Конспект урока по обществознанию "Роль государства в экономике" (8 класс). Роль государства в экономике презентация к уроку по обществознанию (8 класс) на тему Обществознание 8 кл роль государства в экономике

Логинова Ксения Геннадьевна
Учебное заведение: БГПУ им. Акмуллы
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2016-05-22 Роль государства в экономике Логинова Ксения Геннадьевна БГПУ им. Акмуллы Конспект урока по обществознанию для 8 класса на тему "Роль государства в экономике" поможет учителю при проведении урока.

Просмотреть свитедельство о публикации


Роль государства в экономике

Конспект пробного урока

Тема урока: Роль государства в экономике.

Класс: 8В (обществознание)

Тип урока: комбинированный урок

Вид урока: смешанный

Цель: объяснить учащимся, какую роль играет государство в рыночной экономике.

Задачи:

Образовательная – сформировать представление о государстве как субъекте экономических отношений

Развивающая – формировать такие умения как: выстраивать причинно-следственные связи, работать с экономическими понятиями, источниками информации, аргументировать свою точку зрения, анализировать, систематизировать материал.

Воспитательная – формирование таких качеств как: ответственность, неравнодушие к собственному народу, сопереживание, предприимчивость.

Используемые методы и приемы: Беседа, рассказ учителя, опрос, объяснение, уточнение.

Оборудование: Мультимедиа аппаратур, авторская презентация, созданные на базе Microsoft Office Power Point, учебник«Обществознание» А. И. Кравченко М., 2010.

Оформление доски: тема урока, план урока, новые слова, домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационный момент

Учитель объявляет тему урока, подчеркивая, что в ходе занятия нужно будет обобщить весь ранее изученный материал.

План урока:

1. Основные экономические функции государства.

2. Налоги и налогообложение.

3. Государственный бюджет.

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

Индивидуальный опрос по вопросам к § 14 учебника Кравченко.

– Стоит ли учиться предпринимательству?

– Есть ли разница между бизнесменом и предпринимателем?

– Какие формы бизнеса можно организовать в вашем учебном заведении?

3. Изучение нового материала

1. Основные экономические функции государства

Учитель объясняет новый материал.

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю развития: уже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. Важную роль в экономическом развитии нескольких континентов сыграли Великие географические открытия, а экспедиции первооткрывателей снаряжались на государственные деньги Испании и Португалии.

В современных условиях любое государство осуществляет регулирование экономики с различной степенью государственного вмешательства в национальную экономику. Необходимость такого вмешательства признают все экономисты, однако они расходятся в вопросах о границах и направлениях этого вмешательства, о соотношении государственного и рыночного регулирования. Причем по этим проблемам высказываются самые крайние точки зрения: от полной экономической свободы до полного государственного монополизма.

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника Кравченко на с. 116. Учитель комментирует схему на с. 117 учебника.

Для эффективного осуществления своих функций государство использует ряд инструментов (механизмов), важнейшими из которых являются фискальная и денежная политика, социальная политика и политика регулирования доходов, внешнеэкономическая деятельность.

Фискальная политика – деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Это происходит через систему налогообложения и сбор средств, а также через расходование этих средств. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно воздействовать на деловую активность, решать проблемы безработицы и инфляции.

Денежная политика позволяет влиять на цены и объем национального производства, гарантировать национальные проекты и инвестиции и т. п. Денежная политика может быть как средством стабилизации, так и деструктивно влиять на экономическое развитие.

Социальная политика имеет главной целью обеспечить достойную жизнь своим гражданам. Для этого с помощью разных мер государство перераспределяет доходы, оказывает различную государственную помощь малоимущим, финансирует образование, культуру и т. п.

Внешнеэкономическая деятельность – это торговое и валютное регулирование, таможенные пошлины, квотирование и т. п. Тем самым государство оказывает поддержку отечественному производителю и влияет на торговый баланс «экспорт – импорт».

Все эти механизмы тесно взаимосвязаны. Это означает, что принятие решения по одному из них требует изменения в другом.

