Что такое нравственность — определение и золотое правило. Нравственность – это что такое? Проблемы нравственности в современном мире Что значит нравственность

Нравственность термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда этики. В более узком значении нравственность это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной… … Википедия

Термин, употребляемый, как правило, синонимично термину «мораль», реже «этика». Так же как «этика» в греч., «мораль» в лат., «Sittlichkeit» в нем. яз., рус. слово «Н.» этимологически восходит к слову «нрав» (характер). В языках, где употребля … Философская энциклопедия

Упадок нравственности.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. нравственность мораль, этика; моральный кодекс, этические нормы, честность, целомудрие, педагогичность,… … Словарь синонимов

НРАВСТВЕННОСТЬ, нравственности, мн. нет, жен. (книжн.). 1. Совокупность норм, определяющих поведение человека. «В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укреплепие и завершение коммунизма.» Ленин. 2. Самое поведение человека.… … Толковый словарь Ушакова

Нравственность - ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде. В широком смысле слова нравственность особая форма общественного сознания и вид… … Официальная терминология

См. Мораль … Большой Энциклопедический словарь

НРАВСТВЕННОСТЬ, и, жен. Внутренние, духовные качества, к рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности. | прил. нравственный, ая, ое. Н. кодекс человека.… … Толковый словарь Ожегова

См. Этика (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов

См. МОРАЛЬ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

нравственность - регулирующая функция человеческого поведения. Согласно З. Фрейду, ее сущность сводится к ограничению влечений. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

Нравственность - система ценностей и предписаний, предназначенная для регулирования действий человека; вырабатывается обществом и отражает интересы общества, то есть других людей; попытки государства внедрить в общество нравственность, оптимизированную под… … Мир Лема - словарь и путеводитель

Книги

  • , Артемов Вячеслав Михайлович, Разин Александр Владимирович, Рыбаков Олег Юрьевич. В сборнике научных трудов публикуются материалы на основе докладов участников Международной научно-практической конференции "Нравственность и право: реальность и перспективы взаимодействия",…
  • Нравственность и право. Реальность и перспективы взаимодействия. Сборник научных трудов , Артемов В.. В сборнике научных трудов публикуются материалы на основе докладов участников Международной научно-практической конференции 171;Нравственность и право: реальность и перспективы…

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

НОУ ВПО «Российский новый университет»

Факультет бизнес - технологий в туризме

по дисциплине «Этика»

на тему «Нравственность»

Москва 2014

Введение

Нравственность (нем. Sittlichkeit) -- термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда -- этики. В ряде философских систем понятие нравственности обособляется от морали, хотя такая концептуализация носит авторский характер и не всегда соответствует обыденному словоупотреблению. В таком, более узком, смысле понятие нравственности используется для обозначения части или уровня морали в целом, при этом под нравственностью чаще всего подразумевают внутреннюю сторону морали, в то время как последняя рассматривается как внешняя по отношению к индивиду. Так, у Гегеля нравственность -- это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле -- в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

нравственность регулятив философский

1. История и происхождение

Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках. Слово «этика» происходит от греч. ethos -- нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведений, -- такие качества, как мужество, благоразумие, честность, а «этикой» -- науку об этих качествах. Слово «мораль» -- латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos (множ. число mores), что означало примерно то же, что ethos в греческом -- нрав. обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis -- моральный и moralitas -- мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. А «нравственность» --русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Так в русском языке появились три слова с примерно одним и тем же значением. Со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга. Но в практике словоупотребления эти слова практически взаимозаменяемы (а их смысловые оттенки почти всегда можно уловить по контексту).

Нравственная культура, как и вся социальная культура, имеет два основных аспекта: 1) ценности и 2) регулятивы.

Нравственные (моральные) ценности -- это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Нравственные (моральные) регулятивы -- это правила поведения, ориентированного на указанные ценности. Нравственные регулятивы разнообразны. Каждый индивид выбирает (осознанно или неосознанно) в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. Среди них могут быть и такие, которые не одобряются окружающими. Но в каждой более или менее стабильной культуре имеется определенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали. В Ветхом Завете перечисляются 10 таких норм -- «заповедей Божьих», записанных на скрижалях, которые были даны Богом пророку Моисею, когда он поднялся на Синайскую гору (« Не убий », «Не укради», «Не прелюбодействуй» и др.). Нормами истинно христианского поведения являются 7 заповедей, которые указал Иисус Христос в Нагорной проповеди: «Не противься злому»; «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»; «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» и др.

2. Нравственные ценности

В системе человеческих ценностей нравственность занимает совершенно особое место. Моральное сознание детерминирует поведение людей и их взаимоотношения - межличностные, групповые, социальные. Нравственный критерий применим в качестве оценочного основания ко всем областям человеческой деятельности.

Трудно провести черту, разделяющую поток времени на две неравные части: до и после возникновения нравственности. Еще труднее определить сам момент озарения человечества светом нравственных представлений. Становление - это всегда процесс. Становление моральных представлений, норм, принципов, традиций, ставших первоначально единственным регулятором человеческих отношений, - длительный, сложный и противоречивый процесс.

Появление морали трудно переоценить; любая активная форма человеческой деятельности нуждается в нравственных критериях оценки, отсутствие таких критериев или несоответствие им может свести на нет самые грандиозные успехи практической и научной деятельности, политики, экономики, идеологии.

Формирование моральных норм, принципов, традиций знаменует собой переход от стихийных форм регулирования поведения и взаимоотношений к упорядоченным, сознательно регулируемым. Нравственные представления человека, формировавшиеся на протяжении веков, нашли отражение в таких категориях, как добро, зло, справедливость, совесть, долг, смысл жизни, счастье, любовь, в моральных нормах и принципах, регулирующих отношения людей.

3. Нравственные регуляторы

Элемент морального суждения, оценки действительности с точки зрения добра и зла, т.е. с моральной точки зрения, всегда присутствует в каждом человеческом поведенческом или эмоциональном акте. Понятия нравственности, морали и этики близки по своему происхождению и содержанию, обозначая соответственно русский, латинский или греческий корень исходного слова «нравы», обычаи поведения, из описания и оценки которых и сложилась со временем эта форма общественного сознания и отрасль социального знания.

