Каковы взаимоотношения дикого и кулигина. Каковы взаимоотношения дикого и кулигина Как горожане выражают свое отношение к дикому

Пьеса “Гроза” – значительнейшее произведение А. Н. Островского. В ней он поднимает самые живо­трепещущие вопросы своего времени, выставляет на читательский суд колоритные характеры.

Список действующих лиц “Грозы” невелик. Это Кабановы и обитатели их дома:

Семейство Дикого Ваня Кудряш, Шапкин, Кулигин и несколько второ­степенных персонажей.

Особое место среди героев занимает Кулигин. С ним читатель знакомится в самом начале пьесы. Об­раз Кулигина сразу притягивает читательское внима­ние.

Кулигин – мещанин, часовщик-самоучка, но он умеет чувствовать красоту, он поэтичен. Глядя на Волгу, герой с упоением восклицает: “Вид необыкно­венный! Красота!”, и то, что Волгу он созерцает каж­дый день в течение уже пятидесяти лет, не мешает ему наслаждаться ее красотами. Кудряш называет Кули­гина антиком, то есть редкостным, необыкновенным человеком. Для города Калинова

Этот герой, действи­тельно, явление исключительное. Он выгодно отлича­ется от многих персонажей пьесы, которые ту же пре­лесть волжского пейзажа едва ли когда-нибудь оценят.

Большое значение для раскрытия характера Кули­гина имеют его монологи. Гневно обрушивается Ку­лигин на калиновские порядки. Горечью наполнены его слова о пренебрежении к бедному люду, о жесто­ком обмане честных тружеников, о дрязгах между купцами, которые стремятся навредить конкуренту любыми средствами. Герой жестоко высмеивает ущербность внутреннего мира калиновских обитате­лей, выходящих на бульвар только с одной целью: “наряды показывать”. Не щадит Кулигин и самодуров: “Они своих домашних едят поедом да семью ти­ранят”. По убеждению героя, главная цель жизни калиновского самодура – “ограбить сирот, родственни­ков, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели”.

Есть у Кулигина поэтический талант. Для него не­сомненный авторитет – Ломоносов, вышедший из простого народа и трудом и старанием проложивший себе путь к великим открытиям. Кулигин начитан. Свои мысли он может облечь в стихотворную форму. Вот только смелости ему недостает. “Съедят, живого проглотят”,- говорит он.

Большой потенциал видит Кулигин в народе. Он ценит его мастеровитость и сожалеет о том, что у ме­щанства “руки есть, а работать нечего”.

Герой ищет перпетуум-мобиле, только никому в Калинове его стремления не понятны, никто поддер­жать его не хочет. Кулигин страстно расписывает Ди­кому все выгоды, которые могут принести его задум­ки. Он пытается внушить тому, кто сдирает со своих работников последнюю копейку, необходимость по­жертвования энной суммы “для общества”. Герой не видит, что для Дикого это все “вздор”, а сам Кулигин не больше чем червяк, которого можно помиловать, а можно раздавить. Кулигин верит в достижение своих целей, он надеется на чудо, на то, что в “темном царст­ве” все же найдется хоть одна “живая” душа.

Куда прозорливее Кулигина оказывается Борис, который в ответ на слова героя лишь вздыхает: “Жаль его разочаровывать-то!”

Напрасно герой пытается растолковать “темным” калиновцам и “благодать” грозы, и прелесть северно­го сияния, и красоту движущихся комет. Он цитирует им Ломоносова, мечет во все стороны драгоценный би­сер, не осознавая, что все это впустую.

Тихону, сыну Кабановой, Кулигин говорит о том, что маменька его “больно крута”, а Катерина “лучше всякой”, и что в его возрасте пора “своим умом жить”.

У Кулигина доброе сердце. Разочарованному Тихо­ну он говорит, что врагов прощать надо, а найдя мерт­вую Катерину, бросает в лицо Кабановым слова об их немилосердии к ней.

По мнению Н. Добролюбова, все же нельзя было на­деяться на кулигиных, верящих в просветительский путь переустройства жизни и пытающихся воздейст­вовать на самодуров силой убеждения. Эти люди лишь логически понимали нелепость самодурства, но были бессильны в борьбе с ним.

Сочинения по темам:

  1. По мнению многих критиков, Достоевский является мастером описания “больных душ”. Один из самых интересных героев писателя – Родион Раскольников. “Преступление...
  2. Накануне своего сорокалетия Бродский написал стихотворение “Я входил вместо дикого зверя в клетку…” (1980), ставшее впоследствии одним из самых популярных...
  3. Многие известные критики высказывались по поводу этого романа Гончарова. Добролюбов сказал, что Обломов находится в нравственном рае, т. к. ничего...
  4. Каждый родитель хочет, что бы его ребенок стал умным, успешным, воспитанным человеком. Поэтому они стараются направить нас в нужное русло,...

Урок литературы в 10 классе по произведению Н. Островского « Гроза» Город Калинов и его жители.

Цель урока: создать условия для постижения нравственных ценностей при анализе созданной автором образа города Калинова и его жителей.

