Конспект урока по обществознанию "Роль государства в экономике" (8 класс). Роль государства в экономике презентация к уроку по обществознанию (8 класс) на тему Обществознание 8 кл роль государства в экономике

Роль государства в экономике становится предметом изучения экономистов и философов с прошлых веков. Ученые понимают, что экономика отвечает за многие процессы, происходящие в странах. Общество подстраивается под производственный уровень, диктующий законы и направления.

Отношение государства к экономике

В 18 веке А. Смит выделил функции органов управления государством (правительств):

  • обеспечение государственной обороны;
  • создание системы правосудия;
  • общественные работы, не востребованные частными предприятиями из-за невыгодных условий, но нужные для жителей страны;
  • образование подрастающего поколения;
  • налоги для государственных нужд.

Функции с течением времени претерпевают изменения. 20 век внес свои коррективы. Внутренние проблемы и внешняя политика требует объединения всех экономических ресурсов. Усилия граждан государства направляются в то направление, в котором движется страна в целом.

До 20 столетия считалось, что государство не должно вмешиваться в экономические процессы, в их развитии действуют свои законы.

Государство стало вмешиваться в рыночные отношения, чтобы держать под контролем проблемы, которые могли привести к кризисам:

  • загрязнение окружающей среды;
  • увеличение массовой безработицы.

Рынок экономических отношений стал участвовать в регулировании производства, в выборе приоритетных сфер деятельности определенных территорий и стран. Роль государства в рыночной экономике стала важной, без ее изучения происходили нарушения интересов различных категорий потребителей, страдали предприниматели.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Регулирующая функция государства признана всеми странами, задача экономического развития страны стоит в числе первоочередных.

Налоги государству

Система выплат налогов развивается с древних времен. Суть остается прежней. Еще в Древней Руси были известны разные формы взимания налогов.

Историки считают, что налоговую реформу провела княгиня Ольга. Она придумала уроки и погосты, которые впоследствии стали известными формами налогообложения подданных.

Определение термина «налоги» дано рядом с понятием бюджет государства. Налог - это платеж. Он чаще подразумевает денежную выплату государству. Налогом облагается производитель, владелец имущества. Налог - обязателен для исполнения.

Известны особые налоги, которые предлагали и вводили цари. Петр I – на бороды, Римская империя - на установку собственной статуи. Налоги различаются в разных странах. Они отражают историю народа и ресурсы страны.

Виды налогов

В разных государствах используются общие виды налогового обложения. Большинство экономистов делят 2 группы:

  • прямые;
  • косвенные.

В разных странах устанавливаются ставка данного налога. Она единая для всех граждан, но есть особые подходы к льготным категориям. Каждая группа выплат предполагает строгий, установленный свод правил.

Прямые налоги - их выплачивают все, кто имеют доходы. Источник получения доходов состоит из перечня доходной деятельности: зарплата, прибыль от собственности, предпринимательская деятельность, премии. Часть доходов освобождаются от налогов: пенсии, стипендии. В России прямой налог составляет 13%. К данному виду относятся выплаты за владение недвижимостью, транспортными средствами, землей.

Косвенные налоги устанавливаются на средства от продажи товаров или услуг. На какие товары устанавливается косвенный платеж? Товары, которые контролируются в государстве. В развитии Руси это в разные периоды были соль, алкоголь, табак. Данным видом облагаются товары из других стран (таможенная пошлина). Косвенная надбавка к цене выплачивается потребителем.

Проблема роли государства в экономике решатся с древности. Опыт стран позволяет делиться знаниями и выбирать пути налогообложения населения с оптимальным результатом для всего государства и каждого конкретного жителя.

Что мы узнали?

Кратко о роли государства в смешанной экономике рассматривается по обществознанию в 8 классе. Традиционной наукой распределены экономические процессы по значимости. Налоги, их виды, и понятия, значение терминов.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 210.