Поведение индивидов в обществе регулируется взаимопересекающейся совокупностью регулирующих нормативных систем, каждая из которых имеет свою специфику применения. Неверно говорить, что у каждой из них свой предмет регулирования -- и у права, и у морали таковой составляет вся совокупность отношений и поведения. Скорее можно сказать, что они отличаются по инструментарию оценки и способу бытия своих норм. Так, правовые нормы фиксируются в единообразно трактуемых, обязательных к исполнению законах, кодексах и т.д. Соблюдение этих норм, охрану общества от их нарушения обеспечивает внушительный аппарат принуждения; тот, кто их преступил, подвергается санкциям, вплоть до лишения жизни в исключительных случаях. Нормы морали существуют в невещественной форме общественного сознания (в качестве того, что «все знают»). К их исполнению индивидов побуждают, а иногда и принуждают, внутренние механизмы -- долг, совесть. Наконец, за нарушение нравственных норм индивидов, как правило, не наказывают -- если не считать угрызений совести.

Общественная мораль, индивидуальный нравственный контроль -- могучие факторы регуляции человеческого поведения. Они не имеют писаных, зафиксированных в законе норм, но заветы нравственности могут быть более непреложными, чем юридические положения. Конечно, на страже этих норм не стоит система разветвленных государственных институтов, надзирающих за их исполнением и наказывающих за нарушение, но нечувствительные, на первый взгляд, механизмы долга, совести, общественного мнения удерживают поведение индивидов в нужных рамках более надежно, чем страх наказания.

4. Нравственность в философской системе Гегеля

Согласно философии Гегеля, дух, достигнув в теоретическом мышлении и в свободе воли настоящего самоопределения в своей внутренней сущности, возвышается над своей субъективностью; он может и должен проявить свою сущность предметно-действительным образом, стать духом объективным. Первое объективное проявление свободного духа есть право. Оно есть осуществление свободной личной воли, во-первых, по отношению к внешним вещам -- право собственности, во-вторых, по отношению к другой воле -- право договора, и, наконец, по отношению к своему собственному отрицательному действию через отрицание этого отрицания -- в праве наказания. Нарушение права, лишь формально и абстрактно восстанавливаемого наказанием, вызывает в духе моральное требование реальной правды и добра, которые противополагаются неправедной и злой воле как долг (das Sollen), говорящий ей в её совести. Из этой раздвоенности между долгом и недолжной действительностью дух освобождается в действительной нравственности, где личность находит себя внутренне связанной или солидарной с реальными формами нравственной жизни, или, по гегелевской терминологии, субъект сознаёт себя как одно с нравственной субстанцией на трёх ступенях ее проявления: всемье, гражданском обществе (bьrgerliche Gesellschaft) и государстве. Государство, по Гегелю, -- высшее проявление объективного духа, совершенное воплощение разума в жизни человечества; Гегель называет его даже богом. Как осуществление свободы каждого в единстве всех, государство вообще есть абсолютная самоцель (Selbstzweck). Национальные же государства, как и тот народный дух (Volksgeister), который в этих государствах воплощается, суть особые проявления всемирного духа, и в их исторических судьбах действует диалектическая мощь этого духа, который через их смену избавляется постепенно от своих ограниченностей и односторонностей и достигает своей безусловной самосознательной свободы.

5. Нравственность в марксизме

Цитатой из работы «Карл Маркс о французском материализме XVIII века» в собственном переводе Плеханов показывал научную основу марксистского учения о нравственности: «Если человек черпает все свои ощущения, знания и т. д. из внешнего мира и из опыта, приобретаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий его мир, чтобы человек получал из этого мира достойные его впечатления, чтобы он привыкал к истинно человеческим отношениям, чтобы он чувствовал себя человеком. Если правильно понятый личный интерес есть основа всякой нравственности, то надо, стало быть, позаботиться о том, чтобы интересы отдельного человека совпадали с интересами человечества. Если человек не свободен в материалистическом смысле этого слова, то есть если его свобода заключается не в отрицательной способности избегать тех или иных поступков, а в положительной возможности проявления своих личных свойств, то надо, стало быть, не карать отдельных лиц за их преступления, а уничтожить противообщественные источники преступлений и отвести в обществе свободное место для деятельности каждого отдельного человека. Если человеческий характер создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать эти обстоятельства достойными человека».

Заключение

Понятно, что нравственные ценности и идеалы, с одной стороны, и нравственные регулятивы и нормы, с другой, неразрывно связаны между собою. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов нацеленного на нее поведения. А любой нравственный регулятив подразумевает наличие ценности, на которую он направлен. Если честность есть нравственная ценность, то отсюда вытекает регулятив: «Будь честен». И наоборот, если человек в силу своего внутреннего убеждения следует регулятиву: «Будь честен», то для него честность есть нравственная ценность. Такая взаимосвязь нравственных ценностей и регулятивов во многих случаях делает ненужным их раздельное рассмотрение. Говоря о честности, часто имеют в виду и честность как ценность, и регулятив, требующий быть честным. Когда дело касается характеристик, равно относящихся как к нравственным ценностям и идеалам, так и к нравственным регулятивам и нормам, их обычно называют принципами нравственности (морали, этики).

Важнейшей особенностью нравственности является финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов. Это значит, что принципы нравственности самоценны. То есть на вопросы вроде: «Для чего они нам нужны?», «Зачем нам стремиться к нравственным ценностям?», «Почему мы должны соблюдать нормы нравственности?» -- нельзя ответить иначе, как признать, что цель, ради которой мы следуем нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. Здесь нет тавтологии: просто следование нравственным принципам -- это самоцель, т. е. высшая, финальная цель» и нет никаких других целей, которые мы хотели бы достичь, следуя им. Они не являются средством достижения какой-либо вне их лежащей цели.

Список литературы

2. Учебник Философия Кузнецов В., Кузнецова И., Миронов В., Момджян К.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и структура морали. Моральные принципы и их роль в руководстве нравственным поведением человека. О единой морали и нравственности. Нравственные аспекты общественного поведения и активность личности. Единство мышления, морали и нравственности.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2009

    Особенности происхождения и соотношения понятий этики, морали, нравственности. Предмет и особенности этики как науки. Сущность и структура морали, ее происхождение. Исторические типы нравственности. Основные функции морали. Понятие морального подсознания.

    презентация , добавлен 03.07.2014

    Индивидуальное и общественное моральное сознание, их взаимосвязь и взаимодействие. Общение как основная форма нравственных отношений. Роль моральной оценки в нравственной регуляции поведения. Сущность морали и нравственности. Функции и структура морали.

    реферат , добавлен 29.03.2011

    Анализ понятия нравственности в течении времени, начиная с взаимоотношений между людьми в первобытном обществе и до наших дней. Причины прогресса нравственности с разных точек зрения (религиозной и атеистической). Изменения в семейной нравственности.

    реферат , добавлен 26.02.2013

    Сущность и структура морали. Истоки нравственности. Аристотель об этике. Христианство. Этическая концепция И. Канта. Социальная сущность морали. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия.

