Фамилия элен курагиной после замужества. Образ и характеристика Элен Курагиной в романе «Война и мир» Льва толстого с цитатами

В этой статье мы будем говорить о романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Особое внимание уделим русскому дворянскому обществу, тщательно описанному в произведении, в частности, нас будет интересовать семья Курагиных.

Роман «Война и мир»

Роман был окончен в 1869 году. В своем произведении Толстой изобразил русское общество эпохи войны с Наполеоном. То есть роман охватывает период с 1805 по 1812 год. Писатель очень долго вынашивал идею романа. Изначально Толстой задумывал описать историю героя-декабриста. Однако постепенно писатель пришел к мысли, что начать произведение лучше всего с 1805 года.

Впервые начал публиковаться отдельными главами в 1865 году роман «Война и мир». Семья Курагиных уже появляется в этих отрывках. Читатель почти в самом начале романа знакомится с ее членами. Однако поговорим более подробно о том, почему такое большое место в романе занимает описание высшего общества и дворянских семей.

Роль высшего света в произведении

В романе Толстой занимает место судьи, который начинает процесс над высшим обществом. Писатель в первую очередь оценивает не положение человека в свете, а его нравственные качества. И важнейшими добродетелями для Толстого стали правдивость, доброта и простота. Автор стремится сорвать блестящие покровы светского лоска и показать истинную сущность дворянства. Поэтому читатель с первых страниц становится свидетелем низких поступков, совершенных дворянами. Вспомнить хотя бы пьяный разгул Анатоля Курагина и Пьера Безухова.

Семья Курагиных среди других знатных родов оказывается под пристальным взглядом Толстого. Каким же писатель видит каждого члена этой семьи?

Общее представление о семье Курагиных

Толстой видел в семье основу человеческого общества, поэтому придавал такое большое значение изображению дворянских родов в романе. Курагиных писатель представляет читателю как воплощение безнравственности. Все члены этой семьи лицемерны, корыстны, готовы совершить преступление ради богатства, безответственны, эгоистичны.

Среди всех семей, изображенных Толстым, только Курагины руководствуются в своих поступках исключительно личным интересом. Именно эти люди разрушали жизни других людей: Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского и т. д.

Даже семейные узы Курагиных отличаются. Членов этой семьи связывает не поэтичная близость, родство душ и забота, а инстинктивная солидарность, практически которая больше напоминает отношения животных, нежели людей.

Состав семьи Курагиных: князь Василий, княгиня Алина (его жена), Анатоль, Элен, Ипполит.

Василий Курагин

Князь Василий - глава семейства. Впервые читатель видит его в салоне Анны Павловны. Он был одет в придворный мундир, чулки и башками и имел «светлое выражение на плоском лице». Говорит князь на французском языке, всегда напоказ, лениво, словно актер, играющий роль в старой пьесе. Князь был уважаемым человеком среди общества романа «Война и мир». Семья Курагиных вообще довольно благожелательно принималась другими дворянами.

Князь Курагин, со всеми любезный и ко всем благодушный, был приближенным императора, его окружала толпа восторженных поклонниц. Однако за внешним благополучием скрывалась непрекращающаяся внутренняя борьба между стремлением казаться нравственным и достойным человеком и реальными мотивами его поступков.

Толстой любил использовать прием несовпадения внутреннего и внешнего характера персонажа. Именно им он воспользовался, создавая образ князя Василия в романе «Война и мир». Семья Курагиных, характеристика которой нас так интересует, вообще отличается от других семей этим двуличием. Что явно говорит не в ее пользу.

Что же касается самого графа, то его истинное лицо проявилась в сцене борьбы за наследство умершего графа Безухова. Именно здесь показана способность героя к интригам и бесчестным поступкам.

Анатоль Курагин

Анатоль также наделен всеми теми качествами, что олицетворяет семья Курагиных. Характеристика этого персонажа в первую очередь основывается на словах самого автора: «Простой и с плотскими наклонностями». Для Анатоля жизнь - непрерывное веселье, которое ему все обязаны устраивать. Этот человек никогда не думал о последствиях своих действий и об окружающих людях, руководствуясь лишь своими желаниями. Мысль о том, что за свои поступки надо отвечать, Анатолю никогда даже в голову не приходила.

Этот персонаж совершенно свободен от ответственности. Эгоизм Анатоля почти наивен и добродушен, исходит из его животного начала, именно поэтому он абсолютен. является неотъемлемой частью героя, он внутри его, в его чувствах. Анатоль лишен возможности задумываться над тем, что будет после сиюминутного удовольствия. Он живет только настоящим. В Анатоле крепко убеждение в том, что все вокруг предназначено только для его удовольствия. Ему неведомы сожаления или сомнения. При этом Курагин уверен в том, что он является прекрасным человеком. Именно поэтому в самих его движениях и облике столько свободы.

Однако свобода эта проистекает из бессмысленности Анатоля, так как он чувственно подходит к восприятию мира, но не осознает его, не пытается осмыслить, как, например, Пьер.

Элен Курагина

Еще один персонаж, воплощающий в себе двойственность, что несет в себе семья как и Анатоля, отлично дается самим Толстым. Писатель описывает девушку как прекрасную античную статую, которая пуста внутри. За внешностью Элен нет ничего, она бездушна, хоть и прекрасна. Не зря в тексте постоянно встречаются сравнения ее с мраморными статуями.

Героиня становится в романе олицетворением порочности и безнравственности. Как и все Курагины, Элен - эгоистка, не признающая моральных норм, она живет по законам исполнения своих желаний. Отличным примером этого является ее брак с Пьером Безуховым. Элен выходит замуж только для того, чтобы улучшить свое благосостояние.

После вступления в брак она нисколько не изменилась, продолжая следовать только своим низменным желаниям. Элен начинает изменять мужу, при этом у нее нет никакого стремления завести детей. Именно поэтому Толстой оставляет ее бездетной. Для писателя, считающего, что женщина должна быть предана своему мужу и воспитывать детей, Элен стала воплощением самых нелицеприятных качеств, которые только могут быть у представительницы женского пола.

