Иоанн - апостол и евангелист. Святой апостол и евангелист матфей

Апостол и евангелист МАТФЕЙ (†60)

Святой Апостол и Евангелист Ле́вий Матфе́й, сын Алфея, жил в Галилейском городе Капернауме (небольшой город в Галилее на северо-западном берегу Геннисаретского озера) . Был братом другого апостола, Иакова. Он был человек состоятельный и занимал должность мы́таря (сборщик податей и налогов) . Соотечественники презирали и чуждались его, как и всех ему подобных. Но Матфей, хотя и был грешником, но в то же время был не только не хуже, но и много лучше гордящихся своею мнимою внешнею праведностью фарисеев.

Мы́тарь - лицо, назначаемое Римским прокуратором для сбора податей с Иудеев (в современном смысле — таможенник) . Мы́тари обыкновенно брали на откуп собирания этих пошлин и употребляли всевозможные меры, чтобы извлечь для себя наибольшие выгоды. Как корыстолюбивые и наглые агенты римлян, мы́тари считались Иудеями за предателей и изменников своей стране и Господу Богу. Грешник, язычник и мытарь — у них значили одно и то же; говорить, с ними почиталось грехом, обращаться с ними — осквернением, хотя и среди них были добрые и богобоязненные люди.

Фарисеи — одна из сект Иудейских, появившихся во II и III в. до Р.Х. Свое наименование фарисеи (особенные, отделенные) получили от того, что старались отличиться особенною ревностью к закону.

И вот Господь остановил на этом, всеми презираемом, мы́таре Свой Божественный взор. Однажды, во время пребывания Своего в Капернауме, Господь вышел из города и пошел к морю, сопровождаемый народом. На берегу Он увидел сидящего у мы́тницы (место сбора пошлин и податей) Матфея. И сказал ему:

— Иди за Мной!


Услышав сии слова Господа не телесным только слухом, но и сердечными очами, мытарь тотчас же встал с места своего и, оставив всё, последовал за Христом. Матфей не раздумывал, не удивлялся, что Великий Учитель и Чудотворец зовет его, презренного мы́таря; он всем сердцем внял словам Его, и беспрекословно пошел за Христом. В радости, Матфей приготовил в доме своем большое угощение. Господь не отрекся от приглашения и вошел в дом Матфея. И собралось в дом Матфея множество соседей его, друзей и знакомых, — все мы́тари и грешники, — и возлежали за столом вместе с Иисусом и учениками Его. Там же случилось быть и некоторым из книжников и фарисеев.

Книжниками назывались у Иудеев люди сведущие вообще в книжном деле, как-то ученейшие из Иудеев, которые объясняли закон и публично учили и наставляли народ в законе, так называемые раввины и законоучители; законоведцы, занимавшиеся решением спорных вопросов, сомнительных случаев и дел, требующих знания закона и практической опытности; писцы и нотариусы, служившие в синагогах и синедрионах. Ученые эти Иудеи представляются в Новом Завете и особенным сословием, различным от фарисеев; но в то же время часто соединяются с фарисеями, и поставляются в связь с архиереями. Большая часть их были привязаны к одним преданиям и, не понимая духа Закона, ложно толковали его и были слепыми вождями народа, лицемерно лишь исполняя заповеди напоказ, ради славы человеческой, и возлагая на других тяжкие бремена, коих сами не исполняли.

Увидев, что Господь не гнушается грешников и мы́тарей, но возлежит с ними рядом, они роптали и говорили ученикам Его: «Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?» А Фарисеи искали только случая укорить в чем-нибудь Господа и осуждали Спасителя за нарушение якобы того, что написано в псалме: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых».

Господь же, услышав слова их, сказал им: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13).

«Смотри, - говорит Иоанн Златоуст, - как Господь из слов фарисеев выводит совершенно противоположное заключение. Они ставят Ему в вину общение с мытарями, а Он, напротив, говорит, что исправлять таких людей есть дело весьма важное, необходимое и достойное многих похвал.»

Матфей, осознав свои грехи, возместил вчетверо тем, кого прежде обирал, раздал остальное свое имение нищим и вместе с другими апостолами последовал за Христом.

Из всех двенадцати учеников Левий Матфей был одним из самых образованных - малограмотного не взяли бы в чиновники. Профессия Матфея требовала от него умения говорить и писать как на арамейском, так и на греческом, а возможно, и на латинском языках. И, следуя за Христом, он старательно записывал Его изречения, которые позже легли в основу Евангелия от Матфея.

Святой Матфей внимал наставлениям Божественного Учителя, видел бесчисленные Его чудеса, ходил вместе с 12 апостолами по Галилее и Иудее с проповедью к "погибшим овцам дома Израилева" (Мф. 10:6), был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя и славного Его Вознесения на небо.

После вознесения Господня и сошествия Святого Духа на Апостолов, святой Матфей сначала 8 лет проповедовал в Палестине. Но вот наступило время разойтись Апостолам из Иерусалима по разным народам, для обращения их к вере Христовой. Пред отбытием Апостола из Иерусалима, Иерусалимские христиане из Иудеев просили его предать для них письмена дела и учение Иисуса Христа. На исполнение сей просьбы изъявили свое согласие и прочие, бывшие в то время в Иерусалиме, Апостолы. И святой Матфей, исполняя общее желание, написал Евангелие, спустя 8 лет по Вознесении Христовом.

Евангелие от Матфея было написано около 41 г. по Р.Х. Это — первая по времени Священная книга из всех книг Нового Завета и занимает, потому, между ними первое место. Местом написания Евангелия называют Палестину. Евангелие было написано на еврейском языке, или на употреблявшемся тогда арамейском наречии, и переведено на греческий.

Было предназначено первоначально для палестинских христиан из Иудеев. Повествования в Евангелии от Матфея направлены преимущественно к тому, чтобы показать, что Иисус есть истинный Мессия, обетованный праотцам еврейского народа, и другого не будет (Мф. 11:3). Поэтому в Евангелии от Матфея чаще, чем в других Евангелиях, сравниваются события из жизни Христовой с ветхозаветными пророчествами и прообразованиями и из всей истории Христа Спасителя избираются повествования особенно важные и нужные для Иудеев. Потому же Евангелие свое Матфей начинает родословием Мессии, как сына Давидова и Авраамова, показывая, что Иисус — не дух и не Ангел, как считали потом некоторые, но плоть от плоти израильского народа, продолжение его истории и исполнение данных ему обещаний.