Роль государства в экономике. Спор экономистов о степени вмешательства государства в рыночную экономику продолжается до сих пор: В настоящее время точка зрения такая: государства вмешивается тогда, когда рыночные механизмы не срабатывают. основные задачи государства следующие: перераспределение доходов граждан и организаций, прераспределение ресурсов страны в интересах всего общества. Производство общественных услуг: образование, медицина, наука. Одни экономисты считают, государство должно само распределять ресурсы. Другие считают, что функции государства должны поддерживать правила игры в рыночной экономике.

Слайд 8 из презентации «Функции государства в экономике» . Размер архива с презентацией 670 КБ.

Экономика 8 класс

краткое содержание других презентаций

«Деньги и их функции» - Товар – любой продукт, который можно покупать и продавать. Инфляция - это обесценивание денег, снижение их покупательной способности. Свойства товара. Мировые деньги. Удовлетворяет потребность людей в чем-либо. Перевод, в видах экономии, пошли почтой. Товар и деньги. Мера стоимости. Средство накопления. Портативны Однородны Стабильны Узнаваемы Делимы. Будет стоить тридцать копеек. …». Средство платежа.

«Перераспределение доходов» - Децильный коэффициент. Перераспределение доходов. Очередь безработных за тарелкой супа. Грабь награбленное. Кто платит. Одинокие матери. Европа. Богатство. Кто принимает решения. Причины неравенства доходов. Заработная плата. Банкир. Стоимость потребительской корзины. Главные признаки богатства. Рост МРОТ. Децильный коэффициент в России. Динамика средней зарплаты. Среднедушевые доходы населения. Статус.

«Бизнес и виды бизнеса» - Индивидуальное предприятие. Качества предпринимателя. Золотое правило торгового бизнеса: купил подешевле – продал подороже. Одинокий воин в поле бизнеса – слабый воин. Товарищество. Известные личности. Настоящего бизнесмена без своего дела не бывает. Акционерное общество. Пирамида торгового бизнеса. Финансовый вид бизнеса. Бизнес (предпринимательство) – экономическая деятельность, направленная на получение прибыли.

«Потребности и блага» - Представление об экономике. Предметы потребления. Набор и характер потребностей людей. Потребности человека. Потребность. Экономика и ее роль. Ресурсы семьи. Критерии оценивания. Классификация потребностей. Благо.

«Безработица, её причины и последствия» - Спутник рыночной экономики. Спад производства. Уровень безработицы России. Положение в экономике. Последствия безработицы. Население страны. Создание условий для занятости. Уровень безработицы. Безработица. Причины безработицы.

««Экономика» 8 класс» - Роль труда человека. Что представляет собой производство? Необходимость? Для чего необходимо хозяйство? «Ноу-хау». Сельское хозяйство. 1 стадия. Производство. Что такое экономика? Промышленность. 3 стадия. Наказание? «Отец богатства»? Хозяйство. Современное производство. Влияние развития техники. 2 стадия. Экономика. Средства труда. Машинная техника(означает сооружение). « Знаю как?». Техника(означает мастерство).












Какой тип системы характеризует текст? «…Чтобы закрыть всякую лазейку, через которую продукция могла бы уйти из-под контроля государства, в марте 1933г. в СССР было издано постановление, по которому, пока район не выполнит план по хлебозаготовкам, 90% намолоченного зерна отдавалось государству, а оставшиеся 10% распределялись между колхозниками в качестве аванса за работу.»


Какой тип системы характеризует текст? «…В октябре 1922г. В нашей стране был принят новый Земельный кодекс, согласно которому крестьяне получали право … выбора форм землепользования. Строгая централизация … была отменена. Заводы самостоятельно решали вопросы заготовки сырья и реализации готовой продукции.»


Функции государства Контроль за использованием природных ресурсов, охрана окружающей среды. Помощь бедным, решение социальных проблем. Охрана интересов потребителей и предпринимателей. Защита собственности. Создание законов по вопросам экономики. Регулирование денежной массы в стране. Предотвращение экономических кризисов.











Домашнее задание Прочитать § 14. Выучить: традиционная система, рыночная система, командная система, налоги, прямые налоги, косвенные налоги, социальная политика. В Рабочей тетради: стр, 4.

