Есть ли добро и зло. Понятия “добра” и “зла” в философии

Когда слёзы стекают ручьями
И летят их алмазы на ветер,
Ты вдруг крикнешь: "НА ПОМОЩЬ!" в печали,
Люди мимо пройдут, незаметят...

А когда ты, глотая обиду,

Тихо скажешь: "Козлы", еле слышно -
Обернутся, посмотрят, увидят,
Подойдут и дадут прямо в дышло...

(Паша Броский)


Добрый и злой человек

Человек по своей собственной природе не порочен, очень добр, ласков, благодарен. Он любит всех вокруг, и жизнь радуется ему. Однако есть и злые обстоятельства, которые испытывают человека на прочность, на прогиб под бесовские силы. Устоять перед натиском зла не может никто. Поэтому в человеке должна зажечься великая сила добра которая позволяет многим подняться под ударами судьбы. Она загорается в каждом. Однако есть такие упавшие люди, которых эта сила неспособна поднять и тогда, им нужна небольшая помощь.

Добро и зло внутри каждого человека и если в мире пока ещё добро побеждает , то к сожалению в отдельных людях часто побеждает зло. Победив, оно пожирает душу этого человека и потом с остервенение нападает на души родных, близких, знакомых, соседей, друзей и начинает их рвать. Одно из оружия бесовских орд – стресс. С помощью стресса они могут не только подчинить человека, сожрать его душу, превратить в зомби и живого трупа, но и убить человека.

Добро, зло и стресс

Стресс очень липучая субстанция. Если случилось плохое, человек может потерять радость жизни и энергия плохих событий задержится ещё на месяцок. Лекарство есть. Надо стараться из-за всех сил излучать приятные струи любви. Искать хорошее в людях.

Изменять свои плохие оценки, суждения на оптимистичные. Делится с окружающим миром и людьми невидимой энергией счастья, благополучия, благодарности. А в то время, когда общаемся между собой всегда желать собеседникам только добра и никогда не сопротивляться злу, потому что сопротивление - это всегда плохие мысли, которые вас уничтожают. В самом слове сопротивление вложено подоплека к борьбе, нанесению ответных ударов, закрытости. Но если мы будем поступать так то чего сможем достичь? Какой мир мы создадим тогда вокруг себя? Это будет мир сопротивления всему, что нам не нравится и борьбы с окружающими и самим собой.

Настало время вспомнить то, что говорил мудрый Иисус Христос о том, что надо подставить обидчику вторую щеку и отдать рубашку и одежду, о том, что нужно идти не одно, а два поприща и завершая свое учение говорил: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отворачивайся» (Матф.5:42). Примечательное напутствие всем людям, именно так нам и надо поступать.

Сохраняя в себе чистое сердце, пожалейте злобных людей их очень жаль. Бедные люди, которые сеют зло и вражду. Их энергия черная, грязная, густая. Она забила их полностью. Что бы они не говорили они уже духовно безжизненны. С ними уже случились несчастья, но они не понимают от чего это произошло. Молитесь за них. Они мертвы в своём негативном и злом отношение к миру. Их судьбы готовят им сильнейшие удары, которых они могут не выдержать. Помогите этим людям словом, для того чтобы уменьшить зло в мире. А инструмент помощи здесь только один. Добро. Не станете же вы заливать огонь бензином, безрассудно злясь на таких?

Зло - это инфекция сознания. Однако не стоит отталкивать людей, зараженных этим заболеванием. Наоборот - милосердствуйте. У больных злом путь только один - духовная смерть, а это наказание намного страшней, чем смерть физическая. Злые умирают навсегда. Их путь - это дорога в вечный мрак. Наступит смерть и всё. Потухнет Божья искра. Но пока они еще живы и не способны помогать себе сами - им нужна помощь. Многие из них блуждают в темноте по незнанию. Если несмотря ни на что в их душе вы сможете найти отклик на вашу любовь и бескорыстие, вы окажете большую услугу и миру и душе злого человека, и себе лично.

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф., 5: 43-48).

Зло неспособно давать оно всегда только отнимает. Ничего нельзя достигнуть с помощью злых мыслей. Можно только потерять. У каждого человека судьба складывается по-разному. Есть огромное множество всевозможных жизненных путей и все они очень трудны и невыносимы без хороших идей и добрых дел. Потому, что все, что происходит через плохое, даже не в делах, а мыслях все, что приобретается через зло так же и уходит в злое.

Причиняя вред, даже если он кажется оправданным, или бросая людей в трудностях – мы незаметно теряем часть своего сердца, счастья и души, а даря добро и любовь восполняем себя. Но не всегда можно восполнить и вернуть то, что потерянно. Если просить Бога о прощение – можно его получить, если сгорел дом его можно опять построить, если потерянны деньги их можно заработать вновь, если получена рана ее можно вылечить. Только смерть нельзя заменить на их жизнь. И только после своей смерти уже невозможно исправится и .


Отвечая на комменты, хочу просветить тех, кто не знает, что такое добро и зло…
А то очень много в современном мире молодёжи, неосознанно и для моды многие заигрывают с силами зла, сатаной, демонами создавая себе среди людей имидж служителей сатаны. Эти игры небезопасны. Вначале это и незаметно, даже иногда есть успехи в жизни. А ведь никто не знает, чем кончаются все эти заигрывания с силами зла сатаны. Сатана есть олицетворением вселенского зла. Можно, даже сказать, что сатана это абсолютный принцип зла, в котором нет никаких добродетелей. Где есть только четкая расчетливость для достижения цели - завладеть душой человека любыми средствами и способами.

Добро и зло, реальные силы жизни.

«…Вот даю перед тобой добро и зло, - сказал Бог человеку от самого начала, человеку. - А ты выбирай, добро или зло… Добро, что бы любить Бога всем своим сердцем, всей своей душою и всем своим разумом, что бы исполнять Божьи Заповеди. И Господь Бог будет с тобой во всей твоей жизни…»

Кн. Бытия 2\17. Второзаконие 30\15-20.

Если мы не выбираем добро, значит, мы автоматически принадлежим к миру зла. Дело в том, что наш выбор добра или зла происходит не только в уме, но и в делах исполнения Божьих Заповедей. Вот как раз, исполнение Божьих Заповедей и означает, что мы выбрали добро. Неисполнение Божьих Заповедей означает, что мы нарушаем Божий Закон, а нарушение Божьего Закона есть грехом, что делает человека грешником, а грешники являются детьми сатаны.

Ев. Иоанна 8\44

Вот так примерно, символично человек определяется к добру или к злу. Я понимаю, есть множество других философских теорий о добре и зле, но я считаю их несовершенными, надуманными и вымышленными фальшивыми пророками, что бы обмануть человека и отвлечь его от Бога. Здесь силы зла используют очень простой принцип. Обмануть человека фальшивыми теориями о Боге и законах жизни и направить человека ложным путём, фальшивой веры, созданной на фальшивых религиозных писаниях, которые тоже названы Священными Писаниями. Но, если в истинном Священном Писании Христова Евангелия Нового Завета даны истинно Божие Заповеди, то в фальшивых религиозных писаниях даны заповеди фальшивых пророков языческие обычаи, религиозные правила, которых не давал Бог человеку, а которые были придуманы фальшивыми пророками.