Эта отличительная особенность Евангелия св. Матфея выражается и на его иконах, на которых он изображается вместе с Ангелоподобным человеком, символически характеризующим особенности его Евангелия.

Проповедь в Ефиопии

О дальнейшей жизни самого апостола мы знаем из церковного предания. Удалившись из Иерусалима, святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Мидию (нынешний Иран) , Персию, Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии.

Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью и многочисленными чудесами здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены и поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон. С ам же восшел на находившуюся вблизи гору и пребывал на ней в посте, усердно молясь Богу об обращении того неверного народа. Во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, ефиопы изменят свой дикий нрав и станут добрыми и кроткими.

Матфей, приняв жезл из руки Господней, сошел с горы и пошел в город исполнить то, что ему было велено. У правителя того города, кторого звали Фулвиан, жена и сын были одержимы бесами. Встретив на пути Апостола, они вопили на него дикими, угрожающими голосами. Святой апостол именем Иисуса Христа исцелил их. Исцелившиеся поклонились Апостолу и кротко последовали за ним.

Узнав о его приходе, епископ Платон встретил его вместе с клиром. Вошедши в город и приблизившись к церкви, апостол Матфей сделал, как ему было повелено: водрузил данный ему от Господа жезл, — и тотчас, на виду у всех, жезл сделался великим деревом и на нем появились прекрасные плоды, большие и сладкие, и источник воды истек от корня. В есь город сошелся на такое чудо, и вкушали плоды дерева и пили чистую воду. А святой Апостол Матфей, стоя на высоком месте, проповедывал собравшимся людям слово Божие на их языке. Это чудо обратило ко Господу множество язычников.

Кончина апостола Матфея

Узнав о случившемся, местный правитель-язычник Фулвиан сначала порадовался исцелению супруги и сына, но потом, по научению бесовскому, разгневался на Апостола за то, что весь народ приходит к нему, оставляя богов своих, и замыслил погубить его. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея растянули на земле лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Видя это, весь народ пришел в ужас от столь великого чуда и воздал хвалу Богу Апостола. Но Фульвиан еще более разозлился. Не желая признать в происшедшем Божию силу, сохранившую живым и неповрежденным от огня проповедника Христова, он обвинил его в колдовстве. Фулвиан приказал принести еще более дров, ветвей и хворосту, а святого Матфея облить смолой и зажечь. Кроме того, вокруг костра он поставил 12 золотых идолов, призывая их на помощь, чтобы силою их Матфей не мог избавиться от пламени, и обратился бы в пепел. Но пламя растопило идолов, как воск, и опалило Фулвиана. Испуганный ефиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и, по молитве апостола, пламя улеглось. Его тело осталось невредимым. Фулвиан раскаялся в содеянном и хотел вытащить святого из огня, но он, сотворив молитву, — предал святую свою душу в руки Божии. По преданию, кончина апостола Матфея последовала около 60 года по Р. Х.

Тогда Фулвиан приказал принести золотой одр и на нем положить честное тело Апостола, неповрежденное огнем, и, одев его в драгоценные одежды, поднял вместе с своими вельможами и внес в свой дворец. Хотя он и раскаялся, но сомнений своих еще не оставил. Потому тело святого Матфея положили в железный гроб, плотно залили со всех сторон оловом и бросили в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола от потопления в воде, как сохранил его в огне, то воистину Он есть Единый и Всемогущий Бог и следует Ему поклоняться.

В ту же ночь епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей, повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело, вынесенное на сушу. На утро епископ, в сопровождении множества верующих и правителя Фулвиана со своей свитой, отправился на показанное место и нашел железный ковчег с мощами святого Апостола Матфея, как было ему возвещено в видении. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у святого апостола Матфея прощения, после чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему, повинуясь повелению Божию. Вскоре святой Фулвиан-Матфей отказался от власти и стал пресвитером. По смерти епископа Платона ему явился апостол Матфей и увещал возглавить Ефиопскую Церковь. Приняв епископство, святой Матфей-Фулвиан много потрудился в проповеди Слова Божия, продолжая дело своего небесного покровителя.

Эфиопия - одна из африканских стран, где христианство является основной религией. Там уже в V веке Библия была переведена на местный язык. Эфиопские христиане свято хранят память об апостоле Матфее, их первом евангелисте.

Храм св. Апостола и Евангелиста Матфея в Солерно (Италия)


Мощи святого евангелиста апостола Матфея, согласно преданию, в X веке оказались в Лукании. При лангобардском князе Гизульфе I они были торжественно перенесены в Салерно (Италия), где вот уже тысячу лет покоятся в храме Сан-Маттео (Маттео, по-итальянски, Матфей). За прошедшую тысячу лет собор неоднократно горел. Особенно страшными были пожары XVI и XIX веков, когда собор практически весь выгорел. Но что удивительно - во всех этих пожарах нетронутыми огнем остались святые мощи Апостола Матфея.

Крипта - подземный храм. Здесь хранятся мощи Ап. Матфея

В крипте (подземном храме) - мощи Святого Апостола Матфея. На гробнице стоят свечи.

Апостол Матфей в искусстве

Святой апостол и евангелист Матфей часто изображался на иконах и произведениях искусства.


Бартолоцци, Франческо. Апостол Матфей. По рисунку Гверчино (1591-1666).

Три картины из жизни апостола кисти Караваджо принадлежат к выдающимся шедеврам живописи.

Символом Матфея является Ангел, стоящий у него за спиной (вначале изображали фигуру человека, поскольку Евангелие от Матфея начинается с родословия Христа как человека).

Однако, следует различать Апостола и евангелиста Матфея и Апостола Матфи́я (лат. Matthias) , поскольку их часто путают. Апостол Левий Матфей был призван одним из первых, а Матфий - последним. (память 9 августа) по жребию занял место среди 12-ти апостолов, вместо отпавшего Иуды Искариота. До этого он был одним из 70-ти учеников Иисуса.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 3:
Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу, явльшуся на земли человеком за благость, тому последовав, Апостол избранный явлися еси, и благовестник Евангелия вселенней велегласен: сего ради чтим честную память твою, Матфее богоглаголиве. Моли Милостиваго Бога, да грехов оставление подаст душам нашым.

Кондак, глас 4:
Мытарства иго отверг, правды игу припряглся еси, и явился еси купец всеизряднейший, богатство принес, юже с высоты премудрость: отонудуже проповедал еси истины слово, и унылых воздвигл еси душы, написав час судный.

