Число имен существительных 3. Презентация на тему "число имен существительных"

Полчанинова Светлана Леонидовна

г. Таганрог, Ростовской области,

МАОУ СОШ №12

начальные классы

УМК «Начальная школа XXI века»

Урок «Число имён существительных»

3 класс

45 минут

Презентация к уроку «Число имён существительных»

Тема урока: «Число имён существительных»

Цели и задачи:

1. Организовать учебную деятельность детей по ознакомлению с изменением имён существительных по числам.

2. Ввести понятие числа имён существительных.

3. На основе материала урока развивать устную и письменную речь.

Этапы урока:

    Эмоциональное вхождение в урок.

    Актуализация знаний.

    Исследование по теме урока.

    Физкультурная минутка.

    Углубление знаний.

    Закрепление знаний. Рефлексия.

    Итог урока.

Ход урока.

    Эмоциональное вхождение в урок.

Нам радостно, нам весело!

Смеёмся мы с утра.

Но вот пришло мгновение,

Урок начать пора!

Настроение каково? (Во!)

Кто такого мнения? (Я)

Все без исключения? (Да)

Молодцы! (Ура!)

С хорошим настроением начнём наш урок!

    Актуализация знаний.

- Что объединяет эти слова?

Слайд №2: Лес, озеро, мальчик, город, яблоко, кошка

Какую часть речи мы сейчас изучаем? Какая будет тема урока? (Имя существительное)

Что мы уже знаем об имени существительном? (это часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?, имеет род)

Задайте вопрос; определите род имён существительных.

Сегодня на уроке мы расширим наши знания об этой части речи.

    Исследование по теме урока.

Слайд№3: А теперь, сравните группы слов. Чем они различаются?

Лес, озеро, мальчик, город, яблоко, кошка

Леса, озёра, мальчики, города, яблоки, кошки

(Слова первой группы обозначают по 1 предмету, слова второй группы обозначают много предметов).

Какой мы можем сделать вывод? (имена существительные изменяются по числам)

Дополните тему урока (Число имён существительных)

В учебнике на с. 167 прочитаем правило.

Потренируемся определять число имён существительных.

Слайд №4: Запишите слова в две группы:

1. Имена существительные в форме единственного числа.

2. Имена существительные в форме множественного числа.

Машины, окно, деревья, скамейка, дороги, звезда, огни, крышка, сапоги, ложка, цветы, месяц

Вывод:

Что же новое узнали об имени существительном?

Теперь вы знаете два признака имён существительных – род и число.

Какой признак постоянный? (род)

Какой признак меняется? (число)

Как определить род? Число?

    Физкультурная минутка.

А теперь отдохнём. Слушайте, повторяйте и запоминайте.

Над водой летят стрижи, (Руки в стороны)

Под водой плывут ерши. (Присели)

Плывёт лодочка-краса-

Расписные паруса. (Руки в стороны, плавно поднимаем вверх и опускаем вниз)

Кто услышал имена существительные во множественном числе? Назовите. Поставьте их в форму единственного числа.

Кто услышал имена существительные в единственном числе? Поставьте их в форму множественного числа.

Повторим физминутку ещё раз.

    Углубление знаний.

Слайд №5: Данные имена существительные поставьте в форму множественного числа. Запиши пары слов.

Кровать, дождь, рассказ, человек, ребёнок, учитель, доктор.

У каких имён существительных нет однокоренных форм множественного числа? Как образовать форму множественного числа у слов «человек», «ребёнок»?

Есть особые случаи образования формы множественного числа существительных ребёнок и человек. Получаются пары: человек - люди, ребёнок - дети.

Эти слова не являются однокоренными, но при этом представляют собой формы одного и того же слова

Обратите внимание на ударение в формах множественного числа. Говори правильно:

учителя, доктора.

Обозначьте в словах ту часть, которая меняется при изменении слова по числам.

Вывод:

Какая часть слова меняется при изменении числа имени существительного?

У всех существительных можно образовать форму множественного числа?

    Закрепление знаний. Рефлексия.

Работаем в парах. Выполните упражнение 4 из учебника на с.168

Текст упражнения.

