Корабль красин. Павел Филин: «Красин» – это легендарный корабль, который заслуживает внимания и всяческих почестей

Ледокол Красин за историю своего существования спас огромное количество людей, он приходил на помощь именно в тот момент, когда казалось уже все потеряно. Его можно по праву считать символом и гордостью морского флота.

История создания

В Англии в 1899 году был построен ледокол «Маяк» он долгое время служил во благо России на территории Арктики. Но со временем стало ясно, что одного подобного судна недостаточно, чтобы справиться со всей работой. В 1911 был поднят вопрос о создании второго однотипного ледокола. Но так как это требовало большого финансового вложения, проект не был сразу осуществлен.

Спустя несколько лет, когда появилась необходимость держать связь с Архангельском и потребовались хорошие морские суда, о проекте вспомнили. Но и здесь идея воплощения проекта была под угрозой, так как мнения разделились. Некоторые выдвинули свою идею, она заключалась в создании 2х ледоколов. Такой проект был значительно дешевле, но ведущие специалисты кораблестроительства заявили, что судна не смогут справиться с толщиной льда на Белом море. С этим полностью был согласен и морской министр Иван Константинович Григорович, именно его последнее слово стало решающим, и в январе 1916 года проект был одобрен.

Контракт на строительство был заключен с английской фирмой "Сэр Армстронг, Витворт и Кo". Строительные работы ледокола шли быстрыми темпами, и уже 3 августа был спущен на воду мощнейший по технологии ледокол. Его именовали «Святогор» в честь былинного богатыря, а по некоторым данным в честь города Архангельска. В список русского военно-морского флота ледокол был зачислен 1 октября 1916 года.

Первые испытания

Было решено привезти ледокол в Архангельск, где он останется до конца дней и будет служить во благо Родины. «Святогор» прибыл в пункт назначения, но события связанные с гражданской войной изменили дальнейшую судьбу.

В 1918 году летом, корабли англичан в большом количестве подошли к Архангельску. Чтобы преградить путь английским суднам, было решено затопить «Святогор» и ледокольный пароход «Соловей Будимирович» в устье Северной Двины. Но эта идея провалилась с крахом, ледокол посадили на мель. Английским войскам удалось войти на территорию города. И спустя несколько дней они подняли ледокол со дна реки. С 1920 года ледокол «Святогор» ходил под английским флагом.

В тот же год во льдах Карского моря потерпел крушение ледокольный пароход "Соловей Будимирович". На его борту находились более 85 человек, среди них были женщины, дети - все они оказались на грани гибели.

Советское правительство обратилось к Великобритании о сдаче ледокола «Святогор» в аренду. Первой спасательной операции ледокола руководил норвежец Отто Свердруп. В июне 1920 года ледокол вывел из 4-х месячного ледового плена пароход. Все люди были спасены, а «Святогор» вернулся в Великобританию.

Новое имя

Российское правительство вело активно переговоры с Великобритании о возвращении ледокола на родину. Большой вклад в благополучное развитие событий внес министр внешней торговли Леонид Борисович Красин. В 1921 году в августе месяце ледокол вернулся в Россию.

После смерти Леонида Борисовича Красина было решено переименовать судно, и с 1927 года ледокол стал носить название «Красин».

Спасение экспедиции Умберто Нобиле

Начало ХХ в. связано с целым рядом открытий. Человечество впервые стало пользоваться электричеством, появились первые самолеты и дирижабли. В 1928 году экспедиция под руководством Умберто Нобиле отправилась в полет на Северный полюс на дирижабле «Италия». Полет отлично стартовал и экипаж через какое-то время приземлился на Аляске. После покорения Северного полюса, экипаж отправился домой. Но 25 мая внезапно связь с дирижаблем оборвалась. О том, что же все-таки произошло, мир узнал спустя 9 дней.

Немного не долетев до Шпицбергена, корабль стал терять высоту, произошла утечка газа, и дирижабль стал снижаться. За считанные секунды произошла катастрофа, которая повергла весь мир в шок.

Корма дирижабля ударилась о скалы и разбилась. Несколько человек экипаж погибли на месте. 9 человек остались в живых и ждали помощи. На протяжении 10 дней они боролись за жизнь, и все пытались выйти на связь. Лишь спустя 10 дней – 3 июня 1928 года молодой механик Николай Шмидт поймал слабые сигналы из Центральной Арктики.