Ход урока

  • Проверка домашнего задания
  • Беседа
  • Назовите основных героев пьесы, их общественное положение.
  • В драме «Гроза» нет случайных имен и фамилий. Какой принцип положен автором в систему действующих лиц пьесы?
  • Попробуйте дать определения именам и фамилиям действующих лиц этой драмы: Савел Прокофьич Дикой, Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха). Тихон, Катерина, Кулигин и другие.
  • Как через систему действующих лиц автор выражает свое отношение к происходящему в пьесе?
  • Где и когда разворачиваются события?
  • Слово учителя

С первых страниц пьесы обращаем внимание на мастерство Островского - драматурга. Первое действие проходит летним вечером, в общественном саду на берегу Волги. Такой выбор места и времени действия дал драматургу возможность уже в первых явлениях познакомить читателя и зрителя с основными героями пьесы, ввести в сущность ее конфликта. Пейзажный крон «Грозы» дает также определенный эмоциональный настрой, позволяющий по контрасту острее почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев.

Чтобы представить волжские пейзажи, рассмотрите картину Левитана «Вечер. Золотой плес». Вот что увидели бы вы, оказавшись на берегу Волги, в тех местах, где проходило действие пьесы: сочная, залитая лучами заходящего солнца зелень кустарников, оранжевые, золотистые краски воды и неба. Над рекой поднимается туман. Противоположный берег лежит в серовато-синей дымке. Тишина и покой.

Обратите внимание на слова Кулигина: «Чудеса! Наглядеться не могу». Кулигин не только любуется прелестью волжских пейзажей, но и другим стремится показать, «какая красота в природе разлита». Ведь, по его мнению, наслаждение природой могло бы смягчить жестокие нравы жителей Калинова.

IV. Работа с текстом пьесы

  • О чем мы узнаем из диалогов героев о Диком и Кабанихе?
  • Как относятся к купцам Кудряш, Шапкин, Кулигин? В чем разница в их жизненных позициях?

Задание.

Нарисуйте портрет Дикого, расскажите о его отношениях к домочадцам и жителям города, дайте его речевую характеристику.

(Дикой - дюжий, дородный купчина с окладистой бородой, он в поддевке, смазных сапогах, стоит подбоченясь, говорит низким, басовитым голосом... или Дикой - маленький, сухонький старикашка с редкой бороденкой и беспокойно бегающими глазками; этот жалкий в сущности человек способен приводить в трепет окружающих.)

  • На чем же основано самодурство таких людей как Дикой?

(На власти денег, материальной зависимости и традиционной покорности калиновцев. Дикой откровенно обсчитывает мужиков. Дикой сознает свою силу - это сила денежного мешка. Поэтому он так дорожит каждой копейкой, поэтому так раздражают его встречи с Борисом, который претендует на часть наследства. Дикой грубо набрасывается на Бориса, и он вынужден сносить оскорбления: ведь он получит наследство лишь в том случае, если будет почтителен. И Дикой прекрасно понимает, что Борис зависит от него, и откровенно над ним куражится. Материальная зависимость - вот основа взаимоотношений героев пьесы.)

  • Какова же жизненная позиция Кулигина?

(Кулигин с болью говорит о «жестоких нравах» города, но советует «угождать как-нибудь» самодурам. Он не борец, а мечтатель; его проекты неосуществимы. Он тратит свои силы на изобретение вечного двигателя. С жизненной позицией Кулигина связаны и особенности его речи, эмоциональной, но старомодной. Он часто употребляет старославянские слова и фразеологизмы, цитаты из «Священного писания». («Насущность хлеба», «малую благостыню», «несть конца мучениям» и т.д.). Архаичны и художественные вкусы Кулигина. Литература XIX века - Пушкин, Гоголь, Лермонтов, -прошла мимо него. Он остался верен Ломоносову и Державину.)

  • Где происходит действие II (явл. 1.)? Кто действующие лица, их роль?

(Комната в доме Кабановых. Окна закрыты ставнями, полумрак; от лампад, висящих перед иконами, струится мерцание, по стенам стоят сундуки с хозяйским добром. В этой мрачной комнате особенно выразительно звучит монолог Феклуши.)

  • Кто такая Феклуша? Ваше первое впечатление о ней?
  • О чем она сообщает Глаше? С каким героем ее можно противопоставить?

(По ходу развития действия Кулигин и Феклуша не вступают в открытую борьбу, но изображены в пьесе как антиподы.)

  • О чем рассказывает Феклуша в Д. II, явл. 1?

Итак, если Кулигин несет в общество культуру, то Феклуша - тьму, невежество. Ее нелепые рассказы создают у калиновцев искаженные представления о мире, вселяют в их души страх.

  • Как речь Феклуши отражает ее характер?

(Жизненная позиция Феклуши предопределяет и особенности ее речи. Она стремится расположиить к себе окружающих, поэтому тон ее речи вкрадчивый, льстивый. Этот привычный тон она сохраняет, даже обращаясь к служанке Глаше. Угодливость Феклуши подчеркивается и ее при- словием «милая».)

Перечитаем рассказ Феклуши о «неправедных землях», сохраняя

особенности ее речи.

  • Д. III, явл. 1. Разговоры Кабанихи с Феклушей.Что нового дает этот разговор для характеристики этих героев?

(Они скорбят о конце доброго старого времени, осуждают новые порядки. Автор показывает насколько они невежественны. Новое властно входит в жизнь, подрывает основы домостроевских порядков. Символично звучат слова Феклуши о том, что наступают «последние времена» и даже «время-то стало в умаление приходить». Действительно, патриархальный мир Кабановых и диких доживает последние дни. Над ними собирается гроза.)

  • Д. III, явл. 2. Что нового узнаем о характере Дикого?

(Никто не может угодить ему, только Кабаниха может «разговорить», т.к. грубость на грубость («Ты не очень-то горло распускай... а я тебе дорога...).

