Какому направлению в философии принадлежит конт. Биография


Читай биографию философа мыслителя: факты жизни, основные идеи и учения
ОГЮСТ КОНТ
(1798-1857)

Французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии. Позитивизм рассматривал как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом; наука, по Конту, познает не сущности, а только явления. Выдвинул теорию трех стадий интеллектуальной эволюции человечества, определяющих развитие общества. Разработал классификацию наук. Основные сочинения: "Курс позитивной философии" (т. 1-6, 1830-1842), "Система позитивной политики" (т. 1-4, 1851-1854).

Огюст Конт родился 19 января 1798 года в Монпелье. Его отец, Огюст Луи, служил сборщиком податей. Мать Конта была ревностная католичка. Семья имела средний достаток.

В девять лет Огюста отдали в лицей Монпелье. Уже в школе проявилась такая черта его характера, как независимость. Для него не существовало авторитетов, но он отдавал должное умственному и нравственному превосходству. Огюст вел себя вызывающе с директором или наставниками, но к учителям относился с почтением. Слабый и болезненный на вид, Конт избегал детских игр, но товарищи его любили: он всегда готов был прийти на помощь.

Из учителей Конта следует выделить пастора Анкорта, преподававшего в лицее математику. Обладая обширными философскими познаниями и редкими нравственными качествами, он оказал большое влияние на воспитанника. Не случайно Конт посвятил ему одно из своих сочинений ("Субъективный синтез").

В пятнадцать лет Огюст окончил лицей. В 1814 году он поступил в Политехническую школу в Париже, которая была в то время одной из самых популярных во Франции. Конт изучал математику и вырабатывал навык научного мышления, кроме того он читал сочинения Адама Смита, Юма, Кондорсе, де-Местра, Биша, Галля и других авторов. Огюст избегал студенческих компаний, не вступал в дискуссии и не предавался томным мечтаниям. Погруженный в размышления, он выглядел не по возрасту серьезным. Но это не мешало ему участвовать в стычках с начальством. В конце концов это кончилось плачевно в 1816 году правительство закрыло Политехническую школу, как рассадник вольнодумства и волнений.

Конта отправили на родину под надзор полиции, так как он считался одним из заводил. В Монпелье Огюст провел всего несколько месяцев. Несмотря на протесты родителей, он возвратился в Париж. Отец в гневе отказал ему в материальной поддержке. Огюст мог рассчитывать только на свои силы и знания. Ему повезло: профессора Политехнической школы Поинсо и Блэнвиль, заметившие необыкновенные способности юноши, помогают ему найти место преподавателя математики. Огюст дает частные уроки, что приносит ему пусть скудный, но доход. В свободное время он штудирует литературу по физическим наукам, биологии, истории. Ему удается устроиться домашним секретарем к богатому банкиру, видному члену парламента Казимиру Перье. Увы, секретарство продлилось всего три недели - будущий Конт и Перье слишком расходились во взглядах, чтобы сотрудничать.

В 1818 году он знакомится с великим утопистом Сен-Симоном и поступает к нему в секретари. В то время еще не было школы Сен-Симона как таковой, она только разрабатывалась. Под руководством Сен-Симона Конт начинает серьезно работать над социальными вопросами. В 1819 году он публикует в журнале свою первую самостоятельную работу. Огюст сотрудничает с Сен-Симоном, но это не значит, что он не имеет своих взглядов. В 1822 году публикуется его сочинение, которое через два года переиздается под названием "Система позитивной политики". В это время формируются его философские и социальные взгляды. Конт делает свое "главное открытие" - социологический закон трех состояний. Сен-Симон высоко ценил таланты ученика, но хотел, чтобы он посвятил себя разработке его теории. На этой почве и произошел конфликт между двумя великими мыслителями.

В 1824 году Огюст, посчитав, что перерос учителя и созрел для самостоятельной деятельности, прекращает не только сотрудничество, но и всякие отношения с Сен-Симоном. "Сен-Симон, - писал Конт, - старался держать меня в черном теле и присвоить себе львиную долю той славы, которая могла выпасть на долю моих трудов". В этих словах - весь Конт, самолюбивый, не сомневавшийся в своем высоком предназначении.

Конт пытается устроиться в Политехническую школу, но ему запрещают преподавать в учебных заведениях. Остаются только частные уроки по математике.

Двадцатитрехлетним юношей он встретил на одном народном гулянии молодую девушку Каролину Массин. Дочь кочующих провинциальных актеров, она не получила серьезного образования, хотя обладала незаурядными умственными способностями. Девушка вела "легкий образ жизни". Конт, по-видимому, сблизился с ней и часто посещал ее. Отношения их поддерживались около двух месяцев.

Через год они снова встретились. Перед этим Каролина продала книжную лавку и располагала небольшой суммой. 29 февраля 1825 года Огюст и Каролина обвенчались. Огюст скоро понял, какую страшную ошибку совершил. "Если бы она была только порочной, - писал философ, - то, быть может, я прощал бы ей ее проступки, но она проявляла бессердечие, не обнаруживала ни малейшей нежности, и я неизбежно должен был почувствовать к ней в конце концов презрение". Супруги часто ссорились. Каролина несколько раз уходила из дома. В конце концов последовал развод. Но это случилось позже, а пока они снимали просторную квартиру. Огюст дал объявление об услугах репетитора. Однако на объявление откликнулся лишь один человек. Пришлось переехать в квартиру поскромнее.

Один из друзей посоветовал Огюсту устроить публичные лекции по философии, над разработкой которой Конт упорно трудился, несмотря на свое трудное материальное положение.

В марте 1826 года он объявил о чтении своего курса лекций, в будущем переработанного в "Курс позитивной философии". Курс был рассчитан на72 часа и сводился к "философскому обозрению всех наук". Конт надеялся не только поправить свое материальное положение, но и заявить о себе как о творце новой философской системы. Он не рассчитывал на большую аудиторию. Слушатели собирались у него дома, а билеты распространялись среди знакомых. Однако среди немногих слушателей были известные люди: Гумбольдт, Блэнвиль, Поинсо, Карно, Серклэ. Очевидно, молодой философ уже был известен. Однако ему пришлось прекратить чтение курса на третьей лекции. Сен-Симонисты не могли простить ему, что он ушел от них, и дело чуть не дошло до дуэли. К этому надо добавить постоянные склоки с женой. В результате нервная система Конта не выдержала, и это привело его к тяжелому душевному расстройству.

Вначале жена не понимала, что с ним происходит. Но вот он ушел из дома и не вернулся. Каролина получила от него письмо и бросилась на поиски мужа. Она нашла его в Монморанси в горячечном бреду. Огюст пытался броситься в озеро, но Каролине с большим трудом удалось удержать мужа, а затем с помощью Блэнвиля отправить его в больницу в состоянии буйного помешательства.

Пролежав несколько месяцев в больнице, Конт возвращается домой. Буйный период помешательства еще не кончился. Он бросался с ножом на жену, однажды убежал из дома и кинулся в Сену, но его состояние стало улучшаться. В конце лета 1827 года он уехал к своим родителям в Монпелье, а через год Конт уже работал.