Вот таким образом весь мир узнал о трагедии. Позже было обнаружено точное местонахождение дрейфующей льдины с пропавшей экспедиции. Началась масштабная спасательная операция. В СССР за короткие сроки была сформирована спасательная экспедиция. В 1928 году «Красин» находился на длительной консервации, но трагические события заставили руководство страны пересмотреть свои планы. За 4 дня 7 часов и 45 минут корабль был оснащен всем необходимым для полярного похода. 12 июля ледокол был на месте и члены экспедиции были спасены. Это стало триумфом, и весь мир узнал про ледокол «Красин».

В 1928 5 октября уже знаменитый на весь мир ледокол вернулся в Ленинград. Весь город вышел встречать своих героев, всем членам экипажа были выданы награды, а ледокол был удостоен орденом Трудового Красного Знамени.

Ледокол в 40-50х годах

Ледокол «Красин» после триумфальной экспедиции по спасению Умберто Нобиля внес большой вклад в науку. Была разработана целая программа по изучению Севера. В 1929 году ледокол стал лидером Карских морских экспедиций.

Во время Великой Отечественной войны ледокол стал военным кораблем. На нем перевозились большие грузы и боеприпасы. Героически проявили себя моряки во время конвоя PQ-15. Ледокол сопровождал караван из 26 судов следующих из Рейкьявика в Мурманск. Но по пути на них было совершено нападение, ледокол мужественно отбивал все атаки противника с воздуха, но к несчастью до Мурманска дошли только 22 суда каравана. За все время войны, ледокол не раз сопровождал важные рейсы, и тем самым мешал Гитлеру в осуществлении его планов. В некоторых источниках говориться, что Гитлер обещал вознаградить того, кто затопит ледокол «Красин» наивысшей наградой.

Ледокол на службе науки

После Второй мировой войны, ледокол, не смотря на всю свою мощь, пострадал. Поэтому было решено полностью его переконструировать. Капитальный ремонт длился с 1955 по 1960 года. А 1972 году 1 апреля было решено передать судно Министерству геологии, для геологических работ на территории Севера. В связи с этим, судно частично переоборудовали, некоторые детали были заменены, установлены дополнительные источники электроэнергии. Ледокол «Красин» после всех изменений, перешел в класс научно-исследовательских судов.

Музей

В конце 1980 года ледокол «Красин» после долгих лет службы был передан Всесоюзному обществу Знание и отправлен на «вечный причал». Но даже здесь он остается служить верой и правдой, но только в качестве корабля-музея.

Первая музейная выставка была организована в 1995 году. На сегодняшний день, на территории музея проводятся различные выставки и экскурсии. Все желающие смогут познакомиться ближе с историей знаменитого ледокола. В основном экспозиция музея состоит из личных вещей экипажа, документов, фотографий. Также во время экскурсии можно разрешено многие экспонаты трогать руками. Если вам повезет, то можно даже увидеть приведение ледокола. Оно обычно обитает в машинном отделении.

Россия стоит у истоков исследования Арктики. В начале 20-го века зародился отечественный ледокольный флот, в наше время являющийся самым мощным в мире. Российские корабли совершили множество арктических походов, пробивая дорогу во льдах Северного Ледовитого океана.

Одной из самых легендарных машин нашего ледокольного флота является ледокол «Красин», ныне находящийся на вечном причале в Петербурге. В корабле организован интереснейший музей, который заинтересует не только ценителей морской тематики, но и простых туристов.

В первую очередь, «Красин» интересен своей историей. Линейный ледокол был построен на верфи британского Ньюкасла. Заказчиком выступило правительство Российской империи, а в строительстве принимали деятельное участие отечественные инженеры.

Первоначально судно получило название «Святогор». Ледокол, считавшийся самым мощным в мире, был спущен на воду в январе 1917 года, когда царское правительство, заказавшее корабль, отживало последние недели.

На баланс флотилии Русского флота Северного Ледовитого океана «Святогор» зачисляло уже Временное правительство. После Октябрьской революции ледокол был переведен в Архангельск. Когда возникли слухи о подходе к городу английского военного корпуса, большевики приняли решение о затоплении судна в Северной Двине.

Впрочем, это не помешало британцам захватить Архангельск. Англичане подняли «Святогор» и перевели его на свою норвежскую базу.

В 1921 году наркому внешней торговли Леониду Красину удалось договориться с британцами о выкупе «Святогора». Корабль снова был доставлен в Россию. После смерти Красина в 1926 году было решено назвать ледокол его именем.

Одной из самых славных страниц «Красина» стало спасение членов команды дирижабля «Италия» знаменитого путешественника Умберто Нобиле. Воздушное судно итальянца рухнуло во льдах Арктики. Казалось, что люди обречены, но на помощь им пришел российский ледокол. «Красин» принял со льда Нобиле и его товарищей и доставил их в ближайший порт.