Ипполит Курагин

Семья Курагиных в романе «Война и мир» олицетворяет разрушительную силу, которая причиняет вред не только окружающим, но и ей самой. Каждый член семьи является носителем какого-то порока, от которого в итоге страдает и сам. Исключением является только Ипполит. Его характер вредит только ему, но не разрушает жизнь окружающих.

Князь Ипполит внешне очень похож на свою сестру Элен, однако при этом он совершенно дурен собой. Лицо его было «отуманено идиотизмом», а тело слабо и худощаво. Ипполит отличается невероятной глупостью, но из-за уверенности, с которой он говорит, все не могут понять, умен он или непроходимо туп. Он часто говорит невпопад, вставляет неуместные замечания, не всегда понимает, о чем рассуждает.

Благодаря покровительству отца Ипполит делает военную карьеру, однако среди офицеров он слывет за шута. Несмотря на все это, герой имеет успех у женщин. Сам князь Василий отзывается о своем сыне как о «покойном дураке».

Сравнение с другими дворянскими семьями

Как отмечалось выше, дворянские семьи имеют большое значение для понимания романа. И не зря Толстой берет сразу несколько семей для описания. Так, основными героями становятся члены пяти дворянских родов: Болконские, Ростовы, Друбецкие, Курагины и Безуховы.

Каждый дворянский род описывает различные человеческие ценности и грехи. Семья Курагиных в этом отношении сильно выделяется на фоне других представителей высшего света. И не в лучшую сторону. Кроме того, как только курагинский эгоизм вторгается в чужую семью, он тут же вызывает в ней кризис.

Семья Ростовых и Курагиных

Как отмечалось выше, Курагины - это низкие, черствые, развратные и эгоистичные люди. Они не испытывают друг к другу никакой нежности и заботы. А если и оказывают помощь, то только из корыстных соображений.

Отношения в этой семье резко контрастируют с атмосферой, что царит в доме Ростовых. Здесь члены семьи понимают и любят друг друга, они искренне заботятся о близких, проявляя теплоту и участие. Так, Наташа, увидев слезы Сони, также начинает плакать.

Можно сказать, что семья Курагиных в романе «Война и мир» противопоставлена семье Ростовых, в которой Толстой видел воплощение

Показательны и отношения в браке Элен и Наташи. Если первая изменяла своему мужу и совершенно не желала заводить детей, то вторая стала олицетворением женского начала в понимании Толстого. Наташа стала идеальной женой и прекрасной матерью.

Интересны и эпизоды общения братьев и сестер. Как непохожи задушевные дружеские беседы Николеньки и Наташи на холодные фразы Анатоля и Элен.

Семья Болконских и Курагиных

Эти дворянские семьи также очень непохожи друг на друга.

Для начала сравним отцов двух семейств. Николай Андреевич Болконский - незаурядный человек, ценящий ум и деятельность. В случае необходимости он готов послужить своему Отечеству. Николай Андреевич любит своих детей, искренне заботится о них. Совсем не похож на него князь Василий, который думает только о своей выгоде и совершенно не волнуется о благополучии своих детей. Для него главное - деньги и положение в обществе.

Кроме того, Болконский-старший, как и позднее его сын, разочаровался в обществе, которое так манит всех Курагины. Андрей является продолжателем дел и взглядов своего отца, в то время как дети князя Василия идут своей дорогой. Даже Марья наследует строгость в воспитании детей от Болконского-старшего. А описание семьи Курагиных однозначно указывает на отсутствие какой-либо преемственности в их роду.

Таким образом, в семье Болконских, несмотря на видимую строгость Николая Андреевича, царят любовь и взаимопонимание, преемственность и забота. Андрей и Марья искренне привязаны к отцу и испытывают к нему уважение. Отношения между братом и сестрой долго были прохладными, пока общее горе - смерть отца - не сплотило их.

Курагиным же чужды все эти чувства. Они не способны искренне поддержать друг друга в сложной ситуации. Их удел - только разрушение.

Заключение

В своем романе Толстой хотел показать, на чем строятся идеальные семейные отношения. Однако ему нужно было и представить самый худший вариант развития родственных уз. Именно этим вариантом стала семья Курагиных, в которой воплотились наихудшие человеческие качества. На примере судеб Курагиных Толстой показывает, к чему может привести нравственное падение и животный эгоизм. Никто из них так и не обрел столь желанного счастья именно потому, что думал только о себе. Люди с таким отношением к жизни, по мнению Толстого, не заслуживают благополучия.

Шестичасовую экранизацию романа Льва Толстого «Война и мир», снятую для канала BBC One, наконец смотрят и в России . Журнал «Телепрограмма» выяснил, как снимали сериал и почему британские актеры остались в таком шоке от Санкт-Петербурга .

Обошлись без порно

Работа над масштабной экранизацией «Войны и мира» заняла 2,5 года. Проект стал одним из самых дорогих сериалов Би-би-си - бюджет составил $15,5 млн. Более 90 ролей, дорогие костюмы, съемки в Санкт-Петербурге, под Новгородом и в Вильнюсе . В Великобритании , где сериал шел в январе - феврале, рейтинги были сумасшедшие - первый эпизод посмотрели 7 млн. человек. Британская пресса назвала проект жемчужиной воскресного эфира (сериал показывали по серии в неделю).

Мастер костюмированной драмы молодой режиссер Том Харпер («Острые козырьки», «Отбросы») роман Толстого до съемок в руках не держал: «Если бы мне раньше предложили снять «Войну и мир», я бы точно сказал нет. Страшно! Ведь столько людей обожают эту книгу. Которую, я, кстати, прочитал только после того, как увидел сценарий. И мне открылся целый мир».