Кн. пр. Иеремии 5\30-31, 6\13, 7\9, 8\8,14\14, 23\11.

Таким образом, верующие вместо Божиих Заповедей исполняют заповеди фальшивых пророков и разные религиозные языческие обряды, традиции, церковные правила, которых не давал Бог. Божьи Заповеди остаются неисполненными. А в таком случае, вера без исполнения Божьих Заповедей Христова Евангелия Нового Завета не дает права принадлежать к миру добра. Значит, все верующие христиане, которые не выполняют Божьих Заповедей Христова Евангелия Нового Завета, ещё не принадлежат к Божественному миру Света и Добра. Кто не принадлежит к Божественному миру Света и добра, тот, естественно, принадлежит к миру тьмы. Существует такой дуальный раздел в жизни. Или добро или зло, или Свет или тьма, или Бог или сатана. Да, конечно, есть много хороших, прекрасных неверующих людей, не делающих зла. Но, это всё равно не дает им права принадлежать к Божественному миру Добра и Света. Что бы принадлежать к Божественному миру Добра и Света, нужно исполнять Божьи Заповеди. Иначе нельзя. Все другие пути, которые предлагают людям современные религии мира это ошибочный путь фальшивой веры, созданной фальшивыми пророками и слугами сатаны, которая не дает человеку ни спасения, ни вечной жизни. Такие Законы жизни. Никто и ничто не может остаться без Божьих Законов, за которыми создана, творится и развивается жизнь во всех сферах, во всех мирах Вселенной. Многие верующие христиане и верующие других религий мира пребывают в религиозной иллюзии своей принадлежности к Божественному миру Света и Добра. Но самом деле они не принадлежат к Божественному миру Света и Добра из-за того, что не выполняют истинно Божьих Заповедей, что даны Богом в Христовом Евангелии Нового Завета, а без выполнения истинного Божьих Заповедей войти в Божественный мир Света и Добра невозможно.

Почти все легенды и теории человеческого бытия однозначно упираются в черно-белое философское мировоззрение, которое, на самом деле совершенно относительно и неправильно. В абсолютном виде нет ни добра, ни зла. Есть лишь сырые вещи, которым люди придают разный окрас в зависимости от собственного положения и интересов. А ведь именно на добре и зле, которых фактически нет, основывается весь христианский взгляд на жизнь. Получается, нет места и сатане — именно на этом религиозном примере мы рассмотрим философский вопрос добра и зла. Он даёт больше наглядности.

Если сатана есть зло, то если нет зла, то не должно быть не только сатаны, но и понятия греха. А ведь зла действительно не существует. Невозможно найти хотя бы одного примера зла в самом полном смысле во всех возможных относительных плоскостях.

Рассмотрим пример убийства ребенка. Казалось бы, совершено определенно такой поступок является злом. Однако представим, что кто-то когда-то убил маленького Адольфа Гитлера, постоянно писающего в кровать застенчивого мальчугана. Убив его, человек спас бы десятки миллионов. Однако, это только один из возможных вариантов отношения к поступку. Есть еще и прямо диаметральное понимание одних и тех вещей разными людьми. Один добрый и чуткий человек может совершенно искренне считать, что нужно помочь умереть смертельно больному ребенку, страдающему невыносимыми болями. Другой, точно такой же чуткий и добрый, будет считать, что ребенку нужно помогать бороться за жизнь, надеясь на чудо, хоть бы и не было никогда случаев исцеления такой болезни. При этом обе противоположные позиции считают друг друга злом. Где же зло, а где нет?

Добро и зло: относительность

Однако существуют и другие понятия относительного зла. Тот же убитый ребенок является несомненным горем для любого нормального человека, но вот для природы, для могильных червей и других организмов, перерабатывающих мертвые тела, это несомненная удачи и счастье. Тело человека для этих организмов желанно точно также, как для нас куриная тушка в морозилке. На чьей же стороне добро? На человеческой? То есть, мы противостоим природе и что хорошо ей, то плохо нам? Вроде нет. Однако природа только и мечтает, чтобы избавиться от человеческой саранчи, пожирающей, уничтожающей и загрязняющей полностью всю планету. Хорошо ли разрушать такой огромный и волшебный организм, как живая, кишащая невероятным многообразием жизни, Земля? Плохо. А что для нее хорошо? Чтобы людей было как меньше, вместе с их черной цивилизацией. То есть, относительно природы, чем больше людей погибнет, тем лучше.

Что там природа. Когда 11 сентября 2001 года погибло несколько тысяч человек, в том числе женщины и те же дети, пол мира испытывало радость, выходя на улицу праздновать такое событие. Как?! Ведь погибли, в том числе, дети — очевидное зло? Но многие добрые люди искренне радовались сему событию. Как так? Где же зло и где добро? Я помню свой шок, когда встретился после этих событий со своей бабушкой и та сказала что-то вроде того, что так им и надо. Можно предположить, что это было распространенное мнение не только среди воспитанных красным строем пожилых людей, но и многих других. Но ведь погибли дети и даже беременные женщины. Вспомним рассказ очевидца, который увидел упавшую с небоскреба беременную женщину, у которой при ударе с землей вылетел из утроба плод на расстояние пуповины. И это все было хорошо не только пол миру, но даже пол цивилизованной России?

Военные действия — это вообще отдельная история. Пример: бомбардировка фашистского завода, при которой случайно гибнут дети. Это зло или добро? Убить ребенка — зло. Уничтожить завод, на котором производят танки, убивающие сотни детей — добро. Где же истина? Во время секретной разведки в местности под контролем противника солдаты обязаны убивать всех, кому они случайно попадутся на вид. В том числе детей, потому что они могут рассказать о них и сложная, необходимая для спасения других людей операция может быть прервана. Ну, и где зло? Хорошо ли убить ребенка во спасение других детей? Хорошо? Убивать ребенка — хорошо? Это добро или зло? С одной стороны зло — с другой добро. И никак иначе.

Так есть добро или его нет, как и зла?

Вы не верите, что убийство может быть добром? Хорошо. Допустим вы и сами по себе добрый человек, но при этом имеете небольшую слабость — любите вкусно покушать. Вы не думал, чем вы с таким смаком питаетесь? А зря. Представьте, что пришлось пережить тем животным, которых именно ради ВАС убили. Вы скажите, что вам надо кормить свои детей, но тогда получится, что добро для вас — это зло для других животных. Неужели мы такие разные, что их Бог для нас сатана?

Вообще убийства в природе — важнейший механизм чуткой экосистемы, без которого ничего бы не было. Опять получается явное зло — добром. Не ради же забавы львица ловит на зуб слабую антилопу. Все ради веселых душечек котят.

Это самые утрированные и простые примеры основанные на самой болезненной, и потому ярче воспринимаемой, теме жизни и смерти. Но они применимы совершенно для каждого случая в отдельности, к которому мы применяем понятие хорошего или плохого. Начиная от войны, которая для одной стороны может быть несчастьем, а для другой долгожданным решением проблемы и заканчивая вашей головной болью, которая представляет из себя откровенное счастье для ваших противников — везде все совершенно относительно.

