Игнатьич царь рыба имя. Природа и человек в произведении В.П

Повествование в рассказах «Царь-рыба» и одноименный рассказ написаны В. П. Астафьевым в 1973 году. Впервые «Царь-рыба» была опубликована в книге «Мальчик в белой рубахе», вышедшей в издательстве «Молодая гвардия» в 1977 году. В 1978-м за повествование в рассказах «Царь-рыба»

В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии СССР.

В рассказе «Царь-рыба» на первый взгляд не совершается ничего сверхъестественного. Но за всем повествованием стоят загадочные и стихийные силы природы, так и не прокорившиеся человеку. Происходит противостояние человека, «всей природы царя», и «царя реки». v

Рассказ «Царь-рыба» входит в одноименную книгу повесткований, рассказывающих о судьбах простых русских людей. Во многом книга и рассказ автобиографичны: Астафьев родился и вырос в сибирской, деревне, рано лишился матери. С детства писатель сроднился с природой, был заядлым рыбаком.

Действие рассказа происходит в сибирском поселке Чуш, на реке Опа-рихе, впадающей в Енисей. Главный герой - Зиновий Игнатьич Утро-бин - работал на пилораме наладчиком пил и станков. Игнатьич (так в поселке Чуш его «вежливо и чуть заискивающе» называли) любил рыбачить, как, впрочем, и все поселковые мужики. Он был очень аккуратным, носил стрижку «под бокс», «руки у него были без трещин и царапин». Игнатьич «пил с умом», отчего лицо у него было «цветущее, с постоянным румянцем на круто выступающих подглазьях и чуть впалых щеках». Главный герой показан благополучным, вежливым, учтивым, щедрым человеком. За ремонт лодок со своих односельчан он материальной благодарности не принимал, а Только просил их заботиться о своих лодках, аккуратно обращаться с мотором.

Рыбу Игнатьич ловил «лучше всех и больше всех, и это никем не оспаривалось, законным считалось». Ему никго не завидовал, кроме его младшего брата - Коммандора. Дом у старшего Утробина был «лучший в поселке»: небольшой, красивый, с верандочкой, с резными наличниками, с весело выкрашенными ставенками, с палисадничком под окнами. В палисаднике у хозяина росли малина, черемуха, мохнатые маки и «неизвестные здешнему народу шаровидные цветы». Цветы эти привезла из Киргизии, посадила и «приучила расти в суровом чушанском климате» жена Зиновия. Она работала бухгалтером на одном предприятии с мужем. Сам Игнатьич слыл богатым человеком: работница сберкассы проговорилась, что у него на сберкнижке лежит «семьдесят тысяч старыми».

По словам автора, улов на рыбалке Игнатьичу доставался отменный: стерлядь «самая отборная», весом не менее килограмма. Посельчане удивлялись везению и сноровке Зиновия, даже подозревали, что знает он ка-кое-то колдовское слово.

Младший брат Коммандор был с Игнатьичем в ссоре, завидовал ему во всем, был упрям. Жена Коммандора корила мужа, просила одуматься: «...Совсем выволчился! Мало тебе дочери, кровинки! Брата родного свести со свету готов!» (У младшего брата Утробина погибла любимая дочь Тайка - попала под машину, управляемую пьяным водителем. С тех пор и без этого недобрый Коммандор стал еще злее и жестче).

Игнатьич частенько браконьерил: боялся рыбнадзора, но продолжал незаконно рыбачить. Незавидная доля была у браконьера, рисковая: «возьми рыбу да при этом больше смерти бойся рыбнадзора...». Но не рыбачить он не мог, так как любил рыбалку и реку больше жизни. А у того, кто всю жизнь прожил на реке, появляется со временем непреодолимая черта, азарт, который требует «взять рыбу, и только». В этих описаниях отразилась любовь самого автора к рыбалке. Астафьев говорит о рыбе, словно о человеке: «уверенно, не толкалась попусту, не делала в панике тычков туда-сюда...».