А вот сценарист проекта Эндрю Дэвис , напротив, читал роман крайне внимательно и разглядел в нем множество эротических подтекстов. «Я включил в сценарий совершенно новые сцены, которых не было в романе. Они, разумеется, связаны с сексуальной стороной произведения. Толстой лишь намекал на эти отношения, но мы расскажем о них без обиняков. В сериале будет сцена, в которой брат и сестра покажут свои настоящие чувства друг к другу». Такая подача проекта спровоцировала волну негодования: мол, из величайшего романа порнуху решили сделать. Громкое заявление осталось рекламным трюком: Элен и Анатоль Курагины в сериале так и не переспали. Томные многозначительные взгляды, вздохи и вожделение, которое можно додумать при желании, - вот и все, что осталось. Намеки на инцест, к счастью, так и остались намеками.

Похмелье от России

Новое прочтение романа Толстого открыло британцам, привыкшим к компактности городов Туманного Альбиона, свежий взгляд на Россию . Магнетизм северной столицы и величие Царского Села, где проходили съемки, буквально ввели в транс британских актеров «Войны и мира». Вот что они вспоминали после работы.

Я не осознавал этого, пока находился в России. Но как только уехал - понял, что у меня после России наступило похмелье. Впечатляющее место! - не скрывает восторга Пол Дано (Пьер Безухов ).

Санкт-Петербург - это что-то невероятное, в этом городе меня не покидало тяжелое чувство меланхолии, - признается Джеймс Нортон (Андрей Болконский). - Нельзя не почувствовать могущество России, находясь в этом городе. У нас была сцена длинной прогулки с Джимом Бродбентом (сыграл Николая Болконского. - Авт.). Мы шли по мосту между двумя замерзшими озерами , а вокруг была огромная белая безжизненная пустыня. Такое возможно только в России! У нас были кадры, которые снимались с вертолета, чтобы захватить все пространство. Такое можно снять только здесь.

Санкт-Петербург - просто потрясающий город, - вторит Том Берк (Федор Долохов). - Выхожу из самолета, а вокруг пейзаж, которого я не встречал нигде в мире. Все горизонтальное! Противоположность небоскребам Нью-Йорка или Японии . Необъятное пространство: широкие улицы, реки, мосты. Чувствуешь себя карликом!

Когда оказываешься в таких местах, невольно думаешь: почему революцию не устроили раньше? - задается вопросом Эдриен Эдмондсон (граф Илья Ростов ). - Наверняка любой крестьянин, работавший рядом с этими дворцами, думал: «Подождите, у них есть все это, а у меня даже на ботинки не хватает?!»

Война и мир (сериал, 2016) Трейлер.

Счастливый финал

Одно из ключевых отличий от первоисточника - финал. Видимо, предвкушая запрос западной аудитории на хеппи-энд, сценаристы не стали показывать героев Толстого такими, какими они показаны в романе после изгнания Наполеона. В заключительных сериях мы не увидим дикого помещика Николая Ростова, его обезумевшую мать, неврастеника Николеньку Болконского - сына Андрея и даже Наташу Ростову, которая в 28 лет превратилась в растолстевшую бабу, занятую исключительно воспроизводством потомства. Авторы британской «Войны и мира» оставляют зрителя с красивой Наташей и ее близкими на фоне залитого солнцем русского пейзажа. Наверное, это слишком по-голливудски, но многим именно такой финал кажется наиболее логичным.

Два месяца на озвучку

На русскую озвучку шести серий ушло два месяца. Режиссер дубляжа Ольга Гаспарова рассказывает, что создатели проекта «попытались найти золотую середину между современным языком новой экранизации и текстом романа». Проще говоря, пришлось не просто перевести речь героев, но и не слишком далеко уйти от оригинального текста писателя. Та еще задачка. В дубляже были заняты 45 актеров, в том числе двое детей. Особенно кропотливой была работа над дубляжом батальных и массовых сцен. Сначала озвучивали главных героев, затем «эпизодников», затем массовку - и в заключение соединяли все с оригинальной звуковой дорожкой.

1. Федор Долохов (Том Берк). 2. Анатоль Курагин (Каллум Тернер). 3. Анна Павловна Шерер (Джиллиан Андерсон ). 4. Князь Василий Курагин (Стивен Ри). 5. Элен Курагина (Таппенс Мидлтон). 6. Пьер Безухов (Пол Дано). 7. Наташа Ростова (Лили Джеймс). 8. Андрей Болконский (Джеймс Нортон). 9. Николай Ростов (Джек Лауден). 10. Соня Ростова (Эшлин Лофтус). 11. Мария Ростова (Джесси Бакли). 12. Князь Николай Болконский (Джим Бродбент). 13. Граф Илья Ростов (Эдриен Эдмондсон). 14. Графиня Наталья Ростова (Грета Скакки).

КСТАТИ

Не оставил без внимания британскую экранизацию и Президент России Владимир Путин . На форуме Общероссийского народного фронта признался: «Мне понравилось. Хорошая режиссерская работа. Создатели смогли почувствовать русскую душу и эпоху».

ПАРАЛЛЕЛИ

Пьер - хипстерам* - пример

В британской версии «Войны и мира» Пьер Безухов, как и в первоисточнике, - ключевая фигура.

Как мы помним еще со времен школы, он проходит тернистый путь эволюции: получает образование за рубежом, затем огромное состояние в наследство, женится на Элен Курагиной, которая изменяет ему, уходит в масонство, пытается облегчить участь крестьян, увлекается культом Наполеона, а потом, разочаровавшись, хочет убить его, попадает на войне в плен, встречает солдата Платона Каратаева - воплощение смирения и простоты, «всего русского, доброго и круглого», перерождается и приходит к любви и браку с духовно богатой Наташей Ростовой. Философия характера Пьера в британском сериале чуть упрощена: меньше метаний, и как раз это дает возможность подсветить цельность героя.

Роман остается бессмертным из-за его абсолютной человечности, - считает Пол Дано, исполнитель роли Пьера. - Это не только история - это произведение о людях. Книга так же актуальна сейчас, как и раньше.