И кто же тогда сатана? Если нет четкого понятия добра и зла, то он просто должен выступать на одной из сторон. Если так, то с одной стороны он зло, а с другой добро. Если он хочет уничтожить человечество — это счастье для фантастически прекрасной планеты Земля, для которой он будет долгожданным спасителем от верной смерти, санитаром в питерском подвале, полном крыс и тараканов.

Совершено точно можно утверждать, что понятие добра и зла не существует в природе. Все это придумал человек, оценивая окружающее со стороны своих интересов и предпочтений, не подумав о том, что есть другие интересы и предпочтения. Если эти понятия неестественны, сугубо виртуальны, то не удивительно, что возникает такое огромное количество несуразиц и загадок. Нет ни хорошего, ни плохого, есть целесообразность и необходимость конкретных личностей и других объектов жизни.

Нет ни добра ни зла, ни вытекающих от сего факта последствий. Есть только наши собственные интересы. Может нам стоит в этом самим себе признаться?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Хмелевицкая средняя общеобразовательная школа»

ПРОЕКТ «Добро и зло в жизни человека»

Выполнили учащиеся 4 класса

Руководитель: Учитель начальных классов Дружинина В.С.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3-4

I глава. Что такое добро и зло…………………………………………… 5-13

1. Понятия добра и зла…………………………………………………….5-10

2. Энциклопедия мудрых мыслей……………………………………… 10-11

3. Символы добра и зла в истории и в представлении детей…………..11-13

II глава. Что думают о добре и зле взрослые и дети……………………13-22

1. Анализ опроса детей и взрослых………………………………………13-19

2. Дерево добрых дел………………………………………………………20-22

Заключение ………………………………………………………………...23-24

Список литературы……………………………………………………………25

Приложение………………………………………………………………..26-34

Введение

Готовясь к конкурсу чтецов, мы наткнулись на стихотворение Юлии Друниной « Стираются лица и даты…».

Стираются лица и даты,

Но всё ж до последнего дня

Мне помнить о тех, что когда-то

Хоть чем-то согрели меня.

Согрели своей плащ-палаткой,

Иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем на столике шатком,

Иль попросту добрым лицом.

Как праздник, как счастье, как чудо

Идёт Доброта по земле.

И я про неё не забуду,

Как я забываю о зле…

Мы задумались над вопросами: что означают понятия добро и зло , почему о добре помнят, а зло стараются забыть, что порождает добро и зло, какой он, добрый человек, в чем выражается доброта, когда и как она складывается у детей? Сейчас, когда в нашем сложном и тревожном мире многие идеалы развенчаны, от многих, казавшихся нам незыблемыми, истин мы вынуждены отказаться, особенно тяжело нам, юным душам, мечущимся в поисках нравственной опоры. И мы все чаще и чаще обращаемся к непреходящим общечеловеческим ценностям: совесть, честь, долг, счастье, добро и зло. Люди всегда задумывались над проблемами добра и зла: философы, политики, писатели, поэты, музыканты, живописцы. Некогда Сократ полагал: «Люди поступают дурно только потому, что не знают, что считать добром, а что - злом».

Так возникла тема нашего исследования «Добро и зло».

В своем исследовании мы поставили определенную цель - рассмотреть соотношение добра и зла в мире.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Определить добро и зло как категории этики, как понятия морального сознания;

- расширить знания о таких качествах, как добро и зло,

Подвести к мысли о необходимости совершать добрые дела,

Поднять проблему добротворчества.

В своей гипотезе предполагаем, что если ребята будут знать о понятиях добра и зла, то будут добрее.

В процессе работы нами были использованы следующие методы исследования:

1. Наблюдение

2. Сбор необходимой информации

3. Интервьюирование

4. Эксперимент

5. Анализ, обобщение.

I глава. Что такое добро и зло

1. Понятия добра и зла

С самого начала своей жизни человек познает и хорошее, и плохое. Даже малыши задают такой вопрос: “Что такое – хорошо и что такое плохо?”. Хорошо и плохо – это прежде всего – добро и зло.

Чтобы узнать, что такое добро и зло мы обратились в библиотеку

В библиотеке мы узнали следующее:

Добро и Зло - категории этики.

ЭТИКА (от греч. ethos - обычай, нрав) - философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.

МОРАЛЬ (от лат. moralis - нравственный) -
особая форма общественного сознания, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.


Добро - это основная моральная ценность.

Зло - противоположность добра; от понимания зла зависит также и определение понятия добра.
Если говорить о добре и зле как о моральных качествах, то они обычно рассматриваются в свете
отношений между людьми .

Так что же лежит в основе определения добра и зла? Где оно? Вы не найдете его в окружающем мире, оно - в человеке, т.е. в вас. Если кто-то сделал вам что-то хорошее, то именно он стоит на позиции добра, а не вы. Чтобы прийти к добру, вам самому нужно нести в мир добро. И каким бы добрым ни был мир вокруг вас, вы не становитесь добрым человеком автоматически.

Добро - это все хорошее, положительное.

Зло - все плохое, отрицательное.

Гласит легенда, в смутное то время,
Воды с тех пор немало утекло,
Сев на коней, слегка поправив стремя,
Сражались на Земле Добро и Зло.
И белого коня вперед направив,
Добро открыто мчалось на врага.
Но Зло, оно не соблюдает правил,
Ударило ножом исподтишка.
Добро едва успело увернуться,
А может, ему просто повезло,
С тех пор они сражаются, дерутся,
И кто из них сильней, Добро иль Зло?
Вот, кажется, Добро уж победило,
Мы воспоем победу храбреца,
Но живо зло, оно лишь затаилось,
Оно не умирает до конца.
И что поделать, им не примириться,
Никто из них не может победить.
Менялись их доверенные лица,
Добро и Зло – их некем заменить.

Древние мудрецы говорили, что каждый человек состоит из двух частей: добра и зла, белого и черного.

Правая половина тела - добрая. Неслучайно говорят наше дело правое, справедливо. Верующие люди говорят, что за правым плечом находится ангел-хранитель. И все приметы, связанные с правой стороной, положительные: правый глаз чешется - хорошего человека видеть, правая рука - с хорошим человеком здороваться, правая ступня - к хорошей дороге.

А вот левая сторона человека - темная, за левым плечом скрывается черт-искуситель. И приметы не очень приятные: левый глаз чешется - плакать, левая рука - деньги отдавать, левая ступня - к плохой дороге. И не случайно, когда мы задумываем хорошее дело, плюем через левое плечо, на черта.

Добро – это то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.

Зло – это то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу.

Но всё же, что такое добро без зла, и зло без добра. Вместе они составляют одно целое, одно не может существовать без другого, если бы было только зло, мы бы не знали, что такое добро и наоборот.

Очень хорошо описывает борьбу добра и зла в человеке притча «Два волка»

Притча "Два волка".

Как-то давно, старик открыл своему внуку одну важную жизненную истину:

В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Добро и зло
Два разных направленья
Которые враждуют многие века
Не устают выказывать сопротивленья,
Пусть даже участь одного из них предрешена
Сомкнутся силы две в борьбе
Исход её всегда не зная
Так будет вечно на земле
Пока живут одна, другая

2. Энциклопедия мудрых мыслей

Проблема добра и зла волновала человечество всегда и лучшее доказательство этого высказывание великих мыслителей.

