Что такое «Пророчество»? (ч12). Записи с меткой что такое пророчество

Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.

О Песне на море и о различии между духом святости (руах акодеш) и обычным пророчеством

Пророчество, которое Б-г благословенный посылает людям, существенно отличается от духа святости, руах акодеш , с помощью которого пророчествуют совершенные в вере евреи. Пророчество — это определенное воздействие на разум пророка и на его воображение. В момент, когда он произносит свое пророчество, его собственная сила погружается в сон, его чувства перестают действовать и душа его занята только постижением пророчества. Теперь он сообщит людям то, что увидел или услышал, независимо от того, хочет ли он этого. Его рассказ будет вынужденным и не будет результатом осознанного решения. Пророк Йешаяу говорит об этом: «То, что услышал я от Б-га Воинств, я сообщил вам», — а пророк Амос даже дважды засвидетельствовал: «Именно это показал мне Б-г».

А дух святости, руах акодеш , действует не так. Через него не передаются образы и притчи, знание принимается не во сне, и чувства не отключаются. Пророк сам выбирает, о чем он хочет поговорить: желает ли он произнести слова мудрости или прославления Б-га, наставить или предостеречь евреев или выбрать какую-то другую тему. А поскольку в своих речах этот человек опирается на дух Б-га, получая прямую помощь Свыше, эта ступень и названа духом святости, руах акодеш . Ее можно считать подготовительной ступенью перед истинным пророчеством.

Великий Рамбам в Морэ невухим (48:2), говоря об уровнях пророчества, указывает, что один и тот же человек временами получает пророчество одного типа, а временами — другого, более низкого уровня. Никто ведь не пророчествует все время: получив пророчество, пророк высказывает его, а затем связь с Б-гом прерывается и пророческая сила на какое-то время оставляет его. То же самое относится и к уровням пророчества: иногда пророк может удержаться на высшем уровне пророчества, а иногда пророчествует на более низком уровне или даже спускается еще ниже, на уровень духа святости.

Теперь ты можешь сам понять и осознать, что любая Песнь, которую ты находишь в книгах пророков, — это текст, который они сами составили, опираясь на дух пророчества, а вовсе не получили от Б-га в готовом виде. Этим Песни разительно отличаются от пророческих видений, которые представляют собой истинные пророчества и стоят гораздо выше уровня руах акодеш , согласно определению, которое дает Рамбам. Песнь же всегда есть произведение самого пророка, созданное им сознательно с помощью духа святости, когда чувства и сознание продолжают работать. Я уже объяснил, как действует пророчество этого типа: пророк иногда получает истинные видения, а иногда пророчествует, не засыпая, и связывает слова в красивые и гладкие фразы с помощью духа святости.

Вот, например, пророк Шмуэль. Он создал и свою книгу, и книгу Шофтим путем истинного пророчества, и именно поэтому они помещены в Танахе среди книг Пророков. И, тем не менее, он же написал свиток Рут, не содержащий пророчества и относящийся не к Пророкам, а к Писаниям! Пророк Йирмеяу тоже оставил нам пророческие книги: свою книгу и книгу Мелахим , — и, помимо этого, написал книгу Эйха , вошедшую в Писания.

Итак, Песнь представляет собой продукт личного творчества пророка, созданный с помощью определенной ступени пророчества, называемой «духом святости», руах акодеш . Поэтому Писание все время связывает Песнь с ее автором: «Тогда запел Израиль…», «И запела Двора и Барак, сын Авиноама…», «Песнь Песней, которую создал Шломо…» И пророк Йешая сказал: «Воспою я другу моему…» Он счел произнесенную им Песнь своей, потому что сочинил ее, а не получил готовой в пророческом видении.

И такими же словами начинается и Песнь на море: Тогда воспели Моше и сыновья Израиля эту Песнь и провозгласили: «Воспою Б-гу…», — поскольку они сами сочинили ее, а затем сами пропели. Поэтому в ней уместна и молитва о будущей победе: «Да падет на них ужас…», «Введи нас и насади нас на горе Твоего удела …»

Возможно, ты хочешь задать вопрос: а как же тогда Песнь Аазину , «Слушайте, Небеса…», которую Б-г передал Моше и Йеошуа уже готовой? Ответ таков: она потому называется Песнью, что Б-г повелел Моше прочесть ее как свое собственное произведение, как будто она родилась на его собственных устах, а не была получена от Б-га. Поэтому Б-г сказал о ней: «А сейчас запишите себе эту Песнь…» И сам текст доказывает это: он ведь написан от первого лица! «Послушайте, Небеса, и я буду говорить…», «Когда я возглашу Имя Б-га…» и многие другие выражения, указывающие на Моше-рабейну как на автора. А завершил Моше словами: «Положите на сердце ваше все слова, которые я говорю вам ныне… ибо это не пустое для вас». Ведь все эти фразы доказывают, что Моше-рабейну произносил слова Песни, как если бы сам сочинил ее.

Те слова, которые получены через истинное пророчество, никогда не называются Песнями, поскольку созданы не самим пророком, не его желанием и не с помощью духа святости, а получены через пророчество в уже готовом виде. Но притчи, которые пророки создали сами, сами сочинили их, воспользовавшись духом святости, руах акодеш , — эти произведения как раз и называются Песнями. Именно такой была Песнь на море, созданная Моше-рабейну ради восхваления и прославления Б-га, ответившего ему в час бедствия, и ради этого же создала свою Песнь его сестра Мирьям и исполнила ее с танцем и под бубен, о чем тоже рассказывает Писание.

Однако эти Песни — не просто стихи. Они вошли в Писание: и в Тору, и в другие разделы Танаха, поскольку Б-г принял их и повелел внести их в Б-жественную Тору. Таким образом, в конечном итоге получается, что составил эту Песнь сам Моше-рабейну , а в Тору ее поместили по прямому указанию Самого Б-га.

Несколько людей обустроили себе пещерку в Пензенской области и переехали в нее жить. Это событие взволновало чуть ли не всю страну.

Хотя, казалось бы, что тут такого? Разве люди не имеют права жить там, где им хочется? В конце концов, немало людей у нас в стране имеют и худшие жилища.

