Киево - печерская лавра. Откуда киево-печерская лавра получила свое название

Адрес: Россия, Московская область, Сергиев Посад
Основан: в 1337 году
Основатель: Сергий Радонежский
Основные достопримечательности: собор Троицы Живоначальной (1423 г.), собор Успения Пресвятой Богородицы (1585 г.), церковь Сошествия Святого Духа (1477 г.), надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи (1699 г.), церковь Смоленской иконы Божией Матери (1748 г.), колокольня (1770 г.)
Святыни: мощи преподобного Сергия Радонежского, мощи преподобных Михея, Никона, Дионисия Радонежских, преподобного Максима Грека, преподобного Антония (Медведева), святителей Серапиона Новгородского, Иоасафа Московского, Иннокентия Московского, Макария (Невского)
Координаты: 56°18"37.3"N 38°07"48.9"E

Троице-Сергиева Лавра, или Свято-Троицкая Сергиева Лавра – это мужской ставропигиальный монастырь, основанный в XIV столетии преподобным Сергием Радонежским (в миру Варфоломеем). Он расположен в 52 км от Москвы, в г. Сергиев Посад . Как свидетельствуют исторические источники, будущий основатель Лавры родился весной 1314 г. в боярской семье, проживающей в Ростове.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра с высоты птичьего полёта

Родители нарекли новорожденного малыша Варфоломеем и с детства они воспитывали его в вере к Всевышнему. Через некоторое время после рождения маленький Варфоломей вместе со своей семьей отправился на постоянное место жительства в городок Радонеж. Там же со всеми членами семьи он исправно посещал все богослужения, проводимые служителями церкви Покрова Пресвятой Богородицы (в то время святыня входила в состав Покровского Хотькова монастыря).

Достигнув 20-летнего возраста, Варфоломей принял решение о принятии иночества и посвящении себя Господу, и попросил на эту деятельность родительского благословения. Конечно же, отец с матерью одобрили жизненный выбор своего сына, однако они попросили его не вступать в иночество до их смерти.

Такую просьбу они мотивировали своей старостью и отсутствием близких людей, которые смогли бы о них позаботиться, ведь старшие братья Варфоломея уже были женаты на тот момент и проживали в собственных домах. Но в 1337 г. после смерти родителей Варфоломей наконец-то осуществил свою мечту о служении Богу и отправился с братом Стефаном, овдовевшим к тому времени, в лесную глухомань Подмосковья.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

На холме Маковце, стоящем неподалеку от реки Кончуры, они построили небольшой храм, чествуя этим действием Святую Троицу. Спустя 3 года, в 1340 г., храм был освящен.

Жизнь в лесной глуши оказалась безрадостной для Стефана, и он покинул брата, безропотно служившего Господу. Не имея такой силы духа, которой располагал Варфоломей, Стефан перебрался в московский Богоявленский монастырь и в дальнейшем стал его игуменом. Сам же Варфоломей проводил сутки напролет в трудах, заботах и молитвах. Так прошло 2 года, и молва о безмолвном отшельнике разнеслась по всей округе. Его скит стали окружать кельи других монахов, пожелавших служить Всевышнему в глухомани и принявших обособленное жительство в Троицкой пустыни.

Красная надвратная башня со Святыми ворота

Через некоторое время в этой же местности появились и простые жители, пытавшиеся спрятаться в лесной глуши от нашествия татар.

Все заботы об иноках взял на себя игумен Свято-Троицкой обители – отец Митрофан. Он же постриг Варфоломея в иноки, дав ему имя Сергий. Новоиспеченный инок стал игумену верным помощником, а когда его наставник отошел в мир иной, Сергий сам начал заботиться о насельниках монастыря и его благоустройстве.

Расцвет Троицкой обители при Сергии Радонежском

Первоначально монастырь располагался на юго-западном склоне Маковецкого холма. Троицкий храм с трапезной стоял в окружении деревянных келий, и все постройки утопали в зелени вековых деревьев.

Собор Троицы Живоначальной

Сразу за кельями находились огородики, разбитые монахами. Там они выращивали овощи и возводили небольшие хозяйственные постройки.

Оградой Троицкой обители служил деревянный забор, а верхушку въездных ворот украшала церковь, увековечившая память о Святом великомученике Дмитрии Солунском. Попасть в монастырский двор можно было по узкой тропинке, впоследствии расширенной для проезда подвод. В целом все здания Лавры подразделялись на 3 части: общественную, жилую, оборонительную. Примечательно, что неоднократные реконструкции, проводившиеся на территории Троице-Сергиевой Лавры, не затронули план расположения построек.

Церковь Сошествия Святого Духа

По данным Лаврской летописи, в 60-х годах XIV столетия Сергий не только принял сан священника, но и получил грамоту, крест и простое благословение в словесной форме от Фелофея – патриарха Константинопольского (он одобрил решение Сергия о введении в монастыре правил «Общежитийного устава»). Численность насельников в обители неуклонно росла, а в 1357 г. сюда переехал архимандрит Симон. За счет его богатых пожертвований в монастырском дворе был отстроен новый Троицкий храм и здания разнообразного назначения.

Умер Сергий Радонежский в конце сентября 1392 г. в собственно созданной Свято-Троицкой обители. Похоронили святого основателя Лавры при Троицкой церкви.

