Краткое содержание птичка божия не знает. «Птичка божия не знает ни заботы, ни труда…

Строка Александра Сергеевича Пушкина «Птичка божия не знает ни заботы, ни труда» перекликается с проповедью Иисуса Христа: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. (Матф. 6:26). В с птичкой Божией сравнивается Алеко, молодой человек, покинувший общество людей и примкнувший к цыганам.

В отличие от птички Божией в душе Алеко нет мира. Хотя он и покинул город, пороки людей остались вместе с ним. Он не был готов прощать, подобно Иисусу, признавать право других людей на свободу.

Цыгане, хотя и не проповедуют христианства, но всепрощение в них развито глубоко. Тема свободы возникает еще раз в диалоге Старика с Алеко, когда Старик рассказывает о сбежавшей жене. На вопрос, Алеко, почему старик не наказал изменницу, тот ответил:

К чему? вольнее птицы младость;
Кто в силах удержать любовь?
Чредою всем дается радость;
Что было, то не будет вновь.

Старик же прогоняет Алеко из табора, когда тот убивает Земфиру и молодого цыгана.

Пушкин сравнил с беззаботной птичкой Алеко. Но если вдуматься, цыгане своим образом жизни намного ближе к беззаботной пичуге. Они ведь тоже не строят прочных домов, кочуют по свету в поисках лучшего места.

В строке о птичке Божией заложена глубокая философская мысль. В то же время это — красивое описание природы. Читайте текст отрывка из поэмы «Цыганы»:

Птичка божия не знает
Ни заботы, ни труда;
Хлопотливо не свивает
Долговечного гнезда;
В долгу ночь на ветке дремлет;
Солнце красное взойдет,
Птичка гласу бога внемлет,
Встрепенется и поет.
За весной, красой природы,
Лето знойное пройдет -
И туман и непогоды
Осень поздняя несет:
Людям скучно, людям горе;
Птичка в дальные страны,
В теплый край, за сине море
Улетает до весны.

В «Цыганах» Пушкина есть такая вставная песенка:

Птичка Божия не знает
Ни заботы, ни труда;
Хлопотливо не свивает
Долговечного гнезда;
В долгу ночь на ветке дремлет;
Солнце красное взойдет,
Птичка гласу Бога внемлет,
Встрепенется и поет.
За весной, красой природы,
Лето знойное пройдет -
И туман и непогоды
Осень поздняя несет:
Людям скучно, людям горе;
Птичка в дальные страны,
В теплый край, за сине море
Улетает до весны.

С птичкой Божией сравнивается Алеко («Подобно птичке беззаботной, // И он, изгнанник перелетный, //Гнезда надежного не знал...»), а через него, опосредованно – цыгане. Стало быть, песенка имеет важное, во многих отношениях - ключевое значение для понимания смысла всей поэмы.

Так что же такое «птичка Божия»? В массовом читательском сознании это просто легкомысленная, беззаботная птичка. Что-то вроде попрыгуньи-стрекозы, на которую махнули рукой: безнадежна!.. (Не случайно выражение употребляется чаще всего в снисходительно-ироническом значении). Почему она Божия? Бог весть... Наверное потому, что всякая тварь, даже такая легкомысленная – Божия...

В конце 19 в., в русле т. н. религиозно-философской критики, сложилось другое, более изощренное и более тонкое толкование образа птички. Так, Д. Мережковский считал, что песенка о птичке «напоминает лучшие молитвы, сложенные на цветущих холмах Назарета или в долинах Умбрии». Он не пояснял, чем именно напоминает, но, видимо, усматривал в песенке сходство с Нагорной проповедью («Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их...»...») и особенно с обращенной к птицам проповедью Франциска Ассизского («Мои сестрички птицы, вы принадлежите Господу, вашему Создателю, и вы должны воспевать ему хвалу всегда и везде, ибо Он дал вам свободу летать повсюду. И хотя вы не ткете и не шьете, он дает вам вдвое и втрое, одевая вас и ваших деток... Кроме того, он питает вас, хотя вы никогда не сеете и не пашете... Опасайтесь, сестрички мои, греха неблагодарности и всегда стремитесь воздавать хвалу Богу").

