Что такое добро информация. Понятие добра

Огромное количество лексем русского языка обладает не одним значением, а несколькими. Слово «добро» тоже принадлежит к их числу. А можно ли так охарактеризовать, скажем, нечто негодное? Оказывается, можно. Хотя такое значение может показаться на первый взгляд совершенно противоположным.

Определение слова «добро»

«Словарь русского языка», который в обиходе называют словарем Ожегова, предлагает три толкования.

Основным является прямое значение слова, когда речь идет о чем-то положительном, полезном. Хороший поступок тоже может быть ответом на вопрос о том, что такое добро.

Определение этого понятия обогащается еще одним значением - противоположность злу. Также им нередко называют домашний скарб, нажитое имущество, какие-то вещи.

В определенном контексте это слово приобретает пренебрежительный оттенок, когда о каком-то ленивом работнике или ненужном, негодном предмете высказываются однозначно: «Такого добра и задаром не надо».

В лингвистическом плане данная лексема может выступать не только как существительное, но и как второстепенные части речи. Так, "добро" - это и частица, и союз. Употребляется и как составляющая неделимых выражений. Например, «получить (или дать) добро на что-то». Причем в роли частицы может нести как позитивный, так и неодобрительный или иронический смысл. Это слово имеет совершенно противоположные значения.

Добро как противоположность злу. Примеры

Если рассматривать исследуемое слово как категорию этики, то его можно отнести к понятиям, характеризующим нравственные ценности, причем положительным. Уже изначальное значение добра противопоставлялось внутреннему смыслу зла, которое несовместимо с истинно моральным поведением.

Что такое добро:

  • Его можно расценивать как итог каких-то благих действий, совершенно противоположный результату злых деяний.
  • Добро совершается намеренно, бескорыстно, искренне. Человек, делающий его, стремится помочь не только ближнему, но и просто незнакомому человеку. Это же касается и его поступков по отношению к живой природе.
  • Добро - это то, что может вызвать у окружающих положительный отклик. Поскольку ассоциации в этом случае возникают с понятиями счастья, радости и любви, блага.
  • Добрые поступки отличаются от злых тем, что совершаются они не посредством простой воли к благим деяниям. Ведь такая воля, возможно, является корыстной, т. е. по отношению к нравственности она нейтральна. А истинное добро - бескорыстно. Примером могут служить поступки Ивана Ткаченко, капитана погибшей хоккейной команды «Локомотив», который, как выяснилось после трагедии, втайне от всех перечислял деньги на помощь детям, больным онкологией.

Зло же во всех ситуациях выражается унижением, подавлением, а то и уничтожением, порождая новое зло. «Добро помни, а зло забывай», - это выражение имеет глубокий смысл.

Добро как имущество. Примеры

Интересное наблюдение. В одном из самых древних индоевропейских языков - хеттском, - оказывается, имелось существительное «добро», которое очень часто употреблялось именно в значении «имущество» (кстати говоря, оно перекликалось с одинаково звучащим прилагательным, означавшим «хороший, полезный»).

Имущество могло быть и движимым, и недвижимым - вроде военных трофеев хеттских военачальников. В одном из сохранившихся документов зафиксировано, что такое добро захватил в завоеванном городе царь Мурсилис I среди другой добычи, в том числе и множества пленных.

Исследователи отмечают, что основной целью хеттских завоевательных войн был именно захват добычи. Потому неслучайно термин «добро» со смыслом «имущество» очень часто встречается в хрониках правителей хеттов.

Замечено также, что и в других языках, в частности в коми и английском, встречается лексема «добро». Определение слова звучит как «имущество, трофей».

Ну а о русском языке и упоминать не стоит. Взять хотя бы А. С. Пушкина:

«Везут домашние пожитки...

Горшки, тазы et cetera,

Ну, много всякого добра...»

Это слово в значении имущества часто используется в литературе.

Добро как что-то негодное. Примеры

Хорошее в принципе слово может, однако, носить и не самую симпатичную окраску, иметь оттенок иронии, пренебрежения. О том, что такое добро в негативном смысле, могут сказать самые расхожие бытовые фразы.

