Искусство древних кочевников центральной азии в петроглифах алтая. Экспедиция по изучению и копированию петроглифов монгольского алтая Комплекс петроглифов в монгольском алтае

18 июля-10 августа 2015 г. прошла полевая научно-исследовательская экспедиция по изучению и копированию наскальных рисунков Монгольского Алтая.

Задачи экспедиции: -
- продолжение работы археологов и культурологов России, Монголии, Казахстана, Китая и других стран по созданию единой информационной базы петроглифов эпохи бронзы, раннего железного века и тюркского времени трансграничного Алтая,
- обозначение сосредоточений петроглифических комплексов на всей географической территории четырех стран, объединяющих историческую и культурную составляющую единой истории народов, населявших данный регион в древности.

Цели экспедиции:
- донесение и пропаганда наскального искусства уникальных древних культур Большого Алтая до современных потомков и жителей нашей страны,
- продолжение разработки способов и методов защиты природно-культурных памятников Алтайской горной страны,
- пополнение фондов музея эстампажными копиями наскальных рисунков Монгольского Алтая.

В экспедиции приняли участие: научный сотрудник Национального музея имени А. В. Анохина С. М. Киреев, Автономная некоммерческая организация «Соломенная капитель» (г. Барнаул): Е. Ю. Назаренко, Л. Р. Прутян. 23-31 июля в экспедиции участвовал менеджер краеведческого музея Баян-Ульгийского аймака Монголии Хуренморон Мажек.

Проект осуществлялся на средства гранта Фонда «Глобал грингрантс» (договор № 58-294 от 15.04.2015 г.), полученного АНО «Соломенная капитель». Автотранспорт выделен министерством культуры Республики Алтай.

Маршрут экспедиции пролегал по пяти административным районам – сомонам Баян-Ульгийского аймака: Улаанхус, Цэнгэл, Сагсай, Бугат, Толбо. Баян-Ульгийский аймак расположен в западной Монголии, гранича на севере с Кош-Агачским районом Республики Алтай Российской Федерации, на западе – с Синьцзян-Уйгурским автономным районом (Восточный Туркестан) Китайской Народной Республики.

Обследованные памятники: петроглифы массива Шивээт-Хайрхан, местонахождений Харсалаа, Цагансалаа, курганы, керексуры, ритуальные сооружения сомонов Улаанхус и Цэнгэл. Кроме этого произведены этнографические наблюдения.

Итоги работы экспедиции:
- в течение данного времени подробно обследованы наскальные рисунки указанных пунктов, их состояние и сохранность, произведена фотофиксация как цельных композиций петроглифов, так и отдельных образов,
- для Национального музея им. А.В. Анохина выполнено более 60 эстампажных копий наиболее характерных и выразительных сюжетов эпохи бронзы и раннего железного века,
- произведен первичный анализ и сопоставление обследованных петроглифов Российского и Монгольского Алтая,
- произведены этнографические наблюдения за устройством и функционированием зимних стоянок современных скотоводов - казахов и тувинцев изучаемого района аймака,
- оказана помощь краеведческому музею Баян-Ульгийского аймака по выявлению, обследованию и фотофиксации памятников археологии: курганов, керексуров, культовых объектов, обучению сотрудника методике копирования наскальных рисунков,
- установлены тесные контакты с руководством и сотрудниками Баян-Ульгийского аймачного краеведческого музея, намечены перспективы и направления дальнейшего сотрудничества между двумя музеями, выработаны предложения о взаимовыгодном сотрудничестве.

Всем привет, друзья! Помимо невероятных природных красот Алтай известен как территория с сильным энергетическим полем. Сотни легенд и реальных историй, подтвержденных историческими фактами об озерах, пещерах, реках и др. местах природы. Алтайский шаманизм, шамбала. На Алтае священным местом считается не только гора Белуха, Телецкое озеро. Подтверждением тому являются алтайские петроглифы - древнейшие наскальные рисунки, которые создавались в местах ритуальных святилищ. Петроглифов сохранилось великое множество, все они разных временных эпох, начиная от эпохи мезолита (9-7 тысяч лет до нашей эры), заканчивая эпохой древних тюрков (6-10 век нашей эры).

Наибольшее их скопление можно встретить на правом береги реки Чуя, в урочище Калбак-Таш.

Урочище Калбак Таш находится на 723 км Чуйского тракта, между селами Иня и Иодро. Съезд к урочищу будет с левой стороны

На скалах на протяжении 10 км вдоль дороги практически непрерывно встречаются петроглифы. Именно здесь можно встретить петроглифы от самых древнейших до эпохи древних тюрков.

