Как правильно исповедоваться, что говорить батюшке.

Вопрос от Елены: Скажите пожалуйста, когда и как правильно исповедоваться? Иногда я чувствую потребность в исповеди, в покаянии, но при этом я не нахожусь в церкви, а нахожусь дома или на прогулке в лесу. Можно ли исповедоваться дома? Обязательно ли для этого нужен Священник? Могу ли я просто обратиться к Богу и исповедоваться так?…

Обязательно ли Священник должен исповедовать человека?

Священник – всего лишь проводник от Высших Сил, в данном случае за ним стоят Покровители Христианства (Святые, др.). Если Священник считает, что он вершит исповедь и отпускает грехи – он берёт на себя лишнее, то, что ему не принадлежит. Это признак , что делает данного священника недостойным проводить этот ритуал, а исповедь у него, мягко говоря, неэффективной.

Священник, если он чистый проводник, если у него есть сильная – может усилить покаяние, усилить глубину раскаяния словами, подсказками, добротой и мудростью. Но, как показывает жизнь, таких священников в современном мире единицы.

Чтобы совершить исповедь и покаяться в своих грехах – священник это не обязательное условие, потому что исповедует человека и освобождают его от грехов (снимают наказания) – только Бог, Высшие Силы. И будет принято Богом раскаяние человека или не будет – зависит от самого человека: от осознания греха, раскаяния, стремления измениться к лучшему и больше не грешить.

Могу ли я просто обратиться к Богу для покаяния или с какой-то просьбой?

Да, можете! Но большинство людей питают иллюзию о том, что они напрямую, без посредников общаются с Богом. Это иллюзия!

Вы можете напрямую обращаться к Богу, о чём-то просить Его, каяться перед Ним, но общаться вы будете не с Богом напрямую, а с Его представителями (с Высшими Силами в пределах Земли), со Святыми и . И то, с кем вы взаимодействуете в своей молитве определяется вашей Верой в Бога, её силой, чистотой мотивов, позитивностью, уровнем духовного развития, и многими другими факторами.

А о том, как сделать своё покаяние перед Богом максимально эффективным, как искупить свои грехи – подробнее читайте в следующих статьях:

А если вы видите, что ваша исповедь не помогает, грех, проблема, наказание, болезнь – не уходит, значит есть какие-то особые не выполненные условия, не понятые причины наказания, скрытый и не искупленный грех, который самостоятельно вам увидеть и понять сложно.

Будут вопросы – ! Если вам понадобиться контакт Духовного Целителя, также напишите мне.

Покаяние или исповедь - это есть таинство, при котором человек, исповедующий свои грехи священнику, через его прощение разрешается от грехов Самим Господом. Вопросом о том, батюшке, задаются многие люди, приобщающиеся к церковной жизни. Предварительная исповедь готовит душу кающегося к Великой Трапезе - Таинству Причащения.

Суть исповеди

Таинство Покаяния святые отцы называют вторым крещением. В первом случае при Крещении человек получает очищение от первородного греха прародителей Адама и Евы, а во втором кающийся омывается от своих грехов, совершенных уже после крещения. Однако от немощи своего человеческого естества люди продолжают грешить, и эти грехи отделяют их от Бога, вставая между ними преградою. Своими силами преодолеть этот барьер они не в силах. Но Таинство Покаяния помогает спастись и приобрести то обретенное при Крещении единение с Богом.

В Евангелии о покаянии сказано, что оно является необходимым условием для спасения души. Человек на протяжении всей жизни непрерывно должен бороться со своими грехами. И, несмотря на всякие поражения и падения, он не должен унывать, отчаиваться и роптать, а все время каяться и продолжать нести свой жизненный крест, который возложил на него Господь Иисус Христос.

Осознание своих грехов

В этом вопросе главное - усвоить, что в Таинстве Исповеди кающемуся человеку прощаются все его согрешения, и душа освобождается от греховных уз. В десяти заповедях, полученных Моисеем от Бога, и в девяти полученных от Господа Иисуса Христа, заключен весь нравственный и духовный закон жизни.

Поэтому перед тем как исповедаться, необходимо обратиться к своей совести и вспомнить все свои согрешения с самого детства, чтобы подготовить настоящую исповедь. Как проходит она, не каждый знает, и даже отвергает, но истинно православный христианин, побеждая свою гордыню и ложный стыд, начинает духовно распинать себя, честно и искренне признаваться в своем духовном несовершенстве. И тут важно понять, что неисповеданные грехи будут человеку определены в вечное осуждение, а покаяние - означать победу над самим собой.