Однако и массовое, и «элитарное» толкование объединены одним: оба подразумевают некую собирательную птичку, «птичку вообще», неважно какого отряда, семейства и рода. Так ли это?.. Вряд ли.

Выражение «птичка Божия» не было придумано Пушкиным (хотя именно после Пушкина стало «языковым фактом»). Оно уже использовалось в юго-западных областях Российкой Империи для обозначения вполне конкретной птицы. Эта птица -- ласточка.

Ласточке посвятил стихотворение Н. И. Гнедич - старший современник Пушкина. В этом стихотворениии есть, между прочим, такие строки:

Божия птица , (1) как набожный пахарь тебя называет:
Он как священную птицу тебя почитает и любит
(Так песнопевцев народы в века благочестия чтили).

(1) Так в некоторых полуденных губерниях России народ называет ласточку (Примечание Н. И. Гнедича ).

Гнедич, уроженец Полтавы, совершенно точен: ласточка и сейчас известна в украинских селах как «Божа птыця» или «Божа пташка». Скорее всего именно по-украински (или, как тогда говорили, «на малороссийском наречии») впервые услыхал эту формулу и Пушкин: его «божия птичка» и выглядит как перевод «божей пташки»...

С атрибутами ласточки совпадают все основные признаки «Божией птички», упомянутые в песенке: ласточка просыпается с первыми лучами солнца («встрепенется и поет»; ср. в стихотворении Дельвига «К ласточке»: "Каждым утром меня - едва зарумянится // Небо алой зарей и бледная Цинтия // Там в туманы покатится, -- // Каждым утром меня ты криком безумолкным // Будишь, будто назло!"); ср. также пословицу (нынче бытующую в редуцированном виде): "Ласточка день начинает, а соловей вечер кончает". Миграции ласточек знаменуют в народном календаре смену сезонов («Прилет ласточек (около Благовещения) предвещает наступление весны; отлет (около рождества Богородицы) совпадает с окончанием лета...» - Ермолов А. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. III. Животный мир в воззрениях народа. – СПб.: Тип. А. Суворина, 1905. - С. 327.). Ср. в стихотворении Гнедича: «С первым паденьем листов улетаешь ты, милая гостья! <…> С первым дыханьем весны ты являешься снова, как с неба». И так далее.

Смущает одно: гнездо... Это ласточка-то его «хлопотливо не свивает»? Это ее-то гнездо - недолговечное?.. Неужели Пушкин не представлял, как выглядят ласточкины гнезда – настоящие маленькие укрепления, сооружаемые долго и старательно, со всем возможным тщанием? Вполне представлял (ср. в «Путешествии в Арзрум»: «На скале видны развалины какого-то замка: они облеплены саклями мирных осетинцев, как будто гнездами ласточек»).

Но, судя по всему, Пушкин смутно различал, с одной стороны, знакомых ему с детства ласточек - городских (по Линнею - Hirundo urbica , потом Delichon urbica , с 2004 г. - Delichon urbicum ) и деревенских ((Hirundo rustica ), и с другой -- береговых ласточек (Riparia riparia ), которых неизбежно должен был наблюдать во время своих южных странствий. Береговые ласточки действительно «не свивают» долговечных гнезд; они устраивают гнезда в норах, вырытых на обрывистых берегах водоемов (чаще всего – рек), выстилая их травой и перьями. В отличие от деревенских и городских ласточек, они селятся в стороне от человеческого жилья, колониями, насчитывающими нередко десятки, а то и сотни гнезд.... Любопытно отметить, что жилища бессарабских цыган - совсем как у береговых ласточек! - располагались... в земле. «В Бессарабии есть несколько деревень, землянок цыганских; по большей части они живут на краях поселений в землянках, платят владетелю червонец с семьи и отправляются табором кочевать по Бессарабии на заработки» (А. Вельтман. Воспоминания о Бессарабии). Согласно мемуарному свидетельству (не очень, правда, достоверному в деталях) именно в такой деревне побывал Пушкин вместе с одним из братьев Ралли: «Вот Пушкин, желая видеть эту своеобразную цыганскую деревню, состоящую из целого ряда землянок, в которых зимуют цыганские семьи, решился посетить ее».

