Какова последовательность в классификации основных форм труда. Классификация основных форм деятельности

Труд — форма целесообразной деятельности человека, направленная на создание потребительской стоимости. Существующие формы труда отличаются одна относительно другой соответствующими затратами мышечной энергии, степенью эксплуатации мозга, центральной нервной системы, органов чувств.

Издавна принято разделять труд на умственный и физический, хотя между ними нет четкой границы. Физическим считают труд с преобладающей нагрузкой на системы, обеспечивающие мышечную деятельность (дыхания, кровообращения). Умственный труд в большей степени нагружает центральную нервную систему при относительно небольшом (по сравнению с состоянием покоя) усилении обмена веществ.

С точки зрения физиологии следует различать понятия "труд" и "работа". Под работой понимают все виды деятельности, связанные с затратами энергии и выходом организма из состояния покоя. При любом виде труда выполняют работу, которая не всегда может быть отнесена к трудовой деятельности.

Физическая работа может быть статической и динамической.

Динамическая работа заключается в перемещении грузов вверх, вниз и по горизонтали. Ее можно рассчитать по формуле

А = (mhn + mho/2 + ml/9)6g,

где А — динамическая работа, Дж; т — масса перемещаемого груза, кг; hп — высота подъема груза, м; H0 — расстояние, на которое опускается груз, м; l —расстояние перемещения груза по горизонтали, м; g— ускорение свободного падения (g= 9,81 м/с2).

Статическая работа — это поддержание человеком усилий без перемещения тела и конечностей в пространстве. Такая работа характеризуется произведением массы груза на длительность его удержания и считается более утомительной по сравнению с динамической работой.

В зависимости от основных характеристик и предъявляемых к организму физиологических требований различают следующие формы труда:

физический — отличается значительной мышечной активностью и большими затратами энергии (грузчики и т. п.);

механизированный — связан с обслуживанием машин (водители автомобилей и т. п.);

автоматизированный и полуавтоматизированный (ткачи, штамповщики и т. п.), иногда требуются большие энергозатраты;

конвейерный (групповой) — связан с перемещением изделий в процессе обработки от одного рабочего к другому, может быть легким (сборщики на радиозаводе) и тяжелым (сборщики на тракторном заводе);

интеллектуальный подразделяют на труд в сфере материального производства (инженеры, бухгалтеры, операторы станков с дистанционным управлением и т. п.) и вне сферы материального производства (писатели, педагоги и т. п.).

Все работы согласно Санитарным правилам и нормам (СанПиН) 2.2.4.548—96 в зависимости от интенсивности общих энергозатрат организма делят на следующие категории:

Ia — работы с интенсивностью энергозатрат до 120ккал/ч (до 139 Вт), производимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим напряжением (на предприятиях точного приборо- и машиностроения, на часовом, швейном производствах, в сфере управления и т. п.);

IIб —работы с интенсивностью энергозатрат 121...150ккал/ч (140...174 Вт), производимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим напряжением (в полиграфической промышленности, на предприятиях связи, контролеры, мастера на производствах и т. п.);

IIа —работы с интенсивностью энергозатрат 151...200ккал/ч (175...232 Вт), связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенного физического напряжения (в механосборочных цехах машиностроительных предприятий, на прядильно-ткацком производстве и т. п.);

IIб —работы с интенсивностью энергозатрат 201...250 ккал/ч (233...290 Вт), связанные с ходьбой, перемещением и переноской тяжестей до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим напряжением (в механизированных, литейных, прокатных, кузнечных, термических, сварочных цехах машиностроительных и металлургических предприятий и т. п.);

III — работы с интенсивностью энергозатрат более 250 ккал/ч (более 290 Вт), связанные с постоянными передвижениями, перемещением и переноской значительных (свыше 10кг) тяжестей и требующие больших физических усилий (в кузнечных цехах с ручной ковкой, литейных цехах с ручной набивкой и заливкой опок машиностроительных и металлургических предприятий и т. п.).

В основу классификации работ по тяжести и напряженности положена градация степени утомления по виду кривой работоспособности.

Утомление — снижение работоспособности, возникающее в результате выполнения труда большой тяжести, напряженности или продолжительности и выражающееся в количественном и качественном ухудшении его результатов.