    реферат , добавлен 25.12.2002

    Этика как философское учение о нравственности и морали. Фундаментальные и прикладные исследования в этике, проблемы практики. Явления нравственности и морали и требования к человеку как индивиду. Эвтаназия и смертная казнь - опровержение возражений.

    реферат , добавлен 03.07.2008

    Понятие этики как философского исследования морали и нравственности. Основные проблемы и современное состояние этики, ее направления и разделы. Классификация этических ценностей. Вопрос о долженствовании действий. Философы-этики в мировой истории.

    презентация , добавлен 06.10.2011

    Этика как учением о морали, о нравственном освоении человеком действительности. Нравственность как особый духовно-практический, ценностный способ освоения мира. Ее основные функции и свойства. Система категорий этики, отражающие элементы нравственности.

    контрольная работа , добавлен 19.02.2009

    Выявление и анализ содержания особенностей и парадоксов морали как основного способа нормативной регуляции действий человека в обществе. Оценка категорий общественного сознания и общественных отношений в контексте соотношения морали и нравственности.

    контрольная работа , добавлен 27.09.2011

    Природа морального закона и моральные аспекты человеческого поведения. Этика как разновидность духовно–теоретической деятельности. Особенности функционирования морали. Предпосылки развития нравственности. Принцип диктата совести, рефлексивности морали.

Нравственность и мораль - это те слова, которые употребляются в качестве синонимов. Данные термины способны заменять друг друга. Давайте попробуем ответить на вопрос: нравственность?

Вообще же, нравственность - это выявление свободной воли, внутренняя установка личности, которая основывается на особых принципах, нормах и идеях. Именно она способна определить то, как мы будем вести себя в той или иной ситуации. Нравственные качества формируются в нас каждый день и каждую минуту, с того момента, когда мы начали принимать различного рода решения. Уровень нравственности может характеризовать личность с разных сторон. Он выражается как в отношении человека к самому себе, так и к окружающим людям.

Общество задает свои идеалы, но это вовсе не означает, что мы должны быть такими, будто только что вышли из инкубатора. Мы должны быть Каждый из нас должен быть своеобразным воплощением общественных ценностей, но воплощением необычным. Шаблонов не существует, а у каждого свой.

Однако следует отметить, что практически все пытаются повторить поступки и судьбы других людей. Мы к этому склонны, но подобная позиция чаще всего приводит к разочарованиям. И творческие годы в этом отношении самые ранимые. Нередко мы теряемся в жизни или в каких-то ситуациях. Преданность меняется на лицемерие, а доброта на обман. Что такое понимание жизни, а также оценивание каких-либо поступков. Это выбор по совести, который мы совершаем в какой-то степени осознанно, а в какой-то - нет.

Что такое нравственность? Как же охарактеризовать ее? Если есть такое понятие, то наверняка можно выделить и отдельные качества, которые могли бы его описать. Нравственные качества - это сострадание, честность, доброта, отсутствие агрессии, надежность, щедрость, искренность, миролюбивость, трудолюбие, порядочность и так далее. Каждый может найти и назвать свои качества. Конечно же, не нужно забывать о взаимопонимании и любви, а также об уважении. Отмечают, что настоящей любви не бывает без взаимоуважения.

Что такое нравственность? Если рассматривать представителей отдельных профессий, то следует сказать, что судья должен обладать справедливостью, солдат - смелостью, а для врача важное нравственное качество - это сострадание.

Как же добиться проявления таких качеств у ребенка или взрослой личности? Все просто: соответствующее воспитание поможет сделать все как полагается. Нравственное воспитание - это довольно сложный процесс, который должен быть целенаправленным. Также это непрерывный процесс, паузы в котором недопустимы. Это тесное взаимодействие воспитателя и воспитанника. Конечно же, педагог должен иметь нравственные качества. Воспитать нравственную личность - дело не из простых, оно потребует терпения и огромного количества времени. Кстати, многим педагогам это не под силу. Почему? Да потому, что они слишком убеждены в своих методиках и не понимают важность экспериментирования. Удивительно, но новое для этих людей слишком часто бывает недоступным.

Сформировать личность не так просто. Воспитатель в данном случае должен подавать и показывать пример в различных жизненных ситуациях. Конечно, каждую жизненную позицию необходимо объяснять и разбирать. Современное воспитание нуждается в специальных методах. Следует учитывать личности, готовность к восприятию той или иной информации, а также к ее пониманию и анализу. Нравственность в той или иной степени есть у каждого человека, только у кого-то она «спит», а у кого-то - нет. Разбудить ее можно. Способы многочисленны. Просто старайтесь во всем быть лучше, добрее, мудрее.

Краткий словарь нравственных понятий в помощь родителям.

Альтруизм – способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого; неравнодушие, забота о ближнем, милосердие, самоотречение, самопожертвование. Противоположно эгоизму.

Благодарность – чувство признательности за оказанное внимание, за бескорыстную помощь; готовность ответить взаимным благодеянием, «отплатить добром за добро».

Бедность – отсутствие достатка. Противоположно богатству, зажиточности.

Безделье – праздное времяпрепровождение, отсутствие интереса к полезному и регулярному труду, занятиям; бездельник, лентяй, белоручка, праздный, ленивый.

Бездушие – о человеке, лишенном чуткости, отзывчивости, способном быть жестоким; кого не трогают горести и радости других. Противоположно чуткости, отзывчивости, участию, вниманию.

Безжалостность – неспособность к состраданию и жалости; бессердечный, беспощадный, немилосердный; «каменное сердце».

Беззаботность – о человеке, который не утруждает себя заботами, не задумывается о последствиях своих поступков, действий; беспечный, легкомысленный; «ветер в голове».

Беззастенчивость – когда человек открыто и иногда грубо пренебрегает общепринятыми нормами, интересами других; бесцеремонный, наглый.

Беззащитный – о том, кто не может самостоятельно защитить себя, не имеет средств самозащиты; безоружный, бесправный, бессильный, слабый; «можно взять голыми руками».

Безразличие – состояние полного равнодушия, незаинтересованности, безучастное отношение к происходящему или к человеку; холодность, бесчувствие. Противоположно участию, заинтересованности.

Безрассудность – о поступках и поведении, не согласующихся с требованиями здравого смысла; сумасбродный, шальной.

Безропотный – о том, кто принимает без ропота, без сопротивления тяжелые условия, несправедливое отношение к себе; кроткий, смиренный.

Белоручка – тот, кто избегает тяжелой или грязной работы, не привык к серьезному труду; барин.

