Других критериев. Другие свойства критериев оп

Наряду с тремя важнейшими критериями качества измерения в литературе называются и другие критерии. Линерт различает, например, следующие:

а) нормирование теста, позволяющее включать результаты индивидуального тестирования в систему соотносительных понятий.

б) сопоставимость теста, возможная благодаря параллельным формам или благодаря тестам с одинаковой валидностью. В таком случае тест можно сравнить с его "близнецом" или "двойняшкой". К тому же при групповых исследованиях в школьных классах параллельные формы затрудняют списывание;

в) экономичность теста, имеющая место в том случае, если, для проведения тестирования и обработки данных не требуется больших затрат времени и средств, если тест несложен и может использоваться в группах;

г) полезность теста, являющаяся максимальной, если существует большая практическая потребность в исследовании данного поведения и если для этой цели еще не разработано или разработано слишком мало методов. В педагогике в данном случае следовало бы проверить педагогическую значимость целей исследования. Чем значительнее исследуемое поведение, тем более, высокие требования следовало бы предъявлять к методу".

Кроме того, в педагогике необходимо учитывать в качестве важного дополнительного критерия качества измерения соответствие инструментария педагогическим задачам. Если мы хотим научиться понимать взаимосвязи, то мы не имеем права довольствоваться проверкой изолированных фактов. К этим соображениям относится и вопрос о том, какое воздействие на учащегося оказывают определенные формы проверки. Об этом мы знаем еще очень мало.

РЕЗЮМЕ

Важнейшими методическими критериями, необходимыми для проведения измерений в сфере общественных наук, являются объективность, надежность и валидность.

Объективность применительно к методике измерения означает устранение воздействия субъективных факторов со стороны лиц, проводящих исследование. Результаты учебного процесса должны изучаться различными исследователями, проводящими измерения в максимально унифицированных условиях (объективность проведения измерений). Разные лица, обрабатывающие полученные данные, при установленном тождестве фактического материала должны прийти к одинаковым результатам (объективность обработки данных), а интерпретация результатов должна быть свободна от посторонних субъективных воздействий (объективность интерпретации).

Метод исследования считается надежным или релиабильным в том случае, если с его помощью точно измеряется тот признак, который подлежит измерению, т. е, если повторное измерение того же самого признака дает те же результаты. Только объективные методы могут быть надежными и приводить к аналогичным результатам (при известном допуске) при повторном измерении (если удается исключить эффект тренировки).

Для практика важнейшим следствием определения надежности является возможность вычислить ошибку в измерении. Измерительная ошибка содержит информацию о том, в каких пределах с определенной вероятностью находится "истинное" значение успеваемости учащегося. Знание измерительной ошибки не позволит нам интерпретировать случайные различия между несколькими измерениями в качестве подлинных изменений в поведении и не приведет к ложным выводам.

Важнейшим методическим критерием является достоверность, или валидность, метода. Инструментарий считается валидным в том случае, если с его помощью измеряется то, что должно измеряться, а не что-то иное.

Применительно к школьным условиям особое значение приобретают валидность содержания (куррикулярная валидность), валидность соответствия и валидность прогноза, в то время как валидность конструкта важна прежде всего для психологических методов.

Ни одному методу не свойственна валидность вообще, но всегда только специфическая и эмпирически доказанная валидность.

НОРМЫ

В педагогической диагностике мы занимаемся сбором информации, которая представляется нам важной для оценки того или иного учащегося. Предположим, что собранная нами информация содержит следующие данные: количество ошибок, допущенных в диктанте, количество правильных решений из работы по математике, количество спонтанных ответов, полученных в течение трех занятии, количество верно выполненных заданий из теста, измеряющего интеллект. Эти сведения, однако, не слишком информативны. Нам не хватает соотносительных моментов, критериев, норм. Даже если нам известно, что кто-то допустил в диктанте 12 ошибок, то эта информация может интерпретироваться лишь в том случае, если мы знаем уровень сложности диктанта. Кроме того, мы должны были бы знать, как справились с диктантом другие учащиеся, находившиеся в аналогичных условиях, или какое количество ошибок считается допустимым для того, чтобы признать учебную цель достигнутой. Иными словами, требуется провести сопоставительный анализ.