Д. III, явл. 3. Теплый летний вечер, и снова из уст Кулигина слышим рассказ о нравах Калинова. Зачитайте монолог, сделайте вывод.

Задание.

Опишите Марфу Игнатьевну Кабанову

(Высокая, грузная старуха, носит темное, старомодное платье; держится прямо, с достоинством, ходит медленно, степенно, говорит веско, значительно.)

  • А каков ее душевный облик? Черты ее характера, взаимоотношения с другими героями?
  • Кто дает ей первую характеристику?(явл. 3). Оправдывается ли эта характеристика в явл. 5?
  • На каких основах должна, по мнению Кабанихи, строится семейная жизнь?

(Основой семьи Кабаниха видит домостроевские, освященные стариной законы жизни. Кабаниха искренне убеждена, что если не соблюдать этих законов, никакого порядка не будет. Она говорит от лица целого поколения, постоянно употребляя нравоучительные фразы: «Не очень-то нынче старших уважают», «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то...». Все это придает фигуре Кабанихи монументальность. Ее образ вырастает до символа патриархальной старины.)

  • Каковы особенности речи Кабанихи, как они связаны с жизненной позицией и характером Кабанихи?

(Опираясь на авторитет старины, Кабаниха широко использует в речи народную фразеологию, пословицы («Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил?» «Чужая душа - потемки»). Властная, деспотичная Кабаниха непрерывно точит домашних. Размеренный, монотонный характер придают речи Кабанихи повторы слов, словосочетания («...кабы своими глазами не видела да своими ушами не слыхала», «...что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает...»).

Как относится к Кабанихе и ее поучениям Тихон, Варвара, Катерина? В чем проявляется их отношение?

(Зависимые от Кабанихи домочадцы по-разному относятся к ее поучениям. Тихон думает лишь о том, чтобы угодить матери, стремится убедить ее в своем послушании. Обращение в форме множественного числа, повторяемое слово «маменька» придают его речи уничижительный характер, и только реплика в сторону («Ах ты, господи!») выражает его истинное отношение к материнским поучениям. Варвара на протяжении диалога вслух не промолвила ни одного слова, но про себя иронизирует над матерью, осуждает ее («Не уважишь тебя, как же!» «Нашла место наставления читать»), Варвара убеждена, что без притворства здесь не проживешь. И только Катерина открыто заявляет о своем человеческом достоинстве. («Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?» «На- праслину-то терпеть кому ж приятно!»)

Таким образом, уже в первых явлениях перед нами раскрываются острые столкновения героев, которые складываются в единый конфликт самодуров и их жертв. Монолог Кулигина выводит нас за пределы личных взаимоотношений действующих лиц и придает этому конфликту широкое общественное звучание.

Д. IV, явл. 1,2. Вновь картины дикого невежества темного царства.

  • Как показывает эти картины автор в этом действии?

(Если раньше они связаны были с рассказами Феклуши, то теперь Островский показывает целую толпу горожан, олицетворяющих калиновское мещанство. Характерны и разговоры горожан о Литве, которая «на нас с неба упала», и их суеверный страх перед грозой, и настороженное отношение к словам Кулигина, и та покорность, с которой они исполняют приказания Дикого.)

  • Как горожане выражают свое отношение к Дикому?

(Во время разговора Дикого и Кулигина толпа явно сочувствует Дикому, зло и тупо смеется над Кулигиным.)

  • Каковы взаимоотношения Дикого и Кулигина?

(Кулигин выступает как просветитель. Он уговаривает Дикого принести пользу городу, просит у него денег на солнечные часы и громоотвод, но в ответ Дикой напоминает Кулигину, что тот червяк: «Захочу - помилую, захочу - раздавлю». Ему нравится показывать свою силу, нравится куражиться над беззащитным. Дикой, как и Кабаниха, цепко держится за старые порядки.)

Задание.

Зачитайте этот эпизод и сделайте вывод о развитости и самостоятельности мышления жителей города.

  • Явл. 6. Каковы взаимоотношения между Варварой, Тихоном и Катериной?
  • Явл. 7. В каких сценах и эпизодах содержится, по-вашему, завязка драмы? В чем ее своеобразие?
  • Какое значение имеет монолог Катерины в начале явл. 7?
  • Что мы узнаем о жизни Катерины в доме родителей?
  • Как сказалось на речи Катерины влияние народной поэзии и церковной литературы?
  • В чем сущность Катерины? Как раскрывается внутренняя борьба Катерины в диалоге с Варварой? Как постепенное нарастание внутренней тревоги отражается на ее речи?

V. Слово учителя

Завязка «Грозы» определяется по-разному. А.И. Ревякин считает завязкой признание Бориса в любви к Катерине в сочетании с ответным признанием Катерины. Е. Холодов утверждает, что завязкой является решение Катерины пойти на свидание с Борисом. Обе точки зрения отражают любовную коллизию драмы. Но сущность драмы нельзя сводить к любовной интриге. В основе конфликта лежит столкновение самодуров и их жертв. «Гроза» с первых явлений вводит читателя и зрителя в обстановку напряженной борьбы. Мы застаем героев в тот момент, когда противоречия между ними достигли уже значительной остроты.

