Можно ли красить краской горячие батареи. Как правильно выбрать краску и покрасить батареи отопления

Приветствуем!

Согласитесь, облупленная краска на батареях выглядит крайне не привлекательно. Кроме того в местах скола металл со временем окисляется и покрывается ржавчиной, которая сокращает срок службы железных отопительных приборов. Представленная на рынке строительных материалов краска для радиаторов отопления позволяет решить данную проблему. Однако широкий ассортимент и радиаторов и эмалей способен поставить в тупик не только простого обывателя.

Предлагаем разобраться, какие лакокрасочные материалы (ЛКМ) можно использовать для окрашивания батарей, а также как правильно производить их окраску.

При покраске особенное внимание уделяется внутренним элементам отдельных видов радиаторов. К примеру, стальные пластины конвекторов, так называемая гребёнка или «рёбра», нанизанные на трубы, красить нельзя. Дополнительный слой краски существенно снизит уровень теплоотдачи. Окрашивается лишь фронтальные заслонки и экраны.

Каким параметрам должна соответствовать краска

Для покраски радиаторов и труб отопления должны использоваться особые лакокрасочные составы, отвечающие условиям эксплуатации отопительного контура. К ним применяются следующие требования:

  • Термостойкость от 80⁰С и выше. При недостаточной стойкости к нагреву ЛКП уже в первый же отопительный сезон пожелтеет или изменит первоначальный оттенок, растрескается и начнёт отслаиваться.
  • Высокая теплопроводность. Низкий индекс теплопроводности приведёт к снижению теплоотдачи отопительного прибора.
  • Антикоррозийность и влагостойкость. Основная цель окрашивания радиаторов – защита от вредного влияния окружающей среды и ржавчины. Для этого лакокрасочное покрытие не должно быть пористым.
  • Устойчивость к истиранию и механическому воздействию.
  • Экологичность и безопасность. Краска не должна содержать токсичных веществ, которые особенно активно испаряются при обогреве дома или квартиры и наносят тем самым вред здоровью человека.
  • Желательно, чтобы ЛКП для батарей было быстросохнущим и без резкого запаха.

Виды и отличия

Термостойких эмалей на рынке великое множество. Чтобы понять, какая лучше подойдёт для вашего радиатора, нужно ориентироваться не на производителя, а на основу ЛКП. Не последнее значение играет и планируемый способ нанесения и тот декоративный эффект, который Вы планируете получить после окрашивания.

Сразу отметим, что традиционные масляные краски мы сразу исключаем из обзора. Несмотря на то, что некоторые из них позиционируются как термоустойчивые, в целом они мало подходят для горячих труб.

Алкидные

В состав алкидных теплостойких красок входит алкидный лак (глифталевый или пентафталевый), растворитель (чаще всего, уайт-спирит), микронаполнители на основе гранита, песка или мрамора и красящие пигменты. Некоторые составы могут дополняться антисептиками, защищающими окрашиваемую поверхность от поражения грибком и плесенью.

  • Высокая укрывистость позволяет использовать алкидные эмали и для основного окрашивания и для создания декоративного рисунка поверх базового покрытия.
  • Эластичность обеспечивает ровность и гладкость покрытия, а также предотвращает эффект усадки.
  • Стойкость к истиранию, влаге, коррозии и перепадам температур гарантирует долговечность покрытия.
  • Стабильность цвета.
  • Высокий индекс адгезии с металлом.
  • Время высыхания – от 12 до 36 часов.

Из недостатков:

  • Недостаточная термостойкость. Предназначена для отопительных контуров с температурой нагрева не более 80-100⁰С.

В отдельную категорию выделяют кремнийорганические алкидные эмали с повышенной термостойкостью (до 600⁰С). Кремнийорганические существенно дороже обычных алкидных составов, но именно они используются для покраски каминов, дымоходов и печей.

  • Специфический едкий запах требует обязательного проветривания помещений, в которых проводится окрашивание. Первый нагрев трубопровода также будет сопровождаться появлением резкого запаха.

Важно! Обращайте внимание на цифровую кодировку, указываемую на этикетке. «2» указывает на возможность использования краски в помещениях, а «8» причисляет её к числу термостойких.

Акриловые

Акриловые краски для радиаторов – это смесь акрилата (акриловая полимерная эмульсия) с цветовым пигментом и водой. Полимерное покрытие ложится ровным гладким слоем, не склонно к образованию подтёков.

  • Температурный максимум — 120⁰С.
  • Без запаха.
  • Ультрабыстрое высыхание – от нескольких минут до нескольких часов.

Особенное преимущество акриловой эмали перед аналогами в том, что её можно наносить даже на горячую батарею. На качестве покраски и периоде службы покрытия этот факт никак не отражается. Из недостатков – неустойчивость к механическому абразивному износу.

Молотковые

Молотковая краска – это разновидность алкидной эмали на основе нитро-полимера с красителем. Отличительная особенность – декоративность покрытия, которое имитирует металлическую поверхность, отбитую молотом, параллельно скрывая мелкие неровности. Отсюда и название.

Дополнительными плюсами использования молотковых красок станут:

  • Отказ от предварительного грунтования. Обязательным условием является лишь механическая очистка металла от пыли, активные же элементы красящего состава без труда справятся с жировыми пятнами и ржавчиной, просто растворив их в себе.
  • Высочайшая адгезия с металлической поверхностью. А при проведении предварительного ошкуривания краска настолько въедается в структуру металла, что свести её впоследствии можно только химическим путём.

Водоэмульсионные

Водоэмульсионные (водно-дисперсные) краски производятся из воды, пигментов и полимеров. В зависимости от типа связующей основы подразделяются на:

  • Поливинилацетатные (ПВА);
  • Полиакрилатные.

ПВА-краски отличаются низкой сопротивляемостью к влаге, поэтому для батарей однозначно не подходят.

Полиакрилатные – это подвид , о которых мы рассказывали выше.

Силикатные

Силикатные составы – это ЛКМ на базе жидкого калийного стекла, этилсиликата и порошкообразных металлических пигментов. Наличие цинковых и алюминиевых пигментов придаёт красящему составу антикоррозийные качества.

По типу связующего компонента силикатные краски бывают:

  • Кремнийорганическими.
  • Дисперсионно-силикатными. Однокомпонентные составы на базе чистого акрилата, готовые к употреблению.
  • Силикатно силиконовыми. Двухкомпонентные: отдельно – порошок, отдельно – жидкое стекло, которые перед покраской смешиваются.

Именно наличие в составе кремнийорганических смол придаёт радиаторным эмалям непревзойдённую прочность.

Из несомненных плюсов – огнеупорность, из минусов – высокая токсичность при окрашивании.

Порошковые

Порошковые красители представляют собой пигментный полимеризированный порошок, напыляемый на окрашиваемую поверхность в особом высокотемпературном боксе при температуре в 170-350⁰С, где он оплавляется и образует надёжное стойкое покрытие.