Молитва апостолу и евангелисту Матфею:
О, пресла́вный апо́столе Матфе́е, ду́шу за Христа́ преда́вший и кро́вию твое́ю па́жить Его́ удо́бривший! Услы́ши ча́д твои́х моли́твы и воздыха́ния, се́рдцем сокруше́нным ны́не приноси́мыя. Се́ бо беззако́ньми омрачи́хомся, и того́ ра́ди беда́ми, я́коже ту́чами, обложи́хомся, еле́а же до́браго жития́ обнища́хом зело́, и не возмо́жем проти́витися волко́м хи́щным, и́же расхища́ти насле́дие Бо́жие де́рзостно тща́тся. О, си́льный! Понеси́ не́мощи на́ша, не отлуча́йся ду́хом от на́с, да не разлучи́мся в коне́ц от любве́ Бо́жия, но кре́пким заступле́нием твои́м на́с защити́, да поми́лует Госпо́дь все́х на́с моли́тв твои́х ра́ди, да истреби́т же рукописа́ние безме́рных грехо́в на́ших, и да сподо́бит со все́ми Святы́ми блаже́ннаго Ца́рствия и бра́ка А́гнца Своего́, Ему́же че́сть и сла́ва, и благодаре́ние и поклоне́ние, во ве́ки веко́в. А ми́нь.

Евангелисты (греч. «благовестники») - так называются авторы четырех книг Нового Завета - Евангелий - апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Первый и последний были из 12-ти, а второй и третий из 70-ти апостолов.

В древности это название было шире; так назывались все проповедники христианства. В древней христианской церкви была особая степень или должность евангелистов, их служение состояло в проповеди Евангелия среди иудеев и язычников.

Св. Матфей был одним из 12 апостолов Господа. Имя «Матфей» имеет греческое происхождение, по-еврейски «Левий», означающий «Богоданный». До обращения ко Христу Матфей служил мытарем, сборщиком податей для Рима. Услышав глас Иисуса Христа: «Иди за Мной» (Мф. 9. 9), он оставил свою должность и пошел за Спасителем. Восприняв благодатные дары Духа Святого, апостол Матфей вначале проповедовал в Палестине. Перед уходом на проповедь в дальние страны по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, апостол написал Евангелие. В ряду книг Нового Завета Евангелие от Матфея стоит первым. Написано на еврейском языке. Речи и деяния Спасителя Матфей излагает в соответствии трем сторонам служения Христа: как Пророка и Законодателя, Царя над миром невидимым и видимым и Первосвященника, Приносящего Жертву за грехи всех людей.

Святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Мидию, Персию и Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Эфиопии. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены, поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон. Когда апостол усердно молил Бога об обращении эфиопов, во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, эфиопы изменят свой дикий нрав, станут добрыми и кроткими. Когда апостол нес жезл к храму, то встретил на пути жену и сына правителя этой страны Фулвиана. одержимых нечистым духом. Святой апостол именем Иисуса Христа исцелил их. Это чудо обратило ко Господу еще множество язычников.

Но властелин не хотел, чтобы его подданные стали христианами и перестали поклоняться языческим богам. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея положили лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Тогда Фулвиан приказал добавить хвороста в костер, облив его смолой и поставив вокруг двенадцать идолов. Но пламя растопило идолов и опалило Фулвиана. Испуганный эфиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и по молитве апостола пламя улеглось. Тело святого апостола осталось невредимым, и он отошел ко Господу (60 г.).

Правитель Фулвиан горько раскаялся в содеянном, но сомнений своих не оставил. Он велел положить тело святого Матфея в железный гроб и бросить в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола в воде, как сохранил его в огне, то следует поклоняться этому Единому Истинному Богу. В ту же ночь к епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей и повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело. Пришел на берег и Фулвиан со своей свитой. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у Матфея прошения, после, чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему по велению Божиему. Фулвиан впоследствии принял епископство и продолжил дело просвещения своего народа.

Святой апостол и евангелист Марк, называемый также Иоанн-Марк (Деян. 12, 12), апостол от 70-ти, племянник апостола Варнавы, родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14. 51 - 52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян. 12, 12).

Святой Марк был сподвижником апостолов Петра, Павла (общая память 29 июня) и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян. 13, 6 - 12).

После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.

Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне (1 Пет. 5, 13).

Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал святитель Тимофей. Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие.

Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий, святитель Григорий Чудотворец и другие. Ревнуя о устроении церковного Богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан.

Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе.

Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял Крещение. Вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Ананию епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина - пресвитерами.

Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал Богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».

В древней иконографической традиции, усвоившей святым Евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (Откр. 4, 7), святой Евангелист Марк изображается со львом - в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (Откр. 5, 5). Святой Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью его к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Одной из центральных Богословских тем в Евангелии святого Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При действии Христа (Мк. 16, 20) и Духа Святого (13, 11) ученики его идут по всему миру и проповедуют Евангелие всей твари (13, 10; 16, 15).

Св. Евангелист Лука родом из Антиохии Сирийской. Был образованным человеком, врачом и художником, причислен к 70-ти апостолам и получил дарование слова, чудотворения и исцеления. Лука был частым спутником апостола Павла и его верным учеником. Апостол Павел называет его «возлюбленным врачом». Проповедовал Евангелие в Ахаии, Лилии, Египте. По преданию, в возрасте 80 лет Лука мученически скончался при императоре Домициане в египетских Фивах, и за неимением креста был повешен на оливковом дереве (84 г.). Мощи его были перенесены в Константинополь при императоре Констанце в IV веке. Мощи Св. Луки источали множество исцелений, и по окончании гонений на христиан были положены в Константинопольском храме Св. Апостолов под престолом вместе с мощами апостолов Андрея и Тимофея.

Предание приписывает ему написание первых икон Божией Матери. "Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет", - сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Евангелие написано им в 62 - 63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. Святой Лука в первых стихах (Лк. 1,3) четко выразил цель своего труда: наиболее полно и в хронологическойпоследовательности описал по порядку всё, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении, и тем самым дал твердое историческое обоснование христианского упования (Лк. 1, 4). Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии (Лк.2,19;Лк.2,51).

В богословском содержании Евангелие от Луки отличается прежде всего учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Святой апостол написал также книгу Деяний святых апостолов в 62 - 63 годах в Риме. Книга Деяний, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя. В центре повествования - Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом), как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян. 15, 6 - 29). Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго пришествия Христова.

Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений. Другая главная особенность духовного облика апостола открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу усвоено наименование Апостола любви. Действительно, любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем существе есть Любовь (1 Ин. 4, 8). В них он останавливается преимущественно на проявлениях неизреченной любви Бога к миру и человеку, на любви своего Божественного Учителя. Он постоянно увещевает учеников к взаимной любви.

Ему были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, нежная и безграничная любовь с пылкостью и даже некоторой резкостью. Из кратких указаний Евангелистов видно, что он обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Иисус Христос вынужден был умерять их, как несогласные с духом нового учения (Мк. 9, 38 - 40; Лк. 9; 49 - 50: Лк. 9, 54 - 56) и назвал апостола Иоанна и его родного брата Иакова «сынами грома» (Воанергес).

В то же время он обнаруживает редкую скромность и, несмотря на свое особенное положение среди апостолов как ученика, которого любил Иисус, он не выделялся из ряда других учеников Спасителя. Отличительными чертами его характера были наблюдательность и восприимчивость к событиям, проникнутые тонким чувством послушания воле Божией. Полученные извне впечатления редко обнаруживались в его слове или действии, но сильно и глубоко проникали во внутреннюю жизнь святого Апостола. Всегда чуткий к другим, он болезновал сердцем о погибающих. Апостол Иоанн с благоговейным трепетом внимал Богодухновенному учению своего Учителя, исполненному благодати и истины, в чистой и возвышенной любви созерцая Славу Сына Божия. Ни одна черта из земной жизни Христа Спасителя не ускользнула от проницательного взора апостола Иоанна, ни одно событие не прошло, не оставив глубокого следа в его памяти, поэтому в нем сосредоточились вся полнота и целостность человеческой личности. Такой же целостностью обладали и мысли апостола Иоанна Богослова. Для него не существовало раздвоенности. По его убеждению, где нет полной преданности, там нет ничего.

Избрав путь служения Христу, он до конца жизни совершал его с полнотой и безраздельной последовательностью. Апостол Иоанн говорит о всецелой преданности Христу, о полноте жизни в Нем, поэтому и грех рассматривается им не как слабость и поврежденность человеческой природы, а как зло, как отрицательное начало, совершенно противоположное добру (Ин. 8, 34; 1 Ин. 3, 4; 1 Ин. 3, 8 - 9). По его воззрению, можно принадлежать или Христу или дьяволу, среднего, неопределенного состояния быть не может (1 Ин. 2, 22; 1 Ин. 14, 3). Поэтому он служил Господу с безраздельной любовью и самоотверженностью, отвергая все, что принадлежит исконному врагу человека, врагу истины и родоначальнику лжи (1 Ин. 2, 21 - 22). Чем сильнее он любит Христа, тем сильнее ненавидит антихриста; чем больше он любит истину, тем больше ненавидит ложь, - свет исключает тьму (Ин. 8, 12; Ин. 12, 35 - 36). Этим проявлением внутреннего огня любви он свидетельствовал с особой силой духа о Божестве Иисуса Христа (Ин. 1, 1 - 18; 1 Ин. 5, 1 - 12).

Апостолу Иоанну было определено выразить последнее слово Божественного Откровения, вводящего в сокровеннейшие тайны внутренней Божественной жизни, ведомые только вечному Слову Божию, Единородному Сыну.

Богословие апостола Иоанна уничтожает границу между настоящим и будущим. Наблюдая настоящее, временное, он не останавливается на нем, а переносит свой взор к вечному в прошедшем и к вечному в будущем. И поэтому он, призывая к святости жизни, торжественно провозглашает, что "всякий, рожденный от Бога не согрешит" (1 Ин. 5, 18; 1 Ин. 3,9). В общении с Богом истинный христианин причастен жизни Божественной, поэтому будущее человечества совершается уже на земле. В изложении и раскрытии учения о Домостроительстве спасения Апостол Иоанн Богослов переходит в область вечно настоящего, в котором Небо сошло на землю и обновленная земля освещается Светом Небесной Славы.

Подготовила Мариам Погосян

Святая христианская Церковь в своем существовании руководствуется Божественным откровением, которое распространяется путем передачи людям Священного Предания. Одной из его форм являются богодухновенные книги. Полный сборник священных христианских текстов, именуемых Святым Писанием, Библией. Она включает в себя книги Ветхого и Нового Заветов.

Центральными книгами новозаветного корпуса являются евангелия. В них говорится о земной жизни Иисуса Христа, его чудесах, общественном служении. Существует четыре канонических евангелия - от Марка, Матфея, Луки и Иоанна. Они были святыми апостолами. В меру того, что они являются авторами Церковь именует их святыми евангелистами.

Согласно истории Церкви у Христа были ближайшие ученики - апостолы. Сначала их было двенадцать, затем семьдесят. Новый Завет говорит также и о пятистах учениках. Святые были апостолами от двенадцати и семидесяти. Так, евангелисты Матфей и Иоанн были в числе двенадцати избранных учеников. Иоанна Христос называл даже Своим возлюбленным учеником, Лука и Марк уверовали во Христа, как в Бога и Мессию позднее, и были из числа семидесяти .

История жизни каждого из евангелистов различна, но можно сказать о том, что все они потрудились в деле распространения христианского учения. Почти все апостолы претерпели мученическую кончину и евангелисты не были исключением. Только про апостола Иоанна Богослова сохранилось предание, что он не понес мученической смерти, хотя и принимал на себя гонения при императоре Диоклетиане.

Особенности евангелистов

Среди четырех евангелий, имеющихся в каноне христианских священных книг, три синоптическими и одно духовным. Евангелия от Марка, Матфея и Луки схожи по своему , в них описываются некоторые одинаковые моменты из земной жизни Спасителя. У евангелиста Иоанна текст иного содержания. Он больше повествует о том, чего не было сказано другими евангелистами. Поэтому его , представляющееся образцом одухотворенности слова, признают написанным в последнюю очередь.

Евангелист Матфей писал свое евангелие для богоизбранного народа (евреев). Оно самое длинное и главной мыслью текста являлся показ Христа, как Мессии, которого ожидали евреи. Евангелист Марк в своем представил все царское величие Бога. Он повествует о чудесах Христовых. Этот текст самый короткий и понятный простым людям. Марк писал свое евангелие для римлян, поэтому ему было важным показать чудеса Христа.