Что такое настоящая исповедь. Как проходит это таинство

Перед тем как исповедаться перед священником, необходимо серьезно подготовиться и осознать всю необходимость очищения души от грехов. Для этого надо примириться со всеми обидчиками и с теми, кого обидели, воздержаться от пересудов и осуждений, всяких непотребных мыслей, просматривания многочисленных развлекательных программ и чтения легковесной литературы. Лучше свободное время посвятить чтению Священного Писания и другой духовной литературы. Желательно исповедоваться немного заранее на вечернем богослужении, чтобы во время утренней Литургии уже не отвлекаться от службы и посвятить время молитвенной подготовке к святому Причащению. Но уже, в крайнем случае, можно исповедоваться утром (в основном все так и делают).

В первый раз не каждый знает, как правильно исповедоваться, что говорить батюшке и т. д. В этом случае нужно об этом предупредить батюшку, и он все направит в нужное русло. Исповедь в первую очередь предполагает умение увидеть и осознать свои грехи, в момент высказывания их священнику не стоит оправдывать себя и перекладывать вину на другого.

Дети до 7 лет и все новокрещенные в этот день причащаются без исповеди, нельзя этого делать только женщинам, пребывающим в очищении (когда у них месячные или после родов до 40-го дня). Текст исповеди можно написать на листочке, чтобы не сбиться потом и все вспомнить.

Порядок исповеди

В церкви на исповедь обычно собирается много народа, и перед тем как подходить к батюшке, надо повернуться к людям лицом и сказать вслух: «Простите меня, грешную», и они ответят: «Бог простит, и мы прощаем». И вот уже тогда необходимо идти к исповеднику. Подойдя к аналою (высокой подставке под книгу), перекрестив себя и поклонившись в пояс, не целуя Крест и Евангелие, склонивши голову, можно приступать к исповеди.

Ранее исповеданные грехи повторять не надо, ибо, как учит Церковь, они уже простились, но если они опять повторялись, то о них вновь надо каяться. По окончании своей исповеди необходимо выслушать слова священника и Когда он закончит - дважды перекреститься, поклониться в пояс, поцеловать Крест и Евангелие и потом, опять перекрестившись и поклонившись, принять благословение своего батюшки и пойти на свое место.

О чем надо каяться

Подводя к концу тему «Исповедь. Как проходит это таинство», необходимо ознакомиться с самыми распространенными грехами в нашем современном мире.

Грехи против Бога - гордость, маловерие или неверие, отречение от Бога и Церкви, небрежное исполнение крестного знамения, неношение нательного крестика, нарушение заповедей Божиих, упоминание имени Господа всуе, небрежное исполнение непосещение церкви, молитва без усердия, разговоры и хождение в храме во время службы, вера в суеверия, обращение к экстрасенсам и гадалкам, мысли о самоубийстве и т. д.

Грехи против ближнего - огорчение родителей, грабеж и вымогательство, скупость в милостыне, жестокосердие, клевета, взяточничество, обиды, колкости и злые шутки, раздражение, гнев, пересуды, сплетни, корыстолюбие, скандалы, истерики, обиды, предательство, измена и т. д.

Грехи против самого себя - тщеславие, высокомерие, беспокойство, зависть, мстительность, стремление к земной славе и почестям, пристрастие к деньгам, чревоугодие, курение, пьянство, азартные игры, рукоблудие, блуд, излишнее внимание к своей плоти, уныние, тоска, печаль и т. д.

Бог простит любой грех, для него нет ничего невозможного, человеку надо только по-настоящему осознать свою греховные дела и искренне в них раскаяться.

Причастие

Исповедываются обычно для того, чтобы причаститься, а для этого надо несколько дней поговеть, что подразумевает молитву и пост, посещение вечернего Богослужения и прочтения дома, кроме молитв вечерних и утренних, каноны: Богородице, Ангелу Хранителю, Покаянный, к Причащению, и по возможности, а точнее, по желанию - Акафист Иисусу Сладчайшему. После полуночи уже не едят и не пьют, приступают к таинству натощак. После принятия Таинства Причастия надо прочитать молитвы по Святом Причащении.

Не стоит бояться идти на исповедь. Как проходит она? Об этом точную информацию можно почитать в специальных брошюрках, которые продаются в каждой церкви, в них все очень подробно описывается. А потом главное - настроиться на это верное и спасительное дело, ведь о смерти православному христианину нужно думать всегда, чтобы она не застала его врасплох - без и причастия.

Одной из важнейших сторон духовной жизни является покаяние . Не всегда, однако, оно понимается православными христианами как должно. Мы попытаемся рассмотреть связанные с этим Таинством вопросы, с которыми приходится наиболее часто сталкиваться в пастырской практике.

Что такое Покаяние?

Покаяние есть Таинство, в котором христианин, раскаиваясь в своих грехах и исповедуя их перед священником, получает через него от Бога прощение и разрешение грехов. Для совершения Таинства нужны два действия: 1) раскаяние и исповедь, и 2) прощение и разрешение грехов священнослужителем, имеющим от Бога власть прощать грехи. О первом, т. е. о необходимости исповеди, мы читаем в Первом послании апостола Иоанна Богослова: “Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды” (1 Ин. 1: 9); о втором - в Евангелии от Иоанна: “Примите Духа Святаго, - сказал Господь апостолам. - Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” (Ин. 20: 22–23).