Кульминационный момент рассказа - борьба Игнатьича с «царь-ры-бой». Наловив отборных стерлядей, он уже планировал возвращаться домой, как невидимая рыбина «заявила о себе». С первого раза рыбаку не удалось вытянуть рыбу: «...она давила, давила вниз с тупым, непоколебимым упрямством». По всем «повадкам» рыбины Игнатьич догадался, что это был осетр. Рыбак увидел свою добычу, его восхитили величие и красота рыбы.

Рыба и рыбак продолжают бороться: рыба тянет в воду, рыбак - к себе, в лодку. Хоть и чувствует Игнатьич страх, охвативший его во время этого поединка на воде в темноте, однако он пытается шутить, разговаривает с собой, мечтает, что сможет получить, если поборет осетра, у которого, наверное, икры «ведра два». А вдруг придется делиться икрой с кем-то? Старший Утробин ловит себя на мысли, что жадность ломает, корежит человека, раздирает на части.

Борьба рыбака с осетром продолжалась: ни человек, ни рыба не собирались сдаваться. Игнатьич старался говорить вслух, борясь таким образом со страхом и отчаяньем. Он не хотел упускать такого осетра, ведь царь-рыба, как называют крупных, икристых рыб рыбаки, «попадается раз в жизни, да и то не всякому». Игнатьич чувствовал какое-то знамение в этом улове, какую-то особенность, выпавшую именно ему.

Осетр тянет Зиновия в воду, тот сам неожиданно попадается на крючок. Его зацепило, и он начал тонуть. «Так вот оно как, на войне-то...» - думает рыбак. Много пронеслось мыслей: о смерти, о войне, рыбак почти уже смирился со смертью. Подумал, что путь ему - в ад, «у райских врат стучаться бесполезно...».

Но Игнатьич был напористым, смелым, жизнелюбивым, как и его добыча - царь-рыба. Он сумел выплыть из воды в лодку, хотя и был ранен. «...И рыба, и человек слабели, истекали кровью». Он думал о том, почему скрестились их пути, пути «реки царя и всей природы царя - на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть». Во время борьбы с царь-рыбой на Игнатьича нахлынули воспоминания о своем прошлом. Он вспомнил, как однажды видел утопленника с глазами, «подернутыми свинцовой пленкой, пленкой смерти», с выщипанными мелкой рыбешкой ресницами, обсосанными той же рыбой веками...»

Рыбак представил себя на месте этого утопленника, «завизжал... и принялся дубасить рыбину по башке... принялся уговаривать рыбу скорее умереть», чтобы самому остаться в живых. Но рыба не слушалась, оказалась она не менее упрямая, чем рыбак. Игнатьич старался не смотреть на воду, смотрел на небо, продолжая вспоминать. Вспомнил покос на Фетисовой речке и почувствовал рядом осетра, «рыба плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом. Что-то женское было в этой бережности, в желании согреть, сохранить в себе зародившуюся жизнь». И у рыбака вдруг мелькнула догадка: «Да уж не оборотень ли это?»

Игнатьич продолжает вспоминать: свое детство, школу - четыре класса. Вспомнил, что, сидя на уроках, представлял себя на реке, думал о ней, о рыбалке, о рыбе. Размышлял, что долго не мог удержаться на месте: был и председателем школьного родительского комитета, и депутатом поселкового совета, и народным дружинником. Представил свою племянницу Тайку, погибшую под колесами пьяного водителя. «Пробил крестный час, пришла пора отчитываться за грехи», - сожалеет рыбак.

Всю свою жизнь он не мог простить себе, как обошелся с Глашкой Куклиной. Девушка, по-видимому, нравилась Зиновию Утробину. Но пришедшие на чушанскую лесопилку трудармейцы, особенно командир - «тонкий да звонкий лейтенантик», овладели девичьим слухом. По поселку поползли слухи,"дошли они и до Зиновия. Мужики научили Утробина, как рассчитаться с «изменщицей» Глашкой: прижать, зацеловать, затискать, дать волю рукам. Но когда Зиновий увидел скромный девичий наряд: байковые штанишки, крашенные домодельной краской, с разномастными, колотыми пуговицами, он остановился. «...Поддал он хнычущей, трясущейся девчонке коленом в зад, и она полетела в воду». С тех пор между Глашкой и Зиновием легла вражда.

