Ежедневный массаж в 6 9 месяцев. Приседание с поддержкой за согнутые руки

– это важный этап в развитии малыша, а важен он тем, что малыш из горизонтального положения переходит в вертикальное – он начинает сидеть.

Многие малыши уже в 6 месяцев начинают ползать, это очень хороший показатель физического развития ребенка . Если ваш малыш еще не ползает и не сидит, значит надо заниматься укреплением мышц спины, брюшного пресса. Малыша нужно привлекать к гимнастическом упражнениям и массажу, хорошо, если вы сможете превратить их в . Ребенка особенно привлекает ласковый голос мамы, веселые потешки, песенки. Это будет .

В 6 месяцев малыши начинают произносить простые слоги: ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д . Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем скорее и правильнее он заговорит. Во время накрасьте ярко губы и четко проговаривайте слова песен и стишков, которые вы поете и рассказываете малышу, он будет внимательно следить за вашими губами и пытаться повторить ваши движения. Еще один способ общения с малышом, это повторять четко те звуки, которые он произносит.

Комплекс упражнений для ребенка 6 месяцев:

1. Начинаем комплекс, как обычно, с массажа рук . Сначала выполняем поглаживания, а затем чередуем с ними растирания, валяния и щипцеобразные разминания. Заканчиваем упражнение опять поглаживанием.

2. Сведение и разведение рук . Известное нам раннее упражнение усложняем тем, что вместо своих рук предлагаем малышу ухватиться за колечки или погремушки с круглой ручкой и разводим в стороны руки ребенка, также держась за погремушки. Выполните 8 энергичных движений.

3. Сгибание ног в коленках , сделайте 6 сгибаний обеих ног одновременно, а затем 6 попеременно, велосипед.

4. Теперь попросите малыша перевернуться на животик и выполите массаж спины и ягодиц. Применяйте приемы поглаживания, растирания, пиления, поколачивания, пощипывания. Не забывайте чередовать их с нежными поглаживаниями.

5. Ползание . Если ваш кроха еще не пополз, то можно помочь ему, выполняя такое упражнение. Когда малыш лежит на животе, возьмите кроху за пятки, так чтобы ваш большой палец находился между его ступнями, и согните ножки ребенка в коленках, затем разогните. Когда малыш поймет, что к чему, он самостоятельно поползет. Стимулируйте ребенка находиться в положении на четвереньках. Если он уже научился принимать эту позу, то покажите ему, как нужно попеременно переставлять ручки и ножки, чтобы передвигаться и дотягиваться до любимых игрушек.

6. Массаж живота . Начинает круговыми поглаживаниями, затем выполняем пиление вдоль прямых и косых мышц, поглаживания и завершаем массаж пощипывающими движениями зоны пупка.

7. Присаживание . Из положения на четвереньках, как в ползании, придержите одной рукой колени ребенка, другой рукой держите кроху за ручку и потяните его в сторону и вверх так, чтобы малыш сел, как бы через бок. Выполните для начала 2 таких приседания. Когда ребенок сам освоит это упражнение, просите его сделать это самостоятельно.

8. Подъемы выпрямленных ног . Для выполнения упражнения держите ногу ребенка в области колена, так чтобы она была выпрямлена. Можно выполнить совместные и поочередные подъемы по 6 раз.

9. Поднимания туловища . Выполняется из положения, лежа на животе. Возьмите ребенка за ручки, так чтобы он обхватил ваши пальцы, затем разведите их в стороны и поднимите вверх, подтягивая малыша. Кроха откинет головку вверх, его пятки упрутся в ваши ноги, поднимайте кроху так. Чтобы он сел на колени. Выполните упражнение 2-3 раза.

10. Массаж грудной клетки . Начните с поглаживаний, затем выполните вибрационные движения и опять поглаживания.

11. Присаживания из положения, лежа на спине . Техника выполнения от того упражнения, что вы выполняли раньше, отличается только тем, что теперь не вы должны держать кроху за ручки, а нужно вложить ему в них колечки, за которые он ухватится, тянуть ребенка вверх вы будете за эти колечки.

Массаж ребенку в 6 месяцев — видео:

Массаж очень благоприятно влияет на развитие детей раннего возраста - как физическое, так и нервно-психическое, способствует своевременному возникновению и последовательному совершенствованию двигательных навыков, укрепляет организм и помогает предупредить заболевания.

