Как связаны речь и мышление. Мышление: его виды и связь с языком 15 мышление и речь

По Карвасарскому Б.Д.

Мышление является высшей ступенью познания. Мышление, основываясь на чувственных образах и представлениях, отражает связи и отношения между предметами и явлениями материального мира.

Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение существенных и закономерных связей и отношений между предметами и явлениями объективной реальности.

Мышление характеризуется рядом особенностей, что видно из определения, которые отличают его от других познавательных процессов.

1. В мышлении отражаются не только внешние, воспринимаемые свойства предметов, но и внутренние, существенные связи и отношения. Если в восприятии и представлении предмет отражается как целое, то в мышлении рассматриваются как минимум два компонента, между которыми устанавливаются определенные связи, отношения. Это обеспечивает более глубокое и точное отражение, так как вскрывает общее в предметах и явлениях, позволяет познать существенные их свойства, их сущность. Благодаря этому появляется возможность на основе наблюдения одних явлений познавать другие, связанные с ними. Это же создает возможность прогнозирования.

2. Мышление это процесс опосредствованного отражения. Опосредствованный характер мышления выражается в том, что человек, решая какую-либо задачу, оперирует знаниями и методами, сложившимися в процессе исторического развития общества, выходит за пределы того, что дано непосредственно в ощущениях, восприятиях, представлениях. Это создает возможность получить новые знания о предметах и явлениях.

3. Обобщенность мышления. Элементарное обобщение возможно уже на ступени чувственного познания. Однако там оно основывается на непосредственно доступных внешних, поэтому часто несущественных, свойствах предметов и ограничено пределами индивидуального опыта человека.

В восприятии отражается единичный объект (например, конкретный человек, определенного роста, пола, возраста, внешности). В представлении - общие признаки класса предметов (например, общие внешние признаки человеческой фигуры), в мышлении же отражаются существенные признаки на разных уровнях обобщенности . Это позволяет соотнести индивидуальные и видовые признаки, видовые и родовые (например, понятие о человеке - как представителе биологического вида, характеризующемся сознанием, членораздельной речью, трудовой деятельностью, производством орудий труда).

Важнейшей особенностью мышления является его проблемный характер .

Началом мыслительного процесса является постановка вопроса, выделение проблемы. Главным мотивом выдвижения проблемы является практическая потребность познания, потребность что-то понять в действительности. Выделение проблемы, как правило, сопровождается определенным эмоциональным возбуждением, интересом и сосредоточением внимания. Мы начинаем думать не тогда, когда все понятно, известно, а тогда, когда что-то еще остается непонятным, неизвестным, когда необходимо отделить незнание от знания.

Мышление имеет фазовый характер , хотя эти фазы могут быть и незаметны для человека, но как правило, вслед за постановкой проблемы наступает фаза выдвижения и перебора гипотез, а затем их проверки. Построение гипотезы является чрезвычайно сложным логическим процессом.

Бруннер выделяет различные типы выдвижения и проверки гипотез:

1. С самого начала человек формулирует все возможные гипотезы, последовательно их проверяет и исключает ложные;

2. Формулируется одна гипотеза, она проверяется и лишь, затем формулируется вторая гипотеза;

З. Гипотеза вообще не формулируется, а предпринимаются попытки случайно натолкнуться на верное решение;

4. Азартный поиск решения характеризуется бессистемностью действий (выдвинув одну гипотезу и не до конца ее, проверив, человек берется за проверку другой или одновременно начинает проверять разные взаимоисключающие гипотезы.)

Окончательным звеном мыслительного процесса является вывод, ответ, решение. В формулировании, проверке гипотезы и применении ее на практике большую роль играет отношение к возможной ошибке. Некритичное отношение к ошибке может завести исследователя в тупик. Правильное понимание ошибок обогащает исследователя. Типы принятия решений также могут быть разными.

Кулюткин и Сухобская выделяют 3 типа принятия решений: импульсивное, уравновешенное, осторожное.

Мышление осуществляется в форме речи, при этом основным элементом мысли является понятие.

Понятие отражает общее, существенное, закономерное в предметах и явлениях действительности. Понятие обозначается словом, поэтому мыслить понятиями - это значит мыслить словами. Понятия формируются в процессе исторического развития человечества и усваиваются в процессе индивидуального развития человека. В процессе формирования понятий отражается развитие мышления, умение выделять в предметах существенные признаки и обобщать по этим существенным признакам.

Выготский, изучая процесс формирования понятий у детей, установили, что он проходит 3 ступени: на 1-й ступени - неупорядоченного множества - обобщение происходит по случайным признакам (так, ребенок 2 лет называет одним словом «киса» и, следовательно, объединяет в одну группу и меховую игрушку, и меховую шапку, и живую кошку). На 2-й ступени - мышления в комплексах - объединение предметов происходит по внешним, не существенным признакам (объединяя в группы геометрические фигуры, ребенок делает это на основании цвета фигур, а не их формы, которая для геометрической фигуры является существенным признаком). И, наконец, на 3-й ступени - истинных понятий - появляется возможность объединения предметов в группы по общим, существенным признакам. Выготский считает, что это происходит в возрасте 15- 16 лет. Понятия могут быть разной степени обобщенности: человек

мужчина - инженер; время года - зима - январь, и т. п. Оперирование понятиями может осуществляться в разных формах, прежде всего в форме суждений и умозаключений.

Суждение - это утверждение или отрицание каких-либо связей или отношений между предметами или явлениями.

Суждения могут быть:

а) общими (все растения имеют корень; воспалительные процессы сопровождаются повышением температуры),

б) частными (некоторые лекарственные средства имеют побочные действия), единичными (этот пациент болен гриппом).

К суждениям приходят как непосредственно, когда в них констатируется то, что воспринимается, так и опосредованно, путем умозаключений.

Умозаключение представляет оперирование не отдельными понятиями, а суждениями. Каждое умозаключение состоит из нескольких суждений (посылок) и следствия из этих посылок.