В 30-х годах ледокол являлся ключевым звеном в обеспечении надежного судоходства на Балтике и в Белом море. Кроме того, судно неоднократно участвовало в научных экспедициях.

В 1934 году «Красин» пробивал дорогу к попавшим в ледовый плен челюскинцам, в военное время судно было составным звеном знаменитого полярного конвоя PQ-15.

На протяжении 35 лет ледокол удерживал первенство по мощи и проходимости во льдах. Корабль с честью нес свою северную вахту вплоть до 1992 года, когда судно было выведено из состава флота и передано властям Санкт-Петербурга для организации музея. В этом же году «Красину» был присвоен статус исторического памятника общефедерального значения.

В 1996 году завершилась масштабная реконструкция ледокола, и корабль отправился к месту своей вечной стоянки у набережной Лейтенанта Шмидта.

В наше время «Красин» является филиалом Музея Мирового океана. Туристам необходимо учитывать, что свободного посещения ледокола нет. На корабль пускают группы наполняемостью от 3 до 15 человек. Дети до 14 лет проходят только в сопровождении взрослых.

В ходе экскурсии посетители увидят аутентичную обстановку всех помещений корабля – офицерской, капитанской кают, научной лаборатории, кают-компании, рубки рулевого, капитанского мостика. Гости узнают много нового об истории отечественного ледокольного флота, арктических исследованиях, спасательных операциях, участии ледоколов в ВОВ. Кроме того, туристам будет интересно узнать, как живут моряки-полярники во время продолжительных экспедиций, чем они питаются, как проводят свободное время.

Отдельная экскурсия посвящена изучению машинного отделения «Красина». В это помещение пускают только лиц, достигших 14-летнего возраста и имеющих на руках ксерокопию паспорта. Туристы увидят в машинном отделении «сердце» ледокола – его невероятно мощный двигатель, позволяющий кораблю взламывать толстый лед.

В апреле я побывал в Питере и полюбовался ледоколом Красин, вот только посетить его не удалось.
Разбирая архивные фотографии, решил более подробно изучить его историю.

Арктический ледокол русского и советского флотов, с 1980-х годов - судно-музей.
Построенный на верфи W. G. Armstrong, Whitworth & Co. Ltd. в городе Ньюкасл-апон-Тайн в Великобритании в 1916 - 1917 году.
В сентябре 1916 года была сформирована команда, а 1 октября того же года ледокол был включён в список судов ВМФ Российской Империи под именем "Святогор".
В 1927 году был переименован в честь советского политического деятеля Леонида Красина.
15 сентября 1917 года ледокол вошёл в состав флотилии Северного Ледовитого океана.


2. Ледокол при среднем расходе угля около 100 тонн в день и полной загрузке углём имел автономность по топливу около одного месяца. Конструкция британских паровых котлов была рассчитана на использование высококачественного кардиффского угля, что впоследствии затрудняло бункеровку в высоких широтах. Советский кузнецкий уголь не позволял развить полную мощность.

3. На протяжении нескольких десятилетий он был самым мощным арктическим ледоколом в мире.
Ледокол сразу же был использован для обеспечения проводки английских судов с военными грузами в Архангельск.
Военная служба "Святогора" продолжалась недолго и закончилась в 1918 году — ледокол был затоплен на мелководье вблизи устья реки Чижовки при её впадении в Северную Двину в Архангельске. Целью было перекрытие пути кораблям интервентов в Архангельск, но, как оказалось, достаточно было закрыть кингстоны и откачать воду, чтобы поднять судно.
В декабре 1921 года советское адмиралтейство выкупило ледокол у Англии.
В 1928 году при возвращении с Северного полюса потерпел катастрофу дирижабль "Италия". Оставшиеся в живых члены экспедиции генерала Умберто Нобиле и он сам оказались среди ледяной пустыни. Из всех судов, посланных на выручку, лишь "Красин" смог добраться до ледового лагеря экспедиции и спасти людей.
На обратном пути он оказал помощь германскому пассажирскому судну "Монте Сервантес" с полутора тысячами пассажиров на борту, которое получило пробоины, налетев на лёд. За этот героический поход ледокол был награждён орденом "Трудового Красного Знамени".

4. Вторая мировая война застала ледокол на Дальнем Востоке. "Красин" был вынужден совершить переход через Тихий и Атлантический океаны, Панамский канал, чтобы поспеть к началу навигации в западном секторе Арктики. Последняя часть его пути проходила в составе Северного конвоя PQ-15.
В роли ледокола "Красин" работал до 1972 года.

