Елисейка, клуб заботливых мамочек. Истории детей блокадного ленинграда

Дети в блокадном Ленинграде: просто воспоминания разных людей...

«К началу войны мне не исполнилось еще и 7 лет. В октябре 1941-го после бомбежки и ранения мама водила меня на перевязку в поликлинике на Красной улице. Всю дорогу она наставляла меня, что надо не плакать, когда медсестра будет снимать, а точнее отдирать старую повязку: „Стыдно плакать. Всем трудно, тяжело, больно, не только тебе, сожми кулачки и молчи“.

»… Горожане быстро съели все свои запасы в домах. Варили похлебку из плиток столярного клея… В городе исчезли все коши и собаки… Родные уходили на работу, а я оставалась одна в пустой квартире и лежала на кровати. Уходя, взрослые оставляли мне кружку с водой и маленький кусочек хлеба. Иногда за ним приходили крысы, я называла их «кисками»
".«Мы не знали другой жизни, не помнили ее. Казалось, что это и есть нормальная жизнь – сирена, холод, бомбежки, крысы, темнота по вечерам… Однако я с ужасом думаю, что должны были чувствовать мама и папа, видя, как их дети медленно движутся к голодной смерти. Их мужеству, их силе духа я могу только позавидовать.»


«Однажды в октябре мама взяла меня с собой в булочную за хлебом… Я вдруг увидела муляж булки в витрине и закричала, что хочу ее. Очередь стала объяснять мне, что это не настоящая „булка“ и есть ее нельзя, можно сломать зубы. Но я уже ничего не слышала, не понимала, я видела булку и хотела ее. Я начала вырываться, бросаться к витрине, со мной началась истерика…»
«Школы закрывались одна за другой, потому что учеников становилось все меньше. А ходили в школу в основном из-за того, что там давали тарелку супа. Помню переклички перед занятиями, на каждой из которых звучало - умер, умер, умер…»


«Мама призналась, что не могла смотреть в наши ввалившиеся глаза, и приглушив совесть, выловила однажды в подвале такого же голодного кота. И чтоб никто не видел, – тут же его и освежевала. Я помню, что еще долгие годы после войны мама приносила домой несчастных бездомных кошек, раненых собак, разных бесхвостых пернатых, которых мы вылечивали и выкармливали.»
У мамы пропало молоко, и Верочку нечем было кормить. Она умерла от голода в августе 1942 года (ей был всего 1 год и 3 месяца). Для нас это было первое тяжелое испытание. Я помню: мама лежала на кровати, у нее распухли ноги, а тельце Верочки лежало на табуретке, на глазки мама положила ей пятаки".


«С каждым днем есть хотелось все сильнее. В организме накапливался голод. Вот и сегодня, я пишу эти строчки, а мне так хочется есть, как будто я давно не ела. Это ощущение голода всегда преследует меня. От голода люди становились дистрофиками или опухали. Я опухла и мне это было забавно, я хлопала себя по щекам, выпуская воздух, хвастаясь, какая я пухлая».
«Из всей нашей густонаселенной коммуналки в блокаду нас осталось трое – я, мама и соседка, образованнейшая, интеллигентнейшая Варвара Ивановна. Когда наступили самые тяжелые времена, у нее от голода помутился рассудок. Каждый вечер она караулила мою маму с работы на общей кухне. „Зиночка, – спрашивала она ее, – наверное, мясо у ребеночка вкусное, а косточки сладенькие?“.
»Умирали люди прямо на ходу. Вез саночки - и упал. Появилось отупение, присутствие смерти рядом ощущалось. Я ночью просыпалась и щупала – живая мама или нет".


"… Мама оказалась в больнице. В итоге мы с братом остались в квартире одни. В какой-то из дней пришел отец и отвел нас в детский дом, который находился около училища Фрунзе. Я помню, как папа шел, держась за стены домов, и вел двоих полуживых детей, надеясь, что, может быть, чужие люди их спасут".


«Однажды на обед нам подали суп, а на второе котлету с гарниром. Вдруг сидящая рядом со мной девочка Нина упала в обморок. Ее привели в чувство, и она снова потеряла сознание. Когда мы ее спросили, что происходит, она ответила, что не может спокойно есть котлеты из мяса своего брата…… Оказалось, что в Ленинграде во время блокады ее мать зарубила сына и наделала котлет. При этом мать пригрозила Нине, что если она не будет есть котлеты, то ее постигнет та же участь.»
«Ко мне вышла сестра, посадила меня на скамейку и сказала, что мама недавно умерла. …Мне сообщили, что все трупы они увозят в Московский район на кирпичный завод и там сжигают. …Деревянный забор почти полностью разобрали на дрова, поэтому подойти к печам можно было довольно близко. Рабочие укладывали покойников на транспортер, включали машины, и трупы падали в печь. Создавалось впечатление, что они шевелят руками и ногами и таким образом противятся сжиганию. Я простояла в остолбенении несколько минут и пошла домой. Такое у меня было прощание с мамой».


«Первым умер от голода мой родной брат Леня - ему было 3 года. Мама на саночках отвезла его на кладбище, захоронила в снегу. Через неделю пошла на кладбище, но там валялись лишь его останки – все мягкие места были вырезаны. Его съели».
«Трупы лежали в комнате - не было сил их вынести. Они не разлагались. В комнате были промерзшие насквозь стены, замерзшая вода в кружках и ни крупинки хлеба. Только трупы и мы с мамой».
«Однажды наша соседка по квартире предложила моей маме мясные котлеты, но мама ее выпроводила и захлопнула дверь. Я была в неописуемом ужасе - как можно было отказаться от котлет при таком голоде. Но мама мне объяснила, что они сделаны из человеческого мяса, потому что больше негде в такое голодное время достать фарш».
«Дед сказал отцу, уходившему на фронт: „Ну что, Аркадий, выбирай – Лев или Таточка. Таточке одиннадцать месяцев, Льву шесть лет. Кто из них будет жить?“. Вот так был поставлен вопрос. И Таточку отправили в детский дом, где она через месяц умерла. Был январь 1942-го, самый трудный месяц года. Плохо было очень – страшные морозы, ни света, ни воды…»
«Однажды один из ребят рассказал другу свою заветную мечту - это бочка с супом. Мама услышала и отвела его на кухню, попросив повариху придумать что-нибудь. Повариха разрыдалась и сказала маме: „Не води сюда больше никого… еды совсем не осталось. В кастрюле одна вода“.От голода умерли многие дети в нашем саду - из 35 нас осталось только 11».

«Работникам детских учреждений пришло специальное распоряжение: „Отвлекать детей от разговоров и рассказов о пище“. Но, как ни старались это делать, не получалось. Шести- и семилетние детишки, как только просыпались, начинали перечислять, что им варила мама, и как было вкусно».

«Недалеко, на Обводном канале, была барахолка, и мама послала меня туда поменять пачку „Беломора“ на хлеб. Помню, как женщина там ходила и просила за бриллиантовое ожерелье буханку хлеба».
«Зима 1942 года была очень холодная. Иногда набирала снег и оттаивала его, но за водой ходила на Неву. Идти далеко, скользко, донесу до дома, а по лестнице никак не забраться, она вся во льду, вот я и падаю… и воды опять нет, вхожу в квартиру с пустым ведром, Так было не раз. Соседка, глядя на меня, сказала своей свекрови: „эта скоро тоже загнется, можно будет поживиться“
.»Помню февраль 1942 года, когда первый раз на карточки прибавили хлеба. В 7 часов утра открыли магазин и объявили о прибавке хлеба. Люди так плакали, что мне казалось, дрожали колонны. С тех пор прошел уже 71 год, а я не могу войти в помещение этого магазина".


«А потом весна. Из подтаявших сугробов торчат ноги мертвецов, город замерз в нечистотах. Мы выходили на очистительные работы. Лом трудно поднимать, трудно скалывать лед. Но мы чистили дворы и улицы, и весной город засиял чистотой».
«Когда в пионерский лагерь, где я оказался, приходила почта, это было великое событие. И мне пришло долгожданное письмо. Я открываю его и замираю. Пишет не мама, а моя тетя: „…Ты уже большой мальчик, и ты должен знать. Мамы и бабушки больше нет. Они умерли от голода в Ленинграде…“. Внутри все похолодело. Я никого не вижу и ничего не слышу, только слезы льются рекой из широко раскрытых глаз».
«Работала я в войну в семье одна. Получала по 250 граммов хлеба. Мама и старшая сестра со своей маленькой дочерью лишь по 125 граммов. Я худела, мама худела, племянница худела, а сестра пухла. Я в 17 лет весила немногим более 30 кг. Утром встанем, я каждому отрежу по полосочке хлеба, припасу по маленькому кусочку на обед, остальное - в комод… Снаряд весил 23-24 килограмма. А я маленькая, худенькая, бывало, чтобы снаряд поднять, сначала укладывала его на живот, потом вставала на цыпочки, на фрезерный станок ставила, потом заверну, проработаю, потом опять на живот и обратно. Норма за смену была 240 снарядов».