Возьмем два суждения: животный белок является аллергеном. Молоко содержит животный белок. Из этих суждений вытекает следствие: молоко может явиться аллергеном.

Оперирование понятиями возможно в различных формах:

а) индукции (от частного к общему),

б) дедукции (от общего к частному).

Для детского и патологического мышления характерна также такая форма, как

в) трансдукции - умозаключение, переходящее от одного частного или единичного случая к другому частному или единичному случаю, минуя общее, так как в трансдуктивном мышлении нет обобщения.

Учение о понятиях, суждениях и умозаключениях составляет предмет логики. Логика изучает законы мышления, формы мысли. Психология изучает мыслительный процесс личности с ее индивидуальными особенностями.

Операции мышления.

Всякая мыслительная деятельность есть аналитико-синтетическая деятельность мозга, а основным звеном мышления являются мыслительные операции. Таковыми являются анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, абстрагирование.

Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение отдельных его свойств или сторон.

Анализ ситуации, в результате которого вычленяются известное и искомое, является началом решения задачи.

Синтез - это мысленное соединение частей, предметов или явлений.

Синтез восстанавливает расчлененное анализом целое, вскрывая существенные связи и отношения элементов, выделенных анализом.

Сравнение - позволяет устанавливать сходство или различие между предметами и явлениями на основе мысленного выделения их частей или свойств.

Обобщение - это мысленное выделение в предметах и явлениях общего и основанное на этом мысленное объединение их друг с другом.

Необходимой предпосылкой обобщения является сравнение предметов. Обобщение может опираться на разные признаки, но самое важное значение имеет обобщение, основанное на выделении признаков не только общих, но и существенных для данных предметов или явлений. Именно такое обобщение ведет к образованию понятий, к открытию законов.

Примером обобщения по несущественному признаку может быть следующая фраза: «Шли два студента и дождь, один - в университет, второй - в пальто, третий - в осенний вечер». Или объединение в одну группу таких понятий, как старый, дряхлый, маленький, ветхий.

Обобщенность мышления, умение выделять в предметах существенные признаки является одним из важнейших показателей уровня развития мышления.

При умственной отсталости, задержке психического развития характерным является неумение правильно обобщать предметы и явления.

Систематизация, или классификация - это мысленное распределение предметов по группам и подгруппам в зависимости от их сходства и различия. В зависимости от того, какой признак кладутся в основу, классификация могут быть разные.

Примером классификации могут быть систематика животного мира, классификация ощущений, о которой говорилось выше, различные классификация заболеваний.

Абстракция - это важнейшая характеристика мышления, которая представляет собой отвлечение каких-либо свойств предметов и явлений от других и их изолированное рассмотрение.

Научная абстракция является непременным условием познания сложных объектов, которые невозможно познать сразу и целиком.

Виды мышления.

Мышление человека не только включает в себя различные операции, но и протекает на различных уровнях, в различных формах, что позволяет говорить о существовании различных видов мышления.

В зависимости от характера решаемой задачи, от того, с чем оперирует мысль, выделяют З вида или уровня мышления, которые развиваются в процессе онтогенеза последовательно:

1. Предметно-действенное мышление, или ручное - мыслительные операции происходят в действиях с конкретными предметами;

Предметно-действенное мышление является ведущим у ребенка до 2 -3 -летнего возраста и проявляется в процессе непосредственных действий с предметами.

Этот вид мышления является исходным в формировании любой мыслительной операции. Для него характерен целый ряд особенностей:

а) Оно тесно связано с конкретной ситуацией, осуществляется в процессе практической деятельности.

Этот вид мышления насыщен эмоциональными тенденциями. Для него характерен синкретизм, проявляющийся в том, что случайные поверхностные признаки объединяются в комплекс, не отражающий сути предмета; преобладает трансдуктивный характер связей (отсутствие иерархии признаков: родовидовых, частное-общее и т. п.)

б) Низкая критичность по отношению к своим действиям. Одним из главных признаков предметно-действенного мышления является эгоцентризм, проявляющийся в том, что ребенок не понимает относительности явлений, предметы рассматриваются им вне связи с другими предметами, а точкой отсчета в рассуждениях является сам субъект

Пиаже показал это целым рядом конкретных случаев, например, ребенок 5 лет идет по улице, наблюдая за Луной, и считает, что Луна следует за ним, когда он войдет в булочную, Луна остановится и подождет его.

Эти особенности предметно-действенного мышления делают его недостаточно эффективным.

2. Наглядно-образное мышление, в котором основной единицей мышления является образ

Наглядно-образное мышление также характеризуется синкретизмом, насыщено эмоциями, для него характерна низкая критичность и эгоцентризм, невозможность правильного соотнесения частного и общего, непонимание обратимых отношений.

Предметно-действенное и наглядно-образное мышление - это допонятийные виды мышления, так как они ограничены проблемами, касающимися конкретных, реальных объектов и операций с ними, а оперирование понятиями носит случайный, не всегда осознанный характер.

3. Словесно-логическое, или понятийное мышление (ведущий для человека вид мышления), в котором в качестве основной единицы выступает понятие.

Понятийное мышление - это всегда осознанное вербализованное мышление.

Важнейшей характеристикой понятийного мышления является децентризм в противовес эгоцентризму допонятийного мышления. Децентризм проявляется в том, что логически мыслящий человек выходит за пределы собственной системы отсчета.

Это связано с тем, что внутри каждого понятия имеются разные уровни обобщенности, которые не зависят от системы отсчета, связанной с субъектом. В связи с тем, что движение мысли идет не на одном уровне, появляется возможность правильного соотнесения частного и общего, понимание обратимых операций. В связи с этим постепенно (по данным Пиаже, с 11-12 лет) формируется способность размышлять логически об абстрактных отвлеченных проблемах, появляется потребность проверить правильность своих мыслей, принять точку зрения другого человека, мысленно учитывать и соотносить одновременно несколько признаков или характеристик объекта. Так называемая «обратимость» мышления позволяет менять направление мысли с прямого хода рассуждения на обратный, возвращаться к исходному состоянию того или иного объекта. Ребенок начинает понимать, например, что сложение - это действие, противоположное вычитанию, а умножение делению. Появляется чувствительность к чужому опыту и возможность включения чужого исторического опыта в собственную систему мышления. для понятийного мышления характерна высокая критичность и полнота понимания, включая понимание скрытого, переносного смысла и подтекста.