Тут сразу можно дать ответ на часто задаваемый вопрос: зачем нужно идти к священнику рассказывать о грехах, разве недостаточно покаяться в душе, перед Богом? Нет, недостаточно. Господь дал власть прощения грехов не самому человеку при мысленной исповеди их перед Богом, а Церкви в лице апостолов и их преемников, т. е. епископов и пресвитеров. Для того, чтобы они узнали те грехи, которые от имени Господа имеют благодать прощать, им нужно их сообщить, сказать, назвать, т. е. исповедать их и засвидетельствовать перед священнослужителем свое в них раскаяние.

Грех разлучает человека с Богом и Его Церковью; в Таинстве Покаяния происходит прощение грехов и воссоединение человека с Церковью. Вне Церкви, даже если человек искренне сокрушается о своих грешных делах, - разрешения от них ему взять неоткуда.

Что есть грех?

“Грех есть беззаконие”, - говорит апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 3: 4), т. е. нарушение воли Божией, являющейся всесозидательным действием Бога, тем, на чем держится мир, все бытие. И мы знаем из Священного Писания, что воля Божия - не какая-то равнодушная всемогущая сила, но - “благая, угодная и совершенная” (Рим. 12: 2). Если мы нашими делами, мыслями, чувствами соответствуем воле Божией, любим ее, ищем ее, творим ее, - мы тем самым приобщаемся изначальной гармонии мироустройства, благу, добру, совершенству и пребываем в богоустановленном чине и порядке, соответствуем Богу и божественной жизни и приобретаем мир, спокойствие совести, внутреннее (а нередко и внешнее) благополучие, блаженство и бессмертие. Если же мы волю Божию нарушаем, то тем самым мы идем против Божия порядка мироустройства, т. е. разрушаем, портим и извращаем самих себя и мир. Апостол Иаков пишет: “Сделанный грех рождает смерть” (Иак. 1: 15).

Воля Божия открыта нам в Священном Писании, прежде всего Нового Завета . Если мы будем усердно читать и изучать эту главную книгу Церкви и применять прочитанное к себе, то сообразуем нашу жизнь с волей Божией.

Совершенный грех нарушает законы бытия - прежде всего духовные законы, и, следовательно, для человека он влечет за собою неизбежную ответственность. Если человек выйдет из окна 15-го этажа, имея желание пройти по воздуху до соседнего дома, то он упадет вниз - таковы законы физического мира; совершенно неважно, что он при этом думает и считает. Так и в духовной сфере: если человек идет против законов Божиих, то - вменяет он себе в грех это противление Богу или нет - он пожинает определенные последствия.

Любой грех извращает, меняет в худшую сторону Божий порядок, разлучает человека с Богом. Но воистину Любовь Божия превосходит всякое человеческое несовершенство и немощь. Господь Иисус Христос в Своей Церкви дал нам великое и удивительное Таинство Покаяния; и теперь, если человек осознает свой грех, кается, исповедует его и получает в Церкви разрешение от него, - то действием этого Таинства грех уничтожается, изглаживается из бытия, а душа исцеляется и получает благодатные силы на борьбу с грехом; главное же, что происходит, - восстанавливается общение между Богом и человеком.

Два вида Покаяния

Но покаяние - это не только Таинство. Покаяние есть, прежде всего, внутреннее действие, внутренняя работа человека, которая готовит и приводит его к Таинству.

Покаяние как вхождение в Церковь

Евангельская проповедь началась ни чем иным, как призывом к покаянию. “Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие” (Мк. 1: 15) - это первое, что сказал Господь, выйдя на проповедь. До этого к покаянию призывал святой Иоанн Предтеча, - и даже крестил в покаяние, т. е. совершал омовение водою в знак очищения от исповеданных ему грехов. Апостольская, т. е. церковная, проповедь также началась с увещевания о покаянии. После сошествия на апостолов Святого Духа, в первой же своей проповеди апостол Петр сказал: “Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа” (Деян. 2: 38); “Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши” (Деян. 3: 19). В Священном Писании покаяние полагается необходимым условием для обращения к Богу и для спасения. Господь говорит: “Если не покаетесь, все так же погибнете” (Лк. 13: 3). Покаяние радует Бога и угодно Ему: “Так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии” (Лк. 15: 7).

О чем здесь идет речь? Греческое слово “метания” (покаяние), которое стоит в оригинале во всех процитированных отрывках Нового Завета, означает буквально “передумать”, а смысл этого понятия - изменение сознания. Это слово означает нечто большее, чем просто процесс умственной деятельности, здесь имеется в виду намеренное “обращение”, в котором участвуют сердце, воля и сознание; это “изменение образа мыслей, приводящее к изменению поведения”, причем подразумевается здесь именно религиозный аспект - обращение от греха и лжи к Богу, истине и добру. Таким образом, покаяние в собственном смысле слова есть изменение сознания и решительная перемена всей своей жизни, осознание своих грехов и оставление их, обращение к Богу и устроение своей жизни на новых, евангельских началах.