К сожалению, данная технология окрашивания используется лишь на заводах и в специализированных автомастерских, и не доступна для самостоятельного выполнения дома.

Аэрозольные

Одним из альтернативных методов окрашивания является аэрозольное распыление краски. Современные технологии позволяют практически любой тип краски выпускать в аэрозольных баллончиках. Среди представленного ассортимента аэрозолей важно выбирать именно термостойкие составы, на крайний случай – автоэмали, которые изначально рассчитаны на адгезию с металлом и высокие температуры.

Серебрянка

Если Вы хотите придать батареям характерный серебряный оттенок, можно использовать серебрянку, приготовленную своими руками из пигментной алюминиевой пудры ПАП-1 и битумного лака БТ-577.

  • Коэффициент термостойкости данного покрытия при правильном компонентном соотношении достигает 300-400⁰С.
  • Серебрянка не подвержена расслаиванию, устойчива к коррозии и внешнему воздействию. Покрытие прослужит не менее 10 лет.
  • Быстро сохнет и нетоксична.

На заметку! Серебрянка не совместима с большинством других красок, поэтому требует полной очистки окрашиваемой поверхности от остатков предыдущего ЛКП.

Матовые

Матовые покрытия смотрятся респектабельно, особенно на чугунных батареях с фактурным рисунком. Но лучше не выбирать матовые краски белого цвета. Микропористая структура склонна к накапливанию пыли, а значит, белый в скором времени приобретёт серый оттенок.

Глянцевые

Глянец идеально подходит для батарей с безупречно ровной поверхностью, так же как и для чугунных радиаторов, если преследуется цель сгладить характерную для них шероховатость. Кроме того, за гладкой фактурой легко ухаживать, достаточно её протереть мягкой влажной тряпочкой.

  • Состав эмали дополняется мелкодисперсным мелом или диоксидом титана. Мел в отличие от диоксида титана провоцирует изменение цвета краски. Отдавайте предпочтение титановым компонентам.
  • При выборе подходящей краски обращайте внимание на маркировку. Надпись «Для радиаторов отопления» и акцент на соответствии ГОСТам обеспечат соответствие технических параметров обозначенным выше требованиям. Не стоит выбирать продукцию, произведённую по сомнительным ТУ.
  • Руководствуйтесь именно массой краски, а не литражом. Чем больше масса, тем выше индекс укрывистости. Разбавленная же эмаль прибавляет в объёме, но теряет в укрывистости.

Какую выбрать краску для алюминиевых или чугунных радиаторов

Следует учесть, что под каждый тип металла подбирается своя краска и технология окрашивания:

  • Чугун характеризуется прекрасным сцеплением практически с любым видом эмалей. В данном случае следует руководствоваться тем эффектом, которого Вы хотите достичь после окрашивания. Краска с плотной вязкой структурой скроет шероховатую фактуру, лёгкая же, наоборот, подчеркнёт эффектность чугуна.
  • Алюминий и нержавеющая сталь более капризны в выборе подходящего ЛКП. Техника покраски, применяемая на заводе (порошковое окрашивание и термическая обработка), практически не осуществима в домашних условиях. Поэтому приоритет отдаётся высококачественным покрасочным материалам с высоким коэффициентом адгезии – алкидным или акриловым. Некоторые специалисты говорят об эффективности аэрозольных красок, причём нанесённых на горячие батареи.

Усилить сцепляющий эффект помогут эпоксидные грунтовки, предназначенные для обработки металла перед покраской.

Примерные цены

Бренд ТЕКС DUFA Śnieżka DULUX Alpina Лакра KUDO
Страна-изготовитель Россия Германия Польша UK Германия Россия Россия
Основа Алкидная смола Алкидная смола Акрил Водно-дисперсионная Алкидная смола Акрил Алкидная смола
Вид Эмаль Эмаль Эмаль Эмаль Эмаль Эмаль Аэрозоль
Термостойкость, ⁰С 100 120 80 90 110 100 80
Время высыхания 24 часа 24 часа 1 час 8 часов 10 часов 24 часа 8 часов
Масса/объём 550 г 750 мл 400 мл 1 л 750 мл 2,4 кг 360 мл
Цена 250 550 270 1000 650 590 200

Как рассчитать расход краски

На этикетках изготовитель всегда обозначает средний расход ЛКП на 1 м². Таким образом, определить необходимое количество эмали не представляется сложным, когда речь идёт о плоских моделях радиаторов. Но и здесь не следует забывать о прокрашивании внутренней части батареи. С чугунными радиаторами-гармошками всё ещё сложнее.

На помощь в данном случае придёт техническая документация к отопительным приборам, обычно в ней указывается общая площадь изделия. Если же техпаспорт не сохранился, используются специальные онлайн-калькуляторы.

Калькулятор расчета

Онлайн-калькулятор учитывает все параметры предстоящей работы:

  • Модель батареи.
  • Число секций.
  • Тип краски.
  • Необходимость окрашивания трубопровода.
  • Предполагаемое количество слоёв.

Автоматически программа выдаёт результат в килограммах с учётом 10%ного резерва или общей площади поверхности под окраску, в соответствии с которой Вы самостоятельно нужный объём продукта.

Как снять старую краску

Основное правило окрашивания БУ-радиаторов – очистка от старого лакокрасочного покрытия. Выполнить эту задачу можно одним из двух способов (или в комплексе):

  • Механически.
  • С помощью химических реагентов.

Для качественной очистки и последующего окрашивания батарею лучше снять со стены.

Механический способ

Механическая очистка предполагает удаление старого ЛКП сподручными средствами.

  1. Сначала батарея, а при необходимости и труба, очищается от пыли и иных загрязнений влажной тряпочкой. Для лучшего результата можно воспользоваться пылесосом.
  2. Затем поверхность тщательно зашкуривается наждачной бумагой. . Для ускорения процесса применяется дрель с насадкой-ёршиком с жёсткой щетиной или шлифовальная машина. Для удаления краски в труднодоступных местах можно использовать строительный фен, им разогревается эмаль, которая затем удаляется скребком.
  3. В завершение рабочая поверхность снова обеспыливается и обезжиривается.

Недостатков у механической очистки немало:

  • Большие трудоёмкость и временные затраты.
  • Процесс достаточно пыльный.
  • Велика вероятность повреждения металла.

На заметку! Если лакокрасочное покрытие на радиаторе не обнаруживает признаков износа (вздутия, отслоения, ржавления), но всё же требует замены, его можно не удалять. Для обеспечения сцепления со свежей эмалью покрытие радиатора достаточно слегка зашкурить.

Химическими средствами

Для химической очистки применяются специальные препараты, смывки. Они размягчают отслужившее свой век покрытие и стимулируют его отслаивание от металла.