Мышление взрослого человека включает признаки всех трех видов: ручного, наглядно-образного и понятийного.

Соотношение этих видов мышления определяется не только возрастными, но и индивидуальными особенностями и связано с доминированием одного из полушарий.

Преобладание действенного и наглядно-образного мышления характерно для людей с доминирующей активацией правого полушария. Как правило, такие люди более успешны в технических видах деятельности, им легче даются геометрия и черчение, они склонны к художественным видам деятельности, У лиц с доминированием левого полушария отмечается более высокая успешность теоретического, вербально-логического мышления, они более успешны в математике (алгебре), научной деятельности. В практической деятельности взрослого человека происходит постоянный переход от практического к образному и логическому мышлению и наоборот. Для развитого практического мышления, как показал Теплов, характерно «умение быстро разбираться в сложной ситуации и почти мгновенно находить правильное решение», то есть то, что обычно называют интуицией.

Интуиция и логика

Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, малой осознанностью, в отличие от дискурсивного, поэтапно развернутого, осознанного мышления.

Природа интуиции теснейшим образом связана с развитием пространственных представлений, а логическое мышление, опирающееся на приобретенную сумму знаний и опыт, сочетается с относительным преобладанием наглядности. Высокая скорость интуитивного решения задач обусловлена перестройкой процессов логического и образного мышления. Оно приобретает особую значимость в сложных ситуациях деятельности (сложность обстановки, дефицит времени, необходимость учета противодействующих сил, высокая ответственность за каждое решение). Именно этими параметрами и характеризуется деятельность врача. Поэтому в практической деятельности врача все указанные виды мышления выступают в единстве.

Творческое и критическое мышление.

Если рассматривать мышление с точки зрения новизны, оригинальности решаемой задачи, то можно выделить:

мышление творческое (продуктивное, дивергентное, креативное) и воспроизводящее (репродуктивное, конвергентное).

Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствование решения задачи.

Гилфорд, известный исследователь креативного мышления, выделил 4 основных фактора креативности.

1. Оригинальность характеризует своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме, способность давать нестандартные ответы.

2. Гибкость - способность к разнообразию ответов, к быстрому переключению. Определяется обычно степенью разнообразия ответов, возможностью придумать как можно больше способов применения обычных вещей или в способности изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые возможности (например, как из 6 спичек построить 3 треугольника со стороной в 1 спичку).

3. Интеграция как способность одновременно учитывать несколько противоположных условий, подпосылок или принципов.

4. Чувствительность как умение подметить едва заметные детали, сходство или различие.

Изучая креативное мышление, Торранс установил, что пик креативности отмечается в детском возрасте (от 3,5 до 4,5 лет), затем она возрастает в первые три года обучения в школе и в предпубертатном периоде. В последующем отмечается тенденция к ее снижению. Этому способствует жесткая алгоритмизация школьного обучения, требования социальной среды, накладывающей ограничения на проявления нестандартного поведения. Вместе с тем прогресс человечества обеспечивается именно креативными, творческими личностями

В качестве препятствий творческого мышления, часто неосознанных, выступают:

Конформизм (стремление быть как все, боязнь выделиться)

Именно из-за конформизма существует внутренняя цензура - человек отбраковывает все, что может оказаться непринятым другими людьми;

Ригидность - стремление мышления идти проторенными путями, решать задачи привычными способами

Излишне высокая мотивация, стремление найти ответ немедленно также часто заставляет человека использовать первое пришедшее в голову решение, которое, как правило, не является новаторским.

Поэтому лучшие решения приходят на отдыхе.

Если человек хочет мыслить творчески, он должен научиться предоставлять свободу своим мыслям. Для этого применяется метод свободного ассоциирования, которое используется также и в психотерапии. Для активизации творческого мышления при решении сложных задач Осборн предложил метод мозгового штурма. В методе мозгового штурма организуется деятельность группы специалистов, которым задается тема, разрешается свободное высказывание любых идей и исключается критика этих идей. Эффективность метода основана на том, что групповая ситуация стимулирует выработку новых идей (средний человек в группе дает вдвое больше идей), по мере увеличения количества идей улучшается их качество. Мозговой штурм должен обязательно проводиться несколько дней, поскольку, как уже было упомянуто выше, лучшие решения приходят на отдыхе. Оценивать результаты должны эксперты, не участвующие в работе группы, так как критичность по отношению к своим идеям у человека, как правило, снижена.

Критическое мышление - проверка предложенных гипотез с целью определения области их возможного применения. Можно сказать, что творческое мышление создает новые идеи, а критическое выявляет их недостатки и дефекты.

Исходя из всего сказанного, при описании мышления можно выделить такие его качества: глубина-поверхностность; широта-узость; быстрота-медленность; гибкость-ригидность; оригинальность-тривиальность.

Речь

Речь очень тесно связана с мышлением, так как мысль существует в слове и выражается словом.

Речь - применение языка в процессе общения для передачи мыслей, воли, чувств.

Язык - это строго нормализованная система средств общения.

Речь - это особая и наиболее совершенная система средств общения, свойственная только человеку.

Физиологические основы речи:

Речь обеспечивается определенными периферическими системами; второй сигнальной системой и мозговыми центрами речи.

К периферическим системам относят:

Энергетическую систему: легкие и диафрагма – необходимые для возникновения звука;

Генераторную систему: связочный аппарат – образует звуковые волны;

Резонаторная система: носоглотка, череп, гортань и грудная клетка.