Например, принимается национальный проект «Образование». Необходимо прежде всего изыскать финансовое обеспечение этой программы: средства на достойную оплату труда учителей, материальное обеспечение профильного обучения и т. д.

Вопрос для учащихся: Почему вмешательство государства в экономику России за последние годы так быстро росло?

Для современной России на переходном этапе к рыночной экономике государственное регулирование крайне важно: после тоталитаризма в экономике нельзя сразу отказаться от государственного регулирования, хотя бы чтобы не разрушить наработанные связи и взаимодействия.

2. Налоги и налогообложение

Без налогов государство существовать не может.

Вопрос для учащихся: Можете ли вы сказать определение термина «налог»? Учащиеся вспоминают или читают в тексте учебника определение налога.

Налогообложение – это определенный законодательством страны механизм изъятия части доходов юридических и физических лиц в пользу государства.

Существует несколько видов налогов.

Прямые налоги – это платежи в пользу государства в зависимости от размеров их доходов или стоимости имущества.

Косвенные налоги – это платежи в пользу государства, взимаемые только при осуществлении определенных действий, например, при покупке некоторых товаров.

Акциз – это налог, уплачиваемый при приобретении некоторых товаров, который устанавливается как проценты к цене товара.

В современной России используется порядка 40 различных налогов.

Кроме налогов есть сборы, например, пошлины, – это платежи за право оказывать или пользоваться определенными услугами.

Охрана окружающей среды

Правосудие

4. Закрепление изученного материала

Учитель организует работу с основными понятиями: государственный бюджет, секвестр, дефицит бюджета, профицит бюджета, государственный долг, налогообложение, налоги, пошлина, прямые налоги, косвенные налоги, акциз.

– Бывают ли хорошие налоги?

– Какие налоги наиболее эффективны: достаточно низкие или высокие? Почему?

– Почему реализация принципа уравнительности в распределении благ замедляет рост благосостояния всех граждан страны?

Учащиеся выполняют задания практикума, помещенного на с. 121 учебника.

5. Подведение итогов. Выставление оценок.

6. Домашнее задание.

Выучите § 15 (учебник Кравченко), подготовьтесь к итоговому уроку по модулю «Экономическая сфера».

, . .

Урок обществознания в 8 классе.

Тема урока: Роль государства в экономике

Цель урока: сформировать представление учащихся о роли государства в экономике

    Познакомиться с экономическими проблемами, регулируемых любым государством, рассмотреть способы воздействия государства на экономику.

    Способствовать развитию экономической культуры учащихся и грамотность;

    Способствовать воспитанию интереса к экономике как науке и показать необходимость и важность уплаты налогов как одной из обязанностей граждан страны.

Тип урока комбинированный.

Оборудование:

« Обществознание». 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2014;

Мультимедийная презентация,

Тесты по теме «Предпринимательская деятельность»

Конституция РФ.

Раздаточный дополнительный материал (текст «Невероятные налоги», «Сказ про то, как Лев Петрович налоги не платил»),

План урока

    Организационный момент

    Проверка домашнего задания

    Изучение нового материала

    Подведение итогов. Рефлексия

    Домашнее задание.

    Организационный момент (1мин)

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

« Считай несчастным тот день и тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Ян Амос Каменский

    Урок – это 2400 секунд, пусть полезной станет каждая!

    Проверка домашнего задания (10)

1.Работа с тестами по вариант (Взаимопроверка) – 6-7 мин.

    Целеполагание (3мин)

    Ребята, к какой сфере общественной жизни относились вопросы теста?

    А какие существуют ещё сферы общественной жизни? Какова особенность их существования в обществе?

    Какой главный институт политической сферы?

    Следовательно, государство не может быть изолировано от экономической жизни.

    Вы знаете, что экономическая жизнь (система) может быть организована по -разному. От чего это зависит?

    От того, как общество отвечает на главные вопросы экономики, складывается экономическая система.

Выводы:

Традиционная система: здесь государство не вмешивается в экономические отношения.

Командная система: государство полностью контролирует экономику.

Рыночная система: Кто здесь отвечает на главные вопросы? (Сам рынок)

Значит ли это, что в странах с рыночной экономикой государство не вмешивается в экономику

На основании представленной информации попробуйте сформулировать, о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Какова его тема? (Предположение детей)

Тема. Роль государства в экономике.