Речь Катерины соответствует облику женщины из народа. В основе ее речи лежит поэтика народной песни; повторы, инверсии, риторические восклицания придают речи Катерины задушевность, напевность («А какие сны мне снились, Варенька, какие сны!»), сравнения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («ключик», «водицы»). Влияние на речь Катерины церкви, духовных стихов («храмы золотые», «кипарисом пахнет», «лукавый шепчет»). Через речь видим двойное влияние на характер Катерины: 1) от песенного народного творчества - порыв к свободе, счастью, свету; 2) от церкви - самоотречение, смирение. Уже в языке отражается глубокое противоречие, составляющее сущность душевной трагедии Катерины. Привыкшая с детства к независимости, Катерина стремится отстоять свою свободу, но считает свои мечты и стремления греховными. Душевное состояние героини отражено в ее речи. Вспоминая родной дом, Катерина говорит спокойно, неторопливо. Когда рассказывает о своей любви, душевной борьбе - речь ее становится тревожной, порывистой. («Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться...»). Мрачные пророчества сумасшедшей барыни, в которых Катерина слышит подтверждение своих предчувствий близкой смерти, картины грозы усиливают драматизм ситуации...

В пьесе Островского «Гроза» поднимается проблема перелома в общественной жизни, произошедшего в 50-х годах XIX века, смены общественных устоев, а также проблема положения и роли женщины в семье и обществе.
В пьесе «Гроза» можно выделить несколько конфликтов. С одной стороны, показаны два уклада жизни, старый, «домостроевский» и новый, представленный молодым поколением. Поэтому можно сказать, что пьеса посвящена социальному конфликту поколений, где новое наступает на пятки старому, старое не хочет уступать новому. Взаимоотношения невестки и свекрови, неволю женщины в купеческой семье тоже можно рассматривать как часть социального конфликта. Но пьеса гораздо сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь Катерина борется сама с собой, конфликтуют разные стороны ее личности. Это духовный конфликт. В этом отношении «Гроза» по своему жанру близка к трагедии. Попробуем разобраться во всех этих конфликтах по отдельности.
Представителями старого времени, эпохи «Домостроя» являются Кабанова и Дикой. Уже одни имена рисуют характеры этих людей. Кабанова - последняя блюстительница «домостроевского» уклада в городе. Она придерживается старых порядков, взглядов и стремится навязать их своим домочадцам: «...никакого порядка, проститься-то путем не умеют. Так-то вот старина-то и выводится... Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего». Кабаниха деспотична и своевольна, требует полного себе подчинения. И добилась этого прежде всего от собственного сына, который не отваживается пойти против воли матери. Ее еще больше заставляет держаться за старый мир вера в то, что за пределами Калинова творится невероятное, там «просто содом», люди в суете друг друга не замечают, запрягают «огненного змия» и сам дьявол ходит между них, никем не замеченный. Старых порядков придерживается и Дикой. Для него главное в жизни - деньги и богатство, недаром он, разбогатев, даже городничего может «потрепать по плечу».
Кабанихе и Дикому противопоставлен в пьесе Кулигин - человек прогрессивных взглядов, изобретатель. Каждый из противников старается отстоять свои идеалы. В арсенале Дикого дикое церковное суеверие. Кулигин защищает свое человеческое достоинство ссылками на авторитет Ломоносова и Державина. Символична в этом отношении сцена спора Кулигина с Диким. Если присмотреться к ней повнимательнее, то мы увидим в спорящих не просто жадного купца и талантливого меха- ника-самоучку, но человека, рьяно отстаивающего патриархальные устои, и лицо, пытающееся их опрокинуть. С этой точки зрения роли Кулигина и Дикого очень важны. В этом заключается суть социального конфликта.
Другой конфликт - духовный. Он развивается внутри главной героини пьесы - Катерины. Катерина выросла в мире, где царили любовь, доброта, нежность. Мать в Катерине «души не чаяла». Девушка ходила в церковь, слушала богомолок, жила в единении с природой. Катерина воспитана так, что не может нарушить моральные и нравственные законы, всякое отклонение от них приводит ее в смятение. Из этого мира Катерина попала совсем в другую среду, где людей заботят иные ценности. Свекровь Катерины, Кабаниха, делает вид, что ее семья - образец благополучия: ее боятся и уважают невестка и сын, Катерина боится своего мужа. Но на самом деле ей все равно, что происходит в действительности, для нее важна только видимость. Старый уклад жизни разрушается внутри самой Катерины. Большую роль здесь играет и Варвара - представительница молодого поколения, но носительница других взглядов, отличных от взглядов Катерины. Именно Варвара подбивает Катерину на свидание с Борисом. Без Варвары вряд ли Катерина решилась бы на это. Мир Варвары устроен гораздо проще, она может закрыть на все глаза. Следуя этой весьма упрощенной морали, Варвара не видит ничего предосудительного во встречах Катерины с Борисом. Для Катерины же измена мужу что-то постыдное, она в глаза ему потом не может глядеть. Но и Тихон, муж, не соответствует ее понятиям об идеальном супруге. Муж - это опора, поддержка, властелин. Тихон же не оправдывает ожиданий Катерины. Это разочарование приводит ее к Борису. Это новое чувство для Катерины - грех, оно порождает укоры совести. Если бы она продолжала жить в патриархальном мире, этого не случилось бы. Да и если бы Тихон настоял на своем и взял ее с собой, она бы забыла о Борисе навсегда. Трагедия Катерины в том, что эта чистая, с высокими нравственными требованиями натура не умеет приспосабливаться к жизни. Катерина не смогла жить дальше, нарушив один раз моральные законы «Домостроя». Замученная укорами совести, она признается во всем мужу, но и в прощении мужа не находит избавления от душевных страданий. В этом суть духовного конфликта.
Таким образом, в пьесе показаны два основные конфликта - социальный и духовный. Гибель Катерины доказывает ее моральное превосходство над «темным царством» и невежественными людьми.