Результат индивидуальной успеваемости учащегося мы можем сравнить:

С результатами других учащихся = социальная соотносительная норма

С прежними результатами того же учащегося = индивидуальная соотносительная норма

С поставленными учебными целями (критериями) = предметная соотносительная норма

Несмотря на то, что в данном случае имеется в виду не критерий, а направление, в котором проводится сопоставление, его цель, в литературе укоренилось выражение "соотносительная норма".

Ни в одном из названных случаев количество ошибок в диктанте не будет достаточным для проведения интерпретации. Даже при сопоставлении индивидуальных результатов нам не поможет знание того, что в предшествующем диктанте учащийся допустил 16 ошибок, а в последнем -- 12. До тех пор пока мы ничего не знаем о степени трудности диктанта, мы не можем сделать выводов о возможном улучшении ила ухудшении результатов. Для проведения социального и индивидуального сравнения лучшей опорой при интерпретации являются сопоставительные нормы.

Для проведения предметного сравнения желательно также с помощью сопоставления данных получить информацию о степени трудности отдельных слов и лишь затем определить минимум, необходимый для достижения учебной цели, предположим, 10 ошибок в диктанте. Обычно нормы разрабатывались для, проведения главным образом социальных и индивидуальных сравнений. Они должны выполнять следующие задачи:

1. Корректно и по возможности наглядно отмечать с помощью цифр индивидуальные результаты.

2. Обеспечить сопоставимость полученных данных с результатами других индивидуумов, если подобное сопоставление представляется необходимым и корректным.

3. Облегчить сравнение с результатами того же самого индивидуума, достигнутыми им в другое время.

Сведения о количестве ошибок, отметки на шкалах, данные о частотности того или иного показателя и пр. сами по себе не в состоянии выполнить эти задачи. Они должны быть соотнесены с другими данными. Можно нормировать классные работы, наблюдения, анкеты и т. д. В этой книге понятие нормы будет объясняться на примере норм для тестов, т. е. иллюстративный материал заимствуется из той области, где понятие нормы используется особенно часто.

Количество групп испытуемых

Критерии

Параметрические

Непараметрические

Одна группа

t-Стьюдента

При двух замерах:

    Т - критерий Вилкоксона

    G- критерий знаков

При 3-х и более замерах:

    L- критерий тенденций Пейджа

Связанные

t-Стьюдента

    Т - критерий Вилкоксона

    G– критерий знаков

Несвязанные

t-Стьюдента

    Q- критерий Розенбаума

    U- критерий Манна-Уитни

    *-критерий - угловое преобразование Фишера

двух групп

Связанные

    Lкритерий тенденций Пейджа

    X r 2 (хи-квадрат) – критерий Фридмана

Несвязанные

    S- критерий тенденций Джонкира

    Н - Критерий Крускала-Уоллиса

    *-критерий - угловое преобразование Фишера

Подробную информацию о применении критериев значимости различий можно посмотреть в следующих источниках:

    Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002 с. 59-63

    Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. с. 93-110

    Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. – СПб.: Питер, 2005 с. 169-172

    Рубцова Н.Е., Леньков С.Л. Статистические методы в психологии: Учебное пособие – изд-е 2-е, перераб. и доп. – М.: УМК «Психология», 2005 г. с. 56-82

    Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2001 с. 110-152

Корреляционный анализ

При проведении исследования, вы можете исследовать не один, а несколько признаков. Одна из задач исследования может заключаться в проверки наличия связи между разными изучаемыми переменными. Проверить данную связь, или взаимосвязь , можно с помощью корреляционного анализа, который показывает как изменяется один признак при изменении другого (и наоборот).

Коэффициент корреляции (r) принимает значение от 1 до -1, при этомr max =±1,r min =0. Т.е. чем ближе показатель коэффициента корреляции к единице (по модулю), тем сильнее взаимосвязь между признаками, чем ближе к нулю, тем слабее взаимосвязь. Приr=0 связь между признаками отсутствует.

