Как составить план презентации. Конспект урока по окружающему миру на тему "О чём расскажет план" (3 класс)

Умение планировать презентации является достаточно полезным навыком, как в профессиональной, так и в учебной сфере. Хотите ли вы продать свой продукт или просто получить хорошую оценку, планирование презентации потребует от вас немало времени и внимания. Чтобы наилучшим образом представить имеющиеся в вашем распоряжении материалы, вам придется учесть ту публику, для которой предназначена презентация, а также тот ракурс, с которого вы будете преподносить свою информацию. Именно это и является отправной точкой для подготовки слайдов и самого выступления. Прежде чем выносить подготовленную презентацию на суждение публики, вам следует тщательно отрепетировать свое выступление. Это поможет вам заранее выявить и изменить в презентации ту информацию, которая окажется лишней или недоработанной.

Шаги

Часть 1

Соберите воедино лучшие подготовленные материалы

    Продумайте цель вашей презентации. Начиная планировать презентацию, вы всегда должны держать в уме ее итоговый вид. Подумайте над тем, что именно вы хотите преподнести своей презентацией, и постарайтесь сделать это наилучшим образом в рамках отведенного на подготовку времени.

    • Попробуйте набросать список ключевых идей. Посмотрите, сможете ли вы выделить самую важную из них. Если бы вы захотели, чтобы публика осознала одну ключевую мысль презентации, то какую именно?
    • Презентации нередко предназначены лишь для сообщения информации. Тем не менее, недостаточно перечислить публике голые факты. Постарайтесь дать ей понять, что все эти факты значат. Объясните, какой обобщающий вывод они позволяют сделать на основании имеющейся у вас информации.
  1. Учтите состав публики, для которой предназначена презентация. У публики, которая будет вас слушать, изначально будут определенные ожидания от вашего выступления. Постарайтесь получше узнать состав своей публики, уровень ее подготовленности и взгляды. Это поможет вам лучше структурировать презентацию вокруг того, что публика хочет от вас узнать.

    • В данном случае одним из ключевых вопросов для вас будет следующий: "Насколько хорошо публика знакома с темой моей презентации?" Возможно, вам придется восполнить некоторые пробелы в знаниях слушателей, поэтому постарайтесь придержать в уме то, о чем публика может не знать.
    • Кроме того, вы должны понять, что именно ожидает публика от вашей презентации. Определитесь с тем, хотите ли вы продать людям новый продукт, познакомить с новой идеей или даже изменить их образ мышления. Подумайте о составе вашей аудитории. Придется ли вам выступать перед разномастной толпой или перед сплоченной группой, жаждущей услышать вашу речь?
  2. Выберите основные положения своей презентации. Какие именно положения, факты и взгляды наилучшим образом иллюстрируют тему вашей презентации? Они должны составить ее основу. Также вам необходимо учесть длительность своего выступления. Если на презентацию отведено 10 минут, то в нее должно войти не более трех основных положений.

    • Подумайте, какие положения лучше всего дополняют друг друга. Преподносимая вами информация должна плавно перетекать от одного положения к другому. Допустим, вы пытаетесь убедить руководство компании запустить программу переработки отходов. В вашем распоряжении имеются три положения: 1) промышленные отходы являются основной причиной глобального потепления; 2) переработка отходов поможет компании сэкономить; 3) полярные ледниковые шапки тают с устрашающей скоростью.
    • Несмотря на то, что каждое из упомянутых положений в отдельности является неплохим, последнее из них не сочетается с двумя первыми. Первые два положения затрагивают тему того, каким образом можно улучшить публичный образ компании и повысить ее прибыль, тогда как третье положение является простым фактом. Постарайтесь заменить это положение каким-нибудь другим, имеющим большее отношение к программе переработки отходов.
  3. Подберите своим словам лучшую доказательную базу. Внимательно ознакомьтесь с результатами того исследования, с которым вы будете знакомить публику. Поищите в нем самые веские доказательства. Они должны состоять из той информации, которая действительно заставит публику задуматься над необходимостью совершения изменений. Используемая вами доказательная база должна выполнять три нижеуказанные задачи.