Такое обращение к Богу происходит прежде всего через принятие Таинства Крещения; в наше время многие люди, крещенные в детстве, но не воспитанные, как христиане, заглушившие благодать Крещения нехристианской жизнью, входят в Церковь через Таинство Покаяния. В этом смысле оно называется “вторым Крещением” или “восстановлением, возобновлением Крещения”.

Покаяние как нравственное делание

Но вот мы с вами вошли в Церковь. Как должна теперь строиться наша жизнь? Отринув грех и соединившись с Богом, мы получили от Него в Таинствах благодатные дары, и теперь наша задача - сохранить, возрастить и приумножить их. Для этого мы должны совершать сознательное нравственное усилие над собой. Об этом говорит Господь: “Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” (Мф. 11: 12). Усилие это должно быть ровным, постоянным, непрекращающимся, чтобы нам постоянно возрастать во Христе, восходить от силы в силу.

Но это идеал. В жизни такое ровное восхождение не часто встречается. Мы немощны, неспособны к такому постоянству, ко всегдашнему внутреннему напряжению; мы стяжали многие греховные привычки, которые чуть ли не срослись с нашей природой. Устроение нашей внешней жизни - совершенно нехристианское, противное благочестивой жизни; да и диавол рядом со своими искушениями. В этих условиях мы часто рассеиваемся, помрачаемся, изнемогаем, ослабеваем - и в итоге допускаем в нашу жизнь грехи. И тут снова открывается нам любовь Божия и принимает нас в Таинстве Покаяния.

О внутреннем покаянном делании

Покаяние (здесь речь идет об акте внутреннего покаяния, не о собственно Таинстве) не есть нечто аморфное, как бы некое смятенное самоукорение души. Не есть оно и некоторая внутренняя истерика. Покаяние имеет свой внутренний чин и порядок, который очень хорошо определяет святитель Феофан Затворник. Вот что он пишет.

Покаяние есть :

1) осознание своего греха пред Богом;

2) укорение себя в этом грехе с полным исповедованием своей вины, без перекладывания ответственности на других людей или на обстоятельства;

3) решимость оставить грех, возненавидеть его, не возвращаться к нему, не давать ему места в себе;

4) молитва к Богу о прощении греха, до умирения духа.

Для, скажем так, “мелких” грехов часто бывает достаточно этого внутреннего покаяния, грехи же существенные требуют уже выноса их на исповедь, потому что сердце не умиряется одним лишь прохождением указанного покаянного внутреннего делания.

Как, когда, как часто исповедовать грехи?

Но вот мы “созрели”, чтобы прийти в храм на исповедь. Сразу перед нами возникают вопросы: в чем и как, когда и как часто нам исповедоваться? Общее правило здесь такое: надо исповедаться тогда, когда есть потребность, и исповедовать то, в чем укоряет совесть, будь то дело, слово, мысль или сердечное расположение. Исповедоваться всегда нужно полно, не утаивая, не смущаясь и не стыдясь ложным стыдом “что обо мне батюшка подумает?” Для батюшки грехи - это не новость, он все это слышал сотни раз. Священник всегда радуется вместе со Христом, когда человек кается в своих грехах, и чувствует к искренно кающемуся христианину любовь, расположение и большое уважение, потому что всегда нужны мужество и воля, чтобы в своих грехах покаяться.

Грехи смертные, если, не дай Бог, мы их допустили, нужно исповедовать как можно скорее, не откладывая покаяние, потому что враг может нагородить множество препятствий, чтобы затянуть наш приход на исповедь, с целью ввергнуть нас в уныние и отчаяние. То же самое - и с первой исповедью. Когда человек хочет вернуться в Церковь через покаяние, как через второе Крещение, он не должен смущаться и под предлогом ложного стыда откладывать исповедь на неопределенное “потом”.

При воцерковлении наше участие в Таинстве Покаяния становится более или менее регулярным. Обычно, по традиции нашей Церкви, оно бывает перед Причастием. Дела, в которых нас укоряет совесть, нам нужно исповедовать всегда; слова - когда они вошли в разряд дел, например, когда мы кого-то словом обидели. Для помыслов бывает достаточно того акта внутреннего покаяния, о котором сказано выше; помысл отошел, и его не надо вспоминать. Но если он вспоминается сам, если он назойлив, не отходит и ранит совесть, то нужно его исповедовать, стараясь при этом проследить его причину.

Грехи нужно называть так, чтобы исповедующий священник понял, о чем идет речь, но в подробности, особенно плотских грехов, входить не нужно. Хорошо испытывать совесть заранее и записать все, потому что человек может на исповеди растеряться, смутиться и что-то забыть.