Церковь Зосимы и Савватия при больничных палатах

Основные сооружения Троице-Сергиевой Лавры, ставшие ее достопримечательностями

Белокаменный Троицкий собор, возведенный с 1422 по 1423 гг., стал первым российским памятником архитектуры, чествующим основателя Лавры Сергия Радонежского. Златоглавая святыня появилась на территории монастыря в год канонизации Сергия, когда его имя было официально объявлено «покровителем земли Русской». Прах усопшего святого хранится здесь же, в помещении собора, а надгробная пелена с его изображением находится в музее. Иконостас собора богат работами Андрея Рублева, Даниила Черного и лучшими мастерами их школы. Среди всех икон особо выделяется «Троица», созданная самим Рублевым. Как главный храм Лавры Троицкий собор при строительстве украшался строгими орнаментальными лентами, соответствуя традициям аскетизма.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери

Второе по значимости здание-святыня – это храм Сошествия Святого Духа на апостолов. Его строительство велось в 1476 г. псковскими каменщиками, которые в своей работе использовали кирпич. Результатом их труда стала Духовская церковь, привлекательная необычным расположением колокольни под главкой. В древности церкви с такой верхушкой назывались «иже под колоколы», что подразумевало сочетание церкви и звонницы в одной постройке. Но в целом ее стиль незамысловат.

Успенский собор признан главным в Лавре. Его строительство начиналось еще в 1559 г. умельцами Ивана Грозного. А заканчивались работы по возведению собора в 1584 г., при царе Федоре Ивановиче.

Митрополичьи покои

Внешний облик святыни отличается одновременной простотой и строгостью, и лишь пятиглавый верх указывает на ее величие. Внутреннее убранство собора привлекательно огромным резным иконостасом. Позади его, высоко вверху оборудованы площадки для певчих. Во время песнопений монахов прихожанам кажется, что их голоса доносятся «аки с небес». Все стены и своды этого собора покрыты уникальными фресками. Их изготовление приходится на лето 1684 г., а имена художников можно прочесть на западной стене храма, под полотенечной росписью.

Храм Зосимы и Савватия Соловецких – это аккуратная шатровая церковь, появившаяся в монастырском дворе в честь учеников Сергия Радонежского. Она входит в комплекс Больничных палат.

Колокольня

Долгое время ее благоустройством никто не занимался, и она постепенно разрушалась. Но благодаря умелым действиям опытного реставратора Трофимова И.В. красно-белый храм вновь обрел былое величие и стал одним из живописных уголков обители. Внутри он декорирован поливными изразцами зеленого цвета.

Смоленская церковь – это изящное здание , входящее в состав Троице-Сергиевой Лавры. Своим появлением она обязана архитектору Ухтомскому, который выполнил ее в стиле «Елизаветинского барокко». Необычность планировки строения состоит в его 8-гранной форме с криволинейными выпукло-вогнутыми гранями. Нижняя часть церкви представлена высоким белокаменным цоколем. На сегодняшний день в здании святыни восстановлено 3 крыльца-паперти с парадными лестницами.

Усыпальница Годуновых

Венцом главы-кивера служит крест, попирающий полумесяц. Такое оформление верхушки церкви объясняется войнами с мусульманской Турцией – частым явлением в XVIII веке.

Надкладезная часовня расположена рядом с Успенским собором. Ее необычный внешний вид сразу привлекает внимание прихожан. Три восьмерика, установленные на четверике – такое архитектурный замысел часто встречался в конструкции построек XVII столетия, и Надкладезная часовня стала очередным воплощением нарышкинской архитектуры. Другая Надкладезная часовня – Пятницкая, стоит к востоку от Пятницкой и Введенской церквей. За несколько веков своего существования она утратила множество украшений и не переживала реставраций.

Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи

Но ее волнистая кровля со световыми восьмериками, остатки наличников и мастерски обработанный входной портал говорят о былой красоте этого небольшого сооружения.

Царские Чертоги – это огромный царский дворец, выстроенный для Алексея Михайловича. Столь знатный гость часто посещал Троице-Сергиеву Лавру, а в его свиту входило более 500 душ. Такое большое количество посетителей нуждалось в определенном приюте, чем и объяснялось появление Чертогов на монастырском дворе. Несмотря на свое предназначение – давать крышу над головой царю и его приближенным, вместительное здание имело простые формы. Однако и отделка его интерьеров, и наружные изразцы, и 2 изразцовые печи как бы намекали на то, для каких дорогих гостей готовилась эта постройка.

Киево-Печерская Лавра во все времена была хранительницей высокого монашеского духа и православного благочестия. И именно Лавра стоит у истоков русского монашества. О прошлом и настоящем прославленной обители, о столетиях процветания и тяжких десятилетиях гонений безбожников, о святых, подвижниках и просветителях, связанных с Лаврой, рассказывает митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич) , управляющий делами Украинской Православной Церкви.

- Выше Высокопреосвященство, кем и когда была основана Лавра?

Был основан в 1051 году при киевском князе Ярославе Мудром. Основой его явилась пещера неподалеку от села Берестова, которая была выкопана митрополитом Иларионом и впоследствии стала прибежищем преподобного Антония. До этого святой Антоний несколько лет подвизался на Афоне, где и принял монашеский постриг. Вернувшись по благословению духовника на Русь, он пришел в Киев, и скоро слава о его молитвенных подвигах стала широко известна. Со временем вокруг Антония начали собираться ученики. Когда количество братии достигло двенадцати, Антоний поставил им игуменом Варлаама, а сам в 1062 году переселился на соседний холм, где выкопал пещеру. Так возникли пещеры, получившие название Ближних и Дальних. После перевода преподобного Варлаама настоятелем в Свято-Дмитриевский монастырь Антоний благословляет на игуменство преподобного Феодосия. К этому времени в монастыре было уже около ста монахов.

По завершении строительства Успенского собора в середине 70-х годов XI века центр Печерского монастыря смещается на территорию нынешней Верхней Лавры. В «ветхом» монастыре осталась только незначительная часть иноков. Ближние и Дальние пещеры стали местом уединения подвижников и местом погребения умершей братии. Первым погребением в Ближних пещерах было погребение преподобного Антония в 1073 году, а в Дальних - преподобного Феодосия в 1074 году.