Логинова Ксения Геннадьевна
Учебное заведение: БГПУ им. Акмуллы
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2016-05-22 Роль государства в экономике Логинова Ксения Геннадьевна БГПУ им. Акмуллы Конспект урока по обществознанию для 8 класса на тему "Роль государства в экономике" поможет учителю при проведении урока.

Просмотреть свитедельство о публикации


Роль государства в экономике

Конспект пробного урока

Тема урока: Роль государства в экономике.

Класс: 8В (обществознание)

Тип урока: комбинированный урок

Вид урока: смешанный

Цель: объяснить учащимся, какую роль играет государство в рыночной экономике.

Задачи:

Образовательная – сформировать представление о государстве как субъекте экономических отношений

Развивающая – формировать такие умения как: выстраивать причинно-следственные связи, работать с экономическими понятиями, источниками информации, аргументировать свою точку зрения, анализировать, систематизировать материал.

Воспитательная – формирование таких качеств как: ответственность, неравнодушие к собственному народу, сопереживание, предприимчивость.

Используемые методы и приемы: Беседа, рассказ учителя, опрос, объяснение, уточнение.

Оборудование: Мультимедиа аппаратур, авторская презентация, созданные на базе Microsoft Office Power Point, учебник«Обществознание» А. И. Кравченко М., 2010.

Оформление доски: тема урока, план урока, новые слова, домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационный момент

Учитель объявляет тему урока, подчеркивая, что в ходе занятия нужно будет обобщить весь ранее изученный материал.

План урока:

1. Основные экономические функции государства.

2. Налоги и налогообложение.

3. Государственный бюджет.

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

Индивидуальный опрос по вопросам к § 14 учебника Кравченко.

– Стоит ли учиться предпринимательству?

– Есть ли разница между бизнесменом и предпринимателем?

– Какие формы бизнеса можно организовать в вашем учебном заведении?

3. Изучение нового материала

1. Основные экономические функции государства

Учитель объясняет новый материал.

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю развития: уже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. Важную роль в экономическом развитии нескольких континентов сыграли Великие географические открытия, а экспедиции первооткрывателей снаряжались на государственные деньги Испании и Португалии.

В современных условиях любое государство осуществляет регулирование экономики с различной степенью государственного вмешательства в национальную экономику. Необходимость такого вмешательства признают все экономисты, однако они расходятся в вопросах о границах и направлениях этого вмешательства, о соотношении государственного и рыночного регулирования. Причем по этим проблемам высказываются самые крайние точки зрения: от полной экономической свободы до полного государственного монополизма.

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника Кравченко на с. 116. Учитель комментирует схему на с. 117 учебника.

Для эффективного осуществления своих функций государство использует ряд инструментов (механизмов), важнейшими из которых являются фискальная и денежная политика, социальная политика и политика регулирования доходов, внешнеэкономическая деятельность.

Фискальная политика – деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Это происходит через систему налогообложения и сбор средств, а также через расходование этих средств. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно воздействовать на деловую активность, решать проблемы безработицы и инфляции.

Денежная политика позволяет влиять на цены и объем национального производства, гарантировать национальные проекты и инвестиции и т. п. Денежная политика может быть как средством стабилизации, так и деструктивно влиять на экономическое развитие.

Социальная политика имеет главной целью обеспечить достойную жизнь своим гражданам. Для этого с помощью разных мер государство перераспределяет доходы, оказывает различную государственную помощь малоимущим, финансирует образование, культуру и т. п.

Внешнеэкономическая деятельность – это торговое и валютное регулирование, таможенные пошлины, квотирование и т. п. Тем самым государство оказывает поддержку отечественному производителю и влияет на торговый баланс «экспорт – импорт».

Все эти механизмы тесно взаимосвязаны. Это означает, что принятие решения по одному из них требует изменения в другом.

Например, принимается национальный проект «Образование». Необходимо прежде всего изыскать финансовое обеспечение этой программы: средства на достойную оплату труда учителей, материальное обеспечение профильного обучения и т. д.

Вопрос для учащихся: Почему вмешательство государства в экономику России за последние годы так быстро росло?

Для современной России на переходном этапе к рыночной экономике государственное регулирование крайне важно: после тоталитаризма в экономике нельзя сразу отказаться от государственного регулирования, хотя бы чтобы не разрушить наработанные связи и взаимодействия.