  1. Наносить их нужно плотным равномерным слоем при помощи щётки с натуральной щетиной. Гелевая форма препарата хорошо держится на поверхности.
  2. Через указанное изготовителем время смывка просто снимается деревянной лопаточкой вместе с растворившейся краской, а радиатор омывается мыльной водой.
  3. Очищенную батарею дополнительно обрабатывают ингибитором коррозии, после чего обезжиривают.

На заметку! Некоторые производители выпускают смывки с уже включённым в состав ингибитором коррозии. Стоят они несколько дороже, но значительно сокращают время на подготовку радиатора к покраске.

Важно помнить, что химические реагенты токсичны и горючи. Поэтому работы нужно выполнять в хорошо проветриваемом помещении вдали от источников огня. Нелишними будут и индивидуальные средства защиты – респиратор, перчатки и очки.

Как покрасить радиаторы отопления своими руками

Подготовка батареи

Снятие старого слоя краски – лишь первый подготовительный этап. В дальнейшем следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Неровности и шероховатости выравниваются посредством шпаклёвки по металлу. После её схватывания, поверхность батареи снова зачищается, обеспыливается и обезжиривается.

На заметку! Если планируется покраска акриловыми эмалями в качестве обезжиривателя лучше использовать ацетон, а для алкидных составов – уайт-спирит или бензин.

  • Следующим этапом станет грунтование. При этом также учитывается вид будущего покрытия. Основа ЛКП и грунтовки должна быть однотипной.
  • Каждое покрытие (шпаклёвка и грунтовка) высушивается естественным путём при комнатной температуре.

Процесс покраски

Окрашивание также проводится при комнатной температуре. При этом желательно выбирать период между отопительными сезонами (до или после). Лишь некоторые виды красок можно наносить на разогретую батарею.

Многие люди делают ремонт в квартире зимой, и часто возникает вопрос: можно ли красить горячие батареи отопления?

Современные краски имеют ряд положительных качеств, которые позволяют покрасить свой радиатор в любое время.

Отопительные приборы в квартире играют роль не только источника тепла, но еще - это часть интерьера, а значит, они должны всегда хорошо выглядеть.

В статье вы узнаете, как покрасить батареи отопления своими руками.

Краски для радиаторов и необходимый инструмент

Многие считают, что только лицевая часть отопительных радиаторов должна быть покрашена, но, к сожалению, такой вывод является ошибочным.

Часто, особенно у советских батарей, начинают появляться пятна ржавчины, а если их не устранить, то коррозия может распространиться дальше.

От нежелательной коррозии поможет избавиться хорошая краска. Чтобы узнать, какой краской красить отопления, необходимо выяснить характеристики данного продукта.

Приобретенная краска должна иметь устойчивость к повышенной температуре, ведь радиаторы зимой сильно нагреваются, и сохранять естественный цвет на длительное время.

Для правильного выбора лакокрасочного материала необходимо знать, какие виды существуют в продаже.

Акриловая краска отличается естественным цветом в течение долгого периода и славится отсутствием сильного запаха.

Этот вариант хорошо подходит для покраски радиаторов в зимнее время, ведь квартиру проветривать особо не понадобится.

Алкидная краска имеет устойчивость к высокой температуре, следовательно, идеально подходит для радиаторов. Из минусов можно отметить усиленный запах, так что ею лучше пользоваться в теплое время года, а не в отопительный сезон.

Есть еще один вид акриловой краски, которая используется совместно с растворителем. Этот материал имеет хорошие показатели, во-первых, краску можно использовать без дополнительной грунтовки, во-вторых, покрытие отличается хорошим видом и глянцевой поверхностью.

Всем известная масляная краска раньше была востребованным продуктом, но с развитием технологического процесса отошла на задний план.

Это основной список лакокрасочных материалов для чугунных радиаторов, которые можно приобрести. Для панельных радиаторов можно использовать аэрозольные краски (лучше автоэмаль).

Иметь белые батареи уже не модно, так что не бойтесь экспериментировать с цветовой гаммой, главное, чтобы в дизайн квартиры покрытие вписывалось.

В детской комнате можно задекорировать радиаторы ярко, особенно панельные , на которых можно воспроизвести целый пейзаж.

Так что чем красить батареи отопления и в каком стиле, решать вам.

Но следует помнить, что чтобы красящий материал ложился хорошо, необходимо иметь специальный инструмент, такой как:

  • наждачная бумага для предварительной очистки;
  • острый предмет или нож для снятия старой краски;
  • несколько разновидностей кисточек;
  • небольшой валик;
  • ненужные тряпки для уборки помещения.

Весь этот набор понадобится для качественного проведения работы и поможет преобразить старые и некрасивые радиаторы в роскошный предмет интерьера.

Подготовительные работы и процесс окрашивания батарей

Чтобы понять, как покрасить батарею отопления, необходимо знать принцип выполняемых работ.

Как и все виды работ в строительстве, процесс окрашивания начинается с подготовки батарей. В первую очередь необходимо устранить загрязненные участки и проверить изделие на наличие мест коррозии.

Когда старая краска и грязь будут устранены, отопительный радиатор следует протереть влажной тряпкой для уборки.

Вздутые места необходимо зачистить наждачной бумагой, а в случае обнаружения прогнивших мест их нужно устранить.

На финишном этапе следует покрыть радиатор грунтовочной смесью, но только следует учесть характеристики дальнейшего материала, ведь некоторые виды лакокрасочных изделий не требуют грунтовочного слоя.

Для очистки отопительных приборов от грязи и старой краски применяют несколько видов очистки. Первый способ называется химический, а второй способ (заключается в использовании специального инструмента) называется механический.

Для удаления грязи химическим способом применяют растворы, состоящие из кислот и растворителей. Такую смесь можно приготовить самостоятельно или приобрести в магазине.

Для приготовления раствора в домашних условиях потребуются следующие ингредиенты:

  • карбонат натрия (кальцинированная сода), примерно один килограмм;
  • гашенная известь, в такой же пропорции;
  • вода, около пяти литров;
  • большая емкость, более десяти литров.

Раствор готовится следующим образом. Соду растворяют в горячей воде, температура воды около 60 градусов, после чего добавляют известь в небольших дозах. Делается это для предотвращения сильной пены.

Механический способ предусматривает применение специального инструмента или обычной наждачной бумаги.

Процесс долгий и пыльный, но для ускорения можно использовать специальную насадку на дрель или воспользоваться шлифмашинкой.

В этом случае необходимо соблюдать правила безопасности и проводить такую работу аккуратно, чтобы не повредить радиатор.

Что касается проведения самого процесса окрашивания, то здесь не нужны особые навыки, главное – знать, как правильно покрасить отопительный прибор.

Перед началом работ следует обустроить рабочее место, застелить пол бумагой (или другим материалом), оградить стены с помощью прокладки (можно поставить большой лист картона), подготовить необходимый инструмент.