Конечно, понятна тревога за детей, для которых подземелье - явно не лучшее место для жизни. Однако по сравнению с некоторыми детдомами, может быть, и не худшее. Опять же, можно вспомнить целое послевоенное поколение, выросшее в землянках.

Говорят, что люди решились на перемену места жительства, доверившись словам человека, которого они уважают. И многих это ужасает, хотя, строго говоря, ничего противозаконного в этом нет. Всем нам доводилось совершать какие-то действия под влиянием советов людей, которым мы доверяем.

Иными словами, в том, что люди решили переселиться в пещерку, никакой трагедии нет.

Трагедия заключается совсем в другом - в том, что они впали в прелесть. То есть в состояние духовного заблуждения, которое грозит им вечной гибелью, если они не откажутся от него.

Как писал святитель Игнатий (Брянчанинов), «прелесть есть усвоение человеком лжи, принятой им за истину. Прелесть действует первоначально на образ мыслей; будучи принята и извратив образ мыслей, она немедленно сообщается сердцу, извращает сердечные ощущения; овладев сущностью человека, она разливается на всю деятельность его… Состояние прелести есть состояние погибели или вечной смерти» (О прелести, 1).

Выражается прелесть в данном случае, во-первых, в том, что они, называя себя православными христианами, доверились лжепророчеству их лидера, назначившего конец света на март 2008 года, и отвергли тем самым Христа, сказавшего: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24: 36); и в другой раз: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1: 7).

А во-вторых, это проявилось в обещании «пензенских сидельцев» покончить собой, если их попытаются из этой пещеры эвакуировать. Любой православный христианин знает, что самоубийство - тягчайший из грехов, оскорбление Божиего дара. И то, что для этих людей проще совершить грех против Бога, чем отказаться исполнять волю их руководителя, означает, что они подпадают под слово Господне: «Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа» (Иер. 17: 5).

«Пензенские сидельцы» сказали: «Если мы отсюда выйдем, то духовно погибнем», хотя в действительности все обстоит прямо противоположным образом.

Люди прельстились, доверившись лжепророку. И в этом суть. Если бы они не залезали в пещеру, никто бы на это и не обратил внимания. Хотя трагедия осталась бы той же.

Некоторые высказывали мысль, будто бы в трагедии этих людей виновата Церковь. Мол, если бы была на приходах нормальная катехизация, да если бы священники были ближе к пастве, да если бы архиереи больше уделяли внимания проповеди и просвещению, то никто бы из этих людей не поверил лжепророчествам Петра Кузнецова, да и сам он, быть может, не стал бы лжепророчествовать.

Мысль эта совершенно нелепа. Конечно, все перечисленное нужно делать, но даже если бы у нас была идеальная катехизация и все священники были, как святой Иоанн Кронштадтский, а все архиереи - как святитель Иоанн Златоуст, то и тогда будут прельщенные диаволом люди. Были они и при обоих указанных святых мужах, равно как и во все времена существования Церкви.

Ибо прелесть - это реальность духовной брани, на которой подвизающиеся бывают не только победителями, но и побежденными. И через лжепророчества диавол вовлекает в прелесть особенно часто.

И Сам Господь предупреждал нас: «И многие лжепророки восстанут, и прельстят многих» (Мф. 24: 11); «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7: 15).

Также и апостол Иоанн говорил: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4: 1).

В свете этих событий кажется не лишним поговорить о том, что такое дар пророчества и как отличить истинное пророчество от ложного.

Что такое пророчество

Пророчество - это особенный дар от Бога. Пророк возвещает будущее. И это - доказательство его истинной связи с Богом. Как мы знаем, время - принадлежность нашего сотворенного мира. Мы все существуем во времени, воспринимая настоящее, прошлое и будущее. То, что в действительности произойдет, - нам не известно. Точно знает это лишь Тот, Кто находится вне времени и для Кого ясно видно и наше прошлое и настоящее, и будущее. А вне времени и мира находится лишь Тот, Кто сотворил мир и время - Бог. И тем, кто находится в непосредственном общении с Ним, то есть пророкам, Он из своего божественного знания открывает грядущее.

Именно по этому признаку в Библии предписывается отличать ложного пророка от истинного: «И сказал Господь… пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: “как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?” Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его» (Втор. 18: 17, 20-22).

Любой из читателей может произнести формальное «пророчество». Например, он скажет: завтра я напишу письмо и, действительно, на следующий день напишет. Но мы прекрасно понимаем, что это не имеет никакого отношения к настоящему пророчеству. Ибо реального будущего он не знает, и завтра вполне может случиться нечто такое, что нам станет совсем не до письма.

Кстати, по этому же принципу «работают» лжепророки и гадалки, равно как и диавол, вещающий через них, - частью прогноз, а частью план наших собственных действий. Но и диавол не знает будущего, он так же, как сотворенное существо, находится «внутри» времени. Именно потому диавольские предсказания, как и людские прогнозы, всегда даются на короткосрочную перспективу. И это понятно. Легко сказать: завтра напишу письмо и написать. А вот сказать: через год напишу письмо - и сделать это, уже сложнее. Вероятность исполнения даже собственного плана становится намного меньше. А сказать: через тридцать лет напишу письмо?.. Да будем ли мы живы к тому времени? А сказать: через сто лет мой потомок напишет такое-то письмо?.. Ну, тут всякий махнет рукой, сочтя за чистую выдумку.

Можно, конечно, на манер Нострадамуса, пуститься в туманное словоплетение: «Пройдет время и великий царь напишет письмо другому царю», и под такое «пророчество» и 500 лет спустя досужие зеваки смогут подводить постфактум события своего времени: вот, направил президент Буш письмо президенту Саркози, поздравляя со вступлением в должность - значит, исполнилось древнее предсказание!

Таких мутных «пророчеств» каждый желающий может написать с десяток за пару минут. И все понимают, что никакого отношения к настоящему знанию будущего все они не имеют.

А вот в Библии существуют конкретные пророчества, детально сбывшиеся спустя столетия после того, как они были произнесены и записаны. И это одно из свидетельств ее божественного происхождения.

Наиболее важным и ярким примером являются ветхозаветные пророчества о страданиях и смерти Христа.