Верейская Елена Николаевна

Елена Николаевна родилась в 1886 году и к началу войны уже была известной детской писательницей (печаталась с 1910 года). Книгу Верейской «Три девочки» считают одной из лучших книг о войне. Три девочки-подростка дружно живут в коммунальной квартире Ленинграда, начинается война, блокада…

Из отзыва: «Книга написана немного в старомодном стиле, но о блокаде написана ПРАВДА! Как голодали, в каких условиях работали, как умирали… и т. д. Написано деликатно, для детей, о взаимовыручке, о силе духа и мужестве людей и о многом другом. Эту книгу надо читать обязательно!» .

Книга «Три девочки» была впервые напечатана в 1948 году в Лениздате, последний раз переиздана в 2016г.

Цинберг Тамара Сергеевна

Тамара Сергеевна родилась в Санкт-Петербурге в 1908 году. В Ленинграде в 1929 году Тамара Цинберг окончила Художественно-промышленный техникум. Высшее образование она получила в Москве, где училась в Высшем художественно-техническом институте. В 1936 году Цинберг вернулась в Ленинград, в грозные дни Ленинградской блокады была бойцом местной противовоздушной обороны и продолжала заниматься художественным оформлением книг. С 1941 года Цинберг стала членом графической секции Ленинградской организации Союза советских художников и активно работала в ней все последующие годы.

С Цинберг-литератором общественность смогла познакомиться в 1964 году, когда вышла в свет её повесть «Седьмая симфония» , одна из самых проникновенных книг о жизни и подвиге ленинградцев в годы Великой Отечественной войны. Цинберг написала о том, что ей было известно, выстрадано и преодолено, она посвятила её памяти своего отца.

В начале 1960 годов Тамара Сергеевна отнесла рукопись Юрию Павловичу Герману на отзыв. Он посоветовал повесть опубликовать. Книга имела успех. Повестью заинтересовались на киностудии «Ленфильм», в 1966 году по мотивам повести «Седьмая симфония» был снят фильм «Зимнее утро».

В книге автор рассказывает о людях с чистой душой и совестью, о том, как, выполняя свой долг, они ежедневно совершали незаметные, но героические подвиги. И девушки-продавщицы из булочной, и управхоз, и врач из госпиталя, и девочка Катя, которая берёт под свою опеку трёхлетнего мальчика, спасая его от смерти. И благодаря этому сама обретает силы жить дальше.

Герман Юрий Павлович

Юрий Павлович родился в 1910 году, с отцом, офицером-артиллеристом, прошёл Гражданскую войну. В Ленинграде с 1929 года, учился в Техникуме сценических искусств. Печатался с 1928 года, а в 17 лет написал роман «Рафаэль из парикмахерской». Однако профессиональным литератором стал считать себя после выхода романа «Вступление» (1931), одобренного М. Горьким.

В годы Великой Отечественной войны Ю. Герман служил писателем-литератором на Северном флоте и на Беломорской военной флотилии в качестве военного корреспондента. Он всю войну пробыл на Севере. За годы войны написал несколько повестей («Би хэппи!», «Аттестат», «Студеное море», «Далеко на Севере») и пьес («За здоровье того, кто в пути», «Белое море»).

Книга Юрия Германа «Вот как это было» о блокаде Ленинграда написана от лица мальчика, которому в начале книги 7 лет. Рассказ о войне и блокаде, какими их видел маленький Миша. Ребёнок остаётся ребёнком даже в самые трудные времена - с детской непосредственностью мальчик рассказывает о своих героях-родителях, о раненых моряках и лётчиках, с которыми познакомился Миша. Детским забавам здесь тоже есть место.

Но, несмотря на лёгкий и даже задорный тон повествования, читатель всё же понимает, каким страшным испытанием была блокада для города и его жителей. Написано очень щадяще, автор ориентирован на маленьких детей и явно бережет детскую психику. Но Герман есть Герман, впечатление сильное. Впервые издана в 1978 году, последнее переиздание в 2017 г.

Адамович Алесь (Александр) Михайлович и Даниил Гранин

Алесь Михайлович родился в 1927 году. Во время оккупации воевал в партизанском отряде в Белоруссии. Окончил филологический факультет Белорусского университета, доктор филологических наук. Окончил московские Высшие курсы сценаристов и режиссёров. Последние годы жизни был директором Всесоюзного НИИ кинематографии в Москве. Печатался как критик, прозаик и публицист. Произведения Адамовича переведены на 21 язык.

О своей партизанской юности он написал роман-дилогию «Партизаны», (часть 1 - «Война под крышами», часть 2 - «Сыновья уходят в бой»). Им была написана книга «Я из огненной деревни». Он и его соавторы опрашивали людей, которые во время войны в Белоруссии спаслись и сумели сбежать из истребленных деревень, и записали их рассказы. Это тяжёлые, страшные рассказы. Книга имела успех в Белоруссии, была переведена на русский язык и за границей.

Но наиболее известен читателю Алесь Адамович «Блокадной книгой» , которую он создал вместе с известным ленинградским писателем Д. Граниным в период 1977-1981 гг. Он предложил Гранину сделать то, что он делал в Белоруссии на ленинградском блокадном материале.

Даниил Гранин родился в 1919 году, к началу войны уже окончил институт и работал инженером на заводе (печататься начал в 1949 году). Всю войну провёл на фронте. Когда началась ленинградская блокада, Гранин служил в частях, находившихся рядом с городом. Солдаты видели, как город бомбили, обстреливали, но плохо представляли, что творится в самом городе, хотя голод ощущали на собственной шкуре. Когда на передовую приезжали концертные бригады из Радиокомитета, и артистов угощали пшенной кашей, была понятна степень их голода — это был другой голод, не окопный, хотя и того хватало, чтобы отправлять время от времени в госпиталь дистрофиков и опухших.

Гранин считал, что знает, что такое блокада. Когда к нему в 1974 г. приехал Алесь Адамович и предложил писать книгу о блокаде, записывать рассказы блокадников - он отказался. Считал, что про блокаду всё уже известно. Несколько дней шли переговоры. Наконец, поскольку у них были давние дружеские отношения, Адамович уговорил Гранина хотя бы поехать послушать рассказ его знакомой блокадницы. Потом съездили к ещё одной блокаднице. И Гранин увидел, что существовала во время блокады неизвестная никому внутрисемейная и внутридушевная жизнь людей, она состояла из подробностей, деталей, трогательных и страшных, необычных.

В конце концов, работа была начата. То, что Адамович — не ленинградец, а белорус и прошёл войну партизанскую, и у авторов была большая разница представлений о войне, о фронте, имело свои преимущества. Свежий взгляд Адамовича на Ленинград, на ленинградскую жизнь, вообще, на жизнь большого города, помогал ему увидеть то, что для Гранина давно стёрлось, - не было удивления, особых примет того военного времени.

Тогда, в середине — конце семидесятых годов - блокадников было ещё много. Блокадники передавали авторов друг другу. Они ходили из дома в дом, из квартиры в квартиру, выслушивали, записывали на магнитофон рассказы.

Оказалось, у каждого есть свой рассказ, у каждого своя трагедия, своя драма, своя история, свои смерти. Люди и голодали по-разному, и умирали по-разному. Было собрано 200 рассказов и ничего не повторилось.

Когда авторы приходили, блокадники большей частью не хотели ничего рассказывать. Не хотели возвращаться в ту зиму, в те блокадные годы, в голод, в смерти, в своё унизительное состояние. Но потом соглашались. У людей была потребность рассказать, чтобы освободиться. Когда эти рассказы слушали дети блокадников, оказывалось, что они слышали впервые о том, что происходило в этой квартире, в этой семье.

Во многих рассказах, как правило, женских, были подробности быта, того, что творилось на малом участке - очередь, булочная, квартира, соседи, лестница, кладбище. Примерно из десяти рассказов один был гениальный; два-три рассказа - талантливых, очень интересных. Но даже из невнятных иногда рассказов всё равно всегда всплывали впечатляющие детали и подробности.