Знак коэффициента корреляции говорит о направлении взаимосвязи. Отрицательный коэффициент корреляции (– r) означаетотрицательную корреляционную взаимосвязь, т.е. при увеличении значений одного признака, значения другого уменьшаются или, наоборот, при уменьшении значений одного признака, значения другого увеличиваются. Положительный коэффициент корреляции (r) означает положительную корреляционную взаимосвязь, т.е. при увеличении одного показателя, значения второго также увеличиваются, или при уменьшении одного показателя, значения другого также уменьшаются.

Пример: В группе студентов исследованы самооценка, уровень притязаний и личностная тревожность. Необходимо изучить, существует ли взаимосвязь между данными признаками. Н 0 – отсутствует взаимосвязь между переменными, Н 1 – существует значимая взаимосвязь.

Выводы в результате применения корреляционного анализа могут быть следующими:

    Обнаружена положительная корреляционная взаимосвязь между самооценкой и уровнем притязаний, т.е. чем выше уровень самооценки, тем выше уровень притязаний.

    Обнаружена отрицательная корреляционная взаимосвязь между уровнем притязаний и личностной тревожностью, т.е. чем выше уровень притязаний, тем ниже уровень личностной тревожности.

Наиболее распространенными методами корреляционного анализа являются метод линейной корреляции Пирсона и метод ранговой корреляции Спирмена. Первый метод предназначен для измерения силы линейной корреляционной связи количественных признаков и предполагает, чтобы распределение признака в каждом случае соответствовало нормальному распределению. Второй метод позволяет определить силу и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя иерархиями признаков и позволяет коррелировать данные, представленные в ранговых и номинативных шкалах, при этом распределение признака может быть любым.

Более подробную информацию о корреляционном анализе можно найти в следующей литературе:

    Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002 с. 202-250

    Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. с. 147-161

    Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. – Спб.: Питер, 2005 с. 126-137

    Рубцова Н.Е., Леньков С.Л. Статистические методы в психологии: Учебное пособие – изд-е 2-е, перераб. и доп. – М.: УМК «Психология», 2005 г. с. 116-128

    Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2001 с. 200-224

    SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей: Пер. с нем./ Ахим Бююль, Петер Цёфель – Спб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2002 с. 256-269