Лука писал о спасении всего человечества, указывал на ту искупительную жертву Христа, которую он принес за всех людей. Последний Иоанн неслучайно прозван Церковью Богословом. В его можно увидеть основные момента богословия Церкви, учение о Христе как Боге, предвечно рожденном от Отца.

Святые евангелисты своими трудами внесли огромный вклад в дело распространения христианской проповеди. Их евангелия пронизаны благодатью Святого Духа и во все времена будут считаться актуальными для человечества.

Связанная статья

Совет 2: Кто из апостолов не был со Христом во время его земного служения

Среди первых апостолов, учеников Иисуса Христа, которые после его смерти несли людям истину его учения, есть один, который даже не был знаком с Иисусом в то время, когда он в образе обычного человека жил среди людей. Тем не менее, именно он, наравне с апостолом Петром носит звание «первоверховный» в знак почитания его великих заслуг в деле распространения Евангельского учения.

Со дня своего рождения будущий Павел носил имя Савла и был гражданином Римской империи, хотя родился в иудейском городе Тарсе. Жители его пользовались правами граждан Римской империи. Мальчик Савл, чье имя в переводе с древнееврейского значило «вымоленный», «выпрошенный» был очень способным и его отдали в обучение Гамалиилу – известному иудейскому просветителю и законоучителю.

Получая традиционное воспитание, Савл вырос поборником римского права и законов, он служил на государственной службе и стал одним из активнейших гонителей учения Христа и тех людей, которые становились его последователями.

Однако случилось чудо – во время религиозного шествия в Дамаск Савл внезапно ослеп, его глаза также перестали видеть свет, как и его душа, слепая до этих пор. Книга Деяний повествует о том, что целых три дня Савл ничего не видел, не мог ни есть, ни пить. По прошествии этого времени, евангельская благодать сошла на него – глаза и душа апостола прозрели и он обратился к Христу, сменив имя на Павел. Уверовав в это учение, он стал проповедником и начал читать свои проповеди язычникам, в синагогах, обращая иудеев в новую веру.

Много сил положил Павел на то, чтобы христианство распространилось по миру. Его просветительская деятельность позволила стать этому бывшему римскому законнику одним из «столпов» христианской церкви. Но, как и большинство из первых апостолов, Павел принял мученическую смерть от рук гонителей этой веры.

По библейским преданиям, он и Петр были казнены в Риме в 67 году от рождества Христова по приказу императора Нерона. Случилось это в один день. Петр был распят вниз головой, причем об этом он попросил своих мучителей сам – не хотел, чтобы его смерть была похожа на смерть Учителя, Иисуса Христа.

Поскольку Павел был гражданином Рима, смерть его была менее мучительной – ударом меча ему отсекли голову. Согласно преданию, три раза ударилась голова апостола об землю и на этом месте забили три святых источника. Место его смерти - «Три фонтана» до сих пор привлекает толпы паломников со всего света. Память первоверховных мучеников Петра и Павла христианами празднуется в один день – 12 июля.

Видео по теме

На протяжении столетий люди ждали появления посланного Богом избавителя, который должен был спуститься на грешную землю и спасти человечество. Не раз в истории объявлялись те, кто называл себя таким спасителем, но всегда людей ждало разочарование. В иудаизме и христианстве того, кто должен был дать народам спасение, называли мессией.

Кого называют мессией

В переводе с арамейского «мессия» буквально «царь» или «помазанник». Евреи, считавшиеся избранным народом, свято верили в , данное пророками. В нем говорилось о том, что Бог когда-нибудь пошлет им благословенного Спасителя, подлинного царя человечества. Христиане считают, что этим избавителем стал Иисус Христос. Характерно, что «Христос» в переводе с греческого также означает «мессия».

Мессию принято именовать Помазанником, поскольку помазание елеем, то есть оливковым , было частью древней церемонии. Этот обряд проводили, когда возводили на престол очередного монарха или посвящали в сан иудейских священников. Древние иудеи свято верили, что истинный царь, являющийся потомком царя Давида, будет послан Творцом с целью освободить евреев от гнета и власти со стороны других народов.

Но существует и более широкое понимание замысла Бога. Религиозно настроенные люди считали еще в те давние времена, что приход мессии нужен для осуществления дарованного Богом спасения человечества. Но от чего именно людей нужно было спасать? Согласно библейской традиции, нуждается в спасении, потому что он подвергся грехопадению. Это сделало невозможным претворение в божественной воли, ведущей к целям, постичь которые целиком смертный человек при всем желании не сможет.

Спаситель человечества

И все же отдельные толкователи Священного писания попытались объяснить, какова высшая цель творения. Оказывается, она состоит в установлении на земле Царствия Небесного. Грехопадение нарушило планы Творца, после чего на земле воцарился ад. Приход грядущего Спасителя как раз и должен был восстановить прежнее положение дел и создать вместо земного ада Царство Божие.

Предполагается, что тот, кто будет послан на землю с целью спасения человечества, не в состоянии греху, а должен находиться в полной гармонии с Божественной природой. Избавитель должен быть совершенным существом, как и сам Творец. Он не мог быть рожден в , а земная жизнь мессии должна быть образцом праведности.

В считается, что пришествие мессии разделено на два этапа. Впервые Спаситель явился на землю в образе Иисуса Христа две тысячи лет назад. В отдаленном будущем, сроки которого в точности нельзя, неминуемо ожидается второе пришествие. В это раз Иисус, убеждены христиане, окончательно установит на земле Царствие Небесное.

Очень часто в христианской литературе можно встретить выражения типа «Церковь постановила» или «Церковь утверждает». Может возникнуть вопрос о том, что такое христианская Церковь в её догматическом значении. Православное вероучение дает четкий и ясный ответ, основываясь на творениях святых отцов и учителей Церкви.

Определение Церкви в её догматическом значении

Церковь - это не просто храм (здание). В это вкладывается куда более глубокий смысл. Под Церковью, в христианском смысле, понимается людей, объединенных единым священноначалием (духовенством апостольское преемство), едиными таинствами (в их семь) в единой Главе – Господе Иисусе Христе. Получается, что Церковь - это общество верующих, живой «организм». Основателем Церкви является Сам Христос. Он так и говорил апостолам об её создании, причем упоминал о невозможности даже аду одолеть это общество верующих людей. То есть, любой христианин, участвующий в церковной жизни, является членом этого общества и, соответственно, Церкви.