При проведении массажа детей грудного возраста, каждую его процедуру следует обязательно сочетать с физическими упражнениями.

Руки выполняющего массаж должны быть теплыми и смазанными или маслом.

Проводят массаж в проветренном помещении при температуре воздуха не ниже +22 °С.

После массажа следует одеть малыша в теплое белье и дать ему отдохнуть.

Массаж проводят через 40-60 минут после кормления или между кормлениями.

Если делать массаж в вечернее время (или перед купанием), количество повторов выполняемых движений надо сократить вдвое (делать по 2-4 движения вместо 4-8 рекомендованных в описаниях массажных процедур).

Длительность процедуры - от 5-8 до 30 минут (в зависимости от возраста и количества охватываемых областей тела). На курс массажа проводят 10-15 процедур, ежедневно или (чаще всего) через день.

Перерыв между повторными курсами должен быть не менее 10-15 дней.

Обратите внимание:

  • нельзя массировать плачущего ребенка;
  • массаж не должен вызывать или усиливать болевые ощущения;
  • нельзя массировать детей перед сном;
  • все движения выполнять по направлению лимфотока (кроме движения по сгибательной поверхности);
  • животик следует массировать по часовой стрелке (по ходу перистальтики в толстом кишечнике);
  • нельзя массировать область печени и селезенки (левое и правое подреберье);
  • нельзя массировать суставы;
  • нельзя массировать подмышечные впадины, паховую область, пупок, соски, внутреннюю поверхность бедра - во избежание проявления сексуальных рефлексов.

Полный курс массажа от 6 до 9 месяцев

Ввиду того, что у детей в этом возрасте появляется все больше произвольных движений, в комплекс включают активные упражнения, подготавливающие к ползанию, сидению и стоянию, а также вводится третий элемент классического массажа - «разминание».

Массаж кистей рук

Исходное положение: ребенок сидит или лежит на спине/ на боку, ногами к краю стола. Взрослый раскрывает ладошку малыша и указательным пальцем производит по ней легкие круговые движения по направлению от большого пальца к мизинцу (4-6 раз).

«Поглаживание и растирание пальцев рук». Исходное положение: ребенок лежит на боку, развернувшись ногами к краю стола, или же сидит. Взрослый слегка приподнимает руку ребенка, удерживая ее указательным и большим пальцами одной руки, а большим и указательным пальцами другой руки перебирает каждый пальчик малыша, поглаживая его (4-5 раз) и растирая (2-3 раза).

Массаж рук

«Поглаживание» . Исходное положение: ребенок лежит на спине или на боку, ногами к краю стола. Взрослый левой рукой поднимает руку ребенка, правой ладонью поглаживает ее от кисти к плечу по разгибательной поверхности (6-8 раз).

«Растирание» . Исходное положение: ребенок лежит на спине или на боку, ногами к краю стола. Взрослый поднимает его руку своей левой рукой, фиксирует кисть и правой ладонью или подушечками второго- четвертого пальцев поглаживает от кисти к плечу, при этом слегка сдвигая кожу ребенка (4-6 раз).

«Разминание». Взрослый кончиками второго - пятого пальцев разминает малышу руку по направлению от кисти к подмышечной впадине (2-3 раза).

Повторение предыдущих упражнений для другой руки.

Пассивные упражнения для рук

«Обнимания». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый вкладывает свои большие пальцы в ладошки малыша, остальными фиксирует его предплечья и производит «обнимающие» движения ручками ребенка (3-4 раза). По окончании упражнения кладет руки ребенка вдоль туловища и отпускает их.

«Скрещивание рук на груди». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый предлагает ребенку обхватить свои большие пальцы и производит сгибание его рук в локтевых суставах, скрещивая их на груди. Вслед за этим разгибает руки ребенка и отводит их в стороны (4-6 раз). По окончании упражнения кладет руки ребенка вдоль туловища и отпускает их.

«Попеременное сгибание и разгибание рук». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола, или сидит. Взрослый предлагает ему обхватить свои большие пальцы и производит сгибание и разгибание его рук в локтевых и плечевых суставах: при сгибании одной руки разгибает другую (6-8 раз)

«Поднимание прямых рук и круговые движения в плечевых суставах». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый дает ему обхватить свои большие пальцы и, поднимая прямые руки ребенка, производит круговые движения в плечевых суставах в направлении снизу вверх и сверху вниз (4-6 раз).