Урок 38. Город Калинов и его обитатели. Д. I-IV

Цель урока: проанализировать созданный автором образ города Калинова и его жителей.
Ход урока


II. Беседа

Назовите основных героев пьесы, их общественное положение. В драме «Гроза» нет случайных имен и фамилий. Какой принцип положен автором в систему действующих лиц пьесы?

Попробуйте дать определения именам и фамилиям действующих лиц этой драмы: Савел Прокофьич Дикой, Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха). Тихон, Катерина, Кулигин и другие.

Где и когда разворачиваются события?
IV. Слово учителя

С первых страниц пьесы обращаем внимание на мастерство Островского - драматурга. Первое действие проходит летним вечером в общественном саду на берегу Волги. Такой выбор места и времени действия дал драматургу возможность уже в первых явлениях познакомить читателя и зрителя с основными героями пьесы, ввести в сущность ее конфликта. Пейзажный фон «Грозы» дает также определенный эмоциональный настрой, позволяющий по контрасту острее почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев.

Чтобы представить волжские пейзажи, рассмотрите картину Левитана «Вечер. Золотой плес». Вот что увидели бы вы, оказавшись на берегу Волги, в тех местах, где проходило действие пьесы: сочная, залитая лучами заходящего солнца зелень кустарников, оранжевые, золотистые краски воды и неба. Над рекой поднимается туман. Противоположный берег лежит в серовато-синей дымке. Тишина и покой.

Обратите внимание на слова Кулигина: «Чудеса! Наглядеться не могу». Кулигин не только любуется прелестью волжских пейзажей, но и другим стремится показать, «какая красота в природе разлита». Ведь, по его мнению, наслаждение природой могло бы смягчить жестокие нравы жителей Калинова.


IV. Работа с текстом пьесы

О чем мы узнаем из диалогов героев о Диком и Кабанихе?

Как относятся к купцам Кудряш, Шапкин, Кулигин? В чем разница в их жизненных позициях?
Задание.

Нарисуйте портрет Дикого, расскажите о его отношениях к домочадцам и жителям города, дайте его речевую характеристику.

(Дикой - дюжий, дородный купчина с окладистой бородой, он в поддевке, смазанных сапогах, стоит подбоченясь, говорит низким, басоватым голосом… или Дикой - маленький, сухонький старикашка с редкой бороденкой и беспокойно бегающими глазками; этот жалкий в сущности чело век способен приводить в трепет окружающих.)

На чем же основано самодурство таких людей как Дикой?

(На власти денег, материальной зависимости и традиционной покорности калиновцев. Дикой откровенно обсчитывает мужиков. Дикой сознает силу - это сила денежного мешка. Поэтому он так дорожит каждой копейкой, поэтому так раздражают его встречи с Борисом, который претендует на часть наследства. Дикой грубо набрасывается на Бориса, и он вынужден сносить оскорбления: ведь он получит наследство лишь в том случае, если будет почтителен. И Дикой прекрасно понимает, что Борис зависит от него, и откровенно над ним куражится. Материальная зависимость - вот основа взаимоотношений героев пьесы.)

Какова же жизненная позиция Кулигина?

(Кулигин с болью говорит о «жестоких нравах города, но советует «угождать как-нибудь» самодурам Он не борец, а мечтатель его проекты неосуществимы. Он тратит свои силы на изобретение вечного двигателя. С жизненной позицией Кулигина связаны и особенности его речи, эмоциональной, но старомодной. Он часто употребляет старославянские слова и фразеологизмы, цитаты из «Священного писания» («Насущность хлеба», «малую благостыню», «несть конца мучениям» и т. д.). Архаичны и художественные вкусы Кулигина. Литература ХIХ века - Пушкин, Гоголь, Лермонтов, - прошла мимо него. Он остался верен Ломоносову и Державину.)

Где происходит действие II (явл. 1.)? Кто действующие лица, их роль?

(Комната в доме Кабановых. Окна закрыты ставнями, полумрак; от лампад, висящих перед иконами, струится мерцание, по стенам стоят сундуки с хозяйским добром В этой мрачной комнате особенно выразительно звучит монолог Феклуши.)

Кто такая Феклуша? Ваше первое впечатление о ней?

О чем она сообщает Глаше? С каким героем ее можно противопоставить?

(По ходу развития действия Кулигин и Феклуша не вступают в открытую борьбу, но изображены в пьесе как антиподы.)

О чем рассказывает Феклуша в д. II, явл. 1?

Итак, если Кулигин несет в общество культуру, то Феклуша - тьму, невежество. Ее нелепые рассказы создают у калиновцев искаженные представления о мире, вселяют в их души страх.

Как речь Феклуши отражает ее характер?

(Жизненная позиция Феклуши предопределяет и особенности ее речи. Она стремится расположить к себе окружающих, поэтому тон ее речи вкрадчивый, льстивый. Этот привычный тон она сохраняет, даже обращаясь к служанке Глаше. Угодливость Феклуши подчеркивается и ее присловием «милая».)

Перечитаем рассказ Феклуши о «неправедных землях», сохраняя особенности ее речи.

Д. III, явл. 1. Разговоры Кабанихи с Феклушей. Что нового дает этот разговор для характеристики этих героев?