Поскольку случайность играет значительную роль в рыночном процессе, итоговое рыночное распределение не может быть этически релевантным. Тремя источниками всякой собственности являются инвестиции, наследство и счастливый случай, из которых лишь первый может быть назван справедливым, второй - скорее, правовым, а третий вообще не поддается оценке с позиций справедливости и права. Поэтому вытекающее из этих трех источников распределение не может быть названо справедливым, а может быть лишь «не несправедливым». Из общей теории нельзя заключить, какое конечное распределение было бы справедливым в данном конкретном случае, поскольку никто не располагает достаточной информацией для исчерпывающего анализа фактического, исторически уникального распределения. Заданы могут быть только негативные и формальные критерии справедливости распределения дохода, обеспечиваемые государством минимальные условия справедливого распределения возможностей. Материальные конечные распределения и образцовые способы присвоения общественного богатства, реализуемые с помощью государственной власти, не поддаются теоретическому обоснованию.
Отсюда следует, что хотя формальные критерии являются необходимыми и решающими условиями справедливости ценовой системы, вытекающие из правил образцы процессуальной справедливости не могут быть нам полностью безразличны. Или, говоря словами Гегеля, «принцип: игнорируй последствия действия и другой принцип: суди о действиях по их результатам, которые являются критерием добра и справедливости, - оба суть проявление абстрактного рассудка». Теория рынка, которая рассматривает цены и вытекающее из них распределение дохода, соответствующие правилам рынка и права, столь же абстрактна, как и та теория, которая пытается в каждый период осуществить определенное «справедливое» конечное состояние.
Проблема справедливости ценовой системы является мостиком между «laissez-faire» и чистыми процессуальными правилами, с одной стороны, и осуществлением конечных состояний («patterns»), с другой стороны. Государство должно гарантировать свободу действий на рынке, а также предотвращать такие соотношения цен, которые лишают людей права участия и не допускают выполнения материальной цели экономики. Государство не может понимать справедливость только с точки зрения процесса или только с точки зрения конечного состояния. Деятельность государства нацелена не на распределение того, что подлежит распределению, не на распределительную справедливость, а на обеспечение минимальных прав участия и выполнение материальной цели экономики. Это означает также, что политика не может быть определена только через жесткие правила государственного вмешательства или только через консенсус.
Проблема справедливости должна решаться в духе уместной требовательности. Политически властный элемент состоит в антиципации возможного консенсуса разумных индивидов относительно решения проблемы распределения, а не в навязывании фактически сложившегося консенсуса, поскольку последний, если он в полном смысле свободен от господства, всегда будет субопти- мальным с точки зрения справедливости. На примере проблемы справедливости видны границы редукции политической и экономической деятельности по отношению к действиям, совершаемым по правилам. Распределение не может подчиняться одному правилу или одному критерию, поскольку это приведет к игнорированию всех других критериев. Политическую проблему справедливости нельзя сводить к выполнению одного правила, она состоит в уравновешивании индивидуальных притязаний на справедливых, уместных основаниях. Проблема справедливости с трудом поддается операционализации - отсюда и ее политически рискованный характер.
Экономическая справедливость распределения рыночных возможностей не может исходить из жестко определенного представления о справедливом или оптимальном конечном распределении, потому что при этом не учитываются условия возникновения правомерных притязаний и исходная наделенность благами. В теории, которая соединяет онтологию процесса с распознаванием в этом процессе образцов поведения, справедливость должна занимать промежуточное место между чистыми процессами и моделями конечных состояний. В общественном процессе вообще не бывает конечных состояний - они образуют лишь предварительные стадии перехода к новым процессам. С другой стороны, как уже сказано, чистые процессы - без форм и образцов - вовсе непознаваемы. В чистой теории процесса есть лишь атомистические составные элементы и их конфигурации. В ней, строго говоря, не существует ни повторяющихся образцов, ни возникновения совершенно новых образцов. В то же время право и справедливость необходимо связаны с познанием стабильных образцов и «верных» законов.
В рыночном процессе и ценовой системе возникают не конечные состояния, которые можно назвать справедливыми или несправедливыми, а образцы, соотношения цен, которые можно испытать на соответствие формальным и материальным критериям ценовой справедливости. Теория ценовой справедливости - это не теория конечных состояний, а процессуальная теория справедливости ценовой системы, задающая одновременно основные предпосылки рыночного процесса и критерии его корректировки в четко определенных ситуациях. Она дополняет мысленное представление чистого процесса ценовой системы идеей материальноформальных возможностей участия в рыночном процессе и запретом упускать из виду материальную цель экономики и жизненные интересы людей ради субъективного спроса.
  1. Справедливость в обмене с природой
Одним из аспектов обязанности, состоящей в обеспечении жизненных интересов людей, является проблема обмена с природой. Этот аспект естественного права становится все более важным в связи с растущей угрозой природной среде. Обмен человека с природой связан с проблемой справедливости по отношению к природе. Эта проблема не относится к проблемам социальной справедливости и поэтому не затрагивается в теориях, в которых субъектом и объектом справедливости могут быть только люди и их общественные отношения. Справедливость обмена с природой - это тема не особенной, а общей, онтологической справедливости. Если, согласно Платону, справедливость есть нечто, связывающее и пронизывающее всю действительность, то природа также должна относиться к тому, что должно быть связано и «справедливо», и человек должен обеспечить справедливость в отношениях с ней.