Работа второй сигнальной системы заключается, прежде всего, в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов.

Способность человека к анализу и синтезу речи связана с определенными мозговыми центрами:

Левое полушарие головного мозга

Слухоречевая зона коры больших полушарий головного мозга – задняя часть височной извилины (центр Вернике)

Зона Брока – нижний отдел третьей лобной извилины.

Кроме того речь обеспечивается функционирование определенных физиологических механизмов:

Синтагматические механизмы, которые отражают динамическую организацию речевого высказывания и её физиологические характеристики при работе коры головного мозга

Парадигматические механизмы, отражающие связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематические, семантические, артикуляционные и т.д.).

Механизмы восприятия речи: Переход к осмыслению речевого сообщения возможен лишь после того, как речевой сигнал преобразован. Он анализируется на основе детекторного кодирования, фонематической интерпретации мозгом полученной информации. Это означает, что нейроны чувствительны к разным звуковым сигналам и действуют на основе построения определенной модели опознания слов.

Функции речи:

Сигнификативная, обозначающая функция: В отличие от звуковой сигнализации животных, содержанием языка является не выражение внутреннего состояния, а обозначение, сигнализация объективных вещей, предметов, явлений;

Функция обобщения: Слово обозначает не столько единичный предмет, сколько категорию, общие связи предметов;

Коммуникативная функция: Позволяет устанавливать контакт между людьми.

В коммуникативной функции речи можно выделить 3 аспекта:

1) информационный аспект: речь выступает как способ передачи информации от одного человека к другому и от поколения к поколению;

2) выразительный аспект: речь это средство передачи чувств, отношений, при этом большое значение имеют интонация, экспрессивные, паралингвистические составляющие - жесты, мимика, пантомимика;

3) речь как побуждение к действию, волеизъявление.

Виды речи:

У человека различают:

    Сенсорную речь (то есть понимание речи) и экспрессивную речь (то есть способность говорить)

    Речь может быть внешней и внутренней:

Внутренняя речь – обслуживает процесс мышления. Часто мы говорим сами с собой «про себя» и «для себя», беззвучно обсуждаем сложившееся положение, намерение или мысль. Этот «внутренний голос» становится особенно заметным, когда человек находится в ситуации логического затруднения или нравственного противоречия. Внутренняя речь связана, с одной стороны, с формированием мысли, с другой стороны - с нравственным самосознанием личности, ее совестью, установками и потребностями.

Внешняя речь в свою очередь делится на:

Письменную речь. Письменная речь по своим механизмам - зрительно-слухомоторная. Никаких внеречевых средств воздействия, которые есть в устной речи, в письменной речи нет. Это требует от нее развернутости, связности, логической стройности. Письменная речь требует большей ответственности, так как она сохраняется в роли документа.

Устную речь. Устная речь характеризуется некоторыми отличительными признаками, важнейшими из которых являются ситуационность - она зависит от конкретных обстоятельств, условий, в которых происходит общение; обращенность - направленность к определенному лицу, собеседнику; эта речь поддерживаемая, ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих.

    Монологическая речь - длительное последовательное связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Монологическая речь - связная, контекстная, подчиняется требованиям, которые предъявляются к логической мысли: она должна быть последовательной, доказательной, не терпит неправильного построения фраз, предъявляет требования к темпу и звучанию.

    Диалогическая речь – разговор. Здесь участвуют более двух человек

​​​​​​​Когда-то мышление и речь могут существовать раздельно друг от друга. Так, у маленького ребенка может быть как речь (болтовня) без мышления, так и наглядно-действенное мышление без опоры на речь. Когда-то и взрослые люди болтают, не включая голову, а некоторые сложнейшие задачи ученые решают с помощью в первую очередь мышления, только позже оформляя уже найденное решение в речь - бывает все... Тем не менее, в своей развитой форме у взрослых и думающих людей речь осмысленна, а мышление опирается в первую очередь на речь. ​ рождается с помощью языка, развивается с помощью языка и выражается в речи. Мышление и речь взаимно поддерживают друг друга.

Благодаря формулированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке - устной или даже письменной. Поэтому всегда существует возможность снова вернуться к этой мысли, еще глубже ее продумать, проверить и в ходе рассуждения соотнести с другими мыслями.

Впрочем, мужчины также используют рассказ своих мыслей вслух, кому-либо, чтобы уточнить свои мысли и формулировки. Речь помогает самопониманию: пониманию выражаемого смысла. Формулируя свои размышления вслух, для других, человек тем самым формулирует их и для себя. Такое формулирование, закрепление, фиксирование мысли в словах означает членение мысли, помогает задержать внимание на различных моментах и частях этой мысли и способствует более глубокому пониманию. Благодаря этому и становится возможным развернутое, последовательное, систематическое рассуждение, т.е. четкое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления.

Кроме того, речь помогает выстраиванию правильного размышления и решению задач. Проговаривание (вначале проговаривание вслух, потом про себя, во внутренней речи) - распространенный прием для помощи мышлению, для его правильного выстраивания. Некоторые школьники и даже взрослые часто испытывают трудности в процессе решения задачи, пока не сформулируют свои вслух. Четкое проговаривание, формулирование вслух определений, правил и производимых шагов облегчает решение задач.

Речь помогает и мысли. Чтобы запомнить пришедшую мысль, очень полезно ее проговорить вслух. Когда вы ее проговорите и услышите от себя сами, вспомнить ее суть и основные формулировки будет проще.

Понятие о мышлении .

Мышление - это процесс познавательной деятельности человека, который характеризуется обобщенным и опосредствованным отражением действительности.

Общие особенности мышления

1. Мышление можно рассматривать как процесс решения новых для человека умственных задач в проблемных ситуациях.

2. Мышление обеспечивает интеграцию и взаимодействие всех познавательных процессов, участвующих в решении конкретной задачи.

3. В процессе мышления человек работает с определенным смысловым материалом (словесным, математическим, поведенческим и т.п.).