Забавно, но, если конвертировать роман в сегодняшние дни, в Пьере мы увидим типичного антагониста современному поколению хипстеров - молодых людей, живущих в свое удовольствие, без идей и сверхзадач. Поколение десятых - люди, живущие в гаджетах и существующие в формате селфи, - в отличие от Безухова сконцентрировано на внешней атрибутике. Когда смысл и идея упразднены. Даже в самом начале пути Пьер, который соткан из противоречий, выглядит на фоне хипстеров абсолютом и глыбой. Он не понимает, что такое быть мужем, но очень стремится быть им. И становится в итоге лучшим из мужей - верным Наташе Ростовой, отцом семейства. Он ни разу не держал в руках оружие и не понимает, что такое война, но отправляется туда, интуитивно чувствуя «скрытую теплоту патриотизма». Он толком не знает, как дружить, но становится лучшим другом холодному и надменному Андрею Болконскому...

*Хипстер - появившийся в США в 1940-х годах термин, образованный от жаргонного to be hip, что переводится приблизительно как «быть в теме» (отсюда же и «хиппи»). Hipster дословно можно перевести как «модник, прикольный чувак». Грубо говоря, хипстеры - это современные стиляги.

Первый канал. «Война и мир». Среда - пятница/21.30.

BBC "Война и мир" - Трейлер.

Страшная кончина Элен Безуховой в раннем замысле Войны и Мира

При чтении набросков и черновых вариантов "В и М" иногда берет досада, что они не реализованы. Иногда наоборот. В изображении Элен Толстого кидает от того, что она (до разъезда с мужем) не заводила любовника, до противоположного - но всегда остается одно: она воплощает все ужасы женской чувственности (и женщины как точки концентрации и генерирования плотских мужских желаний), которые вообще усматривал Толстой. Будучи в этой области тяжелым психопатом, он на протяжении всей жизни был убежден в том, что:

а) сексуальные отношения, не ставящие себе целью и оправданием деторождения - это ужасужасужас, да они и при наличии такого оправдания сами по себе - жуть и стыдоба; желать этой жути и стыдобы хоть и неизбежно для мужчины по его низкой природе, но для женщины патологично и непростительно вовсе ("...Неловко, стыдно, гадко, жалко и, главное, скучно, до невозможности скучно! Это нечто вроде того, что я испытывал, когда приучался курить, когда меня тянуло рвать и текли слюни, а я глотал их и делал вид, что мне очень приятно. Наслажденье.от куренья, так же как и от этого, если будет, то будет потом: надо, чтоб супруги воспитали в себе этот порок, для того чтоб получить от него наслажденье.
- Как порок? - сказал я. - Ведь вы говорите о самом естественном человеческом свойстве. - Естественном? - сказал он. - Естественном? Нет, я скажу вам напротив, что я пришел к убеждению, что это не... естественно. Да, совершенно не... естественно. Спросите у детей, спросите у неразвращенной девушки. Моя сестра очень молодая вышла замуж за человека вдвое старше ее и развратника. Я помню, как мы были удивлены в ночь свадьбы, когда она, бледная и в слезах, убежала от него и, трясясь всем телом, говорила, что она ни за что, ни за
что, что она не может даже сказать того, чего он хотел от нее. Вы говорите: естественно! Естественно есть. И есть радостно, легко, приятно и не стыдно с самого начала; здесь же мерзко, и стыдно, и больно. Нет, это неестественно! И девушка неиспорченная, я убедился, всегда ненавидит это" - это сказано в "Крейцеровой сонате", но такого взгляда Толстой придерживался с юности, и это именно он - а никакая не девушка - вспоминал: "Когда меня братья в первый раз привели в публичный дом, и я совершил этот акт, я потом стоял у кровати этой женщины и плакал". О том же: "В плотском соединении есть что то страшное и кощунственное. В нем нет кощунственного только тогда, когда оно производит плод. Но всё таки оно страшно, так же страшно, как труп"); беременность и деторождение есть единственное оправдание такого стыда-и-ужаса, как означенное действо (так Толстой думал до эпохи "Крейцеровой сонаты", а на ту пору решил, что и деторождение никаким оправданием такой жути быть не может. Но мы говорим о времени ВиМ). Предохранение, соответственно, есть зло и разврат, а женщина, не желающая беременеть и рожать - чудовище ("Или она будет с помощью мерзавцев-докторов предупреждать зарождение плода, то есть будет вполне проститутка, спустившаяся не на ступень животного.."); а если плотской любви она при этом хочет и получает от нее наслаждение - чудовище вдвойне. Собственно, само получение наслаждения от сексуальных отношений в женщине, по Толстому, есть порок. На счастье Толстого, его собственная жена в первые годы испытывала сильное отторжение к плотской любви ("Так противны все физические проявления" - дневниковая запись посреди медового месяца), шла на нее исключительно по причине любви к мужу, и таким отношением очень его радовала.

(б) рожать и проходить послеродовой период женщина должна бы без лекарств и без врачей - как Бог пошлет. Помрет в родах или от родильной горячки - так тому и быть, а вызывать врачей и пользоваться лекарствами, обезболивающими и дезифенкцией - опять же потакание слабости и развращению... "Родятся детей миллионы без Москвы и докторов... "... " (с) Левин. Но, надо сказать, если женщина и окружение не стоят на такой высоте, то надо, конечно, идти им навстречу и врачей с лекарствами обеспечивать (и Левин, и Толстой на это шли); а только жаль, что не стоят они на такой нравственной высоте.

(в) кормить грудью женщина непременно должна сама - как бы больно это ей ни было, какие бы болезни от этого не возникали и не развивались. Уклоняться от этого - гнусный разврат. Женщина, берущая кормилицу - "урод",

Истинные причины всех этих психопатологий прекрасно разъяснил сам Толстой: "Ношение и кормление детей одно спасало меня от мук ревности".

