К механизмам социализации не относится. Социально-педагогические механизмы социализации

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью разных механизмов. Есть несколько подходов к рассмотрению механизмов социализации. Например, французский социальный психолог Габриэль Тард (1843–1904), считал подражание основным механизмом социализации. Американский ученый Ури Бронфенбренер (1917–2005) механизмом социализации считал прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В.С. Мухина (р. 1935) в качестве механизмов социализации рассматривает идентификацию и обособление личности, а А.В. Петровский (1924–2006) – закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.

Концепция социализации, предложенная А.В. Петровским, рассматривает процесс социального развития личности как диалектическое единство прерывности и непрерывности. Первая тенденция отражает качественные изменения, порождаемые особенностями включения личности в новые социально-истори­ческие условия, вторая – закономерности развития в рамках референтной общности. Поэтому в его концепции две модели: в первой он описывает фазы развития личности при вхождении в новую референтную группу, во второй – периоды возрастного развития личности.

Ученый считает, что в большинстве случаев переход на новый этап развития личности не определяется внутренними психологическими закономерностями (они только обеспечивают готовность к этому переходу), а детерминированы извне социальными причинами. Даже в тех случаях, когда вступление в новый этап развития не означает вхождения в новую группу, а представляет собой дальнейшее развитие личности в развивающейся группе.

Развитие личности может быть понято в обоих случаях как закономерная смена фаз адаптации, индивидуализации и интеграции. Прохождение «макрофаз» описывает жизненный путь человека: детство (адаптация), отрочество (индивидуализация), юность (интеграция). Смена микрофаз характеризует развитие внутри каждого из возрастных периодов.

Любой период начинается фазой адаптации – усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Фаза индивидуализации вызывается противоречием между достигнутым результатом адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей. Третья фаза вызывается противоречием между этой потребностью личности и стремлением группы принять только часть ее индивидуальных особенностей, которое в случае успешной социализации решается как интеграция личности и группы. Эта фаза завершает возрастной период и одновременно подготавливает переход к следующему.



А.В. Петровский считает, что если переход к новому периоду не подготовлен внутри предыдущего успешным протеканием фазы интеграции, то на рубеже между любыми возрастными периодами складываются условия для кризиса развития личности, адаптация в новой группе становится затруднительной. Согласно этой концепции выделенные закономерности характеризуют и развитие личности как результат вхождения в новую группу (в любом возрасте), и собственно возрастной аспект социального развития личности.

К психологическим и социально-психологическим механизмам социализации также относятся:

– импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Но и на более поздних этапах онтогенеза возможно запечатление образов, ощущений и т.п.;

– экзистенциональный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами;



– подражание – следование какому-либо примеру, образцу. Это один из путей произвольного и чаще – непроизвольного усвоения человеком социального опыта;

– идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом;

– рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять внутренний диалог нескольких видов: между различными «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

Кроме того, выделяют такие психологические механизмы социализации, как имитация, идентификация, стыд и чувство вины. Имитация – это осознанное стремление копировать определенную модель поведения, сходный механизм – подражание; стыд и чувство вины – переживание разоблачения и позора, связанное как с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей, так и с реакцией других людей.

Первые два механизма являются позитивными; последние – негативные механизмы, запрещающие или подавляющие определенное поведение. Доминирование негативных механизмов, наказаний может привести к защитным фиксациям. Фиксация – защитная символическая тактика поведения, которая позволяет избегать страдания. Обычно она формируется случайно при попытке справиться с затруднением и, в случае успеха, автоматически воспроизводится при актуализации сходной потребности. Когда фиксированные формы поведения оказываются неуместными, сам человек не может их изменить, а наказания только усиливают фиксацию. Так, наказание за проявление агрессивности только усиливает агрессивность. Опыт не идет на пользу. Человек не замечает противоречащих сигналов (защитное сопротивление) или неправильно их истолковывает (рационализация). Фиксации недостаточно подвижны (ригидны) и значительно осложняют социализацию.

К универсальным социально-педагогическим механизмам социализации относят:

1. Традиционный механизм социализации (стихийный) – усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального). Это усвоение происходит, как правило, на неосознаваемом уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. Эффективность этого механизма социализации проявляется и в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

2. Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными – производственными, общественными, клубными и др. структурами, а также средствами массовой коммуникации. В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально-одобряемого поведения, а также опыта имитации социально-одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение, Интернет) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д.

3. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Субкультура – это комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

4. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. Значимыми лицами могут быть родители, любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Значимые лица могут быть членами организаций и групп, с которыми человека взаимодействует, а сверстники могут выступать и носителями возрастной субкультуры. Но общение со значимыми людьми в группах или организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.

Влияние названных механизмов опосредствуется рефлексией – внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, коллективу сверстников, значимым людям и пр. Поэтому выделяется как специфический и рефлексивный механизм социализации человека. Рефлексия – это внутренний диалог нескольких видов (между различными «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами и т.д.), который происходит наедине с собой. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и самого себя.

Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше механизмов. Но соотношение роли механизмов социализации у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей различно. Например, в условиях крупного города действует институциональный и стилизованный механизмы. Для людей-интровертов важнейшим может стать рефлексивный механизм.

Процесс социализации, по мнению А.В. Мудрика, в целом можно представить как совокупность четырех составляющих:

1) стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств в жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;

2) относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных групп (определяя обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т.д.);

3) относительно социально контролируемой социализации (воспитания) – планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;

4) более или менее сознательного самоизменения человека, имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор (самостроительства, самосовершенствования, саморазрушения), в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни (Мудрик А.В., 2001).

Явление социализации многоаспектно. Долгое время внимание отечественных психологов привлекала главным образом социализация как воспитание в институализованных образовательных системах, в последнее время предметом серьезного изучения стали процессы, протекающие вне официальных структур, в частности – в неформальных объединениях, в стихийно возникающих группах и пр.

В глубокой древности человек включался в жизнь социума стихийным, естественным образом, органично усваивая то, что требовала от него социальная практика. В раннеклассовых обществах выделился особый период в жизни человека (детство) и специальная деятельность отдельных представителей социума по подготовке подрастающего поколения к жизни, т.е. в социализации появился относительно автономный процесс воспитания. На определенных этапах социально-экономического развития того или иного социума воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и общественное.