Но для сопоставления ласточек и цыган имеются не только броские внешние, но и веские внутренние основания. Ласточка именуется Божией птичкой потому, что она за особо отмечена Богом, наделена правами, которых нет у других птиц. Главнейшие из них: ласточку нельзя убивать и нельзя разорять ее гнездо. Почему?

Происхождение соответствующих запретов разъясняется в так называемых этиологических легендах («легенды о происхождении»). Одно из самых ранних в русской литературе упоминаний легенды о ласточке (правда, мимоходом; подробные объяснения посвящены ее антиподу) содержится в книге М. Д. Чулкова «Абевега русских суеверий». В статье «Воробей водяной» (специальная статья про ласточек в книге, увы, отсутствует) сообщается следующее: «Суеверы воробьев вообще почитают проклятою птицею, веря сами и других уверяя, что они в то время, когда Христа распинали, приносили паки ко кресту те гвозди, которые ласточки кравши у Римлян уносили (курсив мой. – o_p), и за то в наказание воробьи имеют на ногах оковы, которых люди видеть не могут, для того никогда ногами не переступают, а все прыгают...».

Сведения Чулкова использовал В. И. Даль, дополнивший их новыми фактами и, главное, сообщивший, как именно ласточки были вознаграждены: «О ласточках говорят, что они чириканьем своим предостерегали Спасителя от преследователей Его, а воробьи продали Его, крича: жив, жив , за что у воробьев ноги связаны невидимыми путами и птица эта не может переступать, а только прыгать. Есть также предание, что ласточки крали у Римлян гвозди, коими распинали Христа, а воробьи отыскивали их и опять приносили. Поэтому ласточек, по народному мнению, грешно бить или разорять их гнезда».

И на Чулкова, и на Даля опирался А. Н. Афанасьев (в свою очередь дополнивший их, а кое в чем и прояснивший):

«Когда жиды преследовали Спасителя, чтобы предать его на распятие, то все птицы, особенно ласточка , старались отвести их от того места, где укрывался Христос. Но воробей указал им это место своим пискливым чириканьем; жиды увидали Спасителя и повели его на мучение. Потому Господь проклял воробья, и мясо его запретил употреблять в пищу. -- Этот рассказ записан в Харьковской губернии; в других местностях уверяют, что в то время как предали Христа на распятие, воробьи беспрерывно кричали: жив-жив! жив-жив! -- вызывая чрез то врагов Спасителя на новые муки. Ласточки напротив чирикали: умер, умер! Они старались похищать приготовленные мучителями гвозди, но воробьи снова находили их и приносили назад. Оттого гнездо ласточки предвещает дому счастие, убить ее считается за великий грех; а если воробей влетит в избу - это предвестие большой беды. О воробье рассказывают, что он один не знает праздника Благовещенья и вьет в этот день гнездо, что у него ноги связаны за его предательство невидимыми путами, и потому он может только прыгать, а не переступать».

Наконец, запись, сделанная экспедицией П. П. Чубинского в Проскуровском уезде Подольской губернии, свободна, по-видимому, от всякого влияния печатных источников. Она лаконична и проста:

«Як жыды Христа роспыналы, то ластівкы кралы в iх цвяшчы (sic!), так через те саме їх грiх драты».

Пушкин был хорошо знаком с чулковской «Абевегой русских суеверий» (книга даже сохранилась в его библиотеке). Но, конечно, в тех «полуденных губерниях», по которым носила его судьба в 1820 – 1824 гг., он мог слышать легенду и в устном изложении.

А какое отношение имеют к легендам о ласточках цыгане? Самое прямое.