Бескорыстный – добрый поступок того, кто не стремится к личной выгоде и способен заботиться о других больше, чем о себе; когда нет стремления к приобретению наград за добрые дела; бессребреник.

Бессребреник – раздающий свое имущество и помогающий людям, ничего не требуя за это.

Бесстрашие – положительная черта характера, выражающаяся не столько в отсутствии страха, сколько в способности его преодоления; отвага, смелость.

Бестактность – отрицательная черта характера, проявляющаяся в отсутствии чуткости, сердечности, чувства меры в отношении с окружающими людьми. Противоположно тактичности, корректности.

Благодеяние – проявляется в заботе и сострадании, направленных на благо людей; доброжелательность и щедрость, понимание проблем другого человека и участие в его судьбе.

Благожелательность – благосклонность, благорасположение, доброжелательность, дружелюбие, сочувствие, приветливость.

Благородство – способность подняться над эгоистическими побуждениями и действовать бескорыстно в интересах других людей; великодушие (величие души), самоотверженность, высокая нравственность, честность, рыцарство.

Богатство – зажиточность, большое личное имущество, достаток в семье, хозяйстве, значительные средства, с избытком обеспечивающие необходимый комфорт. Противоположно бедности, скудости, нищете.

Болтливость – говорливость, многоречивость, словоохотливость, разговорчивость, пустозвонство, балагурство. Противоположно молчаливости.

Вандализм – варварство; бессмысленное и жестокое разрушение, осквернение чего бы то ни было, в том числе, исторических памятников и культурных ценностей. Слово вандализм произошло от названия древнего германского племени, которое разрушило Рим и уничтожило его культурные ценности.

Важничать – держаться важно, стараясь показать свою значительность, придавать себе большее значение, чем следует. Разг.: пыжиться, надуваться, спесивиться, задирать нос.

Вежливость – проявление учтивости и уважения в обращении с людьми; внимательность, доброжелательность, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт. Противоположно грубости, хамству, высокомерию и пренебрежительности.

Великодушие – благородство, когда гуманность превосходит меру общепринятых норм; самопожертвование ради интересов других; отказ от требования наказать совершившего поступок или причинившего ущерб; гуманное отношение к побежденному.

Верность – стойкость в отношениях и исполнении своих обязанностей, долга, неизменность в чувствах. Верные любят своих близких, преданы и надежны в семье.

Вероломство – предательство, измена, когда человек грубо нарушает свои обязательства, установленные взаимоотношения или клятву.

Веселый – жизнерадостный, вызывающий радость. Веселый человек, веселое настроение, веселый характер. Противоположно: грустный, печальный, унылый, невеселый, скучный.

Вещизм – повышенный интерес к вещам, к обладанию ими в ущерб духовным интересам.

Взаимопомощь – взаимная помощь, поддержка, оказываемая друг другу, и отношения, основанные на общих интересах и целях.

Взаимопонимание – согласие, взаимное понимание, разумение, тесный контакт. У тех, кто понимает друг друга, есть единодушие во мнениях и поступках.

Вина – виновность, нравственное состояние человека, обусловленное нарушением им морального долга. Осознание вины выражается в чувстве стыда, муках совести, раскаянии.

Властный – властолюбивый, самовластный, склонный повелевать – о человеке и его характере.

Внешность – внешнее обличие, которое далеко не всегда является отражением внутреннего духовного содержания.

Внимательность – неравнодушие, предупредительность; внимательность хозяина к гостям, неравнодушное отношение к близким и к окружающим людям.

Воля – одна из основных психических способностей человека, заключающаяся в сознательном регулировании своего поведения, в управлении своими поступками. Противоположно неволе, несамостоятельности, зависимости, подчиненности.

Воспитание – помощь в закреплении тех наследственных правил поведения, которые дети получили от родителей, а также духовно-нравственное развитие подрастающего поколения, активное участие в обучении, умственном и физическом совершенствовании детей.

Восхищение – высшая степень проявления радости, восторг, удовлетворение, очарование.

Выдержка – умение владеть собой, способность контролировать свое поведение и импульсивные действия, подчиняя их существующим нормам и правилам поведения.

Выносливость – способность переносить трудности, лишения; проявлять стойкость; выдерживать, подвергнувшись страданиям, лишениям.

Высокомерие – преувеличенно высокое мнение о себе и пренебрежительное отношение к другим; спесивость, кичливость, заносчивость, себялюбие, надменность, гордыня.

Гармония – стройное сочетание, взаимное соответствие частей целого, качеств, явлений, предметов; созвучие, согласие.

Гнев – состояние крайнего возмущения и недовольства; страсть, направленная чаще всего против ближнего, омрачающая и опустошающая душу; распространенный грех, приводящий к непоправимым бедам и страшным преступлениям.

Гордость – слишком высокая оценка человеком своих или чужих достижений и заслуг; самоутверждение, самомнение, самоуверенность, чванство, высокомерие, гордыня – непомерная гордость.

Гостеприимство – радушие, хлебосольство; готовность и желание принимать гостей, любезный прием; хлеб-соль.

Грубость – неуважительное отношение к людям; откровенная недоброжелательность; неумение сдерживать раздражение; оскорбление достоинства других, развязность, сквернословие, употребление унизительных кличек и прозвищ.

Грустить – печалиться, тосковать, унывать, огорчаться.

Гурман – любитель и ценитель особо тонких, изысканных блюд; чревоугодник.

Дарить – отдавать безвозмездно, жертвовать, приносить в дар, одаривать, вознаграждать, не забывать.

Деликатность – тактичность, предупредительность, мягкость, душевная тонкость, чуткость, вежливость, любезность, обходительность.

Делиться – уделять из своего достояния или от своих знаний; сообщать о чем-то, привлекая к сочувствию и к совместному переживанию.

Деловитость – организованность и четкость в работе, умение находить наиболее рациональные способы решения возникающих практических задач, настойчивость и последовательность в преодолении трудностей и достижении поставленной цели.

Дерзость – проявляется в недостойных, несдержанных поступках человека, его грубых, резких словах, выражающих пренебрежение к принятым нормам отношений между людьми, задевающих достоинство других.

Деспот – самовластный правитель, тиран – человек, жестоко попирающий волю и желания других.

Дипломатичный – политичный, отличающийся тонкостью, ловкостью, расчетливостью.

Дисциплина – обязательный для всех определенный порядок поведения; школьная, трудовая дисциплина; умение сдерживать свои порывы, когда контроль за своими поступками осуществляется волевым внутренним усилием.