А еще с урочища открывается чудесный вид на долину реки Чуя.

В урочище Калбак-Таш вы можете пройтись и посмотреть петроглифы самостоятельно, а можете послушать экскурсовода, который расскажет Вам много интересных фактов о каждом из рисунков.

Наскальные рисунки каждой временной эры отличаются друг от друга своей тематикой. Например, рисунки с изображением крупных фигур оленей, лосей, быков, выбитые достаточно широким желобком относятся к эпохе неолита (6-4 тыс. лет до нашей эры). Такие рисунки есть в урочище Калбак-Таш.

К эпохе энеолита (4-3 тыс. лет до нашей эры) также относятся изображения животных - олени (маралы), лоси, горные козлы, лошади, быки. Только теперь они в компании фантастических зверей или чудовищ.

На фото ниже над человеком сверху изображен фантастический зверь - калбакташская химера, которая готовится забрать человека в подземный мир, или очистить душу человека от скверны - есть разные версии. Человека изображали чаще всего с полукруглым образованием на голове, нарисованный на груди квадрат - ничто иное как вместилище души.

К эпохе бронзы (2-1 тыс. лет до нашей эры) относятся петроглифы с изображением священных быков, оседланных женщиной. Контур тела животного заполняется различными геометрическими фигурами.На фото ниже как раз изображен такой бык.

А напротив этого священного быка изображена рожающая женщина - тема плодородия, как и тема животных также часто встречается в петроглифах.

К рисункам эпохи древних тюрков относятся рисунки с изображениями сцен охоты.

Рисунки с изображением летающих тарелок, космических кораблей остаются загадкой. Что же этими рисунками хотели сказать алтайские предки? Неизвестно до сих пор.

Рассматривать алтайские петроглифы можно бесконечно, прочитать и понять их смысл с первого раза не всегда возможно, но разгадывать их историю и смысл очень интересно!

Путешествуйте со смыслом, друзья!

Алтай с его высокими хребтами, сетью трудно преодолеваемых рек и глухими урочищами - идеальное место для возникновения и развития историко-культурных зон. Обусловленные природными, ландшафтными и климатическими условиями, одинаковыми типами ведения хозяйства они на протяжении многих веков сохраняли традиционные черты материальной и духовной культуры. Это, с одной стороны, облегчает разработку хронологии древних памятников, имеющих эволюционно-поступательный характер, а с другой, затрудняет определение временных границ отдельных культур в силу их преемственности и традиционности.

В ряду древних культур скифского облика, распространенных в Центральной Азии, пазырыкская культура занимает особое место. Один из компонентов скифской триады - «звериный стиль» представлен в ней наиболее полно и ярко. Уникальные погребальные сооружения в урочище Пазырык, заполненные древним льдом, открыли миру все многообразие искусства древних кочевников. Оригинальность различных изображений животных, найденных в курганах Алтая, позволяет говорить об «алтайском зверином стиле». Видный исследователь алтайских древностей М.П.Грязнов считал, что «в процессе формирования культуры и искусства скифо-сибирского типа вклад саяно-алтайских племен был более значителен, чем собственно скифов» (1980. С. 58).

К середине I тыс. до н.э. аристократическая прослойка древних кочевников Саяно-Алтая выделилась из основной массы рядового воинства. Имущественное и социальное неравенство в этот период нашло отражение в сооружении грандиозных погребальных усыпальниц для представителей кочевой знати. Десятки огромных каменных курганов Алтая и Тувы содержали богатейший погребальный инвентарь, тогда как в одновременных им погребениях рядовых общинников, под малыми и средними курганами археологи находят, несравненно, более скромный и ограниченный набор традиционных предметов. Образцы древнего искусства в них большая редкость.

Многие ученые единодушны в том, что «звериный стиль» вместе с другими регалиями и символами был призван выделить социальную элиту, подчеркнуть ее неограниченную власть. Поэтому несколько неожиданными оказались находки сакральных атрибутов в рядовых курганах Чуйской степи на Алтае. Выполненные в алтайском зверином стиле они в основных чертах совпадают с сакральной атрибутикой парадного одеяния вождей из больших курганов Алтая, Тувы, Казахстана и Афганистана. Это чрезвычайно любопытное явление ещё ждет объяснения.