Какая бывает Церковь

Церковь Христова может быть поделена на несколько «видов». В частности, Церковь земная и . Под первой понимают всех , живущих на земле. Эту Церковь в богословии именуют «воинствующей», в меру того, что люди-христиане являются воинами на земле. Они борются со своими страстями и пороками, а также иногда и с самими проявлениями бесовской силы. Второй вид Церкви (небесная) иначе именуется «торжествующей». Туда входят люди, которые уже переступили порог вечности, а также все те, кто достигнуть рая и единства с Богом после своей . Они уже торжествуют в вечной славе с Богом и находятся в его общении и любви.


Кроме того, к «торжествующей» Церкви христианское богословие может также относить и все небесные ангельские воинства.

С древнегреческого языка наименование апостол переводится как «посланник, посол». Христианская Церковь выделяет апостолов в отдельный чин святости. Этими людьми считаются ближайшие ученики Иисуса Христа.

В деле своего общественного служения Иисус Христос избрал себе ближайших учеников. Именно они и Церковью святыми апостолами. Христос объяснял апостолам учение о Боге, расскрывал основные нравоучительные истины христианства. Апостолы были со Христом во время его чудес, а также в главные и важнейшие моменты жизни Христа (за исключением ). Иногда Христос брал с собой трех учеников в качестве его великих чудес. Так, например, Петр, Иаков и Иоанн стали свидетелями преображения Иисуса Христа, воскресения дочери Иаира.


Среди апостолов выделяют 12 и 70 человек. Первыми на апостольство были призваны Андрей Первозванный, Петр, Иоанн, Иаков Зеведеев, Матфей, Филипп, Варфоломей, Симон Зилот, Фома, Иаков Алфеев, Фаддей (Иуда Иаковлев), Матфий. Они именуются апостолами от 12-ти.


Позднее Христом было избрано еще 70 апостолов.


Главной задачей святых апостолов было распространение христианской веры на земле. Апостолам была поручена власть разрешать от грехов, а также народы во имя Отца и Сына и Святого Духа.


Некоторые апостолы писали священные тексты, вошедшие в состав книг Нового Завета. Так апостолы Матфей, Лука, Марк и Иоанн евангелия, поэтому они именуются евангелистами. Лука и Марк были из числа 70-ти апостолов. Кроме этого, в Новом Завете можно послания святых апостолов Петра, Иакова, Иоанна Богослова, Иуды Иаковлева и апостола Павла, а также Деяний святых апостолов за авторством евангелиста Луки.


Апостол Павел является отдельной великой личностью. Он не был свидетелем чудес Христа. Первоначально был гонителем христианства. Только после обращения Савл (Павел) стал одним из самых ревностных проповедников христианства.


Святые апостолы получили власть от Бога исцелять людей, изгонять бесов, творить иные чудеса. Многие из них окончили свою земную жизнь мученической смертью Крещения иначе именуется Богоявлением.


В главном церковном песнопении праздника прямо говорится о том, что во время крещения Христа явилось Тройческое поклонение. Отец засвидетельствовал голосом, Святой Дух явился голубем, ну а второе Лицо Святой Троицы добровольно принимало крещение.


Поэтому для православной Церкви нет принципиального развития в наименованиях праздника, ведь именно крещение Христа явило миру бытие всей Святой Троицы. Не так часто в Библии происходят подобные описания. Поэтому Церковь посчитала необходимым запечатлеть это уникальное событие в наименовании одного из самых торжественных и почитаемых христианских праздников.

Многих христиан интересует вопрос о таких людях, как евангелисты. Кто это и что они сделали необычного, чтобы навсегда запомниться всем верующим? Они представляют собой апостолов, каждый из которых написал важнейшую христианскую книгу. Она называется Евангелие.

Согласно церковным преданиям, ближайшими людьми для Христа были его ученики - апостолы. Именно они рассказывали о нем миру, говорили о тех чудесах, что он творил, и о его учениях. И существует всего 4 евангелиста, каждый из которых почитается церковью, возводится в ранг святых.

Апостол Лука

Святой Павел оказал особое влияние на одного из евангелистов. Это был Лука. Именно под влиянием он написал третью книгу. Та имела уникальное содержание, особенную тематику. Только в его текстах были упомянуты такие моменты, как:

  • Вознесение Иисуса на небо после того, как он заработал прощение для всех людей.
  • Рождение святого Иоанна.

Также Лука - евангелист, который наиболее подробно и открыто написал о церковных канонах. Он никогда не говорит о том, что прощение ориентировано только на таких же святых, отказавшихся от совершения грешных дел. Райская жизнь ожидала не только христиан, но и всех остальных, ведь Иисус пришел именно за прощением для них.

Его чудеса не закончились и сегодня. Святые мощи помогают христианам и представителям других религий.

Таким образом, Лука - евангелист, который продолжает творить чудеса по нынешний день. Каждый нуждающийся может обратиться к его святым мощам. Обычно в молитвах к нему просят выздоровления или успешного проведения операций. Это обусловлено тем, что при жизни Лука был врачом. Но это не означает, что он помогает только больным, любой может поведать ему о своих проблемах, попросить помощи, и она обязательно придет.

Иоанн Богослов

Если обратить внимание на то, какую жизнь вели евангелисты, кто это и как они стали известными, то в первую очередь надо рассмотреть Дело в том, что многие письменные источники христиан указывают на то, что он был любимым учеником Христа. Именно Иоанн стал единственным человеком, который стоял рядом с Богородицей около распятия. Поэтому вполне логичным было то, что он принялся за написание Евангелия.

Иоанн был первым свидетелем многих чудес, включая воскресение Иисуса. Именно поэтому особое внимание он уделял празднику Пасхи, чего не делали другие евангелисты. Иконы, молитвы, различные песнопения - все это посвящалось Иоанну, так как его книга отличается кардинально. Основа всех писаний в ней ориентирована на Воскресение Христа, некоторые тексты были взяты в качестве куплетов. Во всех церквях они используются в песнопениях на пасхальной ночной службе.

Левий Матфей

Матфей принадлежал к числу 12 учеников Христа. Причем до того как впустил Иисуса в свое сердце, он являлся обычным сборщиком налогов. А такие люди, как известно, не отличались честностью и справедливостью. Поэтому его обращение к Богу можно с самого начала назвать чудом. Считается, что Левий пошел за Христом сразу, как только услышал его проповеди.

