Американские джазовые оркестры начала 20 века. Джазовая музыка, ее особенности и история развития

Тема урока : «Джаз – искусство 20 века»

Тема раздела : «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

Базовый учебник : Г. П. Критская, Е. Д. Сергеева 6 класс

Тип урока: сообщение и усвоение новых знаний

Цель урока : сформировать у учащихся представление о джазе как уникальном явлении культуры 20 столетия.

Задачи:

Образовательные:

    познакомить с историей возникновения джаза и особенностями ее исполнения

    познакомить с известными джазовыми исполнителями прошлого и настоящего времени;

    расширить представление о взаимодействии легкой и серьезной музыки;

Развивающие:

    развитие самостоятельности учащихся в ходе решения учебных задач

    развитие навыков практического музицирования и познавательного интереса к музыке;

    развитие навыков самоконтроля при выполнений групповых и коллективных заданий

Воспитывающие:

    воспитание эстетического вкуса, интереса к различным явлениям музыкального искусства

Планируемые результаты :

Предметные :

    научаться слушать и анализировать музыкальные произведения;

    выделять в музыкальных произведениях отличительные особенности и средства выразительности;

    формировать певческие навыки и другие виды исполнительской деятельности

Метапредметные:

    познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения, самостоятельно решают творческую задачу;

    коммуникативные - осваивают диалоговую форму общения;

    регулятивные - организуют свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Личностные:

    умение эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности, осваивать начальные формы личностной рефлексии;

Формы работы учащихся : коллективные, групповые.

Вид урока - урок-диалог с использованием ИКТ-средств.

Методы работы:

Объяснительно-иллюстрационный (беседа, диалог, рассуждение)

Практический (творческое музицирование)

Метод синквейна (работа в группах)

Оборудование и материалы:

    Компьютер, видеопроектор;

    Музыкальный материал;

    Учебник 6 класс;

    Иллюстрации к теме урока;

    Фортепиано.

Музыкальный материал :

«Поезд» – Гленн Миллер,

« Сент- Луис - блюз» С.Джоплин,

Дюк Эллингтон «Караван».

Ход урока:

    Организационный этап. Актуализация ранее полученных знаний.

После традиционного музыкального приветствия звучит джазовая композиция – приветствие.

«Поезд» – муз. Гленна Миллера

Учитель вместе с детьми обсуждает прослушанный фрагмент.

Что эта за музыка и где вы могли ее слышать?

Где и когда она могла возникнуть?

Какому народу она принадлежит?

Могла ли она звучать в эпоху Моцарта или Бетховена?

2.Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

Джаз называют самым загадочным явлением в музыкальной культуре. Как вы думаете почему?

(Потому в джазовой музыке есть особая магия чувств, эта музыка создается по другим законам.)

Понять сущность джаза было всегда трудно. Когда Л. Армстронга спросили, что такое джаз, он ответил так: «Если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять». Сегодня на уроке мы не только попытаемся приблизиться к раскрытию самого загадочного явления в музыке, но и сами поучаствуем в его создании.

3. Первичное усвоение новых знаний. Творческое музицирование .

Джаз – это музыка американских негров, возникшая в конце XIX века в результате слияния двух культур - европейской и африканской. Само слово «джаз» африканского происхождения и означает «волновать», «приводить в экстаз». Эту музыку любят и ценят во всем мире за его демократичность и свободу самовыражения.

Невольничьи корабли, везущие в своих трюмах “живой черный груз”, везли и африканскую музыкальную культуру. европейцев завораживала манера пения африканцев, причудливость солирующих голосов, которым вторит хор: зов – ответ. Сольная импровизация сливается с хоровой, пение – с выкриками и вздохами, голоса страстны и пронзительны. «Пусть воют»,- снисходили к пению чёрных белые надсмотрщики.«Пусть воют,- снизошли и рабовладельцы-плантаторы. – Ведь у рабов нет ничего, кроме лачуг, ладоней, пустых ящиков, досок, банок и палок. Пусть поют и стучат, это не опасно».

