным строем, а теперь советская власть «полностью утвердилась».
Хлевнюк и Горлицкий со ссылкой на Исторический архив публикуют выдержку из статьи в «Правде», в которой за месяц до сталинского выступления на пленуме ЦК ВКП (б) сообщается о том, что мысли об укреплении советского общественного строя И. В. Сталин публично высказывал еще в феврале того же года. Иосиф Виссарионович тогда встречался с избирателями и заявил, что в минувшей войне победил именно общественный строй, который тем самым подтвердил свою абсолютную жизнеспособность.
Как пишут отечественные историки, функции и задачи сформированного при Сталине Совета министров были такими же, как и у Совнаркома. Изменения в Конституцию СССР, связанные с появлением новой госструктуры, были внесены только спустя год. Примечательно, что уже спустя 10 дней после смерти Сталина Совмин укрупнили и количество министерств в связи с этим сократилось. Однако в последующие два года ряд министерств воссоздали или сформировали вновь.
Сталина на посту председателя Совмина сменил Маленков, который за всю историю существования Совета министров СССР меньше остальных предсовминов занимал эту должность (менее 2 лет). Самым продолжительным в Совмине было руководство этим государственным органом у Косыгина – Алексей Николаевич занимал пост на протяжении 16 лет.

По этой же теме:

Зачем в 1946 году Сталин переименовал Красную Армию в Советскую Зачем Сталин переименовал Красную Армию в Советскую в 1946 году? Зачем Сталин в 1944 году поменял гимн СССР

НАРОДНЫЕ КОМИССАРИАТЫ И МИНИСТЕРСТВА В СССР

центральные отраслевые органы гос. управления Союза ССР, сов. союзных и авт. республик. Наименование Народные комиссариаты было введено в дни Окт. революции 1917, когда происходила коренная ломка старого гос. аппарата и начали устанавливаться новые, сов. формы государственности. Наркоматы были впервые образованы по декрету Второго Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов (Петроград, 25-27 окт. (7-9 нояб.) 1917) о создании Временного рабочего и крестьянского пр-ва. Съезд сформировал для управления страной Совет Народных Комиссаров (СНК) во главе с В. И. Лениным. Руководство отдельными отраслями гос. жизни было поручено комиссиям во главе с наркомами - членами СНК; эти комиссии и явились первыми наркоматами. УССР, БССР и др. независимые братские сов. республики при своем образовании, используя опыт РСФСР, учреждали у себя в качестве центр. отраслевых органов управления наркоматы. С образованием авт. республик здесь также создавались наркоматы. С объединением сов. республик в единое союзное гос-во - Союз ССР (дек. 1922) и созданием общесоюзного пр-ва наркоматы СССР и союзных республик, согласно Конституции 1924, были разделены на общесоюзные, объединенные и республиканские (необъединенные). С нек-рым изменением (вместо объединенных - союзно- республиканские) это деление закрепилось в сов. гос. праве и вошло в Конституцию СССР 1936. Законом, принятым Верх. Советом СССР 15 марта 1946, наркоматы СССР были преобразованы в министерства. Соответствующие преобразования были проведены и в союзных и авт. республиках. Общесоюзные министерства (до 1946 - наркоматы) руководят порученными им отраслями гос. управления на всей территории СССР непосредственно или через назначаемые ими органы. Союзно-республиканские министерства Союза ССР руководят, как правило, через одноименные министерства союзных республик. Министерства союзных республик делятся на союзно-республиканские (подчиняются Совету Министров республики и соответствующему министерству в союзном центре) и республиканские (подчиняются непосредственно Совету Министров республики). Перечень министерств союзной республики устанавливается каждой республикой в соответствии с Конституцией СССР и учетом особенностей данной республики.

Образование и упразднение существующих министерств производится: в отношении министерств Союза ССР - указами Президиума Верх. Совета СССР с последующим утверждением их Верх. Советом, в отношении министерств союзных и авт. республик - указами Президиумов Верх. Советов этих республик в том же порядке. Министерства, как и предшествовавшие им наркоматы, строятся и действуют на принципах, общих для всего социалистич. гос. аппарата, неразрывной частью к-рого они являются (теснейшая связь и подконтрольность нар. массам, демократич. централизм, равноправие национальностей в управлении, сочетание коллективности и единоначалия в работе и т. д.). Они - активные проводники политики Коммунистич. партии, составляющей жизненную основу сов. строя.

В процессе своего развития система Н. к. и м. претерпела существенные структурные и др. изменения. Они осуществлялись в целях совершенствования гос. аппарата, его более полного приспособления к экономич. и политич. задачам Сов. гос-ва в различные ист. периоды. Перечни Н. к. и м. см. при статьях Совет Народных Комиссаров и Совет Министров СССР.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "НАРОДНЫЕ КОМИССАРИАТЫ И МИНИСТЕРСТВА В СССР" в других словарях:

    См. Народные комиссариаты и министерства в СССР …

    В России (от лат. ministro служу, управляю) господствовавшая в 19 в. нач. 20 в. форма организации высших органов гос. управления, основанная на принципе единоначалия. К М. были приравнены действовавшие самостоятельно гл. управления (во главе с… … Советская историческая энциклопедия

    На печатях министерств СССР был изображен Герб СССР … Википедия

    Осн. закон Союза Сов. Социалистич. Республик. Законодательно закрепляя обществ. и гос. устройство, принципы организации, деятельности, а также компетенцию органов социалистич. гос ва, избират. систему, осн. права и обязанности граждан, К. СССР… … Советская историческая энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Совет народных комиссаров. Дополнительные сведения: Список народных комиссариатов СССР Совет Народных Комиссаров СССР (Совнарком СССР, СНК СССР) … Википедия

    На печатях народных комиссариатов СССР был изображен Герб СССР См. также: Совет народных комиссаров СССР … Википедия Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Министерство государственной безопасности. История советских органов госбезопасности ВЧК при … Википедия