Епископ богородский антоний призвал итальянскую паству быть свидетелями нашей веры. Состоялось наречение архим

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ возобновляет проект «Актуальное интервью», осуществлявшийся Отделом на протяжении 2012-2015 годов. За это время в рамках проекта вышло почти два десятка интервью.

В новом цикле, как ожидается, его участниками станут не только руководители Синодальных учреждений Русской Православной Церкви, как было ранее, но и епархиальные архиереи, представители общественных организаций.

Новый этап развития проекта «Актуальное интервью» откроется беседой с епископом Богородским Антонием, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, руководителем Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, управляющим Приходами Московского Патриархата в Италии.

Задать вопросы епископу Богородскому Антонию посетители сайта Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ могут по следующей ссылке с 14 по 20 марта текущего года.

Биографическая справка:

Антоний, епископ Богородский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

В 2002 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию.

17 июня 2007 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию по первому разряду и награжден премией имени митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Решением преподавательского совещания принят в число студентов Санкт-Петербургской духовной академии без сдачи вступительных экзаменов.

В сентябре 2007 г. назначен стажером службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. С октября 2007 г. — референт председателя ОВЦС МП митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне — Святейший Патриарх Московский и всея Руси). В сентябре 2008 г. назначен преподавателем Смоленской духовной семинарии.

С 5 февраля 2009 г. — личный секретарь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

5 марта 2009 г. Святейшим Патриархом Кириллом пострижен в иночество с наречением имени Антоний в честь преподобномученика Антония Валаамского в домовом храме святого праведного Филарета Милостивого Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

8 марта 2009 г. Святейшим Патриархом рукоположен во иеродиакона в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы.

С апреля 2009 г. по 8 апреля 2011 г. — руководитель личного секретариата Патриарха Московского и всея Руси.

3 апреля 2010 г. в Храме Христа Спасителя Святейшим Патриархом Кириллом рукоположен во иеромонаха с возложением набедренника.

12 июля 2011 г. указом Святейшего Патриарха Кирилла назначен секретарем приходов Московского Патриархата в Италии.

18 июля 2013 г. за богослужением в Троице-Сергиевой лавре Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архимандрита.

7 октября 2015 г. Святейшим Патриархом Кириллом в домовом храме святого праведного Филарета Милостивого Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой лавры пострижен в мантию с наречением имени Антоний в честь преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца.

Решением Священного Синода от 22 октября 2015 г. (журнал № 62) избран епископом Богородским, викарием Патриарха Московского и всея Руси, с поручением осуществлять архипастырское окормление приходов Московского Патриархата в Италии, и назначен руководителем Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

Наречен во епископа 23 октября 2015 г. в соборе Введения во храм Пресвятой Богородицы Оптиной пустыни. Хиротонисан 26 октября за Божественной литургией в Новодевичьем монастыре г. Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 28 октября 2015 г. назначен на должность настоятеля храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне г. Москвы.

Решением Священного Синода от 24 декабря 2015 г. (журнал № 89) включен в состав Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Биография:

    Антоний, архиепископ Венский и Будапештский (Севрюк Антон Юрьевич) Родился 12 октября 1984 г. в Твери.

    В 1991-1995 гг. обучался в средней школе № 19 г. Твери. В 1995 г. поступил в муниципальное образовательное учреждение «Тверской лицей», который окончил в 2002 г. с золотой медалью.

    Во время учебы в школе нес послушание алтарника и иподиакона в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери.

    В 2002 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Во время обучения нес послушания сотрудника сайта Санкт-Петербургской духовной академии и преподавателя факультативного курса английского языка. Регулярно представлял Санкт-Петербургские духовные школы на различных конференциях и семинарах.

    В 2006 г. участвовал в работе семинара молодежной организации «Синдесмос» в Брюсселе, Бельгия. В 2004-2007 гг. ежегодно принимал участие в работе летнего православного молодежного лагеря в Потамитиссе, Кипр, в качестве переводчика и руководителя русскоязычной делегации.