А потом из этих рассказов долго и мучительно создавалась книга. О чём?

Во-первых, - об интеллигенции и об интеллигентности . Ленинград - город, который отличался высокой культурой, интеллектом, интеллигенцией, своей духовной жизнью. Авторы хотели показать, как люди, которые были воспитаны этой культурой, смогли оставаться людьми, выстоять.

Второе, что они хотели, - показать пределы человека. Мало кто мог представить себе возможности человека. Человека, который не просто отстаивает свою жизнь, а чувствует себя участком фронта. Люди понимали, что до тех пор, пока город живой, он может отстаивать себя.

Издавать «Блокадную книгу» в Ленинграде было запрещено до тех пор, пока городом руководил первый секретарь обкома Г. Романов. Первая, журнальная, публикация состоялась в Москве. И только в 1984 году книга впервые вышла в издательстве «Лениздат». В предисловии к книге рассказана история её создания и первых публикаций. Переиздана в очередной раз в 2017 г.

Крестинский Александр Алексеевич

Александр Алексеевич родился в 1928 году в Ленинграде. Писатель и поэт, переживший блокаду в подростковом возрасте. В 1950 годы преподавал в школе историю и литературу, работал старшим пионервожатым, «ставил с ребятами спектакли, водил их в турпоходы». В 1960 работал в ленинградском детском журнале «Костёр» и публиковался под псевдонимом Тим Добрый.

Первые публикации (стихи для детей) появились в 1958 году. После выхода книги «Туся» (1969) стал известен как автор детских повестей и рассказов для среднего и старшего возраста (выпустил более 10 книг). А также, переводил поэзию, составлял сборники и альманахи для детей, под его редакцией вышел альбом «Рисуют дети блокады» (1969).

В рассказах из цикла «Мальчики из блокады» (1983 г.) Крестинский рассказывает о том времени глазами детей, которых Война лишила самого главного – детства. Несколько рассказов и повесть в автобиографичном сборнике Крестинского - это жизнь ленинградских ребят до войны и во время блокады. Они были детьми - играли, мечтали о победоносных битвах, пока фашисты под стенами города не обратили их фантазии в реальность. Книга «Мальчики из блокады» была переиздана издательством «Самокат в 2015 г.

Сухачёв Михаил Павлович

Михаил Павлович родился в 1929 году, мать одна кормила и воспитывала девятерых детей. Пережив блокаду Ленинграда и приняв активное участие в обороне города, подросток Михаил Сухачев был награжден медалью за оборону Ленинграда. Избрал путь лётчика-истребителя и стал лётчиком 1-го класса. После окончания Военно-воздушной академии был оставлен там на преподавательской работе, стал кандидатом военных наук, доцентом академии.

Затем появилась книга «Там, за чертой блокады» . Герои повести, ленинградские подростки Виктор Стогов, Валерка Спичкин, Эльза Пожарова, знакомые читателю по книге «Дети блокады». В новой повести, которая читается как самостоятельное произведение, рассказывается об их дальнейшей судьбе. Оставшись в блокаду без родителей, они обрели вторую семью в дошкольном детдоме, устроенном в их бывшей школе, и вместе с ним были эвакуированы под Томск, в сибирскую деревню.

В 2008 г. вышла книга Сухачева «Или Цезарь, или ничто!» о разработке в фашистской Германии в 1930-1945 гг. совершенно нового для того времени ракетного оружия, с помощью которого Гитлер надеялся изменить ход Второй мировой войны на заключительном её этапе. Эту книгу Михаил Павлович подарил многим ветеранам войны и школьникам.

Семенцова Валентина Николаевна

«Лист фикуса. Рассказы о войне» , 2005 г.

Автор книги принадлежит к тому, уже не многочисленному поколению людей, которых называют « Детьми блокады» . В своих рассказах от лица пятилетней героини автор обращается к сверстникам, живущим в XXI веке, и повествует о военном детстве, о жизни маленькой девочки Вали, которой шёл четвёртый год, и её мамы в блокадном Ленинграде.

Книга адресована читателям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Это издание как раз для разговора о войне и блокаде с маленькими читателями. Без жутких подробностей, даже несколько бесстрастно, больше фактов, чем переживаний, но и этого хватает, чтобы прочувствовать весь ужас тех дней. Книга переиздавалась в 2014 г.

Пожедаева Людмила Васильевна

Людмила Пожедаева не стала писателем (работала филологом и гидрологом – ездила в экспедиции), да и мемуары эти – дневник 16-летней девочки. Повествование ведётся от лица девочки Милы, которой, когда началась война, было всего 7 лет. В 16 она решила записать всё в тетрадь, пока всё свежо в памяти, хотя такое не забудется никогда.

Описываются все события, произошедшие с ней, со знакомыми и об увиденном вокруг. О страхе и боли, которые испытала. Всю боль и горечь ребенка, оказавшегося в эпицентре тех страшных событий, 16-летняя девушка за месяц с небольшим выплеснула на страницы своего дневника воспоминаний.

Писала Мила для себя, писала только правду – себя ведь не обманешь, и не предполагала, что ее мемуары когда-нибудь кто-нибудь прочитает. Возможно, они так и затерялись бы – девчонки в этом возрасте нередко ведут дневники, песенники, опросники. «Если бы отец не порвал тогда тетрадь, не разорвал её на мелкие кусочки – «За такие художества могут и посадить», — я больше, чем уверена, что эта рукопись пропала бы, как и все остальное. А так я собрала порванные страницы, склеила их, отутюжила, кое-что – переписала — воспоминания вперемежку с рисунками и стихами. Сохранить их хотелось уже из принципа» — рассказывала Людмила Васильевна. Обнародовать свой дневник женщина решилась не сразу.

Никольская Любовь Дмитриевнав

Любовь Дмитриевна в 1941 году окончила школу. Её выпускной состоялся 21 июня, а на следующий день началась Война, с первых дней которой Ленинград подвергался массированным бомбардировкам. Несмотря на это, Никольская решила остаться в городе и поступила в мединститут, а во время блокады её зачислили в противопожарный полк обороны, бойцы которого были закреплены за семьями, чьи родители работали на заводе, а дети находились дома. На попечение Никольской было 14 семей. После войны Людмила Никольская стала писателем.

Одни из самых тяжёлых месяцев блокады пришлись на зиму 1941-42 годов. Именно это время описывает Людмила Никольская в повести «Должна остаться живой» , издана в 2010 г.

Перед нами жильцы коммунальной квартиры, но какими были их отношения между собой до войны, мы узнаём параллельно с блокадными событиями. В книге часто появляются отсылки к мирному времени, воспоминания или сны. Главная героиня — Майя, успела до войны закончить 3 класс. Но как быстро приходилось взрослеть в то время! Несмотря на весь трагизм повести, она всё же наполнена светлым оптимизмом и надеждой, что Война когда-нибудь закончится.

Дневники блокадных детей

Сохрани мою печальную историю. Блокадный дневник Лены Мухиной

Елена Мухина родилась в Уфе. В начале 1930 годов вместе с матерью переехала в Ленинград. Когда её мать заболела и скончалась, девочку удочерила тётя, Елена Николаевна Бернацкая, работавшая в то время балериной в Ленинградском малом оперном театре, потом художником в том же театре.

В мае 1941 года, в записной книжке Бернацкой, Лена начала вести дневник. С началом войны записи в дневнике носили бодрый характер, но в дальнейшем, особенно в связи с блокадой Ленинграда, их характер изменился. В них откровенно и детально описывалась жизнь в осаждённом городе: обстрелы и бомбёжки, крохотные пайки хлеба, холодец из столярного клея, смерть близких людей.

Лена внимательно фиксирует приметы блокадного быта, пытается осмыслить свои поступки и душевные движения. 7 февраля 1942 года скончалась и приёмная мать. Последняя запись в дневнике датирована 25 мая 1942 года. В начале июня 1942 года в истощённом состоянии Лена Мухина была эвакуирована в город Горький. Потом училась, работала, умерла в Москве 5 августа 1991 года.

Дневник Лены Мухиной хранится в Центральном государственном архиве историко-политических документов Санкт-Петербурга. При помощи историка С. В. Ярова в 2011 году дневник Лены Мухиной был выпущен в издательстве Азбука с его же вступительной статьей.