В начале января 1829 года Конт в состоянии был уже возобновить свои лекции. Читал он их по-прежнему на дому перед столь же ограниченной и вместе с тем избранной аудиторией. Правда, Гумбольдта на этот раз не было; зато присутствовали Бруссэ и Эскироль. Основные тезисы своей философии Конт изложил затем в одном из общественных залов Парижа, а в 1830 году приступил к публикации своего капитального труда. Однако эта поистине гигантская работа не принесла денег. Конту по-прежнему предстояло зарабатывать уроками по математике.

Знакомства, завязанные им благодаря лекциям с некоторыми учеными и профессорами, теперь пригодились. В 1832 году он получил место репетитора в Политехнической школе по теоретической механике и высшему анализу, в 1837 году - там же место экзаменатора, кроме того, он подрабатывал в частных учебных заведениях. А сколько у него было неудач!

В 1831 году он выставил свою кандидатуру на вакантную кафедру высшего анализа и теоретической механики в Политехнической школе, но на его заявление не обратили внимания, а в следующем году он получил, как сказано выше, лишь место репетитора при этой кафедре. В 1832 году Конт обратился к Гизо, в то время министру народного просвещения, с предложением учредить кафедру всеобщей истории и философии физических и математических наук. В докладной записке, представленной им по этому поводу, он обстоятельно доказывал необходимость, своевременность и возможность учреждения такой кафедры; в лекторы же он, естественно, предлагал самого себя. Но ничего из этого не вышло.

В 1835 и 1840 годах Конт пытался занять кафедру в Политехнической школе, но ему вновь отказали. Тщетны были его попытки проникнуть в Академию политических и социальных наук. Все это время он занимал должность экзаменатора в Политехнической школе.

В 1844 году его лишили и этой должности. Материальный кризис наступил, когда он закончил и напечатал "Курс позитивной философии" и находился в расцвете сил. Мечта Конта создать и занять кафедру по истории и философии положительных наук не осуществилась. Много лет спустя, в 1846 году, он снова попытался получить эту должность, но его постигла такая же неудача. В 1848 году после революции с подобным же проектом выступил Липре, ученик Конта, но и он не имел успеха. Таким образом, Конту не удалось найти в официальных сферах места, соответствующего его стремлениям. И, быть может, это обстоятельство в немалой степени повлияло на его дальнейшую судьбу.

"Курс положительной философии" ничего не принес ему в материальном отношении. Но зато этот труд поставил Конта во главе философской мысли XIX века. Экзаменаторство и репетиторство в Политехнической школе, частные уроки, затем чтение публичных лекций и, наконец, работа над философской системой поглощали все его время. Единственным развлечением были прогулки, или, как называл их Огюст, философское фланирование.

Однажды госпоже Конт удалось уговорить своего отшельника отправиться в театр на итальянскую оперу. У Конта, по-видимому, была склонность к музыке. Он имел хороший голос и сам пел с большим воодушевлением "Марсельезу" и другие песни. Итальянская опера очень понравилась ему, и он купил даже сезонный абонемент.

Ощутимую поддержку оказывал Конту знаменитый философ Дж. С. Милль. Он сам признается в своей "Автобиографии", что более всех содействовал распространению контовых теорий в Англии и что он многое почерпнул у Конта".

Я был пламенным поклонником сочинений Конта, - говорит знаменитый англичанин, - прежде чем вошел с ним в какие-либо отношения, во всю мою жизнь я его никогда не видел, но в продолжение нескольких лет мы поддерживали постоянную переписку, пока она не сделалась слишком полемической и наша ревность в этом отношении не охладела. Я первый стал реже писать, а он первый вовсе прекратил переписку.

Переписка эта началась в 1841 году и продолжалась до 1845 года. В ней не только обсуждались различные философские и общественные вопросы Конт посвящал своего философского друга и в свою личную жизнь, описывая ему подробно борьбу с учеными и собственные материальные невзгоды Милль принимал близко к сердцу тяжелое положение философа и, когда ему стала угрожать опасность потерять место, предложил денежную помощь Конт принял предложение.

Посылая деньги, Милль, однако, советовал Конту подыскивать себе работу и предлагал ему сотрудничество в английских журналах. Но Конт был занят обдумыванием своего второго капитального произведения "Системы положительной политики", поэтому предложение отклонил. Между тем англичане отказались продлить еще на год свою субсидию. Это сильно раздражило философа. В письме к Миллю он говорит, что поддержка со стороны лиц, сочувствующих его философии, должна быть не временная, а постоянная. Милль защищал своих друзей. Но тон их переписки немного обострился, философы сильно разошлись по некоторым общественным вопросам. Точное научное понимание практичного англичанина восставало против сентиментальности, все четче проявлявшейся в произведениях и письмах утописта-француза. За охлаждением скоро последовал полный разрыв, и переписка прекратилась в 1846 году.

По предложению одного из преданных своих учеников, Литтре, философ объявил подписку на свои произведения среди приверженцев. В1851 году Конт лишился последнего своего места - репетиторства в Политехнической школе и стал жить на средства последователей и людей, сочувствовавших ему. С этого же года он сам занялся подпиской, рассорившись с Литтре. Таким образом, Конт достиг цели он избавился от необходимости зарабатывать себе средства существования каким-либо посторонним трудом и мог всецело отдаться своему призванию, посвятить себя служению новому созданному им учению.

Долго и упорно Конт боролся за свою материальную независимость. Только под конец жизни ему довелось насладиться сознанием того, что средства существования он получает от исполнения своей миссии. Конт всегда вел скромный образ жизни, а последние десять лет он еще больше ограничил свои потребности.

Огюст отказался от употребления кофе, табака. Он вынужден был отказаться от посещения оперы. При таком аскетизме и при полном бескорыстии ему хватало тех средств, которые доставляла ежегодно подписка. Конт разошелся с женой Каролиной Массин и влюбился в Клотильду де Во. Клотильда была довольно красива, обладала добрым, нежным сердцем и природным умом. Но судьба была жестока к философу любовь осталась неразделенной, а преждевременная смерть унесла в могилу предмет его страсти. В течение этого года он виделся с ней ежедневно и написал 96 писем. Клотильда де Во умерла от чахотки, Конт продолжал любить ее и прославил ее в предисловии к "Системе положительной политики".

Число приверженцев нового учения росло. Собрания позитивистов принимали все более религиозный характер. Конт мечтал о времени, когда будет произносить проповеди в одной из крупнейших церквей Парижа. В 1849 году он начал читать публичные бесплатные лекции во "Дворце кардиналов" по всеобщей истории человечества. Лекции длились по несколько часов и производили большое впечатление. Они не были напечатаны, но вышедший в 1852 году "Позитивный катехизис" дает некоторое понятие о них.

Речи проповедника новой социальной религии не могли нравиться политикам и неоднократно запрещались. Конт только в определенные часы принимал приверженцев нового учения. Последователи находили много утешительного и полезного в личных наставлениях учителя. В последние годы жизни мысли Конта приняли субъективный и мистический характер. Он стал считать себя основателем новой религии и ввел нечто вроде культа.

В мае 1857 года Конт заболел 5 сентября он почувствовал себя лучше и пожелал остаться один. Когда к нему вошли, он лежал неподвижно перед "алтарем Клотильды", а вечером того же дня тихо скончался. Вдова Конта Каролина Массин пыталась оспорить его завещание, доказывая, что он последние 12 лет был умалишенным, но суд нашел это заявление безосновательным.