Дело в том, что цыганам в свою очередь посвящено немало этиологических легенд, объясняющих особенности нравов, жизненного уклада и необычных занятий этого экзотического народа. Вот изложение (точнее - краткий пересказ) одной из ранних записей легенды о цыганах,сделанной во второй половине 19 в. в Моршанском уезде Тамбовской губернии (легенда объясняет, почему «Цыгану не грех божиться»):

«Это интересное сказание возводит право цыган божиться ко времени распятия Христа, когда утаив из жалости 5-й гвоздь, предназначенный для груди Христа, цыган стал божиться, что он уже отдал гвоздь и он уже вбит. Случайно севшая на грудь Христа муха была принята воинами за гвоздь и цыган с потомками искупил грех родичей в обмане и божбе» .

Легенда, как и положено фольклорному жанру, существуют в разных вариантах: обычно выковать гвозди для распятия велено самому цыгану-кузнецу, но порою цыгане оказываются у распятия случайно; иногда пятый гвоздь предназначался не для груди, а для лба; цыган не просто утаивает, но и проглатывает гвоздь (между прочим, если легенда рассказывается в католических областях, то гвоздей всегда на один меньше, чем в областях православных); вместо мухи иногда появляется пчела... В вознаграждение за смелость и добросердечие цыганам даруются (самим Христом или Божьей Матерью) различные привилегии (*). Эти привилегии тоже варьируются, как можно видеть по изложению легенды у современных авторов:

«- Я слышал, воровать грех.

Цыганам не грех. Нам сам Христос разрешил. Когда его распинали, в руки и ноги вбили по во-от такому гвоздю, а пятый гвоздь, который палач должен был вколотить Иисусу в лоб, цыган украл и проглотил. С тех пор нам разрешено красть помаленьку» (Игорь Бекетов. Цыганская баллада).

«Как-то раз, мне довелось поспорить с цыганкой по поводу гадания, что это грех перед Богом. Она спокойно отвечала мне, что это не грех… И вот недавно я узнал, что, действительно, цыгане не чувствуют за собой вины за гадание, обман, колдовство и пр. У них существует предание о цыгане, который присутствовал при распятии Иисуса Христа, на Голгофе. Он украл и спрятал в своих кудрях гвоздь, которым хотели пронзить сердце Спасителя. За это бог, якобы, позволил цыганам безнаказанно гадать, обманывать и колдовать». (Это рассказ миссионера-баптиста Сергея Балдина . Понятно, что у него этиологическая легенда вызывает только сердечное сокрушение: «Вот оказывается, как дьявол одной легендой может держать целый народ в клетке греха...»).

Итак, в легендах о ласточке (птичке Божией) и легендах о цыганах имеется важнейший общий пункт: ласточки/цыгане, стремясь облегчить крестные муки Христа, похищают гвозди, предназначенные для распятия . За этот поступок те и другие другие пользуются покровительством Христовым. Они получают от него особые права и привилегии, которых не имеют другие птицы/люди.

В связи с пушкинской поэмой особый интерес представляет версия легенды, записанная О. В. Беловой в 2000 г. на Украине, в Ратновском районе Волынской области (в записи сохранены особенности устной речи):

«Колы Исуса Хрыста роспыналы, то зробыли пьять гвоздей. Пьять. И вот забыли ў руки по гвоздёви и ў ноги. И остаўся ще одын. И вот там буў таки чорны чоловик, которий (цыган еще не було!) тыльки чорный чоловик, волосы у него, кожа [были черные]. И от той чоловик украў же ж того пьятого гвóздя, свороваў, ў карман сховаў. То Исус Хрыстос и сказаў: «Раз ты так зробыў, то вы будэтэ лэгко жыть. И ви робыты нэ будэтэ ўсю жысть, тылко будэтэ ходыты по хáтах, просыты. Вам люды будуть даваты хлиб, грошы, ўсё». И от того врэмэни утворылыся цыгане. Воны и чорные сами потому. Як той чоловик быў чорный, так и вони стали чорные».

В этом рассказе утрачено несколько повестовательных звеньев (не объяснено, для чего был предназначен пятый гвоздь и как цыгану удалось обмануть мучителей), зато он замечателен описанием «Божьего дара», сделанного цыганам. «Будете легко жить. И не будете вы работать всю жизнь, только будете ходить по хатам, просить. И люди вам будут давать хлеб, деньги, все...». Это поразительно соответствует пушкинским описаниям: «Земфира поселян обходит // И дань их вольную берет. // Настанет ночь; они все трое // Варят нежатое пшено»...