Рис. 3.1. Периоды изменения работоспособности в течение рабочей смены:

I и IV — врабатываемость; II и V — устойчивая работоспособность; III и VI — снижение работоспособности; VII — "конечный порыв"


Утомление представляет собой обратимое физиологическое состояние. Однако, накапливаясь, оно может переходить в качественно другое состояние — переутомление, характеризующееся более стойким снижением работоспособности. В обоих состояниях повышается уровень травматизма, а при переутомлении в некоторых случаях могут возникнуть болезни и понизиться сопротивляемость организма различным инфекциям.

Каждой определенной работе соответствует индивидуальный характер изменения кривой работоспособности. На рисунке 3.1 изображена кривая нормального вида, соответствующая легким работам. Работы средней тяжести и напряженности характеризуются ранним наступлением утомления, снижением производительности и утратой плавности врабатывания.

При тяжелых работах нарушается координационная функция центральной нервной системы в связи с утомлением. Это состояние принимает застойный характер и переходит в переутомление. Период устойчивой работоспособности отсутствует. Падает производительность труда, растет число бракованных изделий.

К биологическим критериям тяжести и напряженности труда кроме утомления относят заболеваемость работающих.

Существует гигиеническая классификация труда (Р 2.2.155—99), в основу которой положены факторы производственной среды, трудового процесса и степень их влияния на здоровье и работоспособность людей. Она включает в себя четыре класса.

Класс 1 — оптимальные условия труда, характеризующиеся сохранением здоровья работающих и созданием предпосылок для поддержания высокого уровня работоспособности. Параметры микроклимата и факторы трудового процесса находятся в оптимальных пределах, неблагоприятные факторы либо отсутствуют, либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Класс 2 — допустимые условия труда, при которых соблюдаются установленные гигиенические нормативы для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

Класс 3 — вредные условия труда, при которых производственные факторы превышают гигиенические нормативы и неблагоприятно воздействуют на организм работающего.

Класс 4 — опасные (экстремальные) условия труда, характеризующиеся такими условиями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены или ее части создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе и тяжелых форм.

Условия труда третьего класса в зависимости от уровня превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяют на четыре степени вредности:

степень 1 (3.1) — отклонения уровней вредных факторов от гигиенических нормативов вызывают функциональные изменения организма, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном, чем к началу следующей смены, прерывании контакта с вредными факторами, и увеличивают риск повреждения здоровья;

степень 2 (3.2) — уровни вредных факторов вызывают стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно обусловленной заболеваемости. Это проявляется в повышении уровня заболеваемости работников, появлении начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (15 лети более);

степень 3 (3.3) — условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых чаще всего приводит к развитию профессиональных болезней легкой и средней степени тяжести, связанных с потерей профессиональной трудоспособности, росту хронической (производственно обусловленной) патологии, включая повышенный уровень заболеваемости работников;

степень 4 (3.4) — условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний с потерей общей трудоспособности, отмечается значительный рост числа хронических заболеваний, наблюдается высокий уровень заболеваемости работников.

Интеллектуальный труд можно подразделить на монотонный, связанный с однообразием выполняемых функций, и творческий — с принятием разнообразных решений и выработкой новой информации.

Умственный труд характеризуется его напряженностью. Мышечная активность понижена. Напряженность умственного труда зависит прежде всего от того, какие требования предъявляют к функции внимания, а ее определяют числом производственно-важных объектов, за которыми нужно одновременно наблюдать, длительностью сосредоточенного наблюдения, числом поступающих сигналов в единицу времени. К важным критериям напряженности относят эмоциональное напряжение, величину нагрузки на органы слуха и зрения, степень монотонности труда.

Наиболее напряженным считают труд операторов, связанный с решением сложных задач в условиях дефицита времени и информации, повышенной производственной ответственностью, личным риском, ответственностью за безопасность других лиц.

К физиологическим показателям оценки напряженности труда относят:

частоту сердцебиений (недопустимо превышение допустимого значения более чем на 28 ударов в 1 мин);

ритмичность сердцебиений;

артериальное давление (недопустимо превышение верхней границы более чем на 30 мм рт. ст., нижней — на 15 мм рт. ст.); частота дыхания, которая не должна быть выше значения частоты дыхания в состоянии покоя (от 7 до 22) более чем на 30 циклов в минуту.