Игумен афонского монастыря напутствовал преподобного Антония: «Да будет на тебе благословение Святой Горы Афон, от тебя произойдет множество иноков»

- Какое влияние оказал Афон на преемственность традиций афонского монашеского делания?

Несомненно, существует глубокая духовная связь между и Киево-Печерской обителью. Благодаря преподобному Антонию на Русь с Афона была принесена традиция монашеского делания. По преданию, игумен афонского монастыря напутствовал преподобного Антония такими словами: «Да будет на тебе благословение Святой Горы Афон, от тебя произойдет множество иноков». Поэтому не случайно именно Киево-Печерский монастырь еще на заре его становления стали называть «третьим Уделом Божией Матери» и «Русским Афоном».

В прошлом году мы отмечали 1000-летие написания «Повести временных лет», созданной в стенах обители. Именно в Лавре зародилась и великая русская культура, основой которой послужили церковная литература, зодчество и иконопись. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой стороне жизни монастыря.

Именно из стен Печерского монастыря вышли первые отечественные богословы, агиографы, иконописцы, гимнографы, книгоиздатели. Здесь зарождались начатки древнерусской литературы, изобразительного искусства, юриспруденции, медицины, педагогики, благотворительности.

Киево-Печерская Лавра, живой свидетель священной истории нашего Отечества, стала основательницей отечественной исторической науки и учредительницей школ. Первым известным летописцем Руси был преподобный Никон, игумен Печерского монастыря. Здесь воспитался и трудился первый русский историк Нестор Летописец - автор Печерской летописи и «Повести временных лет». В ХІІІ веке в Лавре был создан первый свод житий русских святых - .

Киево-Печерская Лавра во все времена одинаково преуспевала в просветительской, миссионерской, благотворительной и общественной деятельности. Особенно в древнейший период своего существования она была истинным христианско-просветительским центром, сокровищницей отечественной культуры. Но, прежде всего, Киево-Печерская Лавра была школой благочестия, распространявшегося из нее по всей Руси и за ее пределы.

После разорения Киева Батыем в 1240 году в жизни Православной Церкви на Юго-Западе Руси наступили нелегкие времена. Как тогда совершали свое служение насельники обители?

История Киево-Печерского монастыря была частью истории государства. Бедствия и смуты не обходили стороной тихую обитель, всегда отвечавшую на них миссией миротворчества и милосердия. Начиная с 40-х годов ХІІІ века и до начала XV века Печерская обитель вместе с народом претерпела множество бедствий от татаро-монгольских набегов. Не раз подвергавшийся разорению при вражеских набегах, монастырь был обнесен еще в XII веке оборонительными стенами, которые, впрочем, не спасли его от опустошения в 1240 году, когда Киев был взят Батыем. Монголо-татары разрушили монастырскую каменную ограду, ограбили и повредили Великую Успенскую Церковь. Но в это трудное время печерские иноки не покинули свою обитель. А те, которые вынуждены были оставить монастырь, устраивали обители в других уголках Руси. Так возникли Почаевская и Святогорская лавры и некоторые другие монастыри.

Сведения о монастыре, относящиеся к этому времени, довольно скудны. Известно лишь, что лаврские пещеры опять на долгое время становятся местом обитания иноков, а также местом погребения защитников Киева. В Ближних пещерах есть большие ниши, заполненные человеческими костями, которые предположительно являются такими захоронениями. Монахи Печерского монастыря в тяжелые годины несли посильную помощь жителям Киева, кормили голодных из запасов обители, принимали обездоленных, лечили больных, оказывали заботу всем нуждающимся.

- Какова была роль Лавры в «обороне» западных рубежей русского Православия?

В середине XIV века на большей части территории современной Украины начинается литовская экспансия. Однако, несмотря на то, что литовский князь Ольгерд, которому подчинялись Киевские земли, первоначально исповедовал языческую веру, а затем, после принятия Кревской унии между Литвой и Польшей, началось усиленное насаждение католицизма, Печерская обитель жила в этот период полноценной жизнью.

В конце XVI - начале XVII веков монастырь пребывал центром противостояния между католической унией и Православной Церковью, в итоге его отстоявшей. Некоторые насельники Печерской обители бежали от притеснений католиков и основывали новые обители. Например, Стефан Махрищский бежал в Москву, впоследствии основал Стефано-Махрищский, Авнежский монастыри.

В борьбе против насаждения католицизма и унии немалую роль сыграла лаврская типография

В борьбе против насаждения католицизма и унии немалую роль сыграла лаврская типография, которая была основана в 1615 году. Вокруг нее группировались выдающиеся общественные деятели, литераторы, ученые и художники-граверы. Среди них - архимандриты Никифор (Тур), Елисей (Плетенецкий), Памва (Берында), Захария (Копыстенский), Иов (Борецкий), Петр (Могила), Афанасий (Кальнофойский), Иннокентий (Гизель) и многие другие. С именем Елисея (Плетенецкого) связано начало книгопечатания в Киеве. Первой отпечатанной в типографии Киево-Печерской Лавры книгой, дошедшей до наших дней, является «Часослов» (1616-1617). До середины XVIII века лаврская типография практически не имела конкурентов.