Документальная повесть о Тане Савичевой и ленинградцах в блокадном городе. Илья Миксон «Жила, была »

Про Капу Вознесенскую

Блокадный дневник 14-летней школьницы, ленинградской Анны Франк, найденный жильцами одной из коммуналок в 2010 году, опубликован к 70-летию Победы.

Про Аню Бирюкову

Блокадный дневник четырнадцатилетней ленинградской школьницы. Июнь 1941 — май 1943 гг. Как и Капа Вознесенская, Аня родилась в ноябре 1927 года, с разницей в несколько дней. Они непохожи — боевитая Капа и спокойная, с внутренним достоинством («но мы еще кошек не ели, так как у нас натура совсем другая…») Аня. Но общее Пережитое делает их близкими… Дневник опубликован в конце 2015 г.

Школа жизни. Воспоминания детей блокадного Ленинграда

Сборник рассказов от первого лица тех, чьё детство пришлось на тяжёлое блокадное время. Болезненные воспоминания героев, их стойкость и мужество ещё раз напоминает читателям, какой нелегкой ценой досталась Великая победа. Издан в 2014 г.

Эта книга — уникальный военный дневник ленинградской школьницы Тани Вассоевич, которая была в числе тех, кто пережил самую страшную блокадную зиму 1941-1942 годов. В январе 1942 года она похоронила своего 16-летнего брата Владимира, а в феврале свою маму Ксению Платоновну.

С самого первого дня войны до победного мая 1945 года Таня вела записи, которые замечательны ещё и тем, что содержат множество цветных рисунков. Именно они превращают дневник Тани в подлинное произведение детского изобразительного искусства времени Великой Отечественной войны. Сегодня этот исторический документ бережно хранится её сыном — профессором Андреем Леонидовичем Вассоевичем, который предпослал публикации 2015 г. военного дневника вступительную статью.

Дети блокадного Ленинграда Светлана Магаева и Людмила Тернонен

Книга подготовлена к 70-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов при участии «Московской общественной организации ветеранов – жителей блокадного Ленинграда».

Авторы в детском возрасте пережили бомбардировки и артобстрелы, лютый голод и промозглую стужу первой блокадной зимы. В книге представлены психологические портреты 126 блокадных детей разного возраста, приводятся данные о вкладе ленинградских детей в оборону города и о спасении осиротевших малышей.

Авторы, профессиональные врачи более чем с полувековым стажем, систематизировали особенности характеров блокадников, которые способствовали выживанию в экстремальных условиях: выносливость, обостренное чувство гражданского и семейного долга, ответственность, самообладание в критических ситуациях.

Все выжившие в блокаду дети состоялись в дальнейшем как незаурядные личности. На Пискаревском, Смоленском, Серафимовском и Волковом кладбищах покоятся жертвы блокады, в том числе ленинградские дети. Никто не знает, сколько детей погибло от голода, сколько убито бомбами и снарядами. По некоторым подсчетам, из 400 тысяч детей, остававшихся в городе к ноябрю 1941 г., погибло не менее 200 тысяч.

В книге собраны документальные свидетельства и воспоминания бывших детей-блокадников, сведения о том, что довелось им испытать, как удалось выжить, выстоять и помочь близким, и как сложилась жизнь после войны.

Обзор подготовила Анна

ГБДОУ д/с № 75 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Детям о блокаде Ленинграда

(для старших дошкольников)

Дети, вы любите праздники? Праздники обычно бывают шумные и радостные, с веселой музыкой, смехом, шутками. Но есть и такие, о которых говорят, что они «со слезами на глазах» - это памятные даты, о которых нельзя забывать.

В истории нашего города есть особая страница. Давным-давно (семьдесят лет тому назад) шла Великая Отечественная война. В опасности была вся наша страна (Родина, Отечество). Над нашим городом, тогда его называли Ленинградом, нависла смертельная угроза. Фашисты окружили город. Они решили уничтожить Ленинград и его жителей.

Город, как живой организм, рождается, растет, развивается, иногда и умирает. Он может болеть, а может и хорошеть. Это зависит от людей, которые любят, берегут, защищают город. Послушайте, как бьется ваше сердце. Как вы думаете, есть ли сердце у города? (Ответы).

Пока в городе живы люди, которые его берегут и защищают, пока бьются их сердца, до тех пор стучит и сердце города, город жив. Сердце нашего Санкт-Петербурга бьется уже более 300 лет.

А в те горестные военные дни фашисты окружили наш любимый Ленинград кольцом блокады. Это было страшное время. Постоянные обстрелы города, голод, холод, смерть. Длилась блокада почти 900 дней (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года). Все жители блокадного Ленинграда стали защитниками города, чтобы не отдать его врагу, ведь фашисты хотели стереть Ленинград с лица земли – взорвать и сжечь всю его красоту, уничтожить всех жителей.

Мы помним, как душило нас блокадное кольцо,

Как смерть пугала и не раз смотрела нам в лицо.

Да, были холод, голод, град снарядов, взрывов гул,

Пожаров дым. Но Ленинград стоял назло врагу.

В блокадном Ленинграде остановились трамваи, автобусы и троллейбусы. Не работало отопление, во многих домах не было света и воды. Продуктов почти не осталось. Кусочек блокадного хлеба был очень маленьким. Многие мамы отдавали свой последний кусочек ребенку, чтобы он остался жив. Но в городе работали детские сады и школы, на заводах выпускали боевые снаряды и боевую технику. Рядом со взрослыми на военных заводах трудились подростки и дети, (иногда для них приходилось подставлять ящики, чтобы они могли дотянуться до станка), дежурили на крышах домов, предупреждая пожары от зажигательных бомб и взрывов.

Работало в городе ленинградское радио. Люди слушали по радио стук сердца города – это ленинградский метроном. Передавали сообщения с фронта, но еще звучали стихи и музыка, которые тоже помогали ленинградцам быть мужественными и стойкими.

В блокадные дни,

Под обстрелом, в снегу,

Не сдался, не сдался

Наш город врагу.

Военной зимой по льду Ладожского озера к Ленинграду шли машины с продуктами, топливом и одеждой, а обратно на Большую землю эти машин вывозили раненых. Это дорога помогла сохранить жизнь многим ленинградцам, поэтому ее так и назвали – Дорога жизни.

Сквозь бури, штормы, через все преграды

Ты песнь о Ладоге лети.

Дорога здесь проходит сквозь блокаду,

Другой дороги не найти.

Эх, Ладога, родная Ладога!

Метели, шторм и грозная волна…

Недаром Ладога родная

«Дорогой жизни» названа.

Ленинград выстоял, вражеское кольцо блокады было разорвано (18 января 1943 г.), а фашистский гад, душивший город, был побежден (полное снятие блокады – 27января 1944 г.).

Сегодня мы вспоминаем и празднуем это событие. Люди приходят к памятникам защитникам Ленинграда, местам захоронения погибших защитников города и возлагают цветы, молча склоняют голову перед вечным огнем, который горит и днем и ночью, как вечная память героям. Минута молчания – это святая минута, когда головы склоняются в почтении.

Здесь место вечной памяти и скорби.

В нашем городе много монументов и памятников защитникам Ленинграда. Память о войне и победе хранят и названия улиц, площадей, проспектов и парков.(проспект Славы, проспект Непокоренных, улица Стойкости, площадь Мужества, площадь Победы, Парк победы,…)

Наш город стал вольным над вольной Невой

И мы никогда не забудем с тобой

Трагических дней Ленинградской блокады.

Как стойко сражался наш город герой,

Как смог победить он фашистского гада.

Сегодня мы празднуем день полного снятия вражеской блокады. Говорим спасибо ветеранам войны, отстоявшим наш любимый город. Пусть будут здоровы, радостны и счастливы все жители Петербурга, и большие и маленькие. Помните этот день.

Красуйся, град Петров,

И стой неколебимо

Как Россия!

Использованы материалы:

Алифанова «Первые шаги»

Ермолаева, Гаврилова «Чудесный город» (2-е издание, часть –1)

Никонова ГДОУ ЦРР №29 Василеостровского района«Урок памяти»

Дошкольникам о блокаде (СТИХИ)

Е.Никонова

СТАРЫЕ ФОТОГРАФИИ

Хранятся в каждом доме

Семейные альбомы

В них снимки чёрно-белые,

Немного пожелтелые,

Картонные страницы…

И молодые лица

На нас из прошлого глядят

И, будто с нами говорят

Как жили, как любили

И как детей растили,

Как сберегли для нас с тобой

Прекрасный город над Невой.