    «Злой человек вредит самому себе прежде, чем вредит другому». В. Гюго

    « Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». Л.Н.Толстой

    «Там, где нет различия между счастьем и несчастьем, между радостью и
    горем, там нет различия и между добром и злом. Добро - это утверждение; зло - отрицание стремления к счастью». Л.Фейербах.

    «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла». В. О. Ключевский

    «Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное». Л.Толстой

    «Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое.
    Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид». В. Розов

    «Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели». А. Грин

Пословицы и поговорки:

    Злой плачет от зависти, а добрый – от радости.

    Добро – не лихо, ходит тихо.

    Добра желаешь – добро и делай.

    Доброе дело без награды не останется.

    Доброе смолчится, худое молвиться.

    Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

    Доброму и сухарь в пользу, а злому и мясное не впрок.

    Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

    Не ищи красоты, ищи доброты.

    Добро творишь - себя возвышаешь, зло творишь - себя унижаешь.

    Лучше всех знает, что такое добро тот, кто испытал зло.

    Спеши делать добро.

    Добрые дела красят человека.

    Без добрых дел нет доброго имени.

    Жизнь дана на добрые дела.

    Злой не верит, что есть добрые люди.

    Добро век не забудется.

    Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит

    От добра – добра не ищут.

    Доброе сердце лучше богатства.

    Доброе слово – половина счастья.

    При солнышке тепло, при матушке добро.

    Доброе слово и кошке приятно.

    Добро, сделанное втайне, оплатится явно.

    Худо тому, кто добра не делает никому.

    Не ищи красоты – ищи доброты.

    Доброе дело дороже богатства.

    Красоту уносят годы, доброту не унесут.

3. Символы добра и зла

С раннего детства старшее поколение на разных примерах объясняет нам понятия добра и зла. Добро представляется: солнышком, зеленной травой, голубым и безоблачным небом, радостной улыбкой, ласковым словом. Зло же принимает темный и мрачный колорит бури, непогоды, сильного дождя, темноты, серой тучи. На уроках рисования нас тоже знакомили с символами добра и зла:

Символы добра

Символы зла

Мы предложили ребятам изобразить в рисунках, как они представляют добро и зло и вот некоторые работы:

Обобщая полученные материалы , можно прийти к выводу, что дети различают понятия добра и зла.

II глава. Что думают о добре и зле взрослые и дети

1. Анализ опроса детей и взрослых

Мы решили сравнить мнение детей и взрослых о добре и зле, для этого составили анкеты (приложение 1) и провели опрос.

А. Что такое добро и зло?

Что думают о добре и зле взрослые

Что думают о добре и зле подростки

Ответы наших сверстников

По представлениям бабушек и дедушек - проживших долгую жизнь, добро - это труд, а зло - это отсутствие труда, что ведет к бедности.

Добро и зло - это: здоровье и недуг, старое доброе и новое чужое, веселье и несвобода, нравственность и безнравственность.

Люди среднего поколения говорили о том, что семья - добро, основополагающая категория человеческого существования. Семейные традиции, рождение ребенка, взаимопонимание в кругу близких людей - все это носит характер добра. Вместе веселее, надежнее, одному - плохо.

К синонимам счастья относится слово "Бог".

К группе слов с этим же корнем относится "богатство", оно означает достаток, изобилие, совершенство, богатство, что исходит от Бога. И это не столько материальное богатство, сколько достаток, необходимый человеку для полноты его бытия.

Соответственно, если Бог - это добро, то дьявол - зло.

По представлениям старшеклассников, добрый человек - тот, который не знает зла, поскольку зло заразительно. По их мнению, добро и зло надо рассматривать в их единстве и противоположности.

Добро - светлое, а зло - темное.

Добра должно быть много (размер слона), а зла - мало (с фалангу мизинца). Зло - тень между деверьями, а добро - солнце, которое светит на них.

Дети долго думали. И вот как они ответили:

Самое большое на свете добро:

4 ученика ответили, что это когда человек не злой;

ещё 4 ученика – когда мир;

трое – когда есть мама и папа;

ещё трое – чтоб помогали;

2 ученика ответили, что самое большое добро- это дружба;

двое – спасти друга;

а ещё 2 ученика – деньги;

Самое большое на свете зло:

12 учеников считают, что это война;

2 ученика – это смерть;

трое ответили, что зло – это пьянство и курение;

и ещё трое – это воровство.

Исходя из данных сведений, можно прийти к выводу, что представления о добре и зле у представителей разных поколений хотя и несколько различаются, но близко.

Б. Тест « У добра предела нет»

Из 22 опрошенных 21 человек согласны с утверждением, что добро победит зло.

20 человек считают, что доброе дело на века.

21 человек согласны, что лихо помнится, а добро никогда не забудется.

20 человек считают, что добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

14 человек считают, что вместо мести надо делать больше добра, 8 – не согласны с этим утверждением.

Из ответов видно, что люди помнят добро, уверены, что добро победит зло, но не все готовы на зло ответить добром, переступить через свою обиду.

В. Тест «Добрый ли Вы человек?»

Видя, что люди ценят доброе отношение к себе, мы решили проверить, а на сколько они добры к другим. (см. приложение)

В опросе участвовали 12 человек.

Для 7 человек – доброта вопрос случая, добры они далеко не со всеми. Это не так уж плохо, но, наверное, надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались.

5 человек стараются быть добрыми со всеми, у них много друзей, они умеют общаться с людьми и быть любезными. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь.

Г. Опрос «Какой человек полетел бы с Вами на планету добра?»

В опросе участвовали 22 человека.

добрый 18 чел. Злой - 0
заботливый 11 эгоист- 0
справедливый 12 самолюбивый - 1
внимательный 13 грубый - 0
вежливый 14 лживый - 0
чуткий 11 жадный - 0
гуманный 3
надежный 18
верный 16
душевный 8
жалостливый 2
сочувствующий 7

Из ответов видно, что люди хотят, чтобы у спутника были добрые качества, а злого с собой никто бы не взял.

Д. Ученикам давалось задание привести примеры , назвать:

1. Добро, сделанное тебе другими.

2. Доброе дело, свидетелем которого ты был.

3. Доброе дело, которое ты сделал.

4. Зло, сделанное тебе другими.

На первый вопрос дети отвечают в основном: «Мне подарили, купили, дали (что-то из вещей)». Несколько учеников ответили: «Помогают в учёбе». Один мальчик, ответил, что добро, которое ему сделали, - это помощь друга.

Второй вопрос анкеты поможет установить, видят ли дети добрые дела других людей, разбираются ли в окружающем мире. Этот вопрос заставил ребят задуматься. И в результате несколько детей ответили, что не видели добрых дел, свидетелями которых они могли быть. О чём это говорит? Ребята недостаточно чутки к окружающему миру. Некоторые давали такие ответы: кто-то кому-то что-либо купил, подарил и так далее. Один ученик сказал, что видел, как старший мальчик заступился за маленькую девочку, которую обижали одноклассники. А ученица видела, как подают деньги бедным.

На третий вопрос дети отвечают по-разному. Но суть большинства ответов такова: помощь родителям, родственникам, заключающаяся в выполнении каких – либо действий (уборка посуды, помощь в уходе за младшими братьями и сёстрами и так далее), помощь друзьям в трудную минуту, помощь бездомным животным.

