Как осуществляется избрание депутатов сената. Законодательные процессы в парламенте рк

Депутат Парламента - полномочный представитель народа. Его статус определяется воспринятой конституционным законодательством идеей, характеризующей функции представительства. Существует два подхода к пониманию этой функции. Императивный мандат означает связанность депутата волей избирателя в высшем представительном органе власти, что предполагает право избирателей давать ему обязательные для исполнения наказы и право отзыва ими своего представителя. Такой статус депутатов Верховных Советов был отражен в советских конституциях. Свободный мандат юридически не связывает депутата волей избирателя. Депутат - представитель не только избирателей своего округа, но и всего народа. Поэтому избиратели не могут давать им обязывающих наказов и не обладают правом его отзыва. Такой подход был зафиксирован в Конституции. Однако изменениями, внесенными в мае 2007 г., эта норма исключена.

Депутатом Парламента может быть лицо, состоящее в гражданстве Республики Казахстан и постоянно проживающее на ее территории последние десять лет. Депутатом Сената может быть лицо, достигшее тридцати лет, имеющее высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающее на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы Республики не менее трех лет. Депутатом Мажилиса может быть лицо, достигшее двадцати пяти лет.

Депутат Парламента вправе:

  • - избирать и быть избранным в координационные и рабочие органы Парламента и его Палат;
  • - вносить предложения и замечания по повестке дня сессии, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
  • - высказывать свое мнение по кандидатурам должностных лиц, которые избираются или назначаются Палатами Парламента, либо на назначение которых дается согласие;
  • - предлагать вопросы для рассмотрения на заседаниях органов Парламента и его Палат;
  • - обращаться с депутатскими запросами и с устными вопросами к Премьер Министру и членам Правительства, Председателю Национально Банка, Председателю и членам ЦИК, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, Генеральному Прокурору, Председателю КНБ;
  • - участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам, а также председательствующему на заседании;
  • - вносить поправки к проектам законов, постановлений, других принимаемых Парламентом актов и т.п.

Гарантии депутатской деятельности:

  • - правом беспрепятственного посещения государственных органов, общественных объединений, государственных организаций, безотлагательного приема их руководителями и другими должностными лицами, на получение от них необходимой информации;
  • - установление ответственности за воздействие на депутата или его близких родственников с целью воспрепятствовать исполнению депутатских обязанностей;
  • - неответственность депутата за свои критические высказывания и иные действия при осуществлении мандата;
  • - депутатский иммунитет (неприкосновенность).
  • - меры по организационному, материальному и социальному обеспечению его деятельности (заработная плата, служебное жилье в столице, право бесплатного проезда на всех видах пассажирского, железнодорожного, воздушного, водного и речного транспорта на территории РК, кроме такси, наличие помощников).

Обязанности депутата и ограничения, налагаемые на него. Депутат Парламента обязан:

  • 1) участвовать в работе Парламента и его органов, в состав которых он избран.
  • 2) лично осуществлять право голоса;
  • 3) соблюдать Правила депутатской этики;
  • 4) использовать информацию, составляющую государственную и иную охраняемую законом тайну, строго соблюдая установленный порядок хранения таких тайн;
  • 5) использовать депутатские бланки только для официальных запросов, писем, документов и подписывать их собственноручно и пр.

Депутат Парламента не вправе быть депутатом другого представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

Невыполнение депутатом своих обязанностей влечет применение к нему мер дисциплинарной ответственности.

депутатские объединения

Основания прекращения полномочий депутата Парламента:

  • - подача в отставку,
  • - смерть,
  • - признания депутата по вступившему в законную силу решению суда недееспособным, умершим или безвестно отсутствующим
  • - роспуск Парламент,
  • - несоблюдение ограничений (занятие предпринимательской деятельностью и пр.);
  • - вступление в силу обвинительного приговора суда в отношении него,
  • - выезд на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан;
  • - прекращение гражданства Республики Казахстан.
  • - выход или исключение депутата из политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом он избран;
  • - прекращение деятельности политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом депутат избран;
  • - роспуск Парламента или Мажилиса Парламента
  • - назначенных депутатов Сената Парламента - по решению Президента Республики.