От стихийной и направляемой социализации воспитание отличается тем, что в его основе лежит социальное действие (направленное решение проблем, сознательно ориентированное на ответное поведение партнеров и предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие).

Социализация – процесс непрерывный, т.к. человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание – процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, т.е. ограничен местом и временем.

Результатом социализации является социализированность. Отечественный исследователь А.С. Волович (1993) на основе анализа работ западных ученых по содержанию этого понятия пришла к выводу, что социализированность понимается как сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом. Социализированность определяется как результативная конформность индивида к социальным «предписаниям», вне зависимости от того, представлены ли они как соответствующие статусу ролевые ожидания, институциональные или групповые экспектации или требования коллектива к члену данного общества.

Но социализированность имеет мобильный характер в связи с изменчивостью общества. Социальные изменения могут превратить сформированную социализированность в неудачную (переезд из региона в регион, из страны в страну и т.д.), и возможность вновь достичь успеха зависит от способности личности адаптироваться к новым условиям. В связи с этим особое значение получило понятие «ресоциализация» – изменение ставших неадекватными ценностей, норм, отношений человека в соответствии с новыми социальными предписаниями. По мнению американского ученого К.К. Келли, социальное развитие человека представляет собой непрерывный процесс ресоциализации.

Поэтому ряд исследователей по-другому трактуют социализированность. Она рассматривается как усвоение личностью установок, ценностей, способов мышления и др. личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на следующей стадии развития. Такой подход американский ученый А. Инкельс называет «заглядыванием вперед». Представители этого подхода считают, что социализация будет успешной, если индивид научится ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях.

В работах М. Райли и Е. Томаса представлен еще один подход, учитывающий собственные ценностные ориентации личности. Они полагают, что сложности в социализации возникают тогда, когда ролевые ожидания не совпадают с самоэкспектациями (самоожиданиями) индивида. Ученые считают, что человеку необходимо осуществлять ролевые замещения или перестройку ценностных ориентаций, т.е. находить соответствие между своими ценностями и выполняемыми им социальными ролями, т.е. индивид должен стремиться в случае неуспеха в социализации к перераспределению самоэкспектаций и научиться оставлять предшествующие роли.

Некоторые ученые отмечают, что залогом успешной социализации можно считать формирование у человека поведенческих моделей, включающих требования и предписания. Социализированность человека должна основываться на усвоении не просто суммы различных ролевых ожиданий, а самой сущности этих требований. Так, американский психолог и педагог Л. Колберг подчеркивает, что такой тип социализированности предотвращает ролевые конфликты в будущем, в то время как конформное приспособление к своей среде в случае ее изменения делает их неизбежными.

Таким образом, в процессе и в результате социализации человек овладевает совокупностью ролевых ожиданий и представлений в различных сферах жизнедеятельности (семейной, профессиональной, социальной и др.) и развивается как личность, приобретая и вырабатывая ряд социальных установок и ценностных ориентаций, удовлетворяя и развивая свои потребности и интересы.

От названных компонентов зависит успешность социализации человека, которая проявляется в балансе между его адаптированностью и обособлением в обществе.

Социализация происходит под действием различных влияний и средств, которые происходят от макро- или микросреды. Если речь идет о целенаправленном воздействии, что осуществляет общество на формирование личности, то это, как уже отмечалось, - агенты социализации. Они действуют на макроуровне через средства массовой коммуникации (телевидение, радио, компьютер, периодические издания), культуру, искусство и т.д. Влияют на становление «Я-концепции», формирование убеждений, представлений, ценностных ориентаций личности. Современный этап характеризуется актуализацией выяснения основных детерминант и закономерностей данного воздействия на каждом из возрастных периодов развития индивида .

Психологические воздействия, или средства, с помощью которых осуществляется социально-психологическое отражение человеком реалий социальной жизни, а, следовательно, переход внешних воздействий социального окружения во внутренние регуляторы поведения индивида, называются социально-психологическими механизмами. Другими словами, это процесс совмещения в социально-психологическом отображении человека факторов, характеризующих условия социума, с особенностями личности.

Систематического анализа и четкой классификации социально-психологических механизмов социализации в психологической науке нет. Одни ученые до механизмов социализации относят подражание, внушение, убеждение, заражение. Другие - социальную фасилитацию, конформизм, соблюдения норм. Третьи - усвоение стандартов поведения, принятия групповых норм, чувство стыда, самоконтроль, социальный обмен. По мнению Г. Тарда, механизм социализации охватывает имитацию, идентификацию, руководство .

По признаку «организованность - неорганизованность» социально-психологические механизмы делятся на:

целенаправленные (к ним относятся обучение, воспитание, инструктаж и т.п.)

стихийные воздействия (идентификация, подражание, престиж, авторитет, лидерство и т.д.).

Вторая группа механизмов преимущественно базируется на эффекте доверия к человеку (что осуществляет воздействие), занижением самокритичности, повышенной суггестии индивида, неуверенности в себе и т.д.

По признаку «осознанности - неосознанности» выделяют:

осознанные (убеждение, групповые экспектации, воздействие авторитета)

неосознанные механизмы социализации (они проявляются в основном в раннем детстве и выражаются через такие явления, как внушение, подражание, психологическое заражение, идентификация).

Социальное окружение действует на индивида не только непосредственно, примерами, поведением, соображениями отдельных людей, групп, но и через книги, средства массовой коммуникации, установленные в обществе законы, правила, нормы, моральные ценности.

Одновременно социальная среда - это также и предметы труда, культуры, науки, которые входят в плоть и кровь жизни человека и являются ее непременными атрибутами.

Различные составляющие социума неравноценные и имеют неодинаковое влияние на индивида в разные периоды его становления. С одной стороны, здесь большое значение играют особые возрастные периоды в жизни человека, а с другой - различные экономические, политические, религиозные, бытовые, социокультурные, социально-психологические условия и катаклизмы общества, действие стабилизации и деструктивных факторов в нем .

Относительно изменений в психике человека они могут происходить медленно и постепенно, что является соединительным с так называемыми эволюционными изменениями, которые характеризуются количественными, качественными и структурными преобразованиями психики личности.

Однако наряду с такими медленными изменениями фиксируются бурные, быстрые и глубокие революционные преобразования, связанные с кризисными периодами развития и становления индивида.