Вопрос о справедливости в отношениях с природой, как и в области социального, предстает как задача посредничества между обоснованными притязаниями. Но в данном случае друг другу противостоят не притязания субъектов права, а притязания человечества на экономическую экспансию и условия сохранения природы. Справедливость по отношению к природе означает принятие ее в расчет, включение ее в дискурс ценовой системы и учет внешних эффектов, которые человеческое хозяйствование производит на природу (интернализация). Справедливость по отношению к природе требует признания за природой определенных прав независимо от ее «употребления» человеком. Человек не должен видеть в природе только экономическое благо - сырье или другие возможности пользования, он должен признавать в ней материальные ценностные качества, свойственные природе самой по себе.
Этическое требование справедливости в обмене с природой предполагает, что существуют не только права человека, но и права природы, которые человек как представитель интересов немой природы должен отстаивать против себя самого и своей тяги к экспансии. Достоинство целостности и «свобода» природы должны быть защищены. Свобода природы - это ее право на «естественное» поведение. Его надо защищать так же, как экономическая свобода защищает право человека на рациональное и целеустремленное поведение. Справедливость по отношению к природе требует признать «права» животных и растений на естественное поведение и «право» почвы на соответствующее природе обращение достойными защиты или по крайней мере релевантными для человека. Эти права в процессе принятия решений (в дискурсе власти или демократии) должны быть сопоставлены с правами людей на использование природы. Одним из проявлений проблемы справедливости в обмене с природой, в котором права природы всегда недооцениваются, является выбор между сохранением природного ландшафта или устройством природоохранных парков, с одной стороны, и увеличением сельскохозяйственных земельных площадей, в особенности при быстром росте населения, с другой стороны.
Стоит задать вопрос, могут ли ограниченные интересами людей системы принятия решений, характерные для рынка и демократии, гарантировать «права» природы в дискурсах рынка и демократии, в которых права имеют только наделенные речью существа. В демократическом дискурсе, в котором только и образуются права, право природы не имеет голоса, в особенности если это вне- дискурсивное право отклоняется правовым дискурсом.
Трудности, связанные с дискурсивным обоснованием справедливости по отношению к природе, говорят о том, что онтологическое понятие справедливости в солоновско-платоновской традиции имеет свои преимущества. Эта концепция справедливости позволяет холистически распространить вопрос о справедливости за пределы общества - на взаимодействие с природой и экологическое уравновешивание различных прав. Поскольку существует не только социальный, но и экономический обмен, справедливость обмена должна соблюдаться как в первом, так и в последнем случае. Согласно теории либидинозной экономии Бодрийара, обмен представляет собой выигрыш времени. Обмениваясь с другими, мы выигрываем время, потому что не должны все делать сами. Идея применима не только к торговому обмену, но и к экологическому обмену между человеком и природой. В обмене с живой и неживой природой мы приобретаем жизнь, поскольку мы не могли бы делать все сами. Жизнь происходит в обмене с природой как побеждающий энтропию и требующий затрат энергии процесс. Обмен беспорядка на порядок позволяет выиграть время для того, чтобы защитить жизнь от распада и постоянного саморазрушения в связи с возрастающей энтропией, мировым беспорядком. Только путем обмена с природой и социальной средой живой организм может сохранить себя на более высоком уровне упорядоченности и на уровне меньшей энтропии.
В этом обмене с природой, в экономии экологического обмена также выявляется необходимость хозяйственной этики, этики обращения с природной средой хозяйствования. Эта этика должна принимать во внимание соображения справедливости в обмене с природой. Исходя из этого, необходимо, чтобы отдельные экономические субъекты и система народнохозяйственного счетоводства рассматривали сбережение среды как реальный доход, а нанесенный ей ущерб как реальные издержки, а не как экономические иррелевантные величины, как это делала классическая политическая экономия. Последняя* трактовала природу только как свободное и, следовательно, незащищенное благо или как сырье, которому затраченный на его переработку труд придает экономическую ценность. Экономическое изменение экологии и второго начала термодинамики - закона возрастания энтропии - были осознаны только благодаря работам Джорджеску-Регена.
Необходимость справедливого обращения с природой не навязывается нам объективной экономической логикой. Здесь мы скорее сталкиваемся с проблемой признания собственных прав внешней по отношению к человеку природы и интернализации затраты природных ресурсов и разрушения сложившихся природных структур в таких социальных дискурсах, как рынок и демократия. Признание - это всегда феномен, принадлежащий сфере свободы, сфере этики. Хозяйствование, учитывающее необходимость бережного обращения со средой, также является хозяйственно-этическим феноменом свободного признания. Признание собственных прав природы означает, что мы обязаны учитывать намеренные и ненамеренные последствия наших действий для природы и нести за них ответственность, хотя и в меньшей степени, по сравнению с их последствиями для других людей.

