«Золотой петух» - это рассказ Александра Ивановича Куприна, где чётко выражен характерный пример лирических зарисовок этого писателя. «Золотой петух» входит в цикл живописных миниатюр, основная тема которых – поэтический, гармоничный и прекрасный мир природы.
Сюжет этой истории тесно связан с личностью самого автора. Почему? Да всё очень просто, потому что в рассказе говориться о случае, произошедшем с ним ранним летним утром на даче недалеко от Парижа. Герой, распахнув окно, садится на подоконник и наслаждается ярким светом и утренней свежестью. Он с наслаждением вдыхает в себя ароматы растений и земли, внимательно и чутко наблюдает за пробуждением всего живого мира. Особый трепет в сердце героя, он называет чудом, звонкий и пронзительный петушиный крик, который разносится по всей округе. Этот удивительный по своей чистоте и силе звук вызывает целую цепочку воспоминаний в душе героя. Не раз ему приходилось слышать пение петухов на родине, и сейчас, во Франции, он вновь ощутил прелесть этой чудесной музыки.
В описании петушиного пения проявляется концепция природы Куприна, которая затрагивалась им ранее во многих других его произведениях. Столкновение со всем живым становится для героя, и самого автора, попыткой приблизиться к таинству мира, хотя бы ненадолго отвлечься от дел и бытовых забот и ощутить совершенно иное чувство времени. Простое пение петухов, казалось бы, совершенно заурядный звук, который у простого обывателя не вызвал бы никаких эмоций, воспринимается героем как волшебная музыка. А сами петухи представляются ему особыми царственными существами, несущими на Землю свет и поклоняющимися своему золотому богу.
Каждая деталь, каждый момент жизни природы, по Куприну, - это великое таинство. Все художественные средства и приёмы, использованные в рассказе, призваны подчеркнуть эту мысль. Простая композиция, практически лишенная любых сюжетных поворотов, показывает, что важными в данном случае являются только те чувства и ощущения, которые рождаются в душе героя.
Таким образом, я могу сказать, что рассказ «Золотой петух» - одна из лучших лирических миниатюр Куприна, прекрасный образец импрессионизма в литературе. В этом произведении автор выразил всю глубину переживаний, которые происходят в сердце чуткого тонко чувствующего человека, и те особые ни с чем не сравнимые впечатления, которые дарит ему мир природы.
Несколько интересных сочинений
- Характеристика и образ Бориса в пьесе Гроза Островского сочинение
Одним из главных героев драмы стал Борис Григорьевич. Это молодой мужчина, приехавший в Калинов из Москвы.
- Герои произведения Бедная Лиза Карамзина
- Сочинение Взаимоотношения человека и природы рассуждение
Изначально все человечество связано с природой. Этот союз существовал всегда, взаимодействие было, есть и будет. Без этого людям никак не прожить, как собственно говоря, и природе не развиваться и не сохраниться без участия человека.
Есть очень много вариантов как провести свободное время. Иногда так хочется посмотреть фильм или сходить на концерт. Лучшим вариантом провести свое дорогое время станет пойти в театр.
Беречь в себе человека – доминирующая идея чеховского Ионыча
другие презентации на тему «Александр Иванович Куприн «ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ»»
«Рассказы Куприна» - Рассказ «Барри». О собаках. Невыдуманные рассказы. А.И. Куприн и Э.Сетон -Томпсон. Олицетворение земной красоты. А.И.Куприн и А.П.Чехов. Рассказ «Барбос и Жулька». Рассказ «Бальт». Рассказ «Сапсан». Рассказ «Ю-ю». По страницам рассказов Куприна. Рассказ «Изумруд». Свои рассказы о животных Куприн не выдумывал.
«Жизнь Куприна» - Рассказ автобиографичен: мать писателя получала письма от анонимного влюбленного. 7. Расскажите историю любви Желткова. Александр Иванович Куприн (1870 – 1938). Как отнеслась к самоубийству Желткова Вера Николаевна? 14. Отец умер от холеры. Куприн в звании подпоручика служит в 46-ом пехотном Днепровском полку.