    В октябре 2006 г. ректором Санкт-Петербургской духовной академииархиепископом Тихвинским Константином (ныне - архиепископ Курганский и Шадринский) пострижен во чтеца в академическом храме во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

    В марте 2007 г. направлен для прохождения стажировки на православное отделение богословского факультета Университета Йоенсуу (Финляндия), во время учебы нес послушание благочинного Иоанно-Богословского храма при духовной семинарии Финской Православной Церкви.

    В июне 2007 г. по возвращении в Санкт-Петербург успешно защитил дипломную работу за курс семинарии на тему «Эсхатология в мировых религиях».

    17 июня 2007 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию по первому разряду и награжден премией имени митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Решением преподавательского совещания принят в число студентов Санкт-Петербургской духовной академии без сдачи вступительных экзаменов.

    В сентябре 2007 г. назначен стажером службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. С октября 2007 г. - референт председателя ОВЦС МП митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне - Святейший Патриарх Московский и всея Руси). В сентябре 2008 г. назначен преподавателем Смоленской духовной семинарии.

    С 5 февраля 2009 г. - личный секретарь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

    5 марта 2009 г. Святейшим Патриархом Кириллом пострижен в иночество с наречением имени Антоний в честь преподобномученика Антония Валаамского в домовом храме святого праведного Филарета Милостивого Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

    8 марта 2009 г. Святейшим Патриархом рукоположен во иеродиакона в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы.

    С апреля 2009 г. по 8 апреля 2011 г. - руководитель личного секретариата Патриарха Московского и всея Руси.

    3 апреля 2010 г. в Храме Христа Спасителя Святейшим Патриархом Кириллом рукоположен во иеромонаха с возложением набедренника.

    5 июня 2010 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию по первому разряду.

    Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года (журнал № 32) назначен клириком Свято-Николаевского ставропигиального прихода г. Рима.

    Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. (журнал № 62) освобожден от должности клирика

    12 июля 2011 г. указом Святейшего Патриарха Кирилла назначен секретарем приходов Московского Патриархата в Италии.

    18 июля 2013 г. за богослужением в Троице-Сергиевой лавре Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архимандрита.

    7 октября 2015 г. Святейшим Патриархом Кириллом в домовом храме святого праведного Филарета Милостивого Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой лавры пострижен в мантию с наречением имени Антоний в честь преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца.

    Решением Священного Синода от 22 октября 2015 г. (журнал № 62) избран епископом Богородским, викарием Патриарха Московского и всея Руси, с поручением осуществлять архипастырское окормление приходов Московского Патриархата в Италии, и назначен руководителем Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

    Наречен во епископа 23 октября 2015 г. в соборе Введения во храм Пресвятой Богородицы Оптиной пустыни. Хиротонисан 26 октября за Божественной литургией в Новодевичьем монастыре г. Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

    Указ Святейшего Патриарха Кирилла от 28 октября 2015 г. назначен на должность настоятеля храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне г. Москвы.

    Решением Священного Синода от 29 июля 2017 г. (журнал № 52) освобожден от должности управляющего Италийскими приходами Московского Патриархата и настоятеля ставропигиального храма святой великомученицы Екатерины в г. Риме. Синод постановил иметь титул «Звенигородский».

  • В сентябре-декабре 2017 г. - временный управляющий Берлинской епархией.
  • Решением Священного Синода от 28 декабря 2017 г. (журнал № 116) назначен управляющим Венско-Австрийской и Будапештско-Венгерской епархиями с титулом «Венский и Будапештский» и сохранением должности руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Также решением Синода поручено временное управление приходами Московского Патриархата в Италии.
  • 1 февраля 2018 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архиепископа.
  • 15 октября 2018 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение освободить архиепископа Венского и Будапештского Антония от временного управления приходами Московского Патриархата в Италии (журнал №77).

Образование:

2007 г. - Санкт-Петербургская духовная семинария.

2010 г. - Санкт-Петербургская духовная академия.

(Руководитель) (Правящий архиерей) (Правящий архиерей)

Научные труды, публикации:

Слово архимандрита Антония (Севрюка) при наречении во епископа Богородского.