СТИХИ БЛОКАДНЫХ ДЕТЕЙ В.Семенцова

Пароходик-пароход

Через Ладогу идет.

Отвези поскорей

Через Ладогу детей,

Где войны и горя нет,

Защити всех от бед.

ВЕТЕРАНЫ Е.Никонова

Смотрите, сидят ветераны,

Свидетели давней войны,

Медали надев и награды,

Они к нам на праздник пришли.

Знакомые, добрые лица,

Мы знаем их по именам,

Хранители славных традиций,

Навеки завещанных нам.

ЛЕНИНГРАДСКАЯ БЛОКАДА Е.Никонова

Не знали мы блокадных дней

Далекой той войны,

Но подвиг Родины своей

Запомним свято мы.

Мы помним, как душило нас

Блокадное кольцо,

Как смерть пугала и не раз

Смотрела нам в лицо.

Да, были холод, голод, град

Снарядов, взрывов гул,

Пожаров дым. Но Ленинград

Стоял назло врагу.

Но ленинградский метроном

Звучал как сердца стук.

Он пробивался в каждый дом:

  • Живи, борись, мой друг!

С тобою вместе живы мы

И одолеем смерть,

И, не боясь могильной тьмы,

Прикажем ей: - Не сметь!

И ликовал и стар, и млад

Январским зимним днем:

  • Мы отстояли Ленинград!

Враг сломлен, побежден!

Душа навеки сохранит

Печать блокадных лет.

А наша память, как гранит –

Сильней и тверже нет.

Те отдаляются года,

Но повторим сто крат:

Мы не забудем никогда

Твой подвиг, Ленинград!

Дошкольникам о блокаде(СТИХИ)

ЮНГА Е.Никонова

Был чей-то дед артиллеристом,

Из пушки он стрелял.

А у кого-то был танкистом

И танком управлял.

А чей-то дед служил в пехоте,

В атаку он ходил.

Мой дед был юнгою на флоте,

Балтийцем дед мой был.

На крейсер он попал мальчишкой,

Почти таким, как я

Его звала «братком», «братишкой»

Матросская семья.

Он, юнга, вместе с экипажем

Ходил в поход морской.

В одном бою был ранен даже,

Но вновь вернулся в строй.

«За оборону Ленинграда»

Медаль он получил.

И эту славную награду

По праву заслужил.

***

В блокадные дни, под обстрелом, в снегу,

Не сдался, не сдался наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славится всюду их доблестный труд.

***

Истории листай страницы,

Когда по городу идешь

Колонны, арки, обелиски

Ты на пути своем найдешь.

Ближайший к д/саду обелиск - «Ржевский коридор блокады – Дорога жизни» на пересечении улиц Коммуны и Красина.

Рассмотрите с детьми барельефы и побеседуйте об увиденном.

Дошкольникам о блокаде(СТИХИ)

О.Ф. Берггольц

Сестра моя, товарищ, друг и брат!

Ведь это мы, рожденные блокадой.

Нас вместе называют «Ленинград»,

И шар земной гордится Ленинградом!

***

… мы никогда не забудем с тобой

Трагических дней Ленинградской блокады,

Как стойко сражался наш город-герой,

Как смог победить он фашистского гада!

***

Здесь место вечной памяти и скорби

Давай сейчас немного помолчим.

Ты слышишь, сколько горечи и боли

В той музыке, которая звучит?

То плачет реквием по всем погибшим,

По тем, кто здесь в сырой земле лежит.

Пусть станет эта боль утраты ближе

(Песня Т. Игрицкой)

ТАНЕ САВИЧЕВОЙ ПОСВЯЩАЕТСЯ

Была зима военная, блокадная зима.

На острове Васильевском та девочка жила.

От голода и холода погибла вся семья,

И написала девочка: «Осталась только я».

Припев: Танечка Савичева,

Нет тебя давно,

Но мы знаем номер дома

И твое окно.

Не поднялась, не выжила и на Большой земле.

Лишь записи печальные остались в девнике.

На Пискаревском кладбище сейчас и навсегда

Хранятся эти записи, чтоб помнила земля.

Припев.

Для Вас, родители!

ЛЕНИНГРАДСКАЯ БЛОКАДА

В жизни нашего города есть особая памятная страница. Шла Великая Отечественная война. Над нашим городом, тогда Ленинградом, нависла смертельная угроза. Фашисты окружили город. Они решили уничтожить Ленинград и его жителей.

Блокада города длилась почти 900 дней:

Это было страшное время. Постоянные артиллерийские обстрелы города. Голод. Холод. Смерть. Но настоящие горожане с бедой справились достойно, проявили мужество, стойкость, героизм. И город был спасён.

Может быть, в вашей семье есть люди старшего поколения, которые помнят эти дни, пусть они расскажут детям о блокаде. Покажите детям памятники и памятные места в городе, напоминающие о блокаде. Пусть дети знают, какое тяжелое испытание выдержали жители нашего города.

Ближайший к нашему детскому саду обелиск - «Ржевский коридор блокады – Дорога жизни» на пересечении улиц Коммуны и Красина.

Рассмотрите с детьми барельефы и побеседуйте об увиденном, можно сделать фотоснимки, а дома предложить ребенку нарисовать или слепить то, что запомнилось.

ВСЕХ ЛЕНИНГРАДЦЕВ, ЗАЩИТНИКОВ И ЖИТЕЛЕЙ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА

ПОЗДРАВЛЯЕМ

СО СВЯЩЕННЫМ ПРАЗДНИКОМ –

ДНЕМ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА!

День 27 января 1944 года навсегда вошёл в историю нашего города. В этот день Ленинград был полностью освобождён от вражеской блокады, закончились 900 страшных блокадных дней и ночей.

Низкий поклон всем защитникам Ленинграда, отстоявшим город в дни тяжёлых испытаний, этот подвиг останется для всего мира образцом беспримерного мужества, стойкости, несгибаемой воли к победе. Пусть процветает спасенный Санкт-Петербург - город, поднявшийся из руин и сохранивший красоту и величие для будущих поколений.

Крепкого Вам здоровья, ленинградцы-блокадники, жители осаждённого города, воины, отстоявшие и освободившие город, счастья, благополучия и долгих лет жизни! Спасибо за все, что Вы сделали для страны, для нашего любимого города, для нынешних и будущих поколений петербуржцев!

Город потерял каждого второго жителя. В битве за Ленинград погибло около миллиона солдат, матросов, и офицеров.

«Нет в мире города, который столько жизней отдал ради победы. Его история – история всей отечественной войны: если мы вошли в Берлин, это и потому, что немцы не вошли в Ленинград», – писал И. Эренбург

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена.

И победили Человек и Город.

Людмил Попова 1953 год

Взорвется ярость города глухая –

И для врагов настанет Страшный суд,

И с мест дома сорвутся громыхая,

И в наступленье улицы пойдут.

И в бой всесокрушающе-победный,

Тяжелыми доспехами звеня,

За Пулково помчится Всадник Медный,

Пришпоривая гордого коня.

Вадим Шефнер, лейтенант,

Ленинградский фронт. 1943 год


Здравствуйте, дорогие друзья! Приближается дата, мимо которой я, как житель Санкт-Петербурга, не могу пройти мимо. 27-го января – День снятия блокады Ленинграда. И если мы, взрослые, ещё помним рассказы о блокаде, которые слышали от ветеранов, то наши дети всё узнают от нас. Надо ли рассказывать о блокаде Ленинграда детям? Безусловно! Мы должны сохранить нашу историю неизменной в память о наших предках, из уважения к ним и к самим себе.

Если вы ещё не рассказывали своему ребёнку о войне, то предлагаю сначала ознакомиться со статьёй: . В общих чертах, доступным языком в ней рассказано о Великой Отечественной войне в целом. После этого можно будет приступить к рассказу о блокаде Ленинграда.

О блокаде Ленинграда детям

Савичевы

В одном прекрасном городе, Ленинграде, жила счастливая девочка Таня. Сейчас этот город называется Санкт-Петербург. Таня была самым младшим из пяти (ещё трое умерли до рождения Тани от скарлатины) и самым любимым ребёнком в семье Савичевых. Папа, Николай Родионович, был пекарем (в царское время владел пекарней, кондитерской и даже кинотеатром), а мама, Мария Игнатьевна, работала портнихой в швейной «Артели имени 1 Мая» и считалась одной из лучшей вышивальщиц.