По окончании службы в Киргизии Зиновий вернулся домой, в поселок Чуш, вместе с женой. Глаша вышла замуж за тихого, приезжего мужика - счетовода. Женщина вежливо здоровалась, но рыбак понимал: Глаша не забыла обиды. Зиновий мучился, раскаивался. Будучи еще на службе, написал Глаше письмо с извйнениями, но ответа так и не получил. В первый вечер после приезда он подкараулил ее, решил лично извиниться, на что женщина ему ответила: «Пусть вас Бог простит...».

И теперь, один на один с рекой, ночью и царь-рыбой, Игнатьич думал, что пришло возмездие, потому что никакое злодейство бесследно не проходит. Он стал неистово кричать в темноту: «Прости, Глаша! Прости!» Игнатьич почувствовал рывок, потом удар, царь-рыба ушла в воду, на дно. Рыбак отпустил добычу: «Иди, рыба, иди! Поживи сколько можешь!..» И вдруг Игнатьичу стало легче - и физически, и душевно...

Рассказ «Царь-рыба» является, во-первых, ярким и самобытным рассказом-свидетельством огромной любви сибирского мужика Игнатьича (и автора тоже) к родной сибирской природе. Вторая и основная мысль произведения - о том, как важно для человека сохранить совесть и порядочность, иметь мужество признать свои ошибки, искренне раскаяться в них и попросить прощения - не напоказ, а перед самим собой и этой темной рекой, перед лицом чистой и неподкупной родной природы.

Подскажите, где можно найти краткий пересказ произведения Астафьев "Царь-рыба" по главам и получил лучший ответ

Ответ от Ирина Полякова[гуру]
Там новеллы!
Игнатьич - главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что
он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы,
за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает «ладно»
и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности.
Не складываются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом.
В селе Игнатьич
известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает
рыбацким чутьем, опытом предков и собственным, обретенным за долгие годы. Свои навыки
Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством.
Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, он сознает
незаконность и неблаговидность своих поступков, боится «сраму» , который может его
постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора. Заставляла же Игнатьича
ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для
него роковую роль при встрече с царь-рыбой.
Рыба походила на «доисторического
ящера» , «глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то
таили в себе». Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних «козявках»
и «вьюнцах» , он с удивлением называет его «загадкой природы». С самого начала,
с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу, что-то «зловещее» показалось ему
в ней, и позже понял, что «одному не совладать с этаким чудищем» .
Желание
позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: «Делить
осетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?! » Игнатьич в эту
минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время «жадность он почел
азартом» , а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была
ещё одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это удаль
рыбацкая. «А-а, была не была! - подумал главный герой новеллы. - Царь-рыба
попадается раз в жизни, да и то не «всякому Якову» .
Отбросив сомнения,
«удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу…». Вскоре
незадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крючками, впившимися
в тела Игнатьича и рыбы. «Реки царь и всей природы царь - на одной
ловушке» , - пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осетр «не по руке
ему». Да он и знал это с самого начала их борьбы, но «из-за этакой гады
забылся в человеке человек». Игнатьич и царь-рыба «повязались одной долей» .
Их обоих ждет смерть. Страстное желание жить заставляет человека рваться с крючков,
в отчаянии он даже заговаривает с осетром. «Ну что тебе!.. Я брата жду,
а ты кого? » - молит Игнатьич. Жажда жизни толкает героя и да то, чтобы
перебороть собственную гордыню. Он кричит: «Бра-ате-ельни-и-и-ик!.. »
Игнатьич
чувствует, что погибает. Рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным
брюхом». Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласковости холодной
рыбы. Он понял: осетр жмется к нему потому, что их обоих ждет смерть. В этот момент
человек начинает вспоминать свое детство, юность, зрелость. Кроме приятных воспоминаний, приходят
мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством. Игнатьич начинает
понимать, что зверский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжелым грузом. Вспомнился
герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков: «А ежли у вас, робяты,
за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество - не вяжитесь с царью-рыбой,
попадется коды - отпушшайте сразу» .
Слова деда и заставляют астафьевского героя
задуматься над своим прошлым. Какой же грех совершил Игнатьич? Оказалось, что тяжкая вина лежит
на совести рыбака. Надругавшись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий
оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой - наказание за его дурные
поступки.