Прочитай текст. Выпиши все имена существительные. Определи их число, обозначь окончания.

Пошли мы однажды в рощу жёлуди собирать. Они после первых заморозков так с дубов и сыплются, тяжёлые, крепкие, тёмно-коричневые.

Набрали мы желудей полные корзинки. Вышли на поляну, сели отдохнуть. Кругом осины, берёзки стоят. Листья уже почти все облетели, только на дубах ещё держатся. Хорошо в такой погожий денёк в лесу посидеть, вспомнить о лете, о походах за грибами, за ягодами.

Проверка работы в парах.

    Итоги урока.

1. Назовите тему урока?

2. Что нового узнали об именах существительных?

3. Какие есть два признака у имён существительных?

4. Какой из них постоянный? Какой меняется?

5. Какая часть слова меняется при изменении числа имени существительного?

6. Что вы можете рассказать об имени существительном?

Слайд №6

А на следующем уроке мы будем тренироваться определять число имён существительных и узнаем, как образуется форма множественного числа у некоторых имён существительных.

Домашнее задание: правило на с. 167 и упражнение №3.

-Наш урок подошёл к концу. Что вы можете сказать об уроке? Чем понравился урок? Всё ли у вас получилось?

Перемену ждут ребята.

Поиграть, попрыгать надо.

Список используемой литературы:

    Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ [С. В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.]; [под ред. С. В. Иванова].- 3-е изд., перераб., - М.: Вентана-Граф, 2013.

    Иванов С.В. Русский язык: 3класс: комментарии к урокам/С.В.Иванов, М.И. Кузнецова.- 3-е изд., перераб.-М.: Вентана-Граф, 2013г.

    Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе (Часть 1: основные группы уроков, методика): Практич. Пособие для учителей нач. классов, студентов пед.учеб.заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д:ЗАО «Книга»; изд-во «Учитель» - 2008

    Ковалько В.И. Школа физминуток (1-4 классы): Практические разработки физминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.- М.:ВАКО, 2005.

I . Организационное начало урока

Сегодня мы будем путешествовать по сказочному и занимательному городу Частереченску. Во время путешествия за правильные ответы вы будете получать жетоны в виде цветочков.

Легко шагать по цветущим бульварам.

Резвиться в парках, дворах и садах,

Но существует закон на дорогах

В малых сёлах и крупных городах.

А направлять нас будет наш друг и помощник. Догадайтесь, кто он:

Чтобы жили и дружили

Люди и автомобили,

Существует с давних пор

Справедливый …

Учитель достаёт светофор.

II . Чистописание

Наш город волшебный, поэтому, чтобы войти в него, мы должны получить ключ от городских ворот. А для этого нам надо выполнить задание под названием Чистописание.

Оро оло оро оло

город дорога дорожный

Дети учат правила дорожного движения.

Найдите подлежащее, сказуемое.

Назовите родственные слова, выделите в них корень.

Молодцы, ребята. Ключ от города мы получили. Начинаем наше путешествие.

Что ж, друзья, пора за дело

Приниматься нам умело,

Чтобы не было волнений

И дорожных нарушений.

Мы будем выполнять ПДД. На какой сигнал светофора разрешено движение?

III . Проверка домашнего задания

Глаз красный строго говорит:

Здесь путь для всякого закрыт.

И наша первая остановка «Домашнее задание». Какие части речи встретились в домашнем задании?

А что такое имя существительное, имя прилагательное, глагол?

Молодцы. Зелёный вспыхнул - проходите.

Улицы нашего города называются так же, как и части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Но сегодня на уроке мы пройдёмся по улице Имён Существительных.

IV . Проблемная ситуация

Ребята, обратите внимание на экран.

Посмотрите, какие красивые цветы. Ещё лучше они смотрятся в живой природе, где могут радовать нас гораздо дольше.

А почему рвать цветы нежелательно?

Найдите «лишнее» слово.

Давайте изменим слова так, чтобы они обозначали много предметов.

Какой будет тема сегодняшнего урока?(Учитель открывает запись на доске.)