Массаж живота

«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый одной ладонью или обеими поглаживает его по животику, совершая круговые движения по ходу часовой стрелки (5-6 раз).

«Растирание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый растирает ему животик, производя основанием одной ладони круговые движения в направлении по ходу часовой стрелки (2-3 раза).

«Растирание косых мышц живота». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый растирает косые мышцы его живота, производя подушечками второго - четвертого пальцев обеих рук круговые движения по направлению к пупку (3-4 раза). Нельзя массировать область печени (правое подреберье)!

«Разминание». Взрослый концами второго - пятого пальцев разминает животик малышу по часовой стрелке (2-3 раза).

Массаж стоп

«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый одной рукой слегка приподнимает его ногу, захватив ее выше голеностопного сустава, и указательным или большим пальцем или ладонной поверхностью другой руки производит поглаживающие «разгибающие пальчики» движения от пяточки к кончикам пальцев (3-4 раза).

«Растирание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый слегка приподнимает стопу ребенка и, поддерживая ее указательным и большим пальцами одной руки, большим или указательным пальцами другой поглаживает стопу по тыльной стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу (4-6 раз).

«Поглаживание и растирание пальцев стопы». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый, поддерживая указательным и большим пальцами одной руки слегка приподнятую стопу ребенка, большим и указательным пальцами другой перебирает каждый палец стопы, поглаживает его (4-5 раз) и растирает (2-3 раза).

«Вибрация стопы». Взрослый похлопывает пальцами подошвенную поверхность стопы малыша (4-6 раз).

Массаж ног

«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый одной рукой слегка придерживает ногу ребенка за стопу, ладонью или подушечками второго - четвертого пальцев другой руки поглаживает по наружной и задней сторонам голени и бедра от стопы к тазобедренному суставу (4-6 раз).

«Растирание голени и бедра». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый слегка придерживает одной рукой его стопу, ладонью или подушечками второго - четвертого пальцев производит мелкие растирания по наружной стороне голени и бедра (5-6 раз). Нельзя массировать внутреннюю поверхность бедра!

«Растирание голени». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый, слегка придерживая его стопу одной рукой, указательным и большим пальцами другой руки плотно обхватывает голень ребенка и производит энергичное кольцевое растирание в направлении от стопы к коленному суставу (4-6 раз).

«Разминание». Взрослый разминает малышу ногу кончиками второго - пятого пальцев в направлении от стопы к бедру (2-3 раза).

Повторение предыдущих упражнений для другой ноги.

Пассивные упражнения для ног

«Сгибание и разгибание ног попеременно и вместе». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый обхватывает его голени и производит сгибание - разгибание в коленных и тазобедренных суставах поочередно (6-8 раз) и вместе (4-6 раза).

«Сгибание и разгибание ног в тазобедренных суставах». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый обхватывает его обе прямые ноги одновременно и сгибает и разгибает их в тазобедренных суставах (2-3 раза).

«Круговые движения ног в тазобедренных суставах». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленных суставах и приподняты. Взрослый поддерживает его стопы и производит круговые движения в тазобедренных суставах поочередно в обе стороны (4-6 раз).

Рефлекторное упражнение: поворот со спины на живот вправо и влево

Исходное положение: ребенок лежит на спине, его ноги прямые. Взрослый, удерживая ребенка правой рукой за стопы, а левой рукой - за согнутую в локте правую руку, производит поворот таза и стимулирует поворот со спины на живот влево. Для поворота ребенка вправо надо обхватить его стопы левой рукой, а правой - согнутую в локте левую руку малыша (1-2 раза в каждую сторону).

Массаж спины

«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на животе, ногами к краю стола. Взрослый подушечками второго - четвертого пальцев рук или тыльными поверхностями кистей обеих рук поглаживает малыша по спине по направлению от ягодиц к шее вдоль позвоночника (не проводя по остистым отросткам позвоночника) (4-6 раз).

«Растирание». Исходное положение: ребенок лежит на животе, ногами к краю стола. Взрослый подушечками второго - четвертого пальцев рук или тыльными поверхностями кистей рук, сжатых в кулак, производит растирающие движения по направлению реберной дуги, снизу (от ягодиц) к шее (4-6 раз).

«Разминание». Взрослый подушечками второго - пятого пальцев разминает спину малыша в направлении от ягодиц к шее вдоль позвоночника (2-3 раза).