Краску на радиаторы наносят кисточкой, желательно сверху вниз – так не будет потеков. Слой должен быть тоненький и равномерный. После просыхания краски нужно нанести повторный слой.

Внутренние части радиаторов необходимо прокрасить в первую очередь, чтобы не испачкаться в процессе. Мелкие детали и трудные места надо покрасить с помощью губки или валика.

Вот и весь принцип работы по окрашиванию радиаторов.

Выполнить работу качественно и красиво можно самостоятельно, просто следует учитывать все нюансы и соблюдать правила.

Вот еще несколько полезных советов от профессионалов:

  • покрашенный радиатор не должен иметь потеков – для этого наносите краску тонким слоем и плавными движениями;
  • заднюю часть отопительного прибора лучше красить с помощью изогнутой кисти с длинной ручкой;
  • если для очистки радиаторов используют химический способ, то необходимо применять средства личной защиты;
  • после завершения малярных работ помещение надо хорошо проветрить. Если работы проводятся зимой, то тогда следует брать краски без резкого запаха;
  • трубы и скрытые элементы можно не окрашивать, что поможет сохранить теплоотдачу;
  • чтобы понять, какой краской лучше красить, необходимо изучить все характеристики товара.

В данном виде работы нет ничего сложного, следовательно, покрасить систему отопления можно самостоятельно.

Просто необходимо прислушиваться к советам специалистов, и ваш радиатор станет как новенький.

Если поиграть с фантазией и изменить цвет радиаторов, то они станут даже лучше новых.

Новые оттенки реставрированной батареи следует выбирать, исходя из интерьера комнаты: если это будет детская комната, то лучше подобрать светлые тона, а радиатор в санузле выполнить в нейтральном цвете.

Какой краской покрасить батареи на кухне или в других комнатах, решать только вам лично.

Следует помнить, что новые биметаллические радиаторы очень капризные, и для окрашивания их поверхности следует обратиться к специалисту (желательно на СТО), в случае самостоятельного ремонта необходимо применять автоэмаль в виде аэрозоля.

Для панельных радиаторов тоже могут применяться как аэрозоли, так и обычная краска, только следует учесть, что необходимо красить и решетку, а не только саму панель.

Реставрация радиаторов – работа примитивная, так что смело обновляйте дизайн своих отопительных приборов и наслаждайтесь полученным результатом.

В процессе эксплуатации системы отопления может возникнуть необходимость окрашивания батарей. Качество выполненных работ определяет внешний вид и долговечность отопительного прибора. Поэтому пользователям важно знать, как покрасить радиатор отопления своими руками.

Выбор краски

Учитывая специфические условия эксплуатации радиаторов, к лакокрасочному покрытию предъявляются особые требования следующего характера:

  • высокая термостойкость. Покрытие должно быть рассчитано на постоянную эксплуатацию при температуре 80-90 градусов;
  • устойчивость цвета. Покрытие должно сохранять свой первоначальный цвет в течение длительного периода;
  • высокие защитные качества. Необходимо выбирать краски, обеспечивающие эффективную защиту от коррозии;
  • хорошая адгезия. Краска должна хорошо ложиться на поверхность металла и не отслаиваться в процессе эксплуатации радиатора;
  • высокая прочность и износостойкость создаваемого покрытия;
  • безопасность. Покрытие при нагреве не должно выделять в воздух токсичные вещества и посторонний запах.

Лучше всего всем этим требованиям соответствуют современные акриловые краски.

Технология окрашивания

Перед тем, как покрасить батарею отопления, ее необходимо очистить от старого покрытия. Сделать это можно вручную при помощи металлической щетки. Также можно использовать шлифмашину со специальными насадками. Еще одним вариантом является использование специальных химических средств. Например, удобно применять аэрозоли, под воздействием которых старая краска легко отслаивается. После удаления краски необходимо также избавиться от ржавчины, грязи, тщательно обезжирить поверхность.

Очищенную поверхность необходимо тщательно прогрунтовать. Для этого выбирается грунт, рекомендованный к использованию совместно с выбранной краской.

После этого можно приступать непосредственно к окрашиванию. Используется не менее двух кисточек. Одна, обычная, кисть применяется для окрашивания внешних поверхностей. Вторая кисточка должна иметь длинную изогнутую ручку. Она легко проникает в труднодоступные места, поэтому ей удобно красить внутри оребрения радиатора. Перед использованием нужно распушить щетину кистей, что позволит избавиться от плохо закрепленных волосков. Вначале производится окрашивание внутренних поверхностей, а затем - внешних. При этом окрашивание производится сверху вниз, что позволяет предотвратить образование потеков и капель. Радиатор нужно красить в два слоя. При этом второй слой наносится только после полного высыхания первого.

Окрашивание биметаллических и алюминиевых радиаторов

Выпускаются уже с лакокрасочным покрытием. Оно наносится методом порошковой окраски в заводских условиях. Такое покрытие отличается высокими защитными свойствами, механической прочностью, износостойкостью, температурной стойкостью. Благодаря этому эти радиаторы не требуют окрашивания в процессе эксплуатации.

Исключение составляют случаи механического повреждения покрытия радиаторов в процессе транспортировки, монтажа, эксплуатации. Для удаления сколов и царапин можно использовать автомобильную шпаклевку. Окрашивание поврежденных мест лучше всего также выполнять автоэмалью, качество которой сопоставимо с качеством «родного» покрытия. Для нанесения удобно использовать аэрозольные баллончики. Следует учитывать, что автоэмаль лучше и быстрее сохнет на горячих радиаторах.

Если же вам нужно полностью перекрасить алюминиевую или биметаллическую батарею, то для этого не требуется удаление старого покрытия. Поверхность нужно обезжирить и покрыть грунтовкой. После этого пульверизатором нужно нанести в два слоя краску соответствующего цвета. Лучше всего подходит водоэмульсионная или алкидная краска.

Отопительные батареи являются неотъемлемым частью практически любого дома, а гармоничное их сочетание с интерьером наблюдается в тех случаях, когда эти сравнительно новые элементы отопительной системы покрыты подходящей краской. В данной статье будет подробно рассказано о том, какие существуют краски для систем отопления, и как правильно выбрать наиболее подходящий вариант.

Необходимость обновления

Срок службы радиаторов из чугуна или алюминия может превышать 50 лет, но если на старых батареях в квартире или кухне краска от времени выцвела и стала вздуваться, то в таком непрезентабельном виде они явно притягивают к себе внимание и вряд ли могут считаться украшением дома.

Решение проблемы путем замены батарей по причине немалой затратности этого способа вряд ли можно считать оптимальным вариантом. А покраска радиаторов заново может стать вполне приемлемым выходом из ситуации.