Год написания: 1976

Жанр: повесть

Главные герои: Игнатьич , огромный осетр

Сюжет

Игнатьича в родном селе уважали, но не любили за его скупость. Да он и сам особо никого не любил. Была у него мечта поймать огромного осетра- царь-рыбу. И судьба улыбнулась ему: осетр попался в его сети. Но когда браконьер попытался вытащить эту огромную рыбину, то и сам попался на крючки и сильно запутался в сетях.

Он пытался звать на помощь, но его никто не услышал. Тогда Игнатьич понял, что пришла смерть, и вспомнил, как говорили старики, что если есть на душе грех, то царь-рыба погубит. Он вспомнил об обиженной девушке Глаше, которую предал. И в этот момент мысленно попросил у нее прощения, и вдруг сети ослабли, рыба уплыла, а сам рыбак сумел выбраться на берег.

Вывод (мое мнение)

Игнатьича уважают, но не любят, хотя он и мастеровой, и хозяйственный. ОН мечтает поймать царь-рыбу ради огромного барыша, но получает справедливый урок. Этот урок заставляет его вспомнить слова старого рыбака, его учителя, который говорил, что все в природе взаимосвязано и зависит от хороших и плохих поступков человека.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

познакомить с основными этапами жизненного и творческого пути писателя-публициста, проанализировать тематику произведений В.П.Астафьева, помочь понять нравственную и художественную ценность его творчества Цель урока:

3 слайд

Описание слайда:

Виктор Петрович Астафьев (1924 – 2001) российский писатель, Герой Социалистического Труда, Лауреат двух Государственных премий СССР (1978, 1991) и трёх Государственных премий России (1975, 1995, 2003) Настало время хранить, а ещё вернее охранять природу. И если нельзя не тратить, то делать это надо с умом, бережно… В. П.Астафьев

4 слайд

Описание слайда:

…Защита природы - глубоко человеческая задача. Это защита самого человека от нравственного саморазрушения. В. П.Астафьев Жизненное кредо В.П.Астафьева – писателя и гражданина

5 слайд

Описание слайда:

Сборник новелл «Царь-рыба» Астафьева был опубликован в 1976 году и через два года удостоен Государственной премии СССР (1978) Именно этот сборник принёс писателю мировую известность, был переведёна на многие зарубежные языки. Всего «Царь-рыба» включает 12 рассказов, сюжет которых связан с путешествием автора - лирического героя - по родным местам Сибири. Главной темой всех рассказов стало описание связей человека и природы в нравственно-философском аспекте. Отношение героев к природе выступает средством выявления личностных пороков и достоинств человека. Роман В.П.Астафьева «Царь-рыба»

6 слайд

Описание слайда:

Название сборника «Царь-рыба» В сборник входит двенадцать рассказов, один из которых имеет то же название, что и весь цикл, - «Царь-рыба». Именно это произведение является ключевым для понимания авторского замысла. В нём же сосредоточены все темы и мотивы, встречающиеся в других новеллах сборника.

7 слайд

Описание слайда:

Герой произведения Герой произведения – Зиновий Игнатьич Утробин, житель посёлка Чуш. Работает на местной пилораме наладчиком станков и пил, но все именуют его механиком. У Игнатьича есть жена, сын-подросток. у Игнатьича и дом лучший в деревне, и в семье мир и лад, и в посеёлке его уважают, и рыбак он отменный. Произведение начинается с описания главного героя – Игнатьича, который слывёт среди односельчан как бескорыстный человек, никогда не отказывающий в помощи, умный и находчивый, а также как непревзойдённый мастер рыбной ловли.