О некоторых ошибках на исповеди

Необходимо отметить несколько опасностей, которые могут нам встретиться в деле покаяния.

1. Формализация исповеди, когда исповедаться вроде нужно, а вроде и нечего, или когда мы превращаем исповедь в сухой “отчет о проделанной работе”. Здесь нужно помнить, что Таинство Исповеди есть завершение и выражение внутреннего процесса покаяния и имеет свое значение только при его условии. То есть, если мы исповедуемся без душевного покаяния, без прохождения - хоть в малой мере - указанных святителем Феофаном четырех составляющих внутреннего делания, мы подвергаемся опасности профанировать Таинство, и оно может стать нам “в суд или во осуждение”. Если человек ведет внимательную жизнь и следит за чистотой своей совести, то он ежедневно замечает в себе то, что требует очищения.

2. Есть также опасность “подмены” на исповеди, когда человек не видит своих действительных грехов, а вменяет себе грехи мнимые или грехи маловажные считает великими: комара оцеживает, верблюда поглощает, по слову Господа (Мф. 23: 24). Человек может каяться и угрызать себя, например, что съел в пост печенье с непостным ингредиентом - каким-нибудь сухим молоком, или что он не все молитвы из своего правила прочитал, - и при этом не замечать, что он годами отравляет жизнь своим ближним. Сюда же относятся часто встречаемые преуменьшения или преувеличения грехов. Преуменьшение грехов всегда связано с самооправданием. “Ничего особенного не делаю, грехи, как и у всех”, или “ну, все же так живут”. Но очевидно, что греховность нарушения заповедей Божиих ничуть не уменьшается от массовости этих нарушений... Преувеличение грехов проистекает от нежелания или неумения человека правдиво разбираться в своей жизни. “Во всем грешна”, “все обеты Крещения попрал, во всем Богу солгал...” Начинаешь разбираться - оказывается, что все же не “во всем”: поезда под откос не пускали, от Бога не отрекались... Неточность в этом вопросе опасна, ибо она приводит к неправильному взгляду на себя и на отношения с Богом и ближними.

3. Привыкание к исповеди и обесценивание ее: “Ничего, что согрешу, неважно: есть исповедь, покаюсь”. Это манипуляция Таинством, потребительское к нему отношение. Такие “игры” с Богом всегда очень плохо кончаются: Бог строго наказывает человека за такое настроение души. От этого нужно беречься, и всегда быть честным с Богом и со своей совестью.

4. Разочарование в исповеди: “Вот, я годами хожу, каюсь, а страсть не отходит, грехи одни и те же”. Это свидетельство того, что мы не смогли определить свою меру: начитавшись аскетических книжек, мы решили, что за короткое время победим наши грехи и страсти. Но на это нужны десятилетия. Кроме того, Господь может промыслительно оставлять нам некоторые немощи и страсти, чтобы мы смирялись, не уповали на себя, а искали Бога и с терпением взыскивали Его помощи.

Нужно также понимать, что грехи по своей силе бывают разными. Одни настолько вошли в наше естество, что их, подобно ржавчине, нужно долго и старательно очищать. Другие можно сравнить с грязью, в которую мы влезли, сильно запачкались, но после очищения уже больше не влезаем. Третьи, мелкие, подобны пыли, которая постепенно и незаметно собирается. Не будем ее протирать, со временем начнем задыхаться. Наконец, мы же не задаем вопрос: зачем чистить зубы, если они все равно будут грязными. С каждой искренней исповедью сила греха в нас ослабевает, а со временем, он и вовсе исчезает.

Критерий правильности покаяния

Покаянные чувства должны приносить человеку не уныние и отчаяние, не комплекс неполноценности, а благодать Святого Духа. Это не восторги, не экзальтация, не кровяное разгорячение, - благодать Святого Духа свидетельствуется в душе тонким, мирным, радостным, смиренным, тихим, прохладным, истинно духовным чувством, дающим человеку мир, любовь и свободу, - и как бы “собирающим” человека в цельное и гармоничное существо, в то, чем он должен быть по замыслу Божию. Если то, что мы считаем покаянием, приносит нашей душе смущение, тяжесть, чувство вины, внутреннюю истерику, самоедство, - значит, мы покаяние понимаем неправильно.

Покаяние не охватывает всего внутреннего делания, оно - часть его. Покаяние - это не цель духовной жизни, а, пусть и важнейшее, но - средство. Цель же духовной жизни - богообщение, и Покаяние, собственно, и восстанавливает его: вот главное, что совершается в этом Таинстве, и вот его место в духовной жизни.