(Они скорбят о конце доброго старого времени, осуждают новые по рядки. Автор показывает, насколько они невежественны. Новое властно входит в жизнь, подрывает основы домостроевских порядков. Символично звучат слова Феклуши о том, что наступают «последние времена» и даже «время-то стало в умаление приходить». Действительно, патриархальный мир Кабановых и диких доживает последние дни. Над ними собирается гроза.)

Д. III, явл. 2. Что нового узнаем о характере Дикого?

(Никто не может угодить ему, только Кабаниха может «разговорить», т. к. грубость на грубость («Ты не очень-то горло распускай... а я тебе дорога...»).)

Д. III, явл. 3. Теплый летний вечер, и снова из уст Кулигина слышим рассказ о правах Калинова. Зачитайте монолог, сделайте вывод.


Задание.

Опишите Марфу Игнатьевну Кабанову

(Высокая, грузная старуха, носит темное, старомодное платье; держится прямо, с достоинством, ходит медленно, степенно, говорит веско, значительно.)

А каков ее душевный облик? Черты ее характера, взаимоотношения с другими героями?

Кто дает ей первую характеристику?(явл. 3). Оправдывается ли эта характеристика в явл. 5?

На каких основах должна, по мнению Кабанихи, строится семейная жизнь?

(Основой семьи Кабаниха видит домостроевские, освященные стариной законы жизни. Кабаниха искренне убеждена, что если не соблюдать этих законов, никакого порядка не будет. Она говорит от лица целого поколения, постоянно употребляя нравоучительные фразы: «Не очень-то нынче старших уважают», Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то...». Все это придает фигуре Кабанихи монументальность. Ее образ вырастает до символа патриархальной старины.)

Каковы особенности речи Кабанихи, как они связаны с жизненной позицией и характером Кабанихи?

(Опираясь на авторитет старины, Кабаниха широко использует в речи народную фразеологию, пословицы («Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил?» «Чужая душа - потемки»). Властная, деспотичная Кабаниха непрерывно точит домашних. Размеренный, монотонный характер придают речи Кабанихи повторы слов, словосочетания («...кабы своими глазами не видела да своими ушами не слыхала», «...что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает…»).

Как относится к Кабанихе и ее поучениям Тихон, Варвара, Катерина? В чем проявляется их отношение?

(Зависимые от Кабанихи домочадцы по-разному относятся к ее поучениям. Тихон думает лишь о том, чтобы угодить матери, стремится убедить ее в своем послушании. Обращение в форме множественного числа, повторяемое слово «маменька» придают его речи уничижительный характер, и только реплика в сторону («Ах ты, господи!») выражает его истинное отношение к материнским поучениям. Варвара на протяжении диалога вслух не промолвила ни одного слова, но про себя иронизирует над матерью, осуждает ее («Не уважишь тебя, как же!» «Нашла место наставления читать»). Варвара убеждена, что без притворства здесь не проживешь. И только Катерина открыто заявляет о своем человеческом достоинстве. («Да хоть и к слову‚ за что ж ты меня обижаешь?» «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»)

Таким образом, уже в первых явлениях перед нами раскрываются острые столкновения героев, которые складываются в единый конфликт самодуров и их жертв. Монолог Кулигина выводит нас за пределы личных взаимоотношений действующих лиц и придает этому конфликту широкое общественное звучание.

Д. IV явл. 1,2. Вновь картины дикого невежества темного царства.

(Если раньше они связаны были с рассказами Феклуши, то теперь Островский показывает целую толпу горожан, олицетворяющих калиновское мещанство. Характерны и разговоры горожан о Литве, которая «на нас с неба упала», и их суеверный страх перед грозой, и настороженное отношение к словам Кулигина, и та покорность, с которой они исполняют приказания Дикого.)

Как горожане выражают свое отношение к Дикому?

(Во время разговора дикого и Кулигина толпа явно сочувствует Дикому, зло и тупо смеется над Кулигиным.)

Каковы взаимоотношения Дикого и Кулигина?

(Кулигин выступает как просветитель. Он уговаривает Дикого принести пользу городу, просит у него денег на солнечные часы и громоотвод, но в ответ дикой напоминает Кулигину, что тот червяк: «Захочу - помилую, захочу - раздавлю». Ему нравится показывать свою силу, нравится куражиться над беззащитным. Дикой, как и Кабаниха, цепко держится за старые порядки.)
Задание.

Зачитайте этот эпизод и сделайте вывод о развитости и самостоятельности мышления жителей города.

Явл. 6. Каковы взаимоотношения между Варварой, Тихоном и Катериной?

Явл. 7. В каких сценах и эпизодах содержится, по-вашему, завязка драмы? В чем ее своеобразие?

Какое значение имеет монолог Катерины в начале явл. 7?

Что мы узнаем о жизни Катерины в доме родителей?

Как сказалось на речи Катерины влияние народной поэзии и церковной литературы?

В чем сущность Катерины? Как раскрывается внутренняя борьба Катерины в диалоге с Варварой? Как постепенное нарастание внутренней тревоги отражается на ее речи?


V. Слово учителя

Завязка «Грозы» определяется по-разному. А. И. Ревякин считает завязкой признание Бориса в любви к Катерине в сочетании с ответным признанием Катерины. Е. Холодов утверждает, что завязкой является решение Катерины пойти на свидание с Борисом. Обе точки зрения отражают любовную коллизию драмы. Но сущность драмы нельзя сводить к любовной интриге. В основе конфликта лежит столкновение самодуров и их жертв. «Гроза» с первых явлений вводит читателя и зрителя в обстановку напряженной борьбы. Мы застаем героев в тот момент, когда противоречия между ними достигли уже значительной остроты.