В общественных науках, в том числе и в социологии, таким сдвигом человека соответствует понятие «социальный переход» индивида из одного социального состояния в другое. Критические периоды и социальные переходы нередко сопровождаются болезненной психологической перестройкой, повышенной сенситивностью к определенным внешним воздействиям, что приводит к нарушению равновесия, появлению новых потребностей и т.д.

В современной психологии не сложилось на сегодняшний день единого мнения по поводу кризисных периодов или возрастных кризисов. Определенная часть психологов считает, что кризис - это ненормальное, мучительное явление, результат неправильного воспитания, другие видят в кризисах конструктивную функцию и считают их закономерными, неизбежным явлением, которое обусловливается биологическими факторами, в частности половым созреванием.

Так, 3. Фрейд подчеркивал, что кризис - это результат разногласий между сексуальным развитием и общественными ограничениями . К. Левин связывал кризисные периоды в жизни человека с изменением его социального статуса . Л. Выготский рассматривал чередование кризисных и стабильных периодов как закон психологического развития. Он отмечал, что в критические периоды не прекращается конструктивная работа человека, а разрушительная деятельность осуществляется в связи с тем, что она вызывается необходимостью развития новых свойств и черт личности .

Переход к высшей возрастной фазе нередко вызывает замедление темпов развития личности, что дало возможность Л. Выготскому выдвинуть гипотезу об отсутствии совпадения между тремя составляющими созревания человека в подростковом возрасте - полового, общего и социального.

Кризис, по мнению Т. Титаренко, это продолжительный внутренний конфликт по поводу жизни в целом, ее смысла, основных целей и путей их достижения. И переживания человеком кризиса тесно связано со степенью осознания кризисного состояния, с уровнем личностной зрелости, с его способностью к рефлексии . Соответствующий возрастной кризис готовится изнутри, время его прихода определяется тем, насколько человек усвоил все то, что надо было освоить на этой возрастной ступеньке.

Г. Шихи замечает, что в переходные моменты образа жизни человек подвергается изменениям в четырех измерениях:

первое измерение связано с внутренним ощущением себя в отношении других;

второй - с чувством безопасности и опасности;

третий - характеризуется восприятием времени (достаточно ли его, или не хватает);

четвертый - ощущением физического спада .

Названные ощущения задают основной тон жизни и подталкивают человека к тем или иным решениям.

И. Томан, соглашаясь с определением кризиса как состояния чувственных и духовных стрессов, что требует значительного изменения жизненных позиций в течение короткого времени, анализирует его (это понятие) как структурированное явление: во-первых, появление события нарушает чувственное и духовное равновесие человека, во - вторых, событие изменяет нормальный ход жизни индивида, в-третьих, событие требует изменить жизненную позицию и способы, которыми человек действует в обычной ситуации; в-четвертых, кризис требует поиска новых методов выхода из необычной ситуации .

Говоря о кризисных и стабильных периодах жизни человека, следует обратить также внимание на тот факт, что периодизация психического развития учитывает прежде психофизиологические изменения в организме человека, а периодизация социального развития опирается на особенности взаимодействия индивида с социумом на разных этапах его жизни (то есть меру его участия в общественной деятельности, социальных контактах, характере усвоения социального опыта, воспроизведения социальных связей). Именно поэтому периодизация социального развития имеет несколько иные возрастные пределы, чем периодизация психического развития.

Например, согласно периодизации психического развития старший подростковый возраст (14-15 лет) и ранний юношеский возраст (16-17 лет) относятся к разным возрастных периодам, тогда как в периодизации социального развития они считаются единственным маргинальным (переходным) периодом социализации и через сходство ее механизмов, институтов, способов и т. п. не рассматриваются отдельно.

В юридической психологии возраст 14-17 лет также не делится на отдельные периоды, а для его характеристики используется термин «несовершеннолетний», т.е. такой, что сказывается определенным социальным статусом индивида, его гражданскими правами, привилегиями и обязанностями .

Итак, характеристики, вмещающиеся в понятиях «психологический возраст» и «социальный возраст», не всегда совпадают: наша жизнь дает неединичные примеры, когда индивид соответствует своему психофизиологическому возрасту, а в плане социальной зрелости считается инфантильным.

Американские психологи Г. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант выделили такие особые периоды жизни индивида:

  • 16-22 года - это время, когда человек пытается доказать себе и другим, что он способен к самостоятельной жизни; характерным признаком поведения в этом возрасте является демонстрация собственной независимости;
  • 23-28 лет - этот период самоутверждения личности; у человека формируется устойчивое представление о месте, которое он занимает или хотел бы занять в жизни, этому периоду свойственна резкая смена жизненного курса;
  • 29-32 года - период между двумя жизненными стадиями, когда происходит довольно резкая переоценка ценностей и возникают вопросы типа: «Разве я так представлял себе свою жизнь?»; это чрезвычайно трудный период, которому свойственна эмоциональная неуравновешенность, частая смена настроения;
  • 33-39 лет - в этот период семейная жизнь теряет свое обаяние и люди отдают предпочтение работе, которая способствует достижению серьезных результатов в профессиональной сфере; вместе с тем и достигнутое кажется недостаточным;
  • 40-42 годы - это сложный переходный период: достигнутые результаты кажутся недостаточными, возникает ощущение, что жизнь проходит зря; к такому депрессивному душевному состоянию прилагаются ухудшение здоровья, признаки утраты молодости;
  • 43-50 лет - это новое равновесие; в этом возрасте большинству людей присуща стабильность, возможно творческий подъем; деятельность, обычно очень продуктивная;

после 50 лет - период зрелости, когда человек пришел к соглашению с собой; вместе с тем вновь встает вопрос о смысле жизни и ее ценности, о том, что сделано и что осталось сделать, это период, когда человек старается избегать любых конфликтов; производительность труда может быть высокой благодаря опыту в работе .

Приведенная периодизация особых периодов в жизни человека заслуживает внимания, в то же время она не учитывает весь его жизненный путь (от рождения до смерти), такие важные возрастные периоды, как один, три, семь лет (это критические периоды в жизни ребенка); 8 - 9 лет (этот период характеризуется творческим подъемом); 12-15 лет (это подростковый переходный период, ребенок критически относится к себе и окружению, пытается переосмыслить окружающий мир); 55-60 лет (это критический период в жизни мужчин и женщин, ведь в этом возрасте большинство из них выходят на пенсию, что вызывает острое чувство ненужности).