«Урок Куприн» - Гостиная – комната для приема гостей. Сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство. Воспитывать доброту силой художественного слова. Словарь толкований: Щеколды – род дверного запора; металлические пластинки с рычажком. Публикум, или публика – люди, находящиеся в качестве зрителей, слушателей. Составить план.
«Куприн Олеся» - Повесть "Олеся". Не буду же я несчастнее других?». Какой цвет сопровождает образ Олеси? Тема «волшебной любви» сменяется темой недостижимости счастья. С молодыми елочками, выросшими в приволье старого бора. Как построен сюжет повести? С чем сравнивает Куприн героиню? Слову вы своему не господин…
«А.И.Куприн» - В 1862 году в Петербурге была открыта первая русская консерватория. А.И.Куприн в своем кабинете.1912 -1913г. Полотеры – работник, занимающийся натиркой паркетных полов. Александр Иванович Куприн. Наставления –настоятельный совет, поучение. При мысли о Куприн хочется сразу сказать: добрый талант. А.И.Куприн.Кадет.1880г.
«Куприн Слон» - Прыгали, скакали, В школу прибежали. Гостиная – комната для приема гостей. Итог урока Что вы узнали о жизни и творчестве А.И. Куприна? Делать из мухи слона. Слон в посудной лавке. Удивляюсь! Весной 1937, тяжелобольной, вернулся на родину. А теперь все тихо встали, встали… Попона – покрывало, закрывающее спину или туловище.
Где родился А.И. Куприн?
А) в г. Орле Б) в г. Наровчате в) в г. Петербурге
2. Где мальчик начал обучаться с шести лет?
А) в сиротском приюте б) в Петербургской гимназии в) дома
3. Где еще он учился?________________________________________________________________
4. Во сколько лет А. И. Куприн начал писать стихи?
А) с 10 лет б) с 13 лет в) с 6 лет
5. Как зовут родителей? ______________________________________________________________
6. Назовите жанр произведения А.И. Куприна «Золотой петух» ?____________________________
7. Какое чудо произошло однажды?
А) песня скворца б) свист черного дрозда в) пение петухов
А) с оркестром б) с пением соловья в) с хором
9. О какой прекрасной птице упоминается в этом произведении?
А) Феникс б) Жар птица в) Ястреб
10. Почему главный герой произведения так сильно восхищается простым пением петуха? Как вы думаете?
Ответы: 1. В Наровчате. 2. В сиротском приюте
Проверочная работа. А. И. Куприн «Золотой петух», 5 кл.
Где родился А.И. Куприн?
А) в г. Орле Б) в г. Наровчате в) в г. Петербурге
2. Где мальчик начал обучаться с шести лет?
А) в сиротском приюте б) в Петербургской гимназии в) дома
3. Где еще он учился?________________________________________________________________
4. Во сколько лет А. И. Куприн начал писать стихи?
А) с 10 лет б) с 13 лет в) с 6 лет
5. Как зовут родителей? ______________________________________________________________
6. Назовите жанр произведения А.И. Куприна «Золотой петух» ?____________________________
7. Какое чудо произошло однажды?
А) песня скворца б) свист черного дрозда в) пение петухов
А) с оркестром б) с пением соловья в) с хором
9. О какой прекрасной птице упоминается в этом произведении?
А) Феникс б) Жар птица в) Ястреб
10. Почему главный герой произведения так сильно восхищается простым пением петуха? Как вы думаете?
Тема урока: Рассказ «Золотой петух».Тип урока: комбинированный
Цель урока: Совершенствование анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого.
Задачи урока
Обучающие:
Познакомить учащихся с рассказом А.И. Куприна «Золотой Петух».
выявить художественную идею рассказа, роль художественно-изобразительных средств в рассказе;
формировать навыки выразительного чтения, пересказа, лексической работы, работы с учебником;
Воспитательные:
Воспитывать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе анализа рассказа
Содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания ответов товарищей.