Великий американский джазмен Дюк Эллингтон говорил: “Страшась молчания чёрных рабов, рабовладельцы заставляли их петь, желая не дать им возможности разговаривать, а значит, и сговариваться о планах мести и мятежа”.И поплыли над Южными Штатами необычные песни: пронзительные, больше похожие на команды, которые должны были облегчить непосильный труд. Невольничьи корабли п привезли и врожденный ритмический гений негров, сокровища африканской полиритмии, тысячелетнего искусства игры на барабанах

Джаз возник в США среди самых бедных слоев населения, потомков негров, вывезенных когда-то из Африки для рабовладельческих работ. Родиной джаза считают город Новый Орлеан. Музыкальная жизнь этого города била ключом. Почти на каждой улице звучали африканские ритмы, задорные французские и американские мелодии, креольские напевы. В городе были свои симфонические оркестры (биг-бэнды) и даже негритянское филармоническое общество. Именно эта пестрая музыкальная среда Нового орлеана послужила основой для формирования будущего классического джаза.

Источниками джаза был афроамериканский фольклор, спиричуэлс, блюз, регтайм .

Блюз – в переводе с англ. имеет двойное значение – от американской идиомы «быть печальным»; второе - голубой цвет.

О блюзе очень справедливо сказал А. Баташев: «Это крик истерзанной негритянской души».

«Грех мой один – я чернокожий.
Что буду делать? Кто мне поможет?
Я так унижен,
Я так обижен,
И всё потому, что я чернокожий…»

Слушаем « Сент- Луис - блюз»

Как сказал один старый черный блюзмэн: «Блюз – это когда хорошему человеку плохо» Можно добавить, что в историческом отношении блюз - это чистый продукт американской жизни, жизни американского рабовладельческого общества. Блюз зародился в самых низах самого угнетаемого слоя жителей страны – в среде черных рабов, на плантациях и фабриках. Парадокс, но даже та часть негритянского населения США, которая считала себя благопристойными христианами-протестантами, относились к блюзу негативно, называя его не иначе как «песнь дъявола». Для них существовала своя духовная музыка – спиричуэл и госпел, то есть молитвы на темы Ветхого и Нового Завета.

- « »

Спиричуэл-с- в переводе с англ. «дух, духовный». Негритянский спиричуэл - духовный хоровой гимн, часто сочинявшиеся на библейские сюжеты и тексты, Это жанр религиозного пения и танца, исполнение которого сопровождается ударами в ладоши, притопыванием, непринужденными телодвижениями. Спиричуэл исполняют коллективно, выражая идеи и чаяния всей общины. Строится спиричуэл нередко в форме вопроса и ответа, которая характерна для фольклора многих стран.

« Let"s my people go » висп. ЛуиАрмстронга

Темнокожие рабы, которые во времена Гражданской войны в США убегали от хозяев, обычно направлялись в знаменитый Форт-Монро, где находился штаб командования и военная база Сухопутных войск. В 1862 году их собралось там очень много, и своим гимном они сделали спиричуэл “Oh! Let My People Go: The Song of the Contrabands”. Его сокращенная версия в исполнении сейчас широко известна под названием “Go Down, Moses”. Текст песни “Go Down, Moses” пересказывает ветхозаветную историю исхода евреев из Египта. Можно сказать, что за основу взят шестнадцатый стих седьмой главы Исхода, в котором Бог говорит Моисею: «и скажи ему <фараону>: Господь, Бог Евреев, послал меня сказать тебе: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение в пустыне; но вот, ты доселе не послушался» .

Несложно догадаться, почему спиричуэл “Oh! Let My People Go: The Song of the Contrabands” стал гимном беглых рабов . Себя они сравнивали с израильтянами, который Моисей вывел из Египта, а фараона – с их бывшими хозяевами.

В рабстве гибнет Мой народ в Египте… Дам Исход Вам! Ведь Так велит Господь!

А не отпустишь мой народ, Как велел Господь, - Тогда Египет кара ждёт! Так велит Господь!

Регтайм - джазовые пьесы для фортепиано, которые исполнялись на банджо (струнный щипковый инструмент африканского происхождения). Происходит регтайм от танца африканских рабов кейкуок (в переводе с англ. «шествие за пирогом на кухню»). Этот танец представлял собой смешанные дергающие движения рабов, которые веселили своих белых господ после ланча, а в награду отправлялись на кухню, где могли вдоволь поесть. Прекрасные регтаймы были написаны знаменитым негритянским композитором С. Джопплином.

Регтайм « Кленовый лист» С. Джоплина .

4.Первичная проверка понимания.

До сих пор музыканты спорят о том, к какой музыке – легкой или серьезной можно отнести джаз. Американский композитор 20 века Л. Бернстайн так написал: «Я люблю джаз зато, что он.. никогда не бывает окончательно печальным или окончательно веселым…». Как вы думаете, ребята? (Обсуждение)

Можно ли назвать легкой музыку, которая затрагивает серьезные темы, как человеческое достоинство, вера в справедливость, религиозные чувства, желание быть любимым и любить?