Речь Катерины соответствует облику женщины из народа. В основе ее речи лежит поэтика народной песни; повторы, инверсии, риторические восклицания придают речи Катерины задушевность, напевность («А какие сны мне снились, Варенька, какие сны!»), сравнения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («ключик», «водицы»). Влияние на речь Катерины церкви, духовных стихов («храмы золотые», «кипарисом пахнет», «лукавый шепчет»). Через речь видим двойное влияние на характер Катерины: 1) от песенного народного творчества - порыв к свободе, счастью, свету; 2) от церкви - самоотречение, смирение. Уже в языке отражается глубокое противоречие, составляющее сущность душевной трагедии Катерины. Привыкшая с детства к независимости, Катерина стремится отстоять свою свободу, но считает свои мечты и стремления греховными. Душевное состояние героини отражено в ее речи. Вспоминая родной дом, Катерина говорит спокойно, неторопливо. Когда рассказывает о своей любви, душевной борьбе - речь ее становится тревожной, порывистой. («Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться...»). Мрачные пророчества сумасшедшей барыни, которых Катерина слышит подтверждение своих предчувствий близкой смерти, картины грозы усиливают драматизм ситуации...

На следующем уроке мы посвятим нашу беседу этой героине.


Домашнее задание

1. Заполнить таблицы (по вариантам):

Таблица для Варианта 1 «Образ города Калинова (изображение в пьесе)»

Таблица для Варианта II «Город Калинов глазами героев пьесы»

2. Индивидуальное задание. Образ Катерины в оценке Добролюбова и Писарева.

Урок 39. Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Д. II-V

Цель: проанализировать образ героини; понять, почему Катерина решилась на самоубийство.
Ход урока

I. Проверка домашнего задания
II Беседа по тексту д. II - IV

Какими событиями наполнена жизнь героини?

Какую роль сыграл каждый персонаж в судьбе Катерины?

(Катерина очень немногословна. Характер ее поведения говорит об уверенности в себе, о само достаточности. Ей незачем самоутверждаться за счет других. Все мысли Катерины сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило ее целиком, ни о чем другом она ни думать, ни говорить не в состоянии.)

Как характеризует Катерину ее стиль общения? Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?

(В этом разговоре Катерина впервые признается в любви к Борису. В нем раскрывается сила чувства Катерины, глубина ее душевной драмы, внутренняя сила, решительность ее характера. («Такая уж я зародилась, горячая»), показана готовность отстоять свою независимость, хотя бы ценой гибели («...уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой... в окно выброшусь, в Волгу кинусь...»). Этими словами предопределяется все дальнейшее поведение Катерины и ее трагическая гибель.)

Д. II, явл. 3, 4, 5 «Проводы Тихона». Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует?

Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

(В этой сцене обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.)

Как ведет себя Тихон перед отъездом из дома?

(Чтобы понять душевное состояние Тихона перед отъездом, нужно ясно представить себе его положение в доме матери, его желание хотя бы на две недели освободиться от опеки. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается, это еще не все. Мать требует, чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену.

Когда наставления Кабанихи становятся совсем оскорбительными, Тихон пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит: «Не заглядывайся на парней!» Цель Кабанихи - привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину.)

Д. II, явл. 10. Монолог с ключом.

Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса? Ответ найдем в статье Добролюбова «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».

Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?

(Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь героини полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.

После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает первоначальное решение - бросить ключ: «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается, задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины.

Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Мне хоть умереть, да увидеть его...».)
Задание.

Д. III, явл. 6-8. Сопоставьте картины свидания Кудряша и Варвары, Бориса и Катерины. Сделайте вывод.

(Эти картины показаны на основе контраста. В любви Варвары и Кудряша нет истинной поэзии, их отношения ограниченны. «Катерина любит, готовая искупить эту свою первую страстную любовь смертью, а Варвара только «гуляет», - говорила исполнительница роли Катерины, артистка Малого театра П. А. Стрепетова. Контрастность душевного состояния героев - в ремарках автора. Слова Варвары сопровождаются ремарками «зевая», «зевает, потом целует холодно, как давно знакомого», «зевает а потягивается». Катерина «тихо сходит по тропинке, ... потупив глаза в землю», обращается к Борису «с испугом, но не поднимая глаз», «поднимает глаза и смотрит на Бориса», «кидается ему на шею». Как и в сцене с ключом, автор показывает эволюцию душевного состояния Катерины - от растерянности к утверждению права на любовь.)

Д. IV, явл. 3. О чем узнаем из разговора Варвары и Бориса?

(Катерина после приезда мужа «просто сама не своя сделалась... Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной!».)
Задание.

Д. IV, явл. 4, 5. Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины.

(Надвигается гроза, которая, по мнению калиновцев, нам в наказание посылается Мрачный колорит усиливается и сценой действия - вместо панорамы Волги - узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина «вбегает» на сцену, «хватает Варвару за руку и держит крепко!» Ее отрывистые реплики передают крайнее потрясение. Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Раньше она была защищена сознанием своей правоты. Теперь она безоружна. А ласка мужа, перед которым она чувствует себя виноватой, для нее - пытка. Когда же в толпе появляется Борис, Катерина как бы прося защиты, «приклоняется к Варваре».)