В своих произведениях Конт рассматривает широкий круг вопросов, относящихся к естествознанию и обществу. Они дали толчок дальнейшему развитию социологической науки и позитивистской философии. Конт призывал к соединению философии с жизнью и конкретному анализу фактов и явлений. Задачу исследователя он видел в том, чтобы описывать и систематизировать то, что мы получаем в ощущении. При этом он отказывался от поиска причин явлений, считая это занятие бесплодной метафизикой. "Мы считаем безусловно недопустимым и бессмысленным искание так называемых причин, как первичных, так и конечных". Он полагал, что достигнуть абсолютных знаний невозможно. Важное место в своих произведениях Конт отводил классификации наук.

Он полагал, что принцип деления наук должен "вытекать из изучения самих классифицируемых предметов и определяется действительным сродством и естественными связями, которые между ними существуют". Таким образом, он отвергал принцип классификации наук по различным способностям человеческого ума, который в то время и до этого был распространен в естествознании. Считал, что все науки объединяет глубокая внутренняя связь. Отвергал связь естествознания с теологией. Все науки у него обладают различной степенью общности и простоты и их можно расположить по степени убывания общности: математика с механикой, науки о неорганических телах, науки об органических телах (сюда входит и социология).

Конт считал, что развитие общества определяется формами мышления. Общество проходит в своем развитии, согласно Конту, три стадии: теологическую, на которой люди объясняют все явления исходя из религии посредством действия сверхъестественных сил; метафизическую, на которой эти явления объясняются действием различных сущностей и причин, позитивную, на которой все явления объясняются с точки зрения науки. Конт подробно раскрывал содержание этих трех стадий развития человеческого общества.

Первая стадия, по его мнению, характеризуется господством воображения, при котором круг знаний весьма ограничен. Люди объясняют существование явлений наличием богов и духов. Здесь господствуют авторитет и монархия. Метафизическая стадия характеризуется действием различных сил, являющихся проявлением сущности. На этой стадии положение авторитетов расшатывается, в человеке усиливается эгоизм и ослабляется связь с обществом. Возрастает роль рассудка при умалении роли чувств. На этой стадии появляется стремление поставить на место монархии власть народа.

Вторая стадия - переходная к третьей, самой высшей. Здесь общество перестраивается на основе положительного знания, которое дают математика, астрономия, физика, химия, биология, социология (социальная физика). Позитивная наука занимается тем, что выявляет порядок, законы природы и общества, а метафизические проблемы, то есть вопросы бытия и его сущности, объявляются неразрешимыми. Наука и философия должны познавать законы природы и общества. На позитивной стадии преодолевается разрыв между теорией и практикой, который был на предыдущей стадии. Решающая сила развития общества по пути прогресса - это прогресс знаний Конт провозгласил создание новой религии - так называемой "религии человечества", написал катехизис этой религии.

Идеи позитивизма были очень популярны среди естествоиспытателей XIX века. Последователями Конта были Дж. Ст. Милль и Г. Спенсер.

* * *
Вы читали биографию философа, факты его жизни и основные идеи его философии. Эту биографическую статью можно использовать, как доклад (реферат, сочинение или конспект)
Если вас интересуют биографии и учения других (русских и зарубежных) философов, то читайте (содержание слева) и вы найдёте жизнеописание любого великого философа (мыслителя, мудреца).
В основном же, наш сайт (блог, сборник текстов) посвящён философу Фридриху Ницше (его идеям, произведениям и жизни) но в философии всё связано и нельзя понять одного философа, совсем не читая тех мыслителей, которые жили и философствовали до него...
... Представители немецкой классической философии - Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах - впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. Век XIX - век философов революционеров. Появились мыслители, которые не только изучали и объясняли мир, но и желали изменить его. Например - Карл Маркс. В этом же веке появились Европейские иррационалисты - Артур Шопенгауэр, Кьеркегор, Фридрих Ницше, Бергсон... Шопенгауэр и Ницше являются представителями нигилизма (философии отрицания)... В XX веке среди философских учений можно выделить - экзистенциализм - Хайдеггер, Ясперс, Сартр... Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьеркегора...
Русская философия (по мнению Бердяева) начинается с философских писем Чаадаева. Первый известный на Западе русский философ - Владимир Соловьев. Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Наиболее читаемый на Западе из русских философов - Николай Бердяев.
Спасибо за чтение!
......................................
Copyright:

Исидор Огюст Мари Франсуа Ксавье Конт родился 19 января 1798 в семье мелкого налогового чиновника, отличавшейся приверженностью католицизму и королевской власти. В 1814 он поступил в Политехническую школу в Париже, но был исключён за участие в студенческом восстании. Несмотря на это, вся последующая жизнь философа была связана с этим учебным заведением.

В 1817 Конт стал секретарём основателя школы утопического социализма Анри Сен-Симона , однако по прошествии 10 лет порвал с ним отношения и при каждом удобном случае критиковал эксцентричного социального реформатора.

Расшатанные нервы Конта стали причиной того, что он вёл довольно странную жизнь, обуреваемый навязчивыми идеями. Многие труды философа воспринимаются с трудом - светлые мысли чередуются в них с полубредовыми утверждениями и откровенной путаницей.

В ответ на научные, политические и индустриальные изменения эпохи Конт обращал своё внимание на возможность интеллектуальной, моральной и политической реорганизации социального порядка. Основными задачами человека философ считал описание опытных данных, их систематизацию и выявление закономерностей. В качестве эталона познания он выделял естественные науки. Самыми известными произведениями мыслителя стали "Курс позитивной философии" (1830-1842) и "Система позитивной политики" (1851-1854).

Последние годы жизни Конт страдал приступами тяжёлой умственной болезни. 5 сентября 1857 года он умер в своём доме в Париже. В день памяти философа "Вечерняя Москва" вспоминает интересные факты из его биографии.

1. Личная жизнь Конта во времена его молодости была беспорядочна. В 1818 году он сошёлся с женщиной, которая была значительно старше его, а в 1821 году в одном увеселительном заведении он познакомился с молодой особой лёгкого поведения, Каролиной Массен, с которой вступил в гражданский брак. Эта женщина отличалась замечательными умственными способностями и сильным характером, но позже Конт отмечал, что ей недоставало женственности, сердечности и нравственного чувства.

2. Начиная с 1826 года Конт читал частные лекции, на основе которых создал знаменитый шеститомный "Курс позитивной философии". После третьей лекции у него случилось душевное расстройство. Не владея собой, он убежал из Парижа в Монморанси. Главной причиной его болезни были чрезмерное умственное напряжение, он также подозревал свою жену Каролину в неверности. В припадке бешенства мыслитель пытался даже утопить её, после чего хотел покончить с собой. Пройдя курс лечения в психиатрической клинике, он восстановил пошатнувшееся здоровье и вернулся к работе.

3. Помимо прочего, философ ввёл в оборот термин "социология" и разработал трёхстадийную модель развития общества (религиозная, метафизическая и позитивная стадии). Согласно Конту, в основе общественной жизни лежит эгоизм индивидов, который обуздывается государством, при этом само государство должно строиться на социальной солидарности и быть прогрессивным.

4. В зрелые годы Конт стал невероятно подозрительным и раздражительным, а его политические взгляды эволюционировали от юношеского республиканизма до крайнего консерватизма. Он был ярым противником демократии, анархии и классовой борьбы, а также отвергал либерализм как генератор эгоизма и низменных инстинктов.