Эта тематика роднит джаз с самыми различными произведениями классической музыки. Дело лишь в том, что способ выражения образных идей в джазе иной, чем в европейской музыке. Главное отличие в импровизационной природе джаза, которая когда-то была свойственна и классической музыке.

Импровизация – от лат. «неожиданный, внезапный». Это метод творчества, позволяющий создавать музыку на глазах у публики, без подготовки, экспромтом. Джазовое искусство целиком основано на импровизации.

5.Закрепление изученного материала.

ВОКАЛЬНО – ХОРОВАЯ РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ «Hello, Dolly»

ПрослушиваниеElla Fitzgerald –« Hello, Dolly ».

В каком стиле написана эта песня? С помощью каких музыкальных средств вы определили музыкальный стиль?

Русский текст:

Привет, привет, Долли!
Я пришла, Долли.
Мы не виделись с тобою много лет.
Привет, привет, Долли!
Мы ж друзья, Долли,
И ты скажешь те же самые слова в ответ.

Привет, привет, Долли!
Помнишь, как в школе,

Было нам худо,
Мы держались друг друга,
И пронесли мы дружбу сквозь года.

Проигрыш.

Привет, привет, Долли!
Помнишь, как в школе,
Мы клялись всегда быть рядом, и когда, да!
Было нам худо,
Мы держались друг друга,
И, что бы ни произошло,
Бедам и врагам назло,
Пронесли мы дружбу сквозь года.

6. Итог урока. Рефлексия

В конце урока дети по группам (4-5 человек) составляют синквейн про джаз. У меня для вас сюрприз.Вам предстоит создать синквейн – пятистрочное стихотворение о джазе. Алгоритм его создания перед вами. Это и будет вашим домашним заданием.

СИНКВЕЙН

    Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

    Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

    Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

    Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

    Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Дюк Эллингтон «Караван»

Учитель подводит итоги и со всем классом выбирается наилучший вариант.

Вариант, синквейна:

    джаз;

    загадочный неуловимый;

    приглашает, завораживает;

    джаз – это свобода выражения мысли;

    жизнь.

7. Домашнее задание: разгадать кроссворд. (раздаточный материал)

Джаз – великая культура. Джаз легче узнать, услышать его, чем описать своими словами. Джаз дал начало рок-н-роллу, открыл дорогу многим певцам. Рок, эстрадная музыка, музыка кино, симфоническая музыка тоже заимствовали многие элементы джаза. Пусть для каждого из вас джаз станет чем-то особенным, источником сильных положительных эмоций.

До свиданья, спасибо за урок!


Джаз (англ. Jazz) - форма музыкального искусства, возникшая в начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение.

Джаз - потрясающая музыка, живая, непрестанно развивающаяcя, вобравшая ритмический гений Африки, сокровища тысячелетнего искусства игры на барабанах, ритуальных, обрядовых песнопений. Добавьте хоровое и сольное пение баптистских, протестантских церквей - противоположные вещи слились воедино, подарив миру удивительное искусство! История джаза необычна, динамична, наполнена удивительными событиями, которые повлияли на мировой музыкальный процесс.

Что такое джаз?

Характерные черты:

  • полиритмия, основанная на синкопированных ритмах,
  • бит - регулярная пульсация,
  • свинг - отклонение от бита, комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры,
  • импровизационность,
  • красочный гармонический и тембровый ряд.

Это направление музыки возникло в начале двадцатого века в результате синтеза африканской и европейской культур как искусство, основанное на импровизации в сочетании с заранее продуманной, но не обязательно записанной формой композиции. Импровизировать могут одновременно несколько исполнителей, даже если в ансамбле явно слышен солирующий голос. Законченный художественный образ произведения зависит от взаимодействия членов ансамбля между собой и с аудиторией.

Дальнейшее развитие нового музыкального направления происходило за счёт освоения композиторами новых ритмических, гармонических моделей.

Кроме особой выразительной роли ритма были унаследованы другие черты африканской музыки - трактовка всех инструментов как ударных, ритмических; преобладание разговорных интонаций в пении, подражание разговорной речи при игре на гитаре , фортепиано, ударных инструментах.