Важное место в истории монастыря данного периода занимает архимандрит, а впоследствии Киевский митрополит Петр (Могила). Одной из главных сфер его деятельности была забота об образовании. В 1631 году святитель основал в Киево-Печерской Лавре гимназион, в котором наряду с богословием изучались и светские предметы: грамматика, риторика, геометрия, арифметика и многие другие. В 1632 году, для подготовки православного духовенства и светской элиты в Украине, гимназион был объединен с Братской школой на Подоле. Было создано первое высшее учебное заведение в Украине - Киево-Могилянский коллегиум, который впоследствии был преобразован в Киевскую духовную академию.

После заключения Переяславского договора Лавре были даны жалованные грамоты, средства, земли и имения

- Как изменилась жизнь Лавры после перехода под покровительство московских государей?

После заключения Переяславского договора 1654 года и воссоединения Украины с Россией царское правительство предоставило самым большим украинским монастырям, в частности и Лавре, жалованные грамоты, средства, земли и имения. Лавра стала «ставропигионом царским и патриаршим московским». В течение почти 100 лет (1688-1786) архимандриту Лавры было дано первенство перед всеми русскими митрополитами. Кроме того, в конце XVII - начале XVIII веков хозяйство Лавры достигло наибольших размеров. В XVII веке в Лавре были проведены большие ремонтно-реставрационные и строительные работы. Архитектурный ансамбль пополнился каменными церквями: святого Николая в Больничном монастыре, над пещерами появились Аннозачатиевская, Рождества Богородицы и Крестовоздвиженская церкви. Весьма активной в этот период была и социальная, благотворительная деятельность обители.

Некрополь Лавры является одним из самых крупных христианских некрополей Европы. Какие исторические и государственные деятели похоронены в Лавре?

Действительно, в Лавре сложился уникальный некрополь. Древнейшие части его начали формироваться уже во второй половине ХІ века. Первым документально зафиксированным захоронением в Великой церкви стало захоронение сына варяжского князя Шимона (в крещении Симона). В земле святой обители, в ее храмах и пещерах почивают выдающиеся иерархи, церковные и государственные деятели. Например, здесь покоятся первый Киевский митрополит Михаил, князь Феодор Острожский, архимандриты Елисей (Плетенецкий), Иннокентий (Гизель). У стен Успенского собора Лавры находилась могила почившей в 1771 году Наталии Долгоруковой (в монашестве - Нектарии), дочери сподвижника Петра Великого, генерал-фельдмаршала Б.П. Долгорукова. Этой самоотверженной и прекрасной женщине известные поэты посвящали стихи, о ней ходили легенды. Она была щедрой благотворительницей Лавры. Также здесь похоронен выдающийся военачальник Петр Александрович Румянцев-Задунайский. Он сам завещал похоронить себя в Киево-Печерской Лавре, что и было исполнено у клироса соборной Успенской церкви. В Крестовоздвиженском храме похоронен выдающийся церковный деятель митрополит Флавиан (Городецкий), сыгравший значительную роль в жизни Лавры. В 1911 году земля обители приняла останки выдающегося государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина. Весьма символично, что рядом с Лаврой, в храме Спаса на Берестове (это древний город, который был летней резиденцией Киевских князей), похоронен основатель Москвы князь Юрий Долгорукий.

Расскажите, пожалуйста, о периоде советского разорения. Какова была судьба Лавры в безбожные времена? Когда началось ее возрождение после богоборческого периода?

За свое почти тысячелетнее существование Печерская обитель пережила не одно гонение, но ни одно из них по тяжести нельзя сравнить с гонениями воинствующих безбожников - советской власти. Вместе с преследованиями за веру на Лавру обрушились голод, тиф и разорение, после чего последовала и ликвидация монастыря. Убийство монахов и священнослужителей в те страшные времена стало почти обыденностью. В 1924 году в своей келье был убит архимандрит Николай (Дробязгин). Без суда и следствия были расстреляны некоторые монахи Лавры и ее скитов. Вскоре многие из числа братии были арестованы и сосланы. Был инсценирован большой процесс епископа Алексия (Готовцева). Одним из самых трагических событий лаврской жизни стало убийство митрополита Владимира (Богоявленского).

В начале 1920-х годов благодаря энтузиазму представителей творческой интеллигенции был организован Музей культов и быта для предотвращения уничтожения духовных и художественных ценностей обители. В годы воинствующего атеизма в Лавре был создан музейный городок и открыт ряд музеев и выставок. В 1926 году Киево-Печерская Лавра была признана историко-культурным государственным заповедником. Однако в начале 1930 года монастырь был закрыт. В том же году были закрыты Владимирский и Софийский соборы, которые стали филиалами заповедника. Во время Второй мировой войны немцы начали грабить и вывозить в Германию ценнейшие музейные сокровища, в том числе из коллекции Киево-Печерского заповедника. 3 ноября 1941 года был взорван Успенский собор.

Возрождение монастыря началось в конце 1980-х годов. В ознаменование 1000-летия Крещения Киевской Руси правительство УССР приняло решение о передаче нижней территории Киево-Печерского государственного историко-культурного заповедника Украинскому Экзархату Русской Православной Церкви. В 1988 году была передана территория нынешних Дальних пещер. Возобновление деятельности православного мужского монастыря на территории Дальних пещер даже ознаменовалось Божиим чудом - три мироточивые главы начали источать миро.

На сегодняшний день монастырь расположился на нижней территории Лавры, и мы надеемся, государство будет и в дальнейшем способствовать возвращению святыни ее исконному владельцу.

Какое повествование из Киево-Печерского патерика является Вашим любимым? Происходят ли чудеса в Лавре в наше время?

Сборник рассказов об основании Киево-Печерского монастыря и житий его первых насельников, несомненно, является кладезем, духовной сокровищницей для каждого православного христианина. Это назидательное чтение еще в юности произвело на меня неизгладимое впечатление и поныне является настольной книгой. Трудно выделить какой-то отдельный сюжет. Все личности духоносных , чудеса и события их жизни являются одинаково назидательными и интересными. Помню, как меня поразило чудо преподобного Алипия иконописца, который исцелил прокаженного, замазав его раны красками, которыми писал иконы.