Награды:

Церковные:

  • 2008 г. - медаль «1020-летие Крещения Руси» I ст.;
  • 2008 г. - орден «1020-лет Крещения Киевской Руси» (УПЦ);
  • 2010 г. - Крест святого апостола Марка (Александрийская Православная Церковь);
  • 2012 г. - орден прп. Паисия Величковского II ст. (Молдавская Православная Церковь).
  • 2019 г. - орден святого благоверного князя Даниила Московского III ст.

23 октября 2015 года, по окончании всенощного бдения в канун празднования Собора преподобных Оптинских старцев, в соборе Введения во храм Пресвятой Богородицы Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустыньСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Тихона (Шевкунова) во епископа Егорьевского, викария Патриарха Московского и всея Руси, и архимандрита Антония (Севрюка) во епископа Богородского, викария Патриарха Московского и всея Руси, сообщает Патриархия.ru .

Чин наречения состоялся в соответствии с определениями Священного Синода от 22 октября 2015 года (журналы №№ 62, 63).

Его Святейшеству сослужили: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского СоветаРусской Православной Церкви; архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Козельский и Людиновский Никита.

Избранные к архиерейскому служению священнослужители обратились к Святейшему Патриарху Кириллу и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническими словами.

Слово архимандрита Тихона (Шевкунова) при наречении во епископа Егорьевского

Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри!

Ныне, с упованием на бесконечное милосердие Божие и ваши святые молитвы, предстою я пред Господом Иисусом Христом и вами. В искреннем признании своей немощи и недостоинства, с осознанием высоты и великой ответственности предстоящего призвания, всецело вверяю себя водительству непостижимого и всеблагого Божественного Промысла. Ободрение нахожу в словах духовного покровителя нашей святой обители священномученика Илариона, архиепископа Верейского: «Господь милосердый да примет душу мою, сию малую лепту, вметаемую в сокровищницу Церкви для употребления на общую пользу. Воля Господня да будет» (Из речи при наречении).

Мысленно оглядываясь на пройденный до нынешнего дня путь, могу лишь вознести благодарения Господу за ниспосланные мне незаслуженные и великие благодеяния и за людей, через которых эти милости были явлены.

Тридцать три года назад Господь сподобил меня принять святое крещение, переродившее всю мою жизнь, и сразу после этого привел в Псково-Печерский монастырь, ставший моей духовной родиной. От всего сердца я сегодня хотел бы поблагодарить тогдашних — и отошедших ко Господу, и ныне здравствующих — насельников этой древней обители, и в первую очередь архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Они открыли для меня бесконечную любовь Божию к Своему созданию и не сравнимое ни с чем ощущение присутствия всемогущего Божественного Промысла в нашем мире. Самой своей жизнью эти подвижники показывали, каким может и должен быть человек: христианином — свидетелем Христовым и искренним Его учеником; монахом — находящим Бога в путях покаяния, молитвы и смиренного послушания Божественной воле; и, наконец, истинным пастырем — безраздельно живущим ради Христа и Святой Его Церкви, самоотверженным служителем Царствия Небесного и народа Божиего.

Я хотел бы вспомнить и поблагодарить митрополита Питирима (Нечаева), под руководством которого Господь судил мне продолжать церковное послушание. Он открыл для меня совершенно новую московскую церковную жизнь, где в храмах и в казенных кабинетах синодальных учреждений мне посчастливилось встретить удивительных самоотверженных и скромных тружеников Церкви, которые в самые сложные богоборческие десятилетия нашей истории жертвенно служили делу сохранения в народе слова Божиего.

Искренне благодарю я и наместников, при которых проходила моя монашеская жизнь: архиепископа Гавриила (Стеблюченко) и почившего архимандрита Романа (Жеребцова), наместников Псково-Печерского монастыря, а также архимандрита Агафодора (Маркевича), наместника московского Донского монастыря.

Особо от всего сердца благодарю моих собратий — насельников московского Сретенского монастыря, а также воспитанников и преподавателей Сретенской духовной семинарии, многочисленных наших прихожан. Вот уже двадцать два года Господь дает мне счастье быть вместе с ними, молиться и участвовать в возрождении нашей любимой обители.

Хотелось бы выразить чувства глубокой благодарности почившему Патриарху Алексию. Поблагодарить отошедшего ко Господу митрополита Лавра и ныне здравствующих архиереев и священников нашей Церкви в России и зарубежье, с которыми довелось трудиться в деле церковного воссоединения.