О вере и учениях Иисуса говорили все евангелисты, кто это начал делать первым - неизвестно. Непосредственно о Матфее повествуется то, что свое учение он начал преподавать евреям в Иудее. Именно для них он написал свое Евангелие, и оно было на соответствующем языке. Впоследствии эта книга была переведена несколько раз.

Последние годы своей жизни Левий провел в Индии, обучая христиан этой страны. Он помог одной известной семье с благородными корнями. Глава ее сначала восхитился а затем разгневался на него. В результате Матфей принял мучительную смерть. Но глава того семейства впоследствии отрекся от титулов и богатства. Он крестился именем Матфея и до конца своих дней вел христианский образ жизни.

Апостол Марк

В одну из ночей на территории Иерусалима у Варнавы родился племянник, и тогда тот еще не знал, какая жизнь ему уготована. Апостол, евангелист и святой Марк сначала следовал за Христом. Затем, после его вознесения, он отправился в Египет, где и стал первым епископом Александрии. Именно здесь он и написал свое Евангелие, которое предназначалось для принявших веру язычников.

Источники указывают, что книга Марка включала в себя немногое. Она состояла из кратких рассказов После того как Марк записал их, он вернулся в Александрию. И там уже понял, что оставшиеся язычники не дадут ему спокойной жизни, поэтому поторопился найти преемников.

Вскоре язычники все-таки добрались до него. На протяжении двух суток он подвергался различным мучениям с перерывом на ночь в темнице, затем - скончался от ужасных пыток. Но, как и все святые, он ничуть не усомнился в существовании Бога, и последние его слова были обращены именно к нему.

Заключение

В современности много известно о таких людях, как евангелисты. Кто это? Такой вопрос поднимается все реже. Обычно в верующей семье старшие рассказывают о них младшим, стараются обучить церковным догмам и правилам. Однозначно можно сказать только то, что если каждый человек будет жить по правилам и текстам Евангелия, то войн и трагедий на планете станет намного меньше.

Апостол Лука Евангелист

Апостол Лука Евангелист

Родился 5 апреля 2 года нашей эры . По преданию, уроженец Антиохии Сирийской. С юных лет посвятил себя науке. Изучив вполне иудейский закон, он научился также искусству врачевания и познакомился с греческой философией, прекрасно знал греческий и египетский языки. Сам Лука был врачом по профессии.
Был среднего роста, круглолицый, суховатый и всегда имел болезненный желтый цвет лица. Имел жену и двоих детей, которые рано умерли от оспы.
Из Антиохии Лука пришел в Иерусалим. Лука сподобился увидеть и услышать Иисуса. Семя евангельского учения пало на сердце Луки, по выражению евангельской притчи, как на добрую землю, и принесло плод сторичный. Принадлежа к лику семидесяти апостолов, избранных Самим Господом, Лука ходил пред лицем Христа, своею проповедью уготовляя путь Ему и уверяя людей, что пришел в мир давно ожидаемый Мессия.

Во время спасительных страданий Господа, когда поражен был Пастырь и рассеялись овцы стада Его, отторглись от Христа многие избранные Им ученики - Лука же был верным и скорбел душою об Учителе.
За эти сердечные слезы Иисус даровал Луке неописанную радость, о чем сам апостол рассказывает в Евангелии, не называя себя по имени. В день Воскресения Христова Лука с другим апостолом, Клеопою, шли в селение Еммаус, близ Иерусалима. В это время приблизился к ним Сам Воскресший Иисус. Но глаза их были удержаны, и они не узнали Его. Господь спросил, о чем они рассуждают и отчего так печальны. Лука и Клеопа с душевной тоскою рассказали о вольных страданиях и крестной смерти возлюбленного Учителя. «А мы надеялись было, - продолжали они, - что Он есть Тот, который должен избавить Израиля... Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба, и не нашли тела Его, и, придя, сказывали, что они видели и явление ангелов, которые говорят, что Он жив».
Тогда Господь ответил: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем в Писании. Идя и беседуя с Господом, Лука из собственных уст Его почерпнул глубину неизреченной премудрости, и, как добрый ученик Христов, научился тайнам Божиим и тем впоследствии обратил многие народы в веру Христову. Но в то время апостол еще не узнал божественного Спутника.
И лишь когда Христос, возлежа с Лукой и Клеопой за вечерней трапезой, взяв хлеб, благословил, преломил и подал, тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Иисус стал невидим. Тут пламень божественной любви, сокрытый доселе в сердце Луки, обнаружился словами: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге, и когда изъяснял нам Писание?» И, встав в тот же час, Лука и Клеопа возвратились в Иерусалим и рассказали одиннадцати апостолам о явлении им на пути воскресшего Господа. Во время этого рассказа в горнице, где они собрались, явился сам Христос и преподал всем мир и наставление (Лк. 24:13-49).
По вознесении Христа на небо Лука приял с прочими апостолами Святаго Духа, нисшедшего в огненных языках. Когда же, по убиении первомученика Стефана, настало гонение на христиан, и апостолы, кроме некоторых, оставили Иерусалим, чтобы проповедовать Евангелие в других странах, то и Лука отправился на свою родину, в Антиохию. По дороге он проходил с проповедью город Севастию, где находились нетленные мощи Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Апостол хотел было взять их с собою, но тамошние христиане, усердно почитая Крестителя, не позволили. Тогда Лука взял от мощей только правую руку, под которою некогда преклонил главу свою Христос, приемля крещение от Иоанна. С этим безценным сокровищем Лука прибыл на родину, к великой радости тамошних христиан.
В Антиохии Лука вступил в число сотрудников апостола Павла и сделался участником в трудах и страданиях его. Он с Павлом проповедовал имя Христово не только иудеям, но и язычникам, и был в Риме, как это видно из книги Деяний апостольских. Апостол Павел очень любил Луку и в своих посланиях называл его братом, возлюбленным врачом. И Лука любил всем сердцем Павла и почитал как учителя и отца. Один из всех учеников первоверховного апостола, он был с ним во время предсмертного заключения его в темнице, о чем писал оттуда Павел к Тимофею: «Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною». (2 Тим. 4:6-10).
Быть может, Лука своим врачебным искусством облегчал болезни узника, страдавшего, как говорит предание, головной болью, слабостью зрения и другими телесными недугами.
После страдальческой кончины первоверховного апостола Павла Лука проповедовал слово Божие в Италии, Далматии, Галлии и Греции.
Евангелие было написано им в Греции в 41 году на основе воспоминаний, рассказов очевидцев событий еще при жизни Иисуса и собственных наблюдений за Христом и его учениками.
Лука был очень осторожным в высказываниях, поэтому писал и говорил только то, в чем был абсолютно уверен, никогда от себя ничего не добавляя.
Кроме того, Лука был самым первым иконописцем, как считается согласно древним преданиям. На первой своей иконе Лука нарисовал образы Иисуса и его учеников. Второй его иконой был образ Божией Матери с младенцем на руках. Его авторству приписывается несколько икон Богородицы, в том числе (хранится в Третьяковской галерее), Ченстоховская икона Божией Матери, Сумельская икона Божией Матери (хранится в храме в деревне Кастанья, Греция) и Киккская «Богоматерь» (хранится в монастыре Киккос, о. Кипр).