Депутаты Парламента вправе создавать депутатские объединения в виде фракций политических партий и иных общественных объединений, депутатских групп.

Фракция - организованная группа депутатов, представляющих полити-ческую партию, зарегистрированную в установленном законом порядке, которая создается в целях выражения интересов соответствующей политической партии в Мажилисе Парламенте. Фракция должна объединять не менее десяти депутатов Парламента.

Депутатская группа - объединение депутатов для осуществления своих полномочий, совместной работы в избирательных округах. В составе де-путатской группы должно быть не менее пятнадцати депутатов Парламента.

Регистрация депутатских групп осуществляется в Бюро Палат Парламента, фракций - в Бюро Мажилиса, производится явочным порядком и носит исключительно информационный характер. Депутаты Парламента могут быть членами только одной фракции и нескольких депутатских групп.

До принятия конституции 1995 года в стране существовал однопалатный парламент — Верховный Совет, состоявший из 177 депутатов, из них 135 избирались населением, а 42 назначались президентом.

После принятия новой конституции высший представительный орган Республики Казахстан, осуществляющий законодательные функции, — парламент, который состоит из двух палат: сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.

Согласно ст. 50, сенат образуют депутаты, представляющие в порядке, установленном конституционным законом, по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Казахстана. Пятнадцать депутатов сената назначаются президентом с учётом необходимости обеспечения представительства в сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества. Нижняя палата — Мажилис — состоит из 107 депутатов. Срок полномочий депутатов сената — шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса — пять лет.

Согласно ст. 51, избрание 98 депутатов Мажилиса осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. С 2007 года выборы проводятся по партийным спискам по пропорциональной системе. Девять депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана. Избрание депутатов сената осуществляется на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Половина избираемых депутатов сената переизбирается каждые три года. Депутатом парламента может быть лицо, состоящее в гражданстве Республики Казахстан и постоянно проживающее на её территории последние десять лет. Депутатом сената может быть лицо, достигшее 30 лет, имеющее высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающее на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы республики не менее трёх лет. Депутатом Мажилиса может быть лицо, достигшее 25 лет.

Согласно ст. 53 конституции, парламент на совместном заседании палат: по предложению президента вносит изменения и дополнения в конституцию; утверждает отчёты правительства и Счётного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета (неутверждение парламентом отчёта правительства об исполнении республиканского бюджета означает выражение парламентом вотума недоверия правительству); двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из палат по инициативе президента вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года; решает вопросы войны и мира; принимает по предложению президента решение об использовании Вооружённых Сил для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности; заслушивает ежегодные послания Конституционного Совета о состоянии конституционной законности; образует совместные комиссии палат, избирает и освобождает от должности их председателей, заслушивает отчёты о деятельности комиссий и др.

Согласно ст. 54, в раздельном заседании палат парламент путём последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в сенате принимает конституционные законы и законы, касающиеся бюджета, налогов и сборов, государственных займов, амнистии, международных обязательств. В указанном порядке проводится повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения президента, в месячный срок со дня направления возражений. Не соблюдение этого срока означает принятие возражений президента. Если Мажилис и сенат большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из палат подтвердят ранее принятое решение, президент в течение одного месяца подписывает закон. Если возражения президента не преодолены хотя бы одной из палат, закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной президентом. Возражения президента на конституционные законы преодолеваются парламентом не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа депутатов каждой из палат.

К исключительному ведению сената относится: избрание и освобождение от должности по представлению президента председателя Верховного Суда и судей Верховного Суда; дача согласия на назначение президентом председателя Национального Банка, Генерального Прокурора, председателя Комитета национальной безопасности, выполнение функций парламента по принятию конституционных законов и законов в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий (ст. 55). К исключительному ведению Мажилиса относится: принятие к рассмотрению внесённых в парламент проектов конституционных законов и законов и рассмотрение этих проектов; большинством голосов от общего числа депутатов палаты дача согласия президенту на назначение премьер-министра; объявление очередных выборов президента. Именно Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов по инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов вправе выразить вотум недоверия правительству (ст. 56).