Вот Элен с самого начала должна была стать воплощением такой ужасной женщины, которая по всем этим пунктам - полная антагонистка Бобра и Правды: чувственна, физической любви желает, а беременеть не хочет и кормить не хочет.

Первый набросок ее (тут у нее и дети есть, причем Толстой нашел время с типичной своей маникальностью отметить, что она не кормит детей грудью) таков (СС 13:20-21):

"Скупа. Всем равно такт, улыбка. Ничего не любит, одна чувственность. Ничего, кроме бала. Не кормит детей грудью, бриллианты. Глупа совершенно. Вышла замуж, ищет любовника. Понимает свое положение отлично. Всегда побеждает мужа цинизмом глупости. Заман[ивает] Бориса и Петра. Петр ее ругает и чуть не бьет. В связи с царем. Берг в связи с ней после и счастлив. Муж ее оставляет и она считает себя чистой. У французов в Москве в связи с генералом".

От значительной части этих мотивов Толстой потом с трудом отказывался, - вероятно, чувствовал, что по совокупности выходит совсем смешно - и детей грудью не кормит, и скупа, и ни единого доброго чувства, и изменница Родины - хранцузская подстилка. В итоговом варианте Элен и не скупа, и добрым чувствам не чужда, и горизонтальным коллаборационизмом с супостатами не занимается.

Но от самого начала и до конца развития замысла ее порочность должна была по сюжету найти себе смертную кару, а кара та должна была проистечь через самые ее пороки, то есть должна она была помереть плохой смертью, связанной с сексом.

Сначала Толстой замыслил то, что ее в Москве занасилуют и прикончат в 1812 году французы (тут получалось бы вдвойне "за что боролась, на то и напоролась": она ведь не только чувственна была, но и была франкофилка, в ее салоне и она сама, и гости стояли за франко-русский союз, осуждали сползание в войну, и посещал тот салон не кто иной, как канцлер Николай Румянцев, - находивший, кстати, Элен очень умной женщиной, согласно Толстому; - ну вот раз она так любит плотскую любовь и французов, то пусть и помрет от того, что ее занасильничают эти самые французы). К этому времени у него уже сложилась основная канва той биографии Элен, что с некоторыми переменами попала в конечный вариант. Выглядела эта канва так: брат ее Анатоль приехал в дом отца, научил там попугая матерным словам, а также стал увиваться за сестрой и как-то так ее поцеловал, что князь Василий счел за лучшее его из дома удалить (СС 13: 29); потом она выходит замуж за Пьера; потом приглашает Наташу и поощряет ухаживание своего брата Анатоля за ней; а вот потом она оказывается в связи с самим императором Александром, но неверна и ему, и вуаля - "Helene захвачена французами, изнасильничена и убита. Она ехала к любовнику гусару..." - потом "ехала к любовнику гусару" Толстой вычеркнул и заменил на: "Она в Москве ждала важное лицо [императора Александра], но изменила. Тот узнал. Ее письма" (СС 13:36).

От таковой суровой, но справедливой кары Элен, что ее насильники убьют, Толстой очень скоро отказался (и сходный способ возмездия низкой женщине был реализован только Набоковым в "Бенд синистере") - опять-таки лубочно бы вышло - а вот мысль про связь Элен разом и с царем, и - тайно от самого царя - с каким-то гусаром, и про неприятности, которые из-за этого ее постиг ли - эта мысль Толстого не покидала еще долго, а в конце концов, в превращенном виде, попала и в конечный вариант, где Элен гибнет именно от последствий параллельной связи с двумя мужчинами.

Уже на первых страницах романа автор повествует о блестящей красавице – Элен Курагиной, которая без труда способна покорить любого мужчину. Она умеет подать себя, непосредственна и очаровательна к неудовольствию завистников и сплетников. В этой женщине была изюминка и тонкое обаяние.

Ее привлекательность для окружающих заключалась не только в красоте. Элен представляла собой жизнерадостную особу. Улыбка на устах преображает любого человека и располагает к себе, а так же дружелюбие, притворное участие и показная искренность.

Чтобы вращаться в высшем обществе, необходимо уметь держать себя. Исключительность манер и воспитания, позволяют ей взлететь на самую вершину, где она миролюбиво позволяла собой восхищаться. Она освоила незыблемые правила высшего света от и до, и мастерски пользовалась своими навыками. Восторг, который испытывали исключительно все мужчины в ее обществе, добывался кропотливым трудом и тщательно продуманным планом.

Общительная, и в то же время сдержанная. Приветливая и нейтральная. Может быть, она и не была женщиной глубокого ума и высоких знаний, зато умело создавала иллюзию этого. Ее речи продуманы и слажены. Порой она говорит прямо, но загадками. Тщеславие и корысть ее главные недостатки. Она, как и большинство, стремиться к богатству, высокому статусу и независимости. Ее не особенно волновало, чьей женой она станет. В приоритете была лишь выгода и расчет. Именно это обстоятельство губительно повлияло на ее взаимоотношения и брак с Пьером Безуховым.

Думаю, что Пьер знал, что Элен его не любит, но в силу ряда причин делает вид, что они идеальная счастливая пара. И его можно понять. Мало кому не хотелось иметь такую красавицу – жену, о которой мечтает весь Петербург.

Если критиковать образ Элен в целом, то стоит сказать, что она не желала быть: ни женой, ни матерью. Ее интересовали только блага, положение в обществе и всеобщее признание.

Елена Курагина является ярким и отрицательным персонажем великого романа. К слову, в то время таких особ было не мало. С другой стороны, стоит ли обвинять женщину в том, что она стремиться на пьедестал. «На то она и женщина,» - скажет вам любой мужчина.

Вариант 2

Образ Элен Курагиной в романе Льва Николаевича Толстого выделяется на фоне других героев. В самом деле, в романе есть герои, чьи образы в чём-то схожи: князь Андрей и граф Безухов, Наташа и Соня и др. Элен Курагина же ни с кем не схожа, она уникальный герой.