История возникновения джаза

Истоки джаза лежат в традициях африканской музыки. Ее основоположниками можно считать народы африканского континента. Привезённые в Новый свет из Африки рабы не были выходцами из одного рода, часто не понимали друг друга. Необходимость взаимодействия и общения привела к объединению, созданию единой культуры, в том числе и музыкальной. Для нее характерны сложные ритмы, танцы с притоптыванием, прихлопыванием. Они вместе с блюзовыми мотивами дали новое музыкальное направление.

Процессы смешивания африканской музыкальной культуры и европейской, которая претерпела серьёзные изменения, происходили начиная с восемнадцатого века, и в девятнадцатом привели к возникновению нового музыкального направления. Поэтому всемирная история джаза неотделима от истории американского джаза.

История развития джаза

История зарождения джаза берет свое начало в Новом Орлеане, на американском юге. Для этого этапа характерна коллективная импровизация нескольких вариантов одной и той же мелодии трубачом (главный голос), кларнетистом и тромбонистом на фоне маршевого аккомпанемента медного баса и ударных. Знаковый день - 26 февраля 1917 года - тогда в нью-йоркской студии фирмы «Victor» пятеро белых музыкантов из Нового Орлеана записали первую грампластинку. До выхода этой пластинки джаз оставался маргинальным явлением, музыкальным фольклором, а после - за несколько недель ошеломил, потряс всю Америку. Запись принадлежала легендарному «Original Dixieland Jazz Band». Так американский джаз начал свое гордое шествие по свету.

В 20-е годы были найдены основные черты будущих стилей: равномерная пульсация контрабаса и ударных, способствовавшая свингу, виртуозное солирование, манера вокальной импровизации без слов при помощи отдельных слогов ("скэт"). Значительное место занял блюз. Позднее оба этапа - новоорлеанский, чикагский - объединяются термином "диксиленд".

В американском джазе 20-х годов возникла стройная система, получившая название "свинг". Для свинга характерно появление нового типа оркестра - биг-бэнда. С увеличением оркестра пришлось отказаться от коллективной импровизации, перейти к исполнению аранжировок, записанных на ноты. Аранжировка стала одним из первых проявлений композиторского начала.

Биг-бэнд состоит из трех групп инструментов - секций, каждая может звучать как один многоголосный инструмент: секции саксофонов (позднее с кларнетами), "медной" секции (трубы и тромбоны), ритмической секции (фортепьяно, гитара, контрабас, ударные).

Появилась сольная импровизация, основанная на "квадрате" ("хорусе"). "Квадрат" - это одна вариация, равная по продолжительности (числу тактов) теме, исполняемая на фоне того же, что и основная тема, аккордового сопровождения, к которому импровизатор подстраивает новые мелодические обороты.

В 30-е годы стал популярен американский блюз, получила распространение песенная форма из 32 тактов. В свинге начал широко применяется "рифф" - двух-четырёх тактовая ритмически гибкая реплика. Ее исполняет оркестр, пока импровизирует солист.

Среди первых биг-бэндов - оркестры под руководством знаменитых джазовых музыкантов - Флетчера Хендерсона, Каунта Бэйси, Бенни Гудмена, Глена Миллера, Дюка Эллингтона. Последний уже в 40-е годы обратился к крупным циклическим формам, основанным на негритянском, латиноамериканском фольклоре.

Американский джаз 30-х годов коммерциализировался. Поэтому в среде любителей и знатоков истории происхождения джаза возникло движение за возрождение более ранних, подлинных стилей. Решающую роль сыграли небольшие негритянские ансамбли 40-х годов, отбросившие все рассчитанное на внешний эффект: эстрадность, танцевальность, песенность. Тема проигрывалась в унисон и почти не звучала в оригинальном виде, аккомпанемент уже не требовал танцевальной регулярности.

Этот стиль, открывающий современную эпоху, получил название "боп" или "бибоп". Эксперименты талантливых американских музыкантов и исполнителей джаза- Чарли Паркера, Диззи Гиллеспи, Телониуса Монка и других - фактически положили начало развитию самостоятельного вида искусства, лишь внешне связанного с эстрадно-танцевальным жанром.

С конца 40-х до середины 60-х годов развитие происходило в двух направлениях. Первое включало стили "cool" - "прохладный", и "west coast" - “западное побережье”. Для них характерно широкое использование опыта классической и современной серьезной музыки - развитые концертные формы, полифония. Второе направление включало стили "хардбоп" - "горячий", "энергичный" и близкий ему “soul-jazz" (в переводе с английского "soul" - "душа"), сочетавшие принципы старого бибопа с традициями негритянского фольклора, темпераментные ритмы и интонации спиричуэлов.