Что необходимо для того, чтобы наша исповедь была глубокой, чтоб душа почувствовала легкость от сброшенной тяжести грехов? Для этого недостаточно искренности и чувства покаяния. Необходимо тщательным образом пересмотреть свою жизнь, понять, осознать то, в чем нам нужно каяться. Поэтому, когда мы готовимся к исповеди, попробуем сначала увидеть в себе те грехи, в которых нас упрекает совесть, которые лежат на поверхности нашего сознания. А дальше проверим себя согласно тому перечню грехов, который предлагает нам духовная литература. Готовясь к исповеди, не поленитесь взять лист бумаги и записать то, о чем вы должны рассказать священнику. Это поможет вам быть во время исповеди более собранными, не забыть сказать о каких-то грехах из-за волнения или действия лукавого. И священник увидит, что к Таинству Покаяния вы подготовились добросовестно.

Восемь главных страстей, которые растлевают жизнь Человека и всего общества по творениям святителя Игнатия Брянчанинова

1. Чревоугодие

Обжорство, пьянство, несоблюдение постов, тайноедение, лакомство, вообще несдержанность в еде и питье. Чрезмерная любовь к плоти, стремление к комфорту и покою, из-за что возникает самолюбие, от которого - несоблюдение верности Богу, Церкви и людям.

2. Блуд

Блудное разжжение, блудная направленность души и сердца. Принятие нечистых помыслов, рассмотрение их, услаждение ими, задержание в них. Блудные мечтания. Несдержанность чувств - зрения, особенно осязания, в чем дерзость, которая губит все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг, просмотр блудных кинофильмов и телепередач. Малакия (рукоблудие). Блуд (несохранение чистоты до брака), прелюбодеяние (нарушение супружеской верности). Грехи блудные противоестественные.

3. Сребролюбие

Любовь к деньгам и вообще к богатству. Стремление обогатиться. Страх перед старостью, бедностью. Скупость, жадность. Немилосердие к нищим и убогим. Корыстолюбие. Разочарование в Промысле Божьем, упование на свое богатство. Чрезмерное попечение о земном. Любовь к подаркам. Воровство, присвоение чужого, небережливое отношение к чужому имуществу. Разбой. Неуплата или удержание зарплаты работникам.

4. Гнев

Вспыльчивость, раздражительность. Желание мести. Ссоры, пререкание, обиды, избиение, убийство, злопамятство, ненависть, вражда, клевета, нежелание примирения и прощения грехов.

5. Печаль

Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, неблагодарение Богу за все, что случается в жизни, малодушие, трусость, нетерпимость, отсутствие самоукорения, сетование на ближнего, ропот, отречение от жизненного креста или попытка сойти с него.

6. Уныние

Безразличие к любому доброму делу, особенно к молитве. Невыполнение домашних и церковных молитв. Невнимательность и поспешность в молитве. Небрежность, неблагоговение в духовных делах. Леность к чтению духовных книг. Апатия, праздность, желание развлечений, сонливость. Частое оставление храма. Избыточное гостевание, пустословие, смехотворство. Кощунство. Забвение своих грехов. Забвение заповедей Христовых. Лишение страха Божия. Ожесточение. Отчаяние.

7. Тщеславие

Стремление к человеческой славе и почестям. Восхваление. Любовь к красивым и дорогим вещам. Самолюбование, чрезмерная забота о своей внешности, одежде, увлечение модой (относительно одежды, мебели, украшения жилья, современной техники, достижений науки, художественных вкусов и тому подобное). Стыд сознаваться в грехах на исповеди, укрывательство их перед священником. Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Выставление своего ума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Унижение ближнего. Переменчивость настроения. Попустительство несправедливости. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

8. Гордость

Пренебрежение ближнему. Предпочтение себя всем. Нахальство. Помрачение ума и сердца. Хула. Неверие. Высокомерие. Неповиновение учению Церкви, невыполнение ее законов, хула и клевета на нее. Попустительство своей греховной воле. Увлечение еретической и оккультной литературой. Ложная философия. Сектантство. Атеизм. Невежество. Омертвение души. Сатанизм. Пренебрежение голосом своей совести. Ехидство. Отказ от христианского смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему.

  • Следующая: Как правильно причаститься
  • Предыдущая:

Примирение с Богом...

Исповедь, или Таинство, - это примирение с Господом Богом. Абсолютно чистых душой и совестью людей просто не бывает! Именно поэтому вопрос исповедания перед батюшкой важен для каждого человека, однако не каждый из нас это понимает... Более того, сегодня далеко не многие люди знают, как правильно исповедоваться перед Всевышним, между тем как попросить прощения у Него стремится каждый... Сейчас вы узнаете, что такое Исповедь, нужно ли к ней как-то готовиться и, собственно говоря, как она проводится.

Как правильно подготовиться к Исповеди перед Господом

Церковь и ее устав не требуют какой-то определенной подготовки - соблюдения поста или каких-либо молитвенных правил. Господь оставил для нас грешных Святое Писание - Библию. В ней и рассказывается о том, как правильно исповедоваться и причащаться. Однако не каждый человек способен понять язык Библии, поэтому посредниками между ним и Словом Божьим выступают церковные священнослужители. Они являются проводниками в Таинстве Исповеди между смертными и Богом. Если же вы не понимаете Библию и не решаетесь спросить у батюшки о том, как правильно исповедоваться, то есть еще один выход - книжка под названием "В помощь кающимся", написанная на доступном любому человеку языке. Она продается в любом Храме. Купите и ознакомьтесь.