Мышление как процесс обслуживает все виды человеческой деятельности и осуществляется посредством умственных действия и операций. Умственные действия - это внутренние действия с объектами, которые отражены в соответствующих образах, символах, представлениях и понятиях. Примеры.

Каждое действие включает ряд умственных операций. Главные из них:

Операция

Анализ

Рассмотрение отдельных сторон, свойств, составных частей предметов и явлений (форма, цвет, вкус и тому подобное). Пример.

Синтез

Рассмотрение предметов и явлений в единстве и взаимной связи их частей; сведение в единое целое данных анализа. Пример.

Сравнение

Сопоставление предметов и явлений для установления черт сходства или различия. Пример.

Абстрагирование

Отвлечение от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений для выделения их существенных признаков. Пример.

Обобщение

Объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Пример.

Классификация

Отнесение объекта к классу родственных объектов. Пример.

Систематизация

Расположение объектов в определенном порядке, определение их последовательности. Пример.

Виды мышления.

Виды мышления, выделенные по разным основаниям:

Принцип классификации

Виды мышления

Способ решения задач

Наглядно-действенное (решение умственной задачи в процессе непосредственных действий с материальными предметами). Пример: кубик Рубика.

Наглядно-образное (решение умственной задачи с использованием представлений, т.е. наглядных образов предметов и ситуаций). Пример: создание в уме танцевальной композиции.

Словесно-логическое (решение умственной задачи с использованием понятий, суждений и умозаключений). Пример: философские рассуждения.

Характер решаемых задач

Теоретическое (направлено на решение познавательных задач, формулирование законов, правил и т.п.). Пример: периодическая система Менделеева.

Практическое (направлено на решение практических задач). Пример: постановка цели, составления планов, проекта, схемы научного исследования.

Часто протекает в условиях дефицита времени.

Уровень обобщения

Эмпирическое (направлено на познание отдельных, часто несущественных свойств предметов и явлений, их внешнего сходства, различий и т.п., но не познает их сущность). Пример.

Теоретическое (направлено на познание сущности предметов и явлений). Пример.

развертывание

Дискурсивное, аналитическое или логическое (мышление, развернутое во времени, имеющее четкие логические этапы, которые могут быть зафиксированы в сознании человека). Пример.

Интуитивное (мышление, протекающее достаточно быстро, свернуто; не имеющее четких этапов и минимально осознаваемое человеком). Пример.

Адекватность отображения реальной действительности

Реалистическое (направлено на внешний мир, отражает его, руководствуется его рациональными законами).

Аутическое (не зависит от действительности, ее рациональных законов; руководствуется чувственными потребностями (желаниями получать наслаждение и избежать неприятных переживаний). Пример.

Степень новизны и оригинальности

Репродуктивное (направлено на решения задач, и получение интеллектуальных продуктов, которые не являются оригинальными). Пример.

Продуктивное или творческое (направлено на создание нового, оригинального интеллектуального продукта, является одной из составляющих творчества). Пример.

Влияние на эмоциональную сферу

Саногенное (сознательная постановка и рассмотрение психологических проблем, анализ собственных эмоций и психотравмирующих факторов, которые их вызвали; Способствует преодолению негативных переживаний и психологическому оздоровлению человека), является вариантом позитивного мышления (создание и постоянная поддержание позитивного «образа Я»).

Патогенное (противоположно саногенному, вызывает негативные эмоции, способствуют расстройствам психики). Пример.

Решение профессиональных задач

Профессиональное (решает задачи в какой-либо профессиональной области. Пример: психологическое, музыкальное, шахматное, политическое, историческое и т.п.).

Индивидуальные особенности мышления

Они определяют стилевые признаки интеллектуальной деятельности.

Особенности мышления

Скорость

Способность принимать решения в сжатые сроки. Пример: успешность выполнения тестов интеллекта.

Глубина

Способность к анализу, сравнению, нахождению существенных связей. Пример.

Широта

Способность использовать при решении задачи информацию из различных областей знаний. Пример.

Гибкость и самостоятельность

Способность к преодолению интеллектуальных стереотипов; оригинальность, не стандартность идей и подходов, используемых для решения задачи. Противоположностью гибкости является ригидность (инертность) мышления.

Критичность

Способность находить и ставить интеллектуальные проблемы. Пример.

Логичность

Способность точно и последовательно решать задачи. Пример.

Рефлективность

Склонность к неспешным, хорошо продуманным решениям. Противоположностью рефлективности является импульсивность мышления.

Мышление и интеллект.

Уровень развития познавательных процессов проявляется в интеллекте (общая способность, которая определяет успешность любой деятельности и лежит в основе остальных способностей). Интеллект обеспечивает: а) адаптацию человека к окружающей среде; б) ее преобразование; в) поиск новой среды, которая более пригодна для жизнедеятельности. Он позволяет успешно решать новые жизненные задачи. В зависимости от материала, который составляет их содержание (образы, символы, знаки языка и т.п.), выделяются следующие виды интеллекта:

Если интеллект – это совокупность познавательных способностей, то мышление – процес их реализации.

Понятие о речи

Речь - это система звуковых сигналов, письменных знаков и символов, которые используются человеком для представления, переработки, хранения и передачи информации. Речь является основным средством человеческого общения. Я зык - един для представителей определенного народа или народов и выражает их общие психологические особенности. Язык существенно влияет на ментальность, т.е. общие свойства ума, миропонимания, поведения представителей определенной культуры, общества, группы (социальной, этнической, религиозной и т.п.). Пример. В английском языке местоимение «I» (ай) - всегда большая буква. Это можно трактовать как знак уважение к человеческой личности.