    • Она должна разъяснять ваши положения, то есть объяснять людям то, что они могли не сразу понять. Например, давать краткий обзор влияния загрязнения окружающей среды на изменение климата.
    • Информация должна выглядеть компетентно. Вы должны ссылаться на проведенные исследования, имеющиеся в вашем распоряжении научные работы и прочую компетентную информацию. Например, вы можете упомянуть о единомыслии научного мира, считающего глобальное потепление результатом человеческой деятельности, и упомянуть несколько соответствующих исследований.
    • Наконец, информация должна быть ярко проиллюстрирована. Никто не любит сидеть на монотонных лекциях. Постарайтесь дополнить свои положения визуальной информацией в виде изображений и видеоматериалов. Например, можно продемонстрировать фотографию месячного объема отходов компании.

    Часть 2

    Определите траекторию развития основной мысли презентации
    1. Начните с броского вступления. Когда основа вашей презентации уже будет готова, можно заняться подготовкой ее вводной части. Презентацию следует начать с броского вступления, которое привлечет внимание слушателей к обсуждаемой вами теме.

      • Для начала представьтесь. Это можно сделать совсем кратко. Например, скажите следующее: "Здравствуйте! Меня зовут Наталья Иванова, и сегодня я бы хотела обратиться к вам с интересной темой".
      • Найдите способ привлечь внимание публики. Как это сделать? Задайте публике интригующий вопрос или познакомьте ее с таким фактом, который сразу же поймает внимание слушателей. Например, скажите: "Вы когда-нибудь видели водоем, поверхность воды в котором была затянута зеленой масляной пленкой? Вы не задумывались над тем, как такое могло произойти? Мой ответ может удивить вас. Промышленные компании, включая вашу компанию, являются основной причиной загрязнения водных ресурсов во всем мире".
    2. Представьте публике свое исследование и познакомьте людей с основными его положениями. Основа вашей презентации должна занять 60-70% от выступления, поэтому включите в нее самые лучшие ключевые идеи выступления. Лучше всего представить себе основу презентации в виде дороги, ведущей вас к основному ее выводу. Именно по этой причине вы должны выстроить информацию своего выступления максимально логично.

      • Допустим, вы пытаетесь заинтересовать компанию в изменении существующей программы переработки отходов. В таком случае можно начать рассказ с того, каковы объемы промышленного загрязнения в мировом масштабе.
      • Объясните негативные последствия сложившейся ситуации. Продемонстрируйте, каким образом загрязнение влияет на изменение климата. Затем сообщите компании о том, что она может сделать со своей стороны. Приведите краткий обзор возможных изменений внутренней политики компании и того, какой эффект они могут возыметь.
      • Так в вашем выступлении будет четко просматриваться основная линия. Вы начнете с объяснения проблемы, укажете на ее последствия, а затем предложите свое решение.
    3. Чтобы ваши заявления были более понятными, используйте в речи связующие словосочетания. Они помогут вам избавиться от смысловых разрывов между различными положениями. С помощью связующих фраз вы будете подсказывать публике о том, что собираетесь перейти к другой смысловой части выступления, чтобы не вызвать путаницу.

      • Среди распространенных связующих словосочетаний необходимо упомянуть следующие: "Другим важным вопросом является...", "Исходя из вышеупомянутых данных, становится ясно, что...", а также "Все вышесказанное позволяет перейти к главной мысли…"
      • Например, можно сказать: "Теперь, когда я продемонстрировала вам последствия промышленных выбросов, можно перейти к главной мысли моего выступления. Что вы можете сделать со своей стороны, чтобы остановить загрязнение?"
    4. В ходе выступления используйте слайды с подготовленной визуальной информацией и графиками. Публике легко наскучит голословное перечисление фактов и монотонная речь. Неплохо будет оживить свою презентацию графической информацией. Хорошим подспорьем могут стать и видеоматериалы.