5. 10 августа 1989 года Морская арктическая геологоразведочная экспедиция передала ледокол "Леонид Красин" на баланс Международного фонда истории науки, судно было отправлено в Ленинград для продолжения службы в давно заслуженной и почётной должности корабля-музея.
Сейчас место стоянки ледокола — набережная Лейтенанта Шмидта, у Горного института. В настоящее время является филиалом калининградского Музея Мирового океана.
Вот такая интересная история у ледокола "Красин".

6. Рядом со стоянкой ледокола есть интересные корабли.
На противоположной стороне набережной на ремонте стояла подводная лодка.

7. Современные ледоколы.
Линейный дизель-электрический ледокол "Мурманск".

8. Головной ледокол "Владивосток".

9. Раньше многие бредили Арктикой, мечтали открывать новые земли, заниматься наукой, сейчас таких энтузиастов стало меньше.
Работая в школе, я спрашивал учеников, кем они хотят быть, и ни один не ответил - моряком или полярником...

В 2017 году исполнилось 100 лет самому известному ледоколу в мире - легендарному судну «Красин», символу исследований Арктики и морского наследия России. Сейчас, как и положено ветерану, ледокол, получив статус объекта культурного наследия, стал плавучим памятником - филиалом Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге.

При поддержке фонда «История Отечества» был снят документальный фильм о ледоколе «Красин» , презентация которого состоялась 20 января 2018 года на «Ленфильме» .

Родом из Англии

«Красин» - вершина инженерного судового строительства начала XX века, наследник лучших традиций ледокольного флота России. Трудно найти в истории России корабль, чья судьба так бы переплелась с историей страны. Появившись в самый трагический и наполненный событиями год отечественной истории - 1917-й, ледокол стал не только свидетелем, но и активным участником бурных событий российской и мировой истории XX века.

В начале прошлого века российское правительство приняло решение выделить денежные средства на расширение исследований и коммерческое освоение арктических морей. А уже к концу 1915 года Советом министров была разработана и принята программа строительства ледокольного флота. Заказ на строительство самого мощного на тот момент в мире ледокола получила крупнейшая английская промышленная фирма «Армстронг, Митчел & Ко», занимавшаяся постройкой судов и расположенная в британском городе Ньюкасл.

«Святогор» (впоследствии переименованный в «Красин») стал вторым арктическим ледоколом после «Ермака». Построенный по его чертежам, он отличался о своего предшественника большей мощностью машин. Само строительство началось в феврале 1916-го, а уже в марте следующего года ледокол был полностью готов и прошел ходовые испытания. 31 марта 1917 года на «Святогоре» подняли Андреевский флаг. Эту дату и принято считать днём рождения ледокола.

Благодаря заложенной проектной мощности «Святогор» мог с легкостью преодолевать льды толщиной до двух с половиной метров. По этому показателю он два десятилетия считался самым мощным ледоколом в мире.

Судьба «Святогора» складывалась драматично с момента рождения. Мир был охвачен войной, а Россия - революциями. Ледокол принял участие в обороне Архангельска от англичан. Чтобы не позволить кораблям противника в августе 1918 года войти в устье Северной Двины, власти Архангельска приняли решение затопить «Святогор». Однако британцам всё-таки удалось захватить город. Капитана «Святогора» Николая фон Дрейера и моряков, участвовавших в затоплении, расстреляли.

Через пару лет ледокол подняли, и уже в феврале 1920 года он был переправлен в Англию в качестве трофея. Однако через несколько месяцев «Святогор» вновь оказался в советских водах, на сей раз в качестве арендованного корабля. Во льдах Карского моря погибал ледокольный пароход «Соловей Будимирович», на борту которого находились 85 человек, в том числе женщины и дети.

Спасатели успешно справились со своей задачей. 19 июня 1920 года «Святогор» и ледорез «III Интернационал» пробились к «Соловью Будимировичу» и через несколько суток вывели его изо льдов. Спасенный пароход вместе с «III Интернационалом» возвратился в Архангельск, а вот «Святогору» пришлось идти обратно в Англию.

В декабре 1921 года советское правительство предложило выкупить ледокол у англичан. Потребовалась серьёзная борьба дипломата Леонида Борисовича Красина и всемирно известного кораблестроителя академика Алексея Николаевича Крылова, чтобы договориться о возвращении британским Адмиралтейством уведённого ледокола «Святогор». За корабль необходимо было доплатить часть от общей цены в размере 75 000 фунтов (от общей контрактной стоимости 375 000 фунтов). В 1921 году после выплаты ледокол был передан России. Возвращенный на родину, ледокол в 1923-1926 годах обеспечивал ледовую проводку транспортных судов на Балтике, обслуживая зимой Ленинградский торговый порт, через который молодая Советская республика, находившаяся в тяжелом экономическом положении, вела торговлю с другими государствами.