Согласно ст. 61 конституции, законопроект, рассмотренный и одобренный большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передаётся в сенат, где рассматривается не более 60 дней. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов сената проект становится законом и в течение 10 дней представляется президенту на подпись. Отклонённый в целом большинством голосов от общего числа депутатов сената проект возвращается в Мажилис. Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит проект, он передаётся в сенат для повторного обсуждения и голосования. Повторно отклонённый проект закона не может быть вновь внесён в течение той же сессии. Внесённые большинством голосов от общего числа депутатов сената изменения и дополнения в законопроект направляются в Мажилис. Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенными изменениями и дополнениями, закон считается принятым. Если Мажилис тем же большинством голосов возражает против внесённых сенатом изменений и дополнений, разногласия между палатами разрешаются путём согласительных процедур. Особый порядок прохождения существует для проектов законов, предусматривающих сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов (только при наличии положительного заключения правительства; при отклонении такого законопроекта возможна постановка премьер-министром вопроса о доверии правительству).

Согласно ст. 62 конституции, конституционные законы принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов каждой из палат.

Основы избирательной системы Казахстана зафиксированы конституцией 1995 года и конституционным законом «О выборах», принятым в сентябре 1995 года (действует в настоящее время с рядом поправок).

Согласно ст. 3 закона, выборы президента, депутатов Мажилиса парламента и маслихатов, членов органов местного самоуправления республики проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы депутатов сената парламента республики проводятся на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании.

Согласно ст. 33 конституции, граждане Республики Казахстан имеют право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными, участвовать в республиканском референдуме граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Согласно ст. 9 закона, при выборах президента и депутатов парламента избранным считается кандидат: набравший более 50 % голосов избирателей (выборщиков), принявших участие в голосовании, или набравший при повторном голосовании по сравнению с другим кандидатом большее число голосов избирателей (выборщиков), принявших участие в голосовании. При выборах депутатов маслихатов избранным считается кандидат, набравший по сравнению с другими кандидатами большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При выборах членов органов местного самоуправления избранными считаются кандидаты, за которых проголосовало большее по отношению к другим кандидатам число избирателей, принявших участие в голосовании.

Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. Полномочия Парламента начинаются с момента открытия его первой сессии и заканчиваются с началом работы первой сессии Парламента нового созыва, но могут быть прекращены досрочно в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией. Организация и деятельность Парламента, правовое положение его депутатов определяются конституционным законом

Парламент состоит из двух Палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.

Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан на совместном заседании депутатов всех представительных органов, соответственно области, города республиканского значения и столицы Республики. Семь депутатов Сената назначаются Президентом Республики на срок полномочий Сената .

Депутатом Сената может быть гражданин Республики Казахстан, состоящий в гражданстве не менее пяти лет, достигший тридцати лет, имеющий высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающий на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы Республики не менее трех лет.

Избрание депутатов Сената осуществляется на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года. При этом их очередные выборы проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока их полномочий. Срок полномочий депутатов Сената - шесть лет .

Мажилис состоит из семидесяти семи депутатов. Шестьдесят семь депутатов избираются по одномандатным территориальным избирательным округам, образуемым с учетом административно-территориального деления Республики и с примерно равной численностью избирателей. Десять депутатов избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа. Депутатом Мажилиса может быть гражданин Республики, достигший двадцати пяти лет.

Избрание депутатов Мажилиса осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Очередные выборы депутатов Мажилиса проводятся не позднее, чем за два месяца до окончания срока полномочий действующего созыва Парламента. Срок полномочий депутатов Мажилиса - пять лет .

Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих Палат.

Внеочередные выборы депутатов Парламента проводятся в течение двух месяцев с момента досрочного прекращения полномочий депутатов Парламента.

Депутат Парламента приносит присягу народу Казахстана. Он не связан каким бы то ни было императивным мандатом.

Депутаты Парламента обязаны принимать участие в его работе. Голосование в Парламенте осуществляется только лично. Отсутствие депутата без уважительных причин на заседаниях Палат и их органов более трех раз, как и передача права голоса, влечет за собой применение к нему установленных законом мер взыскания.