5. В 1845 году Конт познакомился с очаровательной Клотильдой де Во, страстно и безответно полюбив эту 30-летнюю женщину. Спустя год после знакомства она умерла от туберкулёза, но мыслитель боготворил её до конца своих дней.

6. На финальном этапе жизни Конт увлекся утопическими идеями с мистическим оттенком. В 1848 году он основал "позитивистское общество", которое должно было стать зародышем позитивистской церкви. Конт искренне верил в свою пророческую миссию и предлагал заменить традиционную религию религией человечества со своими святыми, храмами и обрядами.

7. За два месяца до смерти Конт писал: "С юности я всегда отдавал предпочтение правительству, а не оппозиции" .

Крупнейший французский мыслитель Огюст Конт (1798 – 1857) является родоначальником философии позитивизма .

Закон трех стадий Конта – кратко

По учению Огюста Конта, есть три способа мыслить или философствовать: способ теологический (элементарный и детский), способ метафизический и способ позитивный . Эти способы представляют собой три стадии, последовательно проходимые человеческим познанием в его развитии.

На первой, теологической, стадии все явления мира воспринимаются как управляемые не неизменными законами, а волей, подобной нашей. Эта первоначальная стадия мысли сама имеет три ступени. Сначала люди рассматривают сами предметы как одушевленные, живые, разумные (фетишизм). На следующей ступени представляют себе невидимые существа, из которых каждое управляет известной группой объектов или событий (политеизм). Наконец на высшей ступени все эти частные божества поглощаются в идее единого Бога, который, создав мир, управляет им или прямо, или при помощи сверхъестественных агентов второго порядка (монотеизм).

На второй стадии развития сознания метафизическая мысль объясняет природные явления уже не влиянием субъективных воль, а некими безличными стремлениями, рассматриваемыми, однако, как живые существа. Природой управляет уже не антропоморфный Бог, а сила, могущество, начало. Люди отрекаются от божеств, которыми они сами населили природу, но лишь для того, чтобы заменить их таинственными духовными сущностями иного рода. Факты хотят объяснить стремлениями в природе, из которой делают род существа разумного, хотя теперь и безличного . Ей приписывают стремление к совершенству, боязнь пустоты, целебные свойства, скрытые качества.

Царство метафизики, более или менее проникнутой теологическим духом, продолжалось, по мнению Огюста Конта, до конца средних веков, когда спор между номиналистами и реалистами , первая борьба новейшей мысли из-за освобождения от словесных абстракций, возвестил о приближении третьей стадии – позитивной эпохи (Декарт, Бэкон, Гоббс, Галилей, Гассенди, Ньютон). Начиная с этого времени, позитивное объяснение фактов – то, которое отрицает наличие в природе даже и безличного разума и цели, признавая лишь не зависимые ни от чего объективные законы , – заменяет объяснение теологическое и метафизическое. Прогресс исследования открывает все возрастающее количество таких неизменных законов .

Огюст Конт полагает, что подобно мысли, сознанию и философии, каждая частная наука проходит три вышеназванных последовательных стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Но разные отрасли человеческого исследования развивались неодинаково и не могли одновременно совершить свой переход из одного фазиса в другой. Последовательный порядок, в котором они вступили в стадию метафизическую и стадию позитивную, указывается логическими порядком, в котором они находятся одна по отношению к другой.

Бюст Огюста Конта. Скульптор Антуан Эте. Около 1840

Классификация наук Конта – кратко

Исследуя порядок, в котором науки совершили свой переход из одной стадии в другую, Огюст Конт пришел к своей замечательной классификации наук .

Рассматривая разные науки, можно, по мнению Конта, заметить, что они естественным образом располагаются в порядке возрастающей сложности при убывающей общности, так что каждая зависит от истин всех предшествующих ей наук, плюс те истины, которые принадлежат лишь ей самой .

Наука о числе (арифметика и алгебра ) есть наука, которая занимается явлениями наиболее простыми и наиболее общими. Её истины самые верные и зависят только от самих себя. Её можно изучать независимо от всякой другой науки. Она есть, следовательно, основная наука и, в некотором роде, первая философия. Затем следует геометрия , предполагающая законы числа – её можно изучать, не нуждаясь в предварительном знании какой-либо иной науки, кроме арифметики. Третье место занимает в классификации Конта рациональная механика , зависящая от науки о числе и от геометрии, к которым она прибавляет законы равновесия и движения. Истины алгебры и геометрии были бы даже тогда правильны, если бы законы механики были иными. Арифметика, алгебра, геометрия нисколько не зависят от механики, но последняя существенно зависит от наук числа и протяжения. Наука числа (арифметика и алгебра), геометрия и рациональная механика образуют вместе науку математики, науку всеобщую, единственное основание всякой естественной философии.

К математике примыкает астрономия , область которой Огюст Конт ограничивал планетами Солнечной системы. Истины астрономии зависят от истин арифметических, геометрических и механических, но сама она не оказывает на них никакого влияния, но присоединяет к ним группу новых фактов: факты тяготения.

За астрономией следует физика , зависящая не только от наук математических, но и от астрономии, так как земные явления испытывают влияние от движений земли и небесных тел. В состав физики классификация Конта включает барологию или науку o тяжести, переходную между астрономией и физикой, термологию или науку о теплоте, акустику , оптику и электрологию , связывающую физику и науку, непосредственно за нею следующую в лестнице нашего познания – химию .

К законам физики, особенно к законам термологии и электрологии, от которых она существенно зависит, химия прибавляет собственные законы.

Биология увеличивает законы предшествующих наук группой законов, свойственных только ей.

Наконец на вершине лестницы наук стоит, по философии Конта, социальная физика или социология , которая тоже зависит от всех предыдущих наук, но прибавляет к ним новые данные. В самом деле, законы жизни органической и животной, равно как и законы неорганической природы влияют на человеческое общество, действуя или прямо на жизнь, или определяя физические условия, в которых развивается общество.

К наукам, которые Конт в своей классификации называет абстрактными , примыкают науки конкретные . К физике и химии, абстрактным наукам, – минералогия, наука конкретная; к физиологии, абстрактной науке, – зоология и ботаника, науки конкретные. Конкретные науки, по Конту, рассматривают существующие создания и объекты, а абстрактные науки – общие законы явлений. Конкретные науки необходимо развиваются медленнее, нежели науки абстрактные, ибо они зависят от последних. Поэтому-то многие из них и существуют пока только в описательном виде.

Что касается абстрактных наук (математики, астрономии, физики, химии, биологии, социологии), то они по своей простоте быстрее переходят со стадии теологической к стадиям метафизической и позитивной. Чем сложнее та или иная наука, тем более затруднений для преодоления она представляет человеческому духу вообще и индивидууму в частности. Поэтому математика, самая простая наука в классификации Конта, уже почти тысячелетия представляет науку позитивную. Она никогда и не была теологической: никогда ни один разумный человек не обращался к божеству с молитвой о том, чтобы трижды три дало десять, или сумма двух углов в треугольнике была больше двух прямых. С самого начала поняли, что в этой области невозможно вмешательство чьей-либо воли, а существует лишь неизменный закон.