Эти ответы особенно радуют. Значит дети, пусть и не все, могут сопереживать, сердце товарища или братьев наших меньших и оказывать им помощь.

Немногие добром считают то, что они другу подарили какие-то вещи. Одна девочка добром считает то, что она пригласила подругу на свой день рождения.

После «добрых» ответов переходим на «злые». Как же обстоит дело с пониманием зла?

Так как в классе большинство мальчиков, а мальчики, как известно, народ боевой, то пятая часть ответов заключается в том, что злом является драка, то, что побили, и результат этого: синяки, шрамы, царапины. Эти ответы можно понять. Мальчики в отличие от девочек не могут быть такими спокойными в своём возрасте.

Только два ученика сказали, что им не делали никакого зла. Это говорит о доброжелательности и незлопамятстве их душ. Ещё были ответы: обманули, толкнули в лужу, обозвались.

Е. Последняя методика – это сочинение-миниатюра «Если бы я был волшебником» . Цель – при анализе сочинений выявить, как раскрываются понятия добра и зла, справедливости, чуткости, милосердия, жестокости, бессердечия, лживости и так далее. Это задание было задано на дом.

Так чего же хотят дети?

Естественно, все дети любят сладости и игрушки. Но не все об этом писали. У большинства ребят первое желание – творить добро для других. Они не забывают про мир, не думают только о себе. Дети видят, что происходит на Земле. Отсюда следующие гуманные желания:

Спас бы Землю от войны, уничтожил бы зло;

Чтоб весь мир стал богатым, чтобы никто не умирал;

Чтоб все люди были добрыми;

Чтобы наш город был чистым, люди выбрасывали мусор в мусорку;

Чтобы все люди были счастливы;

Чтобы люди были здоровые;

После этих желаний дети переходят к «личным», касающиеся их семьи и школы. Дети желают добра своей учительнице. Некоторые ребята пишут желания материального плана. Они пишут о том, чего не хватает в жизни, кому – одежды, кому – домашних питомцев.

Пару мальчиков написали, что мечтают о чёрном «бумере», компьютере и множестве сладостей. Эти желания касаются только их. Они не подумали об окружающих. Но, в принципе, эти дети очень хорошие, просто воспитаны «на телевизоре».

Обобщая полученный материал, с учительницей приходим к выводу, что все дети обладают «сердцем», такими важными человеческими качествами, как чуткость, милосердие, справедливость, различают понятия добра и зла.

Конечно, необходимо всё время проводить воспитательную работу с детьми, развивать, совершенствовать такие качества души, которые необходимы ребёнку, для того чтобы вырасти настоящим Человеком.

2. Дерево добрых дел

Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?

Этой мерой измерятся
Все земные труды...
Может, вырастил деревце?
Иль очистил пруды?

Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?

Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.
(Л. Татьяничева)

Нам захотелось, чтобы у нас в классе «выросло» дерево добрых дел, на котором каждый листок – сделанное нами доброе дело. Чтобы украсить нарисованное дерево бумажными листьями, ребята сначала должны были вспомнить, а какое доброе дело они совершили в недавнее время? Написав на листочках ответы, ребята приклеивали их к ветвям. И вскоре могучий дуб обрел роскошную крону: «Я покормила голодного котенка», «Я помогал маме», «Я помог первокласснику найти шапку», «Я помог однокласснику решить задачу», «Я покормил птиц»… Сколько листьев на дереве – столько добрых дел!

Ребята удивились, как много добрых дел они сделали.

Как бы жизнь не летела -

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело -

Тем живем на земле.

Заключение

В нашем исследовании мы ответили на вопрос, что означают понятия «добро» и «зло», рассмотрели соотношение добра и зла в жизни человека. Проведя мониторинг, узнали мнение взрослых и детей о добре и зле. Убедились, что люди хотят видеть рядом добрых людей, но и сами совершают немало добрых поступков. Подводя итог нашего исследования, хотим верить, что оно принесёт большую пользу, ведь Аристотель сказал: «Не для того мы рассуждаем, чтоб знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми». Наши одноклассники уже другими глазами посмотрели на окружающий мир, стали внимательнее и добрее друг к другу.

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Мы составили правила доброты, пользуясь которыми станем по-настоящему добрыми.

    1. Помогать людям.

      Защищать слабого.

      Делиться последним с другом.

      Не завидовать.

      Прощать ошибки другим.

ПОМНИТЕ: Попробуй не наступить, а уступить.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

\ Не кричать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.

ПОПРОБУЙТЕ – И ВЫ УВИДИТЕ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ВАШИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙТЕСЬ РАДИ ВАС САМИХ НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ .

И ЕЩЁ ПОМНИТЕ:

Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.

Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.

Твори добро
По велению души
Не позволяй
Сиюминутного суда
Постой
Остынь
Поверь
Оружье сильных - доброта.

Список литературы

    Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1988.

    Крылатая мудрость / сост. А.П. Куцко/ - Ростовское книжное издательство, 1978.

    Периодические издания.

    Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского/ . - М.Просвещение, 1990.

    Философская энциклопедия. т. 2. - М.: Просвещение, 1962.

    Энциклопедия К и М, 2007 г

Приложения

Приложение 1

Анкета «Добрый ли вы человек?»

  1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?

    Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?

    Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?

    Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

    Любите ли вы злые шутки?

    Вы злопамятны?

    Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?

    Умеете ли на практике применять свои способности?

    Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?

    Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

    Вы охотно выполняете просьбы?

    Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Результаты анкеты

Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.

От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.

Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…

Приложение 2

А сейчас, давайте представим себе, что МЫ НА КОСМИЧЕСКОМ КОРАБЛЕ ПОЛЕТИМ НА ПЛАНЕТУ ДОБРА. КОГО ВЫ БЫ ВЗЗЯЛИ С СОБОЙ?

добрый злой
заботливый эгоист
справедливый самолюбивый
внимательный грубый
вежливый лживый
чуткий жадный
гуманный
надежный
верный
душевный
жалостливый
сочувствующий

Тест «Согласен – не согласен».

У таланта, способностей есть предел. У добра предела нет.

    В наших условиях абсолютно добрый человек выжить не сможет.

    Добро обязательно победит зло.

    Доброе дело на век.

    Лихо помнится, а добро никогда не забудется.

    Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

    « Чем отомстить своему врагу, старайся сделать ему как можно больше добра».

Приложение 3

Добро и зло

ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

АНКЕТА

Уважаемый школьник! Нам очень важно узнать твое мнение о том, что ты знаешь о добром и злом. Заранее благодарны тебе за участие в нашем исследовании.

1. К чьему мнению ты всегда прислушиваешься?

а) родители

б) друзья

в) учителя

г) одноклассники

д) другое (кто именно) _____________________________________

2. На кого ты хотел бы быть похожим?

а) героя фильма или мультфильма (кого именно) _____________________________

б) историческую или реальную личность (кого именно) ________________________

в) героя книги (кого именно) _______________________________________________

г) на кого-то иного (кто именно) ____________________________________________

3. Какого, на Ваш взгляд, человека можно назвать добрым и почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. У Вас в руках волшебная палочка. Вы хотели бы кому-то помочь? Кому именно?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какого, на Ваш взгляд, человека можно назвать злым и почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ваш пол: мужской женский Ваш возраст ____________ лет

В каком классе вы учитесь________

Приложение 4

Животные различают добро и зло

Животные не лишены чувства морали, которое позволяет им отличать добро от зла, - подтверждают последние исследования ученых. А ведь до недавних пор считалось, что человек обладает своего рода монополией на мораль.