План изучения нового материала.

    Зачем экономике государство.

    Налоговая система.

III . Изучение нового материала (22мин)

1. Зачем экономике государство

Готовясь к уроку, я подобрала 2 эпиграфа, но не смогла определиться, какой из них лучше подойдет

Эпиграф:

    Аристотель «Цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству жизни».

    Адам Смит «Великие народы никогда не беднеют из-за расточительности и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительности и неблагоразумия государственной власти»

    А пока скажите, кто из них за то, чтобы государство как можно меньше вмешивалось в экономику?

    И мне хотелось бы узнать, высказывание, какого философа вы поддерживаете.

1.Работа с учебником.

Посмотрите по учебнику на стр.193 функции правительства по А. Смиту

1) обеспечение национальной обороны;

2) отправление правосудия;

3) организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;

4) сбор налогов для оплаты нужд государства.

    Как вы думаете, те функции правительства, которые были определены А. Смитом в XVIII в., актуальны и сейчас?

До 19 века гос-во почти не вмешивалось в экономические процессы.

    ? (Работа с учебником на стр. 194, абз.3)

    Образование монополий, экологическая катастрофа.

    Эти и другие причины привели к тому, что сегодня государство в странах с рыночной экономикой выполняет гораздо больше функций, чем называл А.Смит.

2.Работа с Конституцией

    Какие функции выполняет государство в современное время?

    Как защитить общество от нечестных предпринимателей, монополистов?

1.Законодательное регулирование: ст.34 Конституции РФ

Защита прав собственности, поддержка конкуренции, обеспечения права на труд

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей"

Защищая предпринимательство, государство осознает, что помогает только 10-30% населения. Но и оставшаяся, самая значительная часть населения-служащие, старики, малообеспеченные, дети, безработные – нуждаются в помощи государства. Их надо защищать в первую очередь.

2.Проведение социальной политики: ст.39 Конституции РФ

пенсии, пособия по безработице

Обратимся к ст.41,43 Конституции РФ

(медицинское обслуживание, образование бесплатно)

    Почему данные институты общества должны принадлежать государству?

    Эти институты и отрасли нельзя передавать в частные руки, т.к. главная цель предпринимателей – извлечение прибыли. В своих интересах они могут использовать школьное образование, сделать его платным и недоступным для всех учеников.

    Могут распустить армию, ведь её надо содержать, тем самым некому будет защищать границы государства.

3.Предоставление общественных благ : оборона, здравоохранение, образование

    Что относится к общественным благам? (стр. 195 учебника)

Сегодня достаточно сложная экономическая ситуация в стране. (Экономический кризис)

3.Работа с дополнительными источниками

Какие последствия экономического кризиса мы, рядовые граждане, испытываем?

(Инфляция, Повышение цен, проблемы с работой)

    Сообщения учащихся

Я попросила вас посмотреть в интернете уровень инфляции в РФ за последние 5 лет.

12,91

2014

11,36

2013

6,45

2012

6,58

2011

6,10

    С какого года стало резко ухудшаться состояние экономики?

Состояние экономики начало резко ухудшаться уже в 2014 году, и было вызвано в основном санкциями западных стран и Америки.

Кризис в России 2014, 2015 годов был спровоцирован резким спадом цен на поставляемые в страны Европы энергоресурсы.

    Кто будет принимать решения по преодолению « провалов» в рыночной экономике?

(государство)

4.Стабилизация экономики

(преодоление инфляции, обеспечение занятости людей)

    Итак, какие функции выполняет современное государство?

    Наполеон Бонапарт говорил: «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую». Какой экономической функции государства соответствует эта фраза?

Теперь вернемся к эпиграфам.

    К высказыванию какого философа вы больше склоняетесь?

Вывод: государство необходимо экономике, т.к. оно выполняет важные функции: борется с экономическими кризисами, инфляцией, безработицей, поддерживает обороноспособность страны и др .