Не так было с астрономией. У неё был свой теологический фазис, когда небесные тела рассматривали то как божества, то как движимые волей богов, многих или одного, смотря по тому, была ли теология политеистическая или монотеистическая. У астрономии был и свой метафизический фазис, когда объясняли правильное движение небесных тел их стремлением к совершенству . Аристотель еще почти теолог в астрономии, Коперник и даже Кеплер еще метафизики, и только с Ньютона астрономия достигла позитивного фазиса. В наше время позитивная астрономия вошла и в народное сознание настолько, что хотя у Бога еще просят дождя или ясной погоды, но его никогда уже не просят остановить движение солнца или изменить небесные орбиты.

Дольше, чем наука о небесных телах, были теолого-метафизическими науками физика и химия, в которых допускалось наличие в природе скрытых качеств, отвращения, симпатии и прочих реализованных абстракций. Химия, бывшая до восемнадцатого века алхимией, стала позитивной только с Лавуазье . Физиология достигла позитивной степени ещё позже. Еще незадолго до времени Конта она была исполнена метафизики (анимизм Сталя , витализм , Шеллинг , Окен), и только с Биша начинается позитивная биология. Наконец, социология (моральные и политические науки), по мнению Конта, и в его эпоху еще не перешла границы, отделяющей метафизику от позитивизма. У многих мыслителей (де Местр , де Бональд , теократическая школа) она еще не перешла даже и теологической точки зрения. Правда, уже с XVII века были сделаны опыты политического позитивизма Гоббсом и Спинозой , которые рассуждают о человеке совершенно так же, как если бы дело шло о линиях, поверхностях, телах, но усилия их оставались без отклика. Восемнадцатый век и революция подготовили позитивную социальную науку, не построив ее, однако – и это намерен сделать Огюст Конт в своей философии позитивизма.

Политические и социальные идеи следуют друг за другом по определенному закону. Если мы познали этот закон, история перестает быть Хаосом, становится наукой в том же смысле, что физика и астрономия. Исторические факты следуют друг за другом и сцепляются с той же необходимостью, как и биологические феномены. Огюст Конт в своей философии настаивает на том фундаментальном понятии, признанном еще в семнадцатом веке Гоббсом и Спинозой, что исторические события, социологические феномены, подчинены, как и все прочее, определенным законам. Сверхъестественное вмешательство нисколько не участвует в развитии обществ.

Огюст Конт о позитивизме

Огюст Конт считает, что когда социальная мораль поднимется на степень позитивной науки, тогда совокупность наук – философия – тоже станет позитивной . Позитивная философия не есть отдельная наука – это есть синтез, систематическое упорядочение человеческого знания. Выйдя из наук, позитивная философия не имеет иного метода, кроме метода наук, т. е., опыта в соединении с индукцией. Она, кроме того, представляет философию в настоящем значении этого слова, так как её предмет – совокупность феноменов , вселенная . Работать над этой совокупностью, упорядочивать всю целость человеческого знания так, чтобы владеть всеми его нитями, сделать науки философскими, а философию научной, дать первым единство, которого им до сих пор недоставало, возвратить последней то обаяние, которое отняли у неё её недавние ложные шаги – такова в глазах Конта задача позитивизма.

Царство метафизики приходит к концу, и если серьезные мыслители теперь от неё отворачиваются, то это потому, что она никогда не была наукой и состояла, и в древности, и в новое время, лишь в беспрерывном создании гипотез, напрочь лишённых характера прочности. Системы, которые создала метафизика, не совпадают даже в самых основах своих концепций. История наук есть постоянный прогресс, где один раз добытое остается навсегда; в метафизике наоборот постоянные колебания, вечные перемены. Метафизика, без сомнения, имела свое историческое назначение, которое она с честью выполнила. В Греции она разрушила политеизм и заменила его монотеизмом. В христианском мире она была матерью ересей, мало-помалу поколебавших и перестроивших догматическую систему католицизма. Но роль эта, отрицательная и критическая, теперь исполнена, и бесплодность двухтысячелетних попыток метафизики, сравнительно с быстрыми и прочными успехами позитивных наук ясно показывает, по утверждению Конта, что она представляет лишь переходную форму в истории человеческого духа, которая завершится торжеством позитивизма.

ОГЮСТ КОНТ

Французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии. Позитивизм рассматривал как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом; наука, по Конту, познает не сущности, а только явления. Выдвинул теорию трех стадий интеллектуальной эволюции человечества, определяющих развитие общества. Разработал классификацию наук. Основные сочинения: «Курс позитивной философии» (т. 1–6, 1830–1842), «Система позитивной политики» (т. 1–4, 1851–1854).

Огюст Конт родился 19 января 1798 года в Монпелье. Его отец, Огюст Луи, служил сборщиком податей. Мать Конта была ревностная католичка. Семья имела средний достаток.

В девять лет Огюста отдали в лицей Монпелье. Уже в школе проявилась такая черта его характера, как независимость. Для него не существовало авторитетов, но он отдавал должное умственному и нравственному превосходству. Огюст вел себя вызывающе с директором или наставниками, но к учителям относился с почтением. Слабый и болезненный на вид, Конт избегал детских игр, но товарищи его любили: он всегда готов был прийти на помощь.

Из учителей Конта следует выделить пастора Анкорта, преподававшего в лицее математику. Обладая обширными философскими познаниями и редкими нравственными качествами, он оказал большое влияние на воспитанника. Не случайно Конт посвятил ему одно из своих сочинений («Субъективный синтез»).

В пятнадцать лет Огюст окончил лицей. В 1814 году он поступил в Политехническую школу в Париже, которая была в то время одной из самых популярных во Франции. Конт изучал математику и вырабатывал навык научного мышления, кроме того он читал сочинения Адама Смита, Юма, Кондорсе, де-Местра, Биша, Галля и других авторов. Огюст избегал студенческих компаний, не вступал в дискуссии и не предавался томным мечтаниям. Погруженный в размышления, он выглядел не по возрасту серьезным. Но это не мешало ему участвовать в стычках с начальством. В конце концов это кончилось плачевно в 1816 году правительство закрыло Политехническую школу, как рассадник вольнодумства и волнений.

Конта отправили на родину под надзор полиции, так как он считался одним из заводил. В Монпелье Огюст провел всего несколько месяцев. Несмотря на протесты родителей, он возвратился в Париж. Отец в гневе отказал ему в материальной поддержке. Огюст мог рассчитывать только на свои силы и знания. Ему повезло: профессора Политехнической школы Поинсо и Блэнвиль, заметившие необыкновенные способности юноши, помогают ему найти место преподавателя математики. Огюст дает частные уроки, что приносит ему пусть скудный, но доход. В свободное время он штудирует литературу по физическим наукам, биологии, истории. Ему удается устроиться домашним секретарем к богатому банкиру, видному члену парламента Казимиру Перье. Увы, секретарство продлилось всего три недели - будущий Конт и Перье слишком расходились во взглядах, чтобы сотрудничать.

В 1818 году он знакомится с великим утопистом Сен-Симоном и поступает к нему в секретари. В то время еще не было школы Сен-Симона как таковой, она только разрабатывалась. Под руководством Сен-Симона Конт начинает серьезно работать над социальными вопросами. В 1819 году он публикует в журнале свою первую самостоятельную работу. Огюст сотрудничает с Сен-Симоном, но это не значит, что он не имеет своих взглядов. В 1822 году публикуется его сочинение, которое через два года переиздается под названием «Система позитивной политики». В это время формируются его философские и социальные взгляды. Конт делает свое «главное открытие» - социологический закон трех состояний. Сен-Симон высоко ценил таланты ученика, но хотел, чтобы он посвятил себя разработке его теории. На этой почве и произошел конфликт между двумя великими мыслителями.