Современная отечественная психологическая наука все большее значение придает проблеме помощи личности в преодолении ею кризисных состояний, особенно на этапе приобретения и закрепления профессионального опыта, что по времени может совпадать с так называемым кризисом середины жизни человека, как перехода от молодости к зрелости, нового этапа в осмыслении ею оглавления собственного бытия и назначения в обществе. В психологической науке нет однозначного взгляда на хронологию жизненного цикла личности относительно особенностей данного периода.

Так, если Э. Эриксон относит кризис середины жизни человека к сорокалетнему возрасту , а Г. Шихи - к периоду между 35 и 45 годами , то Т. Титаренко считает, что кризис середины жизни приходится на пределе возраста 37-40 лет .

Э. Эриксон характеризует данный период жизни личности как генеративность, т.е. на этой стадии происходит борьба между установкой на продуктивное развитие и состоянием стагнации. При этом производительность и творчество в различных сферах жизни тесно связаны с заботой о других.

Г. Шихи замечает, что данный период является состоянием обостренного ощущения времени, что «сокращается»: утрата молодости, угасание физических сил, изменение первоначальных ролей - любой из этих моментов может вызывать кризисную ситуацию.

По мнению Т. Титаренко, середина жизни - это период экстраординарного роста и внутренних изменений, которые недаром сравнивают с подростковым возрастом. Именно поэтому его называют вторым и последним шансом сделать свое дело, стать глубоким и более существенным, ведь в этот период максимальные ожидания со стороны социума сочетаются с реорганизацией личностных черт, консолидацией интересов, целей и обязанностей.

Одновременно личность начинает ставить перед собой вопрос о целесообразности прожитой жизни, ее насыщенности, задумывается над тем, почему она не достигла целей, поставленных, когда то перед собой.

К. Юнг рассматривал средний возраст как время максимального проявления потенциала человека и изменений в его психике, которые быстрее начинаются у женщин, чем у мужчин .

В основе теории развития человека Ш. Бюлера лежит интенция (намерение). Интенциональность личности проявляется в течение жизни в выборах человека для достижения поставленных целей, формирование и достижение которых предопределяет основные фазы жизненного цикла.

Первая фаза продолжается до пятнадцати лет и характеризуется отсутствием у человека каких-либо целей, развитием в основном физических и умственных способностей индивида.

Вторая фаза длится до двадцати лет и отвечает периоду юности, когда человек осознает свои потребности, способности и интересы, планирует большие изменения, связанные с выбором профессии, партнера, смысла бытия.

Третья фаза продолжается до сорока пяти лет и отвечает зрелости человека. В этот период ставятся четкие цели, достигается стабильность на профессиональном уровне и в личной жизни, принимаются решения о создании собственной семьи и рождении детей.

Четвертая фаза длится до 65 лет. В этот период человек подводит итог прошлой деятельности, пересматривает цели с учетом своего профессионального статуса.

Пятая фаза начинается в 65-70 лет, когда большинство людей перестают достигать целей, которые ими были поставлены в юности. На этом этапе человек пытается осмыслить свое существование как целое, проанализировать выполнение запланированных целей, в связи, с чем возникает чувство удовлетворения (цели выполнены) или разочарования (цели оказались недосягаемыми) .

А. Милтс решает вопросы развития и становления личности в обществе путем разрешения проблемы гармонии и дисгармонии личности. Гармонию автор рассматривает как понятие, которое охватывает проблему согласования между природой, обществом и человеком, которое предусматривает взаимное соответствие, равновесие, порядок, пропорциональность различных предметов и явлений.

Понятием «дисгармония» сказывается нехватка согласованности, проявление диспропорций, антагонизм, хаос, потеря равновесия, деградация, несоответствие предметов и явлений или их несоответствие имеющейся норме, образцу, ритму. Часто данное понятие сочетают с характеристиками драматических или трагических проявлений в человеческой жизни.

Здесь ученый справедливо ставит вопрос о том, всегда ли трагизм и драматизм - это разрушительная или опустошительная сила, разве они не способствуют появлению великих достижений культуры и не обогащают внутренний мир человека, и имеем ли мы право в любой ситуации утверждать, что там, где есть согласованность, то это хорошо, а где этого нет - плохо?

Спор, который длится тысячелетиями, о том, кто настоящий владелец природы, общества и человека - дисгармония или гармония, хаос или порядок вовсе не закончена.

Дисгармония вносит обеспокоенность, тревогу, изъедает, мучает и грызет человеческие души, в то же время та же дисгармония порождает прекрасное. В связи с этим высказывалась мысль: для того, чтобы создать яркую звезду, нужен хаос.

Нельзя не согласиться и с другим утверждением: формирование нового общества предусматривает переход к доминанте гармоничного сочетания природы, общества и человека, которое вовсе не означает, что драматическое и трагическое полностью исчезнут - они воплотятся в великие ценности человеческой культуры и человеческих отношений .

социализация личность общество

Существуют различные подходы к рассмотрению "механизмов" социализации. Так, французский социальный психолог Г. Тард 7 считал основным подражание. Американский ученый У. Бронфенбреннер 8 механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В. С. Мухина 9 рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию обособления личности.

Обобщая имеющиеся данные, с точки зрения педагогики можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.

Различают два вида механизмов социализации:

  • - психологические и социально-психологические;
  • - социально-педагогические.

К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.

Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, "как надо", "что надо", но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованны или блокированны в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут "всплыть" в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.

Рефлексивный механизм социализации осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников и т. д.

Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах существенную роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма.

Традиционный механизм социа-лизации представляет собой усвое-ние человеком норм, эталонов поведе-ния, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, професси-онального). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритичес-кого восприятия господствующих сте-реотипов.

Институциональный механизм социализации действует в процессе взаимодействия человека с института-ми общества, с различными организа-циями, как специально созданными для социализации, так и реализующими со-циализирующие функции параллельно со своими основными функциями (про-изводственные, общественные, клуб-ные и другие структуры, а также сред-ства массовой коммуникации).

Стилизованный механизм соци-ализации действует в рамках субкуль-туры. Под субкультурой в общем виде понимается тот комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного воз-раста или конкретного профессиональ-но-культурного слоя, создающего в целом конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм со-циализации функционирует в процес-се взаимодействия человека с субъек-тивно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации. Значимыми лицами могут быть роди-тели, любимый учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, друг-сверстник своего или противоположного пола.