Снова слышны пророчества: «Уже ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет...» Как и в д. I, появляется сумасшедшая барыня; но в д. I ее пророчества имели обобщенный характер («Что, красавицы? Что тут делаете?.. Все в смоле будете кипеть неутолимой!..»), то в д. IV барыня обращается непосредственно к Катерине: «Что прячешься! Нечего прятаться!..» Ее слова сопровождаются ударами грома.

В чем разница в душевном состоянии Катерины в д. I и д. IV?

(Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после ухода барыни: Д. I «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь», Д. IV «Ах! Умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы - сцене всенародного покаяния Катерины.)
Задание.

Прочитайте явл. 6. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

(Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)

(Если бы Катерина скрыла свой «грех» научилась бы притворяться и обманывать, продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом.)

Чем объясняется и мотивируется раскаяние героини?

(Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу». На возражение Варвары: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», Катерина отвечает: «Не хочу я так. да и что хорошего!» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни, И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.)
III Анализ действия V

1. Краткий пересказ действия V.

Пояснение для учителя.

Если есть возможность заслушайте две сценические трактовки образа Катерины в исполнении П. А. Стрепетовой и М. Н. Ермоловой, и попросите учащихся высказать свои суждения о том, какая из этих трактовок более соответствует образу, созданному Островским (см. доп.материал).


2. Беседа.

Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему? Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту-психологу. Какие рекомендации она бы получила?

Нарисуйте портрет Дикого, расскажите о его отношениях к домочадцам и жителям города, дайте его речевую характеристику.

(Дикой - дюжий, дородный купчина с окладистой бородой, он в поддевке, смазанных сапогах, стоит подбоченясь, говорит низким, басоватым голосом… или Дикой - маленький, сухонький старикашка с редкой бороденкой и беспокойно бегающими глазками; этот жалкий в сущности чело век способен приводить в трепет окружающих.)

На чем же основано самодурство таких людей как Дикой?

(На власти денег, материальной зависимости и традиционной покорности калиновцев. Дикой откровенно обсчитывает мужиков. Дикой сознает силу - это сила денежного мешка. Поэтому он так дорожит каждой копейкой, поэтому так раздражают его встречи с Борисом, который претендует на часть наследства. Дикой грубо набрасывается на Бориса, и он вынужден сносить оскорбления: ведь он получит наследство лишь в том случае, если будет почтителен. И Дикой прекрасно понимает, что Борис зависит от него, и откровенно над ним куражится. Материальная зависимость - вот основа взаимоотношений героев пьесы.)

Какова же жизненная позиция Кулигина?

(Кулигин с болью говорит о «жестоких нравах города, но советует «угождать как-нибудь» самодурам Он не борец, а мечтатель его проекты неосуществимы. Он тратит свои силы на изобретение вечного двигателя. С жизненной позицией Кулигина связаны и особенности его речи, эмоциональной, но старомодной. Он часто употребляет старославянские слова и фразеологизмы, цитаты из «Священного писания» («Насущность хлеба», «малую благостыню», «несть конца мучениям» и т. д.). Архаичны и художественные вкусы Кулигина. Литература ХIХ века - Пушкин, Гоголь, Лермонтов, - прошла мимо него. Он остался верен Ломоносову и Державину.)

Где происходит действие II (явл. 1.)? Кто действующие лица, их роль?

(Комната в доме Кабановых. Окна закрыты ставнями, полумрак; от лампад, висящих перед иконами, струится мерцание, по стенам стоят сундуки с хозяйским добром В этой мрачной комнате особенно выразительно звучит монолог Феклуши.)

Кто такая Феклуша? Ваше первое впечатление о ней?

О чем она сообщает Глаше? С каким героем ее можно противопоставить?

(По ходу развития действия Кулигин и Феклуша не вступают в открытую борьбу, но изображены в пьесе как антиподы.)

О чем рассказывает Феклуша в д. II, явл. 1?

Итак, если Кулигин несет в общество культуру, то Феклуша - тьму, невежество. Ее нелепые рассказы создают у калиновцев искаженные представления о мире, вселяют в их души страх.

Как речь Феклуши отражает ее характер?

(Жизненная позиция Феклуши предопределяет и особенности ее речи. Она стремится расположить к себе окружающих, поэтому тон ее речи вкрадчивый, льстивый. Этот привычный тон она сохраняет, даже обращаясь к служанке Глаше. Угодливость Феклуши подчеркивается и ее присловием «милая».)



Перечитаем рассказ Феклуши о «неправедных землях», сохраняя особенности ее речи.

Д. III, явл. 1. Разговоры Кабанихи с Феклушей. Что нового дает этот разговор для характеристики этих героев?

(Они скорбят о конце доброго старого времени, осуждают новые по рядки. Автор показывает, насколько они невежественны. Новое властно входит в жизнь, подрывает основы домостроевских порядков. Символично звучат слова Феклуши о том, что наступают «последние времена» и даже «время-то стало в умаление приходить». Действительно, патриархальный мир Кабановых и диких доживает последние дни. Над ними собирается гроза.)

Д. III, явл. 2. Что нового узнаем о характере Дикого?

(Никто не может угодить ему, только Кабаниха может «разговорить», т. к. грубость на грубость («Ты не очень-то горло распускай... а я тебе дорога...»).)

Д. III, явл. 3. Теплый летний вечер, и снова из уст Кулигина слышим рассказ о правах Калинова. Зачитайте монолог, сделайте вывод.