Определенным этапом в изучении «звериного стиля» явилась интерпретация К.А.Акишевым (1984), Э.А.Новгородовой (1989), В.Д.Кубаревым (1991; 2006) и др. исследователями устойчивых образов искусства кочевников, представляющих своего рода идеограммы. Становление таких каноничных образов - процесс, обусловленный как архаическими явлениями, свойственными данной культуре (пережитки тотемизма, магия, культ животных), так и культурными контактами с соседями (в частности, для пазырыкского населения Алтая - возможность заимствования иранских и ассирийских образов, мидийское, бактрийское, скифское и хуннское влияние). Все сказанное характерно и для разновременных и разнокультурных рисунков, выбитых на скалах и отдельных камнях Алтая.

До настоящего времени в сибирской археологии одной из актуальных проблем остается определение даты многих памятников наскального искусства. Необходимо признать, что до сих пор одним из распространенных и надежных методов хронологических привязок остается метод сопоставления петроглифов с датированными предметными коллекциями из синхронных погребальных комплексов. При этом для полной достоверности и убедительности проводимых корреляций важно использовать те материалы, которые происходят из одного района или хотя бы из отдельной географической провинции. Сравнение этих данных с редкими изобразительными «текстами» из погребальных памятников ведет к еще большей информативности используемых источников. Такое исследование должно проводиться комплексно, т.е. наряду с изучением петроглифов в этом же районе обязательно проводятся раскопки разновременных погребальных и культовых сооружений.

Именно такого комплексного изучения разнообразных археологических памятников придерживались сотрудники Восточно-Алтайского отряда Северо-Азиатской экспедиции Института археологии и этнографии СО РАН. При этом для нас особенно удачная ситуация сложилась при исследовании древностей двух районов республики Алтай: Кош-Агачского и Онгудайского. Здесь известны сотни археологических объектов, исследование которых началось почти два века назад российскими учеными и продолжается до сегодняшнего дня. Но особую известность в мире получили раскопки элитных курганов пазырыкской культуры, исследованных М.П.Грязновым и С.И.Руденко. Изучались и рядовые могильники ранних кочевников, расположенные в пограничной с Монголией и Тувой зоне.

Параллельно основным работам на Алтае проводился поиск новых местонахождений с наскальными рисунками. Сейчас только в российской части Алтая известно более 200 пунктов с петроглифами (Кубарев, Маточкин, 1992). Самые интересные в научном отношении памятники наскального искусства были опубликованы в России и в зарубежных странах. Логическим продолжением работ в этом направлении были исследования по международному проекту «Алтай» в Монголии. В его реализации принимали участие ученые из России, Монголии, США и Южной Кореи (Кубарев, Цэвээндорж, Якобсон, 2006).

За прошедшие 15 полевых сезонов обследованы и обработаны десятки уникальных памятников наскального искусства. Из них, пожалуй, самыми информативными оказались петроглифы, обнаруженные у горы Шивээт-Хаирхан (Jacobson-Tepfer, Kubarev , Tseveendorj, 2007). Сохранившийся до наших дней культ священных гор, зародившейся в глубине первобытных времён, дошел до нас и в грозном названии «Шивээт Хаирхан», буквально переводимом как «Крепость Владыки» - властелина жизни и смерти людей и животных. Скалы и отдельные глыбы у подножия этой горы покрыты тысячами древних рисунков.

Эпоха ранних кочевников отражена на этом уникальном памятнике рисунками оленей с S-видными рогами (типичными также для оленных камней Центральной Азии), всадников на конях, нередко в сценах загонной охоты, а также многочисленных персонажей «алтайского звериного стиля»: козлы, лошади, кабаны, кошачьи хищники, птицы и др. Рассмотрим их в порядке убывания по числу изображений, что позволит выявить наиболее популярных животных наскального искусства древних кочевников. Самое большое число изображений в алтайских горах принадлежит сибирскому козерогу и снежному барану, далее следуют образы космического оленя и небесного коня.

Определяющим признаком принадлежности некоторых наскальных рисунков ранним кочевникам является характерная поза зверей. Одни из них показаны с подогнутыми под брюхо ногами, другие - стоящими на кончиках копыт. Еще одной характерной особенностью в пазырыкских древностях является один из самых распространенных приемов моделировки тела копытных, то есть традиционное изображение животного с подогнутыми или прямыми ногами, головой вперед или назад и «перекрученным» на 180° туловищем. Идентичные изображения, конечно, более схематические, теперь известны и в петроглифах Монгольского Алтая (Кубарев, 1999). Позу, когда ноги животного распластаны по горизонтали как бы в полете, можно условно назвать летящей. Она типична для рисунков козлов и хищников в позднескифскую эпоху и хуннское время.