В самом начале мы видим Элен завсегдатаем салонов, складывается впечатление, что она знает почти весь Петербург. Она любит быть в центре внимания, любит окружать себя знатными мужчинами и вертеть ими, как ей захочется. Она может себе это позволить: она красива и доступна, но только для тех мужчин, кто может быть ей чем-то полезен, от которых она может что-то получить. Мужчины опьяняются Элен, они готовы на всё ради того, чтобы заполучить её.

Опьяняется героиней и наивный молодой граф Пьер Безухов. Недолго думая, он берёт её в жёны. Для Элен же этот брак был браком очень выгодным: новоиспеченный граф молод и глуп, но богат, у него есть имя, и он полностью очарован роковой красоткой. Управлять таким муженьком – очень лёгкое занятие для Курагиной. Замужество совсем не меняет привычек графини Безуховой: она также посещает салоны, устраивает званые обеды и т. д. Можно сказать, что делает всё это Элен с ещё большим размахом – теперь она богата. Решительно не хочет становиться матерью. Со временем новоиспечённая графиня начинает, как говорится, перегибать палку – флиртовать и не только с другими мужчинами, высмеивать Пьера, над которым и так уже подтрунивали представители светского общества Петербурга, считая его рогоносцем.

В итоге, даже такой терпеливый и скромный человек как граф Безухов не выдерживает и уходит от Элен. Дальнейшие попытки примирения ни к чему не приводят, и брак перестаёт существовать. Пьер идёт своей дорогой, а Элен продолжает играть в свои игры. Но играть ей доводится не долго. Развод был обоюдным, со стороны Элен главной причиной было желание выйти замуж за другого человека. Смерть Курагиной не даёт этому сбыться. Л. Н. Толстой не объяснил читателю, от чего именно умерла героиня. Но, зная разгульную жизнь Элен, а также ряд описаний в книге, можно сказать, что это был либо сифилис, либо прерывание беременности, что выглядит более правдоподобно, так как следов сифилиса у Пьера Безухова в романе нет. Элен не была готова к материнству – это не её. Окончила свой путь Элен Курагина не так, как она хотела. Она видела себя вечно молодой в окружении высшего света.

Элен Курагина является самой яркой и неоднообразной второстепенной героиней романа «Война и мир». Она не делала ничего плохого, она просто была одурманена тем, что её красота может дать ей всё. В итоге, Элен не смогла вовремя остановиться, всё закончилось печально.

Сочинение на тему Образ Элен Курагиной

Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» славится не только интереснейшей сюжетной линией, подробным описанием жизни общества и в мирное время, и в течение войны, но и детально проработанными образами героев произведения. Во время прочтения романа возникает ощущение личного знакомства с персонажами, настолько реалистичными и живыми выглядят их образы. Однако особое внимание хочется уделить Элен Курагиной, фигуре необычайно занятной и очень интересной для анализа.

Графиня Курагина приковывает к себе внимание с первых минут знакомства. Она очень красива, знает себе цену и любит находиться в центре внимания. В светском обществе Элен воспринимают как очень умную и культурную женщину, которая умеет себя правильно преподнести, однако на самом деле она является, безусловно, отрицательным персонажем.

На мой взгляд, главным и всепоглощающим интересом графини является материальное благополучие. Её собственное, её избранников, её окружения – не столь важно, чьё именно, главное – результат. Статус и богатство составляют неотъемлемую часть её жизни, поэтому и в выборе супруга, Пьера Безухова, Элен руководствовалась теми же меркантильными интересами. Для героини не столь важна духовная близость, искренние чувства или же родственность душ – принципиальным вопросом для неё является жизнь в роскоши и блеске. Помимо всего прочего, невозможно сказать, что она умна – безусловно, Элен Курагина хитра и расчётлива, однако действительно умной женщиной её назвать нельзя.

Я полагаю, что в образе Элен Курагиной Лев Николаевич Толстой стремился объединить все самые банальные человеческие страсти – алчность, желание обладать, ничего не отдавая взамен, склонность к прагматизму и цинизму, переходящему все рамки дозволенного. И, безусловно, писатель показывает читателям, как сильно можно ошибиться, если оценивать человека исключительно по обложке или же на основе впечатления, которое он производит на окружающих людей. Чтобы понять, каким именно является человек на самом деле, недостаточно нескольких милых бесед в салоне Анны Павловны Шерер. Для того чтобы действительно узнать человека, необходимо время, и именно с течением времени читатели убеждаются в том, что Элен Курагина является циничным, достаточно злобным и очень расчётливым человеком, который во имя богатства способен пойти на очень многое.

Сочинение с цитатами

Всемирно известным произведением русской литературы является роман-эпопея «Война и мир», написанный Л. Н. Толстым в 1863 году. Особое внимание в данном произведении автор уделяет не только теме семейного счастья, роли человека на войне, но и женским образам, в число которых входят Наташа Ростова, Мари Болконская. Они покоряют читателя своей индивидуальностью, хрупкостью и душевной силой. Яркой же противоположностью этих девушек выступает княжна Курагина.

Элен Курагина – «высокая красивая дама, с огромной косой и очень оголенными белыми, полными плечами и шеей». Она подобна античной статуе, отличающейся грацией и изяществом. Внешность Элен, идеальные черты лица притягивают восхищенные взгляды окружающих, однако в поступках раскрывается истинное лицо этой девушки. Для характеристики Элен Толстой использует слова Наполеона, в которых император проводит параллель между ней и прекрасным животным. Она не способна на искренние чувства, ей чужды любовь и дружба: «Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела...". Даже в отношениях с Безуховым Элен оставалась холодной и расчетливой девушкой, готовой пожертвовать семейным счастьем ради материального богатства и собственных желаний. Для неё не существует нравственных законов и принципов, доказательством выступает её тесная связь с Фёдором Долоховым, лучшим другом Пьера

Поведение Курагиной (в замужестве Безуховой) вполне объяснимо истоками воспитания. Дочь Василия Сергеевича Курагина, «светского человека, успевшего в свете и сделавшего привычку из этого успеха", воспитана эгоистичной, тщеславной личностью, готовой на все, чтобы поддерживать блестящую репутацию в обществе. Вспомним, как Элен состояла в отношениях с двумя обеспеченными мужчинами, при этом все ещё являясь женой Безухова. Она сумела показать сложившуюся ситуацию таким образом, что петербургское общество жалело «несчастную, интересную Элен, находящуюся в недоуменье о том, за кого из двух ей выйти замуж <…> О том же, хорошо или дурно выходить от живого мужа замуж, не говорили».