Депутат Парламента не вправе быть депутатом другого представительного органа, занимать другие оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Нарушение настоящего правила влечет за собой прекращение полномочий депутата .

Депутат Парламента в течение срока своих полномочий не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия соответствующей Палаты, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений.

Полномочия депутата Парламента прекращаются в случае подачи в отставку, признания депутата недееспособным, роспуска Парламента и иных предусмотренных Конституцией случаях. Депутат Парламента лишается своего мандата при вступлении в силу обвинительного приговора суда в отношении него, его выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан.

Парламент на совместном заседании Палат:

  • 1) по предложению Президента Республики Казахстан вносит изменения и дополнения в Конституцию; принимает конституционные законы, вносит в них изменения и дополнения;
  • 2) утверждает республиканский бюджет и отчеты Правительства и счетного комитета по контролю за изменением республиканского бюджета о его исполнении, вносит изменения и дополнения в бюджет .
  • 3) проводит повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента Республики, в месячный срок со дня направления возражений. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента. Если Парламент большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат подтвердит ранее принятое решение, Президент в течение семи дней подписывает закон. Если возражения Президента не преодолены, закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом;
  • 4) двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат по инициативе Президента вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года;
  • 5) дает согласие на назначение Президентом Премьер-Министра Республики, председателя Национального Банка Республики;
  • 6) заслушивает доклад Премьер-Министра о Программе Правительства и одобряет или отклоняет Программу. Повторное отклонение Программы может быть осуществлено большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат и означает выражение вотума недоверия Правительству. Отсутствие такого большинства означает одобрение Программы Правительства.
  • 7) большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из Палат, по инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов Парламента либо в случаях, установленных Конституцией, выражает вотум недоверия Правительству;
  • 8) решает вопросы войны и мира;
  • 9) принимает по предложению Президента Республики решение об использовании Вооруженных Сил Республики для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности;
  • 10) проявляет инициативу о назначении республиканского референдума;
  • 11) заслушивает ежегодные послания Конституционного совета Республики о состоянии конституционной законности в Республике;
  • 12) образует совместные комиссии Палат, избирает и освобождает от должности их председателей, заслушивает отчеты о деятельности комиссий;
  • 13) осуществляет иные полномочия, возложенные на Парламент Конституцией .

Парламент в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате:

  • 1) принимает законы;
  • 2) обсуждает республиканский бюджет и отчеты о его исполнении, изменения и дополнения в бюджет, устанавливает и отменяет государственные налоги и сборы;
  • 3) устанавливает порядок решения вопросов административно-территориального устройства Республики Казахстан;
  • 4) учреждает государственные награды, устанавливает почетные, воинские и иные звания, классные чины, дипломатические ранги Республики, определяет государственные символы Республики;
  • 5) решает вопросы о государственных займах и оказании Республикой экономической и иной помощи;
  • 6) издает акты об амнистии граждан;
  • 7) ратифицирует и денонсирует международные договоры Республики .

К исключительному ведению Сената относится:

  • 1) избрание и освобождение от должности по представлению Президента Республики Казахстан председателя Верховного суда, председателя коллегий и судей Верховного суда Республики, принятие их присяги;
  • 2) дача согласия на назначение Президентом Республики Генерального Прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности Республики;
  • 3) лишение неприкосновенности Генерального Прокурора, Председателя и судей Верховного Суда Республики;
  • 4) досрочное прекращение полномочий местных представительных органов в соответствии с законодательством Республики;
  • 5) делегирование двух депутатов в состав Высшего Судебного совета Республики Казахстан;
  • 6) рассмотрение возбужденного Мажилисом вопроса об отрешении от должности Президента Республики и вынесение его результатов на рассмотрение совместного заседания Палат .

К исключительному ведению Мажилиса относится:

  • 1) принятие к рассмотрению и рассмотрение проектов законов;
  • 2) подготовка предложений по возражениям Президента Республики Казахстан на законы, принятые Парламентом Республики;
  • 3) избрание и освобождение от должности по представлению Президента Республики Председателя, заместителя Председателя, секретаря и членов Центральной избирательной комиссии Республики;
  • 4) объявление очередных выборов Президента Республики;
  • 5) делегирование двух депутатов в состав Квалификационной коллегии юстиции;
  • 6) выдвижение обвинения против Президента Республики в совершении государственной измены.