Рис. 1. Периодизация петроглифов Монгольского Алтая

Еще больше предметов с различными изобразительными мотивами появляется на завершающем этапе пазырыкской эпохи. Крайне интересна традиция нанесения или наклеивания различных фигур животных и зверей на погребальной посуде ранних кочевников (Руденко, 1953; Новгородова, 1989; Кубарев, 1992, 1987; Полосьмак, 1994; Деревянко, Молодин, Савинов и др., 1994). Эта традиция, возможно, зародилась в Центральной Азии уже в эпоху бронзы, судя по находке в могильнике Аймырлыг. На каменном сосуде из Тувы гравировкой нанесены две фигуры лошадей (Мандельштам, 1971; Чугунов, Стамбульник, 2006), по стилю и технике исполнения очень близкие многочисленным петроглифам, как на Алтае, так и в других регионах Южной Сибири. Рисунки и даже кожаные аппликации популярных персонажей звериного стиля на керамических сосудах из могильников Монголии и Алтая также можно сравнить с аналогичными изображениями в петроглифах этих же регионов. По этим аналогиям они и датируются скифской эпохой.

По значимости образ коня, несомненно, стоял в одном ряду с солнечным оленем, уступая однако ему по количеству рисунков в алтайских петроглифах. Очень любопытное изображение коня было обнаружено на плоскости (20х10 м), на которой было нанесено около 800 отдельных рисунков. С этой скалы, расположенной у восточного подножия Шивээт-Хаирхана, открывается удивительно живописная панорама, а слегка наклонная поверхность скального останца очень удобна для выполнения рисунков. В южной части каменной плоскости контурным желобком выбито большое и изящное изображение коня. Его поза (выброшенные вперед прямые ноги на кончиках копыт, большая голова с открытой пастью) создает иллюзию стремительного полета и одновременно передает момент внезапной остановки. Конь, судя по его большой голове, очевидно, показан в рогатой маске, как, например, кони в масках с рогами козерога и оленя в больших курганах пазырыкской культуры Алтая и Казахстана. Золотыми рогами козла украшена деревянная конская протома из известного кургана Иссык и многочисленные скульптурные изображения коней из курганов Чуйской степи и плато Укок.

При дальнейшем изучении петроглифов Алтая, имеющих широкий хронологический диапазон, необходимо более широкое привлечение археологических материалов. Создание периодизации (рис. 1), выявление датирующих блоков петроглифов позволят выяснить назначение многих наскальных композиций, происхождение и смысл которых, к сожалению, пока остается для нас загадочным.

В.Д.Кубарев , Новосибирск, Россия

Литература

  1. Акишев А.К. Искусство и мифология саков. Алма-Ата, 1984.
  2. Грязнов М.П. Аржан. Царский курган скифского времени. Л., 1980.
  3. Деревянко А.П., Молодин В.И., Савинов Д.Г. и др. Древние культуры Бертекской долины (Горный Алтай, плоскогорье Укок). Новосибирск, 1994.
  4. Кубарев В.Д. Курганы Уландрыка. - Новосибирск, 1987.
  5. Кубарев В.Д. Датировка петроглифов по находкам из погребальных памятников Алтая // Современные проблемы изучения петроглифов. 1993.
  6. Кубарев В.Д. Курганы Юстыда. Новосибирск, 1991.
  7. Кубарев В.Д. Пазырыкские сюжеты в петроглифах Алтая // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 1999. С. 84-92.
  8. Кубарев В.Д. Мифы и ритуалы, запечатленные в петроглифах Алтая // Археология, этнография и антропология Евразии. 2006. № 3.
  9. Кубарев В.Д., Маточкин Е.П. Петроглифы Алтая. Новосибирск, 1992.
  10. Кубарев В.Д., Цэвээндорж Д., Якобсон Э. Петроглифы Цагаан-Салаа и Бага-Ойгура (Монгольский Алтай). Новосибирск, 2005.
  11. Мандельштам А.М. Могильник Аймырлыг //Учен. Зап. ТНИИИЯЛИ. Вып.15. Кызыл, 1971. В.Д.Кубарев
  12. Новгородова Э.А. Древняя Монголия. М. 1989.
  13. Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М-Л., 1953.
  14. Полосьмак Н.В. «Стерегущие золото грифы» (Ак-алахинские курганы). - Новосибирск, 1994.
  15. Стамбульник Э.У., Чугунов К.В. Погребения эпохи бронзы на могильном поле Аймырлыг // Окуневский сборник 2. Культура и ее окружение. СПб. 2006.
  16. Jacobson-Tepfer E., Kubarev V.D. , Tseveendorj D. Repertoire des petroglyphes d"Asie centrale, fascicule N°7. Mongolie du nord-ouest: Haut Tsagaan Gol. Memoires de la Mission Archeologique Francaise en Asie Centrale. - Paris, Diff usion de Boccard, 2006.- Vol. 2. - Texte et fi gures 444 p., 1303 pictogrammes, Planches 380 p., 12 cartes, 706 photo.