Активное упражнение: ползанье (не рефлекс ползанья)

Исходное положение: ребенок лежит на животе, ногами к краю стола. Взрослый кладет перед малышом яркую игрушку и фиксирует рукой его стопы. Ноги ребенка согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Если малыш при этом самостоятельно не передвигается вперед, то взрослый, подложив свою левую руку ему под грудь, сам продвигает ребенка (4-6 раз).

Массаж грудной клетки

«Поглаживание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый обеими ладонями или большими пальцами поглаживает грудную клетку малыша по обе стороны от грудины по направлению к подмышечным впадинам (4-6 раз).

«Растирание». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый подушечками второго - четвертого пальцев обеих рук растирает его спину по обе стороны от грудины по направлению к подмышечным впадинам (2-4 раза).

Пассивное упражнение: присаживание

Исходное положение: ребенок лежит на спине, ногами к краю стола. Взрослый, придерживая его руки выше кисти, отводит выпрямленные руки в стороны и, слегка потягивая их, побуждает ребенка сесть (2-3 раза).

Активное упражнение: переступание

Исходное положение: взрослый ставит ребенка к себе лицом и, поддерживая его обеими руками под мышки, побуждает малыша к переступанию. Тот делает 3-6 шагов (не путать с шаговым рефлексом).

Противопоказания к применению массажа у детей:

  • гнойные и другие острые воспалительные заболевания кожи, лимфатических узлов, мышц, костей;
  • тяжелые формы гипотрофии (атрофии);
  • обширные кожные проявления экссудативного а;
  • заболевания, сопровождающиеся ломкостью костей и болью в них, тяжелые формы , гнойные и другие острые артриты, туберкулез костей и суставов;
  • врожденные пороки сердца, протекающие с выраженным цианозом и расстройством компенсации;
  • обширные , бедренные, паховые и мошоночные грыжи со значительным выпадением органов брюшной полости или выраженной наклонностью к ущемлению;
  • болезни крови злокачественного характера, гемофилия;
  • злокачественные опухоли (до их радикального лечения);
  • активная форма туберкулеза;
  • различные формы геморрагического диатеза;
  • острый гепатит;
  • острый нефрит.
600 330 Массаж СПб Массаж СПб https://сайт/wp-content/uploads/2014/11/МАССАЖА-И-ГИМНАСТИКА-ДЕТЕЙ-6-9-МЕСЯЦЕВ-миниатюра.jpg 11.11.2014 21.02.2015
  • no comments

Сведение рук на груди

И. п.: лежа на спине.

Методика выполнения этого упражнения была описана выше. Однако для 6-месячного ребенка его необходимо немного усложнить: ребенок может держаться не за руки массажиста, а за какую-нибудь круглую игрушку, например, погремушку, колечко для зубов и т. д.

Потянув за круглую игрушку, развести руки ребенка в разные стороны и скрестить их на груди. Данное упражнение следует повторить 8 раз, при скрещении периодически чередуя руки ребенка: сначала вверху должна быть левая рука, затем правая и т. д. Упражнение следует делать энергично, но осторожно, чтобы не нанести ребенку травму.

Поочередное и одновременное сгибание ног

И. п.: лежа на спине.

Упражнение способствует развитию мышц и суставов ног. Для его выполнения следует взять ребенка за голени и сначала вместе, а затем по очереди согнуть и разогнуть их в коленях: согнуть и разогнуть правую ногу, левую ногу, а затем обе ноги вместе (рис. 294). Все 3 приема нужно повторить 6 раз.

Переворот со спины на живот

И. п.: лежа на спине.

Для выполнения упражнения следует приказать ребенку повернуться на живот. Чтобы помочь ребенку выполнить это упражнение, нужно слегка повернуть его ягодицы и таз в ту сторону, в которую выполняется переворот. Упражнение выполняется 1 раз в день.

Массаж спины и ягодиц

И. п.: лежа на животе.

Процедура способствует развитию и укреплению мышц спины и ягодиц. Ее выполнение заключается в поочередном применении поглаживания, растирания, пиления, щипцеобразного разминания, поколачивания и пощипывания. Как всегда, начинать процедуру массажа следует с нескольких поглаживаний. После этого нужно приступить к растиранию ладонями мышц спины и их пилению ребрами ладоней. Растирание и пиление нужно закончить поглаживаниями. Вслед за растиранием, пилением и поглаживанием нужно перейти к щипцеобразному разминанию. Оно начинается в области длинных мышц спины и продолжается на ягодицах. После разминания следует снова сделать несколько поглаживаний и лишь затем перейти к поколачиванию и пощипыванию. Всю процедуру необходимо закончить несколькими поглаживаниями. Все приемы рекомендуется повторить 3 раза.