ФИЗМИНУТКА

Учитель зачитывает высказывание на да – руки вверх, нет-полуприседание

    Потребности – это нужда в чем-либо (да)

    Потребности бывают только материальные (нет)

    Чтение книг – это биологические потребности…(нет)

    Морская вода - это Свободные блага (да)

    Машины, оборудование –это экономические блага (да)

    Имущество Вооруженных сил – это частная собственность (нет)

    Чем выше цена, тем ниже спрос (да)

    Чем выше цена, тем ниже предложение (нет)

    Земля – это фактор производства (да)

    Это единственный фактор (нет)

( Идет разрушение представления учащихся о знании темы.) Нам понятно, что государство преследует благие цели (вернемся к словам Аристотеля). Но почему, если в каждой стране государство выполняет сходные функции, то уровень жизни в странах разный?.

    Данные статистики ООН. (Сообщения учащихся)

    Норвегия

    Швейцария

    Канада

    Швеция

    Новая Зеландия

Итак, согласно составленному рейтингу, по уровню жизни в 2016 году Россия находится на 90 месте среди 142 стран мира, между Гватемалой и Лаосом. На первом месте в мировом рейтинге уровня жизни находится Норвегия, на последнем месте - Чад.

Важными механизмами государственного регулирования являются налогообложение и государственный бюджет;

2.Налоговая система.

1.Самостоятельная работа по учебнику п.23 п.2 стр. 195

Выяснить, что такое налоги, и какие налоги бывают? Читая, заполняем схему

    Итак, что такое налоги?

«Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты».

Проверяем схему.

Ситуации: (к таблице). (Работа в парах)

    У мамы из зарплаты вычли подоходный налог. (прямой)

    Моя бабушка платила налог, когда продала свой дом в деревне.(косвенный)

    Фирма «Adidas» оплатила таможенные сборы при ввозе своих товаров для продажи в РФ.(косвенный)

    Папа вчера уплатил налог за транспортное средство.(прямой)

    Мой дядя предприниматель, он платит налоги государству. (прямой)

    При продаже спиртные напитки облагаются дополнительным налогом (косвенный)

Вывод: налогообложение является важным механизмом государственного регулирования экономики.

2.Работа с дополнительными источниками

А) Чтение текста «Сказ про то, как Лев Петрович налоги не платил»

    Приведите доводы в защиту того, что налоги платить просто необходимо.

Итак, собранные государством налоги идут на оборону, образование, медицину, пенсии, пособия, науку, охрану окружающей среды.

Б) Работа с текстом «Самые невероятные налоги» (стр.56 рабочей тетради)

Как можно озаглавить текст?

На примере налогов на собак объясни, как введение налога может повлиять на поведение людей?
Налог на бездетность, введенный в СССР в 1941 году, наши отцы и деды воспринимали как нечто обыденное, хотя это был единственный такой случай в мире, который тоже относится к разряду странных и курьезных. Те, кто был не женат и не имел детей, обязан был выплатить налог в размере 6 %. Платили его бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет. Этот налог существовал с 1941 года до начала 90-х годов, он шел на пособия для многодетных матерей.

Со следующим механизмом государственного регулирования экономики государственным бюджетом познакомимся на следующем уроке

IV .Подведение итогов. (5 мин)

А. Верны ли суждения о роли государства в экономике?

А. Роль государства в современной экономике сводится к охране правопорядка.

Б. Роль государства в экономике – это компенсация потерь разорившимся предпринимателям.

1. Верно только А

2. Верно только Б

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

В 1. Какие из приведенных налогов являются прямыми?

    Акцизный сбор

    Таможенный сбор

    Подоходный налог

    Налог на продажу товаров

    Налог на имущество

Выставление оценок. Рефлексия

На уроке я работал

Своей работой на уроке я

Урок для меня показался

За урок я

Мое настроение

Материал урока мне был

Активно/пассивно

Доволен/не доволен

Коротким/длинным

Не устал/устал

Стало лучше/стало хуже

Понятен/не понятен

Полезен/бесполезен

Интересен/скучен

V . Домашнее задание: (2мин)
Для всех учащихся: параграф 23стр.193-197, в.1,4,5 .Узнайте у своих родителей, какие налоги платит ваша семья. К каким видам налогов они относятся?