Сам факт: «предан смерти будет Христос» (Дан. 9: 26) и цель его: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53: 5). Предательство от друга так предречено: «Человек мирный со Мною, на которого Я полагался, ел хлеб Мой, поднял на Меня пяту» (Пс. 40: 10); даже называет пророк цену: «и скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою… и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников» (Зах. 11: 12).

Ложные обвинения: «восстали на Меня свидетели лживые и дышат злобою» (Пс. 26: 12), молчание перед обвинителями: «а Я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих» (Пс. 37: 14); насмешки и издевательства: «все, видящие Меня, ругаются надо Мною; говорят устами своими, кивая головою: “Он уповал на Господа, - пусть избавит Его, если Он угоден Ему”» (Пс. 21: 8-9); бичевание, избиение и оплевание: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты (щеки) Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поругания и оплевания» (Ис. 50: 6) и у Михея - тростью будут бить по щеке Судью Израилева (см.: Мих. 5: 1).

Распятие: «псы окружили Меня, скопище злых обступило Меня, пронзили руки Мои и ноги Мои» (Пс. 21: 17); «и дали Мне в пищу желчь, и в жажде Моей напоили Меня уксусом» (Пс. 68: 22); «делят ризы Мои между собою и об одежде Моей бросают жребий» (Пс. 21: 19), «можно было бы перечесть все кости Мои, а они смотрят и делают из Меня зрелище» (Пс. 21: 18), «за любовь Мою враждуют они на Меня, а Я молюсь» (Пс. 108: 4): «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты оставил Меня?» (Пс. 21: 2).

Смерть со злодеями: «предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен» (Ис. 53: 12), засвидетельствованная солнечным затмением: «солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой» (Иоил. 3: 15); пронзение сердца и скорбь учеников: «и сердце Мое уязвлено во Мне» (Пс. 108: 22), «воззрят на Того, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12: 10); погребение у богатого: «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого» (Ис. 53: 9).

Можно взять Евангелие и сравнить с тем, что произошло на Голгофе.

С пришествием Христа исполнились пророчества, касающиеся Его, но не все, потому как часть ветхозаветных пророчеств о Мессии относится к Его второму, славному пришествию, которое свершится перед концом мира. И Сам Господь наш Иисус Христос произносил предсказания и о судьбе Иерусалима - его завоевании римскими войсками, и о других событиях.

Например, одна женщина с алавастровым сосудом возлила благовоние на главу Иисуса, и когда апостолы вознегодовали о напрасной трате столь драгоценного благовония, то услышали: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26: 13). Эти слова содержатся в манускрипте p-64, датируемом II веком по Р.Х., когда христианство еще представляло гонимую и очень небольшую по численности группу, так что по всем людским меркам не было никакой гарантии того, что их Писание вообще сохранится, не говоря уже о том, чтобы быть проповеданным во всем мире. Тем более если вспомнить, как в начале IV века император Диоклетиан постановил по всей Римской империи изымать и уничтожать христианские книги. Он действительно намеревался покончить с христианством: «Да погибнет имя христиан», - так было написано в его указе. И однако же мы все свидетели, что слово Господа Иисуса Христа сбылось в точности, во всех деталях, причем уже много столетий спустя - когда были открыты все части света на Земле.

И теперь Библия является самой распространенной книгой в мире, ее читают на всех пяти континентах, она переведена на 2426 языков, издана общим тиражом около 6 миллиардов экземпляров, и везде, где читается Евангелие, вспоминается и женщина с алавастровым сосудом. Конкретный пример точного пророчества, которое не записано задним числом, но есть в рукописях, более древних, чем исполнение его, и в этом точном исполнении может убедиться любой.

Примеры истинных пророчеств мы находим и в книге Деяний, и в апостольских посланиях, наконец, в Новом Завете есть и целиком пророческая книга - Апокалипсис, которая вся состоит из пророчеств о грядущих событиях.

Можно указать пример и из Ветхого завета. Пророк Исайя предрекает: «и Вавилон, краса царства, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем…» (Ис. 13: 19-22). Во время произнесения пророчества - в VIII веке до Р. Х. - эти слова казались невероятными: Вавилон, стоявший к тому времени уже полторы тысячи лет, находился в расцвете.

Но в VI веке до Р.Х. город был захвачен и частично разрушен войсками персидского царя Кира. В IV веке до Р.Х. Вавилоном овладел Александр Македонский, который решил возродить хиреющее поселение, восстановить главный языческий храм и сделать Вавилон столицей своего царства. Однако сразу после этого решения великий полководец заболел и умер - раньше, чем даже были разобраны развалины. К I в. по Р.Х. полностью исполняется пророчество: в 116 году по Р.Х. проезжавший мимо император Траян застал здесь «лишь курганы и легенды о них».

Александр Македонский был не единственным правителем, который попытался оспорить пророчество. В конце 1980-х годов лидер Ирака Саддам Хусейн приказал подготовить проект возрождения Вавилона. Он хотел устроить здесь город с гостиницами и увеселительными заведениями, превратив его в крупнейший туристический центр Ближнего Востока. Первые работы начались в 1991 году… и в нем закончились. Из-за «Бури в пустыне». Хусейн тоже не смог воплотит свой проект в жизнь. Так мы видим буквальное исполнение слова Божия на протяжение тысяч лет, в том числе и в наше время.

Кто становится пророком?

Пророчествовать позволено тем благочестивым людям, которые сподобились от Бога дара пророчества. Как говорил апостол Павел, «одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12: 8-11).

В ранней Церкви было сугубое излияние даров Божиих - ибо первым христианам приходилось особенно тяжело, как и любому первопроходцу. Следующим поколениям христиан уже было во многом легче, да и духовно трудиться люди стали все меньше, а где меньше духовных трудов, там, естественно, меньше и духовных плодов. Однако дар пророчества, как и другие дары Божии, никогда не отходил от Православной Церкви, есть он и сейчас.

Пророчество - это экстраординарный дар. Вполне естественно, что сподобляются его те, кто принимает на себя экстраординарные духовные подвиги. Подвиг монашества или юродства Христа ради - как раз из таких, поэтому даже по житиям святых мы можем заметить, что среди преподобных и блаженных чаще встречается этот дар, чем среди мирян, прославленных в чине праведников.