Например, хочет вам кто-то сбыть совершенно бесполезную вещь. К месту будет выражение: «Такого добра и у меня навалом». Этот пример расширяет понятие о том, что такое добро. Определение его здесь звучит как "негодное", "бесполезное". Такой вариант понятия "добро" часто используется как в литературной, так и в разговорной речи. Тем не менее, когда необходимо определить значение рассматриваемого в этой статье слова, мало кто вспоминает его возможную негативную окраску. Только использование таких выражений, как "такого добра мне и даром не надо", напоминает нам о том, что оно также обозначает и негодную, бесполезную вещь, что полностью противоположно первым двум его значениям.

Синонимы слова «добро»

Лексем с подобным значением довольно много, особенно если учесть многозначность слова.

  • О том, что такое добро в прямом смысле, способны рассказать такие слова: полезное дело, благо, благодеяние, благость, благотворение, пожертвование, услуга, одолжение.
  • Значением имущества «заведуют» такие определения: достаток, собственность, достояние, состояние, пожитки, скарб, манатки, барахло, вещи.
  • Согласие в разговорной речи могут выражать слова: отлично, хорошо, есть такое дело, идет, договорились, чудненько, лады, пожалуйста, ладно, согласен, готов, будь по-твоему, по рукам, так тому и быть, пусть будет так, будь по-вашему, так и быть, изволь.

Синонимов у этого многозначного слова много.

Антонимы слова «добро»

При всем богатстве и разнообразии синонимов слов

С противоположным смыслом имеется лишь два - "зло" и "худо". Что значит добро, мы выяснили, а эти понятия представляют собой его обратную сторону. Это подтверждают и некоторые поговорки. Например: «Не устоять худу против добра».

Как мы видим, антонимов не так уж и много по сравнению с синонимами рассматриваемого слова.

В завершение этой статьи давайте вспомним еще одну, оптимистичную поговорку: «Нет худа без добра».

Добро – это самые высокие нравственные и моральные ценности, относительно которых остальные категории понятий приравниваются к числу вторичных. Оно будет характеризовать пользу для человека какой бы то ни было вещи. Но что такое добро?

Что такое доброе дело?

Говоря о моральном отношении доброты, то это может быть выполнение человеком определенных действий, влияние которых направлено непосредственно на получение высшего блага не для себя лично, а для окружающих. Добрым делом называется то, что выполняется без преследования корыстной цели или выгоды. Оно должно быть направлено на то, чтобы преодолеть непонимание с окружающими и привитие людям человеколюбия с гуманизмом.

Еще со времен становления мира, человечество не перестает рассматривать, на что может быть способно добро, благодаря которому появляется возможность добиться в обществе действительно совершенных взаимоотношений. Существует теория, что доброму человеку жить труднее, чем злому, ведь в своих поступках он никогда не будет преследовать корыстных целей или пытаться кому-то испортить жизнь.

Добро можно отнести к общему понятию, при этом добродетель будет являться субъективным качеством. Именно оно определяет, есть ли у конкретного человека такие качества, как милосердие, щедрость, бережливость, великодушие, мужество и справедливость. Мало кто знает, но качества добродетели требуют от человека правильного воспитания, ведь быть добрым, значит, уметь находить компромиссные решения, в чем-то уступать и всегда идти на помощь ближнему.


Если говорить о моральной стороне, то добру будет присуще ровно две части – это внутренняя, а также внешняя. В первом варианте предполагается размышление самого человека о своих поступках и действиях, относящихся к категории добродетели. К внешней стороне будет относиться именно общественная сторона понятия добра – что можно считать добром, а также то, какое оно имеет значение для человечества.

Именно внешняя сторона добра и будет регулировать человеческие взаимоотношения. Это прекрасная основа для развития дружбы, а также и товарищества. Эти отношения будут предусматривать добро, в качестве основы взаимопонимания. Философия подробно изучает это понятие на протяжении многих лет.

Чем отличается добро от зла?

Ежедневно каждый человек совершает большое количество разнообразных поступков, при этом одни могут быть спланированными, а другие спонтанными. Часто на это не обращается никакого внимания. Конечно, одни поступки будут хорошими, а другие плохими, но в повседневности бывает очень сложно определить тонкую разграничивающую полосу между злом и добром.

Добрый поступок – это тот, который будет приносить пользу окружающим, а не только себе. Они должны совершаться не для того, чтобы получить от этого выгоду, а безвозмездно. Делать добро может только искренний и открытый человек.