Ползание

И. п.: лежа на животе.

Упражнение способствует развитию у ребенка навыка ползания. Для его выполнения следует большим и средним пальцем взять ребенка за пятки. При этом указательный палец массажиста должен находиться между ступнями малыша.

Осторожно, но энергично согнуть ноги ребенка, а через 1-2 секунды - разогнуть. После выполнения этого движения 3-4 раза, ребенок оттолкнется от рук массажиста и самостоятельно поползет (рис. 295). Когда ребенок привыкнет к упражнению, сгибание ног нужно будет проводить не одновременно, а поочередно.

Массаж живота

И. п.: лежа на спине.

Процедура заключается в поочередном применении приемов поглаживания, растирания, пиления и пощипывания.

В начале процедуры нужно сделать несколько поглаживаний. После этого можно приступить к растиранию. Его следует выполнять подушечками пальцев рук. Затем снова сделать несколько поглаживаний и перейти к пилению, которое производится ребрами ладоней по прямым мышцам живота. После пиления нужно вернуться к поглаживанию. В заключение процедуры рекомендуется сделать несколько пощипываний кожи вокруг пупка. Последний прием является хорошим профилактическим средством против развития грыжи. Массаж заканчивается поглаживаниями по прямым мышцам живота. Каждый прием следует повторить 3 раза.

Приседание с прогибанием позвоночника

И. п.: лежа на спине.

Упражнение способствует развитию у ребенка навыка ползания. Методика его выполнения была подробно описана выше. Однако, в силу того что в 6-месячном возрасте ребенок становится более самостоятельным, упражнение можно немного усложнить. Для этого нужно одной рукой поддерживать ребенка за коленки, а большой палец свободной руки массажиста должен находиться в ладони ребенка.

Отвести руку малыша в сторону и попросить его сесть. Когда ребенок займет нужное положение, массажист, должен плавно провести рукой снизу вверх по его позвоночнику. При этом спина малыша разогнется. В заключение процедуры ребенка нужно осторожно опустить так, чтобы он лег на правую сторону (рис. 296). Данное упражнение следует повторить 2 раза.

Поднимание выпрямленных ног

И. п.: лежа на спине.

Упражнение способствует развитию и укреплению мышц и суставов ребенка. Для его выполнения нужно взять ребенка за голени, причем большие пальцы должны захватить низ голени, а остальные находиться на коленных чашечках.

Ноги ребенка следует выпрямить, подержать в таком положении 1-2 секунды и плавно опустить. Данное упражнение повторяется 7 раз (рис. 297).

Переворот со спины на живот

Подробное описание данного упражнения приведено выше.

Приподнимание туловища из положения лежа на животе

И. п.: лёжа на животе.

Упражнение способствует развитию мышц спины и живота. Для его выполнения следует вложить большие пальцы массажиста в ладони ребенка и заставить его сжать кулачки. Остальными пальцами нужно поддерживать ребенка за запястья.

Поднять руки ребенка через стороны вверх и слегка потянуть. При этом головка ребенка, рефлекторно откинутая назад, будет подниматься вверх, а его пятки будут упираться в массажиста. Подтягивать ребенка нужно до тех пор, пока он не встанет на колени (рис. 298).

Данное упражнение следует повторить 2 раза.

Массаж груди

И. п.: лежа на спине.

Данная процедура способствует укреплению и развитию мышц грудной клетки. Ее проведение связано с поочередным применением поглаживания и вибрационного массажа. Массаж начинается с нескольких круговых поглаживаний, которые следует проводить в направлении от ребер к плечам. После этого нужно сделать поглаживания по межреберным дугам. Вслед за поглаживаниями необходимо приступить к вибрационному массажу. Вся процедура заканчивается круговыми поглаживаниями. Все приемы массажа нужно сделать по 3 раза.

Приседание с поддержкой за согнутые руки

Исходное положение: лежа на спине.

Упражнение способствует развитию и укреплению суставов рук и ног. Для его выполнения нужно вложить в ладони ребенка указательные пальцы и заставить его сжать кулачки так, чтобы он самостоятельно держался за пальцы. Развести руки ребенка широко в стороны и, слегка потянув его за руки, попросить его сесть. Если малыш хорошо справляется с заданием, через некоторое время упражнение можно усложнить, используя для опоры не пальцы, а круглую игрушку (погремушку и т. д.), удобную для захвата. Данное упражнение следует повторить 2 раза.