В отличие от языка в речи выражены психологические особенности отдельных людей. В языке слово имеет четкое, принятое всеми его носителями и закрепленное в толковых словарях значение. В речи слова могут иметь смысл (содержание), определяемый личностными факторами: мыслями, чувствами, образами, ассоциациями, которые они вызывает у конкретных людей. Смысл окрашен индивидуальным жизненным опытом, потребностями, эмоциями, отношением личности к объекту, который называет слово и т.п. Поэтому для разных людей смыслы одних и тех же слов могут быть разными, и не совпадать с соответствующими словарными значениями. Пример: для одних слово «демократия» означает народовластие, для других – отсутствие власти, ведущее к беспорядку и хаосу.

Значения слов связаны с соответствующими логическими понятиями. Слова-понятия обобщают имеющуюся информацию о предметах и явлениях, фиксируют их наиболее существенные черты, пренебрегая несущественными. Пример. В слове «стол» (предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на высоких опорах), содержится информация обо всех возможных столах, их наиболее существенных признаках.

Функции речи

Коммуникативная

Обмен информацией. Пример.

Функция влияния

Побуждение к действию. Пример.

Сигнификативная

Обозначение объекта, указания на него, вызывание его образа. Пример.

Экспрессивная

Выражение своего отношения к объекту, ситуации. Пример.

Виды речи

Внутренняя

Неосознаваемая, беззвучная речь. Обслуживает мышление, является формой существования внутренних (умственных) действий. Её беспрепятственное протекание необходимо для реализации ряда психологических функций. Пример: успешность решения арифметических задач, эффективность восприятия словесных текстов резко уменьшаются при отсутствии или задержке внутренней речи.

Внешняя

Разговор вслух. Делится на устную речь – общение с помощью устной речи и письменную речь – общение с помощью письменных текстов. Примеры.

Эгоцентрическая

Речь, направленная на себя и не предусматривающая обратную связь. Пример: используется детьми дошкольного возраста в процессе игры или рисования.

Монологическая

Логическое, развернутое изложение мыслей одним человеком. Пример.

Диалогическая

Разговор между двумя лицами (диалог ) или несколькими лицами (полилог ). Пример.

Активная

Человек разговаривает или пишет. Пример.

Пассивная

Человек только слушает. Пример.

Жестовая

Осуществляется с помощью жестов. Свойственна людям, которые лишены слуха. Пример.

Речь тесно связана с мышлением. Речевой аппарат принимает непосредственное участие в решение умственных задач (в первую очередь – на словесно-логическое, дискурсивное мышление). В наиболее сложные и напряженные моменты решения задачи наблюдается повышенная активность голосовых связок. Это вызвано «безмолвным» произнесением слов, а также общим повышением речедвигательной активности. Однако, не все виды мышления связаны с речью. Пример: наглядно-действенное у человека и практическое у животных.

Мышление и речь. Язык и речь. Виды и функции речи. Проблема эгоцентрической речи в исследованиях Л.С. Выготского и Ж. Пиаже.

План ответа

    Мышление и речь.

    Язык и речь.

    Виды и функции речи.

Ответ:

    Мышление и речь.

Взаимосвязь мышления и речи проявляется в их взаимном влиянии на развитие друг друга. Так речь, проникает в мышление, становясь внутренней. Но изначально она также связана с мышлением, когда является внешней эгоцентрической речью. Формирование такого мыслительного акта, как планирование основывается как раз на феномене эгоцентрической речи, которая по мнению Л.С. Выготского переходит во внутреннюю. Сначала существует проговаривание действия внешнее, а потом его проговаривание внутреннее (переход в процессе развития), что является предиктором самого действия. И уже после происходит реализация действия.

Внутренняя речь – это речь про себя, с помощью которой происходит логическая переработка чувственных данных, их осознание и понимание в определенной системе понятий и суждений. При формировании умственных действий происходит образование обобщенных ассоциаций и семантических комплексов. Внутренняя речь обладает как функцией смыслового обобщения, так и функцией смыслового запоминания. При помощи внутренней речи происходит логическая переработка информации, получаемой из вне по различным каналам, таким образом внутренняя речь является центральным механизмом мышления или умственной деятельности. Хотя в зарубежной психологии существует другой подход к оценке внутренней речи, она понимается как начальный этап порога психолингвистики. Внутренняя речь имеет особенности:

1) ее синтаксис фрагментарен, отрывочен и сокращен (мама дай), сокращается подлежащее и связи между ними, центром является сказуемое.

2) структура внутренней речи предэкватна, т.е. относится к конкретному времени, действию или состоянию. Продуктивность тесно связана с планированием преобразования данной конкретной ситуации (Ванька отдай велосипед).

3) сокращается фонетическая сторона, она оказывается почти без слов, слова сокращаются, структурируются так, что значимая сторона слова (например корень) становится доминирующим.

4) во внутренней речи смысл начинает преобладать над значением слова, но значение слова в речи ребенка может претерпеть искажение и может быть непонимание между людьми в общении, более того смысл слова индивидуален, т.к. связан с эмоциями, чувствами, мыслями, ассоциациями. Смысл слова для разных людей различен, хотя его звуковое выражение одинаково.

    Язык и речь.

Речь – это исторически сложившаяся форма людей, посредством языка речевое общение осуществляется по правилам конкретного языка. В свою очередь этот язык – это системы фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Речь и язык – это сложное диалектическое единство. Т.к. речь под влиянием ряда факторов (пример: развитие науки и т.д.) изменяется и совершенствуется. Речь сама по себе в фонетике – это генерация различных акустических явлений (звуков) на основе работы артикуляционного аппарата. Речь это сложное явление.

Язык должен быть одинаковым для всех людей данного этноса. Язык допускает индивидуальное своеобразие, в речи каждого человека выражается его собственная личность, его психологическая сущность. Язык отражает психологию народа, который его создал, связан с культурно-экологическим аспектом. Язык развивается независимо от конкретного человека, хотя отдельный человек может придумать слово и комбинацию слов, которая в дальнейшем войдет в состав языка (Маяковский придумывал слова).