В ледовую кампанию 1925-1926 годов корабль освободил из ледового плена около 30 пароходов, затёртых льдами Финского залива в районе Соммерс-Гогланд: суда, несмотря на тяжелый лёд, были выведены в Ленинград и частью на Запад.

В 1927 году, учитывая выдающиеся заслуги Леонида Борисовича Красина перед партией и государством, советское правительство переименовало ледокол «Святогор» в «Красин».

За заслуги перед Отечеством

1928 год явился для ледокола знаковым: «Красин» прославился на весь мир. Его звёздным часом стало спасение экспедиции воздухоплавателей, отправившихся на покорение Северного полюса на дирижабле «Италия» под руководством итальянского инженера-конструктора Умберто Нобиле. Нобиле сконструировал свой первый дирижабль «Норге» в 1926 году и впервые достиг на нём Северного полюса. А в 1928 году он решил повторить полёт уже с итальянским экипажем на дирижабле «Италия». Экипаж состоял из 16 человек. Сам Папа Римский благословил участников на полёт.

25 мая 1928 года «Италия» стартовала со Шпицбергена и достигла Северного полюса. Но на обратном пути погода резко ухудшилась, дирижабль обледенел, покрылся коркой льда, стал снижаться и в результате с силой ударился об лёд. На момент катастрофы в гондоле - кабине внизу корпуса дирижабля - находились 10 человек. Все они выпали на лёд и получили травмы, в том числе и сам Умберто Нобиле, а один человек погиб. Еще шесть человек были унесены вместе с корпусом дирижабля в неизвестном направлении. Поскольку корпус так и не нашли, судьба этой части экспедиции и по сей день неизвестна. А оставшиеся девять человек прямо на льдине разбили лагерь, поставили красную палатку и почти два месяца прожили на льдине, ожидая помощи. Повезло хотя бы с тем, что вместе с гондолой на лёд выбросило продовольствие и запасную радиостанцию, хотя долгое время не удавалось установить радиосвязь.

Лишь 3 июня русский радиолюбитель Николай Шмидт из деревни на побережье Северного Ледовитого океана принял сигнал бедствия. Так мир узнал о судьбе экспедиции Нобиле. Многие страны (18 судов, 21 самолёт) предприняли попытки спасти потерпевших крушение аэронавтов.

25 июня шведскому летчику Лундборгу удалось сесть на лёд и вывезти Нобиле. Конструктора потом до конца жизни обвиняли в том, что он, командир, покинул лагерь первым. При втором полёте самолёт Лундборга потерпел аварию, и он сам оказался на льдине. Оставшиеся в живых всё ещё ожидали помощи, а полёты не возобновлялись из-за плохих погодных условий.

Итальянское правительство обратилось к России с просьбой послать «Красин» для спасения экспедиции. И несмотря на то, что ледокол находился в Ленинграде и готовился к ремонту, он был подготовлен всего за четыре дня и семь часов.

21 июня «Красин» прибыл в Берген, провёл там два дня, после чего отправился в сторону Шпицбергена. На его борту присутствовали 132 человека, включая семь журналистов. Весь мир следил за экспедицией. «Красину» предстояло пойти туда, где до него никто не бывал, найти палатку с аэронавтами. 12 июля «Красин» подошёл к месту, люди были спасены, а ледокол стал всемирно знаменит.

Но на этом трудности не оставляют ледокол «Красин». И уже на обратном пути «Красин» принял сигнал SOS от немецкого пассажирского лайнера «Монте-Сервантес», пассажиры которого уговорили капитана приблизиться по северным морям к пути следования ледокола, дабы своими глазами увидеть ледокол-легенду. На борту лайнера было 1500 человек. Во время путешествия по северным морям «Монте-Сервантес» получил пробоину. Продержаться на плаву судно могло не более 16 часов. Несмотря на имеющиеся у «Красина» повреждения - были сломан левый винт и повреждено крепление руля, капитан Карл Эгги изменил курс и пошёл на помощь. Водолазы из команды наложили на пробоину специальный пластырь, однако вода не убывала. Со второго борта обнаружилась ещё одна пробоина. Чтобы её ликвидировать, сняли листы металла с машинной палубы ледокола. В результате «Монте-Сервантес» был спасён.

После ремонта в Норвегии 5 октября 1928 года «Красин» триумфально вернулся в Ленинград, где его восторженно встречали 200 тысяч горожан. За этот поход ледокол «Красин» и весь экипаж были награждены орденом Трудового Красного Знамени за особые заслуги перед Отечеством.