Понятия добро и зло считаются просто отдаленными формами сознания общества, именно поэтому они могут трактоваться в виде парных категорий, которые относятся к морали, этике, а также нравственности.

Добро отличается от зла, и они являются не парными категориями. Эти два понятия считаются начальными принципами строения мира, при этом испокон веков они находятся в противостоянии между собой.

Добро и зло на протяжении всего существования мира находятся рядом друг с другом, но при этом полностью противоположны. Довольно часто случается, когда эти два понятия путаются в ежедневной суете. Это происходит из-за того, что изредка люди вынуждены совершать не самые хорошие поступки, пытаясь предотвратить еще большее зло.


Добро всегда будет находиться там, где присутствует мораль, при этом души людей должны оставаться неиспорченными и неизбалованными. Если каждый человек хотя бы попытался сделать кого-то счастливым, то люди на всей планете могли стать действительно счастливыми.


Бывают случаи, когда совершить благие поступки очень тяжело и происходит это исключительно из-за того, что присутствует отрицательный опыт. К сожалению, жизнь устроена таким образом, что сделав кому-то добро практически во всех случаях в ответ будет получено зло. Поэтому и считается, что эти два понятия взаимосвязаны и всегда находятся рядом.

Круговорот добра (видео)

Проблема состоит даже не в том, что подсознательно человек хочет вам испортить жизнь, скорее всего, он, как и многие, за благие дела ожидает какого-то вознаграждения. Если его не будет совсем или покажется незначительным, то приходит понимание, что оставаясь хорошим, в жизни придется очень тяжело.


Как правило, данное мнение является только заблуждением. На самом деле, если делается добро, оно рано или поздно возвращается, но это может произойти не сразу и совершенно от других людей. Лучше всего совершая благие дела стараться, чтобы никто про это не знал и вскоре мир отплатит той же монетой, причем вознаграждение будет настолько большим, что вы не могли об этом даже мечтать.

Введение

1. Понятия добра и зла

3. Проблема борьбы добра и зла

4. Справедливость: победа добра и зла

Заключение

Словарь терминов

Список используемой литературы

Введение

В широком смысле слова добро и зло обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Мы употребляем эти слова для обозначения самых различных вещей: «добрый» значит просто хороший, «злой» – плохой. В словаре В. Даля, например, (напомним, названного им «Словарем живого русского языка») «добро» определяется сначала как вещественный достаток, имущество, стяжание, затем как нужное, подходящее и лишь «в духовном значении» – как честное и полезное, соответствующее долгу человека, гражданина, семьянина. Как свойство «добрый» также относится Далем прежде всего к вещи, скоту и потом только к человеку. Как характеристика человека «добрый» сначала отождествляется Далем с «дельным», «сведущим», «умеющим», а уж потом – с «любящим», «творящим добро», «мягкосердным». В большинстве современных европейских языков употребляется одно и то же слово для обозначения материальных благ и блага морального, что дает обширную пищу для морально-философских рассуждений по поводу хорошего вообще и того, что является добром самим по себе.

Понятия добра и зла

Добро и Зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное. Тра­диционно Добро связывают с понятием Блага, к которому относят то, что полезно людям. Соответственно, не является благом то, что бесполезно, никому не нужно или вредно. Однако как благо есть не сама польза, а лишь то, что приносит пользу, так и зло – не сам вред, а то, что вызывает вред, приводит к нему.

Благо существует в виде самых различных вещей. Благом назы­вают книгу и пищу, дружбу и электричество, технический прогресс и справедливость. Что же объединяет эти разные вещи в один класс, в каком отношении они схожи? У них есть один общий признак: они имеют положительное значение в жизни людей, они полезны для удов­летворения их потребностей – жизненных, социальных, духовных. Благо относительно: нет ничего такого, что было бы только вредным, как и такого, что было бы только полезным. Поэтому благо в одном отношении может быть злом в другом. Благо для людей одного истори­ческого периода может не быть таковым для людей другого периода. Блага имеют неодинаковую ценность и в разные периоды жизни инди­вида (например, в молодости и старости). Не все то, что полезно одному человеку, бывает полезным другому.

Так, социальный прогресс, принося людям определенные и немалые блага (улучшение условий жизни, овладение силами природы, победу над неизлечимыми болезнями, демократизацию общественных отношений и др.), оборачивается зачастую столь же немалыми бедствиями (изоб­ретением средств массового уничтожения, войнами за обладание мате­риальными благами, Чернобылем) и сопровождается проявлением от­вратительных человеческих качеств (злобы, мстительности, зависти, жадности, подлости, предательства).