V . Сообщение темы урока. Совместное целеполагание

А для чего нам надо это знать?

Значит, сейчас нам необходимо усвоить, как изменяются имена существительные по числам. А ещё мы будем учиться вежливо обращаться друг к другу, красиво говорить и аккуратно писать.

VI . Работа по теме урока

Наша следующая остановка «Единственное и множественное число». Для того чтобы лучше усвоить тему урока, мы выполним упражнение 158 (по вариантам 1-й и 2-й столбик и у доски 2 человека).

Проверка.

Правило в учебнике.

Повторим своими словами и приведём примеры своих слов.

Физкультминутка для глаз (выполняется стоя)

Мы немножко написали,

Наши глазки подустали.

Влево-вправо поглядим,

За гостями последим.

Поморгаем: РАЗ, ДВА, ТРИ!

Светофор опять гори!

VII . Закрепление изученного материала

Транспорт исключительно надёжный.

Им везде и всюду ездить можно.

Начинаем с вами мы движенье,

Ожидают всех нас приключенья.

Следующая остановка «Загадки» - отгадки записать в тетради в столбик

Едет конь стальной, рычит,

Сзади плуг он волочит. (Трактор.)

(! обратить внимание на ударение во мн. ч.)

Что за чудо – длинный дом!

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус.)

Я по рельсам в городе

Быстро мчусь,

И за подвесные

Провода держусь. (Трамвай.)

Вот так чудо-чудеса!

Подо мной два колеса.

Я ногами их верчу

И качу, качу, качу. (Велосипед.)

Запишите во второй столбик форму множественного числа (и у доски).

Как можно назвать одним словом? (Транспорт.)

Физкультминутка (под спокойную музыку)

Устали мы от шумного города, от его движения, машин. Я предлагаю отдохнуть в весеннем лесу. Для этого закройте ваши глазки и вслушайтесь в шум весеннего леса, вдохните в себя как можно больше свежего воздуха. Прислушайтесь к журчанию весеннего ручейка и к щебетанию птичек. Как чудесно в лесу! Сделаем три глубоких вдоха. Превратимся в деревья…

Открываем потихонечку глазки и возвращаемся на урок, на нашу улицу Имён Существительных.

VIII . Развитие речи

Следующая остановка – «Добрые слова».

Упражнение 159.

Какие добрые слова вам встретились в этом стихотворении?

Какие вы ещё знаете?

Составьте предложения с этими словами.

Найдите в стихотворении имена существительные и определите их число.

IX . Сообщение новых знаний

Мы свернули на улицу, где живут необычные слова.

«Ломается» светофор.

Ребята, что же с нашим светофорам случилось?

Внимание на экран. Здесь интересные слова - жители нашей улицы. Прочитаем их.

Очки, сливки, каникулы.

Попробуйте поставить их в единственное число.

Получилось?

В русском языке есть целая группа слов, которая имеет только форму множественного числа.

Среди существительных есть, не секрет,

Такие, что чисел менять не хотят.

И даже один называя предмет,

В числе, будто много предметов, стоят.

А на соседнем переулке живут другие слова. Прочитаем их.

Кофе, здоровье, метро, бокс, сено.

Попробуйте поставить их во множественном число.

Они имеют только форму единственного числа.

А есть имена существительные -

Упрямые и удивительные.

В единственном числе стоят,

Менять его ни за что не хотят.

Обращаемся к учебнику, читаем правило.

X . Обобщение изученного

Сейчас вы будете регулировщиками и, если справитесь с заданием, то наш светофор загорится вновь.

Проверим себя. Внимание на экран.

Выполняем задание в тетради.

Взаимопроверка.

Кто справился без ошибок?

XI . Подведение итогов урока

По какой улице мы сегодня путешествовали?

Как изменяются имена существительные?

В форме какого числа могут быть имена существительные?

(Выстраивается схема на доске.)

Приведите примеры. (Если позволяет время, дети записывают слова.)

XII . Домашнее задание

И наша последняя остановка - Домашнее задание. Она поможет вам повторить дома всё то, о чём мы говорили на уроке.