Развивающие:
Совершенствовать связную устную и письменную речь учащихся (при помощи аргументированных ответов).
Содействовать развитию у учащихся разных видов памяти при организации различного восприятия исходного текста (на слух и зрительно)
Оборудование:
Учебник Г.С. Меркин;
Рабочая печатная тетрадь;
технические средства обучения: мультимедийный проектор, ПК.
Методическое обоснование:
Данный конспект урока предназначен для проведения уроков литературы в пятом классе по рассказу А.И. Куприна «Золотой Петух». В системе уроков по творчеству писателя это первый урок, который кратко знакомит учащихся с биографией А.И. Куприна. Лексическая работа поможет реализовать межпредметные связи с уроками истории. Через осмысление содержания рассказа А.И. Куприна «Золотой Петух» учащиеся должны выявить художественную идею рассказа, роль художественно-изобразительных средств в рассказе;
Метод: слово учителяПрием: приветственное слово учителя, ведущее слово учителя (требования)
Здравствуйте, ребята, садитесь.
Тема нашего сегодняшнего урока – рассказ Куприна «Золотой петух».
Метод: слушание
2. Актуализация знаний.
Метод: беседа
Прием: репродуктивная беседа
Совсем недавно мы с вами писали изложение по рассказу Куприна «Ю-ю» и уже немного поговорили о биографии автора. Ребята, что вы запомнили и можете рассказать?
Метод: говорение
Родился 26 августа 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус.
Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово
В конце 1919 г. Куприн вынужден был покинуть родину. В середине 1920 г. писатель поселился во Франции. Начался долгий, восемнадцатилетний период его жизни на чужбине.
Примечательно, что в произведениях, написанных за рубежом, писатель уделяет много внимания природе. Восхищаясь французским пейзажем, Куприн, однако, вспоминает черты родной русской природы.
Для всех произведений Куприна этого периода характерна одна особенность: писатель с любовью отмечает черты уходящего, бесконечно милого его сердцу и явно идеализируемого им прошлого.
В 1923 г. появились его новые произведения «Судьба» и «Золотой Петух».
Прошлое России, воспоминания о русских людях, нравах и обычаях, природа и легенды, повествующие о человеческой красоте и благородстве, - вот чему отдаёт Куприн силы своего таланта.
Примечателен небольшой рассказ-поэма «Золотой Петух». В нём писатель славит природу, солнце и пение петухов-солнцепоклонников с такой радостью, что буквально поражаешься его неисчерпаемой влюблённости в жизнь.
Метод: слушание
Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание
Метод: беседа
Прием: репродуктивная беседа
Ребята, сейчас обратимся непосредственно к тексту. Подумайте, каким настроением проникнут рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух»?
Какие эпизоды рассказа вам показались наиболее яркими?
Где происходят события, описанные в рассказе?
Метод: говорение
Прием: устный ответ по предмету
Описания природы проникнуты лирическим теплым настроением.
Сравнение петушиного пения с музыкой звучащей при встрече триумфатора-цезаря в Древнем Риме и упоминание легенды о фениксе.
В Виль д’Авра, в 10 км от Парижа.
Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово
Как мы уже сказали, Куприн был вынужден поселиться во Франции. Его дочь позднее написала книгу воспоминаний и в главе «Пригород» как раз рассказывается об этом периоде его жизни. Куприн снял дачу как раз-таки в Виль д’Авра. Он хотел заниматься цветами и просто «покопаться в земле». Но ч ужая обстановка, чужая земля и чужие растения на ней стали вызывать у Куприна горькую тоску по далёкой России.
Ничто ему не было мило. Даже запахи земли и цветов. Он говорил, что сирень пахнет керосином. И очень скоро он перестал копаться в клумбах и грядках.
Метод: слушание
Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание
Метод: слово учителя
Сейчас, ребята, обратимся непосредственно к тексту. Найдите в рассказе строчки, в которых проявляются чувства писателя, живущего вдали от родины. Выразительно прочитайте их.