Что касается того, как отличить подлинное пророчество от ложного, то один библейский критерий очевиден, мы его уже упомянули: сбывается ли пророчество? Вот, к примеру, порою некоторые люди, считающие себя православными, распространяют разные слухи: «Такой-то “старец” предрек, что тогда-то будет такой-то катаклизм». И вот приходит назначенное время, а никакого катаклизма нет. И тогда эти люди, чтобы оправдать конфуз, говорят: «Старец отмолил» - или еще что-то в том же духе. Но Писание нас учит другому: если кто-то предсказал, и не сбылось - то это лжепророк, достойный не почитания, а смерти. И те, кто передавали эти лжепророчества, должны покаяться как сеющие обман и ложь, вводящие соблазн. Поступят ли так «пензенские сидельцы» после мая 2008 года? Очень сомнительно.

Второй критерий, который предлагает нам Священное Писание, содержится у апостола Павла: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1: 8). Так что если какое-либо пророчество противоречит Писанию и вере Церкви, то можно даже и не ждать: это уже заведомо слово не от Бога.

И здесь «пензенские сидельцы», если бы действительно были православными христианами, могли бы даже и не ждать мая 2008 года, поскольку сам факт назначения Петром Кузнецовым даты «конца света» противоречит учению Христову, переданному апостолами.

Но люди, увы, очень падки на всякого рода пророчества. Страсть ко всяческого рода предсказаниям так же, как и страсть к чудесам, - признак нездоровья духовной жизни человека.

«Желание быть в общении и обращении с миром, непрестанно говорить и безрассудно пустословить, всегда отыскивать себе новости и даже лжепророчества, обещать много сверх сил своих - это суть искушения духовные» (преподобный Исаак Сирин. Слово 79).

Почему человеку недостаточно тех пророчеств, которые содержатся в Писании, и он начинает искать другие? Потому что хочет узнать заранее, что ждет именно его и людей его местности, дабы вовремя подсуетиться: если предсказывают землетрясение - то выехать из города, если предсказывают пришествие антихриста - то заранее бежать в горы, леса или, на худой конец, в пензенскую пещеру и там, как в бункере, «переждать апокалипсис». Как гласит русская пословица, «знал бы где упаду, соломки бы подстелил». Вот и здесь то же самое желание заранее «соломки подстелить». Разумеется, проистекает это все от маловерия и от нежелания принимать волю Божию.

Настоящий христианин доверяет Богу, как дитя отцу, и не боится будущего, ибо знает, что Господь попустит совершиться только тому, что полезно, и всегда будет рядом и что Он силен избавить от любой беды лучше, чем кто бы то ни было другой. Тот же, кто желает «соломки подстелить», показывает, что больше надеется на свои действия, от Бога ему нужна только информация о будущем. Это серьезное заблуждение, и Господь предостерегал от увлечения изысканиями будущего - «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1: 7).

Какого рода пророчествам можно доверять?

Верить нужно всем пророчествам Библии. При этом нужно также помнить слова апостольские: «Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» (2 Пет. 1: 20). Поэтому 19 правилом VI Вселенского Собора всем христианам предписывается толковать Библию «не иначе, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях». Так что пророчества Писания в толковании святых отцов Церкви - то есть прославленных ею великих учителей - и есть то, чему мы всецело должны доверять.

Что касается предсказаний, приписываемых различным святым, то к ним следует относиться с предельной осторожностью. Подавляющее большинство популярных ныне предсказаний святых дошли до нас в пересказе других лиц. Прежде чем доверять, стоит выяснить: не допущено ли при пересказах ошибок или даже прямых подлогов? К сожалению, такое нередко случается. Уже давно известно, например, что далеко не все, что приписывается преподобному Серафиму Саровскому, действительно изрекал старец, в особенности это касается пророчеств. А еще в 1908 году последователи секты иоаннитов распространяли лжепророчества от имени святого Иоанна Кронштадтского о том, что якобы в 1910 году случится конец света. Да мы и на примере современных нам старцев видим такие печальные явления, когда люди начинают говорить от их имени собственные выдумки. То же, увы, бывало и в древности, как Господь свидетельствовал пророку Иеремии: «Пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего» (Иер. 14: 14).

Однако когда предсказание содержится в достоверном сочинении святого, внимание оказать ему должно. Например, многие люди свидетельствовали, что предсказания святого Косьмы Этолийского в точности исполнились. Известны также достоверные свидетельства о прижизненных предсказаниях святого Иоанна Кронштадтского частным лицам, которые сбывались.

Мне вспоминается пророчество преподобного Антония Великого о временах, «когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него, и будут говорить: “Ты безумствуешь”, - потому что он не подобен им». Именно во второй половине ХХ века произошло всеобщее размывание традиционных нравственных ценностей, которые оставались таковыми от времен преподобного Антония до времен наших дедов, - таких, как брак, семья, верность, дом, труд, дети, нелицемерная вера, самопожертвование. И теперь человек, который их искренне в своей жизни воплощает, воспринимается современным «просвещенным» обществом как сумасшедший, изгой. Обычное дело, когда обыватели называют воцерковленного человека этим словом - только за то, что он не подобен им.

На мой взгляд, это пример исполнившегося пророчества, изреченного святым отцом за столетия до того. Есть, конечно, и другие примеры.

Однако нужно иметь в виду, что некоторые святые высказывали свои предположения о будущем не как пророчества, полученные ими непосредственно от Господа, а именно как собственные размышления.

А в особенности осторожным нужно быть относительно «пророчеств», циркулирующих в народной среде, приписываемых неопределенным старцам или даже каким-то конкретным нашим современникам. Приведу лишь один пример: как-то на Афон приехал в паломничество один румынский монах. И ему приснился сон, что в России - землетрясение. Наутро он рассказал про свой сон бывшим в том же монастыре русским паломникам. Те сообщили своим знакомым, те - еще кому-то, в итоге спустя месяц уже тысячи русских людей услышали о том, что, якобы, «афонские старцы предсказали, что такого-то числа (называлась конкретная дата) в России будет страшное землетрясение». Сотни людей поддались массовому психозу, бросая дела, уезжая, вывозя имущество… Разумеется, никакого землетрясения не случилось.