Еще по теме Соединение критериев процесса и критериев состояния:

  1. 1.1.5 Контур управления финансовым состоянием организации (по ссылке)
  2. 3.4 Инновации в процессе воспроизводства основного капитала и повышение конкурентоспособности предприятий
  3. Состояние и потребности укрепления российской государственности на современном этапе
  4. § 3. Особенности тактики производства отдельных следственных действий на первоначальном этапе расследования
  5. § 1. Экономическая э ФФ ективность как самостоятельная цель правовых норм, общие требования к ее достижению
  6. Разграничение компетенции судов различных государств но возбуждению основного производства при трансграничной несостоятельности: проблемы эффективности
  7. § 2. Воздействие на экономическую безопасность России интеграционных процессов в таможенной сфере
  8. § 2. Видовой и непосредственный объекты преступлений, направленных против ребенка, как критерий их систематизации
  9. § 1. Категория «общественный контроль» в науке информационного права и информационном законодательстве
  10. Состояние и перспективы использования Интернет-технологий в юридическом образовании
  11. § 4. Значение отечественного конституционализма второй половины XIX - начала ХХ века для современной российской государственности
  12. 1.1. Правовая природа и содержание конституционной категории «состояние здоровья» человека
  13. § 2.1. Информационно-аналитическое обеспечение прокурорского надзора за исполнением законодательства об отходах производства и потребления

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс -



Критерий

Крите́рий

сущ. , м. , употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? крите́рия , чему? крите́рию , (вижу) что? крите́рий , чем? крите́рием , о чём? о крите́рии ; мн. что? крите́рии , (нет) чего? крите́риев , чему? крите́риям , (вижу) что? крите́рии , чем? крите́риями , о чём? о крите́риях

Критерий - это фактор, на основании которого вы судите о чём-либо или принимаете решение.

Критерий истинности. Критерий отбора победителей. Соответствовать критериям. | Данная продукция отвечает всем критериям качества. | Коэффициент интеллектуальности включает несколько критериев: определение числового, логического, пространственного интеллекта.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "критерий" в других словарях:

    Критерий - признак, на основе которого производится оценка состояния ядерной и радиационной безопасности ядерных установок судов и иных плавсредств. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    - [гр. kriterion] существенный, отличительный признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего л. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. КРИТЕРИЙ или критериум, лат. criterium, от греч. kriterion, от… … Словарь иностранных слов русского языка

    См … Словарь синонимов

    КРИТЕРИЙ, критерия, муж. (греч. kriterion средство для решения) (книжн.). Признак, на основании которого производится оценка, определение, классификация чего нибудь, мерило. Верный критерий. Критерий истины. Этот признак служит критерием (чего… … Толковый словарь Ушакова

    - (греч. criterion) показатель, признак, на основании которого формируется оценка качества экономического объекта, процесса, мерило такой оценки. Например, критерий эффективности характеризует уровень эффективности системы, а критерий оптимальности … Экономический словарь

    критерий - Правило или условие, позволяющее разделять множество объектов на интересующие исследователя подмножества. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 107. Теория управления. Академия наук СССР. Комитет научно технической терминологии. 1984 г.]… … Справочник технического переводчика

    F критерий значимости для проверки гипотезы равенства стандартных отклонений σ1 = σ2 двух независимых выборок из нормальной совокупности соответственно объема n1 и n2. Если s21 и s22 выборочные оценки соответственно σ21, σ22,… … Геологическая энциклопедия