8 слайд

Описание слайда:

Сюжетная линия В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьем, опытом предков и собственным, обретенным за долгие годы. Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством. Истребляя рыбу без счёта, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, он сознаёт незаконность и неблаговидность своих поступков, боится «сраму», который может его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора. Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой.

9 слайд

Описание слайда:

Основной вопрос Виктор Астафьев поднимает сложный вопрос взаимоотношений человека с природой и обществом и совершенно не пытается идеализировать своего героя. Автор открыто говорит о том, что свои навыки и опыт Игнатьич часто использовал во вред односельчанам и природе, потому что промышлял браконьерством. Он прекрасно осознаёт, какое зло причиняет природе, уничтожая рыбу в неограниченных количествах. Герой знает о каре, которая может его постичь, если он будет пойман рыбнадзором, однако непомерная жадность и жажда наживы толкают его на преступление.

10 слайд

Описание слайда:

Мораль произведения Произведение имеет ярко выраженную морально-нравственную направленность, поэтому роковая встреча с природой, воплощенной в царь-рыбе, была для Игнатьича неизбежной. Увидев огромного осетра, главный герой изумился невообразимым его размерам: удивительно, что такая огромная рыбина смогла вырасти, питаясь «вьюнцами» и «козявками». Вместе с этим что-то зловещее почудилось Игнатьичу в облике царь-рыбы. Игнатьич понимает, что не сможет в одиночку одолеть такое чудовище, но мысли о том, чтобы позвать подмогу, немедленно вытеснила жадность: придётся же делить осетра с помощниками.

11 слайд

Описание слайда:

Борьба человека с природой В этот момент герою даже стало стыдно перед самим собой за собственные чувства. Но недолго длился стыд. Игнатьич решил принять его за азарт, заглушая голос разума. К тому же в нём проснулась рыбацкая гордость: такая рыба попадается только раз в жизни, и то не всякому, нельзя упустить шанс показать свою удаль. Игнатьич решает, что сегодня его добычей станет царь-рыба. Астафьев начинает описание суровой борьбы человека с природой. Его герой отважно бросается на осетра, пытается его оглушить обухом топора. Но сам падает в воду, где вместе со своей добычей оказывается опутан сетями, а рыболовные крючки впиваются в его тело.

12 слайд

Описание слайда:

Осознание ошибки Игнатьич понимает, что не сможет одолеть в одиночку такую рыбу. Пытаясь спастись от смертельной участи, герой безуспешно стремится вырваться из пут, молит рыбу отпустить его. Венцом отчаяния становится преодоление собственной гордыни – Игнатьич зовёт брата на помощь. Но в ответ слышится лишь эхо. Главный герой понимает, что гибнет. В это время герой начинает вспоминать своё прошлое, но мало светлых мыслей приходит ему на ум. Он думает о том, сколько бед принёс своим браконьерством. вспоминает незаслуженно обиженную девушку, которую когда-то любил и хотел на ней жениться, осознает, насколько дурно прожил свою жизнь и сколько ошибок совершил.

13 слайд

Описание слайда:

Раскаяние и развязка Осознавая свои дурные поступки, совершённые в жизни, в миг отчаяния Игнатьич взывает к Богу и умоляет отпустить «эту тварь» на свободу, признавая, что «не по руке» ему поймать царь-рыбу. Он просит прощения у всех, каясь в том, что когда-то их обидел. После этих слов рыба освобождается от пут и уплывает. Герой ощущает лёгкость: телесную – оттого, что избавился от рыбы, тянувшей его на дно, душевную – оттого, что прощены его грехи. Теперь у героя появился шанс начать жизнь заново, не совершая прошлых ошибок и не беря греха на душу. Таков путь духовного перерождения человека, каким решил показать его Астафьев.