Учитель оценивает работу на уроке по количеству цветочков-жетонов.

XIII . Рефлексия

Понравилось ли вам путешествие?

А поможет мне узнать это наш светофор. У каждого из вас на парте лежат 3 сигнала светофора. Выберите тот цвет, который соответствует вашему настроению.

Конспект урока по русскому языку на тему « Число имён существительных» (3 класс).

Тема: Число имён существительных.

Цель: развивать умения определять число имён существитель­ных, изменять их по числам.

Планируемые результаты :

Формировать умения изменять имена существительные по числам, определять числовую принадлежность имён существительных;

Закрепление и углубление сведений об имени существительном;

Определять начальную форму имен существительных;

Развивать познавательные, исследовательские и коммуникативные навыки в процессе изучения темы; развивать орфографическую зоркость, устную связную речь;

Воспитывать любовь к русскому языку, интерес к предмету.

Ход урока

1. Организационный момент .

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая .

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно .

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать .(проверка готовности к уроку, оформление тетради)

2.Актуализация опорных знаний .

    Выпишите в 2 столбика слова в таком порядке :

А) состоящие из корня и окончания;

Б) состоящие из приставки, корня, суффикса и окончания.

Замазка, выпечка, лиса, звезда, спутники, арбузы, запахи.

    Придумайте и запишите 5 словосочетаний так, чтобы в каждом словосочетании были собственные и нарицательные имена существительные.

    Прочитайте пословицы с доски, объясните написание в них орфограмм, найдите имена существительные и запишите их в начальной форме .

Ужу и в пещере раздолье, соколу и в поднебесье тесно. Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине.

Объясните смысл пословиц.

3.Самоопределение к деятельности .

Прочитайте слова.

Мороз, морозы, снег, снега, река,реки.

Какой частью речи являются все эти слова?

(имена существительные)

А кто мне скажет, с какой частью речи мы будем работать сегодня на уроке? (с именем существительным)

Что вы уже знаете об имени существительном?

(имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопрос кто?что?, может быть собственным и нарицательным).

Давайте разделим слова, написанные на доске, на 2 группы.

По какому признаку можно разделить эти слова? (В 1 группе имена существительные обозначают один предмет, а во 2 группе – несколько предметов).

В каком числе стоит имя существительное, если обозначает один предмет? (в единственном)

В каком числе стоит имя существительное, если обозначает несколько предметов? (во множественном числе).

Сформулируйте тему урока.

    Работа по теме урока .

Я сейчас буду называть предметы, а вы должны написать название этого предмета в единственном и во множественном числе. (карандаш, альбом, девочка, туча, окно, кровать, попугай).

Чем похожи данные слова? (у них одинаковое значение)

Чем отличаются? (обозначают разное количество предметов и разные окончания.)

1. Работа по учебнику.

Упр. 28 ,с. 20 .

Определите, в каком числе стоит каждое слово?

Что изменяется у существительного при изменении по числам?

Упр. 29, с. 21.

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

2.Работа по вариантам.

Выпишите из предложений 1 вариант - существительные в единственном числе, 2 – существительные во множественном числе.

Туман совершенно рассеялся. Воздух стал прозрачнее и мягче. На севере из-за гребня холмов подымались белесоватые облака. Клубы пара, вылетавшие из гигантской груди, бесшумно проносились по небу.

Сделайте фонетический разбор слова 1 вариант - « воздух», 2 вариант – «грудь».

5.Физминутка.

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развёл,

Видно ключик не нашёл,

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать.

6. Закрепление изученного материала.