Добродетель – делание добра, положительные нравственные качества личности; любовь к ближнему, мудрость, целомудрие, трудолюбие, терпение, несение скорбей, кротость и целый ряд других добрых качеств. Противоположно – порок.

Добродушие – доброжелательство, мягкосердие, благодушие, незлобивость, душевное расположение к людям, ко всему окружающему.

Доброжелательность – желание добра другим, расположение, участие, благожелательность; проявляется в дружеском расположении, участии, в сочувственных словах, в дружелюбной манере общения.

Добросердечие – доброе сердце, отзывчивость, наклонность по доброй воле ко благу и добру людей; добросердечный отличатся участливым отношением к судьбе других.

Доброта – стремление делать добро; заботливость, предупредительность, способность к сочувствию, без чего доброта немыслима.

Долг – обязанность, призвание, например, материнский долг, гражданский долг; способность человека из чувства долга перед родными, своей страной на настоящие подвиги.

Дорогой – тот, кто мил, любим, близок сердцу, желанный, уважаемый.

Драка – ссора, стычка, рукопашный бой, борьба; «хоть водой разливай»; несдержанность, неумение уважать достоинство другого человека.

Друг – человек, близкий по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться; товарищ, близкий по роду деятельности, занятий; приятель, с которым сложились хорошие, но не очень близкие отношения.

Дружба – бескорыстные отношения, которые основаны на взаимном расположении и доверии, на уважении и любви, на общих взглядах и интересах; друзья всегда готовы прийти на помощь.

Душевность – отзывчивость, искренность, добросердечие, сострадательность, добротолюбие; люди с этими качествами душевно щедры, милосердны, умеют чувствовать чужую боль и всегда готовы прийти на помощь.

Жадность – сестра зависти и себялюбия; ненасытность, алчность, скупость; проявление неудержимое стремления к получению чего-либо в большем, чем необходимо, количестве.

Жаление – чувство милосердия к тем, кто находится в беде, у кого горе, понимание их проблем; сердечное отношение, душевная боль при виде чужих страданий.

Жаловаться – плакаться, сетовать, часто с упреками и укоризной; высказывать огорчение, изливать обиды, недовольство, сожаление и огорчение по поводу чего-либо.

Жестокий – бессердечный, жестокосердный, безжалостный, беспощадный; поступки человека, не знающего жалости, не проявляющего сострадания, снисхождения.

Жизнерадостный – бодрый, неунывающий, любящий жизнь, не поддающийся невзгодам.

Забота – внимание, поддержка, оказание помощи, защита; попечение и благодеяние по отношению к больным, слабым и пожилым.

Зависть – чувство неприязни к другому лицу по отношению к его счастью, благополучию, успеху, нравственному, культурному уровню или материальному превосходству; основана на эгоизме, себялюбии.

Задабривание – умасливание лестью, услугами, подарками.

Задаваться – важничать, гордиться, мнить о себе; «распускать павлиний хвост».

Задиристый – занозистый, забиячливый, склонный задирать кого-либо, вызывать на спор или ссору, драку.

Зазнаваться – вести себя высокомерно, надменно, пренебрежительно относиться к другим, гордиться, превозноситься, мнить о себе высоко.

Заносчивость – напыщенность, гордыня, эготизм; «звездная болезнь», «мания величия».

Застенчивый – тот, кто легко смущается, теряется, испытывает замешательство и нерешительность; робкий, стеснительный, стыдливый, конфузливый.

Защищать – оберегать, охранять; брать под свою защиту, под покровительство, заступаться; защищать свою Родину, мужественно сражаться за Отечество и за правду. Противоположно: нападать, а также попускать, быть равнодушным.

Злодеяние – обман, насилие, глумление; преступление против нравственности, посягательство на духовные и материальные ценности. Противоположно благодеянию.

Злорадство – радование чужому горю, напасти, беде.

Злословие – злоязычие, злоречие; отрицательные суждения, пересуды, сплетни, клевета; склонность язвительно оценивать людей.

Извинение – сожаление, раскаяние; снисходительность к вине, проступку, прощение, помилование.

Издевательство – измывательство, глумление; склонность человека обращаться с кем-либо крайне оскорбительно, подвергая унижению и грубым насмешкам.

Измена – предательство, нарушение верности общему делу, товариществу, любви, Родине.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие отдельного человека, уникальное воплощение в его личности наследственного и приобретенного в течение жизни; совокупность только ему присущих мыслей, чувств, интересов, привычек, настроений, способностей, интеллекта.

Интеллигентность – личностные качества человека; сочетание благородства души и трудоспособности ума, интеллекта и терпимости характера, надежности слов и правдивости поступков; совокупность интереса к искусству, и литературе, уважения к культуре и нравственным цельностям.

Интерес – познавательная направленность человека на предметы и явления окружающей действительности, связанная с положительным эмоциональным переживанием.

Интуиция – вывод без последовательного рассуждения, чутье, догадка; непосредственное понимание на основе врожденных знаний и приобретенного опыта.

Искренность – открытость, прямодушие, честность, неподдельность, душевность, прямота, правдивость; искренний человек не притворяется и не скрывает своего истинного отношения к окружающему.

Каприз – прихоть, вздорное, необоснованное желание, требование.

Кичиться, чваниться – выставлять свое превосходство перед другими и держаться подчеркнуто высокомерно.

Клевета – оговор с целью опорочить кого-либо, ложное обвинение; навет, инсинуация – клеветнические измышления преимущественно в печати, в официальных высказываниях.

Корысть – стремление к наживе и обогащению; корыстолюбие, меркантильность, стремление из всего извлечь для себя материальную выгоду.

Красноречие – умение говорить легко, обладание даром красноречия; сладкоречивый – способный говорить красиво, увлекательно; велеречивый – любящий говорить много и высокопарно.

Кротость – добродушие, миролюбие, покорность, смирение, терпеливость; кроткий человек уступчив, скромен, послушен, безотказен и добр.

Культура – уровень достижений человеческого общества в определенную эпоху у какого-либо народа, класса; культурный – цивилизованный, развитой.

Кумир – предмет восторженного восхищения, обожания, преклонения; тот, кого люди делают для себя идолом для поклонения.

Ласка – это проявление добросердечного отношения в виде нежности, теплоты, приветливости, мягкости.

Лгун – любитель сочинять, выдумывать, обманывать, врать.

Лень – бездействие, праздность, инерция, отсутствие желания работать, трудиться. Противоположно активной деятельности.

Лицемерие – неискренность, двуличие, двоедушие, фарисейство; лицемерный – прибегающий к притворству, обману с целью скрыть свои подлинные мысли, намерения.