Круговые вращения руками

Методику проведения данного упражнения описана выше. Когда ребенку исполнится 8 месяцев, упражнение следует усложнить. Малыш должен выполнять его из положения сидя, держась за вложенные в его руки кольца (рис. 299).

Когда ребенку исполняется 6 месяцев , он может или учится самостоятельно сидеть, переворачиваться с живота на спину и наоборот. Если Вы его потяните за ручки, он будет делать попытки встать на ноги.
К возрасту 6-9 месяцев, малыш, как правило, уже стремится ползать. Уделяйте большое внимание таким упражнениям, которые стимулируют координацию движений и развитие опорно-двигательного аппарата.

Важно знать!

Продолжительность массажа и гимнастики должна составлять около 30 минут.

Ваши руки должны быть теплыми и чистыми, а ногти на руках подстрижены. Часы, кольца и браслеты нужно снять, так как ими можно травмировать кожу ребенка.
. Во время упражнений пойте, разговаривайте, играйте с ребенком - тем самым вызывая у него положительные эмоции.
. Так как малыш уже может активно реагировать на голос взрослого человека, ему, в ласковой форме, можно подавать команды: ляг на спину, на живот, сядь, перевернись и др.
. Приемы массажа и гимнастические упражнения должны постепенно усложняться. Но, обязательно, с учетом индивидуальных и физических особенностей малыша. Кроме поглаживания, растирания, вибрации и поколачивания рекомендуется использовать щипцеобразноё разминание, валяние, пощипывание и легкое поколачивание.
. Нельзя сильно захватывать и сдавливать ткани и суставы ребенка, так как это может причинить ему боль. Все приемы и движения должны выполняться с осторожностью.
. Очень важно в ходе массажа и гимнастики наблюдать за ребенком, выделяя те приемы и упражнения, которые доставляют ему положительные эмоции. Последующие сеансы массажа и гимнастики следует начинать именно с них.
. Гимнастика и массаж должны проводиться не менее чем через полчаса после приема пищи малышом.

Техника проведения массажа и гимнастики для детей 6-9 месяцев

Сведение рук на груди

И. п.: лежа на спине.
И. п.: лежа на спине.
Вложить большие пальцы в ладошки ребенка и сожмите его кулачки. Разведите руки ребенка в стороны и скрестить их на груди.
Положение рук следует чередовать:
сначала сверху должна быть правая рука, а затем — левая.
Делайте движения ритмично, чередуя быстрый и медленный темп. Этот прием можно усложнить - ребенок может держаться не за Ваши руки, а за какую-нибудь круглую игрушку, например, погремушку, колечко для зубов и т. д. Потянув за круглую игрушку, разведите руки крохи в разные стороны и скрестить их на груди. При скрещении периодически чередуйте руки ребенка.
Повтор 8 раз.

Поочередное и одновременное сгибание ног

И. п.: лежа на спине.
Упражнение способствует развитию мышц и суставов ног.
Возьмите ребенка за голени и сначала вместе, а затем по очереди согните и разогните их в коленях. А затем обе ноги согните вместе (см. рис.).
Повтор 6 раз.

Переворот со спины на живот

И. п.: лежа на спине.
Для выполнения упражнения следует попросить ребенка повернуться на животик. Вы увидите - он сможет это сделать сам, если Вы слегка повернете его ягодицы и таз в ту сторону, в которую выполняется переворот. Повтор 2-3 раза в течение дня.

Массаж спины и ягодиц

И. п.: лежа на животе.
Процедура способствует развитию и укреплению мышц спины и ягодиц.
. Как всегда, начните массаж с нескольких поглаживаний.
. После этого нужно приступите к растиранию ладонями мышц спины и их пилению ребрами ладоней.
. Закончите массаж поглаживаниями.
. Перейдите к щипцеобразному разминанию. Оно начинается в области длинных мышц спины и продолжается на ягодицах.
. После разминания следует снова сделать несколько поглаживаний, и лишь затем перейти к поколачиванию и пощипыванию.
. Напоследок сделайте еще несколько поглаживаний.
Все приемы повторите 3 раза.