Тем не менее, понятие этики не чуждо и животным, - считают специалисты. В начале этого года группа ученых, возглавляемых Франсом де Ваалом (Frans de Waal), уже получила подтверждение того, что мораль есть у обезьян-капуцинов: как выяснилось, награды и поощрения в виде пищи радуют их намного больше, когда еды хватает на всех членов семьи. Тем не менее, приматами дело не ограничивается.

Профессор университета Колорадо, эколог Марк Бекофф (Marc Bekoff) считает, что мораль присуща всем млекопитающим, и именно благодаря ей возможно совместное обитание в одной группе даже весьма агрессивных животных, что привыкли конкурировать. Ученый много лет посвятил сбору доказательств того, что врожденное чувство справедливости - прерогатива не только человека, но и разных видов животных.

Результаты своего труда Марк Бекофф представил в книге Wild Justice («Дикое правосудие»), в которой он говорит: «Вера в то, что у людей есть моральность, а у животных ее нет, - это устоявшееся предположение, но появляется все большее количество доказательств того, что это не так. Моральные нюансы могут отличатся, но они есть. Нравственные принципы у разных видов специфичны, и поэтому их трудно сравнивать между собой и с человеческой моральностью».

В частности, исследователям приходилось наблюдать, как некоторые животные способны проявлять сочувствие в отношении представителей других видов. Профессор Бекофф, написавший книгу совместно с философом Джессикой Пирс (Jessica Pierce), напоминает, что «известны случаи, когда дельфины помогали людям спасаться от акул, а слоны способствовали побегу антилоп из ограждения».

Мнение Бекоффа разделяют не все ученые, но многие специалисты признают, что не могут спорить с тем, что у животных есть некоторые психологические характеристики, которые ранее считались исключительно человеческой особенностью.

«Я не верю в то, что животные обладают моралью в том же понимании что и люди, - с хорошо развитым и аргументированным чувством «хорошего» и «плохого», - комментирует профессор Фран де Вааль, добавляя, что все же чувство эмпатии и кооперации гораздо старше, чем человек. «Человеческая мораль не появилась просто так, она выросла из психологии приматов, у которой – древние корни, и я согласен, что разные животные демонстрируют много одинаковых тенденций и проявляют яркую социальность».

Волки

Волки обитают в тесных группах, жизнь в которых регулируется строгими правилами. Если стая становится слишком большой, ее члены не могут сблизиться достаточно для того, чтобы продолжать совместное существование – и группа распадается. Волкам также свойственно демонстрировать справедливость. Во время игры, доминирующие члены стаи общаются с волками, что стоят ниже на «лестнице значимости» в стае, позволяя тем себя покусывать и демонстрируя своего рода покорность. По словам профессора Бекоффа, без некоего морального кодекса такое поведение было бы невозможно.

Койоты

Детеныши койотов, которые много и сильно кусают других членов стаи, «изолируются» от группы или и вовсе изгоняются.

А эксперименты с собаками-домашними питомцами показали, что животные делятся едой, когда ее получает только один из них.

Слоны Слоны – необычайно социальные и эмоциональные животные. Результаты исследования Дугласа Гамильтона (Douglas Hamilton) из университета Оксфорда намекают на то, что слоны способны испытывать сострадание и помогать раненным и заболевшим членам стада. Или даже представителям других видов. Так, в 2003 году стадо из 11 южноафриканских слонов спасло антилопу, которая содержалась в ограждении.

Грызуны

Лабораторные исследования показали: крысы не станут брать предложенную им еду, если знают, что это может причинить боль другому представителю их группы. Так, группа крыс стала отказываться от еды, когда каждое их кормление заканчивалось электрическим шоком для группы в соседней клетке.

Летучие мыши

Те представители вида, которым на очередной охоте повезло больше, чем их «коллегам», делятся своей пищей с неудачниками. Чаще всего делятся именно с теми особями, которые уже проявляли симпатию и готовность накормить голодного. Также биологам известен пример того, как опытная самка одного из видов летучих мышей помогала другой самке родить детенышей, показывая самую удобную для этого позу.

Шимпанзе

Во флоридском центре человекообразных приматов живет единственных известный науке шимпанзе, страдающий от церебрального паралича, что не позволяет ему самому о себе позаботиться. Ученые заметили, что, хотя другие члены группы относятся к нему по-разному, он все же очень редко становится объектом проявления агрессивных чувств других самцов.

Обезьяны диана (Cercopithecus diana)

Лабораторное исследование показало, что более молодой и способный самец, научившись добывать себе пищу путем опускания жетона в автомат, начал заботиться и о старой самке, которая не смогла выучить прием. Он поднимал брошенные ею жетоны, вставлял в специальное отверстие и разрешал ей есть полученную пищу. Так как никакого поощрения за эти действия у самца не было, профессор Бекофф считает, что это яркий пример действий, выполняемых за счет «внутреннего морального компаса».

Кроме того, новые исследования неврологов подтвердили, что у таких «дальних родственников»-млекопитающих, как киты и дельфины, структура участка мозга, отвечающего за эмпатию, очень напоминает человеческую.

ПРОЕКТ «Добро и зло в жизни человека»

Выполнили учащиеся 4 класса

Введение

1. Понятия добра и зла

3. Символы добра и зла в истории и в представлении детей

2. Дерево добрых дел

Заключение

Список литературы

Введение

Готовясь к конкурсу чтецов, мы наткнулись на стихотворение Юлии Друниной « Стираются лица и даты…».

Стираются лица и даты,

Но всё ж до последнего дня

Мне помнить о тех, что когда-то

Хоть чем-то согрели меня.

Согрели своей плащ-палаткой,

Иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем на столике шатком,

Иль попросту добрым лицом.

Как праздник, как счастье, как чудо

Идёт Доброта по земле.

И я про неё не забуду,

Как я забываю о зле…

Мы задумались над вопросами: что означают понятия добро и зло , почему о добре помнят, а зло стараются забыть, что порождает добро и зло, какой он, добрый человек, в чем выражается доброта, когда и как она складывается у детей? Сейчас, когда в нашем сложном и тревожном мире многие идеалы развенчаны, от многих, казавшихся нам незыблемыми, истин мы вынуждены отказаться, особенно тяжело нам, юным душам, мечущимся в поисках нравственной опоры. И мы все чаще и чаще обращаемся к непреходящим общечеловеческим ценностям: совесть, честь, долг, счастье, добро и зло. Люди всегда задумывались над проблемами добра и зла: философы, политики, писатели, поэты, музыканты, живописцы. Некогда Сократ полагал: «Люди поступают дурно только потому, что не знают, что считать добром, а что - злом».

Так возникла тема нашего исследования «Добро и зло».

В своем исследовании мы поставили определенную цель - рассмотреть соотношение добра и зла в мире.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Определить добро и зло как категории этики, как понятия морального сознания;

Расширить знания о таких качествах, как добро и зло,

Подвести к мысли о необходимости совершать добрые дела,

Поднять проблему добротворчества.