Индивидуально: Зад.2 «В классе и дома» стр.200 , Дополнительный материал из рабочей тетради (стр.57)

Литература:

    Учебник Г.Э. Королева, Т.В. Бурмистрова «Экономика» Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2013

    Конституция РФ

    Рабочая тетрадь «Обществознание» 8 класс, О.А. Котова, Т.Е. Лискова

    Контрольно-измерительные материалы.Обществознание:8класс/Сост. А.В. Поздеев – М.: ВАКО,2011

    http://bs-life.ru/makroekonomika/uroven-zizny2012.html

    http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2013/09/15/rol-gosudarstva-v-ekonomik

    http://www.openclass.ru/node/446592

Дополнительная информация

Итак, согласно составленному рейтингу, по уровню жизни в 2016 году Россия находится на 90 месте среди 142 стран мира, между Гватемалой и Лаосом. По экономическим показателям Россия находится на 95 месте, свободе предпринимательства - 88 месте, по уровню коррупции и эффективность управления страной - 99 место, уровню безопасности на 92 месте, по качеству образования на 35 месте, и уровне свободы граждан – на 89 месте среди стран мира.

На первом месте в мировом рейтинге уровня жизни находится Норвегия, на последнем месте - Чад. По другим показателям, самой безопасной страной мира в 2016 году признана Исландия, самой развитой по экономическим показателям – Сингапур, лучшей страной для ведения предпринимательской деятельности признана Дания, самый лучший уровень образования признан за Австралией, а наиболее свободно в 2016 году чувствуют себя люди в Канаде.

Для того чтобы уменьшить свои издержки и получить прибыль, любой производитель будет стремиться на чём-то экономить. Самый очевидный для производителя способ сэкономить – это сэкономить на окружающей среде. Чаще всего бывает так, что производители не задумываются о том, как именно их предприятие может навредить природе в будущем, ведь главное – получить прибыль сегодня.

Например, предприниматель построил целлюлозно-бумажный комбинат около озера Байкал. И он не задумывается, что будет с озером потом, он жаждет получить прибыль. Судьба озера волнует только некую группу учёных-экологов и молодёжь, которая стремится защитить окружающий мир от глобализации и всемирного главенства компаний. Но крупные производители не принимают их всерьёз, они считают, что деньги первостепенны по отношению к окружающей среде. Исходя из этого, угроза экологической катастрофы становится всё более реальной.

Роль государства в экономике. Спор экономистов о степени вмешательства государства в рыночную экономику продолжается до сих пор: В настоящее время точка зрения такая: государства вмешивается тогда, когда рыночные механизмы не срабатывают. основные задачи государства следующие: перераспределение доходов граждан и организаций, прераспределение ресурсов страны в интересах всего общества. Производство общественных услуг: образование, медицина, наука. Одни экономисты считают, государство должно само распределять ресурсы. Другие считают, что функции государства должны поддерживать правила игры в рыночной экономике.

Слайд 8 из презентации «Функции государства в экономике» . Размер архива с презентацией 670 КБ.

Экономика 8 класс

краткое содержание других презентаций

«Деньги и их функции» - Товар – любой продукт, который можно покупать и продавать. Инфляция - это обесценивание денег, снижение их покупательной способности. Свойства товара. Мировые деньги. Удовлетворяет потребность людей в чем-либо. Перевод, в видах экономии, пошли почтой. Товар и деньги. Мера стоимости. Средство накопления. Портативны Однородны Стабильны Узнаваемы Делимы. Будет стоить тридцать копеек. …». Средство платежа.

«Перераспределение доходов» - Децильный коэффициент. Перераспределение доходов. Очередь безработных за тарелкой супа. Грабь награбленное. Кто платит. Одинокие матери. Европа. Богатство. Кто принимает решения. Причины неравенства доходов. Заработная плата. Банкир. Стоимость потребительской корзины. Главные признаки богатства. Рост МРОТ. Децильный коэффициент в России. Динамика средней зарплаты. Среднедушевые доходы населения. Статус.