Можно вспомнить и более печальный случай: незадолго перед падением Константинополя среди греческого народа распространялись лжепророчества о том, что, якобы, когда турки ворвутся в город, то дойдут только до храма Святой Софии, откуда выйдет ангел и начнет их поражать и всех уничтожит. Поэтому во время штурма некоторые воины оставляли свои позиции и других подбивали на то, чтобы бежать в храм, где скопилось множество народу. И когда турки вошли в город и прошли беспрепятственно в храм, то стали вязать этих людей, разбирая себе в рабов, как овец. Так суеверие во лжепророчества поспособствовало гибели города и всей Византийской империи.

Кроме того, лжепророчества известны и как эффективный способ завлекать людей в секты, в том числе маскирующиеся под Православие, что мы и имеем в случае «пензенских сидельцев».

В заключение хочется напомнить слова Того, Кому на страшном суде скажут лжепророки: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали?» - и услышат: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7: 22, 23); «Я Господь… Который делает ничтожными знамения лжепророков и обнаруживает безумие волшебников, мудрецов прогоняет назад и знание их делает глупостью, Который утверждает слово раба Своего и приводит в исполнение изречение Своих посланников» (Ис. 44: 24-26).

Пророчества есть не что иное, как кем-то увиденные части какого-то предназначения. Они не всегда могут рассказать, что именно, когда именно и где именно произойдет.

Представьте себе игру в пятнашки. Существует множество способов выстроить разрозненные цифры по известному порядку и добиться желаемого результата, но в зависимости от степени разупорядочения эти способы будут различны. Также и при реализации пророчеств. Сценарий исполнении пророчеств всегда будет разный, так как он зависит от множества во многом случайных факторов и перестраивается по ходу дела. Некоторым магам этот дар дан от рождения, другим, чтобы увидеть будущее, приходится прибегать к закли­наниям или магическим предметам.

Пророчества, вызванные использованием магии, можно показать другим, если же они вызваны природным даром, то их сможет увидеть только этот человек. Для того, чтобы увидеть будущее, необходимо сосредоточиться на каком-нибудь объекте и использовать соответствующее заклинание. Объектом может быть поверхность воды, зеркало, огонь. Тогда картины из будущего сами возникнут перед вами. Такой способ необходим, если тебе именно сейчас необходимо узнать будущее. Но это все совсем не обязательно. Иногда знание будущего приходит само собой. Ты просто знаешь, что будет именно так, и все.

Иногда узнать будущее просто, но знать его бывает тяжело. Иногда самому не хочется дальше жить, поэтому произносить пророчества нужно очень осторожно. У пророчества нет срока давности. Они могут относиться к тому, что произойдет через несколько часов или несколько столетий.

Пророчества мага всегда сбываются. Только их нужно правильно пони-мать. Они могут не сбыться дословно. Наглядный пример этому – Сказание о Вещем Олеге. Вещему Олегу было предсказано, что он погибнет от своего коня. Князь пытался сделать так, чтобы пророчество не сбылось: он перестал ездить на своем коне и отправил его подальше от себя. После смерти коня князь пришел на его могилу, и гадюка, вылезшая из черепа коня, укусила Олега, который от змеиного яда умер. Как видите, пророчество было правильным, но Олег не так его понял.

К пророчествам нужно относиться серьезно только тогда, когда их понимаешь. Иначе они опасны. Правильно истолковать пророчество - наука сложная. Обычно весь смысл, заложенный древним прорицателем, становится понятным только тогда, когда пророчество сбывается.
В случае существования двух взаимоисключающих пророчеств исполняется то, которое приводит мир к наименьшему отклонению от равновесия.

А возможно ли вообще познание будущего? Гадать или не гадать? Для ответа на этот вопрос обратимся к истории, которая хранит имёна множества великих пророков. Из 39 книг Ветхого Завета 16 написаны пророками, которые предрекли приход, жизнь и смерть Иисуса Христа за 600-800 лет до его рождении. Сам Иисус предсказал не только свою судьбу, но и судьбы апостолов, судьбу Иерусалима и всего народа Израиля.

А кому не знакомо имя слепой прорицательницы Ванги? Она предсказала многое многим, назвала день, чае и минуту своей смерти. Чтобы изучить ее дар, был создан даже специальный институт, но… тайна так и не была раскрыта. Единственное, что было доказано бесспорно, - это ее фантастическая способность предсказывать будущее.
Широко известны пророчества Мишеля Нострадамуса. Очень многие монархи держали при своих дворах людей, наделенных способностью предсказывать будущее. Эту роль при дворе последнего русского царя Николая II исполнял Григорий Распутин.

Иосиф Сталин пользовался услугами нескольких предсказателей. Один из них - Вольф Мессинг - был нео­днократно обследован в различных лабораториях, он даже опубликовал книгу о своем даре, но так и остался загадкой для науки. Адольф Гитлер истратил около двух миллиардов марок на создание ряда институтов, изучающих ясновидение, телепатию, астрологию и другие оккультные науки. И у него также были свои астрологи и предсказатели, которым он доверял.

Когда прусскому королю Фридриху-Вильгельму IV в 1849 году предложили корону объединенной Германской империи, монарх от нее отказался, имея на это собственные соображения. Он обратился к депутатам, доставившим ему это предложение, со словами: «Время Германской империи еще не наступило. Если вы, господа, желаете узнать, когда это время придет, то напишите на бумаге нынешний год - 1849-й и прибавьте к нему каждую из составляющих его цифр. В результате получится 1871 год. Вот тогда и придет время первого германского императора!» Увидев недоумение на лицах собравшихся, он предложил депутатам узнать год, когда на смену германскому императору придет его наследник.