Икона «Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы»

Уже в глубокой старости апостол Лука, принявший в продолжение своей жизни многие страдания за имя Христово, посетил Ливию, прошел ее всю и прибыл в Египет. Здесь он умножил паству Христову, обращая язычников в святую веру.
Возвратясь из Египта, Лука проповедовал Евангелие в греческом городе Фивах, устроил там церкви, поставил иереев и диаконов, и, излечив многих как от телесных, так и душевных болезней, наконец принял в этом городе мученический венец от идолопоклонников.
При императоре Домициане за неимением креста был повешен на оливковом дереве. Произошло это в Греции, в Ахайе, 8 мая 71 года . Лука принял мученическую смерть. Через месяц ему исполнилось бы шестьдесят девять лет.

Святой Лука был погребен в Фивах, и Господь, прославляя и по смерти своего апостола и евангелиста, в ознаменование его врачебного искусства ниспосылал дождем на место, где упокоилось тело его, целительный каллурий - лекарственную примочку от глазной болезни. При гробе Луки, по молитвам угодника Божия, верующие получали исцеления и от многих других болезней. Во второй половине IV века греческий император Констанций, сын Константина Великого, услыхав о целебных мощах апостола Луки, послал за ними своего воеводу. Святые мощи были с великой честью перенесены из Фив в Константинополь. И произошло чудо. Один из царских постельничих, Анатолий, лежавший много лет на одре болезни, услышав, что в город вносятся мощи апостола Луки, усердно помолился святому и велел нести себя к нему. Едва лишь он, поклонившись с верою, прикоснулся ковчега со святыней, как мгновенно получил исцеление и вместе с другими понес мощи в церковь, сооруженную во имя святых апостолов.
Мощи были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами .

Символом евангелиста Луки, заимствованным из пророчества Иезекииля, является крылатый телец , держащий Евангелие.


Евангелист Лука и его символ, телец, на странице Остромирова Евангелия

Дни памяти

В православной церкви (по новому стилю): 17 января, 31 октября;
- в католической церкви: 18 октября.

Святые мощи

При жизни святого его святость выражается либо в чудесах, либо в исцелении людей, либо в массовом обращении к Богу. Когда душа святого отходит к Господу, то остается тело умершего – мощи. Самые первые мощи – это были мощи мучеников. Православная церковь установила почитание мощей по трем причинам. Во-первых, останки святых имеют неотразимое религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о личности святого и возбуждают верующих к подражанию его благочестивым подвигам. Во-вторых, почитание мощей имеет литургическое значение. Мощи святых являются залогом их участия в молитвах. Вот почему древняя Христова церковь преимущественно совершала Евхаристию на могилах мучеников, причем самые гробы их служили престолом для таинства. Когда гонения ослабевали, христиане спешили воздвигнуть храм над усыпальницей мученика. Третьим основанием служит учение православной церкви о мощах как носителях благодатных сил. Дело в том, что человек, сподобившийся святости, всю жизнь стяжал благодать Духа Святого и его тело после кончины является источником благодати Духа Святого. Люди, приходя к мощам, хотят получить частичку этой благодати.

На Святой горе Афон (Греция), в Свято-Пантелеимоновом монастыре хранится глава апостола и евангелиста Луки.




Свято-Пантелеимонов монастырь. Афон

"В течение многих столетий честная глава святого апостола и евангелиста Луки как великое достояние христианского мира хранится в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре святой горы Афон".


Святыня Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря - серебряная чаша с Честной главой апостола и евангелиста Луки


Храм св. Евангелиста Луки. Крым, Бахчисарайский район, Лаки.

Лаки - так называлось греческое село в Крымской глубинке.
Храм св. Евангелиста Луки – это полуразрушенный храм, в котором образовался монастырь. Монахи своими силами его восстанавливают. Когда-то на этом месте была греческая деревня. Храм св. Евангелиста Луки был построен жителями села в 1904 г. На месте старой деревянной церкви 16 века. Внутри храма видны остатки фресковой росписи: изображения святых евангелистов. Евангелист Матфей изображён ангелом, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия. Евангелист Марк символизируется львом в ознаменование могущества и царского достоинства Христа. Изображения евангелистов Иоанна и Луки и их символов орла, означающего высоту евангелического учения, и тельца, подчёркивающего жертвенное искупительное служение Спасителя, едва различимы.

23 марта 1942 года деревня Лаки была уничтожена гитлеровскими карателями. Недалеко от монастыря стоит камень с мемориальной доской. На ней 47 фамилий сожжённых жителей села...

О чем молятся апостолу Луке

Святому Луке молятся в различных недугах, но в особенности при болезни глаз. Кроме того, он является покровителем врачей и иконописцев, так как он был по образованию врачом (именно его апостол Павел назвал «врачом возлюбленным») и он же первым «положил начало доброму и досточестному делу – писанию святых икон во славу Божию, Богоматери и всех Святых, на украшение святых церквей и на спасение верующих, благочестно почитающих сии святые иконы».
Евангелиста Луку просят при изучении иконописания, об исцелении глазных болезней, помощь при посадках в огороде.

Тропарь Луке Евангелисту

Апостольских деяний сказателя
и Евангелия Христова светла списателя,
Луку препётаго, славна суща Христове Церкви,
песньми священными святаго апостола похвалим,
яко врача суща, человеческия немощи,
естества недуги и язи душ исцеляюща
и молящася непрестанно за души наша.

Молитва апостолу и евангелисту Луке

О святый угодниче Божий, апостоле Луко! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Святой Лука является Небесным покровителем иконописцев. См.


Copyright © 2015 Любовь безусловная