Самые общие формы труда – умственный и физический.

Более детальная классификация включает следующие формы труда.

    Формы труда, требующие значительной мышечной активности и высоких энергозатрат (4000- 6000 ккал в сутки). Этот вид операций применяется при отсутствии механизированных средств. Развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, напряженный физический труд имеет и ряд недостатков. Прежде всего, это его неэффективность, связанная с низкой производительностью и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50 % рабочего времени.

    Групповые формы труда – конвейер (3500 – 5000 ккал). Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче детали к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера. Конвейерный труд требует синхронной работы участников в соответствии с заданным темпом и ритмом. При этом, чем меньше тратится времени на операцию, тем монотоннее и проще ее содержание. Монотония – одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении.

    Механизированные формы труда (3000 – 4000 ккал). Механизированные формы труда изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы действий. Процессы этого вида труда нередко требуют специальных знаний и навыков. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечивать большую скорость и точность движений, необходимые при управлении механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий приводит к монотонности труда.

    Формы, связанные с частично автоматизированным производством. Полуавтоматизированное производство исключает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием автоматизированных линий и управлением электронной техникой. Характерные черты этого вида деятельности – монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная напряженность. Физиологическая особенность той формы труда – необходимость быть постоянно готовым к действию и быстро отреагировать на возникающие неполадки. Такое функциональное состояние «оперативного ожидания» различно по степени утомляемости и зависит от отношения к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т.д.

    Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами. Человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено – чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше участия человека. С физиологической точки зрения различают 2 основные форму управления производственным процессом: в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других – редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах, во втором – работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

    Формы интеллектуального (умственного) труда (2000-2400 ккал в сутки). Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, и как следствие этого – мобилизации памяти и внимания, частых стрессовых ситуациях. Однако мышечные нагрузки при этом незначительны. Для интеллектуального (умственного) характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности, приводящая к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Она является причиной сердечно-сосудистой патологии. Формы умственного труда также подразделяются на несколько видов:

      Операторский труд. Связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной эмоциональной напряженностью (диспетчер оптовой базы, администратор супермаркета).

      Управленческий труд. Характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтных ситуаций (руководители учреждений).

      Творческий труд. Требует значительного объема памяти, напряжения внимания, нервно-эмоционального напряжения, огромной творческой отдачи (программисты, дизайнеры, научные работники, писатели, композиторы, артисты, художники, архитекторы, конструкторы, педагоги).

      Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг. Отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственность, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

      Труд учащихся и студентов. Требует напряжения основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; характеризуется наличием стрессовых ситуаций.

Понятия «труд» и «работа» не однозначны. Термин «работа» означает все виды деятельности, связанные с затратой энергии и выходом организма из состояния покоя. При любом виде труда выполняется работа, но не всякая работа может считаться трудовой деятельностью.

Трудовую деятельность принято делить на физическую и умственную. Деление это условно, так как никакая трудовая деятельность невозможна без регулирующей роли центральной нервной системы, без волевых усилий. При оценке физических усилий используется понятие «тяжесть труда», отражающее нагрузку на скелетную мускулатуру, сердечно-сосудистую и другие физиологические системы. Для характеристики умственной деятельности принято понятие «напряженность труда», отражающее преимущественную нагрузку на центральную нервную систему.

Научно-техническое развитие вызывает преобразование характера трудовой деятельности. В середине ХХ в. из всей энергии, которая производилась на Земле, 96% приходилось на долю мышечной силы человека. В наши дни мышечная энергия в общем энергетическом балансе мира составляет всего 1%.

Умственная работа относится к числу весьма трудоемких и напряженных. Установлено, что мера загрузки человека умственной работой при ручной уборке и мытье полов равна 9%, работе на токарном станке – 52%, при управлении автомашиной в городе – около 60%, а при вдумчивом чтении – 100%.

Для человека важен и совершенно необходим физический труд. Существуют болезненные состояния у людей умственного труда, которые в известной степени связаны с недостатком физической нагрузки: сутулость, болезни суставов, позвоночника, ожирение.