Второе рождение

Не счесть грузовых судов, которые провёл ледокол «Красин» в 1930-е годы сквозь дрейфующие льды, не счесть миль, которые ему пришлось преодолеть во всех морях Ледовитого океана. Он водил караваны, «протаскивал» суда сквозь плавучие льды, крушил мощные ледовые перемычки между пространствами чистой воды, искусно маневрировал в опасных проливах среди островов. С ледокола велись научные исследования, что позволило значительно расширить знания об Арктике, которая с большой неохотой делилась своими тайнами с исследователями.

В 1941 году, в день объявления Германией войны Советскому Союзу, ледокол «Красин» стоял на якоре в бухте Провидения на Чукотке в ожидании очередной арктической навигации. Во время Великой Отечественной войны «Красин» занимался своим прямым делом — проводил караваны судов с народнохозяйственными и оборонными грузами через льды в арктических морях, а также в Белом море.

История полярных конвоев - одна из самых героических и трагических страниц Второй мировой войны. Путь конвоев пролегал мимо берегов Норвегии, где базировались немецкие подводные лодки и находились аэродромы немецкой авиации. Ни одному конвою не удалось избежать потерь. Экипажи торговых судов конвоя формировались только из добровольцев и были интернациональными. Конвои везли вооружение и боеприпасы, продовольствие, медикаменты, горючее.

«Красин» в составе конвоя PQ -15 вышел из исландского порта Рейкьявик 26 апреля 1942 года. Караван был атакован вражеской авиацией. Из пяти самолётов, сбитых кораблями конвоя, два были подбиты членами экипажа ледокола, а само судно серьёзно пострадало.

Сегодня «Красин» - единственный в России корабль, принимавший участие в сражениях Великой Отечественной войны и до сих пор находящийся на плаву.

В послевоенное время, до начала 1950-х годов, «Красин» работал на трассе Северного морского пути без существенных перестроек и модернизации. К этому времени стала ощущаться острая нехватка арктических линейных ледоколов. В создавшейся ситуации было решено пойти на капитальный ремонт ледокола в ГДР.

Для «Красина» это означало «второе рождение», ведь речь шла о почти полной реконструкции корабля. Старую энергетическую установку заменили новой, смонтировали современную по архитектуре и планировке надстройку, две трубы заменили одной, в корме оборудовали вертолетную площадку. Внешний вид ледокола изменился почти до неузнаваемости.

После длительного ремонта и реконструкции в 1960 году ледокол «Красин» вновь вступил в строй и сразу же был направлен на проводку судов по трассе Северного морского пути, где проработал более 10 лет. В октябре 1971 года ледокол вернулся из своей последней арктической навигации. Он отработал в Арктике, на Балтике и Дальнем Востоке 54 года.

В 1970-х годах «Красин» был передан в Министерство геологии СССР и продолжил работать в Баренцевом и Гренландском морях и на Шпицбергене. В конце 1980-х годов судно было постепенно выведено из эксплуатации.

На счету легендарного ледокола спасение многих судов и людей, но в лихие 1990-е он сам стал нуждаться в помощи. Для защиты «Красина» от попыток продажи за границу и для сохранения его как исторической реликвии был организован Общественный комитет. Ледокол остался в России, однако его хозяева так и не смогли добиться достойного финансирования, необходимого для сохранения судна. Ледокол тихо умирал. Но общественность и неравнодушные люди вновь и вновь поднимали вопрос о поиске организации, способной вдохнуть в ледокол новую жизнь. И такая организация нашлась - в Калининграде!

В 2004 году, после многочисленных переговоров, было принято решение о передаче ледокола «Красин» на баланс Музея Мирового океана Министерства культуры Российской Федерации. Музей уже обладал опытом сохранения исторических судов и формировал в Калининграде единственную в России Набережную исторического флота. С 1996 года «Красин» пришвартован на набережной Лейтенанта Шмидта.

31 марта 2017 года на борту ледокола «Красин» прошли торжественные мероприятия, посвящённый 100-летию со дня подъема Андреевского флага на борту. В кают-компании ледокола-музея состоялся молебен - молитва Иоанна Кронштадского, впервые прочитанная 19 марта 1899 года по случаю прихода в Кронштадт первого российского арктического ледокола «Ермак». Затем на палубе верхнего мостика ледокола состоялись акция «Гудок «Красину» и подъём Андреевского флага, а также открытие памятного знака «Морское наследие России» на борту ледокола. Официальную церемонию завершил митинг. Под звуки оркестра состоялось торжественное прохождение курсантов Военно-Морской академии. Торжества завершил спектакль-концерт «Страницы истории ледокола «Красин».