Каждая из Палат Парламента самостоятельно, без участия другой Палаты:

  • 1) назначает на пятилетний срок на должность трех членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;
  • 2) делегирует половину членов комиссии, образуемой Парламентом в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 47 Конституции;
  • 3) избирает половину членов совместных комиссий Палат;
  • 4) прекращает полномочия депутатов Палат, а также по представлению Генерального Прокурора Республики Казахстан решает вопросы лишения депутатов Палат их неприкосновенности;
  • 5) проводит по вопросам своей компетенции Парламентские слушания;
  • 6) вправе по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Палат заслушивать отчеты членов Правительства Республики по вопросам их деятельности и большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Палаты принимать обращение к Президенту Республики об освобождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов Республики; если Президент Республики отклоняет такое обращение, то депутаты большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Палаты вправе по истечении шести месяцев со дня первого обращения повторно поставить перед Президентом Республики вопрос об освобождении от должности члена Правительства. В этом случае Президент Республики освобождает от должности члена Правительства;
  • 7) формирует координационные и рабочие органы Палат;
  • 8) принимает регламент своей деятельности и иные решения по вопросам, связанным с организацией и внутренним распорядком Палаты .

Палаты возглавляют председатели, избираемые Сенатом и Мажилисом из числа депутатов, свободно владеющих государственным языком, тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Палат. Кандидатура на должность Председателя Сената выдвигается Президентом Республики Казахстан. Кандидатуры на должность Председателя Мажилиса выдвигаются депутатами Палаты.

Председатели Палат могут быть отозваны от должности, а также вправе подать в отставку, если за это проголосовало большинство от общего числа депутатов Палат.

Председатели Палат Парламента:

  • 1) созывают заседания Палат и председательствует на них;
  • 2) осуществляют общее руководство подготовкой вопросов, вносимых на рассмотрение Палат;
  • 3) представляют Палатам кандидатуры к избранию на должности заместителей председателей Палат;
  • 4) обеспечивают соблюдение регламента в деятельности Палат;
  • 5) руководят деятельностью координационных органов Палат;
  • 6) подписывают акты, издаваемые Палатами;
  • 7) назначают по два члена Конституционного совета Республики Казахстан;
  • 8) выполняют другие обязанности, возлагаемые на них регламентом Парламента;.

Председатель Мажилиса:

  • 1) открывает сессии Парламента;
  • 2) созывает очередные совместные заседания Палат, председательствует на очередных и внеочередных совместных заседаниях Палат.

По вопросам своей компетенции председатели Палат издают распоряжения.

Сессия Парламента проходит в форме совместных и раздельных заседаний его Палат. Первая сессия Парламента созывается Президентом Республики Казахстан не позднее тридцати дней со дня опубликования итогов выборов. Очередные сессии Парламента проводятся раз в год, начиная с первого рабочего дня сентября и по последний рабочий день июня .

Сессия Парламента открывается Президентом Республики и закрывается на совместных заседаниях Сената и Мажилиса. В период между сессиями Парламента Президент Республики по собственной инициативе, по предложению председателей Палат или не менее одной трети от общего числа депутатов Парламента может созвать внеочередное совместное заседание Палат. На нем могут рассматриваться лишь вопросы, послужившие основанием для его созыва.

Совместные и раздельные заседания Палат проводятся при условии присутствия на них не менее двух третей от общего числа депутатов каждой из Палат и являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентами, могут проводиться закрытые заседания. Президент Республики, Премьер-Министр и члены Правительства, Председатель Национального Банка, Генеральный Прокурор, Председатель Комитета национальной безопасности имеют право присутствовать на любых заседаниях и быть выслушанными .

Палаты образуют постоянные комитеты, число которых не превышает семи в каждой Палате.