В онтогенезе усваивая язык как общественно фиксированную систему ребенок одновременно с языком овладевает логической формой и операциями мышления (речь как средство реализации разных операций мышления) – анализ, синтез, класс – речь делиться на продуктивную и рецептивную. Это пассивное слушание речи и обязательное ее понимание, включая возможное проговаривание слушателем конкретного слова (человек может проговорить за тем, кого слушает), в этом случае достигается полное понимание речи.

Отличия речи и языка: 1) язык относительно стабилен, речь ситуативна, 2) язык - надиндивидуального происхождения (нет автора), 3) речь индивидуальная, 4) характер научения: язык - теоретически, речь – стихийно, без организованного обучения. 2 гипотезы: жесткая – родной язык влияет на человека, определяет его мышление, мягкая – язык влияет на мышление, против этих гипотез: область цветоразличения: в разных языках разное кол-во слов обозначающих цвета, оттенки. Поэтому нельзя точно определить: культура влияет на мышление или наоборот.

    Виды и функции речи.

Виды речи:

    Внешняя и внутренняя речь. Внешняя – громкая, устная речь. Внутренняя формируется из внешней. Внутренняя речь имеет функцию планирования, регулирования. Она предикативна: намечает, составляет схему, план. Свернута, протекает короткими вспышками.

    Диалогическая и монологическая речь. Диалогическая – попеременно с кем-то другим. Более ранняя и простая. Монологическая – речь одного лица, обращенная к другим. Более сложная. Содержание и внутренние ресурсы должны быть очень большими, потому что никто не подскажет и не поможет.

    Устная и письменная речь. Устная – более ранняя, простая, ситуативная. Ей человек обучается обычно сам. Письменная – более поздняя, сложная, контекстная речь. Ей учатся у других людей.

    Описательная речь – связана с восприятием и представлением, самый сложный вид речи.

Функции речи:

    Коммуникативная – средство общения или сообщения.

    Экспрессивная – выражение эмоционального состояния, это проступает в ритме, паузах, интонациях, модуляциях, стилистических особенностях.

    Регуляторная – человек с помощью речи регулирует свои и чужие действия и психические процессы, состояния.

    Интеллектуальная – подвиды: индикативная (указание), номинативная (называние), сигнификативная (обозначение), программирующая – построение смысловых схем речевого высказывания.

    Проблема эгоцентрической речи в исследования Л.С. Выготского и Ж. Пиаже.

Для Пиаже мышление ребенка развивается от аутистической формы через эгоцентрическую (речи для себя) к социализированной. Для Выготского-от социализированной формы через эгоцентрическую (речи для общения с другими) к внутренней речи.

Пиаже рассматривает эгоцентрическую речь как «отмирающую речь», а не как промежуточный этап на пути формирования внутренней речи, что характерно для Выготского. В этом было их различие в рассмотрении эгоцентрической речи.

Пиаже: Давление среды => социализация =>эгоцентричная речь => социализированная речь. Речь, таким образом, становится психически внутренней раньше, чем она становится действительно внутренней. Действительное движение процесса развития детского мышления совершается не от индивидуального к социализированному, а от социального к индивидуализированному.

Выготский : овладение речью (социализация, интериоризация) ->эгоцентрическая -> внутренняя, т.к. растет произвольность Она становится средством мышления, т.е. начинает выполнять функцию образования плана решения задачи.

Для Пиаже все же основной догмой остается положение, что ребенок непроницаем для опыта. Установленные Пиаже закономерности мышления ребенка, нельзя обобщать на всех детей, т.к. так развивается мышление того ребенка, которого он изучал; говоря, что до 7 лет ребенок больше мыслит эгоцентрично, чем социально – основывается на том, что он не учитывал влияние соц. ситуации.

О том, как связаны мышление, речь и деятельность человека, существует немало научных работ и обсуждений, достойных внимания. Вообще, всё, что касается людей и их жизнедеятельности, представляет собой определенный интерес. Особенно если затрагивается тема мыслительных процессов. Впрочем, обо всём по порядку.

Вкратце о понятиях

Прежде чем рассказывать о том, как связаны мышление, речь и деятельность человека, внимание стоит уделить терминологии.

Итак, мышление. Этот процесс постоянно осуществляется каждым из нас, мы пониманием, о чём идет речь, когда упоминается данный термин, но что он собой представляет? Мышление - это психический процесс, связанный с обработкой информации и установлением связи между определёнными явлениями и объектами окружающего мира. В нейропсихологии - одна из высших функций. Поскольку мышление - это то, что имеет определенную цель, мотив, систему операций и действий, а также следующий за всем этим результат.

Речь, в свою очередь, является не только формой общения, при которой задействуются языковые конструкции. Это орудие интеллектуальной деятельности, которой и является мышление. Правда, сюда ещё относится память, воображение и восприятие.

И, наконец, деятельность. В узком понимании это процесс, в ходе которого субъект взаимодействует с объектом, чтобы достичь заранее определённой цели. Строго определив для себя значение терминов, можно понять, как связаны мышление, речь и деятельность человека. Но об этом нужно поговорить отдельно.

От мыслей - к действиям

Наверняка эта фраза хорошо знакома каждому. И в ней - ответ на упомянутый выше вопрос.

Деятельностью является активность человека, которая несёт в себе определённый смысл. В любом случае, чего бы она ни касалась, её подразделяют на этапы. Первым делом устанавливается цель. Тут важна мотивация. Установка цели и поиск мотивации связаны с процессом анализа, в ходе которого человек «разбирает» ситуацию на кирпичики, после чего проектирует свои действия. Затем следует процесс их осуществления (как долго он длится, зависит от цели) и достижение результата.