    - ·χ2 критерий значимости для проверки по наблюденным частотам гипотезы относительно вероятностей. Напр.: 1. Для проверки гипотезы о том, что вероятности некоторых т событии равны соответственно заданным числам р1, p2,..., рm , вводится мера … Геологическая энциклопедия

    Критерий - признак, на основании которого производится оценка (например, оценка качества системы, ее функционирования), сравнение альтернатив (т.е. эффективности различных решений, например, инвестиционных проектов), классификация объектов и… … Экономико-математический словарь

    критерий - критерий. Произносится [критэрий] и [критерий] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    критерий - То, что является важным для вас в конкретном контексте. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. критерий … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Критерий эффективности социалистического воспроизводства , П. А. Малышев, И. Г. Шилин. Работа посвящена одной из коренных и актуальных проблем социалистического хозяйствования. Авторы по-новому раскрывают содержание критерия эффективности социалистического воспроизводства. В…

Другие критерии

Существуют еще несколько критериев каноничности книги, играющие большую роль в том случае, если пророческий характер и/или божественный авторитет книги трудно поддается выявлению, как это было с книгой Есфирь. Третий критерий - это духовная сила книги. «Слово Божие живо и действенно» (Евр. 4,12), поэтому чтение богодухновенных книг может привести человека к вере в Иисуса Христа, так как «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 13,16). Петр говорит о «слове Божием, живом и пребывающем вовек», и сравнивает его с «чистым словесным молоком» (1 Пет. 1,23; 2,2). Таким образом, истинно канонические книги отличаются тем, что они изменяют, воспитывают людей, обновляя их жизнь. Этот признак не всегда лежит на поверхности: лишь после того, как было установлено, что книга Песни Песней не созерцательна, но, напротив, возвышенна и глубоко духовна, она смогла занять свое место в каноне.

Четвертым критерием каноничности священной книги является историческая и догматическая достоверность ее содержания. Этот критерий использовался в основном в негативном смысле: каждая книга, содержание которой очевидно не согласовывалось с более ранними Божьими откровениями, объявлялась неканонической на основе простого рассуждения, что Слово Божье должно быть истинным и последовательным. Книга Иудифь, например, содержит много исторических неточностей, в то время как некоторые другие книги содержат совершенно небиблейское повеление молиться умершим. Если книга не содержала исторических искажений, то из этого вовсе еще не следовало, что она является канонической, но если такие искажения исторической действительности обнаруживались, она тотчас отвергалась. Поэтому учение апостола Павла прошло все мыслимые виды испытаний - на основе рукописей иудеи пытались выяснить, соответствует ли его новое учение древним откровениям (Деян. 11,17), чтобы принять «слышанное слово Божие» не как «слово человеческое, но как слово Божие» (1 Фес. 2,13). Многие апокрифические книги были отвергнуты из-за их лжехристианской догматики и исторических ошибок - несмотря на то, что зачастую они говорили очень авторитетно. Наконец, существует еще критерий первоначального принятия книги. Как была воспринята книга людьми, к которым она в первую очередь обращалась? Ведь именно они лучше всех могли определить, является ли она Словом Божьим или нет. Поэтому поздние поколения попытались выяснить, как каждая книга была воспринята своими первыми читателями. Так как средства сообщения и связи в те времена были развиты очень слабо, добыть информацию на эту тему было очень сложно. Это было одной из важных причин тому, что некоторые новозаветные книги были признаны каноническими лишь по истечении довольно большого срока. Кроме того, этот критерий использовался преимущественно в негативном смысле: если какая-либо книга не принималась первыми верующими без проволочек и во всех церквях, ее тотчас объявляли неканонической.

Но, с другой стороны, безоговорочное принятие книги верующими какой-либо из первых поместных церквей еще не являлось гарантией тому, что книга могла быть признана богодухновенной. В последующих поколениях некоторые христиане признавали авторитет книг, вопрос о принятии или отвержении которых апостольской церковью оставался открытым; со временем, однако, выяснилось, что некоторые из них были неканоническими.