1.Самостоятельнаяработа.
-Проверим, как вы усвоили материал, выполним тест.
1. Какое слово стоит в форме единственного числа?
А)чашки
Б)ложки
В)кастрюля
Г)тарелки
2.Какое слово стоит в форме множественного числа?
А)чашки
Б)ложка
В)кастрюли
Г)тарелка
3. Найди существительные, которые не употребляются в единственном числе.
А)ручки
Б)шкафы
В)облака
Г)ножницы
4. Найди существительные, которые не употребляются во множественном числе.
А)весло
Б)соль
В)колесо
Г)роза
5. Укажи существительное во множественном числе, которое отвечают на вопросчто ?
А)одеяла
Б)люди
В)друзья
Г)дельфины
6. Укажи существительное в единственном числе, которое отвечают на вопроскто ?
А)одеяло
Б)трактор
В)карандаш
Г)дельфин
7.Укажи«лишнее»слово.
А)улыбка
Б)лужи
В)туча
Г)слово
8.Укажи«лишнее»слово.
А)улыбка
Б)лужи
В)тучи
Г)слова

Объявление результатов.

2. Работа по учебнику.

Упр. 31,с.21

(Самостоятельное выполнение. Проверка)

Прочитайте пары имён существительных, которые вы выписали.

Упр. 33, с.22

Прочитайте слова. Что вы можете сказать про них? (Они не изменяются по числам).

Приведите свои примеры слов, которые не изменяются по числам.

7. Рефлексия.

Игра «Измени слово»

(Вариант 1 называет имена существительные в единственном числе, вариант 2 ставит их во множественное число, затем наоборот.

Что обозначают имена существительные в единственном числе?

Что обозначают имена существительные во множественном числе?

8. Подведение итогов.

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

Какую задачу мы ставили на уроке?
- Что вызвало у вас трудность?
- Что было самым интересным?
- Над какой темой мы продолжим работать на следующем уроке?

Вывод : Имена существительные, которые обозначают один предмет относятся к единственному числу. Имена существительные, которые обозначают два или больше предметов относятся к множественному числу.

9. Домашнее задание

План-конспект урока по русскому языку

в 3-Б классе по теме “Число имен существительных.”

Урок проведен в День открытых дверей 27 февраля 2013 года в ФГОУ СОШ № 21 МО РФ учителем I квалификационной категории Минасян Натальей Грантовной, на уроке присутствовали родители учеников 3 класса.

Тип урока:урок открытия новых знаний.

Цели и задачи урока:

обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном как части речи;

проверить умение работать по алгоритму - обнаруживать и правильно писать корневые орфограммы имен существительных;

уточнить понятия единственное и множественное число ,
познакомить учащихся с изменением имен существительных по числам,
отрабатывать умение определять род и число имен существительных,
вести работу по формированию орфографической зоркости учащихся,
работать над развитием мышления, памяти и речи учащихся,
воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Оборудование:

Учебник ( Т.Г.Рамзаева.Русский язык.3 класс, 2-ая часть .),

рабочая тетрадь, телевизор, компьютор, презентация “Число имен существительных”, выполненная в программе PowerPoint, “Словарные слова” для 3 класса, авторы О.В.Узорова, Е.А.Нефедова, словарное слово тарелка , напечатанное на отдельном листе, с выделением слабой позиции гласного, фразеологические обороты на отдельных листах: не в своей тарелке, на блюдечке (тарелочке) с голубой каемочкой , по три смайлика на партах у каждого ребенка,

алгоритм осознанного орфографического действия, записанный на плакате:

- найдите орфограмму,

Установите тип орфограммы, соотнесите ее с определенным правилом,

Примените правило,

Проверьте написанное;

высказывание К.Г.Паустовского, напечатанное на отдельном листе:

Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

Ход урока

I .Орг.момент.

Звенит звонок,

Начинается урок!

Мы рады приветствовать сегодня всех, кто находится сегодня в нашем классе.

Ребята, у вас на партах смайлики, выберите один из них и покажите, пожалуйста, ваше настроение.

II . Мотивация.(Самоопределение к учебной деятельности.)

Учитель.Ребята, прочитайте, пожалуйста, высказывание К.Г.Паустовского.Как вы его понимаете? Слайд 3.

Чтобы владеть языком, надо его любить и изучать, что мы и делаем на каждом уроке.

III. Минутка чистописания. Слайд 4 .

Запишите: число, классная работа.

На доске записаны буквы

а л т о и д е в я .

На какие группы вы могли бы их поделить?

(гласные и согласные, безударные гласные и непроизносимые согласные)

Выпишите сначала безударные гласные, а потом непроизносимые согласные.
IV . Постановка учебной проблемы.Слайд 5 .