В 1824 году Огюст, посчитав, что перерос учителя и созрел для самостоятельной деятельности, прекращает не только сотрудничество, но и всякие отношения с Сен-Симоном. «Сен-Симон, - писал Конт, - старался держать меня в черном теле и присвоить себе львиную долю той славы, которая могла выпасть на долю моих трудов». В этих словах - весь Конт, самолюбивый, не сомневавшийся в своем высоком предназначении.

Конт пытается устроиться в Политехническую школу, но ему запрещают преподавать в учебных заведениях. Остаются только частные уроки по математике.

Двадцатитрехлетним юношей он встретил на одном народном гулянии молодую девушку Каролину Массин. Дочь кочующих провинциальных актеров, она не получила серьезного образования, хотя обладала незаурядными умственными способностями. Девушка вела «легкий образ жизни». Конт, по-видимому, сблизился с ней и часто посещал ее. Отношения их поддерживались около двух месяцев.

Через год они снова встретились. Перед этим Каролина продала книжную лавку и располагала небольшой суммой. 29 февраля 1825 года Огюст и Каролина обвенчались. Огюст скоро понял, какую страшную ошибку совершил. «Если бы она была только порочной, - писал философ, - то, быть может, я прощал бы ей ее проступки, но она проявляла бессердечие, не обнаруживала ни малейшей нежности, и я неизбежно должен был почувствовать к ней в конце концов презрение». Супруги часто ссорились. Каролина несколько раз уходила из дома. В конце концов последовал развод. Но это случилось позже, а пока они снимали просторную квартиру. Огюст дал объявление об услугах репетитора. Однако на объявление откликнулся лишь один человек. Пришлось переехать в квартиру поскромнее.

Один из друзей посоветовал Огюсту устроить публичные лекции по философии, над разработкой которой Конт упорно трудился, несмотря на свое трудное материальное положение.

В марте 1826 года он объявил о чтении своего курса лекций, в будущем переработанного в «Курс позитивной философии». Курс был рассчитан на72 часа и сводился к «философскому обозрению всех наук». Конт надеялся не только поправить свое материальное положение, но и заявить о себе как о творце новой философской системы. Он не рассчитывал на большую аудиторию. Слушатели собирались у него дома, а билеты распространялись среди знакомых. Однако среди немногих слушателей были известные люди: Гумбольдт, Блэнвиль, Поинсо, Карно, Серклэ. Очевидно, молодой философ уже был известен. Однако ему пришлось прекратить чтение курса на третьей лекции. Сен-Симонисты не могли простить ему, что он ушел от них, и дело чуть не дошло до дуэли. К этому надо добавить постоянные склоки с женой. В результате нервная система Конта не выдержала, и это привело его к тяжелому душевному расстройству.

Вначале жена не понимала, что с ним происходит. Но вот он ушел из дома и не вернулся. Каролина получила от него письмо и бросилась на поиски мужа. Она нашла его в Монморанси в горячечном бреду. Огюст пытался броситься в озеро, но Каролине с большим трудом удалось удержать мужа, а затем с помощью Блэнвиля отправить его в больницу в состоянии буйного помешательства.

Пролежав несколько месяцев в больнице, Конт возвращается домой. Буйный период помешательства еще не кончился. Он бросался с ножом на жену, однажды убежал из дома и кинулся в Сену, но его состояние стало улучшаться. В конце лета 1827 года он уехал к своим родителям в Монпелье, а через год Конт уже работал.

В начале января 1829 года Конт в состоянии был уже возобновить свои лекции. Читал он их по-прежнему на дому перед столь же ограниченной и вместе с тем избранной аудиторией. Правда, Гумбольдта на этот раз не было; зато присутствовали Бруссэ и Эскироль. Основные тезисы своей философии Конт изложил затем в одном из общественных залов Парижа, а в 1830 году приступил к публикации своего капитального труда. Однако эта поистине гигантская работа не принесла денег. Конту по-прежнему предстояло зарабатывать уроками по математике.

Знакомства, завязанные им благодаря лекциям с некоторыми учеными и профессорами, теперь пригодились. В 1832 году он получил место репетитора в Политехнической школе по теоретической механике и высшему анализу, в 1837 году - там же место экзаменатора, кроме того, он подрабатывал в частных учебных заведениях. А сколько у него было неудач!

В 1831 году он выставил свою кандидатуру на вакантную кафедру высшего анализа и теоретической механики в Политехнической школе, но на его заявление не обратили внимания, а в следующем году он получил, как сказано выше, лишь место репетитора при этой кафедре. В 1832 году Конт обратился к Гизо, в то время министру народного просвещения, с предложением учредить кафедру всеобщей истории и философии физических и математических наук. В докладной записке, представленной им по этому поводу, он обстоятельно доказывал необходимость, своевременность и возможность учреждения такой кафедры; в лекторы же он, естественно, предлагал самого себя. Но ничего из этого не вышло.

В 1835 и 1840 годах Конт пытался занять кафедру в Политехнической школе, но ему вновь отказали. Тщетны были его попытки проникнуть в Академию политических и социальных наук. Все это время он занимал должность экзаменатора в Политехнической школе.

В 1844 году его лишили и этой должности. Материальный кризис наступил, когда он закончил и напечатал «Курс позитивной философии» и находился в расцвете сил. Мечта Конта создать и занять кафедру по истории и философии положительных наук не осуществилась. Много лет спустя, в 1846 году, он снова попытался получить эту должность, но его постигла такая же неудача. В 1848 году после революции с подобным же проектом выступил Липре, ученик Конта, но и он не имел успеха. Таким образом, Конту не удалось найти в официальных сферах места, соответствующего его стремлениям. И, быть может, это обстоятельство в немалой степени повлияло на его дальнейшую судьбу.

«Курс положительной философии» ничего не принес ему в материальном отношении. Но зато этот труд поставил Конта во главе философской мысли XIX века. Экзаменаторство и репетиторство в Политехнической школе, частные уроки, затем чтение публичных лекций и, наконец, работа над философской системой поглощали все его время. Единственным развлечением были прогулки, или, как называл их Огюст, философское фланирование.

Однажды госпоже Конт удалось уговорить своего отшельника отправиться в театр на итальянскую оперу. У Конта, по-видимому, была склонность к музыке. Он имел хороший голос и сам пел с большим воодушевлением «Марсельезу» и другие песни. Итальянская опера очень понравилась ему, и он купил даже сезонный абонемент.

Ощутимую поддержку оказывал Конту знаменитый философ Дж. С. Милль. Он сам признается в своей «Автобиографии», что более всех содействовал распространению контовых теорий в Англии и что он многое почерпнул у Конта».

Я был пламенным поклонником сочинений Конта, - говорит знаменитый англичанин, - прежде чем вошел с ним в какие-либо отношения, во всю мою жизнь я его никогда не видел, но в продолжение нескольких лет мы поддерживали постоянную переписку, пока она не сделалась слишком полемической и наша ревность в этом отношении не охладела. Я первый стал реже писать, а он первый вовсе прекратил переписку.

Переписка эта началась в 1841 году и продолжалась до 1845 года. В ней не только обсуждались различные философские и общественные вопросы Конт посвящал своего философского друга и в свою личную жизнь, описывая ему подробно борьбу с учеными и собственные материальные невзгоды Милль принимал близко к сердцу тяжелое положение философа и, когда ему стала угрожать опасность потерять место, предложил денежную помощь Конт принял предложение.