Что же такое Исповедь?

Мы все говорим о том, как правильно исповедоваться, но еще ни разу не упомянули о том, что же вообще такое Исповедь. Это наш разговор со Всевышним, раскрытие Ему своих грехов, покаяние... Как мы уже заметили, происходит это через "связующее звено" между нами и Богом - священнослужителей. Открыто исповедуясь пред батюшкой, мы смиряем свою гордыню, которая и внушает грешному человеку лживое мнение, что Исповедь - это обычное осознание греха самим человеком без участия в этом церкви и священника. Это неправильно! Итак, если вы решили покаяться пред Господом, то приходите в церковь именно к Нему, а не к батюшке или своему второму "я". Говорить следует о тех поступках и помыслах, которые имели место быть со времен последней Исповеди. Рассказывайте Господу о своих прошлых грехах.

В какое время следует исповедоваться?

Покаяние происходит в период перед Божественной Литургией, во время самой Литургии, но перед Причастием или же на вечернем Богослужении. В редких случаях, когда число желающих покаяться довольно большое, батюшка назначает определенное для Исповеди время.

Покаяние...

Для людей, не знакомых с тем, как правильно исповедоваться, мы раскроем принцип этой процедуры. Итак, кающийся человек, подойдя к Аналою, произносит батюшке свое имя и начинает произносить слова, исповедующие его общие грехи. При этом он должен упомянуть о своих страстях.

Далее произносятся те грехи, которые он видит за собой самостоятельно, обычно они камнем лежат на его плечах, принося муки совести. К примеру, это измены, аборты, ссоры с родителями, воровство и так далее. Когда батюшка выслушает его Исповедь, то задаст (если посчитает нужным) какие-либо вопросы, а после - даст наставление. Когда же человек искренне раскается, священник увидит его стремление к исправлению и покроет голову грешника Епитрахилью (вертикальной полосой ткани на груди облачения священнослужителя), после чего прочтет "разрешительную" молитву. После этого покаявшийся прихожанин перекрещивается, целует Православный Крест и Евангелие, а также берет у священника Благословение. Если Исповедь была искренней - грех прощен Господом.

Желание исповедаться появляется не только у людей, преклоняющихся перед законом Божьим. Даже грешник не потерян для Господа.

Ему предоставляется возможность измениться через пересмотр собственных взглядов и признание совершённых грехов, правильного раскаяния в них. Очистившись от грехов и встав на путь исправления, человек не сможет вновь пасть.

Потребность исповедоваться возникает у того, кто:

  • совершил тяжелейший грех;
  • неизлечимо болен;
  • желает изменить греховное прошлое;
  • решил повенчаться;
  • готовится к причастию.

Причащаться впервые без исповеди могут малыши до семилетнего возраста, и, окрестившиеся в этот день прихожане.

Обратите внимание! Прийти на исповедь разрешается при достижении семи лет.

Часто бывает, что необходимость исповедаться возникла у человека зрелого возраста в первый раз. В таком случае, необходимо вспомнить о своих прегрешениях, совершенных с семилетнего возраста.

Не нужно торопиться, вспоминаем всё, записываем список грехов на листочек. Священник является свидетелем Таинства, стесняться и стыдиться его не стоит, как и самого всепрощающего Бога.

Бог в лице святых отцов прощает и тяжкие грехи. Но чтобы получить божье прощение, необходимо серьезно поработать над собой.

Для искупления грехов кающийся человек выполняет наложенную на него священником епитимию. И только после её выполнения покаявшийся прихожанин прощен при помощи «разрешительной молитвы» священнослужителя.

Важно! Готовя себя к исповеди, простите тех, кто вас обидел и попросите прощения у того, кого обидели вы.

На исповедь можно идти, если только Вы в состоянии отогнать от себя непотребные мысли. Никаких развлечений и легкомысленной литературы, лучше вспомните о Священном Писании.

Исповедь проходит в следующем порядке:

  • дождитесь своей очереди на исповедь;
  • повернитесь к присутствующим со словами: «Простите меня, грешную», услышав в ответ, что Бог простит, и мы прощаем, и только тогда подходите к священнику;
  • перед высокой подставой – аналоем склоните голову, перекрестившись и поклонившись, начинайте правильно исповедоваться;
  • после перечисления грехов, выслушайте священнослужителя;
  • затем, перекрестившись и поклонившись дважды, целуем Крест и святую книгу Евангелие.

Заранее продумайте, как правильно исповедоваться, что говорить батюшке. Пример, определение грехов, можно взять из библейских Заповедей. Начинаем каждую фразу со слов, что согрешила и в чем точно.