В рамках празднования 100-летия легендарного судна в течение года прошёл ряд мероприятий: кинофестиваль «Море зовет», конференция «Полярные чтения», фестиваль ледоколов. В штаб-квартире Русского географического общества в Санкт-Петербурге была открыта выставка «Ледокол «Красин». 100 лет подвига».

20 января 2018 года на киностудии «Ленфильм» состоялась премьера нового документального фильма «Ледокол «Красин»: миссия спасать», созданного ТРК «Плеяда». Картину о знаменитом ледоколе представили зрителям автор сценария Наталия Спиридонова, режиссер Инна Кокорина, оператор Алексей Горбатов и продюсер Наталия Спиридонова. С приветственным словом ко всем присутствующим обратился исполнительный директор фонда «История Отечества» .

Текст: Елена Стеблюк, Виктор Павлов

Фото: архив Музея Мирового океана Министерства культуры РФ, Александр Шалгин

«Красин» — легендарное судно, пережившее войну, долгую дорогу эмиграции, и даже гибель. На протяжении нескольких десятилетий он был самым мощным арктическим ледоколом в мире. Сегодня ледокол — легенда русского флота пришвартован на набережной Лейтенанта Шмидта и является филиалом Калининградского музея Мирового океана.

Все, что нужно знать об одном из самых мощных ледоколов в мире.

В начале прошлого столетия Россия признавалась лидером в освоении Северного Ледовитого океана. Предпосылкой для появления ледокольного флота послужили обширные торговые пути, а также огромные неосвоенные территории, омываемые северными морями. В течение почти половины XX века первенцами ледокольного флота были судна «Ермак» и «Святогор». В мире по мощности им не было равных.

«Святогор», который впоследствии был переименован в «Красин», за семь десятков лет успел затонуть, восстать с морского дна, пережить страшную войну и спасти людей, потерпевших авиакатастрофу. Лишь в конце 1980-х ледокол причалил к набережной Ленинграда, где, на правах ветерана, начал ждать на своем борту детские экскурсии и толпы туристов.

Родом из Англии

В начале XX века для работ в Арктике стране не хватало единственного на тот момент ледокола «Ермак», хотя он и не имел себе равных по мощи и силе. Балтийский флот поднимал вопрос о закладке судна еще в 1911 году, но дело застопорилось на пять лет.

Россия вернулась к проблеме лишь в январе 1916 года. Контракт на строительство ледокола с тремя винтами, мощностью 10 тысяч лошадиных сил и водоизмещением более 10 тысяч тонн был заключен с фирмой «Сэр Армстронг, Витворт и Ко» из Англии. Специалисты из Ньюкасла ранее работали над проектом «Ермака».

Приход «Ермака» в Кронштадт.

Англичане справились с постройкой судна довольно быстро. Треть массы корпуса зарубежная фирма собрала к маю 1916 года, а 3 августа корабль уже спустили на воду и достраивали его в Мидлсбро. Во время тестовых испытаний было выявлено, что судно не слушается руля, но эти неполадки были устранены. 15 сентября 1917 года «Святогор» полностью достроили и включили во флотилию Северного Ледовитого океана. Ледокол привезли в порт Архангельска, где он должен был служить очень долго.

Утонул на службе

События, разыгравшиеся в России в 1918 году, непосредственно коснулись «Святогора». Летом начался период англо-французской интервенции. Иностранные корабли подошли к Архангельску, где служил ледокол. Было решено преградить путь кораблям интервентов, чтобы они не смогли войти в город. Для этого было решено принести судно в жертву. «Святогор» должен был «погибнуть» в устье Северной Двины. Впрочем, затопить судно нормально не сумели. «Святогор» посадили на мель так, что над водной поверхностью виднелись и 16 метровые трубы, и большая часть корпуса.

Жертвы были напрасными – английские войска вошли в Архангельск. Спустя несколько дней они смогли поднять ледокол со дна Северной Двины, а затем, не оформляя вовсе никаких бумаг, забрали его к себе. «Святогор» с 1920 года ходил под английским флагом.

Возвращение в Россию

В ноябре 1919 года Россия не смогла справиться с бедой в северных морях без мощнейшего на тот момент ледокола, который работал в Англии. Осенью ледокольный пароход «Соловей Будимирович» шел к Канину Носу, чтобы купить для голодающих жителей Архангельска мяса у ненцев. В итоге судно было затерто во льдах и вынесено в Карское море. 85 человек четыре месяца не могли получить помощи. Большевистскому руководству пришлось обращаться к англичанам, которые год назад увели «Святогор», чтобы прорваться через льды к терпевшим бедствие людям. Ледокол, взятый в аренду, свою миссию выполнил и вернулся в Англию еще на два года.