Любовь – высшее чувство сердечной привязанности, самое чистое чувство, которое рождает желание творить добро, быть милосердным.

Любознательность – черта личности, характеризующаяся активным познавательным отношением к действительности; любознательный, пытливый – стремящийся к приобретению новых и разнообразных знаний.

Манеры поведения – комплекс, включающий внешние формы обращения с другими людьми, употребляемые выражения, тон, интонацию, жестикуляцию, манеру одеваться; культура поведения.

Мастер – искусник, виртуоз, специалист; человек, достигший высокого совершенства в каком-либо деле.

Мечта – вид воображения, фантазия, создание образов желаемого будущего.

Милосердие – деятельное соучастие в судьбе другого; готовность бескорыстно помогать нуждающимся; милость, сострадательная любовь.

Милостыня – подаяние нищему, бедствующему.

Мирный – не склонный к вражде и ссорам, исполненный миролюбия; мириться – прекращать ссору, вражду, смиряться; миролюбие – стремление к сохранению мира, дружелюбие.

Мировоззрение – миропонимание, миросозерцание; система взглядов, воззрений на природу и общество.

Многословный – многоречивый, имеющий привычку излишне пространно выражать свои мысли.

Мораль – система норм, определяющих обязанности человека по отношению к обществу и другим людям; нравственность, этика.

Мудрость – глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт, полученные знания.

Мужество – сочетание в человеке смелости, выдержки, настойчивости и решительности; воплощение твердости характера, верности идеалу и самому себе при столкновении с опасностью, несправедливостью.

Наблюдательность – способность наиболее полно подмечать свойства и особенности предметов и явлений, замечать ускользающие от других детали, подробности; приметливость.

Наглость – относится к тому, кто ведет себя не только нагло, но и грубо, крайне дерзко, нахально, бессовестно, бесцеремонно.

Награда – благодарность, воздаяние, вознаграждение за заслуги.

Надежда – ожидание чего-нибудь желаемого, связанного с уверенностью в его осуществлении; чаяние, упование.

Надежный – такой, который внушает доверие, на которого можно положиться; верный.

Надоедливый – тот, кто вызывает раздражение своим частым обращением, вниманием к себе; докучливый, назойливый, привязчивый.

Наслаждаться – испытывать большое удовольствие, блаженство; чувство восторга, восхищения.

Насмехаться – делать кого-то предметом насмешек, оскорбительных замечаний; смеяться, потешаться, издеваться зло и оскорбительно.

Настойчивость – положительное волевое свойство личности, характера, проявляющееся в упорном достижении поставленной цели. Отлично от упрямства – результата слабости воли.

Наушничать – ябедничать, жаловаться, фискальничать; сообщать тайно о чьей-либо вине, поступке старшим, тому лицу, от которого зависит тот, на кого жалуются.

Национализм – идея национальной исключительности, превосходства ценностей своего народа и их принижение у других народов. На практике он ведет к национальной вражде.

Небрежность – без старания и тщательности; кое-как, как-нибудь, как придется, «спустя рукава».

Невнимательность – без проявления должного внимания к окружающим; допущение промахов, небрежность, халатность.

Невоспитанность – неумение себя вести; неблаговоспитанность.

Недобросовестность – отношение к своим делам, обязанностям без должного усердия, внимания; нерадивость.

Нежность – теплота и мягкость, тонкость и хрупкость в отношениях. Поступки, выражающие нежные чувства, ласковые слова.

Неопрятность – беспорядок в одежде, помещении, несоблюдение чистоты; неаккуратность, неряшливость.

Непослушный – такой, который не повинуется, не слушается; любящий действовать наперекор; непокорный, строптивый.

Неравнодушие – небезразличие, заинтересованность, внимание, отзывчивость.

Неуверенность – нетвердость, нерешительность в голосе, в движениях, в походке; внутренние сомнения, робость.

Обижать – наносить обиду, причинять боль, неприятности.

Обидеться – оскорбиться, почувствовать обиду. Сильные и высокомерные умеют больно оскорблять, притеснять, но как важно не ожесточаться, а забывать обиды и прощать обидчиков.

Обман – то, что сознательно вводит в заблуждение; ложь, неправда, искажение истины, хитрость. В противоположность правде, истине.

Общительность – потребность и способность человека к общению, контактам с другими людьми, установлению с ними взаимопонимания; стремление к инициативе.

Обыватель – человек с ограниченным кругозором, живущий мелкими, личными интересами; мещанин.

Обязанность – долг человека, возлагаемая на него задача.

Оптимизм – бодрое и радостное мироощущение; жизнерадостность, жизнелюбие, жизнеутверждение.

Опрятность – чистоплотность, подобранность, аккуратность, чистота.

Осуждение – вид гордости; осуждать – признавать что-либо предосудительным, высказывать неодобрение, судить, порицать, презирать, уничижать ближнего.

Ответственность – способность личности понимать соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе нормам.

Отзывчивость – сердечность, доброта, сочувствие, участливость, сострадательность, чуткость; отзывчивый человек душевный, добросердечный, внимательный, человечный.

Пассивность – инертность, бездеятельность; отсутствие интереса; неспособность или нежелание действовать, принимать участие в какой-либо деятельности.

Патриотизм – чувство любви к своему Отечеству; готовность подчинять свои личные интересы интересам страны; верно служить и защищать ее.

Пессимизм – безнадежность, неверие в будущее.

Поверхностный – тот, кто не отличается глубиной, основательностью знаний, вдумчивым подходом к жизни.

Подлизываться – лестью, угодничеством добиваться чьего-либо расположения.

Подражание – следование примеру, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков и особенностей другого человека.

Пожертвование – дар, взнос в пользу какого-то лица, учреждения.

Пожертвовать собой – добровольно отказаться от чего-либо в ущерб себе, своим интересам, принести себя в жертву.

Познание – интерес к знаниям, потребность к самостоятельному обучению, изучению окружающего мира.

Покровительство – поддержка, благодетельство, защита, оказываемая влиятельным и сильным слабому.

Полезный – приносящий пользу, нужный для какой-нибудь определённой цели, плодотворный.

Помощь – поддержка, содействие, сердечное участие, благодетельство и благодеяние. Многие люди всегда готовы протянуть руку помощи тому, кто в этом нуждается.

Понимание – постижение и осознание чужой проблемы.

Порядочность – честность, неспособность к низким поступкам.

Послушный – покорный, исполнительный, кроткий, охотно повинующийся, преданный, смиренный, безотказный.

Поступок – решительное, активное действие в сложных обстоятельствах, подвиг.

Правдивость – качество человека говорить истину, не скрывать от людей и самого себя действительное положение дел.