Говорим без подробностей, формулируем только само прегрешение, если только батюшка сам не спросит о подробностях. Если Вы нуждаетесь в божьем прощении, то должны искренне раскаяться в своих поступках.

Скрывать что-либо от священника глупо, он помощник всевидящего Бога.

Цель духовного лекаря — помочь Вам покаяться в совершенных прегрешениях. И если у вас появились слезы, священник достиг своей цели.

Что считать грехом?

Определить, какие грехи называть батюшке во время исповедания, помогут известные всем библейские заповеди:

Виды грехов Греховные действия Сущность греха
Отношение к Всевышнему Не носит крестик.

Уверенность, что Бог находится в душе и не нужно ходить в храм.

Празднование языческих традиций, среди которых и «Хеллоуин».

Посещение сектантских собраний, преклонение неправильной духовности.

Обращение к экстрасенсам, гадалкам, гороскопам и приметам.

Уделяет мало внимания чтению Святого Писания, не учит молитвы, пренебрегает соблюдением Постов и посещением церковных служб.

Неверие, отступление от веры.

Чувство гордыни.

Издевательство над православной верой.

Неверие в единство Бога.

Общение с нечистой силой.

Нарушение заповеди о проведении выходного дня.

Отношение к близким Неуважение родителей.

Бесцеремонность и вмешательство в личную и интимную жизнь взрослых детей.

Лишение жизни живых существ и человека, издевательские и насильственные действия.

Занятия вымогательством, противозаконными действиями.

Нарушение заповеди о почитании родителей.

Нарушение заповеди об уважении близких.

Нарушение заповеди «Не убий».

Грех, связанный с развращением подростков и детей.

Нарушение библейских заповедей, связанных с кражами, завистью и ложью.

Отношение к себе Сожительство без венчания, занятия половыми извращениями, интерес к эротическим фильмам.

Использование в речи ненормативных слов и пошлых анекдотов.

Злоупотребление курением, алкогольными напитками, наркотиками.

Страсть к чревоугодию и обжорству.

Желание льстить, болтать, хвастаться добрыми поступками, любоваться собой.

Плотский грех – прелюбодеяние, блуд.

Грех сквернословия.

Пренебрежение к тому, что даровал господь – к здоровью.

Грех высокомерия.

Важно! К первостепенным грехам, на основе которых появляются и другие, можно отнести заносчивость, гордыню и спесивость в общении.

Пример исповеди в церкви: какие грехи говорить?

Рассмотрим, как правильно исповедоваться, что говорить батюшке, пример исповеди.

Исповедью, записанной на бумаге, можно воспользоваться, если прихожанин очень стесняется. Даже батюшки разрешают это, но образец священнику отдавать не нужно, перечисляем своими словами.

В православии приветствуется пример исповеди:

  1. подходя к батюшке не думайте о земных делах, постарайтесь прислушаться к своей душе;
  2. обратившись к Господу, нужно сказать, что согрешила перед Тобой;
  3. перечисляйте грехи, сказав: «Согрешила…(прелюбодеянием или ложью или еще чем-то)»;
  4. грехи рассказываем без подробностей, но не очень кратко;
  5. закончив перечисление грехов, каемся и просим спасения и милостыни у Господа.
    Похожие записи

Обсуждение: 3 комментария

    А если грехов пока мало, но как бы на совести не очень чисто и я обещала своему МЧ обязательно воцерковляться. Первое его требование, это сходить на исповедь и покаяться во всех тяжких. Которых к счастью у меня не много. И у меня это сейчас реальная проблема. А что если исповедоваться в интернете? Кто что думает на эту тему? Ну как я понимаю ты выкладываешь свой сайт и там батюшка за тебя молится и отпускает грех. Не?

    Ответить

    1. Вы простите, по моему ходить в храм по требованию МЧ не надо. К чему это? Это делают для БОГА, для очищения души, а не потому, что кто то «требует». Насколько я понимаю, у вас этой потребности нет. Бога обмануть не получится — ни через интернет, ни в храме.

      Ответить

    Отвечаю Кристине. Кристина, нет через интернет исповедоваться нельзя. Я понимаю вы испытываете страх перед священником, но вдумайтесь, саященник только свидетель вашего покаяния (он после вашей смерти перед Богом будет ходатайствовать о вас и говорить что вы покаялись если это было, в свою очередь демоны будут говорить о том чего в чем вы не покаялись) не усложняйте ни батюшке ни себе будущее. Не надо прятать грехи, не надо утаивать иначе таким образом вы их в количестве себе увеличите. Надо честно сказать всю правду о своих злых поступках, не оправдывая себя, но осуждая себя за них. Покаяние это исправление мыслей и жизни. После исповеди вы целуете крест и Евангелие в обещание Богу бороться с грехами которые исповедали. Ищите Бога! Ангела Хранителя!

    Ответить