Этику интересуют не любые, а лишь духовные блага, к которым относятся и такие высшие нравственные ценности, как свобода, спра­ведливость, счастье, любовь. В этом ряду Добро – это особый вид блага в сфере человеческого поведения. Иными словами, смысл добра как качества поступков состоит в том, какое отношение эти поступ­ки имеют к благу.

Добро, как и зло, является этической характеристикой человечес­кой деятельности, поведения людей, их отношений. Поэтому все, что направлено на созидание, сохранение и укрепление блага, есть доб­ро. Зло же есть уничтожение, разрушение того, что является бла­гом. А поскольку высшее благо – это совершенствование отноше­ний в обществе и совершенствование самой личности, то есть развитие человека и человечества, то все, что в действиях индивида способ­ствует этому, – добро; все, что препятствует, – зло.

Исходя из того, что гуманистическая этика во главу угла ставит Человека, его уникальность и неповторимость, его счастье, потребно­сти и интересы, мы можем определить критерии добра. Это, прежде всего, то, что способствует проявлению подлинной человеческой сущности – самораскрытию, самовыявлению, самореализации лич­ности, разумеется при условии, что эта личность «имеет право на звание Человека» (А. Блок).

И тогда добро – это любовь, мудрость, талант, активность, гражданствен­ность, чувство сопричастности проблемам своего народа и человечества в целом. Это вера и надежда, истина и красота. Иными словами, все, что придает смысл человеческому существованию.

Но в этом случае еще одним критерием добра и – одновремен­но – условием, обеспечивающим самореализацию человека, высту­пает гуманизм как «абсолютная цель бытия» (Гегель).

И тогда добро – это все, что связано с гуманизацией человеческих отношений: это мир, любовь, уважение и внимание человека к человеку; это научно-технический, социальный, культурный прогресс – но только в тех их аспектах, которые направлены на утверждение гуманизма.

Таким образом, в категории Добра воплощаются представления людей о наиболее положительном в сфере морали, о том, что соот­ветствует нравственному идеалу; а в понятии Зла – представления о том, что противостоит нравственному идеалу, препятствует дости­жению счастья и гуманности в отношениях между людьми.

У добра есть свои «секреты», о которых следует помнить. Во-первых, как и все моральные феномены, добро есть единство побуждения (мотива) и результата (действия). Благие побуждения, намерения, не проявившиеся в действиях, еще не есть реальное добро: это добро, так сказать, потенци­альное. Не является в полной мере добром и хороший поступок, ставший случайным результатом злонамеренных мотивов. Однако эти утвержде­ния далеко не бесспорны, и поэтому мы предлагаем читателям обсудить их. Во-вторых, добрыми должны быть как цель, так и средства ее дости­жения. Даже самая благая, добрая цель не может оправдывать любые, особенно безнравственные, средства. Так, благая цель – обеспечение по­рядка и безопасности граждан не оправдывает, с моральной точки зрения, применения смертной казни в обществе.

Как качества личности добро и зло выступают в виде доброде­телей и пороков. Как свойства поведения – в виде доброты и злобы. В чем же заключается и как проявляется доброта? Добро­та – это, с одной стороны, линия поведения – приветливая улыбка или вовремя произнесенная любезность. С другой стороны, добро­та – это точка зрения, сознательно или невольно исповедуемая фи­лософия, а не природная склонность. Кроме того, доброта не исчер­пывается сказанным или сделанным. В ней – все существо человека.

Когда мы говорим о ком-то, что это добрый человек, мы имеем в виду, что это человек отзывчивый, сердечный, внимательный, способный разде­лить нашу радость, даже когда он озабочен собственными проблемами, горем или очень устал, когда у него есть оправдание для резкого слова или жеста. Обычно это человек общительный, он хороший собеседник. Когда в человеке есть доброта, он излучает тепло, щедрость и великоду­шие. Он естествен, доступен и отзывчив. При этом он не унижает нас своей добротой и не ставит никаких условий. Конечно, он не ангел, не герой из сказки и не маг с волшебной палочкой. Он не всегда может противостоять закоренелому негодяю, который творит зло ради самого зла – просто «из любви к искусству».