В те незабываемые годы, когда велись долгие и сложные переговоры с Зарубежной Церковью, Господь сподобил меня ближе познакомиться с Вами, Ваше Святейшество. Тогда я увидел, как спокойно, не обращая внимания ни на какие, даже самые активные, внешние факторы, Вы с полной отдачей исполняли возложенную на Вас миссию. Признаться, в те дни некоторые участники переговоров, в том числе и я, не смогли сразу понять и оценить всю мудрость, системность и дальновидность Вашего подхода к решению задач Церкви. Иногда казалось: быть может, что-то излишне усложняется, на что-то можно вообще не обращать внимания, что-то допустимо сделать побыстрее. И только теперь, когда минуло более восьми лет со дня подписания канонического Акта о воссоединении, вдруг понимаешь: слава Богу, а ведь ничто за это время не смогло омрачить наши отношения с Зарубежной Церковью! И стало это возможным благодаря Вашей мудрой проницательности и благожелательной, но непреклонной настойчивости в решении вопросов и проблем, которых мы тогда либо не видели, либо не предавали им значения.

Ваше Святейшество! Позвольте принести Вам глубокую сыновнюю благодарность за оказанную мне великую честь избрания во епископа Христовой Церкви. Приложу все силы, чтобы оправдать Ваше доверие и доверие Священного Синода. Прошу Вас вознести свои святительские молитвы, дабы мне достойно проходить архипастырское служение в Церкви Христовой.

Дата рождения: 12 октября 1984 г. Страна: Россия Биография:

В 1991-1995 гг. обучался в средней школе № 19 г. Твери. В 1995 г. поступил в муниципальное образовательное учреждение «Тверской лицей», который окончил в 2002 г. с золотой медалью.

Во время учебы в школе нес послушание алтарника и иподиакона в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери.

3 апреля 2010 г. в Храме Христа Спасителя Святейшим Патриархом Кириллом во иеромонаха с возложением набедренника.

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года () назначен клириком Свято-Николаевского ставропигиального прихода г. Рима.

Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. () освобожден от должности клирика Николаевского храма в Риме и назначен настоятелем ставропигиального храма в честь святой великомученицы Екатерины в Риме.

12 июля 2011 г. указом Святейшего Патриарха Кирилла назначен секретарем приходов Московского Патриархата в Италии.

Решением Священного Синода от 28 декабря 2017 г. () управляющим и епархиями с титулом «Венский и Будапештский» и сохранением должности руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Также решением Синода поручено временное управление приходами Московского Патриархата в Италии. архимандрита Антония (Севрюка) при наречении во епископа Богородского.

Награды:

Церковные:

  • 2008 г. — медаль «1020-летие Крещения Руси» I ст.;
  • 2008 г. — орден «1020-лет Крещения Киевской Руси» (УПЦ);
  • 2010 г. — Крест святого апостола Марка (Александрийская Православная Церковь);
  • 2012 г. — орден прп. Паисия Величковского II ст. (Молдавская Православная Церковь);
  • 2019 г. — св. блгв. кн. Даниила Московского III ст.
E-mail:

8.11.2015
Николай Каверин

I

Многих ревнителей не по разуму, неверно понимающих саму суть экуменизма, почему-то сильно волнует перспектива возможности будущей встречи Патриарха Московского и Папы Римского. В этом ими видится коварная «апостасия» Русской Православной Церкви и чуть ли не измена Православию.

На самом деле никакого вероотступничества в самой встрече Патриарха и Папы, если таковая состоится и при этом не будет их совместного сослужения или совершения каких-либо совместных церковных обрядов, не будут подниматься вопросы о пересмотре канонов или вероучительных истин Православия (а в этом и заключается суть экуменизма!) естественно нет. Неужели уж и вправду мы боимся, что Патриарх наш при таком дипломатическом саммите на высшем церковном уровне примет католическую веру и объявит унию? - «Не смешите мои тапочки», как любит говорить «знаток» русских пословиц и поговорок американский журналист Майкл Бом. Поистине, назидает таких горе-ревнителей псалмопевец, «тамо убояшася страха, идеже не бе страх ».