При этом следует принять во внимание несколько факторов:

  • Далеко не все типы отопительных радиаторов можно окрашивать своими силами в домашних условиях. Зачастую, особенно в случае неверного выбора красителя, он либо быстро пожелтеет, либо облупится в скором времени.
  • Батареи, как известно, изготавливаются из чугуна, алюминия, стали или могут быть биметаллическими. Окрашивание чугунных радиаторов в принципе проблем не вызывает. Здесь все зависит лишь от грамотного выбора краски для этой цели. Зато в случае с алюминиевыми радиаторами, конвекторами либо батареями, выполненными из нержавеющей стали, ситуация выглядит иначе.

Такие элементы отопительной системы окрашиваются порошковым способом на заводе-изготовителе с последующей термообработкой.

Поэтому нанесение поверх заводского красочного покрытия нового слоя краски в домашних условиях становится серьезной проблемой.

  • Подавляющим большинством производителей отопительных радиаторов, изготовленных не из чугуна, попытки самовольной покраски батарей рассматриваются как нарушение потребителем заводской гарантии.

  • Эмалевые красители после своего высыхания покрывают изделия прочным и монолитным слоем, полностью исключающим проникновение воздуха к металлической поверхности. Если же кислород все-таки получит хотя бы незначительный доступ через лакокрасочный слой, то защиту металлоизделия от коррозии следует поставить под вопрос, тогда как именно защитные функции в большинстве случаев являются основной причиной окраски радиаторов.

  • Любопытно, что паспорта на все отопительные батареи содержат категорический запрет, не позволяющий закрашивать выпускающее воздух отверстие на автоматическом воздухоотводчике. То есть, если нанести краску на это отверстие, то в случае необходимости воздух из отопительной системы стравить будет практически невозможно. Это обстоятельство следует обязательно учитывать при выполнении покрасочных работ.

  • Окраска алюминиевых и выполненных из нержавейки радиаторов, в заводских условиях производится порошковыми красителями, которые после их нанесения подвергаются термообработке при высокой температуре в специальных боксах. Понятно, что создание подобных технологических условий на дому не представляется возможным. Обычные же масляные и иные красители по причине их низкой адгезии на алюминиевых и стальных поверхностях долго не продержатся.

  • Надежное окрашивание алюминия требует наличия специального оборудования для этой цели, а также применения эпоксидных грунтовок и эмалей, что обходится весьма недешево. К тому же, отклонения от технологии неизбежно приведут к отслоению вновь нанесенного покрытия. Существует еще метод анодного оксидирования, но он связан со значительными технологическими сложностями и требует определенных познаний.

  • Если у потребителя имеется успешный опыт окрашивания автомобильного кузова и соответствующие задаче лакокрасочные материалы, то можно попытаться окрасить алюминиевые батареи. Но в противном случае от этой затеи лучше отказаться. В таком случае целесообразнее купить новые отопительные элементы, либо прикрыть облупившиеся изделия декоративным экраном.
  • Отдельным моментом являются стальные конвекторы. Они снабжены частым оребрением, выполненным из стальных пластин, нанизанных на пару труб, – так называемой «гребенки». Если попытаться окрасить эти пластинчатые ребра, то возникнет нежелательный эффект резкого снижения теплоотдачи. Добраться до самих труб узкой кисточкой при этом также невозможно. Поэтому от окраски этих поверхностей лучше отказаться.

Подобные радиаторы обычно снабжены железными заслонками и боковыми экранами. Вот эти-то элементы не только можно, но и нужно красить, причем для этой цели вполне подходят обыкновенные термостойкие красители.

Выбор состава

Красящие композитные составы, предназначенные для покрытия ими радиаторов отопления, по своим техническим параметрам несколько отличаются от обычных красителей. Поэтому при их выборе следует принимать во внимание их основные физико-технические и эксплуатационные характеристики в соответствии с рекомендациями специалистов.

Главным критерием такого выбора является термостойкость красителя. Поэтому приобретать для окраски элементов отопительной системы следует лакокрасочные материалы, способные выдержать температуру до +80°С, а для отопительных радиаторов этот показатель должен превышать +100°С. Такие красители обозначаются специальной маркировкой.

Кроме этого, слой краски должен обладать достаточно высокой теплопроводностью, чтобы не снижать теплоотдачу от элементов отопления. Одновременно такая краска должна отличаться большой износостойкостью, не выделяя в процессе нагревания токсических веществ в воздух. Отсюда возникает необходимость в изучении состава красителя при покупке и его подтверждении его соответствия принятым техническим стандартам и требованиям экологической безопасности, принятым в европейских государствах. Это касается импортной краски от европейских производителей.

Если приобретается отечественный продукт, то производитель должен ориентироваться на нормы действующих в России государственных стандартов.

Желательно приобретать быстросохнущую краску, ибо это свойство красителя всегда значительно ускоряет проведение покрасочных работ, ведь обычно принято наносить краситель в два слоя.

Антикоррозийные качества красителя призваны защищать поверхности радиаторов от внешних агрессивных влияний. Это обычно учитывается в процессе производства составов для окрашивания металлических поверхностей.

Некоторые краски издают резкие и неприятные запахи до момента своего полного засыхания , поэтому такие красители лучше выбирать только для работ в тщательно проветриваемых помещениях. Во всех остальных случаях лучше отдавать предпочтение краскам без запаха.

Еще одним аспектом выбора радиаторной краски является ее влагостойкость, необходимая для выполнения влажной уборки с использованием моющих средств.

Для окраски батарей, радиаторов и труб отопительного контура применяются красители на различных основах, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. К термостойким краскам относятся масляные, алкидные, акриловые, силиконовые и порошковые красители.

Масляные краски изготавливаются на основе разного рода органических масел. До недавнего времени масляные красители были практически безальтернативным вариантом композита для покраски радиаторов. Эти краски весьма укрывисты и способны создать на металлической поверхности плотный и достаточно прочный слой, устойчивый к механическим воздействиям разного рода и высоким температурам.

Однако эти красители имеют весьма неприятный специфический запах, не только сопровождающий процесс окрашивания и высыхания покрытых такой краской поверхностей, но и способный проявляться при сильном нагревании в период эксплуатации батарей. К тому же, они образуют довольно плотный красящий слой на радиаторах, что значительно уменьшает полезную теплоотдачу их секций.

Нанесение состава на масляной основе, в отличие от других красителей, далеко не всегда происходит равномерным слоем, а при большой его толщине слой покрытия в процессе эксплуатации растрескивается и отслаивается. Отделанные им поверхности со временем теряют свой первоначальный блеск и желтеют.

Масляные красочные покрытия не способны достаточно эффективно уберечь металл от коррозии, что проявляется в появлении ржавчины на поверхности батарей. К тому же, масляная краска имеет самый длительный период своего полного просыхания, а в процессе ее нанесения редко удается избежать появления подтеков.

Таким образом, за исключением доступной стоимости, масляные краски вряд ли можно считать оптимальным вариантом для окраски радиаторов отопления.