Простой пример: человек хочет купить квартиру. Допустим, за 1 500 000 рублей. Цель - заработать эту сумму. Мотивация заключается в желании обрести собственность, личную «крышу над головой» и определенную независимость. Проектирование действий: найти работу с минимальным доходом в 45 000 рублей. Из которых 30 000 будут откладываться на покупку собственности - тогда за 50 месяцев (если следовать плану) цель будет достигнута. Когда сумма будет накоплена, а жильё приобретено, человек сравнит свои результаты с ожиданием, сверит, уложился ли он в срок и т. д. На этом примере видно, что каждое действие (то есть деятельность) связано с мышлением - с анализом, рассуждениями, просчетами, составлением плана и определением для себя каких-то выводов.

Речевой аспект

Но как мышление связано с речью? Ответ прост - неразрывно. Непосредственная связь обусловлена спецификой человеческой психики. Человек, на достойном уровне владеющий речью, может выделять для себя определенные объекты, их свойства и явления и закреплять понятия, сложившиеся о них, в определенном слове или выражении.

Можно выразиться проще. Иными словами, мысль, выраженная словом, обретает неплохую материальную оболочку. Так было всегда. Человеческое мышление связано с речью - примеры это подтверждают. Ведь всякая возникающая в голове идея развивается неразрывно от слова. Чем глубже и основательнее человек продумывает ту или иную мысль, тем четче её можно выразить при помощи слов.

Мнение Л. С. Выготского

Это авторитетная личность в мире психологии. Лев Семенович известен, как создатель культурно-исторической теории и специалист по педологии и когнитивному развитию ребёнка. Он очень понятным, доступным образом объясняет то, как связаны речь и мышление. Выготский полагал, что они изначально существовали раздельно и выполняли разные функции. То, что в онтогенезе и филогенезе существовала доречевая фаза в развитии интеллекта, - подтверждённый учеными факт.

И ещё один нюанс. В речи тоже существует фаза, наблюдаемая до возникновения интеллекта. Есть яркий пример - это дети и высшие животные. Наблюдая за ними, каждый может понять, что у них есть особенное, своеобразное средство коммуникации (иногда даже не одно), которое не связано с мышлением. Сюда относится мимика, жесты, движения - всё, что отражает внутреннее состояние.

Так вот, Выготский полагал, что в случае с человеком всё меняется тогда, когда ему исполняется два года. В этот момент речь становится интеллектуальной. Мышление же, в свою очередь, - речевым. Словарный запас ребёнка расширяется, он начинает задавать вопросы, которые, как известно, из ниоткуда не берутся. Перед тем как что-то спросить, малыш осуществляет умственную, мыслительную деятельность. Минимальную, в силу его способностей. Но всё же она имеет место. И с каждым годом развитие и взаимосвязь речи и мышления растёт.

Сила - в словах

Человек порой даже не представляет, какой необыкновенной способностью он обладает. Он может говорить! Только человеку это под силу, и никакому другому живому существу в мире. Очень важно уметь владеть своей речью. Желательно, всеми её видами, которых немало. К сожалению, большинство пользуется лишь устной - путём вербального общения.

Но есть ведь ещё письменная. Текстовая речь подразумевает использование графики и синтаксических конструкций, соответствие композитно-структурной организации. Чтобы создать хороший, читаемый текст, человек должен быть мыслящим. Поскольку мало просто написать. Надо сделать это так, чтобы читатель понял, что автор пытался до него донести. Именно поэтому все ораторы составляют тексты своих выступлений. Люди, готовящие речь, сначала пишут её на бумаге, после чего репетируют.

Внутренняя речь

Это особенный аспект. И его нельзя не отметить вниманием, говоря о том, как связаны мышление, речь и деятельность человека. Использование языка вне процесса реальной коммуникации чаще всего сопровождает действие. Это будто бы «бегущая строка» нашего сознания. Внутренняя речь - средство мышления, для которого характерны такие специфические единицы, как предметные значения, коды, схемы и образы. Это ещё называется внутренним программированием.

Классификация действий по Веберу

Наверняка многие слышали про немецкого социолога по имени Макс Вебер. Вот именно он предложил весьма интересную и правильную классификацию действий. Именно в социальном контексте. Вот какие действия выделял учёный:

  • Целерациональные. Те, которые ориентированы на достижение четкой и разумной цели, которую определил для себя человек в процессе мышления.
  • Ценностно-рациональные. То есть те, которые основаны на ценностях (эстетических и моральных) и убеждениях. К ним человек, естественно, тоже приходит в процессе анализа.
  • Аффективные. Действия, которые человек осуществляет бесконтрольно, под влиянием страха, ненависти, злости и ярости. В данном случае как раз мышление и отсутствует - эмоции затмевают разум.
  • Традиционные. То есть, иными словами говоря, привычки, которые также вырабатываются не просто так, а потому, что однажды человек решил, что он будет так поступать. Например, пить воду по утрам, потому что так пробуждается и тонизируется организм. Однажды он это проанализировал, и потом это вошло в привычку.

Эта классификация наглядно демонстрирует прямое отношение действий к мышлению. Что неудивительно, ведь Вебер недаром считается создателем понимающей социологии и одним из основоположников социологической науки.

Формы проявления

Рассказывая о том, как связаны мышление, речь и деятельность человека, нельзя не затронуть вниманием и виды логических операций. А также формы их проявления.

Итак, имеет место сравнение, синтез и анализ, а также абстракция, конкретизация, дедукция и индукция. Мышление - основа для поведения и адаптации человека. Это неразрывно связано с деятельностью, так как именно в её процессе удается разрешить определённый ряд задач. Поскольку деятельность является формой активного отношения, проявляемого человеком к окружающему миру. Она регулируется сознанием, а порождается потребностями. И совершенно ясно, как к этому относится язык и речь. Связь мышления с развитием речи очевидна. Взять, к примеру, классификацию. Недаром есть такое понятие, как абстрактно-логическое мышление. Оно осуществляется такими категориями, которых нет в природе. Только человек может владеть данным видом мышления, поскольку он владеет речью, помогающей ему рассуждать, выражать свои мысли и формировать ответы на вопросы, которые нередко он задаёт себе сам. В конце концов всё это приводит к суждению и умозаключению. Вот как связаны между собой мышление и речь.