Конечно, мама шила красивую, модную одежду и для своих детей. А дом украшали и создавали уют затейливые салфеточки, элегантные шторы, нарядные скатерти. Даже после смерти отца Тани, одних маминых доходов хватало на то, чтобы поднимать пятерых детей.

Все в семье Савичевых были музыкально одарены, особенно брат Леонид, поэтому в доме Савичевых было много инструментов и постоянно проходили самодеятельные весёлые концерты. Леонид с Михаилом играли, мама с Таней пели, остальные держались припевкой. Это была дружная, творческая, увлечённая семья.

В мае 1941-го Таня окончила третий класс, и лето Савичевы собиралась провести на Чудском озере, у себя на родине, в селе Дворищи. Начало войны изменило не только планы, но и всю жизнь некогда счастливой семьи. В этот день бабушке Евдокии Андреевне исполнилось семьдесят четыре года, семья хотела уехать после празднования её Дня рождения.

Все, кроме брата Михаила (он уехал 21-го июня), остались в Ленинграде и решили помогать Армии. Мужчины отправились в военкомат. Однако Леониду отказали по причине плохого зрения, а дяди – Василий и Алексей не подошли по возрасту. В армии оказался только Михаил. После взятия немцами Пскова, в июле 1941 года, он стал партизаном в тылу врага. Родные же считали его погибшим, так как у него было возможности передать им от себя весточку.

Сестра Нина отправилась рыть окопы в Рыбацком, Колпино, Шушарах (рядом с Ленинградом), после чего начала дежурить на вышке поста воздушного наблюдения. Женя тайком от бабушки и мамы стала сдавать кровь для спасения раненых бойцов и командиров. Леонид в две смены работал на Адмиралтейском заводе. Мария Игнатьевна была отправлена на производство военного обмундирования. Таня вместе с другими ребятами помогала взрослым освобождать подвалы от мусора, тушить «зажигалки», рыть траншеи.

Блокада Ленинграда - 900 дней ада

Наступление на Ленинград началось сразу же, в 1941 году. Взять и уничтожить город, как он хотел, у Гитлера не получилось, и тогда он пообещал Ленинград «задушить голодом и сравнять с лицом земли». Кольцо блокады сжалось вокруг Ленинграда 8 сентября 1941 года, а 13 сентября начался артиллерийский обстрел, который фактически продолжался всю войну.

***Блокада - это окружение, осада города войсками противника, напавшими на страну. Это делается для того, чтобы отрезать жителей города от внешнего мира, лишить их возможности получать продукты питания и другие товары, так как враг никого не пропускает в осаждённый город и не выпускает из него. А Ленинград ко всему прочему ещё и регулярно обстреливали, бомбили.

Неприятель ждёт, что сломленный голодом и другими бедами народ сдастся в плен или его останется так мало, что враг беспрепятственно войдёт в город, таким образом его захватив.

Было подсчитано, что за все время блокады на головы жителей города было сброшено не менее сотни тысяч бомб и около 150 тысяч снарядов. Все это приводило как к массовым смертям мирного населения, так и к катастрофическим разрушениям ценнейшего архитектурного и исторического наследия.

В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей. По радиосети людям объявляли о налётах и воздушной тревоге. Жуткий вой сирены холодил кровь. От бомбёжек прятались в бомбоубежищах, которые располагались в подвалах, подходящих для этого домов, в подземной части метро.

В осаждённом городе на тот момент оставалось около трёх миллионов жителей. Среди них было около 400 тысяч детей. Практически сразу начались проблемы с пропитанием. Самым тяжелым оказался первый год: немецкой артиллерии удалось разбомбить продовольственные склады, в результате чего город оказался практически полностью лишенным запасов продуктов питания. Постоянный стресс и страх от бомбежек и обстрелов, нехватка медикаментов и продовольствия вскоре привели к тому, что горожане стали умирать.

Голод

С первых же сентябрьских дней в городе были введены продовольственные карточки. Все столовые и рестораны были сразу же закрыты. Скот, имевшийся на местных предприятиях сельского хозяйства, был тут же забит и сдан в заготовительные пункты. Все корма зернового происхождения были свезены на мукомольные предприятия и перемолоты в муку, которую впоследствии использовали для производства хлеба.

У граждан, которые во время блокады находились в больницах, из талонов вырезали пайки на этот период. Этот же порядок распространялся на детей, которые находились в детских домах и учреждениях дошкольного образования. Практически во всех школах были отменены занятия. Однако их всё равно старались проводить. В основном это происходило в бомбоубежищах. В одной из найденных школьной тетради детской рукой написана не школа, а порядковый номер бомбоубежища.

Голод приближался неумолимо. Уже 20 ноября 1941 года норма хлебного довольствия составляла всего лишь 250 граммов в день для рабочих. Что же касается иждивенцев, женщин, детей и стариков, то им полагалось вдвое меньше – 125 грамм. Сперва рабочие, которые видели состояние своих родных и близких, приносили свои пайки домой и делились с ними. Но вскоре этой практике был положен конец: людям было приказано съедать свою порцию хлеба непосредственно на предприятии, под присмотром.

***Для сравнения возьмите в руки два яйца (не мелких). Так вот, они весят примерно 125 граммов.

При этом нужно понимать, что под “хлебом” в этом случае понимался небольшой кусок клейкой массы, в которой было намного больше отрубей, опилок и прочих наполнителей, нежели самой муки. Соответственно, питательная ценность такой пищи была близка к нулевой.

К тому же, за этим маленьким кусочком надо было ещё отстоять многочасовую очередь на морозе, которую занимали ранним утром. Были дни, когда из-за постоянных бомбежек хлебозаводы не работали и матери ни с чем возвращались домой, где их ждали голодные дети.

Других продуктов практически не было. Люди отдирали обои, на обратной стороне которых сохранились остатки клейстера, готовили из них суп. Из столярного клея варили студень. Разрезали на куски и отваривали кожаные сапоги и туфли.

Дети того времени не мечтали о чем-то вкусном. Недостижимым желанием была та еда, от которой они может быть капризничая, отказывались в мирное время.

В период зимы 1941 – 1942 годов и ростом смертности от истощения, с каждым днем стало возрастать число детей, потерявших родителей. Матери и бабушки отдавали свою пайку хлеба малышам и погибали от истощения.

Дети в блокаду

Дети в дни блокады были практически безнадзорными. Родители, старшие братья и сёстры практически сутками работали на заводах и фабриках, многие из них умирали, умирали и другие родственники. Не редко это происходило на глазах у детей. Зачастую, если позволяли силы и возраст, детям приходилось самим хоронить своих близких. Многие ребята помогали взрослым, никто не хотел оставаться в стороне.

Александр Фадеев в путевых заметках «В дни блокады» писал: «Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами».

Во время воздушной тревоги, когда жители города скрывались в бомбоубежищах, на крышах домов и школ дежурили бойцы отрядов противовоздушной обороны. Им помогали дети. «Зажигалку», которая шипела и брызгала, быстро хватали длинными щипцами и тушили, сунув в ящик с песком или сбросив вниз на землю. Нельзя упускать ни секунды, поэтому надо было быстро двигаться по покатой и скользкой крыше. Шустрым ребятам это хорошо удавалось. Пожаров могло бы быть в сотни раз больше, если бы ребятишки не смазывали деревянные чердачные перекрытия специальной смесью против возгорания, которую разработали ленинградские ученые.

Юные ленинградцы вставали к заводским станкам, заменяя погибших или ушедших на фронт взрослых. В 12-15 лет дети изготавливали детали для пулеметов, автоматов, артиллерийских снарядов. Чтобы ребята могли работать за станками, для них делали деревянные подставки. Никто не считал, сколько длится рабочий день ребёнка.

С весны и до поздней осени в 1942- 44 годах школьники работали на совхозных полях, чтобы обеспечить город овощами. Огороды тоже бомбили. Когда начинался налет, то по крику учителя снимали панамки и ложились лицом в землю. Было все: и жара, и дождь, и заморозки, и грязь. В два, в три раза перевыполняли норму ребята, собирали рекордные урожаи.

Школьники приходили в госпиталь к раненым. Они убирали в палатах, кормили тяжелораненых. Пели им песни, читали стихи, писали письма под диктовку. Заготавливали для госпиталя дрова.

Холод

В довершение всех проблем полностью вышла из строя система городского водоснабжения, в результате чего горожанам приходилось носить воду из Невы или Фонтанки. Кроме того, сама зима 1941 года выдалась на редкость суровой, так что медики просто не справлялись с наплывов обмороженных, простывших людей, иммунитет которых оказался неспособен противостоять инфекциям.