И по сей день в Лавре происходят чудеса

И по сей день в Лавре происходят чудеса. Известны случаи исцеления от раковых болезней после молитв у мощей преподобных. Был случай, когда после молитвы у иконы Богоматери «Всецарица» исцелилась от слепоты паломница, о чем даже сообщили средства массовой информации. Но важно помнить, что чудеса не совершаются автоматически. Главное - искренняя молитва и крепкая вера, с которыми человек приходит к святыне.

Кто из святых, прославленных Русской Православной Церковью, учился или преподавал в Киевской духовной академии?

Среди выпускников Киевской духовной академии такие выдающиеся святители, как (Туптало), Феодосий Черниговский (Углицкий), Павел и Филофей Тобольские, Иннокентий Херсонский (Борисов). Святитель Иоасаф Белгородский (Горленко) по окончании обучения был пострижен в мантию в Киево-Братском монастыре и принят в число преподавателей академии. Также здесь учились святитель Феофан Затворник (Говоров), преподобный Паисий Величковский и священномученик Владимир (Богоявленский). Собор святых КДА включает в себя 48 имен, более половины из которых - это новомученики и исповедники ХХ века.

Киево-Печерская лавра - одно из самых популярных мест в Киеве, которое посещают туристы, гости столицы Украины и верующие. Ближние пещеры привлекают посетителей своей загадочностью, древней историей и интересными легендами о подземных сокровищах и целительной силе.

История Лавры

Основание Киево-Печерской лавры приходится на 1051 г., период правления князя Ярослава Мудрого. Это была эпоха Крещения Руси, и сюда стали приходить первые пастыри православной церкви и иноки. Некоторые монахи бежали из Византии, что имело большое значение для обретения здесь особого места и приобщения людей к монашескому образу жизни. Простые древнерусские люди испытывали благоговение перед святыми иконами и монахами.

Многие приходящие в город монахи искали уединения, которое они смогли найти в пещерах и подземельях. Слово «лавра» в переводе с греческого означает «церковное поселение» или «застроенный квартал».

Самым первым поселенцем Ближних пещер был Иларион, который позднее стал Митрополитом Киевским. Здесь также жил монах Антоний, ставший основателем монастыря, и его ученик Феодосий, которому историки приписывают заслуги по привитию монашества в Древней Руси в соответствии с окружающей обстановкой.

В 1073 г. при Антонии Печерском был возведен Успенский Собор Пресвятой Богородицы, который в дальнейшем не раз подвергался разрушениям в результате набегов монголов, войн, пожаров и землетрясений. Последнее разрушение произошло в 1941 г., когда его взорвали немецкие оккупанты. И только в 1995 г. началось возрождение храма, которое успели закончить к августу 2000, к началу торжеств, посвященных 950-летию Киево-Печерской Лавры.

Основные объекты Лавры

Киево-Печерская Лавра представляет собой большой комплекс сооружений, состоящий из Успенского Собора, Онуфриевской башни, Трапезной церкви св. Антония и Феодосия, Крестовоздвиженской церкви, Церкви Рождества Пресвятой Богородицы, Храма Иконы Божьей Матери и мн. др.

И конечно, особой популярностью и известностью пользуются Ближние и Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры, которые сохраняют множество древних захоронений. Длина их составляет соответственно 300 и 500 м. Их названия указывают на отдаленность от Верхней лавры и Большой Церкви, которая была первым каменным храмом в годы, когда первые монахи стали перебираться из пещер на поверхность.

1000 лет назад пещерный монастырь, расположившийся на берегах Днепра, напоминал, скорее всего, современные надднестрянские монастыри: несколько узких входов, начинающихся на склонах или террасах, которые вели вглубь покрытых лесом холмов. От них вели тропинки, некоторые — вниз, к воде, другие — вверх.

Ближние пещеры Лавры

По своему предназначению подземелья вначале использовались монахами для жилья. Общая длина переходов составляет 383 м, высота - до 2 м, и ширина - до 1,5 м. Катакомбы проложены в подземном слое глубиной 5-15 м от поверхности. Все они были вырыты в древности поселенцами в пористом песчанике, из которого состоят холмы в Киеве. Поиски же каких-то ближайших соляных пещер в этом районе бессмысленны. Такие лечебные комнаты в городе существуют только в искусственном виде.

Подземелья, именующиеся также Антониевыми пещерами, состоят из:

  • трех улиц, главная из которых - Печерская, начинается от Введенской церкви, самой большой в подземной части Лавры;
  • трапезной комнаты, где раньше собирались монахи;
  • трех подземных пещерных церквей: Введения, Антония и Варлаама.

На стенах пещер ученые обнаружили надписи на разных языках, датированные 12-17 вв. Из-за того, что стены долгое время покрывали побелкой, они оставались неизученными. Однако когда археологи смыли верхние слои и сняли штукатурку, то обнаружили красивые фрески, созданные руками древних мастеров.

Современный вход в Ближние пещеры Киево-Печерской Лавры сделан в виде двухэтажного здания рядом с Кресто-Воздвиженским храмом, которое было построено по проекту А. Меленского в начале 19 ст.

Жизнь монахов в пещерах

Монахов, которые жили в пещерах постоянно, было не так много — только настоящие аскеты, которые сами себя замуровывали в кельях, оставляя небольшое окошко для передачи воды и пищи. Спали они на деревянных кроватях. Центральный вход вначале был укреплен деревянными опорами, а затем кирпичными, рядом ставили печь для обогрева пещерных подземелий.