«Бизнес и виды бизнеса» - Индивидуальное предприятие. Качества предпринимателя. Золотое правило торгового бизнеса: купил подешевле – продал подороже. Одинокий воин в поле бизнеса – слабый воин. Товарищество. Известные личности. Настоящего бизнесмена без своего дела не бывает. Акционерное общество. Пирамида торгового бизнеса. Финансовый вид бизнеса. Бизнес (предпринимательство) – экономическая деятельность, направленная на получение прибыли.

«Потребности и блага» - Представление об экономике. Предметы потребления. Набор и характер потребностей людей. Потребности человека. Потребность. Экономика и ее роль. Ресурсы семьи. Критерии оценивания. Классификация потребностей. Благо.

«Безработица, её причины и последствия» - Спутник рыночной экономики. Спад производства. Уровень безработицы России. Положение в экономике. Последствия безработицы. Население страны. Создание условий для занятости. Уровень безработицы. Безработица. Причины безработицы.

««Экономика» 8 класс» - Роль труда человека. Что представляет собой производство? Необходимость? Для чего необходимо хозяйство? «Ноу-хау». Сельское хозяйство. 1 стадия. Производство. Что такое экономика? Промышленность. 3 стадия. Наказание? «Отец богатства»? Хозяйство. Современное производство. Влияние развития техники. 2 стадия. Экономика. Средства труда. Машинная техника(означает сооружение). « Знаю как?». Техника(означает мастерство).

Роль государства в экономике Зависит от типа экономической системы! Традиционная система Командная система Рыночная система

Традиционная система Господство натурального хозяйства. Приверженность традициям. Нет товарно-денежного обмена. Отсутствие технического прогресса. Земля и капитал находятся в общем владении. Prezentacii. co m

Командная система Государство жестко регулирует производство, обмен и распределение. Планирование. Земля и капитал преимущественно принадлежат государству. Prezentacii. co m

Рыночная система Производитель сам решает, что, как и для кого производить. Земля и капитал находятся в частных руках. Государство обеспечивает в рамках закона порядок в обществе. Prezentacii. co m

Какой тип системы характеризует текст? «…Чтобы закрыть всякую лазейку, через которую продукция могла бы уйти из-под контроля государства, в марте 1933 г. в СССР было издано постановление, по которому, пока район не выполнит план по хлебозаготовкам, 90% намолоченного зерна отдавалось государству, а оставшиеся 10% распределялись между колхозниками в качестве аванса за работу. »

Какой тип системы характеризует текст? «…В октябре 1922 г. В нашей стране был принят новый Земельный кодекс, согласно которому крестьяне получали право … выбора форм землепользования. Строгая централизация … была отменена. Заводы самостоятельно решали вопросы заготовки сырья и реализации готовой продукции. »

Функции государства Контроль за использованием природных ресурсов, охрана окружающей среды. Помощь бедным, решение социальных проблем. Охрана интересов потребителей и предпринимателей. Защита собственности. Создание законов по вопросам экономики. Регулирование денежной массы в стране. Предотвращение экономических кризисов.

Способы воздействия государства на экономику Государство Экономика у б е ж д е н и е Н а л о го о б л о ж е н и е Л ь го т ы Р е гу л и р о в а н и е

Какой из способов будет иметь успех в данной ситуации и почему? В связи с повышением цены на хлеб жители N -ской области стали запасаться продуктами «впрок» . Такой ажиотаж на товары привел к дефициту многих продуктов.

Какой из способов будет иметь успех в данной ситуации и почему? Автомобилестроительные компании страны стали разоряться в связи с тем, что граждане покупают только иностранные машины, так как они дешевле и практичнее в эксплуатации.

Таблица: Виды налогов Вопрос Прямые налоги Косвенные налоги Определение Виды Прочитайте в учебнике текст на стр. 94 и заполните таблицу.

Социальная политика Пенсии. Организация политики занятости, помощь безработным. Стипендии. Помощь семье. Бесплатная медицинская помощь. Социальная политика – совокупность мер, проводимых правительством в социальной сфере.