В своей гипотезе предполагаем, что если ребята будут знать о понятиях добра и зла, то будут добрее.

В процессе работы нами были использованы следующие методы исследования:

1. Наблюдение

2. Сбор необходимой информации

3. Интервьюирование

4. Эксперимент

5. Анализ, обобщение.

I глава. Что такое добро и зло

1. Понятия добра и зла

С самого начала своей жизни человек познает и хорошее, и плохое. Даже малыши задают такой вопрос: “Что такое – хорошо и что такое плохо?”. Хорошо и плохо – это прежде всего – добро и зло.

Чтобы узнать, что такое добро и зло мы обратились в библиотеку

В библиотеке мы узнали следующее:

Добро и Зло - категории этики.

ЭТИКА (от греч. ethos - обычай, нрав) - философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.

МОРАЛЬ (от лат. moralis - нравственный) -
особая форма общественного сознания, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.
Добро - это основная моральная ценность .

Зло - противоположность добра; от понимания зла зависит также и определение понятия добра.
Если говорить о добре и зле как о моральных качествах, то они обычно рассматриваются в свете
отношений между людьми .

Так что же лежит в основе определения добра и зла? Где оно? Вы не найдете его в окружающем мире, оно - в человеке, т.е. в вас. Если кто-то сделал вам что-то хорошее, то именно он стоит на позиции добра, а не вы. Чтобы прийти к добру, вам самому нужно нести в мир добро. И каким бы добрым ни был мир вокруг вас, вы не становитесь добрым человеком автоматически.

Добро - это все хорошее, положительное.

Зло - все плохое, отрицательное.

Гласит легенда, в смутное то время,
Воды с тех пор немало утекло,
Сев на коней, слегка поправив стремя,
Сражались на Земле Добро и Зло.
И белого коня вперед направив,
Добро открыто мчалось на врага.
Но Зло, оно не соблюдает правил,
Ударило ножом исподтишка.
Добро едва успело увернуться,
А может, ему просто повезло,
С тех пор они сражаются, дерутся,
И кто из них сильней, Добро иль Зло?
Вот, кажется, Добро уж победило,
Мы воспоем победу храбреца,
Но живо зло, оно лишь затаилось,
Оно не умирает до конца.
И что поделать, им не примириться,
Никто из них не может победить.
Менялись их доверенные лица,
Добро и Зло – их некем заменить.

Древние мудрецы говорили, что каждый человек состоит из двух частей: добра и зла, белого и черного.

Очень хорошо описывает борьбу добра и зла в человеке притча «Два волка»

Притча "Два волка".

Как-то давно, старик открыл своему внуку одну важную жизненную истину:

В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

2. Энциклопедия мудрых мыслей

Проблема добра и зла волновала человечество всегда и лучшее доказательство этого высказывание великих мыслителей.

«Злой человек вредит самому себе прежде, чем вредит другому». В. Гюго

« Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». Л.Н.Толстой

«Там, где нет различия между счастьем и несчастьем, между радостью и
горем, там нет различия и между добром и злом. Добро - это утверждение; зло - отрицание стремления к счастью». Л.Фейербах.

«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла». В. О. Ключевский

«Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное». Л.Толстой

«Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое.
Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид». В. Розов

«Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели». А. Грин

Пословицы и поговорки:

Злой плачет от зависти, а добрый – от радости.

Добро – не лихо, ходит тихо.

Добра желаешь – добро и делай.

Доброе дело без награды не останется.

Доброе смолчится, худое молвиться.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Доброму и сухарь в пользу, а злому и мясное не впрок.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Не ищи красоты, ищи доброты.

Добро творишь - себя возвышаешь, зло творишь - себя унижаешь.

Лучше всех знает, что такое добро тот, кто испытал зло.

Спеши делать добро.

Добрые дела красят человека.

Без добрых дел нет доброго имени.

Жизнь дана на добрые дела.

Злой не верит, что есть добрые люди.

Добро век не забудется.

Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит

От добра – добра не ищут.

Доброе сердце лучше богатства.

Доброе слово – половина счастья.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Доброе слово и кошке приятно.

Добро, сделанное втайне, оплатится явно.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Не ищи красоты – ищи доброты.

Доброе дело дороже богатства.

Красоту уносят годы, доброту не унесут.

3. Символы добра и зла

С раннего детства старшее поколение на разных примерах объясняет нам понятия добра и зла. Добро представляется: солнышком, зеленной травой, голубым и безоблачным небом, радостной улыбкой, ласковым словом. Зло же принимает темный и мрачный колорит бури, непогоды, сильного дождя, темноты, серой тучи. На уроках рисования нас тоже знакомили с символами добра и зла.

Мы предложили ребятам изобразить в рисунках, как они представляют добро и зло.

Обобщая полученные материалы, можно прийти к выводу, что дети различают понятия добра и зла.

II глава. Что думают о добре и зле взрослые и дети

1. Анализ опроса детей и взрослых

Мы решили сравнить мнение детей и взрослых о добре и зле, для этого составили анкеты (приложение 1) и провели опрос.

А. Что такое добро и зло?

Что думают о добре и зле взрослые

Что думают о добре и зле подростки

Ответы наших сверстников

По представлениям бабушек и дедушек - проживших долгую жизнь, добро - это труд, а зло - это отсутствие труда, что ведет к бедности.

Добро и зло - это: здоровье и недуг, старое доброе и новое чужое, веселье и несвобода, нравственность и безнравственность.

Люди среднего поколения говорили о том, что семья - добро, основополагающая категория человеческого существования. Семейные традиции, рождение ребенка, взаимопонимание в кругу близких людей - все это носит характер добра. Вместе веселее, надежнее, одному - плохо.

По представлениям старшеклассников, добрый человек - тот, который не знает зла, поскольку зло заразительно. По их мнению, добро и зло надо рассматривать в их единстве и противоположности.

Добро - светлое, а зло - темное.

Добра должно быть много (размер слона), а зла - мало (с фалангу мизинца). Зло - тень между деверьями, а добро - солнце, которое светит на них.

Дети долго думали. И вот как они ответили:

Самое большое на свете добро:

4 ученика ответили, что это когда человек не злой;

Ещё 4 ученика – когда мир;

трое – когда есть мама и папа;

Ещё трое – чтоб помогали;

2 ученика ответили, что самое большое добро- это дружба;

двое – спасти друга;

а ещё 2 ученика – деньги;

Самое большое на свете зло:

12 учеников считают, что это война;

2 ученика – это смерть;

трое ответили, что зло – это пьянство и курение;

и ещё трое – это воровство.

Исходя из данных сведений, можно прийти к выводу, что представления о добре и зле у представителей разных поколений хотя и несколько различаются, но близко.

Б. Тест « У добра предела нет»

Из 18 опрошенных 18 человек согласны с утверждением, что добро победит зло.

17 человек считают, что доброе дело на века.

18 человек считают, что добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

14 человек считают, что вместо мести надо делать больше добра, 4 – не согласны с этим утверждением.

Из ответов видно, что люди помнят добро, уверены, что добро победит зло, но не все готовы на зло ответить добром, переступить через свою обиду.

В. Тест «Добрый ли Вы человек?»

Видя, что люди ценят доброе отношение к себе, мы решили проверить, а на сколько они добры к другим. (см. приложение)

В опросе участвовали 12 человек.