К сожалению, таких не просто злых, а именно злобных людей все еще немало. Своим злом они как бы мстят окружающим за невозможность удовлетворить свои неоправданные амбиции – в профессии, в обществен­ной жизни, в личной сфере. Некоторые из них прикрывают низменные чувства красивыми манерами и приятными словами. Другие же не стес­няются употреблять резкие слова, быть грубыми и высокомерными.

К злу относятся такие качества, как зависть, гордыня, месть, высокомерие, злодеяние. Зависть – одна из лучших «подруг» зла. Чувство зависти уродует личность и взаимоотношения людей, оно возбуждает у человека желание, чтобы другой потерпел неудачу, несчастье, дискредитировал себя в глазах окружающих. Нередко зависть толкает людей на совершение аморальных поступков. Не случайно она считается одним из самых тяжких грехов, ибо все остальные грехи можно рассматривать как следствие или проявление зависти. Злом является и высокомерие, характеризующееся неуважительно-презрительным, надменным отноше­нием к людям. Противоположны высокомерию скромность и уважение к людям. Одно из самых страшных проявлений зла – месть. Иногда она может быть направлена не только против того, кто причинил изна­чальное зло, но и против его родных и близких, – кровная месть. Хри­стианская мораль осуждает месть, противопоставляя ей непротивление злу насилием.


Представления о добре и зле менялись у разных народов из века ввек, оставаясь при этом краеугольным камнем любой этики. Уже древнегреческие философы пытались дать определение этих понятий. Сократ, например, утверждал, что только ясное осознание того, что есть добро и зло, способствует правильной (добродетельной) жизни и позна­нию самого себя. Различие между добром и злом он считал абсолют­ным и видел его в степени добродетели и осведомленности человека. Никто не делает зла специально, по своей воле, говорил он, а лишь по неведению. Зло есть результат незнания истины и, следовательно, добра. Даже знание о собственном незнании – уже Шаг на пути к добру. Поэтому самое большое зло – невежество, которое Сократ усматривал не в том, что мы чего-то не знаем, а в том, что не догадываемся об этом и не нуждаемся (или считаем, что не нуждаемся) в знании.

Учащиеся 5, 7 классов.

Что такое добро - на эту тему рассуждают учащиеся 5, 7 классов. Добро - это радость, счастье, хорошее чувство; это когда кому-то помогаешь; это хорошие дела и поступки...

Скачать:

Предварительный просмотр:

Что такое добро?

Мироненко Даша

5 б класс

Что такое добро?

Дылыкова Чимита

5 б класс

Что такое добро?

Лефлер Света

Кривоносов Стас

5 б класс

5 б класс

Что такое добро.

Бальжинимаев Алеша

7 б класс.

Что такое добро.

удачу.

Кашапова Оля

7 б класс

Ж. Руслан

И. Дина .

Р. Руслан.

Кристина

7 б класс


Предварительный просмотр:

Что такое добро?

Добро – это, когда ты кому-то помогаешь.

Если человек совершает плохой поступок, то у него на душе становится тяжело. Когда человек попробует снять камень с души, ему становится легче. Добро помогает тебе и другим, оно приносит счастье.

Я думаю, что совесть заставляет делать доброе дело. Добро живет в каждом, его просто нужно разбудить в себе.

Мироненко Даша

5 б класс

Что такое добро?

Добро – это радость, счастье и хорошее чувство. Оно придает людям смелость, уверенность в себе.

Доброе дело сделаешь, на душе будет легко и весело. И потом об этом добре он никому не расскажет, тогда и дальше он будет делать добро, давая людям радость. Если каждый человек хоть раз в жизни делал бы добро, то от этого на Земле стало очень хорошо. Простое слово… Но так много оно значит для людей, доходит до сердца и обязательно человека затронет.

Добром поможешь – добром и отплатят!

Дылыкова Чимита

5 б класс

Что такое добро?

Добро – это когда люди друг другу помогают решать разные жизненные проблемы.

Добро нужно всем, без него человек не проживет свою жизнь.

Не будет добра – не будет семьи, счастья, друзей.

Многие люди хотят, чтобы к ним относились с добром, а сами только и делают плохо. Бывало, попросят их помочь, а они как будто не видят и не слышат. И с такими людьми никто разговаривать и дружить не будет.

Если хочешь, чтобы к тебе относились с добром, так относись к людям так же.