В книге «Воспоминания» Дмитрия Сергеевича Лихачёва, о годах блокады сказано:

«Холод был каким-то внутренним. Он пронизывал всего насквозь. Тело вырабатывало слишком мало тепла.

Человеческий ум умирал в последнюю очередь. Если руки и ноги уже отказались тебе служить, если пальцы уже больше не могли застегнуть пуговицы пальто, если человек больше не имел никаких сил закрыть шарфом рот, если кожа вокруг рта стала тёмной, если лицо стало похоже на череп мертвеца с оскаленными передними зубами - мозг продолжал работу. Люди писали дневники и верили, что им удастся прожить и ещё один день».

Топливо не поставляли. Для обогрева квартир люди, которые смогли найти металл, и было кому из его мастерить, использовали самодельные печки, называемые «буржуйками». Дров не было, поэтому жгли мебель, книги, паркет. Возможно, эти печи были названы так именно потому, что были не всем доступны.

Уже к середине зимы 1941 года на улицах Ленинграда не осталось кошек и собак, даже ворон и крыс практически не было. Все деревья в городских скверах лишились большей части коры и молодых веток: их собирали, перемалывали и добавляли в муку, лишь бы хоть немного увеличить её объем.

И только весной 1942 года, в связи с потеплением и улучшением питания значительно сократилось количество внезапных смертей на улицах города. В марте 1942 года все трудоспособное население вышло на очистку города от мусора.

В сентябре 1942 года в городе вновь открылись школы. Учеников в каждом классе стало меньше, многие погибли от обстрелов и голода. В школах стало необычайно тихо, обессиленные голодные дети перестали бегать и шуметь на переменах. И в первый раз, когда двое мальчиков подрались на перемене, то учителя не отругали их, а обрадовались. «Значит, оживают наши ребятишки».

Дорога Жизни

Настоящим «пульсом» блокадного города была Дорога Жизни. Летом это был водный путь по акватории Ладожского озера, а зимой эту роль исполняла его замерзшая поверхность. Первые баржи с продовольствием прошли по озеру уже 12 сентября. Судоходство продолжалось до тех пор, пока толщина льда сделала невозможным проход судов.

Каждый рейс моряков был подвигом, так как немецкие самолеты не останавливали охоту ни на минуту. Выходить в рейсы приходилось ежедневно, при любых погодных условиях. Как мы уже и говорили, по льду груз впервые был отправлен 22 ноября. Это был конный обоз. Спустя всего пару дней, когда толщина льда стала более-менее достаточной, в путь двинулись и грузовики.

Дорогой жизни производилась и эвакуация жителей.

«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня»

Сестра Женя работала по 2 смены на заводе. Ещё и сдавала кровь для раненых бойцов, сил не хватило – умерла прямо на заводе. Вероятно, чтобы не забыть дату смерти Жени, Таня решила её записать и взяла записную книжку Нины. На странице под буквой «Ж» она написала:

Скоро умерла бабушка. Ей был поставлен диагноз: третья степень алиментарной дистрофии. При таком состоянии требовалась срочная госпитализация, но Евдокия отказалась, ссылаясь на то, что ленинградские больницы и без того переполнены. В книжке Нины на странице с буквой «Б» Таня написала:

28 февраля 1942 года не вернулась с работы Нина. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Тогда то, когда прошли все сроки ожидания, мать отдала Тане, в память о сестре, ту самую маленькую записную книжку Нины, в которой девочка, начиная с декабря 1941 года, записывала даты смерти своих родных, умерших от голода.

Они не знали тогда, что Нина вместе со всем предприятием, где она работала, была спешно эвакуирована через Ладожское озеро на «Большую Землю». Письма в осаждённый Ленинград почти не ходили, и Нина, как и Михаил, не могла передать родным никакой весточки. В дневник сестру и брата Таня так и не записала, возможно, надеясь, что те живы.

Леонид, работая на Адмиралтейском заводе днём и ночью, редко приходил домой, хотя завод был недалеко от дома - на противоположном берегу Невы. Как и Жене, ему зачастую приходилось ночевать на предприятии, работали по две смены подряд.

В «Истории Адмиралтейского завода» есть такие строки: «Леонид Савичев работал очень старательно, хотя и был истощен. Однажды он не пришел на смену в цех, сообщили, что он умер…». Ему было всего 24 года. На букве «Л» Таня, объединив слова «часов» и «утра» в одно, написала:

3 апреля в 56 лет умер Василий. Таня на букве «Д» сделала соответствующую запись, которая получилась не очень правильной и сбивчивой:

Незадолго до смерти Алексею Савичеву был поставлен тот же диагноз, что и Евдокии - третья степень алиментарной дистрофии, и при этом настолько запущенная, что его не могла спасти даже госпитализация. Страница на букву «Л» уже была занята записью про Леонида и поэтому Таня сделала запись на развороте слева. По неизвестным причинам слово «умер» Таня почему-то пропустила:

Марии Савичевой не стало утром 13 мая. На листке под буквой «М» Таня сделала соответствующую запись и слово «умерла» тоже почему-то пропустила:

Очевидно, со смертью матери Таня потеряла надежду, что Михаил и Нина живы, потому что на букве «С» «У» и «О» она написала:

«Савичевы умерли».

«Умерли все».

«Осталась одна Таня».

Летом 1942 года девочку эвакуировали из Ленинграда вместе с другими истощенными голодом ленинградскими детьми в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки.

Жители откармливали и согревали сирот. Многие из них окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. 1 июля 1944 года, в возрасте 14 лет, Таня Савичева скончалась в больнице от неизлечимой болезни – прогрессирующей дистрофии. Она стала единственной умершей из всех прибывших тогда детей детского дома № 48, куда она попала после смерти матери.

Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на третьем километре блокадной «Дороги Жизни».

Прорыв

Вражеское кольцо стало возможным прорвать 18 января 1943 г. Задачей войск был прорыв немецкой обороны в самом тонком ее месте для восстановления сухопутного сообщения города с остальной территорией страны. В этот день был освобождён Шлиссельбург и очищено от противника всё южное побережье Ладожского озера. Пробитый вдоль берега коридор шириной 8-11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной.

После прорыва осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась. Непосредственно снятие блокады Ленинграда началось 14 января 1944 года. Но лишь год спустя, 27 января 1944 года наступил он, самый, наверное, памятный день для сегодняшних петербуржцев – день снятия блокады Ленинграда. Операция под названием «Январский гром» отбросила неприятеля на много километров от границы города.

Статистика и факты

900 (а точнее 871) дней и ночей длилась страшная блокада. Согласно последним исследованиям, за первый, самый тяжёлый год блокады погибло более 700 тысяч ленинградцев, а общее количество погибших за эти годы по последним данным составило более миллиона человек. Следует отметить, что только 3-4 процента из них погибло от бомбёжек, в основном люди умирали от голода и холода.

За период блокады из города были эвакуированы 1,5 миллионов человек. На 1 мая 1943 года население города составляло 640 тысяч человек.

Сила духа

Только подумайте! Во время осады ни на день не прекращался выпуск военной продукции на заводах. Работали все – мужчины, женщины, старики, подростки, дети — в полуобморочном от голода состоянии. Не становились помехой и постоянные бомбежки Кировского завода. Если в сентябре-октябре воздушная тревога, во время которой все покидали рабочие места и прятались в убежищах, объявлялась при любом количестве вражеских самолетов, то вскоре было решено не оставлять работу при налете 1-2 авиаторов. Родина нуждалась в оружии, все это прекрасно понимали…

Кроме того, в осажденном городе работала консерватория, театры давали спектакли, шли фильмы. А в 1942 году, не смотря ни на что, провели новогодние школьные ёлки. В замерзшем темном городе звучала музыка, перед ребятами выступали артисты. Но главное, что в пригласительных билетах было написано, что их ждет обед. Ребята получили небольшую порцию супа, каши – роскошная еда по тому времени. А еще в город получилось привезти мандарины, их раздавали детям. Это был самый лучший подарок от Деда Мороза. Его, прижимая под одеждой, уносили домой – маме, младшим братьям и сестрёнкам.

Вот это сила духа!

27 января официально является Днём воинской славы России - День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Детям блокадного Ленинграда

За свой недолгий путь земной
Узнал малыш из Ленинграда
Разрывы бомб, сирены вой
И слово страшное – БЛОКАДА.