Алкидные термостойкие красители имеют в своем составе пигментные дисперсии и специальные добавки, растворителем для которых служит пентафталевый или глифталевый лак. Их популярность у потребителя обусловлена рядом достоинств, среди которых отмечена надежная защита поверхностей радиаторов от негативных внешних факторов и придание этим поверхностям аккуратного и эстетичного внешнего вида.

Практически все эмали алкидной группы прекрасно выдерживают высокие температуры, возникающие в отопительном контуре. Поверхность, покрытая ими, отличается идеальной гладкостью и ровным глянцем, красочный слой не желтеет от времени и не отслаивается.

Алкидные эмали достаточно износостойки, выпускаются в разнообразной цветовой гамме – от традиционного для радиаторов отопления белого цвета до красной и черной краски. Это при желании позволяет подобрать необходимый цвет под любой интерьер комнаты. Но, несмотря на все вышеперечисленные достоинства, подобные составы, включающие в себя уайт-спирит, издают неприятный едкий запах, не только сохраняющийся первые несколько дней после покраски, но и способный проявляться некоторое время при значительном нагревании радиаторов.

Период проведения покрасочных работ с алкидными эмалями может продолжаться несколько дней по причине довольно длительного времени ожидания полного высыхания каждого слоя. Существует аэрозольная форма выпуска алкидных эмалей, представляющая собой красящий спрей в баллончиках.

Акриловые эмали нашли широкое применение в сфере окрашивания элементов отопительных систем. Высохший слой такой краски придает поверхности идеально гладкий и ровный вид, внешне немного похожий на пластик. Существенным преимуществом акриловых красок является почти полное отсутствие у них запаха в ходе окрашивания и в процессе эксплуатации отопительных систем.

Приобретая акриловый краситель, следует уделить внимание производителю состава и его назначению, указанному на упаковке. Там же следует изучить температуру при которой краска способна эффективно функционировать, так как далеко не все сорта акриловых красящих композитов выдерживают даже +80 ºС и более высокие температуры.

Акриловые краски отличаются способностью к быстрому высыханию. Время схватывания и полного засыхания таких красителей, обозначенное в инструкции по их применению, может для первого этапа занимать от 10 минут до 1,5 часов и порядка 5 часов до окончательной готовности одного нанесенного слоя. Для получения качественного покрытия, необходимо предохранять свежеокрашенные радиаторы от воздействия на них влаги на протяжении всего времени просыхания краски.

Акриловые красящие растворы по консистенции напоминают сметану средней густоты, не растекаются и не оставляют подтеков в процессе работы с ними.

Для получения нужного эффекта акриловую краску следует наносить на предварительно очищенную и загрунтованную поверхность двумя слоями.

Существенным недостатком акриловых композитов является их невысокая стойкость к внешним механическим и абразивным воздействиям.

Силиконовые качественные композиты способны сохранять свои рабочие свойства даже при нагревании поверхности радиатора до наиболее высоких температур, какие только могут возникнуть в отопительной системе. В основе этих красок находится силиконовая смола, которая замешивается на водных либо органических растворителях. После высыхания слоя силиконовый краситель приобретает полуматовый блеск.

Допускается нанесение силиконовых красящих составов на неподготовленные металлические поверхности. Их долговечность обусловлена стойкостью к механическим воздействиям и истирающим нагрузкам, а единственным значимым недостатком красок этого типа для радиаторов является их высокая стоимость. Поэтому, в сравнении с другими составами, они не столь популярны среди потребителей.

Порошковые краски состоят из особого пигментирующего порошка со специальными связующими добавками. Этот вид покрытия отопительных радиаторов является самым прочным и наиболее долговечным. Однако его применение в квартирных условиях при самостоятельном окрашивании не представляется возможным, так как технологический процесс нанесения таких красителей требует наличия специального дорогостоящего оборудования для этой цели и источника постоянного напряжения. В процессе нанесения такого состава порошку необходимо придать положительный заряд, а покрываемой им поверхности – отрицательный.

Процедура покраски может проводиться только в специальной камере, где по окончании нанесения красящего состава создается определенный температурный режим для его высыхания. Процесс полимеризации порошкового красителя на поверхности радиатора должен протекать при температуре +150 – +170 градусов Цельсия, которая зависит от типа состава.

Все это, естественно, не может быть осуществлено в домашних условиях и является сугубо производственным процессом. Единственным местом, где можно окрасить радиаторы по порошковой технологии, может быть только автомастерская, занимающаяся кузовными работами, в которой имеется комплект оборудования для окраски автомобилей порошковыми эмалями.

Особенности окраски батарей

Оптимальным моментом для окраски батарей вполне естественно считать время проведения в квартире общего ремонта. Проводить такой ремонт, а, следовательно, и красить батареи, принято сразу после окончания отопительного сезона или летом.

Если же попытаться красить теплые или горячие радиаторы во время отопительного сезона, то потребуется перекрыть входной вентиль либо радиаторную термоголовку и дождаться его остывания.

Окрашивание именно горячей батареи при включенном отоплении вызывает появление потеков красителя и его распределение по поверхности полосами, неровным слоем со сморщиванием поверхностной пленки красящего слоя по причине быстрого просыхания растворителя. Особенно ярко такой эффект проявляется при использовании водоэмульсионной краски, когда красящий слой вздувается на поверхностях горячих старых радиаторов.

Если же окраску все-таки понадобилось провести зимой, и отключение отопления не представляется возможным, то для минимизации изъянов краску следует наносить очень тонким слоем. Общеизвестно, что при окрашивании по горячему радиатору, запах краски внутри помещения будет значительно сильнее, а открытие окон для проветривания в холодное время года является проблематичным из-за температуры на улице.

Даже самое старое и высохшее красочное покрытие в большинстве случаев монолитно сцеплено с основой. Поэтому достаточно бывает лишь немного отшлифовать наждачной бумагой поверхность для стабильной адгезии при нанесении очередного свежего красящего слоя.

Если же сквозь старое, протертое и облупленное покрытие проглядывает металл, то шлифовка такого радиатора должна быть более тщательной, чтобы после нанесения нового слоя краски из-под него не было видно сколов или неровностей.

В случае же совсем заскорузлого, облупленного большими площадями покрытия, из-под которого местами виднеется ржавчина, снимать его нужно полностью при помощи металлической щетки и специальных смывающих препаратов. Также следует грунтовать подготовленную таким образом поверхность перед нанесением на нее первого слоя ЛКМ.

Кроме того, можно просто отреставрировать старую краску, нанося на нее вместо равномерного окрашивания некий причудливый узор после предварительного ошкуривания и грунтования.

Если же в помещении установлен алюминиевый комплект радиаторов, то в таком случае целесообразнее купить новые отопительные алюминиевые элементы либо прикрыть облупившиеся изделия декоративным экраном.

Подготовительные мероприятия

Качество окраски батарей непосредственно зависит от правильно выполненной подготовки их поверхностей. Этап подготовительных работ, занимает гораздо больший временной интервал, нежели сама покраска.