Лефлер Света

Кривоносов Стас

5 б класс

5 б класс

Что такое добро.

Добро – это хорошие дела и поступки.

Добрый человек никогда не совершит злодеяния ни человеку, ни природе, а будет помогать и оберегать. Он поможет в трудную минуту, поддержит нуждающихся. Если ты с хорошим умом и добрым сердцем, то добро будет всегда на твоей стороне.

Человек с добрыми намерениями и поступками легко подружится с людьми, сможет обрести свое счастье.

Бальжинимаев Алеша

7 б класс.

Что такое добро.

Добро – это то, что нужно всем людям. Оно приносит нам радость, счастье и любовь.

Вот, например, в сказке о зайце, который отдал все свои яблоки животным, содержится глубокий смысл. Когда, к сожалению, у него кончились все яблоки, он пошел в лес, где поджидал его волк. От страха прибегает домой, а там друзья, с которыми он всегда был добрым и щедрым, принесли зайцу свои запасы. Вот так: «Делай другим добро, и мир ответит тем же».

Доброта придает силы, ведь только она спасает нас. Я желаю, чтобы все люди приносили друг другу добро, радость, счастье и удачу.

Кашапова Оля

7 б класс

Добро – это все хорошее, что есть в человеке. Без добра невозможно представить наш мир. Это жизненно необходимое чувство. Это все хорошие поступки.

Ж. Руслан

Во всех известных сказках герои спасают мир от зла, делая добро. Именно на примере добрых сказок, дети начинают делать пусть даже самое маленькое, но доброе дело.

И. Дина .

Желательно, чтобы человек совершал добро от чистого сердца. Будьте искренними, когда делаете добро.

Р. Руслан.

Добро – это то, что должно быть в каждом человеке. Если в мире будут только добрые люди, то этот большой мир станет еще больше.

Кристина

Мораль руководит человеческим поведением с точки зрения противопоставления добра и зла. Мир разделяется в моральном сознании на доброе и злое, хорошее и дурное, похвальное с моральной точки зрения и заслуживающее порицания. Все человеческие поступки оцениваются через эту дихотомию: чувство, мысль, намерение, деяние могут быть либо добрыми - соответствующими добру, либо злыми - исходящими из зла и к нему ведущими. Поэтому добро и зло - фундаментальные категории этического сознания, от содержания которых зависят все иные этические представления.

Добро и зло - понятия высокой степени обобщения, это предельные полярные характеристики человеческого мира, выражающие фундаментальные установки морального сознания. Поэтому на первых подступах к раскрытию их содержания можно столкнуться с ситуацией, когда о них почти нечего сказать. Добро есть добро. Мы всегда ему рады. Зло есть зло, и никто его не хочет. Что тут добавишь? Казалось бы, все интуитивно ясно и в то же время трудно выразимо. Впрочем, так бывает со всеми универсальными понятиями, которые выступают предпосылками нашего мышления, неявными ориентирами сознания. Как же быть? Очевидно, надо дать рабочее определение интересующего нас понятия, а затем постепенно, шаг за шагом раскрывать его смысл, конкретизируя его в сопоставлении со смыслом других этических представлений.

Как же можно в самой общей форме определить добро?

Добро есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значимое для жизни человека и общества. Добро есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства.

Добро, таким образом, уже в первом приближении ассоциируется с жизнью, процветанием, полнотой бытия, гармоническим взаимодействием с окружающей действительностью. Добро - это то, что хорошо, прекрасно и достойно всяческой похвалы.

К понятию добра очень близко по содержанию понятие блага они нередко выступают как синонимы. В обыденной речи оба слова применяются не только к нравственному поведению, но и к материальному достатку. Мы говорим «он накопил много добра» или «там было изобилие материальных благ». Однако сама положительная оценка вещей, продуктов и денег как «благ» основывается на более широком понимании добра (блага) как того, что ценно и значимо для людей.

Если в без религиозном сознании добро (благо) рассматривается только как результат нашей оценки, то есть некой субъективной позиции, то в религии добро выступает характеристикой самого мира. Оно онтологически, задано Богом. Более того, Бог сам есть Благо с большой буквы, высшее из всех возможных благ, он - источник и средоточие человеческого ценностного мира. Таким образом, облик добра оказывается задан человеку, предпослан ему. Люди должны не мыслить свои представления о добре, а искать и открывать их как объективно существующие. На этом пути они неминуемо придут к Богу как высшему благу.