Правота – верность, истинность, правильный образ действий и мыслей.

Празднословие – многословие, пустословие, суесловие.

Праздный – проводящий время в праздности, безделье.

Преданность – верность, неизменность, приверженность, неизменность, идейность. Противоположно неверности, измене, предательству.

Предательство – вероломство, измена, дезертирство, коварство. Противоположно верности, преданности.

Предрассудки – проявления привычных, ошибочных суждений о связях каких-то явлений, суеверие.

Преступление – поступок, действие, которые являются нарушением существующего правопорядка и влекут за собой наказание.

Призвание – интерес и способности к определенной деятельности, стремление выполнять ее; профессиональное самоопределение личности.

Прилично – в соответствии с принятыми правилами поведения, отношений; пристойно, благопристойно.

Пример – поучительное событие или поступок, служащий образцом поведения. Это может быть пример беззаветной любви к Отечеству, храбрости, любви, верности.

Проступок – поступок, нарушающий какие-либо нормы, правила поведения, провинность, прегрешение.

Профессия – род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования и требующий наличия определенных знаний, навыков, умений.

Прощение – помилование, извинение. Прощать – не помнить о нанесенных обидах, извинять кого-то, не ставить ему в вину ошибки.

Равнодушие – отсутствие участия, интереса к окружающему, происходящему, безразличие, безучастность, индифферентность.

Радость – чувство большого удовольствия и душевного удовлетворения, хорошее, праздничное настроение, веселье, жизнерадостность.

Радушие – сердечное отношение в сочетании с гостеприимством, с готовностью помочь, оказать услугу, приветливость, хлебосольство, радушный прием.

Развязный – о поведении, манерах: подчеркнуто свободный и небрежный, фамильярный, панибратский.

Разговорчивый – любящий поговорить; словоохотливый, говорливый, болтливый; говорящий слишком много, попусту; слабый на язык.

Разделять – быть солидарным, разделять трудности, переживать какое-либо чувство вместе с другим.

Раздражать – нервировать; приводить в состояние нервного возбуждения, вызывать недовольство, гнев, досаду.

Раскаяние – чувство вины за совершенный ошибочный или дурной поступок и желание искупить его; убеждение в ошибочности, безнравственности или преступности совершенных действий, чувство вины и угрызения совести.

Распущенность – несдержанность, своеволие; тот, кто не придерживается порядка, дисциплины, ведет себя своевольно, несдержанно.

Решительность – в намерении, решении: отличающаяся твердостью, непоколебимостью.

Робость – неуверенность в себе, в своих силах, отступление перед трудностями, перед опасностью.

Родина – страна, в которой человек родился и живет, Отечество, Отчизна, родная сторона, родная земля; история страны, её культура, язык.

Родные – находящиеся в родстве, например, родители и дети, братья и сестры, дедушки и бабушки; люди, близкие по духу и интересам.

Самолюбие – преувеличенное себялюбие, соединенное с тщеславием, амбициями; самовлюбленность, эгоистичность, гонор; самоуважение (обычно сочетающееся с повышенным вниманием ко мнению о себе окружающих).

Самооправдание – оправдание себя, своего поведения, поступков.

Самоотверженно – беззаветно, подвижнически, забывая о себе, не жалея сил и жизни, жертвуя своими интересами, собой для блага других.

Самостоятельность – независимость, самодостаточность; свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи.

Сварливость – склонность к ссорам, сварам; вздорность, ссоры из-за пустяков.

Своеволие – склонность действовать, поступать по своей воле, прихоти, не считаясь с другими.

Семья – это и общий дом, и совместные дела, и теплые добрые отношения между родными людьми.

Сердечность – доброе сердце, искренность, душевность, сострадательность, отзывчивость, радушие, внимательность.

Сердиться – испытывать чувство раздражения, возмущения, гнева; быть в раздражении, в гневе.

Сквернословие – использование в разговоре ругательных и грубых слов.

Скромность – простота в обращении, критическое отношение к себе, уважение к другим, нежелание подчеркивать свои заслуги. Она проявляется во всем поведении человека, в его одежде, манерах, речи, в стиле жизни.

Скука – отсутствие интересных стимулов. Скука несвойственна личностям с богатым внутренним миром.

Слабохарактерность – отсутствие стойкости, твердости в характере; слабоволие, бесхарактерность, слабодушие, мягкотелость.

Смелость – способность человека преодолеть в себе чувство страха, неуверенности в успехе, опасения перед трудностями и неблагоприятными для него последствиями.

Смирение – это слово означает жизнь с миром в душе. Смиренный человек относится ко всему мирно, не считает себя лучше других, осознает недостатки, смиряет свою гордость. В отношениях с людьми он проявляет покорность, кротость.

Снисходительность – мягкое и терпимое отношение к промахам, ошибкам других; терпимость, толерантность.

Совесть – врожденное нравственное чутье; сознание и чувство ответственности человека за свое поведение, побуждающие человека к истине и добру, отвращающее от зла и лжи.

Сокровенный – такой, который хранят в глубине души, никому не высказывают; заветный, заповедный.

Сострадание – чувство жалости, вызванное чьим-либо несчастьем, тяжелой судьбой. Это, например, страдание к сиротам. Рядом с состраданием находятся такие понятия, как милосердие, сочувствие, сердоболие, жалость, сожаление.

Сочувствие – понимание чувств другого человека; неравнодушие, соболезнование; способность относиться с участием, состраданием к чьему-либо переживанию, беде; разделять чужое горе.

Спасать – помогать, служить защитой, выручать, ограждать, оберегать, предохранять, сохранять; идти на выручку, вызволять.

Сплетничать – распространять слухи, вести разговоры о ком-либо, основываясь на неверных сведениях, домыслах. Судачить – во всех мелочах обсуждать чье-либо поведение, поступки. Злословить – язвительно и зло сплетничать о ком-либо. Трезвонить – широко распространять сплетни.

Спокойный – отличающийся уравновешенным характером, не причиняющий беспокойства. Смирный – не способный причинить вреда, беспокойства. Смиренный.

Способности – индивидуальные наклонности (музыкальные, художественные, математические, конструктивное соображение, наблюдательность и др.). Они даны от природы, но важным является их развитие.

Справедливость – соответствие человеческих отношений, законов, порядков морально-этическим, правовым нормам и требованиям.

Сребролюбие – жадность к деньгам, алчность: свойство, которое ведет к множеству тягчайших преступлений.

Ссора – состояние взаимной вражды, наличие неприязненных, враждебных отношений. Распря – долгая ссора с острыми, непрекращающимися разногласиями. Размолвка – небольшая и непродолжительная ссора. Свара – длительная мелочная ссора с взаимными обидами.