Посылая деньги, Милль, однако, советовал Конту подыскивать себе работу и предлагал ему сотрудничество в английских журналах. Но Конт был занят обдумыванием своего второго капитального произведения «Системы положительной политики», поэтому предложение отклонил. Между тем англичане отказались продлить еще на год свою субсидию. Это сильно раздражило философа. В письме к Миллю он говорит, что поддержка со стороны лиц, сочувствующих его философии, должна быть не временная, а постоянная. Милль защищал своих друзей. Но тон их переписки немного обострился, философы сильно разошлись по некоторым общественным вопросам. Точное научное понимание практичного англичанина восставало против сентиментальности, все четче проявлявшейся в произведениях и письмах утописта-француза. За охлаждением скоро последовал полный разрыв, и переписка прекратилась в 1846 году.

По предложению одного из преданных своих учеников, Литтре, философ объявил подписку на свои произведения среди приверженцев. В1851 году Конт лишился последнего своего места - репетиторства в Политехнической школе и стал жить на средства последователей и людей, сочувствовавших ему. С этого же года он сам занялся подпиской, рассорившись с Литтре. Таким образом, Конт достиг цели он избавился от необходимости зарабатывать себе средства существования каким-либо посторонним трудом и мог всецело отдаться своему призванию, посвятить себя служению новому созданному им учению.

Долго и упорно Конт боролся за свою материальную независимость. Только под конец жизни ему довелось насладиться сознанием того, что средства существования он получает от исполнения своей миссии. Конт всегда вел скромный образ жизни, а последние десять лет он еще больше ограничил свои потребности.

Огюст отказался от употребления кофе, табака. Он вынужден был отказаться от посещения оперы. При таком аскетизме и при полном бескорыстии ему хватало тех средств, которые доставляла ежегодно подписка. Конт разошелся с женой Каролиной Массин и влюбился в Клотильду де Во. Клотильда была довольно красива, обладала добрым, нежным сердцем и природным умом. Но судьба была жестока к философу любовь осталась неразделенной, а преждевременная смерть унесла в могилу предмет его страсти. В течение этого года он виделся с ней ежедневно и написал 96 писем. Клотильда де Во умерла от чахотки, Конт продолжал любить ее и прославил ее в предисловии к «Системе положительной политики».

Число приверженцев нового учения росло. Собрания позитивистов принимали все более религиозный характер. Конт мечтал о времени, когда будет произносить проповеди в одной из крупнейших церквей Парижа. В 1849 году он начал читать публичные бесплатные лекции во «Дворце кардиналов» по всеобщей истории человечества. Лекции длились по несколько часов и производили большое впечатление. Они не были напечатаны, но вышедший в 1852 году «Позитивный катехизис» дает некоторое понятие о них.

Речи проповедника новой социальной религии не могли нравиться политикам и неоднократно запрещались. Конт только в определенные часы принимал приверженцев нового учения. Последователи находили много утешительного и полезного в личных наставлениях учителя. В последние годы жизни мысли Конта приняли субъективный и мистический характер. Он стал считать себя основателем новой религии и ввел нечто вроде культа.

В мае 1857 года Конт заболел 5 сентября он почувствовал себя лучше и пожелал остаться один. Когда к нему вошли, он лежал неподвижно перед «алтарем Клотильды», а вечером того же дня тихо скончался. Вдова Конта Каролина Массин пыталась оспорить его завещание, доказывая, что он последние 12 лет был умалишенным, но суд нашел это заявление безосновательным.

В своих произведениях Конт рассматривает широкий круг вопросов, относящихся к естествознанию и обществу. Они дали толчок дальнейшему развитию социологической науки и позитивистской философии. Конт призывал к соединению философии с жизнью и конкретному анализу фактов и явлений. Задачу исследователя он видел в том, чтобы описывать и систематизировать то, что мы получаем в ощущении. При этом он отказывался от поиска причин явлений, считая это занятие бесплодной метафизикой. «Мы считаем безусловно недопустимым и бессмысленным искание так называемых причин, как первичных, так и конечных». Он полагал, что достигнуть абсолютных знаний невозможно. Важное место в своих произведениях Конт отводил классификации наук.

Он полагал, что принцип деления наук должен «вытекать из изучения самих классифицируемых предметов и определяется действительным сродством и естественными связями, которые между ними существуют». Таким образом, он отвергал принцип классификации наук по различным способностям человеческого ума, который в то время и до этого был распространен в естествознании. Считал, что все науки объединяет глубокая внутренняя связь. Отвергал связь естествознания с теологией. Все науки у него обладают различной степенью общности и простоты и их можно расположить по степени убывания общности: математика с механикой, науки о неорганических телах, науки об органических телах (сюда входит и социология).

Конт считал, что развитие общества определяется формами мышления. Общество проходит в своем развитии, согласно Конту, три стадии: теологическую, на которой люди объясняют все явления исходя из религии посредством действия сверхъестественных сил; метафизическую, на которой эти явления объясняются действием различных сущностей и причин, позитивную, на которой все явления объясняются с точки зрения науки. Конт подробно раскрывал содержание этих трех стадий развития человеческого общества.

Первая стадия, по его мнению, характеризуется господством воображения, при котором круг знаний весьма ограничен. Люди объясняют существование явлений наличием богов и духов. Здесь господствуют авторитет и монархия. Метафизическая стадия характеризуется действием различных сил, являющихся проявлением сущности. На этой стадии положение авторитетов расшатывается, в человеке усиливается эгоизм и ослабляется связь с обществом. Возрастает роль рассудка при умалении роли чувств. На этой стадии появляется стремление поставить на место монархии власть народа.

Вторая стадия - переходная к третьей, самой высшей. Здесь общество перестраивается на основе положительного знания, которое дают математика, астрономия, физика, химия, биология, социология (социальная физика). Позитивная наука занимается тем, что выявляет порядок, законы природы и общества, а метафизические проблемы, то есть вопросы бытия и его сущности, объявляются неразрешимыми. Наука и философия должны познавать законы природы и общества. На позитивной стадии преодолевается разрыв между теорией и практикой, который был на предыдущей стадии. Решающая сила развития общества по пути прогресса - это прогресс знаний Конт провозгласил создание новой религии - так называемой «религии человечества», написал катехизис этой религии.

Идеи позитивизма были очень популярны среди естествоиспытателей XIX века. Последователями Конта были Дж. Ст. Милль и Г. Спенсер.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Глава 3. Конт - враг самонаблюдения. Рождение через убийство Хотя вся психология когда-то была субъективной и использовала самонаблюдение, название Субъективная или Интроспективная психология появляется лишь в последней четверти девятнадцатого века. И появляется лишь

К основным идеям позитивной философии Огюста Конта следует отнести следующие:

  • · Закон интеллектуальной эволюции человечества, закон трёх фаз
  • · Иерархический подход и классификация научных отраслей
  • · Социальная статика и социальная динамика («Порядок и прогресс»)
  • · Опора на здравый смысл
  • · Принципы взаимоотношения теории и практики, а так же науки и искусства
  • · Формирование новой социальной морали посредством социальной философии
  • · Направленность на непосредственное, но при этом мирное, воздействие на общество

Теперь рассмотрим эти принципы подробнее.