Выделяют четыре основные группы профессий: физического, механизированного, автоматизированного и умственного труда. Все эти формы труда представлены в современном производстве, но доля первых двух снижается, а последних – возрастает. Тяжесть умственного труда во время обучения увеличивается в силу того, что происходит на фоне статического напряжения, связанного с необходимостью дополнительное время сохранять определенную позу в течение определенного времени.

При строго ритмичной деятельности процессы возбуждения сосредоточиваются на все меньшем и меньшем пространстве коры головного мозга. Между участками коры, которые «ответственны» за ритм физического труда, и теми, что управляют заданной умственной работой, как бы происходит размежевание. Оба участка функционируют, не мешая, а дополняя друг друга. В этом состоит важное условие творчества, продуктивное сочетание умственной и физической деятельности. Правильное чередование раздражительного и тормозного процессов в коре головного мозга, элементы разнообразия в трудовом процессе – все это очень важно для высокой работоспособности, для эмоционально-морального и физического благополучия человека.

Пути повышения эффективности трудовой деятельности человека

Важным условием высокой работоспособности является постепенность включения в работу. Человек быстрее включается в физическую работу, чем в умственную.

Для повышения эффективности трудовой деятельности работающий человек должен знать динамику работоспособности, ее различные фазы.

Фаза вырабатывания – организм приспосабливается, настраивается к режиму работы. Улучшается координация, точность и быстрота движения, вырисовывается оптимальная рабочая поза, устанавливается экономный режим дыхания и кровообращения. Фаза устойчивого рабочего состояния, отличается наивысшей индивидуальной эффективностью работы. Через 3–4 часа работоспособность снижается. К этому времени предусмотрен перерыв, по истечении которого наступает фаза вырабатывания, но более короткая, чем в начале трудового дня. Устойчивое рабочее состояние длится меньше и переходит в фазу частичного утомления, требующую мобилизации ресурсов организма.

Большое значение имеет период постепенного «вхождения в работу». Надо начинать ее без излишней стремительности и торопливости. «Галоп с места» вреден не только в физическом, но и в умственном труде. Всякая новая функция должна уравновеситься с системой уже имеющихся функций и навыков. Хорошо продуманная и отработанная привычная последовательность и определенная система в труде, плановая деятельность всегда более продуктивны.

Всякая работа оказывается продуктивной и менее утомительной, если ее выполнять в определенной последовательности. Внешняя ритмика движений и трудовых приемов постепенно приобретают упорядоченный характер. Возникает так называемое усвоение ритма, состояние высокой и устойчивой работоспособности. Чем больше человек тренирован, опытен в работе, тем автоматичнее, легче и экономнее в смысле затраты физической и умственной энергии выполняет он данную работу. Соблюдение определенного, усвоенного организмом ритма и темпа – важнейший фактор работоспособности и здоровья.

Ритм работы – основа высокой работоспособности. Он, как правило, определяется характером человека, его целеустремленностью. Но ритмичность в работе должна быть умеренной, целесообразно и правильно подобранной в соответствии с физиологическими возможностями организма. Отсутствие очередности в выполнении технологических операций, неравномерные нагрузки в течение дня, недели, месяца снижают работоспособность, приводят к неорганизованности в работе, появлению ошибок, к быстрой утомляемости, тем самым нарушая согласованную работу всех физиологических функций организма и приводя к переутомлению.

Характер и организация трудовой деятельности оказывают суще­ственное влияние на изменение функционального состояния орга­низма человека. Многообразные формы трудовой деятельности де­лятся на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигатель­ный аппарат и функциональные системы организма человека (сер­дечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспе­чивающие его деятельность.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и пе­реработкой информации, требующей преимущественного напряже­ния сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Для данного вида тру­да характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности орга­низма и повышению эмоционального напряжения.

Гипокинезия яв­ляется одним из условий формирования сердечно-сосудистой пато­логии у лиц умственного труда. Длительная умственная нагрузка ока­зывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудша­ются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появля­ется большое число ошибок).