      • Если у вас в распоряжении есть графики и диаграммы, которые способны подкрепить ваши заявления, используйте их в презентации. Визуальное представление информации помогает сделать ее более доходчивой.
      • Неплохо будет поискать видеоматериалы, которые было бы можно включить в ваше выступление. Короткое видео с чьим-то сжатым интервью по затронутой вами теме поможет немного оживить презентацию.
      • Также хорошо использовать иллюстрации. Рекомендуется, чтобы на каждом представляемом вами слайде имелось какое-нибудь изображение по рассматриваемой теме.
    5. Сделайте заключительный вывод. Заключительная часть презентации должна подытожить все сделанные вами заявления и заставить слушателей задуматься над той информацией, которую вы представили. Длительность вывода не должна превышать 5-10% от всего вашего выступления, поэтому не выходите за эти рамки.

О чём расскажет план

Важный источник информации об окружающем мире - различные планы: план местности, планы городов для пешеходов и автомобилистов, разнообразные туристические планы.

План местности - это точный чертёж местности, выполненный с помощью условных знаков. При этом местность изображается так, как будто мы смотрим на неё сверху.

План выполняется в определенном масштабе. Масштаб показывает, во сколько раз на плане уменьшены действительные расстояния.
Стрелка на плане указывает направления: северное (С) и южное (Ю). Зная их, можно легко определить западное и восточное направления. Если стрелки нет, подразумевается, что север на плане вверху, а юг внизу.

Подпиши условные знаки плана

Условные знаки плана

Озеро. Болото

Кустарник. Овраг

Смешанный лес. Просека

1. Пашня. 2. Огород

Село. Школа

Шоссе. Телеграфная линия

Родник. Ручей

Река. Деревянный мост

На уроке учительница спросила: "Что означает масштаб плана, изображённого в учебнике?" Дети ответили так:

Серёжа: "Одному сантиметру на плане соответствует один метр на местности".
Надя: "Одному сантиметру на плане соответствуют 50 метров на местности".
Витя: "Одному сантиметру на местности соответствуют 100 метров на плане".
Ира: "Одному сантиметру на плане соответствуют 100 метров на местности" .

Кто ответил верно? Верно ответила Ира.

Практическая работа "Туристические планы".

Цель работы: научиться читать туристические планы.
1. Рассмотрите в учебнике план зоопарка. Сориентируйтесь по сторонам горизонта и определите, в каких частях зоопарка живут:
а) тигры - в северной части
б) львы - в южной части
в) снегири и другие птицы - в западной части
г) верблюды - в восточной части

2. Рассмотрите фрагмент плана Москвы. Запишите, какие достопримечательности города изображены на нём.
Ответ: Стадион Лужники, Московский Государственный Университет, Ботанический сад, Воробьёвы горы, Олимпийская деревня.

3. Рассмотрите план центральной части Санкт - Петербурга.
Определите, как от Московского вокзала дойти до Зимнего дворца. Напишите, что можно увидеть на этом маршруте.



На маршруте от Московского вокзала до Зимнего дворца можно увидеть: Аничков мост, Казанский собор, Дворцовую площадь и Александровскую колонну.

Тема урока: О чем расскажет план

Цели: познакомить с понятиями «план местности», «мас­штаб»; научить читать карту.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать условные обозначения на плане, читать и характеризовать планы, из влекать информацию из туристических планов, оценивать свои успехи в овладении способами чтения плана, осознавать значение планов в нашей жизни.

Ход урока

    Организационный момент

    Актуализация знаний

    Проверка домашнего задания

Задание 2 (с. 14)

    Какие примеры записаны в тетради?

    Что вы можете о них рассказать?

Задание 3 (с. 14)

    Какие вопросы вы записали?

    На какие из них вы сможете ответить?

Задание 4 (с. 15)

    Какие фотографии приклеили к каждой подписи?

    Что можете рассказать об этих музеях?

    Самоопределение к деятельности

Любознательный человек стремится как можно больше узнать, увидеть. Он посещает экскурсии, ходит в походы, отправ­ляется в новые незнакомые места.

    Как найти в незнакомом городе достопримечательности? (Спросить у местных жителей, воспользоваться путеводи­телем.)

    Как быть, если вы отправились в поход в безлюдную мест­ность без путеводителя? (Ответы детей.)