14 слайд

У родного села Виктора Петровича Астафьева скромнейшее имя – Овсянка. Что тут на ум приходит? Крупа да каша из самых простецких; чья-то жалоба, что «на одной овсянке жили»…

Не всякий и не сразу припомнит, что овсянка – это еще и птица или, как с неожиданной нежностью пишет в своем знаменитом словаре Владимир Даль, «пташка… зеленоватый хребтик, желтоватый зобок».

Судьба Овсянки горько типична для множества русских деревень. Ее, а с ней и семью будущего писателя не миновали ни раскулачивание, ни высылки, ни страшные потери военных лет. Астафьевские детство и юность – из самых тяжких. Вдоволь было и голода, и холода, и сиротливо прожитых годов, и фронтовых мытарств, душевных и самых что ни на есть буквально ран и шрамов. Даже в мирное время продолжал неотступно стоять перед его глазами «клочок берега, без дерев, даже без единого кустика, на глубину лопаты пропитанный кровью, раскрошенный взрывами… где ни еды, ни курева, патроны со счета, где бродят и мрут раненые». Так напишет Астафьев много лет спустя в романе «Прокляты и убиты».

Казалось бы, где уж тут уцелеть какой-нибудь птахе с ее песенкой… Но старинная пословица гласит: «Овес и сквозь лапоть прорастет». Так упрямо, настойчиво пробивался и талант писателя. Сквозь еще одно из выпавших на его долю лишений, которое на сухом канцелярском языке именуется «незавершенным образованием». Сквозь равнодушие встречавшихся иной раз на его пути «профессиональных» литераторов и редакторов (саднящая память об этом явственно ощутима в книге «Печальный детектив»). И конечно, сквозь преграды, в изобилии возводившиеся в минувшие времена перед правдивым словом обо всех пережитых народом трагедиях.

На празднествах в честь семидесятилетия Виктора Петровича кто-то, припомнив известное американское выражение, назвал его «селфмейдменом» – человеком, который сделал себя сам. Действительно, вроде бы редко кому из нынешних литераторов так впору это определение. Кто тут станет спорить? Никто, пожалуй… кроме самого «селфмейдмена»!

Недаром, наверное, назвал он одну из своих лучших книг – «Последний поклон». Неиссякаемой благодарностью проникнута и она, и лежащая перед вами «Царь-рыба», да и многие другие астафьевские произведения суровой своей «колыбели» – Сибири во всей ее многоликой красе: от мощного и грозного Енисея до тех самых малых птах с их разноцветными «хребтиками» и «зобками» и – в особенности – множеству людей, скрашивавших и освещавших нелегкую жизнь подростка, начиная с незабвенной бабушки Катерины Петровны. Этот образ критики давно и справедливо ставят рядом с другой бабушкой – из знаменитой автобиографической трилогии Максима Горького. Такие, как она, истовые труженики с детских лет помнятся писателю прямо-таки в каком-то священном и одновременно улыбчивом нимбе: «Прыгая, балуясь, как бы заигрывая с дядей Мишей, стружки солнечными зайчиками заскакивали на него, сережками висли на усах, на ушах и даже на дужки очков цеплялись». А то и в совсем возвышенном, торжественном, почти библейском тоне описаны, как, например, в «Царь-рыбе»: «Никаких больше разговоров. Бригада ужинает. Венец всех свершений и забот – вечерняя трапеза, святая, благостная, в тихую радость и во здравие тем она, кто добыл хлеб насущный своим трудом и потом».

Помимо таких бегло, но четко очерченных тружеников, как бакенщик Павел Егорович, привыкший к грозному шуму енисейских порогов, как мы – к тиканью часов; как отважные и неподкупные рыбинспектора, гроза браконьеров Семен и сменивший его Черемисин; или как тетя Таля, истинная совесть («вроде прокурора») таежного поселка, в этой книге есть и люди, показанные, как говорится, крупным планом.

Брату рассказчика Кольке тоже довелось испытать все невзгоды в многодетной семье, беззаботный глава которой пропивал все до копеечки и годами пребывал в заключении и других отлучках. Жестокая и грубая жизнь с пеленок окружила мальчика, который, как уверяет автор, «еще не научившись ходить, умел уже материться», а девятилетним (!) «впрягся… в лямку, которую никогда не желал надевать на себя папа», – взялся за ружье и за сети, чтобы помочь матери прокормить пятерых, и так надорвался, что всю оставшуюся жизнь выглядел заморышем подростком.