Итак, мы определили, к какому семейству принадлежит «птичка Божия», и обнаружили любопытные мотивные параллели между легендами о ласточках и легендами о цыганах. Как кажется, эти маленькие находки позволяют выявить новые смысловые оттенки в песенке о птичке Божией и по-новому (так сказать, в более глубокой символической перспективе) взглянуть на всю пушкинскую поэму.

Пожелания, замечания и дополнения приветствуются.

ПРИМЕЧАНИЯ

(*) В одном из писем 1831 года Пушкин сообщает (имея в виду А. О. Россет-Смирнову): «скажи это Южной ласточке, смугло румяной красоте нашей». Из письма следует, что Пушкин во всяком случае выделял в особую группу городских ласточек, которых он, видимо, считал «северными» (у городской ласточки черная спина и чисто белые брюшко и надхвостье, безо всяких намеков на смуглоту и румяность). На роль смугло-румяной «южной ласточки» в равной мере могут претендовать и деревенская ласточка (у нее светло-коричневые пятна на лбу и передней части шеи), и береговая (она имеет коричневато-бурую окраску спины и такую же полоску на шее). Пушкинский образ обыгрывает еще одну особенность облика Смирновой: ее миниатюрность; сопоставление миниатюрной женщины с береговой ласточкой – самой маленькой из ласточек Европейской Россси – кажется особенно уместным. Впрочем, Пушкин, конечно, мог и путаться в ласточках и в их особенностях.

(*) Впрочем, легенда известна и в «антицыганских» версиях. Ср. запись, сделанную в конце 19 в. в Бессарабской губернии. Пречистая Матерь встретила Цыгана и обратилась к нему с вопросом, не знает ли что об участи ее сына. Тот отвечает: «Как не видать, как не слыхать! Без нас разве что обойдется! Жиды его взяли, распинать стали; гвоздей мне заказали, хорошую плату дали. Четыре только гвоздя заказали. Да ведь я не скуп, если хорошо платят: пять им гвоздей вместо четырех приготовил, да все один лучше другого: как вобьешь, зубами не выдернешь. Четыре гвоздя вбиты, а пятый и деть некуда; да я же их на ум навел. – Воткните, - говорю им, - пятый гвоздь в бок! Они и воткнули пятый гвоздь в бок, а оттуда потекла кровь и вода. Потеха!» Злорадство Цыгана еще более огорчило Богородицу, и прокляла она его, прокляла навек: - «Будь ты проклят, черный цыган! До всего дойдет человек, а ты будешь знать только молот свой, да раздувальный мех. И будешь вечно ты рабом у людей, и будут тебя все звать вороном, будут тебя чуждаться, все тебя будут проклинать. Да будет». – И с тех пор, от того проклятия Богородицы, цыгане стали черны, рабы, занимаются кузнечеством и в презрении у всех» (Кирпичников А. И. Богородица в народной поэзии (Отрывки и заметки) // Юбилейный сборник в честь Всеволода Федоровича Миллера, изданный его учениками и почитателями. - М.: Типо-литография А. В. Васильева, 1900. С. 95). В другой версии (записанной в католической области) цыган, по собственной инициативе сковавший четвертый гвоздь для Христа, стал лишним и отверженным среди народов, подобно этому лишнему гвоздю (Чому Цигани не мают пристановища? (зап. вид Сирватки, в Будзанови Теребовельского повета О. Деревянка.) (Етнографiчний збiрник. Видае Етнографiчна комiсия наукового товариства iмени Шевченка. Т. XII. Галицько-руськи народнї легенди. Зiбрав Володимир Гнатюк. – У Львовi: 1902. Накладом Товариства. С. 115. То же относится и к версии с проглоченным гвоздем: согласно балканской легенде, выкованый цыганом-злодеем пятый гвоздь проглотил добродетельный овчар; с тех пор цыгане прокляты, овчары же благословенны (хотя на шее у них кадык – след гвоздя, застрявшего в горле у их предка).