Так пусть Патриарх Московский встретится во время благоприятное с Римским понтификом, пусть они побеседуют, например, о недопустимости однополых браков, о всё возрастающем диктате евроатлантического гей-сообщества, об усилении международной практики усыновления русских детей однополыми парами, о вмешательстве в государственные, общественные и семейные уклады нигилистских неправительственных коммерческих организаций, манипулируемых американскими сетями и спецслужбами, о всём этом либеральном тоталитаризме содомского Запада с его европейскими «ценностями», против которых Россия стала надеждой мiра и последним оплотом истинного христианства , противостоящая сатанинскому проекту уничтожения человеческого рода как такового. Ведь масонский Проект Всепланетарной Либеральной Идеи, которая все более превращается в либерально-фашистскую диктатуру с ее гуманитарными бомбардировками с целью насаждения демократии во всех частях света, был зачат на Западе, окормляемом много веков Ватиканом. Да и все три агрессии Евросоюза на исторические территории России (1812, 1941, 2014 гг.) происходили под благородным видом евроинтеграции восточных схизматиков, советских унтерменшей, ватников и колорадов в западноевропейскую христианскую цивилизацию с их исконно европейскими ценностями: свободы, равенства и братства, национал-социализма и фашизма, либерализма, гей-парадов, Charlie Hebdo и прочей содомитской толерантностью без границ.

И самое главное. Такая встреча может стать настоящим инновационным миссионерским креативом : возможно иной римо-католик после встречи Папы и Патриарха заинтересуется Православием и попросит принять его в лоно нашей Русской Церкви. А возможно и сам Римский понтифик в ходе этой встречи задумается о печальных плодах либеральных западноевропейских содомских «ценностей», порожденных как раз еврокатолической цивилизацией, о церковной истории, и в результате пересмотрит некоторые заблуждения Католической церкви как в догматическом плане, так и в мировом историческом процессе. И сбудется, наконец, заветная мечта наших штатных миссионэров: Папа со всей своей много-много миллионной паствой перейдет в Православие. А это уже будет совершенно иной геополитический расклад: «Ватикан наш»! И никакие санкции против РПЦ со стороны ЕС тут уже не помогут!

Так зачем же нам упускать такой уникальный миссионерский шанс , который предоставляется в ходе встречи Русского Патриарха и Римского Папы!?

N.B. Неужели, дорогие читатели, вы и в самом деле верите в подобный «миссионерский успех», на который рассчитывают иные церковные либералы?

II

Но существуют и реальные, не вымышленные экуменические соблазны и опасности. Вот одна из них.
22 октября 2015 года Священный Синод постановил избрать викарием Московской епархии с титулом «Богородский» архимандрита Антония (Севрюка) , а 26 октября за Литургией в Новодевичьем монастыре г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Антония (Севрюка) во епископа Богородского, викария Патриарха Московского и всея Руси.

В связи с этой епископской хиротонией напомним о странном поведении о.Антония (Севрюка) на приеме у Римского понтифика 29 сентября 2011 года в составе делегации ОВЦС. Тогда в интернете появился видеосюжет, запечатлевший встречу делегации Отдела внешних церковных связей во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) с папой Римским Бенедиктом XVI и целование православными священнослужителями папской руки. Данный видеосюжет вызвал тогда немалый соблазн и недоумение у многих православных людей.


В ходе той встречи православные священники целовали руку главе Католической церкви и принимали от него благословение, а один из них даже просил папу: Bless me, please («Благословите меня, пожалуйста»).

На видеоролике видно, как иеромонах Антоний (Севрюк) после священника Димитрия Сизоненко (секретаря по межхристианским отношениям ОВЦС) целует руку папе. Митрополит Иларион говорит: - Это отец Энтони, он - новый настоятель храма св. Екатерины в Риме. Он был личным секретарем патриарха Кирилла в течение четырех лет. - Этот Энтони (Антоний по-нашему ) говорит папе: - Если однажды Вы сможете посетить нас, то это будет для нас огромная честь. - Снова благодарит папу и целует папе руку.