Для 7 человек – доброта вопрос случая, добры они далеко не со всеми. Это не так уж плохо, но, наверное, надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались.

5 человек стараются быть добрыми со всеми, у них много друзей, они умеют общаться с людьми и быть любезными. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь.

Г. Опрос «Какой человек полетел бы с Вами на планету добра?»

В опросе участвовали 18 человека.

добрый 18 чел. Злой - 0
заботливый 11 эгоист- 0
справедливый 12 самолюбивый - 1
внимательный 13 грубый - 0
вежливый 14 лживый - 0
чуткий 11 жадный - 0
гуманный 3
надежный 18
верный 16
душевный 8
жалостливый 2
сочувствующий 7

Из ответов видно, что люди хотят, чтобы у спутника были добрые качества, а злого с собой никто бы не взял.

Д. Ученикам давалось задание привести примеры , назвать:

1. Добро, сделанное тебе другими.

2. Доброе дело, свидетелем которого ты был.

3. Доброе дело, которое ты сделал.

4. Зло, сделанное тебе другими.

На первый вопрос дети отвечают в основном: «Мне подарили, купили, дали (что-то из вещей)». Несколько учеников ответили: «Помогают в учёбе». Один мальчик, ответил, что добро, которое ему сделали, - это помощь друга.

Второй вопрос анкеты поможет установить, видят ли дети добрые дела других людей, разбираются ли в окружающем мире. Этот вопрос заставил ребят задуматься. И в результате несколько детей ответили, что не видели добрых дел, свидетелями которых они могли быть. О чём это говорит? Ребята недостаточно чутки к окружающему миру. Некоторые давали такие ответы: кто-то кому-то что-либо купил, подарил и так далее. Один ученик сказал, что видел, как старший мальчик заступился за маленькую девочку, которую обижали одноклассники. А ученица видела, как подают деньги бедным.

На третий вопрос дети отвечают по-разному. Но суть большинства ответов такова: помощь родителям, родственникам, заключающаяся в выполнении каких – либо действий (уборка посуды, помощь в уходе за младшими братьями и сёстрами и так далее), помощь друзьям в трудную минуту, помощь бездомным животным.

Эти ответы особенно радуют. Значит дети, пусть и не все, могут сопереживать, сердце товарища или братьев наших меньших и оказывать им помощь.

Немногие добром считают то, что они другу подарили какие-то вещи. Одна девочка добром считает то, что она пригласила подругу на свой день рождения.

После «добрых» ответов переходим на «злые». Как же обстоит дело с пониманием зла?

Так как в классе большинство мальчиков, а мальчики, как известно, народ боевой, то пятая часть ответов заключается в том, что злом является драка, то, что побили, и результат этого: синяки, шрамы, царапины. Эти ответы можно понять. Мальчики в отличие от девочек не могут быть такими спокойными в своём возрасте.

Только два ученика сказали, что им не делали никакого зла. Это говорит о доброжелательности и незлопамятстве их душ. Ещё были ответы: обманули, толкнули в лужу, обозвались.

Е. Последняя методика – это сочинение-миниатюра «Если бы я был волшебником» . Цель – при анализе сочинений выявить, как раскрываются понятия добра и зла, справедливости, чуткости, милосердия, жестокости, бессердечия, лживости и так далее. Это задание было задано на дом.

Так чего же хотят дети?

Естественно, все дети любят сладости и игрушки. Но не все об этом писали. У большинства ребят первое желание – творить добро для других. Они не забывают про мир, не думают только о себе. Дети видят, что происходит на Земле. Отсюда следующие гуманные желания:

Спас бы Землю от войны, уничтожил бы зло;

Чтоб весь мир стал богатым, чтобы никто не умирал;

Чтоб все люди были добрыми;

Чтобы наш город был чистым, люди выбрасывали мусор в мусорку;

Чтобы все люди были счастливы;

Чтобы люди были здоровые;

После этих желаний дети переходят к «личным», касающиеся их семьи и школы. Дети желают добра своей учительнице. Некоторые ребята пишут желания материального плана. Они пишут о том, чего не хватает в жизни, кому – одежды, кому – домашних питомцев.

Пару мальчиков написали, что мечтают о чёрном «бумере», компьютере и множестве сладостей. Эти желания касаются только их. Они не подумали об окружающих. Но, в принципе, эти дети очень хорошие, просто воспитаны «на телевизоре».

Обобщая полученный материал, с учительницей приходим к выводу, что все дети обладают «сердцем», такими важными человеческими качествами, как чуткость, милосердие, справедливость, различают понятия добра и зла.

Конечно, необходимо всё время проводить воспитательную работу с детьми, развивать, совершенствовать такие качества души, которые необходимы ребёнку, для того чтобы вырасти настоящим Человеком.

2. Дерево добрых дел

Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?

Этой мерой измерятся
Все земные труды...
Может, вырастил деревце?
Иль очистил пруды?

Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?

Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.
(Л. Татьяничева)

Нам захотелось, чтобы у нас в классе «выросло» дерево добрых дел, на котором каждый листок – сделанное нами доброе дело. Чтобы украсить нарисованное дерево бумажными листьями, ребята сначала должны были вспомнить, а какое доброе дело они совершили в недавнее время? Написав на листочках ответы, ребята приклеивали их к ветвям. И вскоре могучий дуб обрел роскошную крону: «Я покормила голодного котенка», «Я помогал маме», «Я помог первокласснику найти шапку», «Я помог однокласснику решить задачу», «Я покормил птиц»… Сколько листьев на дереве – столько добрых дел!

Ребята удивились, как много добрых дел они сделали.

Как бы жизнь не летела -

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело -

Тем живем на земле.

Заключение

В нашем исследовании мы ответили на вопрос, что означают понятия «добро» и «зло», рассмотрели соотношение добра и зла в жизни человека. Проведя мониторинг, узнали мнение взрослых и детей о добре и зле. Убедились, что люди хотят видеть рядом добрых людей, но и сами совершают немало добрых поступков. Подводя итог нашего исследования, хотим верить, что оно принесёт большую пользу, ведь Аристотель сказал: «Не для того мы рассуждаем, чтоб знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми». Наши одноклассники уже другими глазами посмотрели на окружающий мир, стали внимательнее и добрее друг к другу.

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Мы составили правила доброты, пользуясь которыми станем по-настоящему добрыми.

Помогать людям.

Защищать слабого.

Делиться последним с другом.

Не завидовать.

Прощать ошибки другим.

ПОМНИТЕ: Попробуй не наступить, а уступить.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

\ Не кричать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.

ПОПРОБУЙТЕ – И ВЫ УВИДИТЕ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ВАШИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙТЕСЬ РАДИ ВАС САМИХ НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ .

И ЕЩЁ ПОМНИТЕ:

Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.

Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.

Твори добро
По велению души
Не позволяй
Сиюминутного суда
Постой
Остынь
Поверь
Оружье сильных - доброта.

Список литературы

Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1988.

Крылатая мудрость / сост. А.П. Куцко/ - Ростовское книжное издательство, 1978.

Периодические издания.

Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского/ . - М.Просвещение, 1990.

Философская энциклопедия. т. 2. - М.: Просвещение, 1962.

Энциклопедия К и М, 2007 г