Новое имя

Все время, пока ледокол служил у иностранцев, большевистское руководство вело переговоры по возвращению судна назад. Сдвинуть дело с мертвой точки удалось дипломату Леониду Красину. Торговый представитель Великобритании в 1921 году работал над подписанием советско-британского торгового договора, который ознаменовал поворот в развитии дипломатических отношений со странами Запада. Одновременно с этим дипломат договорился о возвращении Англией уведенного в 1918 году ледокола «Святогор», естественно, не бесплатно – российская сторона заплатила приличную сумму.

Леонид Красин ушел из жизни в 1926 году, а год спустя возвращенное им судно назвали его фамилией. Под этим именем ледоколу было суждено совершить еще несколько подвигов.

Спасение экипажа дирижабля «Италия»

В начале XX века дирижаблестроение заняло особое место в истории воздухоплавания. Дирижабли, как и ледоколы, начали сооружать непосредственно для того, чтобы покорять арктические просторы.

Дирижабль «Норге», созданный итальянским инженером Умберто Нобиле, в 1926 году через всю Центральную Арктику перелетел к Северному полюсу. Руководителем той экспедиции был Руал Амундсен. Почти сразу после этого между ним и Нобиле произошел разлад. Вражда двух выдающихся людей побудила Нобиле повторить полет, организовав свою собственную экспедицию без участия Амундсена. Для этих целей был построен новый дирижабль – «Италия», прототипом для которого послужил «Норге». Экспедиция состояла из 16 человек. По замыслу Нобиле, группа исследователей должна была высадиться на 90-й параллели и провести там опыты. Тем самым итальянец хотел победить в споре с Амундсеном.

11 мая 1928 года дирижабль «Италия» вылетел со Шпицбергена, пролетел над полюсом и приземлился на Аляске. А вот на обратном пути случилась катастрофа. Связь с «Италией» потеряли 25 мая.

Позднее выяснилось, что на дирижабле произошла утечка газа в 100 км от и он начал терять высоту. Воздушное судно с силой ударилось о ледяную поверхность. От удара погиб моторист. Шесть человек пропали без вести. Еще 10 участников экспедиции, включая Нобиле, оказались в ледяном плену. Через девять дней с помощью радиостанции потерпевшие крушение люди случайно смогли передать сигнал о помощи, который поймал радиолюбитель.

Мир узнал о трагедии и на помощь в числе 18 кораблей и 21 самолета направился «Красин». 12 июля, пробив льды, судно смогло спасти большую часть экспедиции, чуть было не сгинувшую во льдах после крушения «Италии». Стоит отметить, что в ходе спасательной экспедиции разбился самолет «Латам-47», на котором летел тот самый Руал Амундсен, с кем враждовал Нобиле. В дальнейшем итальянец признается, что Амундсен смог победить его.

«Красин» же после участия в спасательной экспедиции стал известен во всем мире.

Участник Второй мировой

Вторая мировая война застала советский ледокол на Дальнем Востоке. Для несения службы ему нужно было перейти через два океана – Тихий и Атлантический – а также Панамский канал. «Красин» успел к началу навигации в западной секции Арктики.

С начала военных действий ледоколы стали военными судами, которые вынуждены были обеспечивать проводку конвоев в ледовых условиях. Немецко-фашистское командование сулило высокие награды тем, кто выведет из строя ледоколы противника, но советские войска конвойные операции дезорганизовать так и не дали. Сам же «Красин» провел неоднократную проводку конвоев с важнейшими грузами по северному морскому пути.

Почетная стоянка

В роли же ледокола судно работало до 1970-х, а до этого успело пройти ремонт в ГДР, немного сменив облик. Далее пришлось уступить место более современным кораблям. До передачи в Ленинград «Красин» работал уже как энергоплавбаза арктических экспедиций по разведке нефти министерства геологии на островах Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа.

В конце 1980-х годов ледокол «Красин», знатно потрудившийся в Арктике, перешел под опеку Всесоюзного общества «Знание» и отправился в Ленинград для продолжения службы в роли корабля-музея на набережной Лейтенанта Шмидта.

Тезка из Финляндии

Еще один ледокол «Красин» был построен в Финляндии в 1976 году. Он был призван заменить состарившегося предшественника, а сам по себе представлял подобие атомного ледокола «Ленин». Судно было уже куда мощнее первого «Красина» (36 000 л.с.). Взяв себе гордое имя, ледокол 1976 года успел поучаствовать в спасательной операции в Охотском море в 2011 году, когда там застряли около 600 рыбаков.