Ползание

И. п.: лежа на животе.
Упражнение способствует развитию у ребенка навыка ползания.
Большим и средним пальцем возьмите ребенка за пятки. При этом Ваш указательный палец должен находиться между ступнями малыша.
Осторожно, но энергично согните ноги ребенка, а через 1-2 секунды — разогните. После выполнения этого движения 3-4 раза, кроха оттолкнется от Ваших рук и самостоятельно поползет (см. рис.).
Когда ребенок привыкнет к упражнению, сгибание ног нужно будет проводить не одновременно, а поочередно.

Массаж живота

И. п.: лежа на спине.
. В начале процедуры сделайте несколько поглаживаний.
. После этого можно приступить к растиранию. Его следует выполнять подушечками пальцев рук.
. Затем снова сделайте несколько поглаживаний и перейти к пилению, ребрами ладоней по прямым мышцам живота.
. После пиления нужно вернуться к поглаживанию.
. В заключение сделайте несколько пощипываний кожи вокруг пупка. Это отличное профилактическое средство против грыжи.
. Массаж заканчивается поглаживаниями по прямым мышцам живота.
Каждый прием повтрорите 3 раза.

Присаживание с прогибанием позвоночника

И. п.: лежа на спине.
Упражнение способствует укреплению мышц передней поверхности шеи, спины и стимулирует развитие брюшного пресса.
. Вложите в ладошки ребенка большие пальцы рук и заставьте его сжать кулачки. Остальными пальцами поддерживайте кроху за запястья.
. Разведите руки малыша в стороны и плавно потянуть его к себе так, чтобы он сел. При выполнении упражнения верхняя часть туловища и голова ребенка должны быть немного приподняты.
. Поднимите руки ребенка вверх, соедините их вверху и задержите в таком положении одной рукой. Большим и указательным пальцем другой руки провести вдоль позвоночника ребенка по направлению снизу вверх. При этом он рефлекторно разогнет спину (как на рис.).
. Затем, поддерживая головку ребенка одной рукой, опустить его в исходное положение.
Усложните упражнение: одной рукой поддерживайте ребенка за коленки, а большой палец свободной руки вложите в ладонь малыша. Отвести его ручку малыша в сторону и попросите его сесть. Когда ребенок займет нужное положение, плавно проведите рукой снизу вверх по его позвоночнику. При этом спина малыша разогнется.
Повторите 2 раза.

Поднимание выпрямленных ног

И. п.: лежа на спине.
Упражнение способствует развитию и укреплению мышц и суставов ребенка.
Возьмите ребенка за голени, причем большие пальцы должны захватить низ голени, а остальные находиться на коленных чашечках.
Ноги ребенка выпрямите и подержите в таком положении 1-2 секунды. Плавно опустите.
Повтор 7 раз.
Переворот со спины на живот
И. п.: лежа на спине.
Для выполнения данного упражнения сбоку от крохи положите его любимую игрушку и ласково попросите повернуться в ее сторону. После этого осторожно помогите малышу перевернуться на живот.

Приподнимание туловища из положения лежа на животе

И. п.: лёжа на животе, ногами к Вам..
Упражнение способствует развитию мышц спины и живота.
Вложите большие пальцы в ладони ребенка и осторожно сожмите их в кулачки. Остальными пальцами нужно поддерживать ребенка за запястья.
Поднимите руки ребенка через стороны вверх и слегка потянуть. При этом головка ребенка рефлекторно будет подниматься вверх, а его пятки будут упираться Вам в живот.
Подтягивать ребенка нужно до тех пор, пока он не встанет на колени (см. рис.).
Повтор 2 раза.

Массаж груди

И. п.: лежа на спине.
Данная процедура способствует укреплению и развитию мышц грудной клетки.
. Массаж начинается с нескольких круговых поглаживаний, которые следует проводить в направлении от ребер к плечам.
. После этого сделайте поглаживания по межреберным дугам.
. Затем приступите к вибрационному массажу.
. Заканчивайте массаж круговыми поглаживаниями.
Повтор по 3 раза.

Приседание с поддержкой за согнутые руки

Исходное положение: лежа на спине.
Упражнение способствует развитию и укреплению суставов рук и ног.
Вложите в ладони ребенка указательные пальцы и сожмите их в кулачки так.
Разведите руки ребенка широко в стороны и, слегка потянув его за руки, попросите его сесть.
Если малыш хорошо справляется с заданием, упражнение можно усложнить, используя для опоры не пальцы, а круглую игрушку (кольца, погремушку и т. д.), удобную для захвата.
Повтор 2 раза.