Цель: Воспитание у учащихся культуры чтения, умения видеть красоту родной природы, слушая и читая стихи А.С.Пушкина.

Задачи:

  1. Формировать у учащихся знания о средствах языка, умение анализировать стихотворение
  2. Развивать творческие способности, воображение, память
  3. Воспитывать любовь к природе

Ход урока:

  1. Приветствие

Придумано кем - то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Всем доброе утро!

Какая сегодня погода? Какое утро?

- Кто из поэтов как художник слова рассказал о красоте осенней природы?

Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало»

2.Сообщение темы урока

Поэзия - словесное художественное творчество.

Как вы думаете, А.С.Пушкин любил осень? Почему?

Осень - любимое время года поэта. Обычно осень в поэзии связана с грустным настроением, но А.С.Пушкин увядание природы изображает как могучее проявление жизни.

Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Унылая пора! очей очарованье!»

Какое слово подтверждает любовь поэта к осени? (Приятна)

3.Актуализация знаний

Давайте попробуем совершить путешествие в далёкое прошлое, в то время, когда жил А.С.Пушкин.

Дети рассказывают:

  1. Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма.
  2. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса.
  3. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья.
  4. У речных берегов - багровые кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил.

Учитель:

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы лёгкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут.

Может быть, тогда и родились у поэта такие строчки.

Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Октябрь уж наступил, уж роща отряхает»

  1. Работа с текстами стихотворений
  1. Первый ряд: «Унылая пора! очей очарованье!» Задание - подчеркните радостные слова.
  2. Второй ряд:«Октябрь уж наступил, уж роща отряхает» - подчеркните грустные слова.
  3. Третий ряд: «Уж небо осенью дышало» - найдите олицетворение.

Учитель:

Какое настроение было у поэта? И радостное и грустное. Природа оживает в строчках А.С.Пушкина. Всё красиво и гармонично.А.С.Пушкин - художник слова.

5. Физкультпауза Звучит флейта. Дети исполняют песню «Осень - невидимка»

День прохладный голубой,

Лес овеян лёгкой дымкой,

Ходит осень невидимкой

И шуршит листвой.

В тихий лес она пришла

Из волшебной светлой сказки,

И деревьям дарит краски

Полные тепла.

Дали чисты и ясны,

На полях покой глубокий.

Улетают в край далёкий

Птицы до весны.

6.Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Птичка Божия не знает..»А.С.Пушкин с волнением смотрит на красоту природы. И эти чувства вдохновляют его на новые строчки.

Птичка Божия не знает

Ни заботы, ни труда;

Хлопотливо не свивает

Долговечного гнезда;

В долгу ночь на ветке дремлет;

Солнце красное взойдёт:

Птичка гласу Бога внемлет,

Встрепенётся и поёт.

За весной, красой природы,

Лето знойное пройдёт -

И туман, и непогоды

Осень поздняя несёт;

Людям скучно, людям горе;

Птичка в дальние страны,

В тёплый край, за сине море

Улетает до весны.

7. Анализ стихотворения

  • Какое было настроение у автора, когда он писал стихотворение?
  • Что могло послужить поводом для создания произведения?
  • Чтение вполголоса.
  • Чтение с учителем.
  • Работа с толковым словарём С.И.Ожегова. Найти значение слов: «внемлет, долговечный, дремлет, глас, непогода»
  • Вторичное чтение. - Можно ли по тексту определить времена года? Подчеркните эти слова («Весна - краса, лето знойное, осень поздняя») Найдите в тексте олицетворение («Солнце взойдёт, лето пройдёт, осень несёт»)
  • Любит ли поэт птицу? Как он называет её? (Птичка) Какая она? Почему птичка Божия? («Бог - творец.Он сотворил птицу»)
  • Как живёт птичка? Найдите в тексте. («Птичка …не знает, …не свивает,..дремлет,…внемлет. Встрепенётся и поёт. Улетает») Как ярко, динамично в крошечном по объёму стихотворении рассказано о жизни певчей птички. -Почему автор использует глаголы? (Они ярче помогают представить жизнь птички)
  • Поэт дважды повторяет «Птичка Божия», «Гласу Бога внемлет» Почему? (Бог любит птичку, он её творец. Птичка беззаботная. Проснувшись по утру, свой день послушно начинает по воле Божьей)
  • Чтение строчек из Библии:

«Взгляните на птиц небесных.