Под землей были устроены и храмы, в которых молились монахи, а также приходящие паломники, количество которых с каждым годом увеличивалось. Из-за большого наплыва верующих монахи постепенно расширяли и удлиняли подземные ходы, т. к. некоторые богомольцы даже застревали в узких местах.

История Ближних и Дальних пещер разделяется на четыре временных периода:

  • 11 ст. — в подземных кельях живут монахи;
  • 11-16 вв. — пещеры преобразованы в некрополь;
  • 17-20 вв. — они стали местом паломничества верующих;
  • 20 ст. — стали объектом научных исследований.

После того как большинство подземных жителей решили перебраться жить на поверхность, в надземные кельи, более удобные, светлые и теплые, пещеры стали местом захоронения, лаврским некрополем. Здесь хоронили самых праведных и знаменитых людей, среди которых были не только монахи. Есть даже мощи и голова римского епископа св. Климента, перевезенные из Десятинной церкви, разрушенной при татаро-монгольском нашествии.

Были сделаны специальные переходы для того, чтобы паломники шли по кругу, не устраивая заторов. Подземные жители проложили коридоры, перпендикулярные основным, и в них установлены гробы с мощами лаврских угодников. В подземных кладбищах существует сухой микроклимат и постоянная температура, что способствует частичной мумификации тел умерших и длительному их сохранению.

В 1830 г. в некоторых подземных ходах Ближних пещер полы выложили чугунными плитами, привезенными из Тулы.

Захоронения и мощи

В подземных лабиринтах расположено множество ниш, в которых стоят захоронения, — аркосолии, крипты-склепы, а также локулы, узкие гробницы в стенах. В аркосолиях и криптах традиционно хоронили знатных и именитых покойников, в локулах — простых людей.

Самые известные исторические захоронения, причем не только святых, в Ближних пещерах (всего 79):

  • Ильи Муромца, которое свидетельствует о его реальном существовании;
  • Нестора Летописца, написавшего знаменитую «Повесть временных лет»;
  • первого лекаря Киевской Руси Агапита;
  • иконописцев Аллипия и Григория;
  • князя Черниговской династии Николая Святоша;
  • Григория Чудотворца;
  • Младенца-мученика Иоанна, которого князь Владимир принес в жертву во времена языческих верований, и др.

Карты пещер

Долгая работа по поиску в архивах старинных карт увенчалась в результате почти 30 экземплярами, на которых были графические изображения и планы за последние 400 лет. Самая древняя из них датируется 17 в.

Ранние графические рисунки пещер были обнаружены на полях рукописи купца из Львова Грюневега, который посещал Лавру в 1584 г. На одном из них, например, изображен вход в подземелья, укрепленный дубовыми сваями, и приведен рассказ о протяженности катакомб на 50 миль.

Первая карта лаврских подземных ходов находится в книге «Тератургима», написанной монахом А. Кальнофойским в 1638 г. Планы Дальних и Ближних пещер были составлены монахами Лавры, они содержат систему условных знаков, цифры и объекты и почти полностью соответствуют современному определению таких карт.

Следующие ценные объекты летописи — карты из сборника «Киево-Печерского патерика» (1661), выполненные гравером Ильей.

После составления подробных карт и исследований подземных переходов уже в 21 веке были обнаружены замурованные ходы, которые вскрыли археологи. Они идут в разных направлениях - к Успенскому собору, некоторые - к Днепру, однако дальнейшему продвижению препятствуют большие обвалы грунта.

Современный план-схема Ближних пещер приведен ниже, он содержит указания на все основные захоронения известных монахов и святых, также на нем указаны расположение подземных церквей, кельи и другие помещения.

Легенды и сокровища

Существует множество легенд про несметные сокровища, хранящиеся в подземельях Лавры. Одна из них гласит о спрятанных в Варяжской (Разбойничьей) пещере ценностях, которые были добыты норманнами, грабившими торговые суда. Сокровища были обнаружены монахами Федором и Василием в 11 веке, а затем опять зарыты. До них пытались добраться и его сын Мстислав, которые пытками замучили монахов до смерти, однако ничего не добились. Останки мучеников до сих пор хранятся в подземелье.

Еще один интересный факт связан с чудесной мироточивостью голов, хранящихся в нишах подземных ходов. Это останки человеческих черепов, из которых периодически вытекает миро — особенное масло, обладающее целительными качествами. В 1970 годы при поддержке были проведены химические анализы жидкости, в результате которых обнаружен белок сложного состава, синтезировать который искусственно пока невозможно.

После занятия Киева фашистами новый комендант города решил посетить пещеры Киево-Печерской лавры. Ему нашли для проведения экскурсии местного монаха, который ранее здесь проживал. Для своей безопасности немец вооружился наганом, который нес в руке, позади шли его сопровождающие.

Дойдя до раки прп. Спиридона Просфорника, умершего 800 лет назад, комендант поинтересовался, из чего делают мощи святых. Экскурсовод объяснил, что это тела людей, которые после святой жизни и смерти были удостоены чести стать нетленными останками в пещерах.

Тогда немец взял пистолет и рукоятью ударил мощи по рукам, и из раны на лопнувшей коже потекла кровь. В ужасе фашист бегством спасался из А на следующий день Киево-Печерскую лавру объявили открытой для всех желающих.

Неизученные пещеры

Многие легенды и истории, пришедшие из давних веков, равно как и современные, рассказывают о невероятной длине подземных ходов и катакомб под Киевом, которые являются продолжением Дальних и Ближних пещер. Они якобы ведут из Лавры в соседние храмы и даже в близлежащие области Украины. Однако почти все выходы из них замурованы еще в 1930 годы в целях ограничения доступа любопытных искателей сокровищ для их же безопасности. Многие тайные подземные ходы завалены просевшей землей или камнями и поэтому утрачены для исследователей. Но возможно, они все еще ждут своих первооткрывателей.