Понятие добра соотносится с двумя другими понятиями - доброты и добродетели.

Добрым мы называем человека, который несет людям добро, понятое как любовь, помощь, благоволение. Добрый не бывает агрессивным и никогда насильно не навязывает благ, давая другим возможность свободного решения. Доброта - качество, выражающее себя в практической жизни, в поведении людей, она характеризует целостность личности. Поэтому нельзя быть «добрым в душе», но жестким, грубым, авторитарным в поведении. Такое поведение разрушает «доброту». Доброта связана со способностью поступиться собственными интересами и амбициями ради блага другого человека, она принципиально неэгоистична.

Добродетель не тождественна доброте. Добродетелями мы называем нравственно-похвальные человеческие качества, а они в разных культурах и в разные эпохи существенно различны. Так, например, главными добродетелями стоического мудреца были бесстрастие, строгость и безжалостность, мужество и неукоснительное выполнение долга. Гордость тоже относится к стоическим добродетелям. В противоположность этому ведущими христианскими добродетелями выступают смирение и неизбирательная сочувствующая любовь, которая обращена даже к врагам. А гордость - гордыня - напротив, причисляется к порокам.

В рамках одной и той же моральной системы разные добродетели выражают разные грани «добра». Так, добродетелями являются одновременно смирение и мужество, доброта и строгость, щедрость и бережливость, справедливость и великодушие. Добродетели не просто даны людям, а воспитываются в них. Каждое общество и каждая культура вырабатывают ряд приемов, которые позволяют сформировать в членах сообщества эти высоко ценимые моральные качества, которые необходимы для выживания и развития общественного целого. Во всех культурах носителями наилучших добродетелей выступают народные герои и святые.

Очень важно различать понятия добра и пользы. Дело в том, что начиная с XVII-XVIII веков в Европе формируется представление о морали как системе взаимной полезности. Между добром и практической пользой ставится знак равенства. Эти идеи получают развитие у английских авторов-утилитаристов XIX века И. Бентама и Дж.Ст. Милля, а затем воспроизводятся в новой форме в философии американского прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи). В соответствии с этими взглядами добро есть все, что полезно, то есть все, что отвечает удовлетворению какой-либо потребности человека. Полезно то, что приносит нам удовлетворение, удовольствие, счастье. В разных ситуациях полезны разные вещи и разные способы поведения, поэтому и добро оказывается чрезвычайно разнообразным. В центре утилитаристского, прагматического понимания «добра-пользы» стоит партикулярный субъект, озабоченный удовлетворением своих потребностей. Он, в принципе, может желать и всем остальным удовольствия и счастья, но заботится он в первую очередь о своем собственном благополучии, о «добре» для себя. Это равное пользе добро оказывается прежде всего совокупностью материальных и социальных благ.

Сведение добра к пользе частного субъекта (человека или группы) размывает критерии между добром и злом. Действительно, для обретения неких благ и удовлетворения своих потребностей может быть весьма полезно (выгодно) кого-нибудь убить или ограбить. Это поможет достичь личную цель и приведет к получению искомого удовольствия - богатства или власти. Однако можно ли это назвать добром? Хорошо ли подобное поведение? Может ли оно быть оценено безусловно положительно? Я полагаю, вряд ли. Точно так же может быть для себя весьма полезным унижать других людей, издеваться над ними, дабы удовлетворить свое желание доминирования и самоутверждения. Однако от добра такое поведение тоже очень далеко. Дело в том, что потребности людей весьма различны, они бывают извращенными, невротическими, и потакание им способно оборачиваться величайшим злом для окружающих. Говоря о пользе, мы всегда спрашиваем: «Для кого?».

В моральном сознании истинное добро - это то, что является добром для всех, для человечества как целого и для каждого индивида. Разумеется, такое добро очень абстрактно в мире, где сталкиваются потребности, желания и мнения. Идеал «добра для всех» - это регулятивная идея, нечто вроде стрелки компаса, указывающей направление движения. «Полезное для человечества» может быть «неполезным» для меня. Так, например, обуздание своих низменных влечений - жадности, похоти, зависти - это трудное и неприятное дело, но это добро для людей как рода: что было бы с культурой, если бы все стали потакать своим темным страстям? Наверное, люди уже истребили бы друг друга в войне «всех против всех». Поэтому моральный человек укрощает свои эгоистические желания, он в определенном смысле жертвует удовлетворением собственных капризов, амбиций и хотений, следуя благу социокультурного целого. Для всеобщего добра нередко надо отступиться от своего маленького «добра», от своекорыстной пользы, добровольно принести их в жертву интересам рода и этим помочь человечеству гармонизировать социальные и моральные отношения.