«Я знаю силу и пронзительность петушиного крика. В прежние времена, охотясь на весенних глухариных токах в огромных русских лесах, в десяти, пятнадцати верстах от какого-либо жилья, я перед восходом солнца улавливал своим напряженным слухом лишь два звука, напоминающих о человеке: изредка отдаленный паровозный свисток и петушиные крики в ближних деревнях. Последними земными звуками, которые я слышал, поднимаясь в беззвучном полете на воздушном шаре, всегда были свистки уличных мальчишек, но еще дольше их доносился победоносный крик петуха».
Метод: беседа
Прием: репродуктивная беседа
Ребята, откройте ТПО на 16 странице и найдите 3 задание. Нам нужно будет определить значение данных слов. Сейчас по истории вы как раз изучаете древний мир, поэтому я думаю, что особых трудностей у нас не должно возникнуть.
К чему относятся первые два слова, по отношению к чему их употребляют?
Итак, когорта – это одно из главных тактических подразделений римской армии.
И еще одно слово, которое имеет непосредственное отношение к Древнему Риму – триумфатор-цезарь.
Триумфатор -цезарь – п олководец-победитель , встречаемый с триумфом.
Запишите.
Метод: говорение
Прием: устный ответ по предмету
Когорта и легион относятся к римской армии.
Письмо.
Когорта – это одно из главных тактических подразделений римской армии.
Легион – основная единица в армии древнего Рима.
Триумфатор-цезарь – полководец-победитель, встречаемый с триумфом.
Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово
Триумфатор-цезарь. Триумф в Риме – торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь главнокомандующий. Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряжённой четырьмя конями. Сзади шли музыканты. Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял раб, державший над головой золотой венок. Далее двигались его помощники; солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Триумфаторы имели право в праздники носить триумфальное одеяние.
Метод: слушание
Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание
Метод: беседа
Прием: репродуктивная беседа
Ребята, подумайте, каков смысл сравнения петуха с римским триумфатором в тексте?
Метод: слово учителя
Прием: педагогическое требование
Прочитайте выразительно фрагмент рассказа, передающий символическое значение образа петуха, от слов «Я слышал эту чудесную музыку с волнением…» до слов «…в священном нетерпении своего огнеликого бога».
Метод: говорение
Прием: устный ответ по предмету
Петух – птица Славы, означающая превосходство, смелость, бдительность, рассвет. Два бьющихся петуха означают битву жизни.
Чтение: выразительное, озвученное
Следующие слова, на которые мы обратим внимание – это пианиссимо и фуга. Ребята, возможно среди вас есть те, кто ходят в музыкальную школу, и пояснит нам значение этих слов?
Следующие слова – самозабвенный и экстаз.
Кто знает значение этих слов?
И слово, которое у нас осталось – феникс.
Ребята, вы знаете кто такой феникс?
Пианиссимо – очень тихо, тише, чем пиано (пиано – не громко, не в полную силу).
Самозабвенный – восхищенный.
Экстаз – Исступленно восторженное состояние, крайняя степень воодушевления, доходящая до болезненности.
Феникс - мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться.
Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово
С фениксом связанно множество легенд особенно на востоке. Считается, что предчувствуя близость смерти, Феникс строил себе гнездо на высокой пальме из ветвей ароматических растений, клал в гнездо ладан, зажигал его, и сгорал в пламени этого костра. И возникал чудесным образом из пепла - новый Феникс, который возлагал прах своего "отца" на алтарь Солнца.
Метод: слушание
Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание
Метод: слово учителя
Прием: педагогическое требование
Прочитайте выразительно фрагмент рассказа, в котором упоминается феникс.
Чтение: выразительное, озвученное
Домашнее задание.
Метод: слово учителя
Прием: инструктирующее слово учителя
Метод: слушание
Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание
Метод: слово учителя
Прием: педагогическое требование
Сейчас вам нужно будет закончить 67 урок в ТПО, и в конце занятия я соберу тетради, проверю это задание.
Ребята, кому не понятно, что нужно делать? Это задание до конца урока. Приступайте.
Метод: письмо.