Киево-Печерская лавра (Украина) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Киево-Печерская лавра - древнейшая и одна из главных православных святынь, уникальный монастырский комплекс, аналогов которому больше нет в мире. Это первый монастырь на территории Киевской Руси, здесь сохранились практически в первозданном виде храмы, возведенные еще в 11 веке.

По сути, Киево-Печерская лавра - это настоящий городок в сердце Киева, здесь находится четырнадцать православных храмов, мужской монастырь, семь музеев, одна из первых на Руси типографий и т. д. Лавра переводится с греческого как «улица», такого названия удостаивались далеко не все монастыри, и говорило оно об их масштабах и огромной важности.

Постепенно Церковь Успения Пресвятой Богородицы и монашеские кельи образовали монастырь. В 1688 году монастырь обрёл статус лавры, то есть монастыря многолюдного, важного, находящегося под непосредственным ведением священного синода. Наместники лавры получают сан архимандрита.

Многие столетия лавра подвергалась набегам и нападениям, несколько раз был разрушена, но её восстанавливали вновь и вновь. Её грабили половцы, турки, крымские татары, а пожаром 1718 г. были уничтожены библиотека монастыря и многие документы.

Главная ценность лавры - мощи преподобных отцов и избранных мирян - например, здесь с XIV в. находится усыпальница многих княжеских и знатных родов, а также могила Петра Аркадьевича Столыпина. Сюда часто привозят известные и очень древние чудотворные иконы - например, икону Успения Божьей Матери.

В советское время на территории Лавры был организован Всеукраинский музейный городок: здесь разместилась Государственная историческая библиотека Украины (находится здесь до настоящего времени), а также Музей книги, Музей исторических драгоценностей и др. В Великую Отечественную Лавре был нанесён немалый урон, взорван Успенский собор, разграблены сокровищницы монастыря. Однако к празднованию Тысячелетия крещения Руси и последующие годы многое было восстановлено и воссоздано.

Сегодня лавра подразделяется на Верхнюю и Нижнюю, к последней относят наземный историко-культурный комплекс, а Нижняя лавра - это ныне действующий мужской монастырь и собственно пещеры, которые, в свою очередь, также различают на Ближние (общая длина 313 метров) и Дальние (293 метра). Вообще же, по некоторым сведениям, эти пещеры более обширны и имеют разветвленную систему подземных ходов, которые пролегают под водами Днепра и даже соединяют монастырь с монастырями близлежащих городов.

Пещеры лавры

Но самые ценные сокровища лавры находятся под землей, на глубине от пяти до пятнадцати метров, именно там без малого тысячу лет назад поселился основатель монастыря монах Антоний. В подземных пещерах размещаются кельи, где монахи проводили свою жизнь в молитвах за простых людей, а также покоятся мощи святых. Среди них особенно следует отметить три мироточивых главы, миро (или елей) которых имеет исцеляющие свойства и помогает всем, кто приходит в лавру с верой.

Примечательно, что когда с 1917 по 1988 год советские власти сделали из монастыря музей, эти главы перестали мироточить, но как только монастырь стал опять функционировать, главы снова замироточили. Также на территории лавры находятся могилы многих легендарных личностей, например, Ильи Муромца, Нестора Летописца и даже Петра Столыпина.

История и особенности

Все храмы строились на средства киевских князей, которые часто бывали в лавре, а некоторые из них даже стриглись в монахи, как то князь черниговский Святослав Давыдович, ставший впоследствии монахом Святошей. Сюда за благословением приезжали такие монархи, как Петр Первый, Екатерина Вторая, Николай Второй и другие. Именно здесь создавалась главная летопись Киевской Руси - «Повесть временных лет».

Панорама лавры

Жизнь лавры сегодня

Сегодня лавра занимает площадь около тридцати гектаров, свой современный облик она обрела лишь в конце 18 столетия, когда монастырь был восстановлен после сильнейшего пожара, именно тогда возвели каменную стену, а главный Свято-Успенский собор приобрел новый фасад в лучших традициях украинского барокко.

Киево-Печерская лавра включена в Список Всемирного культурно-исторического наследия ЮНЕСКО. Попасть сюда можно ежедневно с 9:30 до 18:00, стоимость входного билета в пещеры составляет около 60 рублей (июнь 2012).

Рассказывает преподобный Нестор Летописец.

Боголюбивый князь Ярослав любил Берестово и, бывшую там, церковь святых Апостолов, и многих попов содержал при ней. Был между ними священник, именем Иларион, человек добрый, книжный и постник. Он ходил с Берестова к Днепру, на холм, где ныне старый Печерский монастырь, и там молился. Тут был большой лес. Иларион вырыл себе в нем пещерку, маленькую, двухсаженную, и, приходя из Берестова, отпевал тут часы и втайне молился Богу. Потом Бог вложил в сердце князю поставить Илариона митрополитом у св. Софии, а пещерка эта так и осталась.

Около этого же времени жил некоторый человек, мирянин, из города Любеча. И вложил ему Бог в сердце идти странствовать. Он отправился на Святую гору (Афон), видел тамошние монастыри и, обошедши их все, полюбил иночество. И пришел он в один из монастырей и умолил игумена возложить на него иноческий образ. Тот послушал, постриг его и дал ему имя: Антоний. Наставивши его и научивши, как жить в монашестве, игумен сказал ему: «возвратись на Русь, и да будет с тобой благословение от Святой горы! Чрез тебя размножатся иноки на Руси». Благословил и отпустил его, сказав: «Иди с миром».