Подготовительный этап начинается с тщательной очистки поверхностей радиаторов. Их секции необходимо очистить вручную наждачной бумагой и щеткой, снабженной металлическим ворсом или механически при помощи электродрели с насадкой в виде корщетки.

Такими методами удаляется старый красочный слой, а места, где наблюдается ржавчина, зачищаются до появления металлического блеска. Скопления пыли и загрязнений вытираются мокрой тряпкой, а остатки старой краски следует удалить шпателями и специальными смывающими растворами. Такие растворы наносятся на поверхности радиаторов и накрываются пленкой для их размягчения.

Для ржавых участков следует использовать ингибитор коррозии.

После такой обработки краска легко удаляется с помощью шпателя, шлифовальной машины или металлической щеткой на дрели. Руки желательно защитить при этом строительными перчатками, а дыхательные пути – марлевой повязкой либо респиратором. Затем необходимо выполнить ошкуривание поверхности радиатора наждачной бумагой и ее обезжиривание уайт-спиритом или любым раствором со слабощелочной реакцией. Подойдет 1% раствора нашатырного спирта, соды или бытовых моющих средств.

Далее хорошо очищенная таким образом поверхность покрывается антикоррозионной грунтовкой. Она предназначена не только для защиты металла от коррозии, но и служит для усиления адгезии краски с поверхностью радиатора. Наилучшим вариантом для этого является грунтовочный композит на алкидной основе.

Выбор грунтовки следует основывать на приобретении именно антикоррозионного состава, о чем, как правило, указывается на его банке. В противном случае, если грунтовать окрашиваемые поверхности иным композитом, весьма вероятно появление новой ржавчины через некоторое время.

Современные производители строительных материалов предлагают потребителю широкий выбор красителей, в состав которых уже включены грунтовка и преобразователь ржавчины. Их преимущество состоит в том, что для их нанесения на элементы отопительной системы не нужна предварительная подготовка основы.

Расчёт количества краски

На упаковке красителя его производители практически всегда обозначают ее средний расход на 1 м2. Все выглядит довольно просто, если требуется окрасить, к примеру, лицевую часть панельного отопительного радиатора. В этом случае, чтобы посчитать расход краски, достаточно определить площадь окрашиваемой поверхности.

Иначе обстоит дело, если целью является покраска чугунных «гармошек». состоящих из нескольких секций.

В технических спецификациях радиаторов отопления зачастую прописывается их общая площадь, которую при желании можно отыскать также и в сети интернет. Там же можно отыскать и специальные калькуляторы, позволяющие рассчитать норму расхода красителя с необходимой точностью и быстротой.

Обычно в таких калькуляторах учитываются параметры чугунных батарей, наиболее распространенных серий «МС» и «ЧМ». Также имеется возможность одновременного вычисления дополнительного расхода материала, если есть необходимость окрашивания примыкающих к радиатору труб и других элементов отопительной системы.

Расходы краски в этих случаях берутся по методу усреднения для основных ее типов, то есть для масляных, алкидных, акриловых и силиконовых красителей.

Приблизительный расход на единицу площади для разных марок красящих композитов, несмотря на некоторые различия, примерно одинаков.

Этапы окрашивания

Таким образом, суть процесса покраски отопительных радиаторов заключается в тщательной очистке их поверхностей от старой краски и обработке ржавых участков ингибитором коррозии, ошкуривании поверхности радиатора наждачной бумагой и ее обезжиривании.

По окончании подготовительного этапа очищенная поверхность покрывается антикоррозионной грунтовкой. Оптимальным вариантом для этой цели является грунтовочный композит на алкидной основе. После схватывания и затвердевания грунтовочного слоя осуществляется окрашивание отопительных приборов избранным для этой цели красителем.

С учетом вышеописанных свойств различных красителей и при использовании несложных материалов и самого обычного инструмента подобную работу легко выполнить своими руками.

Краска для покраски батарей отопления должна выдерживать высокие температуры, т.е. быть термостойкой. Также хорошо, если она отвечает требованиям экологичности, т.е. не выделяет при нагревании вредных и неприятно пахнущих веществ.

Роль краски:

  • Придание эстетически красивого вида
  • Защита от коррозии
  • Защита от агрессивного воздействия внешней среды

Как снять старую краску с батареи отопления

Прежде чем наносить новую краску, необходимо подготовить поверхность. Для начала пылесосом удаляется крупная пыль, мелкую можно вытереть влажной тряпкой. Пятна жира легко поддаются растворителям и средствам для мытья посуды.

Если старое покрытие хорошо сохранилось, не отслаивается, не вздувается, через него не проступают пятна ржавчины, то для простоты и экономии времени можно просто пройтись по нему наждачной бумагой, чтобы новый слой краски хорошо сцепился со старым.

Если же старая краска имеет совершенно непрезентабельный вид, то от нее придется избавиться.

Удалить покрытие с батареи можно следующим образом:

  • Дрелью с насадкой в виде жесткой щетки - ерша
  • Растворителями -смывами
  • Наждачной бумагой.

Механические средства удаления старого покрытия гарантируют большое количество пыли, а при неаккуратном использовании могут и повредить саму батарею.

Насадки для удаления краски

Химикаты в этом плане более безопасны, но работать с ними следует в проветриваемом помещении и используя защитные средства - перчатки, респиратор, очки и т.д. Также нельзя курить или разводить огонь, потому что растворители горючи.

Как правило, растворители выпускаются в форме густой жидкости или геля. Наносятся они ровным и не слишком тонким слоем равномерно по всей поверхности батареи. Для нанесения используются металлические либо деревянные лопаточки или щетки с натуральной щетиной. Шпатели из резины или пластика от агрессивного химического воздействия просто растворятся.

Гель выдерживается на поверхности указанное в инструкции время, после чего счищается той же самой лопаточкой вместе с кусками размягченной краски. Остатки растворителя смываются водой.

Ржавчину можно удалить также механическим ошкуриванием либо ингибиторами коррозии. Крупные выемки или сколы следует заделать шпаклевкой.

После этого пыль и грязь от старой краски следует убрать, дать батарее просохнуть. Далее наносится подходящая для данного вида металла радиатора и выбранной краски грунтовка. Он содержит мелкие пескообразные частицы, роль которых — повысить адгезию (сцепление) поверхности с краской.

Существуют также краски уже содержащие в себе аналогичные грунтовке вещества, прекрасно защищающие металл батареи от коррозии и хорошо ложащиеся на поверхность.

Процесс окрашивания

Окрашивать батареи лучше вне отопительного сезона, тогда краска высохнет равномерно, не возникнет подтеков, трещин, вздутий и т.д. Если же это невозможно, то следует наносить как можно более тонкий слой. Идеально, если батарея еще не установлена, или есть возможность ее снять, чтобы прокрасить везде.