Нам поможет план местности. Сегодня мы узнаем, как его читать.

    Работа по теме урока

    Работа по учебнику С. 20

    Почитайте тему урока. (О нем расскажет план.)

    Как думаете, о чем может рассказать план?

    Всем ли раскроет план свои тайны? (Только тем, кто мо­жет его прочитать.)

    Как думаете, что значит прочитать план? (Изучить условные обозначения и определить, что изображено на плане.)

    Работа с загадками

    Отгадайте загадки. Докажите свое мнение.

Виден край,

Да не дойдешь. (Горизонт.)

    Что такое линия горизонта? (Линия кажущегося соединения неба и земли.)

По стране в поход идем,

Друга мыс собой берем.

Он не даст нам заблудиться,

От маршрута уклониться.

Нам покажет верный друг Путь на север и на юг. (Компас.)

    Какие основные и промежуточные стороны горизонта еще может показать компас? (Запад, восток, северо-запад, севе­ро-восток, юго-запад, юго-восток.)

    Работа по учебнику

С. 20

    Прочитайте и скажите, что такое план местности.

    Рассмотрите иллюстрации на с. 20-21 и скажите, где ри­сунок, а где план местности. (На с. 20 - рисунок, на с. 21 - план местности, так как все объекты на местности обозна­чены условными знаками, не зная их значения, понять, что изображено, нельзя.)

    Обратите внимание на стрелку, которая указывает направ­ления. Изучите условные обозначения. Что вы можете рас­сказать о местности по ее плану? (Изображены окрестности города Климова, два села - Покровка и Дивное, река Быстрая течет с севера на юг, а потом меняет направление на юго- восток. И т. д.)

    Расскажите, как пройти из села Дивное в Покровку. (При­мерный ответ. Выйти из села в западном направлении, по грунтовой дороге дойти до реки, пройти через мост, справа будет кустарник, слева луг. Идти по краю луга, дой­ти до пашни. На пересечении дорог свернуть на северо- запад.)

    Как узнать, далеко ли от города Климова находится село Покровка? (Ответы детей.)

Определить расстояние нам поможет масштаб.

С. 21

    Прочитайте, что такое масштаб. (Масштаб показывает, во сколько раз на плане уменьшены действительные расстояния.)

    Что означает масштаб этого плана? (1 см на плане соответ­ствует 100м на местности.)

    Как узнать расстояние от города Климова до грунтовой до­роги на Покровку? (6 см х 100м = 600м)

    Какое расстояние нужно проехать по грунтовой дороге?

(Дети проводят измерения и вычисления.)

    Чему равно все расстояние от города до Покровки?

(Работа в паре.)

    Задайте друг другу вопросы на определение расстояния по данному плану. Ответьте на них.

    Физкультминутка

Шеей вертим осторожно -

Голова кружиться может.

Влево смотрим - раз, два, три.

Так! И вправо посмотри.

(Повороты головы вправо и влево.)

Вверх потянемся, пройдемся

И на место вновь вернемся.

    Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику С. 22

- Прочитайте, скажите, какие бывают планы.

(Работа в паре.)

- Посмотрите на план Москвы и расскажите, как проехать от Ленинского проспекта до Винницкой улицы.

С. 23

- Изучите план Санкт-Петербургского зоопарка. Оля стоит у вольера с белым медведем. Каких животных она может увидеть по дороге к вольеру с лисой?

- Перед вами план эвакуации из школы. Что нужно сделать, чтобы понять этот план? {Прочитатьусловные обозначения.)

- Рассмотрите условные обозначения. Расскажите о пути эва­куации. (Путь показан красными стрелками. Я выйду из клас­са, сверну..., пройду мимо..., дойду до..., поверну... и т. д.)

    Рефлексия

Выполнение заданий в рабочей тетради Задание 6 (с. 20)

(Практическая работа.)

    Подведение итогов урока

- Чему научились сегодня на уроке?

- Какими планами вам приходилось пользоваться? Какую помощь они вам оказали?

Домашнее задание :

    Выполнить задания 2-5 (с. 18-19) в рабочей тетради.