Кроме вопроса «для кого?» слово «полезно» вызывает еще один вопрос - «для чего полезно?».

Полезно делать зарядку, чтобы быть здоровым. Но, значит, целью и ценностью выступает не сама зарядка, а здоровье! Или «полезно зарабатывать много денег». Для чего полезно? Чтобы приобрести сытую жизнь, престиж или возможность в перспективе иметь свободное время. Но деньги выступают здесь лишь как средство для чего иного. Они не «добро», а путь к тому, что мы в данном случае считаем добром, к каким-то иным ценностям, которые никак к самим деньгам не сводятся. Полезное по служебному определению, оно не цель, а средство. Вот почему добро и польза различны, хотя в реальной жизни одни и те же вещи могут выступать для конкретных людей, и в качестве индивидуального «добра» (например, материальное благополучие), и в качестве «пользы» (то же материальное благополучие как средство для творчества, познания, самореализации и т. д.).

В морали конкретных культур несомненным добром, которое может быть сведено к полезности, выступают высшие ценности. С самоценны, не утилитарны, напротив, все усилия индивида предпринимаются ради их искания. В религиозной морали это единение с Богом, спасение души, милосердное отношение к другим людям. За рамками религии высшей моральной ценностью являются гуманность, справедливость, любовь. Высшей моральной ценностью может быть самореализация человека, понятая как его гармоничное взаимодействие с миром, творчество, благо родины. Это те виды отношений, которые не приносят конкретной материальной выгоды, практического преуспеяния. Напротив, ради них люди жертву многим другим. Ради родной страны не щадят жизни, во имя любви отказываются от богатства, из гуманности не соглашаются на выгодные предложения, способные утеснить других.

Высшие ценности конкретных людей и конкретных культур различны, но в «высокой морали» добро всегда включает в себя ли такие ориентиры, которые соединяют людей друг с другом и с универсумом как целым. Чисто эгоистические ценности не могут быть моральным добром. Даже там, где они не связаны с материальной приземленной выгодой и полезностью, а выражаются в стремление к абсолютной творческой уникальности или в индивидуальном самоутверждении без учета других, они не могут быть признаны благими, так как, образно говоря, тяготеют к демонизму. Человек, сделавший высшей и неоспоримой ценностью собственную уникальность, никогда не уступит другим и ничем ради них не поступится, он всегда будет лелеять только свое несравненное «я». В конкретной ситуации он не будет добр, а будет неуступчив и зол, нарушая принцип безусловного благоволения.

Третий момент, который отличает пользу от добра, - это бескорыстие добра. Полезное непременно должно принести благо лично мне или группе, с которой я себя идентифицирую. Поэтому отношения полезности возмездные: я делаю кому-либо нечто полезное с расчетом на то, что получу адекватный ответ. Баш на баш. При этом я боюсь продешевить и получить меньше, чем отдал. Отданное другим благо должно тут же ко мне вернуться, потому что цель всей «операции» - стяжание полезного для себя. Это практично и рационально, это даже здорово и удобно, но это не добро.

Добро, поскольку оно не гонится за ублажением эгоистического интереса, имеет возможность быть щедрым и не требовать моментального вознаграждения. Точнее, оно вообще не требует вознаграждения, а может лишь надеяться на него. Потому настоящее добро возможно делать только при условии большого душевного богатства. Чтобы безвозмездно и щедрой рукой отдавать другим благоволение, заботу, внимание, любовь, надо все это иметь в изобилии и не бояться, что, истощившись, сам останешься без ничего. Правда, народная мудрость говорит, что тому, кто щедро делает добро, в ответ тоже многое прибывает, чем больше отдаешь - тем больше получаешь. И все-таки рассчитывать на это нельзя. Истинное добро творится без расчетов, из самой потребности изливать любовь, дарить ее миру и людям. Таким образом, будучи связаны между собой, добро и польза весьма различны.