Для этого, по его предложению, следовало к полученному в результате первой математической операции году - 1871 -му - прибавить тем же порядком составляющие его цифры (1,8,7, 1). Результат - 1888 год.
Самое удивительное в этой истории то, что прусский король правильно предсказал и год образования Гер­манской империи, и год смены императора. 18 января 1871 года после победы Германии над Францией в Зеркальном зале Версальского дворца было провозглашено образование Германской империи. Первым императором объединенной Германии стал король Вильгельм 1 - брат Фридриха-Вильгельма IV.
Получила подтверждение и другая дата, указанная королем Пруссии. После смерти Вильгельма 1 в 1888 году новым императором Германии стал его сын, Фридрих III, правда, на престоле он пробыл недолго, всего 99 дней.

Американцев в общей массе никак нельзя назвать людьми доверчивыми и простодушными, но у них также ве­лико число официально принимающих предсказателей. В США выходит около 30 журналов, общий тираж которых близок к 10 миллионам экземпляров, посвященных различным оккультным наукам. Люди верят в про­рочества, различные знамения и не стесняются этого. Более того даже на всех долларах США имеется магичес­кая надпись, которая в переводе означает: «В Боге наша надежда». А на однодолларовых купюрах изображен глаз - мистический знак интуиции, предчувствия и божественного предвидения. Вполне вероятно, что именно поэтому американская валюта и является одной из самых стабильных в мире.

В США есть даже федеральное бюро предчувствий, причиной создании которого послужило предсказание убийства Роберта Кеннеди. Человек по имени Аллан Воген за три месяца до трагедии говорил о том, что должно случиться, но его не слушали, посчитав ненормальным. Кеннеди был убит.

А власти, хоть и с опозданием, но все же решили прислушаться к тому, что говорят люди, на-деленные экстрасенсорными способностями. С этой целью и было создано федеральное бюро предчувствий. Сегодня оно занимается тем, что собирает информацию, поступающую от всех экстрасенсов страны, о грядущих событиях. Полученные данные обрабатываются, после чего делается прогноз относительно опасности того или иного события, и в случае необходимости даются рекомендации по технике безопасности.

Выходит, что познание будущего возможно и что на земле есть люди, наделенные даром предсказания. Как же отличить истинного пророка от ложного? Это просто! Если предсказатель не сможет описать вашего прошлого, то он не увидит и будущее. Прошлое уже наложило свой отпечаток на вас, так что начните свой визит к предсказателю с вопросом о том, что было. Впрочем, настоящий провидец, чтобы заслужить ваше доверие, и сам начнет беседу с описания прошлого. То, насколько его слова будут сходиться с реальностью, и покажет вам, с кем вы имеете дело.

Общаясь с предсказателем, старайтесь формулировать свои вопросы так, чтобы получить на них однозначный ответ - либо «да», либо «нет». Именно от таких ответов уходят лжепророки. Кроме того, после общения с духовно чистым человеком (а только такой и может входить в высшие духовные сферы) всегда остается чувство покоя и веры в свои силы.

Церковь несет пророческую миссию в современном мире. Пророчество указано в качестве одного из основных признаков исполнения Святым Духом (см.: Деян 2:16–18). Апостол Павел говорит, что Церковь созидается через пророчество (см.: 1 Кор 14:4), и утверждает, что все верующие призваны пророчествовать (см.: 1 Кор 14:5; 31). Согласно Новому Завету, пророчество не исключительное явление, а норма церковной жизни. Попробуем разобраться, что же такое пророчество.

Пророчество часто путают с предсказанием будущего. Но с точки зрения Писания смысл пророческого служения в том, чтобы та или иная ситуация могла открыться людям в небесной перспективе. Иными словами, в пророчестве нам открывается то, как Бог смотрит на происходящие события.

Приведу пример: во времена пророка Осии Израиль, Северное царство, переживает свой расцвет. В царствование Иеровоама II территория Северного царства достигает наибольшего размера. Экономика растет, уровень материального достатка народа приближается к своей высшей точке. Вот одно из свидетельств: «…Ефрем говорит: “однако я разбогател; накопил себе имущества, хотя во всех моих трудах не найдут ничего незаконного, что было бы грехом”» (Ос 12:8). С практической точки зрения можно было бы сказать, что Господь благословляет Свой народ, что именно в это время Израиль испытывает особое благословение. Но пророк утверждает прямо противоположное: «Не радуйся, Израиль, до восторга, как другие народы, ибо ты блудодействуешь, удалившись от Бога твоего…» (Ос 9:1).

Когда в пророчестве открывается точка зрения Всевышнего, то к людям приходит понимание и того, к каким результатам приводит та или иная ситуация. Таким образом, в пророчестве есть и элемент предсказания будущего, но, повторюсь, он не является основным.

Конечно, пророчество далеко не всегда связано с обличением. Апостол Павел пишет об этом так: «тот, кто пророчествует, обращается к людям и помогает их созиданию, дает поддержку и утешение» (1 Кор 14:3; Новый Завет. Радостная Весть / Совр. рус. пер. 2011). Другими словами, пророчество должно укреплять людей в вере, при необходимости - исправлять и направлять, а также приносить утешение и ободрение в трудные времена.

Далеко не всегда пророчество начинается со слов «Так говорит Господь». Мне лично приходилось слышать пророчества во время молитвы, проповеди или даже во время обычной беседы за чашкой чая. Вдруг из самых обычных слов складывается что-то для тебя особенное, и ты понимаешь, что сейчас с тобой говорит Господь. Думаю, многие из читателей испытывали нечто подобное. Это и есть самое настоящее пророчество!

Но мы - люди, и мы можем ошибаться. Потому любое пророчество необходимо проверять. Еще Моисей в Законе требует, чтобы израильтяне проверяли пророков (см., напр.: Вт 13:1–3). В Новом Завете требование испытывать пророчество повторяется: апостол Павел призывает «рассуждать» об услышанном пророчестве (см.: 1 Кор 14:29) и «испытывать» пророчество, принимая только «хорошее» (см.: 1 Фес 5:20–21). Как это делать практически?

Прежде всего мы должны проверять пророчество на его соответствие Писанию. У пророка Исаии по этому поводу сказано так: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис 8:20). Если кто-то говорит, что ваше супружество не от Бога, вам нужно развестись и Господь даст вам другую семью, мы можем абсолютно точно сказать, что такое «пророчество» не от Бога, поскольку в Писании есть требование хранить верность супругам. Бог не противоречит Сам Себе, а потому, если в пророчестве звучит что-то, что не соответствует Слову Божьему, такое «пророчество» можно смело забыть.