Схожая участь и у его закадычного приятеля и такого же вечного работника Акима, столь же неказистого на вид «паренька в светленьких и жидких волосенках, с приплюснутыми глазами и совершенно простодушной на тонкокожем изветренном (какой красноречивый эпитет! – А. Т.) лице улыбкой».

Аким – уже самая настоящая безотцовщина – тоже сызмальства возглавил семью, все возраставшую благодаря какому-то простодушному, детскому легкомыслию матери, которую он и поругивал, и жалел.

Благо еще, что старшая сестра Касьянка оказалась совершенно под стать ему, и под их водительством вся местная малышня превратилась в какое-то смешное и трогательное подобие взрослой артели, по мере сил стараясь хоть чем-то помочь рыбакам: «Навстречу, разбрызгивая холодную воду, спешили помощники-парнишки, кто во что одетый, тоже хватались за борта, выпучив глаза, помогали вроде тащить…»

И хотя они, по правде сказать, «больше волоклись за лодками», но уж так стараются, что артельщики не только не осаживают суетливую «мелочь», но «не большому начальнику, а им, малым людям, охотно, вперебой докладывают, какая шла сегодня рыба, где попадалась лучше, где хуже…». И поди разберись, что это было – игра или какая-то подсознательная педагогика! Во всяком случае, эта воробьиная стайка ребят не просто пригрелась и кормится возле общего котла, но уже принимает к сердцу удачи и заботы взрослых, исподволь приобщаясь к труду и строгому артельному уставу: без дела не сидеть! «Самый уж разнестроевой (как здесь аукнулось в языке армейское прошлое автора! – А. Т.) карапуз… и тот был захвачен трудовым потоком – старательно резал лук острущим ножом на лопатке весла…»

Не только на этих страницах сказывается сердечное пристрастие писателя к «малым людям». «Как часто мы бросаемся высокими словами, не вдумываясь в них, – досадует он. – Вот долдоним: дети – счастье, дети – радость, дети – свет в окошке! Но дети – это еще и мука наша. Вечная наша тревога. Дети – это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу – все наголо видать».

Любовь, огромное внимание, сострадание к детям и подросткам, так часто обделенным заботой, участием, лаской, буквально пронизывает астафьевскую прозу. Вот случайно встреченная на пристани и навсегда оставшаяся в памяти со своим детским горем «большеротая, толстопятая девчушка» с глазами «северного, застенчиво-тихого свету». Вот осиротевшая двоюродная сестренка – «ну вылитый ангел! – только заморенный»: «Я дотронулся до беленьких, в косу заплетенных, мягких волос девочки, нашарил сосновую хвоинку, вытащил ее и, пробежав рукою по затылку, запавшему возле шеи от недоедов, задержался в желобке, чувствуя пальцами слабую детскую кожу, отпотевшую под косой…»

Подобное же отношение к детям – драгоценная черта и некоторых дорогих автору героев, например, капитана утлой енисейской посудины с задорным именем «Бедовый». Внешность у Парамона Парамоновича пугающая, и пьяница он не из последних. Но до чего ворчливо-трогателен он в своей заботе о юном матросе Акиме, как воспитывает его на собственном «пагубном примере»: «Я бы счас, юноши-товаришшы, при моем-то уме и опыте где был? – Парамон Парамонович надолго погружался в молчание, выразительно глядел ввысь и, скатываясь оттуда, поникал. – Глотка моя хищная всю мою карьеру сглотила!..»

Аким тоже карьеры не сделал, оставшись простым «работягой», но стал таким же добрым и безотказным человеком, как его друг, рано сгоревший от рака Колька. Он и подлинный – и, как нередко бывает, малооцененный, оставшийся почти никому не известным, – подвиг совершил, спася от смерти и заботливо выходив заболевшую в глухом таежном углу девушку.