Его застывшая слеза
В промёрзшем сумраке квартиры —
Та боль, что высказать нельзя
В последний миг прощанья с миром…

***
Твоя душа взметнулась в небо,
Голодное покинув тело.
А мать несла краюшку хлеба
Тебе, сынок… Да не успела…

***
Спит малыш, обняв игрушку –
Длинноухого щенка.
В мягком облаке – подушке
Сны спустились свысока.

Не буди его, не надо, —
Пусть продлится счастья миг.
О войне и о блокаде
Он узнает не из книг…

Спит ребёнок. Над Невою
Птицы белые кружат:
В путь далёкий за собою
Собирают журавлят…

(Елена Коковкина)

Мира всем нам, храни Господи!

С теплом и любовью, .

Понятия дети и война несовместимы! Однако юным ленинградцам- детям блокадного города- пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города. Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали,что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище...Много детского почему? Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.




На защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды. На защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцам в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды. Женский стрелковый батальон.


Враги подошли близко к Ленинграду и теперь могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы. Враг окружил город: подошли близко к Ленинграду и теперь могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы. Ленинград оказался в блокадном кольце. Когда в сентябре 1941 года замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось четыреста тысяч детей - от младенцев до школьников.


Днём и ночью немцы бомбили и обстреливали Ленинград: гибли взрослые и невинные дети Днём и ночью немцы бомбили и обстреливали Ленинград... Мы родом не из детства, нет! Его война у нас украла! Как будто разом отключили свет, И тьма жестокая настала. И в горле задержался смех, Рыданьем вырвавшись наружу…


Опустели цеха ленинградских заводов. Многие рабочие ушли на фронт. К станкам встали их жёны и дети. Опустели цеха ленинградских заводов. Многие рабочие ушли на фронт. К станкам встали их жёны и дети. …. И слёзы на глазах у тех, Кто провожал отца иль мужа. Мы куклы побросали, взяв лопаты, И шили не наряды, а кисеты…..


Продовольствие в Ленинграде закончилось. А в городе около 2,5 млн. людей. Чем их кормить? Далеко за кольцом блокады есть продовольствие – мука, мясо, масло. Как их доставить? Только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Эта дорога шла по воде. Продовольствие в Ленинграде закончилось. А в городе около 2,5 млн. людей. Чем их кормить? Далеко за кольцом блокады есть продовольствие – мука, мясо, масло. Как их доставить? Только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Эта дорога шла по воде. Самой страшной оказалась зима 1942 года. Только военно - автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера помогла выжить людям.






Как опустели целые кварталы, И как трамваи мёрзли на путях, И матерей, которые не в силах Своих детей на кладбище нести. Как опустели целые кварталы, И как трамваи мёрзли на путях, И матерей, которые не в силах Своих детей на кладбище нести. Без воды, без тепла, без света День похож на чёрную ночь. Может, в мире силы нету, Чтобы всё это превозмочь.






В осаждённом Ленинграде Эта девочка жила. В ученической тетради Свой дневник она вела. В дни войны погибла Таня, Таня в памяти жива: Затаив на миг дыханье, Слышит мир её слова: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года..» В осаждённом Ленинграде Эта девочка жила. В ученической тетради Свой дневник она вела. В дни войны погибла Таня, Таня в памяти жива: Затаив на миг дыханье, Слышит мир её слова: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 ян- варя в 3 часа дня 1942 года..».


А в ночи пронзает небо Острый свет прожекторов. Дома нет ни крошки хлеба, Не найдёшь полена дров. От коптилки не согреться Карандаш дрожит в руке, Но выводит кровью сердце В сокровенном дневнике: «Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года». А в ночи пронзает небо Острый свет прожекторов. Дома нет ни крошки хлеба, Не найдёшь полена дров. От коптилки не согреться Карандаш дрожит в руке, Но выводит кровью сердце В сокровенном дневнике: «Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».


Отшумела, отгремела Орудийная гроза, Только память то и дело Смотрит пристально в глаза. К солнцу тянутся берёзки, Пробивается трава, А на скорбном Пискарёвском Остановят вдруг слова: «Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года». Отшумела, отгремела Орудийная гроза, Только память то и дело Смотрит пристально в глаза. К солнцу тянутся берёзки, Пробивается трава, А на скорбном Пискарёвском Остановят вдруг слова: «Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».


У планеты нашей сердце Бьётся гулко, как набат. Не забыть земле Освенцим, Бухенвальд и Ленинград. Светлый день встречайте, люди, Люди, вслушайтесь в дневник: Он звучит сильней орудий, Тот безмолвный детский крик: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!» У планеты нашей сердце Бьётся гулко, как набат. Не забыть земле Освенцим, Бухенвальд и Ленинград. Светлый день встречайте, люди, Люди, вслушайтесь в дневник: Он звучит сильней орудий, Тот безмолвный детский крик: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!».




Но школы продолжали работать. Главным подвигом юных жителей города была учеба. Тридцать девять ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжёлые зимние дни. Это было невероятно трудно из-за морозов и голода. Все сидели в шубах, шапках и рукави-цах. Писали на старых газетах карандашами. Чернила замерзали на морозе. Вот что было написано в отчете одной из таких школ – й Октябрьского района: Из двухсот двадцати учащихся пришедших в школу третьего ноября, систематически продолжали занятия 55. Это одна четвёртая часть. Недостаток питания сказывался на всех. В декабре – январе умерло одиннадцать мальчиков. Остальные мальчики лежали и не могли посещать школу. Остались только девочки, но и те еле ходили. «Но учеба шла. Шла и пионерская работа. В том числе сбор подарков – папирос, мыла, карандашей, блокнотов для бойцов Ленинградского фронта». А после школы дети шли на крышу и дежурили там, тушили зажигательные бомбы или работали в госпитале. Но школы продолжали работать. В классах было холодно. Везде стояли печки «буржуй-ки». Все сидели в шубах, шапках и рукави-цах. Писали на старых газетах карандашами. Чернила замерзали на морозе. А после школы дети шли на крышу и дежурили там, тушили зажигательные бомбы или работали в госпи-тале.


На парте осталась открытой тетрадь, Не выпало им дописать, дочитать. Когда навалились на город Фугасные бомбы и голод. И мы никогда не забудем с тобой, Как наши ровесники приняли бой. Им было всего лишь 12, Но были они – ленинградцы. На парте осталась открытой тетрадь, Не выпало им дописать, дочитать. Когда навалились на город Фугасные бомбы и голод. И мы никогда не забудем с тобой, Как наши ровесники проняли бой. Им было всего лишь 12, Но были они – ленинградцы.








Войскам Ленинградского и Волховского фронта дан приказ: перейти в наступление, пробиваясь навстречу друг другу, разбить осаду города Ленина и соединиться. Войскам Ленинградского и Волховского фронта дан приказ: перейти в наступление, пробиваясь навстречу друг другу, разбить осаду города Ленина и соединиться.


После 7- дневных боёв войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленин- града. 18 января 1943 год После 7- дневных боёв войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленин- града. 18 января 1943 год. За залпом залп, гремит салют. Ракеты в воздухе горячем Цветами пёстрыми цветут. А ленинградцы тихо плачут. Ни успокаивать пока, Не утешать людей не надо. Их радость слишком велика – Гремит салют над Ленинградом. За залпом залп, гремит салют. Ракеты в воздухе горячем Цветами пёстрыми цветут. А ленинградцы тихо плачут. Ни успокаивать пока, Не утешать людей не надо. Их радость слишком велика – Гремит салют над Ленинградом.


Свой город отстояв ценою бед, Не сдали Ленинграда ленинградцы – Да, в нём ключи чужих столиц хранятся,- Ключей к нему в чужих столицах нет! Свой город отстояв ценою бед, Не сдали Ленинграда ленинградцы – Да, в нём ключи чужих столиц хранятся,- Ключей к нему в чужих столицах нет!



Победителям Победителям Сзади Нарвские были ворота, Впереди была только смерть... Так советская шла пехота Прямо в желтые жерла «берт». Сзади Нарвские были ворота, Впереди была только смерть... Так советская шла пехота Прямо в желтые жерла «берт». Вот о вас напишут книжки: «Жизнь свою за други своя», Незатейливые парнишки, Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, Внуки, братики, сыновья! Вот о вас напишут книжки: «Жизнь свою за други своя», Незатейливые парнишки, Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, Внуки, братики, сыновья! Анна Ахматова 1944 Анна Ахматова 1944 Издание: Песня Победы: Стихотворения. Л.: Детская литература, 1985