Антоний пришел к Киеву, и стал думать, где бы ему жить. Он ходил по монастырям, но, – так уже Богу было угодно, – не нравилось ему в них. И стал он ходить по дебрям и по горам, ища, где бы Бог показал ему жить. И пришел он на холм, где Иларион вырыл пещерку, и полюбилось ему это место. Он поселился здесь и начал молиться Богу со слезами, говоря: «Господи! утверди меня на этом месте, и да будет на нем благословение Святой горы и моего игумена, который постригал меня». И он стал тут жить, молился Богу, ел сухой хлеб, и то чрез день, и воду пил в меру; копал пещеру свою, и так жил в постоянных трудах, в бдении и молитвах, не давая себе покоя, ни днем, ни ночью. Потом узнали об нем добрые люди, приходили к нему, приносили, что́ было нужно. И прошла о нем слава, как о великом человеке, и стали приходить к нему просить благословения и молитвы. Когда преставился великий князь Ярослав, и сын его Изяслав принял власть и сел в Киеве; – Антоний был уже прославлен в Русской земле. И узнал Изяслав о жизни его, и пришел к нему с дружиной просить благословения и молитвы. Всем сделался известен Антоний, и все почитали его. И начали приходить к нему братия, и он принимал и постригал их. Собралось у него 12 братий; они вырыли большую пещеру, – церковь и келии, которыя целы и теперь в пещере, под ветхим монастырем. Когда собрались таким образом братия, Антоний стал говорить им: «Вот, братия, Бог совокупил вас по благословению Святой горы, с которым постриг меня тамошний игумен, а я постриг вас. Да будет же на вас благословение, во-первых, от Бога, во-вторых, от Святой горы»! Потом сказал: «Живите теперь сами по себе. Я поставлю вам игумена, а сам пойду один на другую гору: я уже и прежде привык уединяться». И поставил он игуменом Варлаама, а сам пошел и выкопал себе в горе другую пещеру, которая теперь под новым монастырем. Там он и умер, живши в добродетели 40 лет, никуда не выходив из пещеры, где и до ныне лежат мощи его.

Братия между тем жили со своим игуменом в пещере, и когда их стало уже очень много, они задумали поставить монастырь вне пещеры. И пришли братия и игумен к Антонию, и сказали ему: «Отче, братия так размножились, что нельзя поместиться в пещере. Да будет повеление Божие и твоя молитва, чтобы нам поставить маленькую церковь вне пещеры». И повелел им Антоний. Они поклонились ему, и поставили над пещерой церковку маленькую во имя Успения Пресвятой Богородицы. И стал Бог молитвами Богородицы умножать черноризцев. Тогда братия, на совете с игуменом, решили построить монастырь. И опять пошли они к Антонию и сказали: «Отче, братия умножается, и мы бы желали построить монастырь». Антоний был рад, и сказал: «Благословен Бог за все! Да будет с вами молитва святой Богородицы и отцев Святой горы»! И сказав это, послал одного из братий к князю Изяславу сказать ему: «Князь мой, вот Бог умножил братию, а местечко маленькое. Дал бы ты нам ту гору, что́ над пещерой». Изяслав, слыша это, с радостию послал своего мужа и отдал им эту гору. Игумен и братия заложили большую церковь, обнесли монастырь оградой, и поставили много келий, и, окончив церковь, украсили ее иконами. Так зачался Печерский монастырь.

Назвался он Печерским потому, что братия прежде жили в пещере ; пошел же монастырь этот от благословения Святой горы. Когда монастырь уже построился, а игуменом был в нем Варлаам; поставил Изяслав монастырь святого Димитрия и перевел туда на игуменство Варлаама, желая сделать свой монастырь выше и надеясь на богатство. Многие монастыри поставлены царями, боярами и богатством; но не таковы они, как поставленные слезами, пощением, молитвою, бдением. Антоний вот не имел, ни золота, ни серебра, да приобрел все слезами и постом, как я уже и говорил. Когда же Варлаам пошел в монастырь святого Димитрия; братия посоветовавшись, пошли к старцу Антонию и сказали: «Поставь нам игумена». Он же сказал: «Кого хотите»? А они сказали: «Кого хочет Бог и ты». И сказал им Антоний: Кто между вами послушливее, кротче, смиреннее Феодосия? Пусть он и будет вам игуменом». Братия рады были, поклонились старцу, и поставили Феодосия игуменом над собой; а их было тогда 20 человек. Принявши монастырь, Феодосий ввел в нем воздержание, великое пощение и молитвы со слезами; и принимал он многих черноризцев и собрал братии 100 человек. Тогда он стал искать монастырского устава. Нашелся тут Михаил, чернец Студийского монастыря, пришедший из Греции с митрополитом Георгием. Феодосий стал искать у него устава Студийских иноков, и нашедши, списал и установил в своем монастыре: как быть монастырскому пению, как поклоны держать, как читать чтение, и стояние в церкви, и весь порядок церковный, и как за трапезой сидеть, и что́ есть в какие дни, – все по уставу. Феодосий приобрел этот устав и ввел в своем монастыре, а у него и другие монастыри переняли; потому и честь Печерскому монастырю прежде всех других. Так жил Феодосий в монастыре, ведя добродетельную жизнь, соблюдая иноческое правило, и принимал всякого, приходящего к нему. Тогда пришел к нему и я, худой, недостойный раб, и он принял меня. Мне было тогда 17 лет от роду. И вот я написал это и положил год, когда начал быть монастырь Печерский .

Примечания:

1. По старинному произношению печера.
2. В летописи все это рассказывается под 1051 годом.