Закон интеллектуальной эволюции человечества, закон трёх фаз. Согласно Огюсту Конту интеллектуальное развитие человечества состоит из трёх фаз (стадий) - теологической (фиктивной), метафизической (абстрактной) и положительной (реальной). На первой фазе для объяснения наблюдаемых явлений используются представления о потусторонних и сверхъестественных силах. Эти представления в ходе своего развития изменяются от примитивного фетишизма, к развитому механизму политеизма и находят свой упадок в монотеизме. На метафизической стадии происходит отказ от поисков божественных факторов, однако основной упор делается на разработку аппарата умозрительных (абстрактных, метафизических) категорий, что приводит к тому, что вопросы о сущности вещей получают приоритет перед конкретными и жизненными задачами. В качестве положительной стороны метафизической стадии по сравнению с теологической Конт видит отказ от поиска божественных причин и разработку более подходящего для позитивной науки методического аппарата.

Последней же стадией развития является позитивная стадия. На этой стадии всякое знание оказывается тесно связанным с опытом. Но этот подход отличается от простого эмпиризма, который критикуется Контом как простое, бессистемное и бессмысленное накопление фактов. Согласно Конту сбор и накопление фактов должен осуществляться в соответствии с системой, которая, однако, в отличие от метафизики, призвана, не проникать в сущность вещей, а описывать закономерности процессов. Правильность полученной закономерности проверяется при помощи способности этой системы к прогнозированию.

Такой подход к научной методологии привёл Конта к иерархии научных отраслей строящейся по следующему принципу. В основании этой иерархии лежит математика, как наука в которой излагаются основные методы чёткого мышления, затем идёт астрономия, как наука показывающая, как позитивный метод может быть применён на практике. Посредством сбора фактов о движении небесных объектов производится построение теорий об их движении и с помощью этой теории удаётся совершать предсказания их движения. Астрономия является идеальной наукой для иллюстрирования позитивного метода, именно поэтому Конт считал необходимым всеобщее изучение астрономии. Следующей наукой в иерархии является физика, а за ней идёт химия, показывающая применимость естественно научных методов к живым организмам. После химии идёт физиология (биология) - наука, описывающая процессы в живых организмах, а венчает эту пирамиду - социология (или социальная физика), призванная не только познать законы развития общества, но выработать новую мораль, сообразующуюся со здравым смыслом.

Из этой схемы видно, что Конт рассматривал социологию, как социальную физику, однако его физикализм не получил дальнейшего распространения в социологии, прежде всего, потому что физика, которая была современна Конту могла достаточно точно описать только простые природные явления, а общество и социальная статика и социальная динамика явления многофакторные. Но, тем не менее, само выделение в обществе статической и динамической составляющих является очень важным достижением в социологии. Это деление отражает девиз избранный Контом для позитивизма - «Порядок и прогресс».

Социальная статика, согласно Конту, включает в себя общественные институты и отношения, которые являются основой существования любого общества, без которых невозможно нормальное функционирование общества. Это индивид, семья, общество, разделение труда и частная собственность, солидарность или консенсус. Конт считал, что должно осуществляться разделение властей не на законодательную, исполнительную и судебную, а на мирскую и духовную, при этом духовная власть в обществе будущего должна принадлежать учёным, а мирская - «индустриалам». Социальная динамика согласно Конту - это прогресс, происходящий согласно закону трёх стадий и осуществляемый под влиянием стремления к улучшению заложенного в человеческой природе.

Другим важным принципом позитивной философии О. Конта была опора на здравый смысл. Полученные закономерности должны были проверяться не столько при помощи некой абстрактной и умозрительной логики, сколько при помощи здравого смысла. Этот же самый здравый смысл и должен быть мерилом полученных результатов. Несмотря на привлекательность этого метода к социальным наукам он оказался применим лишь с определёнными оговорками (зато в естественных науках он прижился и эти науки, начиная с середины XIX в. так же иногда назывались позитивными или положительными). Основной проблемой применения позитивного метода в социальных, да и вообще в гуманитарных науках, оказалась неопределённость того, что понимается под в них под фактом. Для того, чтобы раскрыть это утверждение необходимо вспомнить, что в английском и французском языках понятие «здравый смысл» дословно переводится как «общее чувство», то есть некое чувство которое испытывается всеми. И если по отношению к фактам из мира физического это «общее чувство» является действительно всеобщим и при этом достаточно устойчивым во времени, то в мире психическом и в мире социальном факт неразрывно связан с интерпретацией и оценкой. И при этом эта интерпретация еще и меняется со временем. К сожалению, Конт, описывая изменение мировоззрения от стадии к стадии, не отследил изменение понятия здравого смысла, и в качестве эталона здравого смысла положил современные ему представления. Это сделало позитивизм очень популярным в XIX в., но это же и привело к его кризису в XX в. Сам Конт скорее всего догадывался об этих недостатках своего метода, и старался их исправить, особенно в последние годы своей деятельности. Для этого Конт ввёл в свою теорию понятие о субъективном, и если первоначально это было всего лишь ориентация построения теорий на потребности человека, то в последствии это понятие расширилось, но при этом стало столь запутанным, что даже не все ученики могли его понять, что привело к расколу в позитивистском движении, К сожалению труды Конта, в которых он раскрывает понятие субъективного соотносительно с позитивным методом не переведены на русский язык.

Хотя Конт и призывал к повсеместной опоре на эксперимент и опытные данные, он сам оставался кабинетным учёным. Так же он отрицательно относился к проведению социологических экспериментов, возможно, потому что считал искусственное вмешательство в социальные системы, приведёт к искажению полученных результатов. Такой подход привёл Конта к построению новых принципов взаимодействия теории и практики, которые применительно к социальной сфере он рассматривал как взаимоотношение науки и искусства. Если в сфере взаимодействия человека и природы возможен чистый эксперимент, то в социальной сфере позитивная теория и практика должны соотноситься между собой как наука и искусство, то есть не противоречить друг другу, а дополнять . При этом позитивная теория в социальной сфере должна решать стратегические задачи, а социальная практика должна осуществляться через искусство и образование. При этом социальная философия должна заниматься формированием новой социальной морали, построенной на строго научных основаниях и находящейся в гармонии с природой. Только новая мораль сделает возможным построение общества будущего.

Такие представления о роли социологии вполне логично привели к выводам о её направленности на непосредственное, но при этом мирное, воздействие на общество. Это воздействие должно было осуществляться, прежде всего, через народное образование, которое должно было привести к «союзу пролетариев и философов» . В пролетариях Конт видит класс с одной стороны близкий к индустрии, а с другой стороны, не заражённый метафизикой. С этой точки зрения пролетарии идеально подходят для проведения народной политики сообразно со стратегией выработанной позитивистскими учёными, которые и будут осуществлять «духовную власть» в обществе будущего. Это соответствует представлениям Конта о том, что церковь является очень полезным социальным институтом и в бушующем она должна быть сохранена, однако это будет «церковь без бога», основной функцией которой будет моральное нормотворчество.

Как видно из вышеизложенного контизм (так в некоторых источниках (например в ) называют позитивную философию О. Конта) представлял из себя сочетание эпистемологии (науки о научной методологии и принципах научного познания), социальной философии и утопического проектирования. И для того, чтобы понять вклад Конта в социологию необходимо рассмотреть какие из его идей и методов остались в социологии, а какие нет.