Рефлексивный механизм социа-лизации связан с внутренним диало-гом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные раз-личным институтам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т.д.

Вопрос 3. Социально-психологические способы социализации:

  • осознаваемые
  • неосознаваемые

К неосознаваемым относят:

  • психологическое заражение (бессознательная подверженность индивида определенным психическим состояниям)
  • внушение (особый вид эмоционально-волевого целенаправленного воздействия)
  • подражание (способ воздействия, в результате которого происходит воспроизводство черт и образцов демонстрируемого поведения)
  • индетификация (отождествление индивида с другим человеком, в результате чего происходит воспроизводство поведения, мыслей и чувств другого лица).

По мере роста и формирования сознания и самосознания у индивида начинает складываться довольно четкое оценочное, избирательное отношение к окружению, его нормам и ценностям, ролевым предписаниям. Она находит место в таких социально — психологических явлениях (механизмы):

  • референтная группа (выполняет функции перцептивного фильтра, отбирающего из социальных норм и ценностей наиболее значимые для индивида)
  • авторитет (степень влияния, оказываемого отдельными лицами в той или иной отрасли знания или сфере занятости)
  • престиж (групповое оценочное явление, совокупность внешних оценок одобрения, которыми с позиции групповых норм и критериев оцениваются различные социальные явления, наряду с самооценкой участвует в формировании притязаний)
  • популярность (групповое оценочное явление в области формирования общественных вкусов, ценностей, предписаний)
  • групповые ожидания (групповые экспектации, направленные на индивида со стороны его окружения. Могут выступать как в виде ролевых предписаний, так и в виде оценочных стереотипов, проявляющихся в социальной перцепции) Г.Э. в сфере социальной перцепции складываются на основе стереотипизации, когда новые впечатления об объекте восприятия обобщаются благодаря сходству с прежними знаниями, тем самым «вгоняют» индивида в определенный поведенческий стереотип («трудный подросток»).

Контрольные вопросы

1. Что такое маргинальная стадия социализации?

2. Что относится к механизмам социализации?

Предыдущая12131415161718192021222324252627Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Социализация

1)

2) вторичная социализация :

Агенты социализации

Семья

Группа ровесников

Школа действует как общество в миниатюре.

Дает новые знания и навыки социализации, развивает интеллект, формирует ценности и нормы поведения. В отличие от семьи позволяет понять значение формальных статусов и ролей (учитель как формальный и временный начальник). Школа более авторитарна, рутинизирована. Ее социальное пространство обезличено, так как учителя не могут быть такими же ласковыми, как родители; к тому же любой учитель может быть заменен другим.

Средства массовой информации

Армия

Факторы

— микрофакторы

мезофакторы

— макрофаткоры

Среди механизмов социализации можно выделить следующие:

Идентификация

Копирование или подражание

Впечатление и внушение

Социальное облегчение

Понимание противоречий стрессов

Основные средства социализации

1) Язык

2) Ценности

3) Нормы

4) Навыки и умения

Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 8601 | Нарушение авторского права страницы

Социализация личности. Механизмы социализации. Школа как институт социализации. (ПК-5).

Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизведения социальных норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой. Этот процесс направляется обществом, государством через влияние на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей. Кроме того, управление и влияние со стороны государства осуществляется через посредство целенаправленного и социально контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального). Эти составляющие имеют как частные, так и существенные различия на протяжении жизни человека на различных стадиях или этапах социализации. Социальную деятельность, точнее, социализацию, делят на 3 стадии: 1. дотрудовую; 2. трудовую; 3.

послетрудовую. Это деление, конечно, условно, ибо в одну и ту же стадию (например, трудовую) попадают люди 20-50-летнего возраста, социализация которых существенно различается. Другой подход к рассмотрению этапов социализации – возрастной: 1. младенчество (до 1 года); 2. младший дошкольник (1-3 года); 3. дошкольник (3-6 лет); 4. младший школьник (6-10 лет); 5. подросток (11-14 лет); 6. ранний юноша (15-17 лет); 7. юноша (18-23 года); 8. молодость (23-33 года); 9. зрелость (34-50 лет); 10. пожилой (50-65 лет); 11. старческий (65-80 лет); 12. долгожитель (выше 80 лет). Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит.

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы социализации.

Подразделяются на: 1). Социально-психологические механизмы

2). Социально-педагогические механизмы

К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие: Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п. Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами. Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта. Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом. Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие: Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др.

Школа, как известно, охватывает три возрастных этапа социализации человека: младший школьный возраст (6-10 лет), подростковый (11-14 лет), раннее юношество (15-17 лет). В это время происходит становление развитие личности человека, что налагает на школу большую ответственность. Школа, как и другие воспитательные институты, проводит в жизнь заказ общества – формировать человека, адекватного требованиям данного общества, эпохи, растить, обучать и воспитывать молодые поколения с максимальным учетом тех социальных условий, в которых они будут жить и работать. Процесс обучения в школе как в образовательно-воспитательном учреждении создает возможности для реализации учащимися активности в сферах познания, предметно-практической деятельности и спорта. Мера реализации этой возможности связаны, помимо других обстоятельств с теми формами взаимодействия, которые используют педагоги в учебном процессе. Наиболее распространенные из них: фронтальные и индивидуальные формы, хотя оптимальными для реализации активности являются групповые формы работы, что берется на вооружение многими современными педагогами-новаторами. Традиционные формы обучения приводят часто к появлению избегающего поведения к учебе и, следовательно, уменьшает влияние школы как образовательно-воспитательного учреждения на социализацию детей. Школа, как социально-психологическая группа, будучи социальным пространством контактов ребят, создает возможности для реализации или активизации в сферах общения и игры, частично – в других сферах жизнедеятельности. Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт должен помогать осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.).

Исследователями выделяется две социально-педагогические задачи школы как института социализации: 1.Освоение ребятами нормативного поведения;

2. Построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям.

Эти две задачи отражают и две стороны вхождения ребенка в общество. Человек должен уметь включаться в существующие социальные связи, подчиняться сложившимся нормам и правилам, в то же время очень важной является и позиция сравнения существующих нормативных систем и построение своей собственной жизненной позиции. Отсюда вытекает необходимость создания для детей условий обязательного сравнения различных ценностных систем и выбора из этих жизненных позиций. Задача состоит в создании в школе таких условий при которых ребенок мог приобретать социальный опыт, соответствующий социальной ситуации.

Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает в себя как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. (БЭС. – М., 1998, с. 1131).

Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида:

1) ранняя (первичная) социализация связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения;

2) вторичная социализация :

а) профессиональная социализация, которая связана с овладением специальными знаниями и навыками, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей;

б) включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоения новых знаний, ценностей, вместо устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения);

в) пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.

Следовательно, социализация личности начинается с рождения и длится всю жизнь, этот процесс на каждой стадии осуществляют особые институты. К ним относятся: семья, детские сады, школы, вузы, трудовые коллективы и т. д. Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов.

Агенты социализации – это те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формируют его. К ним относятся люди и социальные институты.

Семья – один из определяющих агентов социализации. Оказывает функциональное воздействие не только на формирование и социализацию, но и становление всей структуры личности.

Группа ровесников выполняет функцию «охраны» от авторитета взрослых в процессе социализации. Обеспечивает появление таких качеств личности как самостоятельность, независимость, социальное равенство. Позволяет проявлять социализирующейся личности новые эмоции и чувства, невозможные в семье, новые социальные связи, статусы и роли (лидер, равные партнеры, изгой, маргинал).

Школа

Средства массовой информации формируют ценности, образы героев и антигероев, дают образцы поведения, знания о структуре общества. Действуют обезличенно, формально.

Армия осуществляет специфическую, вторичную социализацию (ресоциализацию). Разность ценностей и стереотипов поведения гражданской и военной жизни проявляется резко и часто вызывает у молодых солдат социальный протест. Это тоже своеобразный институт социализации, форма освоения новых социальных норм.

Важно, чтобы процессы протекали на невысоком уровне конфликтности.

Факторы , влияющие на процесс социализации, разделяются на три типа:

— микрофакторы – присущи первичной социализации в малых группах (распределение ролей в семье, коллективе на работе, в учебном заведении);

мезофакторы – социализация личностив средней группе общества: этнические и религиозные особенности, среда или место проживания (город, село);

— макрофаткоры – принадлежность к большой группе общества: государство, культурные ценности.

Среди механизмов социализации можно выделить следующие:

Идентификация – определение и отождествление человеком самого себя как члена определенной социальной группы, отличающейся от остальных. Например, женщины и мужчины, взрослые и дети и т.д.

Копирование или подражание – повторение уведенных моделей поведения, сознательного и несознательного характера. Сюда относятся жесты, мимика, манера общения и т.д.

Впечатление и внушение – выражается в рефлекторном использовании опыта и переживаний других людей, находящихся в близком кругу общения.

Социальное облегчение – влияние поведения одного члена общества, на деятельность другого, что способствует облегчению социализации. Например, родители помогают ребенку завести детей.

Понимание противоречий – осознание индивидом причины и следствия возникновения стрессов и конфликтных ситуаций, с последующим поиском компромисса.

Основные средства социализации , обеспечивающие социальный контакт между личностями, личностью и группой:

1) Язык – основной инструмент социализации. С его помощью человек принимает, анализирует, обобщает и передает информацию, выражает эмоции и чувства заявляет о своей позиции, точке зрения, дает оценки;

2) Ценности – идеальные представления, принципы, с которыми личность соотносит свои поступки;

3) Нормы – усвоенный личностью образ мышления, поведения, общения;

4) Навыки и умения – образцы деятельности. Они играют не только поведенческую, но и дидактическую (обучающую роль) в последующей социализации. Образование навыков и умений называют социализацией для социализации, так закрепление навыка и умения помогают быстрее и увереннее овладевать новыми навыками и умениями.

Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 8602 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает в себя как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. (БЭС. – М., 1998, с. 1131).

Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида:

1) ранняя (первичная) социализация связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения;

2) вторичная социализация :

а) профессиональная социализация, которая связана с овладением специальными знаниями и навыками, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей;

б) включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоения новых знаний, ценностей, вместо устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения);

в) пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.

Следовательно, социализация личности начинается с рождения и длится всю жизнь, этот процесс на каждой стадии осуществляют особые институты. К ним относятся: семья, детские сады, школы, вузы, трудовые коллективы и т. д. Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов.

Агенты социализации – это те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формируют его. К ним относятся люди и социальные институты.

Семья – один из определяющих агентов социализации. Оказывает функциональное воздействие не только на формирование и социализацию, но и становление всей структуры личности.

Группа ровесников выполняет функцию «охраны» от авторитета взрослых в процессе социализации. Обеспечивает появление таких качеств личности как самостоятельность, независимость, социальное равенство. Позволяет проявлять социализирующейся личности новые эмоции и чувства, невозможные в семье, новые социальные связи, статусы и роли (лидер, равные партнеры, изгой, маргинал).

Школа действует как общество в миниатюре. Дает новые знания и навыки социализации, развивает интеллект, формирует ценности и нормы поведения.

В отличие от семьи позволяет понять значение формальных статусов и ролей (учитель как формальный и временный начальник). Школа более авторитарна, рутинизирована. Ее социальное пространство обезличено, так как учителя не могут быть такими же ласковыми, как родители; к тому же любой учитель может быть заменен другим.

Средства массовой информации формируют ценности, образы героев и антигероев, дают образцы поведения, знания о структуре общества. Действуют обезличенно, формально.

Армия осуществляет специфическую, вторичную социализацию (ресоциализацию). Разность ценностей и стереотипов поведения гражданской и военной жизни проявляется резко и часто вызывает у молодых солдат социальный протест. Это тоже своеобразный институт социализации, форма освоения новых социальных норм. Важно, чтобы процессы протекали на невысоком уровне конфликтности.

Факторы , влияющие на процесс социализации, разделяются на три типа:

— микрофакторы – присущи первичной социализации в малых группах (распределение ролей в семье, коллективе на работе, в учебном заведении);

мезофакторы – социализация личностив средней группе общества: этнические и религиозные особенности, среда или место проживания (город, село);

— макрофаткоры – принадлежность к большой группе общества: государство, культурные ценности.

Среди механизмов социализации можно выделить следующие:

Идентификация – определение и отождествление человеком самого себя как члена определенной социальной группы, отличающейся от остальных. Например, женщины и мужчины, взрослые и дети и т.д.