2. Налоги и налогообложение

Без налогов государство существовать не может.

Вопрос для учащихся: Можете ли вы сказать определение термина «налог»? Учащиеся вспоминают или читают в тексте учебника определение налога.

Налогообложение – это определенный законодательством страны механизм изъятия части доходов юридических и физических лиц в пользу государства.

Существует несколько видов налогов.

Прямые налоги – это платежи в пользу государства в зависимости от размеров их доходов или стоимости имущества.

Косвенные налоги – это платежи в пользу государства, взимаемые только при осуществлении определенных действий, например, при покупке некоторых товаров.

Акциз – это налог, уплачиваемый при приобретении некоторых товаров, который устанавливается как проценты к цене товара.

В современной России используется порядка 40 различных налогов.

Кроме налогов есть сборы, например, пошлины, – это платежи за право оказывать или пользоваться определенными услугами.

Охрана окружающей среды

Правосудие

4. Закрепление изученного материала

Учитель организует работу с основными понятиями: государственный бюджет, секвестр, дефицит бюджета, профицит бюджета, государственный долг, налогообложение, налоги, пошлина, прямые налоги, косвенные налоги, акциз.

– Бывают ли хорошие налоги?

– Какие налоги наиболее эффективны: достаточно низкие или высокие? Почему?

– Почему реализация принципа уравнительности в распределении благ замедляет рост благосостояния всех граждан страны?

Учащиеся выполняют задания практикума, помещенного на с. 121 учебника.

5. Подведение итогов. Выставление оценок.

6. Домашнее задание.

Выучите § 15 (учебник Кравченко), подготовьтесь к итоговому уроку по модулю «Экономическая сфера».

, . .

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах её становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII вв. господствовавшая экономическая доктрина меркантилизм основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования, для развития в стране торговли и промышленности. Меркантелисты утверждали, что главный показатель богатства страны-количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала работа А. Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", в которой он утверждал, что "свободная игра рыночных сил" (принцип"laissez faire") создает гармоничное устройство. В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.

Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.

Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:

    высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;

    создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;

    широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились. Был опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.

Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т. е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.

Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.

Сам рыночный механизм порождает ряд проблем, требующих вмешательства государства. К ним относится проблема справедливого распределения доходов. Для рынка наиболее характерным является распределение, соответст­вующее вложениям в факторы производства. За пределами такого распределения остаются инвалиды, больные, Дру­гие нетрудоспособные граждане. Государство должно обес­печить право на труд тех, кто может и хочет работать. Рыночная экономика неизбежно связана с безработицей.

Государственное регулирование экономических про­цессов обусловлено как объективной необходимостью обес­печения общественного контроля за развитием социально-экономических процессов, так и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти.

Приоритет государственной власти связан с особым положением и специфическими функциями государства, позволяющими оперативно вмешиваться в ход экономического процесса. Следует иметь в виду и финансово-эконо­мическую мощь государства. Решение названных задач осуществляется посредством выполнения государством определенных функций: право­вой, воспроизводственно-технологической, прогностичес­кой, регулирующей, обеспечения текущих потребностей населения.

Правовая функция государства связана с законодательным оформлением статуса субъекта производственных отношений, установлением норм и правил хозяйствования, формированием организационной структуры управления.

Воспроизводственно-технологическая функция обу­словливает нормальный ход воспроизводственного процес­са.

Прогностическая функция определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабаты­ваются на основе прогнозирования развития экономики, выявления тенденций и направлений структурной пере­стройки, формирования механизма рыночного хозяйство­вания, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы.

Регулирующая роль государства – государ­ство использует прямые и косвенные методы, формирует инфраструктуру, поддерживает сбалансированность обще­ственного производства.

Методы регулирования. Их можно условно подразде­лить на прямые и косвенные. Прямые базируются на административных мерах воздействия. Кос­венные, могут носить административный, но чаще экономический характер – антимонопольную политику, ценообразо­вание, налоговую систему, налоговую инспекцию и систе­му государственных заказов.