Они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы.

Отец ваш небесный питает их.»

  • Выразительное чтение стихотворения

8.Подведение итогов урока

  1. Чтение стихотворения «Птичка Божия не знает..» и показ иллюстраций.
  2. А.С.Пушкин - «жемчужина» русской поэзии. Поэт пишет о том, что ему нравится, что он по- настоящему любит.
  3. «Он приходит к нам с детства, а мы приходим к нему только с годами»

Литература

  1. Коровин В.И. А.С.Пушкин в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. - М.: ТИД «Русское слово-РС», 2001. - 88 с.
  2. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. В 3 т./ред., вступ.статья и комментарии: В. Брюсов. - М.: Государственное изд - во, 1919. - Т.1. - 428с.
  3. Пушкин А.С. Стихи и сказки. - М.: Дет.лит., 1978. - 159 с.

Птичка божия не знает
Ни заботы, ни труда;
Хлопотливо не свивает
Долговечного гнезда;
В долгу ночь на ветке дремлет;
Солнце красное взойдет:
Птичка гласу бога внемлет,
Встрепенется и поет.
За весной, красой природы,
Лето знойное пройдет -
И туман и непогоды
Осень поздняя несет:
Людям скучно, людям горе;
Птичка в дальные страны,
В теплый край, за сине море
Улетает до весны.

Анализ стихотворения «Птичка божия не знает» Пушкина

Произведение «Птичка божия не знает» Александра Сергеевича Пушкина – фрагмент романтической поэмы «Цыганы».

Стихотворение создано осенью 1824 года. В этот период автору его 25 лет, в его жизни происходят драматичные перемены. Он отстранен от государственной службы, отправлен в ссылку. Правда, не в Сибирь, а в одно из собственных родовых имений. Там он и завершает поэму «Цыганы». Сама она преимущественно написана ямбом, а вот вставная песня – четырехстопным хореем с рифмой перекрестной, на строфы она не разделена. Лирическая героиня – птичка. Однако за этим образом скрывается главное действующее лицо поэмы – Алеко. Интонация в духе классицизма, лексика возвышенная. Жанр на первый взгляд – пейзажная лирика, однако в финале стихотворения появляется философская нотка. Названием песни стал привычный для русской литературы образ. Божия птичка – прежде всего, ласточка. Раньше А. Пушкина это словосочетание употребил Н. Гнедич. Следует сказать, что выражение это еще и библейское «Взгляните на птиц небесных… вы не гораздо ли лучше их?» Идет вереница перечислительных градаций: ни заботы, ни труда. «Долговечного гнезда»: здесь небольшая орнитологическая загвоздка, поскольку ласточкино гнездо известно всем. Возможно, поэт имеет в виду или береговую разновидность этой птицы, или собирательный портрет вольной птички вообще. «В долгу ночь»: устаревшая форма прилагательного. «Солнце красное»: выражение прямиком из фольклора, сказки. «Гласу Бога внемлет»: лексика сродни одам В. Тредиаковского, Г. Державина. Весна довольно традиционно названа «красой природы» (это метафора). Следом буквально одной строкой идут оставшиеся времена года. Осенью, к примеру, «людям скучно» (амплификация и лексический повтор в соседних строчках). Видимо, тот самый модный сплин, которым маялся еще Е. Онегин. «Дальные»: вновь непривычное современному уху окончание слова. «За сине море»: эпитет из устного народного творчества, который А. Пушкин использовал в своих сказках. «До весны»: тоска людская ее не касается, она странствует и наслаждается свободой и новыми впечатлениями. Пристанищем ее становится всякая ветка, кормом – любая мушка. Такой ход жизни неизменен и напоминает цыганский образ жизни в его романтическом изводе, как его представляли в начале XIX века.

«Птичка божия не знает» А. Пушкина – лирическое отступление с рассуждением о вольнолюбивых птицах и подобным им цыганах.