Копирование или подражание – повторение уведенных моделей поведения, сознательного и несознательного характера. Сюда относятся жесты, мимика, манера общения и т.д.

Впечатление и внушение – выражается в рефлекторном использовании опыта и переживаний других людей, находящихся в близком кругу общения.

Социальное облегчение – влияние поведения одного члена общества, на деятельность другого, что способствует облегчению социализации. Например, родители помогают ребенку завести детей.

Понимание противоречий – осознание индивидом причины и следствия возникновения стрессов и конфликтных ситуаций, с последующим поиском компромисса.

Основные средства социализации , обеспечивающие социальный контакт между личностями, личностью и группой:

1) Язык – основной инструмент социализации. С его помощью человек принимает, анализирует, обобщает и передает информацию, выражает эмоции и чувства заявляет о своей позиции, точке зрения, дает оценки;

2) Ценности – идеальные представления, принципы, с которыми личность соотносит свои поступки;

3) Нормы – усвоенный личностью образ мышления, поведения, общения;

4) Навыки и умения – образцы деятельности. Они играют не только поведенческую, но и дидактическую (обучающую роль) в последующей социализации. Образование навыков и умений называют социализацией для социализации, так закрепление навыка и умения помогают быстрее и увереннее овладевать новыми навыками и умениями.

Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 8599 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает в себя как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. (БЭС.

– М., 1998, с. 1131).

Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида:

1) ранняя (первичная) социализация связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения;

2) вторичная социализация :

а) профессиональная социализация, которая связана с овладением специальными знаниями и навыками, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей;

б) включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоения новых знаний, ценностей, вместо устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения);

в) пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства.

Следовательно, социализация личности начинается с рождения и длится всю жизнь, этот процесс на каждой стадии осуществляют особые институты. К ним относятся: семья, детские сады, школы, вузы, трудовые коллективы и т. д. Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов.

Агенты социализации – это те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формируют его. К ним относятся люди и социальные институты.

Семья – один из определяющих агентов социализации. Оказывает функциональное воздействие не только на формирование и социализацию, но и становление всей структуры личности.

Группа ровесников выполняет функцию «охраны» от авторитета взрослых в процессе социализации. Обеспечивает появление таких качеств личности как самостоятельность, независимость, социальное равенство. Позволяет проявлять социализирующейся личности новые эмоции и чувства, невозможные в семье, новые социальные связи, статусы и роли (лидер, равные партнеры, изгой, маргинал).

Школа действует как общество в миниатюре. Дает новые знания и навыки социализации, развивает интеллект, формирует ценности и нормы поведения. В отличие от семьи позволяет понять значение формальных статусов и ролей (учитель как формальный и временный начальник). Школа более авторитарна, рутинизирована. Ее социальное пространство обезличено, так как учителя не могут быть такими же ласковыми, как родители; к тому же любой учитель может быть заменен другим.

Средства массовой информации формируют ценности, образы героев и антигероев, дают образцы поведения, знания о структуре общества. Действуют обезличенно, формально.

Армия осуществляет специфическую, вторичную социализацию (ресоциализацию). Разность ценностей и стереотипов поведения гражданской и военной жизни проявляется резко и часто вызывает у молодых солдат социальный протест. Это тоже своеобразный институт социализации, форма освоения новых социальных норм. Важно, чтобы процессы протекали на невысоком уровне конфликтности.

Факторы , влияющие на процесс социализации, разделяются на три типа:

— микрофакторы – присущи первичной социализации в малых группах (распределение ролей в семье, коллективе на работе, в учебном заведении);

мезофакторы – социализация личностив средней группе общества: этнические и религиозные особенности, среда или место проживания (город, село);

— макрофаткоры – принадлежность к большой группе общества: государство, культурные ценности.

Среди механизмов социализации можно выделить следующие:

Идентификация – определение и отождествление человеком самого себя как члена определенной социальной группы, отличающейся от остальных. Например, женщины и мужчины, взрослые и дети и т.д.

Копирование или подражание – повторение уведенных моделей поведения, сознательного и несознательного характера. Сюда относятся жесты, мимика, манера общения и т.д.

Впечатление и внушение – выражается в рефлекторном использовании опыта и переживаний других людей, находящихся в близком кругу общения.

Социальное облегчение – влияние поведения одного члена общества, на деятельность другого, что способствует облегчению социализации. Например, родители помогают ребенку завести детей.

Понимание противоречий – осознание индивидом причины и следствия возникновения стрессов и конфликтных ситуаций, с последующим поиском компромисса.

Основные средства социализации , обеспечивающие социальный контакт между личностями, личностью и группой:

1) Язык – основной инструмент социализации. С его помощью человек принимает, анализирует, обобщает и передает информацию, выражает эмоции и чувства заявляет о своей позиции, точке зрения, дает оценки;

2) Ценности – идеальные представления, принципы, с которыми личность соотносит свои поступки;

3) Нормы – усвоенный личностью образ мышления, поведения, общения;

4) Навыки и умения – образцы деятельности. Они играют не только поведенческую, но и дидактическую (обучающую роль) в последующей социализации. Образование навыков и умений называют социализацией для социализации, так закрепление навыка и умения помогают быстрее и увереннее овладевать новыми навыками и умениями.

Существует целый ряд механизмов, способствующих усвоению ребенком социальных норм. Рассмотрим основные из них.

Одним из значимых механизмов социализации является подавление. Его суть сводится к исключению из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих стыд, чувство вины или душевную боль. Этот механизм объясняет многие случаи забывания человеком выполнения каких-либо обязанностей, которые по разным причинам оказываются для него неприятными (Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. - М., 1925).

Подавление чаще всего осуществляется непроизвольно. Однако в целом ряде случаев человек прилагает специальные усилия, чтобы предать забвению те или иные впечатления путем переноса внимания на другие действия. Механизм произвольного подавления получил название вытеснения.

Во многих случаях человек может испытывать чувство вины, переживать внутренний конфликт вследствие того, что имеет социально неприемлемые желания. Это чувство может быть как осознаваемым, так и неосознаваемым. Механизмом подавления такого чувства и разрешения противоречия между желаниями и присвоенной социальной нормой является реакция на противоположную установку.