В современной трудовой деятельности человека объем чисто фи­зического труда незначителен. В соответствии с существующей фи­зиологической классификацией трудовой деятельности различают:

Формы труда, требующие значительной мышечной активности. Этот вид трудовой деятельности имеет место при отсутствии механи­зированных средств для выполнения работ и характеризуется повы­шенными энергетическими затратами;

Механизированные формы труда. Особенностью механизиро­ванных форм труда являются изменения характера мышечных нагру­зок и усложнение программы действий. В условиях механизирован­ного производства наблюдается уменьшение объема мышечной дея­тельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, кото­рые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в процессе труда информации приводят к монотон­ности труда и быстрому наступлению утомления;

Формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматиче­ским производством. При таком производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм. Задача человека ограничивается вы­полнением простых операций на обслуживание станка: подать материал для обработки, пустить в ход механизм, извлечь обработан­ную деталь. Характерные черты этого вида работ - монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала;

Групповые формы труда - конвейер. Эта форма труда опреде­ляется дроблением процесса труда на операции, заданным ритмом, строгой последовательностью выполнения операций, автоматиче­ской подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью конвейе­ра. При этом чем меньше интервал времени, затрачиваемый работаю­щим на операцию, тем монотоннее работа, тем упрощеннее ее содер­жание, что приводит к преждевременной усталости и быстрому нерв­ному истощению;

Формы труда, связанные с дистанционным управлением. При этих формах труда человек включен в системы управления как необ­ходимое оперативное звено, нагрузка на которое уменьшается с воз­растанием степени автоматизации процесса управления. Различают формы управления производственным процессом, требующие час­тых активных действий человека, и формы управления, в которых действия оператора носят эпизодический характер, и основная его задача сводится к контролю показаний приборов и поддержанию по­стоянной готовности к вмешательству при необходимости в процесс управления объектом;

Формы интеллектуального (умственного) труда подразделяют­ся на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды различаются организацией трудового процесса, равномерностью на­грузки, степенью эмоционального напряжения.

Работа оператора отличается большой ответственностью и высо­ким нервно-эмоциональным напряжением. Например, труд авиа­диспетчера характеризуется переработкой большого объема инфор­мации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной на­пряженностью.

Труд руководителя учреждений, предприятий {управленческий труд) определяется чрезмерным объемом информации, возрастани­ем дефицита времени для ее переработки, повышенной личной от­ветственностью за принятые решения, периодическим возникнове­нием конфликтных ситуаций.

Труд преподавателей и медицинских работников отличается посто­янными контактами с людьми, повышенной ответственностью, час­то дефицитом времени и информации для принятия правильного ре­шения, что обусловливает степень нервно-эмоционального напряже­ния.

Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением таких основных психических функций, как память, внимание, восприятие; наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая зна­чительного объема памяти, напряжения, внимания,- это творческий труд. Труд научных работников, конструкторов, писателей, компо­зиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повы­шению нервно-эмоционального напряжения. При таком напряже­нии, связанном с умственной деятельностью, можно наблюдать тахи­кардию, повышение кровяного давления, увеличение легочной вен­тиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела и другие изменения со стороны вегетативных функций человека.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛОВИЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работо­способность человека в процессе труда.

В соответствии с ГОСТ 12.0.002-80 различают четыре группы факторов трудовой деятельности:

Физические факторы, включающие микроклиматические пара­метры и запыленность воздушной среды, все виды излучений, виброакустические характеристики рабочего места и качество освещения;

Химические факторы, включающие некоторые вещества био­логической природы;

Биологические факторы, куда отнесены патогенные микроор­ганизмы, белковые препараты, а также препараты, содержащие жи­вые клетки и споры микроорганизмов;

Факторы трудового процесса.

Условия труда, при которых воздействие на работающего вредных и опасных производственных факторов исключено или их уровень не превышает гигиенических нормативов (Р.2.2.2006-05 «Гигиениче­ские критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряжен­ности трудового процесса»), называют безопасными условиями труда.

Условия труда в целом оцениваются по четырем классам:

Оптимальные (комфортные) условия труда (1-й класс) обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека.

Допустимые условия труда (2-й класс) – уровни факторов среды и трудового процесса не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест. Возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятное воз­действие в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающего и его потомство. Оптимальный и допустимый классы соответствуют безопасным условиям труда.

Вредные условия труда (3-й класс) – наличие вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомство.