В результате жизнь Курагиной обрывается, так же бессмысленно, как и всё ее эгоистическое существование. Она так и не смогла понять смысла существования, почувствовать тепло человеческого сердца, в конечном итоге оставшись в одиночестве.

Таким образом, в образе Елены Васильевны Курагиной Л. Толстой показывает бездуховное начало женщин, которых покоряло модное течение того времени. Он высмеивает её как яркую представительницу высшего света, не способную на искренность, жертвенность, доказывая, что внешность действительно бывает обманчива, поэтому о человеке следует судить по его душевным качествам и поступкам.

Вариант 5

В произведении Толстого “Война и мир” нашли отражения множество человеческих проблем, конфликтов, и бытовых мелочей, которые тем или иным образом отразились в образах самих персонажей произведения. Толстой всегда старался передать именно то, что испытывало общество во время написания произведения, дабы осветить проблемы, о которых все стараются не говорить. Что прекрасно у него получалось, так как его произведения часто становились мировыми бестселлерами, то и соответственно они достигали большего количества читателей, что помогло задумке автора. Одни из интереснейших образов является образ Элен Курагиной.

Элен Курагина – внешне довольна приятная женщина, которая своей прекрасной наружностью привлекает к себе людей, тем самым втираясь к ним в доверие, как и некоторые другие персонажи произведения. Под её внешней красотой и притягательностью скрывается отвратительная натура, для которой нет ничего важнее, чем её материальная составляющая, наряду с положением в обществе. Это и характеризует её как человека, ведь она готова пойти на любые уловки и хитрости, дабы получить желаемое, что старается подчеркнуть Толстой.

Характером же Элен довольно миловидная женщина, которая старается не создавать конфликтов и жить спокойно, без ругани. Она довольно умна, мудра, и сдержанна, что и позволяет ей с такой лёгкостью манипулировать окружающими её людьми. Одной из главных её целей является полное обеспечение себя материальной поддержкой и опорой, с которой она сможет прожить всё свою жизнь не обращая внимания на окружающие её проблемы, так как она будет под защитой. И в достижении этой цели она готова пойти на любые жертвы, как личные, так и человеческие, что делает её не очень приятной личностью априори. Она также с большим успехом скрывала свои недостатки, о которых знала только она, что смогла втереться в доверие к огромному количеству людей, которые так или иначе обожали эту девушку, потому как её красивая внешность, которая так и притягивала людей к ней, стала чем-то вроде маяка для кораблей, который притягивает к себе спасительным светом.

Я считаю, что автор пытался показать всю двуличность женщин аристократии того времени, с помощью образа Элен, так как она как нельзя лучше подходит под описание двуличной, алчной, и хитрой девушки, готовой пойти на всё, даже на обман самых близких ей людей, или даже на обман надежд другого человека, дабы получить желаемое.

Также, следует отметить, что мнение, выраженное в данном произведении является исключительно субъективным, и потому не претендует на объективность.

Образец 6

Лев Николаевич Толстой прославился своим великим произведением «Война и мир». В этом произведении, автор выражал абсолютно всю сущность того времени, и характеры людей, которые менялись под влиянием происходящих действий. Благодаря действиям, происходящим в то время, эта работа практически основана на реальных событиях, и все персонажи имеют свой определённый стиль.

Одним из таких персонажей в данной работе автора, является, графиня Курагина. Эта личность, представляет собой выдающее лицо среди всех персонажей Льва Николаевича. Звали графиню Элен, имя берёт своё начало от французских истоков, перешедших в русскую лексику. Несмотря на то, что, героиня выделяется на фоне всех персонажей в негативном фоне, она имеет высокий статус в обществе. В силу своего поведения, она способна преподнести себя в люд, с очень высокой точки общения. Благодаря её пылкому нраву, она не обращая внимания на сплетни и рассуждения, которые ведутся за её спиной, может обворожить любого мужчину. Именно такие черты приписал своей героине автор, дабы указать на разность между ячейками населения. В этом алчном человеке, хранятся зависть к деньгам, любовь к высокому статусу в обществе, но не искренние чувства, которые должны быть в настоящей женщине. В своих рассуждениях, она явно даёт понять, что отношения с Безуховым, является не что иное, как любовь к деньгам и славе.

Её привлекательная внешность, красивый овал лица, длинная коса, выразительная талия, способна привлечь к себе внимание любого мужчины. На этом и рождалось её хитрость. Исключительно хитрость этой женщины провела её к высокому статусу в обществе. В её коварстве возникает мысль, завести роман на стороне, ибо её избранник не удовлетворяет её желания. В итоге роман с Фёдором Долоховым, развивается за спиной Безухова. Эта дама, не способна любить, но способна затмить глаза любому мужчине, и в эти сети попадает каждый, кто имеет высокий статус в обществе.

Истоки такого поведения идут от её отца, который был воспитан эгоистом, и так – же бессердечно относился к окружающим, дабы указать на свой высокий статус в обществе. Автор иронично указывает на поступки этих персонажей и пытается донести до обычных людей, какими могут быть люди, привязанные к деньгам.

Но как бы не была хитра княгиня, в итоге она остаётся одна. Лев Николаевич очень ярко выразил те события, которые произошли с ней в тот момент. Этим он давал понять, что внешность любой дамы, бывает обманчива. Встретив одиночество, женщина так и не понимала духовную близость, алчность затмило её глаза, и на фоне этих событий, любой читатель осознает, что значит обман и настоящая любовь.