Для решения вопросов, касающихся совместной деятельности Палат, Сенат и Мажилис вправе на паритетных началах образовывать совместные комиссии. Комитеты и комиссии по вопросам своей компетенции издают постановления, порядок образования, полномочия и организация деятельности комитетов и комиссий определяются законом .

Парламент республики Казахстан является ее высшим представительным органом, осуществляющим законодательные функции.

Парламент состоит из двух палат, действующих на постоянной основе, — Сената и Мажилиса.

Сенат образуют депутаты, представляющие в порядке, установленном конституционным законом, по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Казахстана. 15 депутатов Сената назначаются президентом Казахстана с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества.

Депутатом парламента может быть лицо, обладающее активным избирательным правом, состоящее в гражданстве республики Казахстан и постоянно проживающее на ее территории последние десять лет. Депутатом Сената может быть лицо, достигшее 30 лет, имеющее высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающее на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы не менее трех лет.

Срок полномочий депутатов Сената — шесть лет. Полномочия назначенных депутатов Сената парламента могут быть досрочно прекращены по решению президента Казахстана.

Избрание депутатов Сената осуществляется на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года.

Согласно Закону "О выборах в Республике Казахстан", в выборах депутатов Сената на равных основаниях участвуют выборщики — граждане Казахстана, являющиеся депутатами местных представительных органов — маслихатов. Каждый из выборщиков обладает одним голосом.

Списки выборщиков составляются соответствующими территориальными избирательными комиссиями по представлению секретаря соответствующего областного, городского (города республиканского значения и столицы) маслихата. Списки выборщиков по выборам депутатов Сената представляются для ознакомления публикацией в местных средствах массовой информации не менее чем за семь дней до выборов.

Очередные выборы депутатов назначаются президентом Казахстана не менее чем за четыре месяца до окончания конституционного срока полномочий депутатов Сената и проводятся не менее чем за два месяца до окончания конституционного срока их полномочий.

Выдвижение кандидатов в депутаты Сената начинается со дня, следующего за днем назначения выборов, и заканчивается за месяц до дня проведения выборов.

Выдвижение кандидатов в депутаты Сената проводится на сессиях областного, городского, районных маслихатов. Политические партии, иные общественные объединения через своих представителей в маслихатах предлагают кандидатуры в депутаты Сената, при этом от нескольких маслихатов может быть выдвинут один кандидат.

Самовыдвижение кандидатов в депутаты Сената производится гражданами путем подачи в соответствующую территориальную избирательную комиссию заявления о намерении баллотироваться кандидатом в депутаты Сената по данной административно-территориальной единице.

Областная, городская избирательная комиссия в течение трех дней устанавливает соответствие кандидата предъявляемым к нему Конституцией и законом требованиям и на основании документов о его выдвижении в трехдневный срок со дня окончания проверки выдает ему подписные листы для сбора подписей выборщиков.

В случае если на день окончания срока регистрации кандидатов зарегистрировано менее двух кандидатов в депутаты Сената, Центральная избирательная комиссия по представлению соответствующей территориальной избирательной комиссии продлевает срок выдвижения кандидатов не более чем на двадцать дней.

Кандидат в депутаты Сената должен быть поддержан не менее чем 10% голосов от общего числа выборщиков, представляющих все маслихаты области, маслихат города республиканского значения или столицы, но не более чем 25% голосов выборщиков от одного маслихата.

Поддержка выборщиков удостоверяется сбором их подписей. Подпись после регистрации кандидата в депутаты Сената отзывается только на основании решения суда.

Сбор подписей в поддержку кандидата в депутаты Сената организуется доверенными лицами и оформляется подписными листами, выдаваемыми избирательной комиссией.

Кандидат в депутаты Сената вправе иметь по одному доверенному лицу в каждом районе, городе, районе в городе. Лица, предлагаемые кандидатом, политической партией в качестве доверенных лиц, представляют в соответствующую избирательную комиссию заявление о своем согласии быть доверенным лицом. После регистрации избирательная комиссия выдает им соответствующие удостоверения. Доверенное лицо должно быть гражданином Казахстана, не может быть депутатом маслихата, членом какой бы то ни было избирательной комиссии, лицом, занимающим должность политического государственного служащего.