Механизм изоляции связан с тем, что человек вытесняет эмоциональные компоненты каких-то неприятных, травмирующих впечатлений. В случае действия этого механизма идея (мысль, впечатление) осознается как нейтральная и безобидная для чело века. Изоляция наблюдается при разрешении людьми ролевых конфликтов. Такой конфликт возникает тогда, когда в одной и той же ситуации человек вынужден играть две несовместимые роли. Для его разрешения на психологическом уровне как раз и используется механизм изоляции.

Важную роль в процессах социализации играет механизм самоограничения. Если человеку кажется, что его достижения менее значительны, чем достижения других людей, то он начинает страдать, его самоуважение понижается. Некоторые в такой ситуации прекращают свою деятельность. Это своеобразный уход - отступление перед трудностями, ограничение своего «Я». Данный механизм действует на всем протяжении развития личности. Использование механизма самоограничения во многих жизненных ситуациях оправданно, поскольку обеспечивает адаптацию к сложившейся ситуации. Однако он может приводить и к отрицательным последствиям в личностном развитии. Наблюдения показывают, что если ребенок часто отказывается от игр, учебных занятий, то у него могут сформироваться робость, стыдливость, которые в своей основе имеют низкую самооценку, а иногда комплекс неполноценности. Первые попытки человека в любой области не могут быть совершенными. Нередко, не зная своего потенциала, после первых же неудач человек бросает дальнейшие попытки и выбирает дело попроще. Этому способствуют нетактичность, а иногда и явно издевательские замечания окружающих, особенно значимых людей (родителей, учителей и др.). Многие потенциально талантливые люди так и не смогли раскрыться в силу нетерпимого отношения окружающих к их первым неудачным пробам.



Приписывание собственных нежелательных черт другим составляет сущность механизма проекции, который защищает чело века от осознания этих же черт в себе. Отрицательные эмоции, которые были бы направлены против себя, обращены на других. Таким образом, человек сохраняет самоуважение.

Подозрительный человек склонен других считать тоже подозрительными, эгоистичный и раздражительный обнаруживает эти же недостатки у окружающих. Экспериментальными исследованиями установлено, что люди с высоким уровнем самооценки, но с невысоким мнением о других проецируют на них собственные недостатки. Эта тенденция в большей степени присуща тем, кто имеет комплекс неполноценности или характеризуется авторитарностью (Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1969. - С.254).

В целом ряде случаев человек отождествляет себя с другим субъектом, группой, образцом. Этот процесс получил название механизма идентификации и является одним из главных механизмов социализации. В процессе идентификации человек осуществляет, в основном подсознательно, психическое уподобление себя другому человеку. Идентификация приводит к подражанию действиям и переживаниям других людей, присвоению их ценностей и установок.

Идентификация характерна для всех возрастных групп. Ее объектами могут стать родители, другие близкие люди, значимые лица, не только реальные, но и воображаемые (например, герои художественных произведений). Идентификация может быть полной или частичной, сознательной и неосознаваемой. Ее иногда отождествляют с научением как имитацией (подражанием). Однако при идентификации человек не только подражает действиям другого, но и становится похожим на пего.

С идентификацией тесно связан такой механизм, как интроекция. При интроекции качества и установки другого как бы «встраиваются» в структуру личности субъекта без специальной переработки, в неизмененном виде. Механизм интроекции - это путь построения собственной личности, а не просто приобретения знаний. Часто этот механизм действует подсознательно, по при самоанализе результаты интроекции становятся осознанными. Следующий механизм социализации - эмпатия, т.е. сопереживание эмоциональному состоянию другого человека, проникновение в его переживания.

В ситуациях, когда человек переживает страх и тревогу, «включается» и механизм интеллектуализации. Вместо реальных действий по разрешению ситуации человек начинает абстрактно рассуждать о ней. Этот механизм обычно включается в тех случаях, когда человек сталкивается с жизненно важными проблемами (болезнь, отсутствие работы и др.).

Интенсивная интеллектуализация наблюдается в периоды подросткового и юношеского развития, когда возникают сильные сексуальные желания и сопровождающие их эмоции. Чрезмерно интеллектуализирующие люди лишаются полноценной эмоциональной жизни и производят впечатление холодных и равнодушных.

Одним из самых распространенных механизмов социализации является рационализация. Ее суть состоит в том, что человек изобретает на первый взгляд логичные суждения и умозаключения для ложного объяснения своих фрустраций - психических состояний, характеризующихся наличием потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Такое состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Фрустрации часто возникают в ситуациях конфликта, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или труднопреодолимые преграды. У детей фрустрации возникают в виде переживаемого «чувства крушения». Причиной фрустрации может служить неудача в овладении предметом, неожиданный запрет со стороны взрослого и др. Частые фрустрации ведут к формированию отрицательных качеств личности (агрессивности, раздражительности и др.).

Рационализация может проявляться в нескольких видах. Наиболее изученными являются дискредитация цели, самодискредитация и самообман.

Дискредитация цели используется людьми непроизвольно в ситуациях, связанных с недостижимостью целей. Аргументация при этом такова: «То, что недоступно мне, не может обладать высокими качествами».

Самодискредитация как способ рационализации имеет место в тех случаях, когда человек, имея высокий уровень притязаний и стремясь к труднодоступным целям, терпит и переживает неудачу. Боясь вторичных фрустрации, связанных с понижением его оценки в глазах референтных людей и групп, он объявляет, что переоценил свои возможности и поэтому его неудача естественна. Такая предвосхищающая рационализация предотвращает возможную критику со стороны других и новую фрустрацию.

Самообман чаще всего встречается в тех ситуациях, когда человек совершает выбор между двумя целями, альтернативными линиями поведения. При этом отвергнутый вариант сохраняет для него ценность, и он утверждает, что будто бы не имел подлинной возможности свободного выбора.

Для предотвращения или ослабления какой-либо неприемлемой мысли, чувства, действия используется механизм аннулирования действия. Обычно это повторяющиеся и ритуальные приемы, совершаемые в связи с верой в сверхъестественное и имеющие свои корни в детском возрасте. Например, то, что ребенок просит прощения и принимает наказание, означает, что его поступок как бы аннулируется и он может продолжать действовать с чистой совестью.

Механизм сублимации впервые был описан З.Фрейдом. Под сублимацией понимают перевод любого инстинктивного влечения, а также потребности и мотива, удовлетворение которых блокировано условиями ситуации, в возвышенное стремление и социально приемлемую деятельность. Сублимационные формы деятельности, как правило, являются творческими (научными, художественными и др.), лежащими в основе инновационных достижений.