Материалы Международной конференции «Культура номадов Центральной Азии».

Алтай называют страной петроглифов. «Бичикту-Кая» или «бичикту-боом» — «писанные скалы», как их называют местные жители. Петроглифы – это наскальные рисунки древнего человека, некоторым из них — более тысячи лет. Масштабное изучение наскальной живописи в Горном Алтае началось не так давно – в 20-х годах 20 в., буквально со времен великой саяно-алтайской экспедиции. Подробнее об алтайских петроглифах — Елена Нестеренко.
Наскальные рисунки были обнаружены здесь в большом количестве. В основном петроглифы на Алтае относятся, как говорят ученые, к зооморфной группе, т.е. представляют собой изображения различных животных, преимущественно, дичи – лосей, косуль, кабанов, оленей и проч. Тематика легко объяснима – ведь на территории горного Алтая в древности жили племена, основным промыслом которых была охота.

Сегодня в горах Алтая расположено множество крупных и мелких «галерей» древней живописи. Как правило, они находятся вблизи крупных водных артерий – на каменных останцах вдоль русел рек Катунь и Чуя (а потому водные туристы имеют прекрасную возможность увидеть петроглифы на маршруте). Также богата наскальной живописью долина Каракольских озер, которая считается у алтайцев священным местом, окрестности плато Укок, где найдено захоронение знаменитой одноименной принцессы, предгорья Белухи.
Наиболее известные места с петроглифами — комплекс «Калбак-Таш» (около 8 тысяч рисунков различных эпох), расположенный в 7 км к западу от села Иодро Онгудайского района, Турачакская писаница , находящаяся на левом берегу реки Бии у села Турачак, святилище Сетерлю в бассейне р. Каракол в Онгудайском районе возле р. Сетерлю, рисунки Кара-Ойука (более 1200 композиций) в бассейне реки Чуя на реке Чаган и его правом притоке Ак-Кёл, в 15 км к северо-западу от р. Елангаш.

Вероятнее всего, нанесение изображений животных (иногда людей) на камни носило ритуальный характер – древние художники пытались обеспечить себе успех в охоте. А потому места скопления петроглифов часто напоминают природные алтари, т.е. имеют естественные скальные выступы под отвесными стенами, на которые нанесены рисунки, и считаются местным населением священными. Поэтому здесь часто можно увидеть деревья с повязанными белыми лентами – дань духам.
Как я уже сказала, небольшие скопления наскальной живописи можно в избытке найти, следуя водными маршрутами по Катуни или Чуе. К примеру, летом (2014) между порогами «Турбина» и «Горизонт», шагая по высокому берегу Чуи, мы наткнулись на ничем непримечательную каменную глыбу. Знающий инструктор обратил на нее наше внимание и, подойдя поближе, мы смогли полюбоваться произведениями древних живописцев. С каменной плиты на нас смотрели изображения оленей (а может, лосей), перенесшие дожди, ветры и холода тысячелетиями пробовавшие скалу на прочность.

Где еще можно увидеть петроглифы:

В долине Бельтертуюк (Чемальский район). На скале вблизи одноименного водопада можно различить наскальные рисунки, выбитые мелкой точкой. На прилегающих к окрестностям водопада территориях находится множество археологических памятников - стоянок, остатков жилищ древних людей, погребальных комплексов, наскальных рисунков разных эпох вплоть до каменного века.

Долина реки Карагем (Усть-Коксинский район) — петроглифы скал Джурамала («джурамала» в пер. «нарисованный скот»). Петроглифы располагаются на горизонтальных, отполированных до блеска плоскостях двух скальных останцев. На самой вершине останцев и чуть ниже, на ровных поверхностях скальных плит, видны силуэты быков, горных козлов, а также сцены охоты волков на маралов.

Урочище Кызылтас (плато Укок) — петроглифы Бертекской писаницы, представлено более 120 изображений.

PS.Один из самых необычных петроглифов — на котором изображен объект, похожий на НЛО или космический корабль.