Старание – усердие в работе, исполнительность, прилежание, трудолюбие, тщательность.

Страх – чувство сильной тревоги, беспокойства, душевного смятения перед какой-то опасностью; ужас, боязнь, трепет.

Стыдно – совестно, зазорно; неудобно, позорно; о чувстве стыда, неловкости.

Суеверие – проявляется в веровании приметам, гаданиям, вещим снам, заговорам, астрологическим предсказаниям.

Суета – торопливое, беспорядочное движение, беготня, хлопоты; суматоха.

Тактичность – соблюдение меры в общении и принятых правил вежливости; исключение действий и слов, которые могут быть неприятными собеседнику; проявление внимания по отношению к окружающим людям; корректность.

Терпение – терпеливость, в противовес горячности, способность сохранять выдержку и самообладание.

Трудолюбие – необходимое условие любой трудовой деятельности; усердие, старание и прилежание.

Трусость – осторожность, робость; защитная реакция – в раннем детском возрасте; чрезмерная боязливость в более старшем возрасте будет идти совместно с малодушием, мнительностью, нерешительностью, трусливостью.

Тунеядец – тот, кто живет на чужой счет, чужим трудом; дармоед, трутень.

Тщеславие – славолюбие, честолюбие, гордость; стремление к славе, к почитанию.

Уважение – чувство, основанное на признании чьих-либо достоинств, заслуг; почтение – глубокое уважение, обычно к лицу, старшему по возрасту, по положению, знаниям; пиетет – высшая степень уважения, почтения.

Угощать – потчевать, радушно предлагать поесть, попить, проявляя внимание, уважение. Подносить, подавать, выставлять, лакомить.

Удивительный – вызывающий удивление своей необычностью, непонятностью; изумительный, поразительный, ошеломительный.

Улыбка – мимика, выражающая приветствие, удовольствие, радость; широкая улыбка, ласковая улыбка, лукавая улыбка.

Ум – мыслительная способность, разум, рассудок, проницательность, склад мышления, особенность миропонимания, здравый смысл. В латинском языке этому понятию соответствует интеллект.

Упрямство – своенравие, напористость, упорство; настойчивость, выдержка, сила воли, железная воля; бескомпромиссность, непоколебимость.

Урвать – получить, приобрести что-либо не совсем честным путем или ловко, с практической сноровкой; ухватить, отхватить.

Услуга – действие, приносящее пользу другому, благодеяние, добро.

Уступчивость – кротость; податливость, покладистость; мягкотелость, покорность, сговорчивость, мягкость, уживчивость, гибкость.

Ухаживать – заботиться, оказывать помощь, услуги, создавать благоприятные условия; ухаживать за больными, растить, любить и нежить детей.

Участливость – добрая черта характера, в первую очередь отзывчивость, жалостливость. Человек с таким душевными качествами внимателен к людям, сердечен и добр. Он принимает активное участие в судьбе сирот, имеет сострадательность к больным и слабым.

Уют – удобство в доме, тепло, комфорт, порядок, устроенность быта.

Фамилия – наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени и переходящее от отца к детям. Ряд поколений, происходящих от одного предка.

Фантазер – человек, склонный фантазировать, строить какие-либо планы, далекие от реальной действительности, фантаст, мечтатель; утопист – человек, предающийся несбыточным мечтам.

Франт – нарядно, модно одевающийся человек; щеголь, модник – одевающийся по последней моде; пижон – уделяющий слишком много внимания своей одежде, внешнему виду.

Ханжа – человек, притворяющийся высоконравственным и лицемерно осуждающий недостатки, пороки людей; лицемер, фарисей.

Характер – индивидуальные особенности человека. Один добр и миролюбив, сердечен и сострадателен, а другой равнодушен к чужим проблемам, высокомерен, вспыльчив и упрям.

Хвалить – высказывать одобрение, похвалу кому-либо, чьим-либо достоинствам, заслугам; восхвалять, превозносить – восторженно хвалить, славословить, петь дифирамбы.

Хвастовство – восхваление своих, часто мнимых, достоинств; бахвальство, гордость.

Хитрить – проявлять хитрость, лукавство; лукавить, мудрить, плутовать.

Храбрость – черта характера, проявляющаяся в способности личности преодолевать чувство страха в ситуации опасности и рисковать собой ради достижения цели.

Человеколюбие – любовь, милосердие, доброта, приветливость.

Человекоугодие – угодничество перед людьми; лицемерие, лесть.

Честный – о деятельности, работе, поведении: не запятнанный ничем предосудительным; беспорочный.

Честность – правдивость, прямодушие, благородство, чистосердечность, искренность, порядочность, кристальность, чистота, добропорядочность, незапятнанность.

Честолюбивый – стремящийся добиться высокого положения, приобрести известность, славу; тщеславный – стремящийся к славе, к почестям ради них самих.

Честь – достоинство, репутация; почет, уважение; знаки внимания, оказываемые кому-либо.

Чревоугодие – угождение желудку: обжорство, пристрастия к сладостям, вкусной пище.

Чувствительный – способный легко растрогаться, расчувствоваться; сентиментальный.

Чувствовать – воспринимать что-либо интуицией; ощущать.

Чувства – способность переживать, откликаться на жизненные впечатления, сочувствовать; эмоции, «движения души»; чувства радости и печали, любви и ненависти; ужаса, стыда, страха, восторга, сострадания; отчаяния и блаженства.

Чуткий – проявляющий внимание, сочувствие к окружающим, готовый прийти на помощь; отзывчивый.

Чуткость – способность чутко относиться к окружающим; душевность, отзывчивость, участие, внимание, сердечность; деликатность, тонкость.

Щедрость – отсутствие скупости, материальное пожертвование, благотворение, оказание помощи; великодушие, душевная щедрость, желание бескорыстно делиться идеями, с радостью передавать другим свои творческие, научные и другие достижения.

Эгоизм – свойство личности, черта характера, проявляющаяся в себялюбии, предпочтении своих личных интересов интересам других людей. Основывается на мотивах себялюбия и своекорыстии.

Эрудиция – проявление широты ума, опирающееся на большой объем знаний по данному вопросу и обеспечиваемое памятью.

Язвительность – злая насмешливость, стремление уколоть, уязвить; колкость, ехидство, ядовитость.

Яркий – о внешности, о самом человеке; обращающий на себя внимание, бросающийся в глаза; броский, ослепительный; тот, кто пытается выделиться в толпе чем-то ярким, но внутри он часто пустой сосуд.