Важно ! Все краски на водной основе необходимо наносить на грунтовку. При нанесении непосредственно на металл батареи, придется столкнуться со скорым проступанием ржавчины через краску.

Для сохранения чистоты пола под батарею следует постелить ненужную ткань или газеты. Если краситель будет наноситься из баллончика, придется также чем-то закрыть прилегающую поверхность стен.

Окраска батареи кистью

Для работы лучше выбирать кисти с мягкой щетиной, от них будет разлетаться меньше брызг. Добраться до самых труднодоступных мест поможет обычная старая зубная щетка. Чтобы не испачкаться об уже окрашенную поверхность лучше вначале прокрасить внутренние части радиатора. Краску следует наносить в направлении от верхней части радиатора вниз.

Не стоит пытаться сразу равномерно покрасить батарею за один слой, это все равно вряд ли получится. Лучше будут два аккуратных тонких слоя, потому что один толстый будет гораздо дольше сохнуть, может потечь. Время, за которое слой красителя полностью высохнет, обычно указано на упаковке. Наносить второй слой раньше времени не стоит, покрытие получится неровным, неаккуратным.

Окраску можно производить не только вручную, но и при помощи краскопульта или из баллончика.

Краска для батарей в баллончике

Выбор краски

Хотя для отопительных батарей и применяют обычные краски, предназначенные для стен, пола и потолка, но это не лучшее решение. Они не рассчитаны на температурное воздействие, а потому значительно быстрее растрескаются и приобретут желтоватый отлив.

Термостойкая краска для радиаторов

Выбирая между матовыми и глянцевыми красками, следует учитывать, что блестящее покрытие будет сильно притягивать взгляд и подчеркнет все недостатки и неровности поверхности. Светлое матовое же покрытие со временем посереет, потому что в пористой структуре краски накопится грязь.

Хотя привычный цвет батарей все же белый, это скорее дань советскому прошлому, когда выбор красок был небогат. По факту, белые радиаторы будут нормально смотреться только при интерьере в светлых тонах. Для ярких или темных помещений стоит выбрать другой цвет для покраски.

Интересно ! Батарею можно превратить в заметную и привлекающую внимание деталь интерьера, если раскрасить ее в яркие цвета, нарисовать узоры или целые картины.

Окрашивание алюминиевых радиаторов

Алюминиевые батареи сами по себе имеют аккуратно выглядящее и ровное покрытие и в дополнительной окраске не нуждаются. Если конвекционные пластины радиатора расположены очень часто, то их окраска существенно уменьшит теплоотдачу прибора.

Если их внешний вид режет глаз, то лучше закрыть их экраном или заставить мебелью. Если эти варианты по какой-то причине не подходят, то радиаторы, конечно, можно и окрасить. Но подходящие для чугунных батарей краски на алюминиевую поверхность хорошо не лягут. Такие радиаторы следует красить только из баллончика. Причем делать это следует в отопительный сезон, потому что на холодных батареях при комнатной температуре краска будет сохнуть очень долго.

Важно ! Следует учесть, что большинство производителей алюминиевых радиаторов считают их самовольное окрашивание достаточным поводом для прекращения гарантийного обслуживания.

Виды красок

Алкидные

Алкидная краска для батареи отопления бывает на органической, кремниево-органической либо водной основе. В первые несколько часов после нанесения она имеет сильный запах, который потом полностью выветривается. С началом отопительного сезона и нагревом приборов запах может ненадолго вернуться.

Если выбрана белая краска, то лучше всего приобрести ту, в составе которой будет титановый пигмент. Варианты с содержанием мела хоть и обойдутся существенно дешевле, но в процессе эксплуатации быстро пожелтеют.

Акриловые

Акриловые краски для батарей отопления по виду и на ощупь сильно напоминают пластик. Такое покрытие хорошо держится и легко моется. Если акриловый краситель имеет водную основу, он будет полностью лишен неприятного запаха.

Молотковые

Молотковые эмали позволяют получить оттенки одного и того же цвета и различные варианты фактур. Неоднородное покрытие отлично скроет неровности и прочие недостатки поверхности.

Подготовка к нанесению и сама окраска ничем не будут отличаться от обычного. Единственное, что потребуется - ошкурить радиатор для создания шероховатой поверхности.

Водоэмульсионные

Многие задаются вопросом, можно ли красить батареи водоэмульсионной краской. Безусловно, можно, т.к. она сочетает в себе стойкость к высоким температурам, быстрое высыхание и отсутствие неприятного запаха. Однако она значительно уступает по стойкости другим видам.

Порошковые

Набирает популярность т.н. порошковое окрашивание. Сухая смесь наносится из специального пистолета за счет небольшой разности электрических потенциалов у радиатора и самого порошка. После нанесения такую краску необходимо полимеризировать. В помещении это можно сделать при помощи тепловой пушки, а если радиатор снят со стены, его можно поместить в печь. Существуют также варианты порошкового красителя, застывающего при воздействии ультрафиолета. Однако обычного солнечного света для этого не хватит, необходимо использовать ультрафиолетовую лампу.

Силикатные

Краска для батарей на основе силикатных смол и алюминия рассчитана на работу даже с очень высокими температурами, которых на практике в системе отопления и не бывает. После застывания материал образует плотный, прочный, но пластичный слой, благодаря чему при температурных расширениях и сжатиях металла никаких трещин не возникнет. Такая краска не требует предварительного нанесения грунтовки и имеет очень высокие показатели сцепления с поверхностью. Среди недостатков этого варианта только высокая цена и долго выветривающийся сильный запах.

Серебрянка

Давно применяется для окраски радиаторов и серебрянка - смесь лака с алюминиевой пудрой. Такая краска отлично выдерживает высокие температуры. Наносить ее следует либо по слою старого покрытия либо на основу в виде грунтовки. Поскольку среди компонентов лака в серебрянке присутствуют нефтепродукты, она имеет достаточно стойкий сильный запах, т.е. помещение придется тщательно проветривать.

Совет ! Для окраски отопительных приборов очень хорошо подходят автомобильные эмали в баллончиках, т.к. они тоже рассчитаны на сильный нагрев в процессе эксплуатации и нанесение на металлические поверхности.

Вывод

Какой краской красить батареи отопления решать в конечном итоге покупателю. Следует лишь тщательно взвесить все достоинства и недостатки каждого из возможных вариантов. Для комнаты, в которой в данный момент проживают люди, лучше подойдет быстросохнущая краска для батарей отопления без запаха.

В пока еще не жилом помещении подойдут и долго сохнущие, но имеющие более длительный срок дальнейшей службы краски. На материале не стоит экономить, лучше отдать предпочтение проверенным и известным маркам. Проверить, насколько в реальности показатели той или иной краски соответствуют заявленным, и решить, какая краска для батарей лучше, помогут отзывы пользователей, которые можно легко найти в Интернете.