Второй критерий имеет смысл применять, если пророчество в принципе соответствует Писанию. Например, человек подходит к вам и говорит, что Бог призывает вас на миссию в Африку. Соответствует ли это Писанию? В целом да, мы призваны нести Благую Весть всем народам. Но должны ли вы лично отправляться на служение в Африку, этого в Библии не написано. Как быть?
Второй критерий - это «внутреннее свидетельство» Святого Духа в наших сердцах.

Я уверен, что каждый человек, знающий Господа, неоднократно переживал такое действие Духа в своем сердце. Слово от Господа сопровождается особым свидетельством, и сердце верующего человека знает, что с ним говорит Господь. Если же этого свидетельства нет, я рекомендую отложить такое пророчество. Возможно, оно предназначалось кому-то другому, а может быть, еще не пришло время.

Наконец, еще одна ступень проверки - это подтверждение церкви. У каждого из нас должны быть люди, с чьей помощью мы можем оценивать свою жизнь. Как правило, это наши духовные лидеры, наставники, а также люди, с которыми мы вместе служим. Хороший пример в этом отношении мы видим в жизни апостола Павла. Он не начинал свое служение (хотя уже знал, что Бог призвал его), пока его призвание не получило подтверждение со стороны лидеров церкви (см.: Деян 13:1–3). Как правило, если пророчество исходит от Бога, то не только в моем сердце будет внутреннее свидетельство, но и те люди, перед кем я держу отчет о своих делах, тоже будут иметь его. И напротив, если у этих людей нет такого подтверждения, это серьезный повод задуматься, насколько верно я понял то, что хочет сказать мне Господь.

Библия - «вернейшее пророческое слово» (2 Пет 1:19). Говоря о последних временах, она призывает нас благовествовать спасение миру. И, опираясь на ее заповеди, мы должны свидетельствовать об этом спасении словами, делами и самой своей жизнью, стремясь воплотить в ней это слово как свидетельство о Боге.

Что же такое пророчество? Как понимать пророчество?
Все ли пророчества сбываются? Может ли Господь отменить пророчество?
Всё это очень важные вопросы и мы попробуем разобраться в них.
Эти вопросы приобретают, в настоящее время, особую актуальность, поскольку многим людям будут даны пророчества от Духа Божьего, об их призвании и их судьбе. Возможно и к вам, уважаемые посетители сайта, будут обращены слова Господа, через кого то, из Божьих служителей и вы поймёте то, что к вам обращается Господь и указывает вам ваш путь и вашу судьбу.
И что здесь важно уразуметь? Очень важно понять то, что пророчество это план для вашей жизни, или жизни народа, который Господь желает.чтобы вы, или же народ, реализовали в этой своей жизни. Но это ещё не значит то, что он будет реализован. И многие Божьи служители не смогли реализовать план, данный Господом, для их жизни, не смогли реализовать пророчество, данное им когда то. Многие служители просто ждали того момента, когда всё свершится, предназначенное им и предсказанное пророческими словами. Но время шло, а ничего не свершалось, потому что они ничего не делали для свершения пророческих слов. Господь, просто напросто, отменял это пророчество! И люди так и не поняли того, что пророчество, во многих случаях, это рубеж, который нужно взять!
Пророчества, как вы уже поняли, в большинстве своём, условны, то есть они сбываются при определённых обстоятельствах. И эти обстоятельства всегда субъективного характера. Хотя, несомненно, есть пророчества, которые сбываются и сбудутся независимо от воли и желания людей. То есть, есть пророчества, на которые субъективный фактор не действует. Например: пророчество о втором пришествии Господа. Оно состоится независимо от того, как будут развиваться события на Земле до конца дней.
Но есть пророчества, которые могут быть изменены. Таковые пророчества, предупреждающего характера, и они даются Господом для того, чтобы люди, что то изменили в своей жизни, из за угрозы свершения наказания от Господа., о котором и предупреждает пророчество. Примеров подтверждающих эту истину в Слове Божьем достаточно. И пророчество о Ниневии, о её поражении и отмена этого пророчества, и пророчество Езекии о том, что он умрёт и отмена этого пророчества и есть ещё немало примеров и в Слове Божьем и описании жизни святых людей, о предвозвещении Господом о чём то и последующая отмена предвозвещаемого.
Например: пророчества о Руси. Эти пророчества произносились святыми людьми, которые, в настоящее время, канонизированы и причислены к лику святых. Эти пророчества были разными, в разные времена. Например: пророчества о том, что Россия будет захвачена Китаем и от России останется только её центральная часть. С другой стороны, чрез святых было открыто то, что Россия распространит своё духовное влияние по всему миру и слава России будет чрезвычайной. Также о власти антихриста. Чрез одних вещалось о том, что он покорит, практически, весь мир. Чрез других - то, что Россия не покорится власти антипода Христа.
Как же это понимать? Что святые люди заблуждались? Или говорили от своего духа, выдавая свои мысли за Божьи откровения? Нет, не совсем так! Хотя, конечно, были и ошибки и в святых людей. Как говорил великий святой земли русской, Серафим Саровский, : “Когда я говорил от своего ума, то бывали ошибки”.
Или,слова схимомонахини Нилы:

«…матушка не раз говорила, что Господь может отложить исполнение пророчеств. Многое зависит от нас, верующих, от нашего молитвенного настроя, покаяния, от нашего подвига очищения себя». ().
То есть Господь действительно указывал, чрез святых, о разных вариантах развития грядущих событий в мире, в том числе и в России. Россия, действительно могла оказаться, большей своей территорией, под властью соседнего Китая, действительно, антипод Христа мог распространить своё влияние и на, практически, всю территорию Святой Руси. Но Господь, по милости своей, отменил таковой вариант развития событий. Но эту милость, ведь, нужно было кому то заслужить. И сонму святых, предстоящих пред Господом, и многим верующим людям, населяющим Святую Русь, по молитвах, которых и определил Господь милостивый вариант развития грядущих событий для Святой Руси.
И более того, если сильно возгорелась бы Вера, то Господь вообще бы отменил власть антихриста. То есть, антихрист есть, он рождён, и все служители ада работают на то, что бы всё устроить к его воцарению. Но при сильном возгорании Веры, антихрист так и не взошёл бы на вершину политической и духовной власти. Он метался бы в определённом кругу обстоятельств, не имея решительно никакой возможности вырваться из него. Но для этого нужно очень много молиться, каяться, уничижаться всем народам, в целом и избранному народу Святой Руси, в частности.
Вот сейчас стоит вопрос о грядущем развитии событий для Украины. Вы знаете то, что ожидает народ Украины, если он не возгорится верой и не станет на путь покаяния.
Грядёт диктаторская власть! Молите Господа об её отмене. Лучше народу впасть в руки Бога, чем в руки человеческие. Когда Господь спросил Давида, после согрешения последним, какое он выберет себе наказание.
« … так говорит Господь: три наказания Я предлагаю тебе; выбери одно себе из них, которое свершилось бы над тобой». (2-я царств.24.12).
«… быть ли голоду в стране три месяца, или чтобы ты бегал от неприятелей твоих, и они преследовали тебя, или чтобы в продолжении трёх дней была моровая язва стране твоей?». (2-я царств.24.13).
И ответил Давид: «… пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне. И послал Господь язву на израильтян …. и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек».
(2-я царств.24.14-15).

Поэтому лучше пережить народу Украины калифорнийский грипп, или ещё какую то чуму, нежели диктаторскую власть, одержимых духом князя этого мира, людей. Потому, что в первом случае, вы можете попасть под власть людей, которые прекрасно знают анатомию и физиологию человеческого организма, и они эти знания используют с той целью, чтобы излечить вас, в крайнем случае, чтобы уменьшить ваши страдания и вашу боль. Во втором же случае, вы можете попасть под власть людей, также прекрасно знающих анатомию и физиологию человеческого организма, но эти знания они используют для того, чтобы как раз наоборот - причинить вам как можно больше боли и страданий. Что же предпочтительней?
Но это мы все приводили примеры пророчеств - предупреждений, которые отменялись Господом. Но возможен и обратный момент! Это благоприятные пророчества, которые отменялись Господом и давались другие пророчества, пророчества о наказании и взыскании.
Возьмём для примера жизненную историю первого царя израильского народа Саула. Избранный Господом, Саул был примерным человеком. Он сам пророчествовал и ему пророчествовали пророки израильского народа. (1 я Царств 10. 5- 10.10). О чём были эти пророчества? О падении Саула и отступлении от Господа и враждебном отношении Саула к Божьим служителям? Нет! Как видится, эти пророчества Саулу были о его превосходящем, высоком, жизненном пути и примерном служении Господу. Вот о чём были эти пророчества. Но … ..
Но Саул начал колебаться, в верности служения Господу, начал допускать своеволие. И тогда Господь, через Самуила и других Божьих людей, начал предупреждать Саула о том, что всё это приведёт Саула к падению, озлоблению и отступлению от Господа. Так оно и случилось!
Господь, видя то, как Саул сходит с истинного пути, сказал Самуилу:
«Жалею, что поставил Я Саула царём; ибо он отвратился от Меня, и слова Моего не исполнил». (1-я Царств 15. 11).
Господь отменил все предыдущие пророчества о Сауле и определил для него другой удел в жизни, и указал на него Саулу новыми пророчествами.
В одном из предыдущих своих сообщений, я сравнивал В.Ющенка с Саулом, а В.Януковича с Давидом. И продолжая развивать это сравнение, можно отметить то, что В.Ющенко, как тот же Саул, плана Божьего, для своей жизни, не исполнил.
Единственный верный выход для Ющенка это отречение от власти. Таковой была и есть воля Господа, для лидера Помаранчевой революции. И все послереволюционные годы Дух Святой работал с Ющенком, побуждая его, посредством совести, к покаянным мыслям, которые должны бы были стать руководством к действию. И это действие - уход от власти. Но В.Ющенко этого не сделал и скорее всего уже не сделает. А в этом был Божий план для его жизни - он должен бы был стать благочестивым примером для всех революционеров, в совершении покаяния и осмысления греховности революционных действий. И этот пример, во многом, послужил бы для свершения спасения украинского народа. И этот шаг был бы благословением для Ющенка.
Но он не поступил так, как должен бы был поступить раб своей совести.. А быть рабом своей совести, это значит быть рабом Божьим!
О том, что В.Ющенко нужно будет отречечся от престола, я впервые написал во время Помаранчевой революции. Когда полмиллиона людей на Майдане скандировали «Ющенко! Так!», Господь мне открыл тогда то, что власть лидера революции закончится полным фиаско, и ему нужно будет отречься от престола, как и сделал бы всякий порядочный человек. Писать и говорить тогда, об этом, было полным безумием, в глазах мирского обывателя! Тем более здесь, на Западе Украины, где я и живу. Тогда, во время революции, никто о провале и бесславном уходе В.Ющенко не писал.
Что мы можем констатировать сегодня? Действительно В. Ющенко имеет самый низкий рейтинг, из всех действующих президентов Европы и СНГ. Это полный провал его властвования! Все объективные условия для его отставки полностью свершились с абсолютной точностью. И выход из этой ситуации один - отставка! Но есть ещё субъективный фактор.
Б.Ельцин, имея намного больший уровень поддержки в обществе, так и сделал, в своё время и заслужил тем самым, уважение и любовь своего народа, потому что все поняли то, что Б.Ельцин интересы страны ставит выше своих амбиций и эгоистических желаний. Так что пример для подражания есть. И пример очень яркий!
«Жалею, что поставил Я Саула царём; ибо он отвратился от Меня, и слова Моего не исполнил» - так сказал Господь.
Эти слова в, какой то мере, характеризуют ситуацию и с В.Ющенком.

Время идёт особое! Время последнего дождя! Время откровений и пророчеств, которые будут даны многим людям. Молите Господа, что бы лично и к вам было сказано слово от Господа в назидание, утешение, или предупреждение и вы используйте это слово, как руководство к действию и тогда свершится многое из предвозвещенного вам.
что такое пророчество, Жалею, что поставил Я Саула царём, о отставке Ющенко