Ребята, сегодня в конце урока нам предстоит согласиться или не согласиться со следующими утверждениями.

Все имена существительные изменяются по числам.

Не все имена существительные изменяются по числам.

У некоторых существительных есть только форма единственного числа.

У некоторых существительных есть только форма множественного числа.

При изменении имен существительных по числам всегда меняется окончание.

V.Словарная работа.

Учитель.Ребята, сегодня мы проведем не совсем обычную словарную работу, слово, которое мы будем изучать, вам предстоит отгадать.

Сначала, попробуйте угадать это слово по каким-то грамматическим признакам, потом по его значению.

Примерные вопросы детей.

1.Сколько букв в этом слове?

2. Сколько звуков в этом слове?

3. Сколько слогов в этом слове?

4.На какой слог падает ударение?

5.Какая это часть речи?

6.На какой вопрос отвечает?

7. Есть ли в слове приставка, какой суффикс?

8.То, что обозначает это слово, находится у нас в классе?Где его можно увидеть?

9.Для чего служит это слово? и т.д.

После того, как дети угадывают это слово, они находят его в словаре, прочитывают значения этого слова.

Тарелка –

1)столовая посуда круглой формы, с приподнятыми краями и широким плоским дном.Слово образовано от лат. тальярэ – “ резать”.Изначально тарелка – “отрезанный кусок доски” (для пищи);

2) музыкальный инструмент;

3)летающая тарелка.

Затем дети делят это слово на слоги, выделяют безударную гласную, непроверяемую ударением, составляют словосочетания и предложения.

Затем проводится работа с фразеологическими оборотами:

не в своей тарелке (быть не в своей тарелке – испытывать неловкость, находясь в непривычной обстановке),

на блюдечке (тарелочке) с голубой каемочкой (подарить что-то тому, кто этого не заслуживает, отдать без боя; так говорят о несбыточных желаниях) ,

Дети объясняют, что обозначают эти фразеологические обороты.

VI.Выборочный диктант с “окошками ” .

Учитель. Ребята, поделите тетрадь на 3 части, сейчас мы с вами повторим 3 правила корня, будем распределять имена существительные по столбикам.

Как вы думаете, какие орфограммы мы будем повторять?(непроизносимые согласные, безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные в корне.)

Давайте вспомним алгоритм работы с орфограммами:

1шаг -найти орфограмму,

2 шаг-установить тип орфограммы, соотнести ее с определенным правилом,

3 шаг-применить правило,

4 шаг-проверить написанное.

(Если ученики не знают, в какой столбик записать слово, они записывают это слово под таблицей.После проверки все пропуски заполняются.)

Известный, гнездо, резкий, праздник, моря, лапки, звонок, солнце, репка, гибкий, свистнул, кепка.

VII .Введение в тему.Слайд 6.

Что вы видите на этом слайде справа, слева?(Один карандаш, несколько карандашей).

Кто догадался, о чем у нас сегодня пойдет речь? Слайд 7.

Учитель. Запишем тему сегодняшнего урока:

Число имен существительных.
VIII.Работа над новым материалом. Слайд 8.

Ребята, назовите слова и распределите их на группы.Кто уже догадался, какие это будут группы? Сделайте вывод.

Проверка. Слайд 9.

Учитель .Ребята, поделите тетрадь на 2 части, напишите ед.ч., мн.ч. Сейчас я вам продиктую слова, вы запишите их в первый или во второй столбик, а потом припишите к ним пару.В тех местах, где вы сомневаетесь, оставляйте пропуск, потом мы его заполним.

Класс, шапки, брюки, ложка, тетрадь, пеналы, коньки, огород, ведро.

Учитель. Какие слова остались без пары?О них мы поговорим после физкультминутки.

IX.Физкультминутка.

X. Продолжение работы над новым материалом. Слайд 10.

(Слова, имеющие только форму единственного или только множественного числа ).

XI.Игра “Третий лишний.” Слайд 11

Проверка. Слайд 12.