Домашнее задание Прочитать § 14. Выучить: традиционная система, рыночная система, командная система, налоги, прямые налоги, косвенные налоги, социальная политика.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Обществознание 8 класс Роль государства в экономике

Цель: Рассмотреть роль государства в экономике страны Познакомиться с системой налогообложения

Верны ли утверждения о предпринимательской деятельности: а) предпринимательскую деятельность можно вести в одиночку; б) предпринимательская деятельность всегда позволяет повысить свои доходы? 1) Верно только а; 2) верно только б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

Верны ли суждения о малом предпринимательстве: а) малое предпринимательство позволяет исключить риск банкротства; б) малое предпринимательство имеет незначительные расходы на аппарат управления? 1) Верно только а; 2) верно только б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «юридическое лицо». Товарищество, индивидуальный предприниматель, акционерное общество, потребительский кооператив.

Проанализируйте виды ресурсов с помощью таблицы. Земля Труд Капитал Предпринимательские способности Деньги Наёмный работник Пашня Станки Машинист электровоза Акции Принятие решений Горная река

План урока: Типы экономических систем Функции государства Налоговая система

Экономическая система Способ организации хозяйственной деятельности жизни общества Виды экономических систем Традиционная Командно- административная Рыночная

ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА Натуральное хозяйство: сам произвожу – сам потребляю Уравнительность распределения Нет обмена Создание однотипных простых продуктов Здесь государство не вмешивается в экономические отношения.

КОМАНДНАЯ СИСТЕМА Государство жестко регулирует производство, обмен и распределение продукции Низкое качество производимой продукции, отсутствие мотивов к труду у работников Используются административные методы приказов, требований к товаропроизво-дителям Устанавливаются четкие планы по производству той или иной продукции, оказанию услуг Здесь государство полностью контролирует экономику.

РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА Производитель сам решает, что, как, сколько производить Потребитель сам решает, что, как, сколько покупать Государство обеспечивает в рамках права экономический порядок в обществе Государство защищает рыночные отношения, гарантирует порядок, принуждает нести ответственность тем, кто действует вне закона, совершает преступления.

Это способ организации экономической жизни общества, сочетающий в себе черты разных экономических систем с преобладанием одной из них. Рыночная экономика Традиционное хозяйство Государственное регулирование СМЕШАННАЯ СИСТЕМА

Функции государства Какие экономические функции государства существуют? Стр. 92 – 93 учебника

Функции государства Государство Экономика Убеждение Налогообложение Льготы Регулирование

Функции государства в экономике стабилизация экономики защита прав собственности регулирование денежного обращения перераспределение доходов регулирование отношений между работодателями и наемными рабочими контроль за внешнеэкономической деятельностью создание общественных благ

Прямое и косвенное воздействие государства на экономику Прямое регулирование Включает преимущественно административные методы (законы, госзаказы, развитие госсектора в экономике) Косвенное регулирование Использует методы кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики

Налоги Функции налогов: фискальная (формируется доходная часть бюджета) регулирующая (стимулирование или сдерживание темпов производства) распределительная (распределение результатов производства между различными сферами и группами населения) Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты.

Налоги Косвенные (налоги на продажу товаров и услуг) Прямые (налагаемые непосредственно на потребителей) Подоходный налог Налог на имущество Налог на прибыль Таможенная пошлина Акцизные налоги (надбавки) Налог с продаж

Словарная работа Прямые налоги - это платежи в пользу государства в зависимости от размеров их доходов или стоимости имущества. Косвенные налоги - это платежи в пользу государства, взимаемые только при осуществлении определенных действий, например, при покупке некоторых товаров. Акциз - это налог, уплачиваемый при приобретении некоторых товаров, который устанавливается как проценты к цене товара. Пошлины - это платежи за право оказывать или пользоваться определенными услугами.

НАЛОГИ Обеспечивают распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с социальными и экономическими задачами. Федеральные РЕГИОНАЛЬНЫЕ (налоги субъектов РФ) Местные НАЛОГИ ЕСТЬ ПЛАТА ЗА ЦИВИЛИЗОВАННУЮ ЖИЗНЬ

Домашнее задание: Параграф § 14, выучить понятия, ответить на вопросы.