Круговые вращения руками

И. п.: лежа на спине.
Упражнение способствует развитию мышц и суставов рук.
Вложите в ладони ребенка большие пальцы рук и осторожно сожмите кулачки так, чтобы он самостоятельно держался за Ваши пальцы.
Осторожно разведите руки ребенка в стороны и плавно поднимите их вверх. Затем вытяните руки вперед и осторожно опустить.
Теперь повторите эти движения в обратной последовательности.
Повтор 6 раз.
Пора усложнить упражнение? Пусть малыш выполняет его из положения сидя, держась за вложенные в его руки кольца.

В этом возрасте нарастает развитие произвольных движений, и в комплекс включают активные упражнения, подготавливающие ребенка к ползанию, сидению и стоянию.

1. Пассивное упражнение - поднимание прямых рук и круговые движения в плечевых суставах. ИП - на спине, ногами к краю стола. Малыш обхватывает руками большие пальцы взрослого.

Взрослый поднимает прямые руки ребенка и осуществляет круговые движения в плечевых суставах в обоих направлениях: снизу вверх и сверху вниз (рис. 34) (4-6 раз).

2. Массаж живота. ИП - на спине, ногами к краю стола:

а) поглаживание: ладонью одной руки или ладонями обеих рук производят круговое (по ходу часовой стрелки) поглаживание (см. рис. 7) (5-6 раз);

б) растирание: производят основанием ладони одной руки (см. рис. 16) (2-3 раза).

Нельзя массировать область печени (правое подреберье)

3. Пассивное упражнение - поднимание прямых ног. ИП - на спине, ногами к краю стола. Обхватив голени ребенка так, чтобы большие пальцы рук были на задней поверхности голени, фиксируя остальными пальцами колени, приподнимают прямые ноги ребенка до вертикального положения и опускают их (см. рис. 24) (4-6 раз).

4. Массаж стоп (см. рис. 12). ИП - на спине, ногами к краю стола:

а) поглаживание и растирание пальцев стопы. Ладонями обеих рук обхватывают каждый палец стопы в отдельности и производят поглаживание (4-5 раз), затем растирание (2-3 раза);

б) поглаживание и растирание стопы. Поддерживая указательными пальцами обеих рук слегка приподнятые стопы ребенка , большими пальцами рук производят поглаживание стопы по тыльной ее стороне в направлении от пальцев к голеностопному суставу и вокруг этого сустава (4-6 раз), затем так же растирают (2-3 раза);

в) вибрация стопы. Похлопывают пальцами подошвенную поверхность стопы (4-6 раз).

5. Пассивное упражнение - круговые движения ног в тазобедренных суставах. ИП - на спине, ноги согнуты в коленных суставах и приподняты. Взрослый поддерживает ноги за стопы и производит круговые движения в тазобедренных суставах поочередно в обе стороны (рис. 35) (4-6 раз).

6. Рефлекторное упражнение - поворот со спины на живот вправо и влево. ИП - на спине, ноги прямые. При удержании ребенка правой рукой за стопы, а левой - за согнутую в локте правую руку ребенка путем поворота таза стимулируют к повороту со спины на живот влево. Для поворота ребенка вправо надо левой рукой обхватить стопы ребенка , а правой - его согнутую в локте левую руку (см. рис. 18) (1-2 раза в каждую сторону).

7. Пассивное упражнение - отведение плеч назад до сведения лопаток.

ИП - на животе, ногами к краю стола. Малыш обхватывает указательные пальцы взрослого, при этом детские руки обращены ладонными поверхностями к его груди. Взрослый отводит руки малыша назад до сведения лопаток (см. рис. 32) (1-3 раза).

8. Пассивное упражнение - сгибание и разгибание ног. ИП - на спине, ноги согнуты в коленных суставах, стопы на столе. Сгибание и разгибание ног, не отрывая стопы от поверхности стола (см. рис. 31) (3-5 раз).

9. Активное упражнение (с помощью взрослого) - ползание. ИП - на животе, ногами к краю стола. Перед ребенком кладут яркую игрушку.

Взрослый фиксирует рукой стопы ребенка , ноги которого согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Если ребенок при этом самостоятельно не передвигается вперед, то взрослый, подложив свою левую руку под грудь ребенка , сам продвигает его вперед (рис. 36) (4-6 раз).

Общая продолжительность занятия.- 8-10 мин.