XII.Продолжение работы над новым материалом. Слайд 13.

Есть еще группа существительных, у которых форма множественного числа образуется по другому.

Давайте их запишем:

Ребенок – дети, ч еловек – люди, время – времена (суффикс -ен)

XIII.Страна “Словария”.Произносите правильно.Слайд 14.

XIV.Постановка проблемного вопроса. Слайд 15.

Как определить род имен существительных во множественном числе?

Решение проблемного вопроса.

XV.Итог урока. Слайды 16,17,18.

XVI. Рефлексия. Слайд 19.

Покажите ваше настроение в конце урока.

XVII.Домашнее задание. Слайд 20.

XVIII.Конец урока . Слайд 21.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Число имен существительных Презентация по русскому языку для 3 класса Минасян Наталья Грантовна у читель I квалификационной категории ФГОУ – СОШ № 21 МО РФ

Цели и задачи: уточнить понятия единственное и множественное число, Закрепить знания об имени существительном как части речи, познакомить учащихся с изменением имен существительных по числам, научить учащихся определять род и число имен существительных, вести работу по формированию орфографической зоркости учащихся, работать над развитием мышления, памяти и речи учащихся, способствовать нравственному воспитанию учащихся.

“ Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.” К.Г.Паустовский

СЛОВАРИЯ КАРАНДАШ КАРАНДАШИ Чем отличаются существительные?

Выв 1.Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в ______________________________. единственном числе множественном числе 2.Для обозначения двух или нескольких предметов имя существительное употребляется во _____ ____________________ ______.

Назови слова. Распредели на две группы.

ПРОВЕРЬ! Ед. число Мн. число (один) (много) груша груши яблоко яблоки ягода ягоды помидор помидоры огурец огурцы баклажан баклажаны роза розы гвоздика гвоздики

Доброта смелость масло мука молодежь новосибирск НОЖНИЦЫ БРЮКИ ДРОЖЖИ ВЕСЫ КАНИКУЛЫ ДЕНЬГИ КРЕСТИНЫ ЩИПЦЫ

В каждой группе выбери лишнее слово, Объясни свой выбор. 1. Ручки, карандаши, ножницы. 2. Пальто, куртка, шуба. 3. Поезд, электричка, метро. 4. Страус, кенгуру, лев.

Проверь!!! ножницы метро кенгуру пальто

РЕБЕНОК – ЧЕЛОВЕК- ВРЕМЯ-

СЛОВАРИЯ АКТЁР ОФИЦЕР ПОРТ ТОРТ БАНТ ДОГОВОР ДОКТОР ИНСПЕКТОР ПРОФЕССОР ЯКОРЬ АКТ Ё РЫ ОФИЦ Е РЫ П О РТЫ Т О РТЫ Б А НТЫ ДОГОВ О РЫ ДОКТОР А ИНСПЕКТОР А ПРОФЕССОР А ЯКОР Я

Как определить род имен существительных во множественном числе?

Имена существительные употребляются в... и во... числе. Для обозначения... предмета имя существительное употребляется в... числе (...ч.). Для обозначения... предметов имя существительное употребляется во... числе (...ч.)

Все имена существительные изменяются по числам. Не все имена существительные изменяются по числам. У некоторых существительных есть только форма единственного числа. У некоторых существительных есть только форма множественного числа. При изменении имен существительных по числам всегда меняется окончание.

Домашнее задание. Выписать из словаря 5 существительных, которые употребляются только в форме ед.ч.и 5 существительных, которые употребляются только в форме множественного числа, правило на стр. 27 наизусть,сл.-с.107.

Продолжи фразу Сегодня на уроке я узнал(а)… Сегодня на уроке мне понравилось… Сегодня на уроке было…

Я доволен собой, у меня все получилось. Хочу знать больше. У меня не всё получилось, но я постараюсь. Ничего не понятно на уроке.

20 Спасибо за работу!!!


Большая часть имен существительных обозначает предметы, поддающиеся счету, и может сочетаться с количественными числительными. Такие имена существительные имеют соотносительные формы единственного числа (для обозначения одного предмета) и множественного числа (для обозначения нескольких или многих предметов): дом - дома, книга - книги, озеро - озёра.