Из книги Как возникла Библия [с иллюстрациями] автора Автор неизвестен

Другие критерии Существуют еще несколько критериев каноничности книги, играющие большую роль в том случае, если пророческий характер и/или божественный авторитет книги трудно поддается выявлению, как это было с книгой Есфирь. Третий критерий - это духовная сила книги.

Из книги Сотворение мира: научный подход автора Моррис Генри

Из книги Билейские основы современной науки автора Моррис Генри

Критерии предполагаемых чудес Основным признаком отличия божественных чудес от демонических всегда оставалась верность взглядов сотворившего чудо Слову Бога. Во времена исхода, когда израильтяне столкнулись с демоническим идолопоклонством хананеев, Моисей дал им

Из книги Сектоведение автора Дворкин Александр Леонидович

3. Критерии принадлежности к традиционному индуизму Что же связывает воедино индуистов разных течений, что делает их собственно индуистами? Во-первых, все они родились индуистами в своих кастах, все признают необходимость исполнения кастовой дхармы для мирян и не

Из книги Христианская традиция: История развития вероучения. Том 1 автора Пеликан Ярослав

Из книги Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы автора Мейендорф Иоанн Феофилович

3. Писание, Экзегеза, Критерии Христианскому Востоку понадобилось больше времени, чем Западу, чтобы разработать согласованный канон Писания. В основном сомнения вызывали книги Ветхого Завета, не вошедшие в еврейский («краткий») канон, а также книга Откровения Нового

Из книги Избранное: Теология культуры автора Тиллих Пауль

Из книги Не искажая Слова Божия… автора Бикман Джон

Критерии выделения живых метафор Как правило, носитель современного языка может различить, где живые, а где застывшие метафоры. Однако, когда аналогичные решения необходимо принять в отношении разнообразных метафор и сравнений, встречающихся в документе почти

Из книги Иисус. Человек, ставший богом автора Пагола Хосе Антонио

2. Основные критерии интерпретации У католической экзегезы нет собственного и эксклюзивного метода интерпретации, но она, исходя из историко-критической базы источников, использует все современные методы. Основные критерии интерпретации были представлены Папской

Из книги Исламское мировоззрение автора Мутаххари Муртаза

4. Критерии историчности Я коротко обозначу основные критерии, которые учитываются в современных исследованиях для оценки степени историчности содержания литературных источников.Критерий сложностиВысокая степень достоверности присуща действиям, поступкам и

Из книги Сфабрикованный Иисус автора Эванс Крейг

Критерии хорошего мировоззрения Хорошим можно считать такое мировоззрение, которое: 1) может быть доказано и аргументировано, то есть имеет поддержку со стороны разума и логики;2) дает смысл жизни, то есть устраняет из человеческого сознания мысль о бесцельности

Из книги Текстология Нового Завета. Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала автора Эрман Барт Д.

Критерии подлинности Некоторые ученые не только отталкиваются от неверных аксиом, но и пользуются чрезмерно жесткими методами. Иные из них, кажется, полагают, что, чем больше скепсиса в их позиции, тем она критичнее. Однако занимать чрезмерно и необоснованно скептическую

Из книги Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии автора Ванеян Степан С.

I. Основные критерии в оценке разночтений Вероятно, наиболее простым критерием в оценке вариантных чтений, является правило «выбирай то чтение, которое лучше всего объясняет происхождение других». Мы следуем этому очевидному критерию, когда встречаемся с ошибками или

Из книги Православие и ислам автора Максимов Юрий Валерьевич

Из книги автора

Критерии Корана Для начала проанализируем критерии Корана. Первый из них - непротиворечивость.В Коране сказано: “Разве же они не размыслят о Коране? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы там много противоречий” (4.82).Эту цитату нередко случается слышать от

Из книги автора

Критерии Библии Но кто-нибудь из читателей может заметить: вот, вы нападаете на Коран, а что можете сказать о Библии? Вы доказали несостоятельность мусульманского критерия божественного происхождения Корана, а есть ли у вас самих критерии понадёжнее для Библии?Конечно