В случае, если в результате проверки достоверности подписей будет установлено, что свыше 1% собранных подписей являются недостоверными, кандидату в депутаты Сената отказывается в регистрации.

Кандидат и его (ее) супруга (супруг) до регистрации представляют в органы государственных доходов по месту жительства декларации о доходах и имуществе на первое число месяца начала срока выдвижения.

Кандидат в депутаты Сената до регистрации и после проверки собранных в его поддержку подписей вносит на счет Центральной избирательной комиссии в качестве депозита избирательный взнос в 15-кратном размере установленной законодательством минимальной заработной платы. Внесенный взнос возвращается кандидату в случаях, если по итогам выборов кандидат избран депутатом Сената или по итогам голосования кандидат набрал не менее 5% голосов выборщиков, принявших участие в голосовании, а также в случае смерти кандидата. Во всех остальных случаях внесенный взнос возврату не подлежит и обращается в доход республиканского бюджета.

Регистрация кандидатов в депутаты Сената осуществляется соответственно областными, городскими избирательными комиссиями и заканчивается за 20 дней до дня выборов.

В случае если в результате выбытия кандидатов после окончания срока регистрации остается менее двух кандидатов в депутаты Сената, Центральная избирательная комиссия своим постановлением продлевает срок выборов, но не более чем на два месяца.

Выборы депутатов Сената проводятся на совместном заседании выборщиков. Совместное заседание правомочно, если на нем присутствует более 50% от числа избранных депутатов, представляющих все маслихаты области, города республиканского значения или столицы. Председательствующим на совместном заседании является секретарь маслихата. На совместном заседании выборщиков присутствуют председатель и члены избирательной комиссии.

Голосование по выборам депутата Сената считается состоявшимся, если в нем приняло участие более 50% присутствующих выборщиков.
Совместное заседание закрывается после оглашения председателем избирательной комиссией результатов голосования.

Избирательная комиссия по результатам голосования составляет протокол подсчета голосов по выборам депутатов Сената, который подписывается председателем и членами избирательной комиссии, оглашается на совместном заседании выборщиков, а затем пересылается в Центральную избирательную комиссию не более чем в двухдневный срок со дня выборов.

Если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов в депутаты Сената и ни один из них не был избран, избирательная комиссия назначает повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов. В случае выбытия одного из кандидатов в избирательный бюллетень включается следующий кандидат, получивший большее количество голосов.

Если выборы были признаны несостоявшимися, Центральная избирательная комиссия принимает решение о проведении повторных выборов. Повторные выборы проводятся не позднее чем в двухмесячный срок после первоначальных выборов.

Итоги выборов депутатов Сената устанавливаются Центральной избирательной комиссией не позднее чем в семидневный срок со дня проведения выборов.

Избранным считается кандидат, набравший более 50% голосов выборщиков или же набравший при повторном голосовании по сравнению с другим кандидатом большее число голосов выборщиков.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Избрание депутатов Сената осуществляется на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года. При этом их очередные выборы проводятся не позднее чем за два месяца до окончания срока их полномочий. Срок полномочий депутатов Сената - шесть лет.

Мажилис состоит из семидесяти семи депутатов. Шестьдесят семь депутатов избираются по одномандатным территориальным избирательным округам, образуемым с учетом административно-территориального деления Республики и с примерно равной численностью избирателей. Десять депутатов избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа. Депутатом Мажилиса может быть гражданин Республики, достигший двадцати пяти лет.

Избрание депутатов Мажилиса осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Очередные выборы депутатов Мажилиса проводятся не позднее, чем за два месяца до окончания срока полномочий действующего созыва Парламента. Срок полномочий депутатов Мажилиса - пять лет.

Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих Палат.

Внеочередные выборы депутатов Парламента проводятся в течение двух месяцев с момента досрочного прекращения полномочий депутатов Парламента.