В некоторых случаях наряду с формами множественного числа для выражения множественности могут использоваться и формы единственного числа (с дополнительным оттенком собирательности): Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый (Л.); В саду служанки, на гряда х, сбирали ягоду в кустах (П.).

Иногда форма множественного числа не указывает на множественность предметов, а вносит лишь оттенок собирательности: вологодские кружева, веселые времена (ср. вологодское кружево, веселое время).

Некоторые имена существительные имеют формы и единственного и множественного числа, но употребляются преимущественно в форме множественного числа (которое в этом случае уже не противопоставляется единственному): вожжи, лыжи, сплетни.

Существуют в русском языке также имена существительные, которые имеют или только формы единственного числа (так называемые singularia tantum) или только формы множественного числа (так называемые pluralia tantum). У таких существительных форма числа не имеет соотносительного значения единственности и множественности предметов.

Существительные, имеющие только формы единственного числа

Имена существительные, обозначающие предметы, не считаемые и не сочетающиеся с количественными числительными, не имеют форм множественного числа. К этой группе относятся:

1) имена существительные, обозначающие вещество, материал (вещественные существительные): масло, молоко, сахар, вода, нефть, сталь, медь.

Форма множественного числа от некоторых из этих существительных возможна, но лишь для обозначения определенных сортов, марок: легированные стали, технические масла, газированные воды. Иногда с формой числа связано различение смысловых значений. Грязь («размокшая грязь») не имеет множественного числа, а грязи («лечебный ил») не имеет единственного числа; мозг («орган центральной нервной системы» и «вещество, образующее этот орган») не имеет множественного числа, а мозги («блюдо из мозга животных») не имеет единственного числа;



2) имена существительные собирательные: ельник, молодежь, студенчество;

3) отвлеченные (абстрактные) имена существительные: белизна, чистота, лень, доброта, худоба, энтузиазм, беготня, косьба, ходьба, тепло, сырость, оттепель и др.

Форма множественного числа, возможная для некоторых из них, придает им конкретное значение: морские глубины, недоступные высоты, местные власти;

4) имена собственные. Эти слова получают форму множественного числа лишь в том случае, если употребляются нарицательно или обозначают группу людей, носящих одну и ту же фамилию: Были ли до Гоголя Маниловы, Собакевичи, Лазаревы? Конечно. Но они существовали в бесформенном состоянии, неявные для окружающих (Эренбург); Братья Аксаковы, бритья Киреевские, род Толстых.

Существительные, имеющие только формы множественного числа

К существительным, не имеющим единственного числа, относятся в основном следующие группы:

1) названия парных или сложных (составных) предметов: сани, дрожки, ножницы, клещи, ворота, очки, брюки и др.;

2) названия некоторых отвлеченных действий, игр (отвлеченно-собирательные): горелки, прятки, жмурки, шахматы, шашки и др.;

3) обозначения отдельных временных промежутков (как правило, длительных): сутки, будни, сумерки, каникулы и др.;

4) названия какой-либо массы вещества (вещественно-собирательные): макароны, сливки, дрожжи, чернила, духи и др.;

5) имена собственные, связанные с первоначальным собирательным значением: Альпы, Карпаты, Холмогоры, Горки.

Некоторые из таких существительных обозначают считаемые предметы, но их единичность и множественность формой числа не выражается. Ср.: Я потерял свои ножницы. - В магазине продаются ножницы разных размеров; Вход против ворот. - Во двор ведут двое ворот.

Падеж имен существительных

Имя существительное в зависимости от выполняемых им в предложении функций изменяется по падежам. Падеж является той грамматической категорией, которая показывает синтаксическую роль существительного и его связи с другими словами в предложении.

Изменение одного и того же слова по падежам и числам называется склонением.

В современном русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

Все падежи, за исключением именительного, называются косвенными. Косвенные падежи могут употребляться как с предлогом, так и без него (кроме предложного падежа, который в современном русском языке без предлога не употребляется). Предлоги служат для уточнения значения падежей.