Эту крайне соблазнительную для многих православных христиан ситуацию разъяснил в программе «Церковь и мир» телеканала «Россия 24» от 22 октября сам председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Его Высокопреосвященство митрополит Иларион (Алфеев) . По его словам, «в Ватикане существует определенный этикет , согласно которому те, кто посещают папу, целуют ему руку. Такой этикет существует и при многих других монарших дворах. Не надо забывать о том, что папа Римский является помимо того, что он глава Католической церкви, он ещё и монарх в своем государстве. Когда я его посещал, то члены сопровождающей меня делегации, - там были и священники и миряне, - спрашивали, как себя вести. Я это оставил на их усмотрение», - прокомментировал митрополит Иларион целование православными священнослужителями руки Римского понтифика.

Конечно, такое объяснение митрополита вызывает не меньшее недоумение, чем сам факт целования папской ручки. Православный христианин в своих делах, словах и мыслях должен, прежде всего, руководствоваться Священным Писанием и Священным Преданием. Разумеется, православные в мiре сем живут в окружении как инославных, так и иноверных, причем те и другие имеют свои устоявшиеся нравы и правила поведения, из которых складывается этикет. Нормы этикета могут и противоречить православной вере и благочестию, а посему не могут быть самодовлеющими для православного христианина. Говоря конкретнее, православный христианин должен отдавать себе отчет, не нанесет ли формальное следование нормам этикета урон его исповеданию и не станет ли соблазном для собратьев во Христе. Так это было испокон веков. Например, святой благоверный князь Михаил Черниговский и его боярин Феодор прекрасно знали, как осуществляются официальные приемы у золотоордынского хана. Этикет требовал прохождения гостей через огонь (что знаменовало собой почитание этой неукротимой стихии и, скорее всего, было заимствовано из персидских культов), а также поклонение некоему изваянию. Святые мученики Михаил и Феодор были поставлены перед выбором: соблюсти этикет и тем самым отречься от Христа или соблюсти благочестие и тем самым вызвать гнев хана. Святые мученики выбрали второе, несмотря на то что хан был монархом , - и за это удостоились царствования на Небесах, т.е. истинного монаршества.

В Ватикане до недавнего времени тоже существовал своеобразный этикет. Лица, приглашенные к папе или просившие у него аудиенции, должны были припасть к его ногам и поцеловать его туфлю. Но так как этикет был нарочито одиозным (ведь папу посещали и высокие сановники из мусульманского мiра, которые, разумеется, этому не следовали), то от него мало-помалу пришлось отказаться.

Целование папской руки и испрашивание у него благословения является суррогатом отмершей нормы, а значит - не несет в себе никакого обязательного характера даже для светских лиц, а уж тем более для православного духовенства. Кстати сказать, ни Президент, ни глава Правительства, ни Министр иностранных дел Российской федерации (а уж последний в силу своей должности и статуса прекрасно знаком со всеми тонкостями дипломатического этикета ) при посещении в Ватикане Римского папы не лобызали папскую руку и не боялись тем самым нарушить «этикет».

Для Священного Предания Русской Православной Церкви Римо-католицизм - это нечеcтие, ересь (как, например, это следует из службы священномученику Патриарху Ермогену). А в нечестии отсутствует благодать как таковая, и никакой понтифик не способен ее преподать. Неужели православные священники из ОВЦС этого не знают? А если знают, - то зачем же они подходили к Римскому папе за мнимым «благословением»? Послужить суррогату? Ведь сам митрополит Иларион проговорился, что это оставляется на усмотрение членов сопровождающей его делегации. Значит, это вовсе не обязательный этикет, а изволение совести этих священников, в частности, о. Антония (Севрюка), которые этим поступком уже растоптали свой авторитет.

Но как это чуждо заветам тех святых, которые приняли и соблюли Православную Веру!

Приведем 32-е правило Лаодикийского Собора: «Не подобает от еретиков принимати благословения, которыя суть суесловия паче, нежели благословения».

Единственное, что можно пожелать новопоставленному епископу Богородскому Антонию, так это осознание истины о том, что чем выше сан он воспринимает, тем бóльшую ответственность пред Богом понесет.

Поистине «надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит » (Мф.18:7).


Благодатный Огонь