Избранным считается кандидат, набравший более пятидесяти процентов голосов избирателей или выборщиков, принявших участие в голосовании по одномандатному территориальному избирательному округу, на совместном заседании депутатов всех представительных органов соответственно области, города республиканского значения и столицы Республики. В случае, если ни один из кандидатов не набрал указанного числа голосов, проводится повторное голосование, в котором участвуют два кандидата, набравшие большее число голосов. Избранным считается кандидат, набравший большее число голосов избирателей или выборщиков, принявших участие в голосовании. К распределению депутатских мандатов по итогам выборов в Мажилис на основе партийных списков допускаются политические партии, набравшие не менее семи процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Выборы в Сенат считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более пятидесяти процентов выборщиков. Порядок выборов депутатов Парламента Республики определяется конституционным законом.

Депутат Парламента не в праве быть депутатом другого представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Нарушение настоящего правила влечёт за собой прекращение полномочий депутата.

Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на сессиях Парламента и заседаниях его органов, в состав которых он входит. Депутат вправе избирать и быть избранным в координационные и рабочие органы Парламента его Палат; вносить предложения и замечания по повестке дня сессии, вносить предложения о заслушивании на сессии Парламента отчета должностных лиц, подотчетных палатам; обращаться с депутатскими запросами, вносить поправки к проекту законов, постановлений, других актов, принимаемых Парламентом; знакомить депутатов с обращениями граждан, имеющими общественное значение, осуществлять другие полномочия.

Депутат обязан участвовать в работе Парламента и его органов, в состав которых он избран. Депутат лично осуществляет свое право на голосование. Он не вправе передавать свой голос другому депутату. Депутат вправе вносить любые вопросы и предложения на рассмотрение Палат, участвовать в подготовке вопросов к рассмотрению, в обсуждении и принятии по ним решений, а также в организации проведения в жизнь принятых решений, в контроле за их выполнением.

Депутатский запрос является официально обращенным требованием должностным лицам государственных органов дать на сессии Парламента обоснованное разъяснение или изложить позицию по вопросам, входящим в компетенцию этого органа или должностного лица.

Депутат Парламента имеет право обратиться с запросом к премьер-министру и членам правительства, председателю Национального банка, председателю и членам Центризбиркома, генеральному прокурору, председателю Комитета национальной безопасности, председателю и членам Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.

Должностное лицо обязано отвечать на запрос на пленарном заседании Парламента или Палаты. По ответу на депутатский запрос и результатам его обсуждения принимается постановление Парламента или его Палаты.

Депутаты имеют право организовывать в Парламенте следующие объединения:

1. Фракция – организованная группа депутатов, представляющая политическую партию или иное общественное объединение, зарегистрированное в установленном законом порядке; она создается в целях выражения интересов политической партии или иного общественного объединения в парламенте;

2. Депутатская группа – объединение депутатов для осуществления своих полномочий, совместной работы в избирательных округах.

Депутат ни от кого не зависим в своей работе. Воздействие в какой бы то ни было форме на депутата или его близких родственников с целью воспрепятствовать исполнению депутатских обязанностей, влечет ответственность. Должностные лица государственных органов и общественных объединений, органов местного самоуправления, организаций, не выполняющие своих обязанностей перед депутатами, представляющие ему заведомо ложную информацию, нарушающие гарантии депутатской деятельности, также подлежат ответственности.

Депутат как представитель народа в Парламенте должен придерживаться норм нравственности. Регламент Парламента установил правила депутатской этики, определяющие норм поведения, которыми они должны руководствоваться как при осуществлении депутатских полномочий, так и в неслужебное время. К правилам депутатской этики относятся следующие нормы:

Депутаты должны относиться друг к другу и всем другим лицам, участвующим в работе Палат Парламента, с уважением;

Депутаты не должны употреблять в своих выступлениях необоснованные обвинения, грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов и других лиц;

Депутаты не должны призывать к незаконным и насильственным действиям;

Депутаты не должны препятствовать нормальной работе Палат Парламента, его координационным и рабочим органам и т. д.

Парламент осуществляет свою работу в сессионном порядке. Сессия состоит из совместных и раздельных Палат, бюро Палат, постоянных комитетов и совместных комиссий Палат. Первая сессия Парламента нового созыва созывается Президентом Республики не позднее тридцати дней со дня опубликования итогов выборов и избрания не менее двух третей депутатов каждой из палат.