Сочинение 7

Многие великие писатели 19 века в своем творчестве касались вопросов нравственности общества, воплощая их в образе идеальной девушки.

Л.Н.Толстой видел свой идеал женщины в образе жены, матери, хранительнице семейного очага. В своем романе «Война и мир» он наделил этими качествами Наташу Ростову и княжну Марью, посвятивших свои жизни семье.

Но Толстой не ограничивается описанием только положительных женских образов. Как бы в противовес им, писатель рисует яркий, эффектный облик Элен Курагиной, сочетающей в себе одновременно внешнюю красоту и внутреннее, нравственное уродство.

Красота Елены Курагиной покоряет весь великосветский Петербург. И не удивительно – изящное строение тела, мраморная кожа, чарующая улыбка редко кого могли оставить равнодушным. Девушка постоянно контролирует выражение своего лица, чтобы не быть застигнутой врасплох.

Элен, с детства воспитанная с мыслью, что главной ее целью является удачно выйти замуж, окружает себя как можно большим числом поклонников разных возрастов.

Благодаря своим блестящим манерам, умению преподнести себя должным образом, Элен удачно создает у окружающих впечатление незаурядной, умной личности.

В эту ловушку попадает и Пьер Безухов, ставший, благодаря появившемуся богатству, лакомым куском для семейства Курагиных. Искренний и добрый Пьер, сраженный красотой Елены Васильевны, поначалу не замечает ее душевной пустоты. Воспользовавшись наивностью и простодушием Безухова, Курагина хладнокровно и цинично женит его на себе.

Однако после свадьбы становится очевидным, что между супругами нет ничего общего. Пьер, понявший, что женился на бездушном, безнравственном существе, не может без отвращения смотреть на свою жену. Узнав о связи Элен с Дороховым, Пьер вынужден того вызвать на дуэль. Но даже в такой ситуации, эгоистичную Элен волнует только мнение света о ней.

Даже разрыв с мужем, готовому отдать ей значительную часть своего состояния, лишь бы избавиться от нее, не вызывает в ней раскаяния. Для нее важнее остаться с деньгами, при этом сохранив свое положение в высшем свете. Цинизм, корысть, расчетливость – вот основные черты характера Элен Курагиной, помогающие ей достичь собственной цели.

Оставшись одна, Элен сближается одновременно с двумя претендентами на ее руку, пытаясь путем интриг и лжи сохранить связь с обоими. Не имеющая никаких принципов, Елена Васильевна собирается поменять веру, чтобы вторично выйти замуж. Но внезапная смерть рушит все ее планы.

Образ Елены Курагиной явился олицетворением великосветского общества, собравшего в себе множество пороков и судившем о человеке по его финансовому состоянию и внешности.

Описывая внешнюю красоту Элен, Толстой противопоставляет ей внутреннюю пустоту, тщеславие, беспринципность, показывая тем самым, что внешность зачастую обманчива. Ведь недаром, многие влюблялись в Элен, но никто по-настоящему не любил. Потому что невозможно любить прекрасную, но холодную мраморную статую, не имеющую души и тепла.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ произведения Неизвестный цветок Платонова

    У одного их самых трогательных, на мой взгляд, произведений Андрея Платоновича Платонова «Неизвестный цветок» нет определенного жанра, сам автор определил жанр своего произведения как «сказка-быль», это связано с тем

  • Грабарь И.Э.

    Родился в Будапеште в семье депутата. Впоследствии семья переезжает в Россию. В Москве получил юридическое образование и, одновременно же с ним историко-филологическое в период с 1889 по 1895 годы

  • З усіх українських митців найвідомішим став саме Тарас Григорович Шевченко. Він став символом України. Його унікальність полягає ще й втому, що славу він здобув за допомогою лише одного невеликого збірника поезії. Шевченко прожив коротке життя

  • Сочинение по произведению Собачье сердце Булгакова

    В сюжете произведения рассказывается о том, как собака превращается в человека. Этот невероятный случай произошел в результате одного из экспериментов ученого по фамилии Преображенский

Элен Курагина - дочь князя Василия , светская дама, типичная представительница светских салонов своего времени. Элен очень красива, но её красота только внешняя. На всех приёмах и балах она выглядела ослепительно, и все ею восхищались, но узнав поближе понимали, что её внутренний мир очень пустой. Она была как красивая кукла, предназначение которой вести однообразную весёлую жизнь.

Князь выдаёт её замуж за внезапно разбогатевшего Пьера Безухова , в браке она не становится ни матерью, ни хорошей хозяйкой. После свадьбы заводит любовную интригу с Долоховым , Пьер вызывает его на дуэль, но после этого Элен никто не осуждает и считают виноватым только Пьера. Безухов понимает, что женился на бездушной и корыстной женщине и хочет уйти, но она ставит ему условие: его свобода меняется на её безбедное существование. Элен получает от него доверенность на управления поместьями, что составляет большую часть его состояния и продолжает вести разгульную жизнь и менять любовников, хотя в свете, никто её не осуждает, а наоборот только хвалят и любят.

Элен сыграла большую роль в судьбе Наташи Ростовой , ведь просто от скуки и своей прихоти она познакомила Наташу с Анатолем и подтолкнула её на измену жениху, испортив жизнь молодой, доверчивой девушке.

Элен так сильно хотела выйти снова замуж, что предала свою веру и стала католичкой, только ради того, что расторгнуть брак с Пьером. В этот момент у неё было сразу два жениха, и она совсем запуталась: Пьер не отвечал на письмо, в котором она просила развода, собиралась выйти замуж за старика, но проводила время с молодым принцем, и боялась, что всё откроется. В конечном итоге, в 1812 году Элен умирает, причиной смерти называли приступ грудной ангины, но ходили слухи, что она просто покончила жизнь самоубийством, приняв большую дозу лекарств.