В зависимости от уровня превышения нормативов факторы этого класса подразделяются на четыре степени вредности:

3.1- вызывающие обратимые функциональные изменения орга­низма;

3.2- приводящие к стойким функциональным нарушениям и росту заболеваемости;

3.3- приводящие к развитию профессиональной патологии в легкой форме и росту хронических заболеваний;

3.4- приводящие к возникновению выраженных форм профес­сиональных заболеваний, значительному росту хронических и высо­кому уровню заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Травмоопасные (экстремальные) условия труда (4-й класс). Уровни производственных факторов этого класса таковы, что их воздействие на протяжении рабочей смены или ее части создает угрозу для жизни и/или высокий риск возникновения тяжелых форм острых профес­сиональных заболеваний.

Работа в условиях несоответствия нормативным требованиям возможна только с сокращением времени воздействия вредных про­изводственных факторов, т. е. сокращением рабочей смены - защи­та временем.

Деятельность человека носит самый разнообразный характер. Можно разграничить на две основные группы по характеру выполняемых человеком функций.Физический труд . Выполнение человеком энергетических функций в системе «человек - орудие труда». Физическая работа требует значительной мышечной активности. Она подразделяется на два вида: динамическую и статическую.Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве;статическая - с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя. Динамическая физическая работа, при котором в процессе трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц человека, - называетсяобщей , при участии в работе от 2/3 до 1/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) -региональной , прилокальной динамической физической работе задействовано менее 1/3 мышц (например, набор текста на компьютере). Физическая тяжесть работы определяется энергетическими затратами в процессе трудовой деятельности и подразделяется на следующие категории: легкие, средней тяжести и тяжелые физические работы.Легкие физические работы (категория I) подразделяются на две категории. К категории Iа относятся работы, проводимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим усилием. К категории Iб относятся работы, проводимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим усилием.Физические работы средней тяжести (категория II) подразделяются на две категории. К категории IIа относятся работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенных физических усилий. К категории IIб относятся работы, связанные с ходьбой, перемещением и перенесением тяжестей массой до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим усилием.К тяжелым физическим работам относятся работы, связанные с постоянными передвижениями, перемещением и перенесением значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий.Умственный труд . Этот труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественного напряжения внимания, сенсорного аппарата, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы (управление, творчество, преподавание, наука, учеба и т. п.).Операторский труд - отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением.Управленческий труд - определяется чрезмерным ростом объема информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышения личной ответственности за принятие решений, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.Творческий труд - требует значит. объема памяти, напряжения внимания, нервно-эмоц. напряжения.Труд преподавателя - постоянный контакт с людьми, повышенная отве-ть, дефицит времени и инф. для принятия решения.Труд учащегося - память, внимание, восприятие, наличие стрессовых ситуаций. При вып. человеком умственной работы при нервно-эмоц. напряжении имеют место сдвиги в вегетативных функциях: повышение кров. давления, измен. ЭКГ, увел. легочной вентиляции и потребленияO 2 , повышение т-ры.

Физические и психофизиологические нагрузки на человека в эргатической системе.

Основные формы деятельности человека в эргатической системе

Деятельность человека в эргатических системах можно разделить на три основные работы по характеру выполняемых человеком функций˸

физический труд,

механизированные формы физического труда,

умственный труд.

Физическим трудом называют выполнение человеком энергетических функций в системе ʼʼчеловек-орудие трудаʼʼ. Тяжесть работы при этом определяется энергетическими затратами в процессе трудовой деятельности. Физический труд подразделяется на следующие категории˸

легкие (1а – затраты менее 139 Вт, 1б – от 140 до 175 Вт),

средней тяжести (IIа – 175-232 Вт, IIб – 233-290 Вт),

тяжелые (свыше 290 Вт).

Механизированные формы физического труда - ϶ᴛᴏ деятельность человека-оператора машины. Деятельность эта должна быть двух видов˸

детерминированная – по заранее известным правилам, алгоритмам действий,

недетерминированная – когда возможны неожиданные события в выполняемом технологическом процессе, но в то же время известны управляющие действия при появлении неожиданных событий.

Умственный труд (интеллектуальная деятельность). Этот труд объединяет работы, связанные с приемом, переработкой и передачей информации и требующие напряжения внимания, памяти, сенсорного аппарата͵ активации процессов мышления, эмоциональной сферы (некоторые виды операторского труда, управление, преподавание, наука, учеба, творчество).

Вопрос о рабочей нагрузке на человека в эргатической системе весьма важен и сложен. Неумение анализировать возможности человека приводит к таким последствиям как˸

Низкая производительность труда;

Плохое качество производимой продукции или выполняемой работы;

Ошибки и несчастные случаи;

Аварии и катастрофы.

Изучением человека в ЭС, то есть с позиций его связи с рабочим местом, технологическим процессом и инструментом, с целью согласования условий производства с потребностями работника и адаптации его к интен­сивной рабочей нагрузке, условиям труда и трудовому процессу занимаются специальные науки - физиология и психология туда. Здесь в системе "чело­век-работа" подсистема "человек" характеризуется конкретной квалификаци­ей и степенью рабочей нагрузки, а подсистема "работа" - уровнем рациона­лизации, механизации и автоматизации труда.

В оптимизированной системе рабочая нагрузка должна соответствовать реальным возможностям человека, его работоспособности, то есть быть адекватной. Работоспособность человека зависит, в свою очередь, от трех базовых и равнозначных факторов˸

От приспособленности физиологических функций к трудовой деятель­ности; эта приспособленность может значительно повышаться за счёт трени­ровки;

От эмоционального состояния человека;

От состояния условий труда.

Пределом работоспособности является общее утомление организма, в базе которого лежат тормозные процессы в ЦНС и ее высшей отделœе - коре головного мозга. Само по себе утомление - это реакция организма, сигна­лизирующая о перегрузке, и, тем самым, защищающая он нее организм. Утом­ление - процесс обратимый.

Есть и такое понятие - социально приемлемый уровень рабочей наг­рузки, то есть допустимый, приемлемый для данного общества в данный мо­мент времени. данный уровень постоянно меняется.

Можно ли рабочую нагрузку человека измерить в строго физических единицах? В случае если говорить о физической нагрузке, то, очевидно, можно.

Можно выделить следующие физиологические рабочие нагрузки˸

1) тяжелая динамическая мышечная работа;

2) динамическая мышечная работа͵ выполняемая конечностями одной половины тела (работа малых групп мышц).

3) статическая мышечная работа;

4) умственная работа (напряжение функции сосредоточения и внима­ния).

5) однообразная работа в монотонной обстановке.

6) влияние атмосферных условий (температура и влажность воздуха, вентиляция, инфракрасное излучение, характер одежды, степень акклиматизации организма.

7) напряжение организма, обусловленное другими факторами окружающей среды (к примеру, физическими - шум, блики, плохое освещение, вибрация и социологическими - межличностные отношения или факто­ры, личностные м групповые проблемы.

Превышение уровней рабочих нагрузок приводит к негативным последствиям˸ снижению работоспособности, профессиональным заболеваниям, травматизму. В связи с этим существует понятие опасных и вредных факторов.

Психофизиологические нагрузки:

1. Монотонность или монотония – психическое состояние человека, вызванное однообразием восприятий или действий. Два вида монотонии:

Монотония за счет информационной перегрузки одних и тех же нервных центров в результате поступления большого объема одинаковых сигналов при многократном повторении единообразных движений(например, работа на конвейерах с мелкими операциями);

Монотония, вызываемая однообразием восприятия, из-за постоянства информации и недостатка новой информации(например, длительное наблюдение за приборными пультами в ожидании важного сигнала).

2. Утомление – процесс понижения работоспособности, временный упадок сил, возникающий при выполнении определенной физ-ой или умств-ой работы.

Различают:

Быстроразвивающееся утомление(первичное) – наступает в результате выполнения работы, для которой требуются значительные физические усилия или значительное напряжение;

Медленно развивающееся утомление(вторичное) – характеризуется постепенным снижением работоспособности в результате привычной, но чрезмерно длительной и монотонной работы.

Для предупреждения утомляемости:

Оптимальная орг-ция режима труда и отдыха;

Рациональная орг-ция трудового процесса;

Эффективное обучение с целью быстрого овладения трудовыми навыками.

3. Рабочая поза . Основными позами человека, представляющими интерес для производства, явл-ся позы «стоя» и «сидя», что следует учитывать, проектируя рабочее место и рабочую позу, отвечающую данному виду работы. Необходимо стремиться к тому, чтобы рабочая поза была как можно ближе к естественной позе человека, т.к. последняя характеризуется наименьшими энергетическими затратами по сравнению с производными от них позами.