Оба этих направления имеют много общего в стремлении освободиться от деления импровизации на отдельные квадраты, а также свинговать вальсовые и более сложные размеры.

Были предприняты попытки создания произведений крупной формы - симфоджаз. Например "Рапсодия в блюзовых тонах" Дж. Гершвина, ряд сочинений И.Ф. Стравинского. С середины 50-х гг. эксперименты по соединению принципов джаза и современной музыки вновь получили распространение, уже под названием "третье течение", также и у русских исполнителей ("Концерт для оркестра" А.Я. Эшпая, произведения М.М. Кажлаева, 2-й концерт для фортепьяно с оркестром Р.К. Щедрина, 1-я симфония А.Г. Шнитке). Вообще, история появления джаза богата на эксперименты, тесно переплетается с развитием классической музыки, ее новаторских направлений.

С начала 60-х гг. начинаются активные эксперименты со спонтанной импровизацией, не ограниченной даже конкретной музыкальной темой - Freejazz. Однако еще большее значение получает ладовый принцип: каждый раз заново выбирается ряд звуков - лад, а не четко различимые квадраты. В поисках таких ладов музыканты обращается к культурам Азии, Африки, Европы и др. В 70-е гг. приходят электроинструменты и ритмы молодежной рок-музыки, основанной на более мелком, чем ранее, дроблении такта. Этот стиль получает сначала название "fusion", т.е. "сплав".

Говоря кратко, история джаза - это повествование о поиске, единении, смелых экспериментах, горячей любви к музыке.

Российским музыкантам и любителям музыки безусловно любопытна история возникновения джаза в советском союзе.

В довоенный период джаз в нашей стране развивался внутри эстрадных оркестров. В 1929 году Леонид Утесов организовал эстрадный оркестр и назвал свой коллектив "Tea-джаз". Стиль "диксиленд" и "свинг" практиковался в оркестрах А.В. Варламова, Н.Г. Минха, А.Н. Цфасмана и других. С середины 50-х гг. начинают развиваться небольшие любительских коллективы ("Восьмерка ЦДРИ", "Ленинградский диксиленд"). В них получили путевку в жизнь многие видные исполнители.

В 70-е годы начинается подготовка кадров на эстрадных отделениях музыкальных училищ, издаются учебные пособия, ноты, пластинки.

С 1973 года пианист Л.А. Чижик стал выступать с "вечерами джазовой импровизации". Регулярно выступают ансамбли под руководством И. Брил, "Арсенал", "Аллегро", "Каданс" (Москва), квинтет Д.С. Голощекина (Ленинград), коллективы В. Ганелина и В. Чекасина (Вильнюс), Р. Раубишко (Рига), Л. Винцкевича (Курск), Л. Саарсалу (Таллин), А. Любченко (Днепропетровск), М. Юлдыбаева (Уфа), оркестр О.Л. Лундстрема, коллективов К.А. Орбеляна, А.А. Кролла ("Современник").

Джаз в современном мире

Сегодняшний мир музыки разнообразен, динамично развивается, зарождаются новые стили. Для того, чтобы свободно в нем ориентироваться, понимать происходящие процессы, необходимо знание хотя бы краткой истории джаза! Сегодня мы наблюдаем смешение всё большего числа всемирных культур, постоянно приближающего нас к тому, что в сущности уже становится "всемирной музыкой" (world music). Сегодняшний джаз вбирает в себя звуки и традиции практически из любого уголка земного шара. В том числе переосмысливается и африканская культура, с которой все начиналось. Европейский экспериментализм с классическим подтекстом продолжает влиять на музыку молодых пионеров, таких, как Кен Вандермарк, авангардист-саксофонист, известный по работе с такими известными современниками, как саксофонисты Мэтс Густафссон, Эван Паркер и Питер Броцманн. К другим молодым музыкантам более традиционной ориентации, которые продолжают поиски своего собственного тождества, относятся пианисты Джекки Террассон, Бенни Грин и Брэйд Мелдоа, саксофонисты Джошуа Редман и Дэвид Санчес и барабанщики Джефф Уоттс и Билли Стюарт. Старая традиция звучания продолжается и активно поддерживается такими художниками, как трубач Уинтон Марсалис, который работает с целой командой помощников, играет в собственных маленьких группах и возглавляет Оркестр Центра Линкольна. Под его покровительством выросли в больших мастеров пианисты Маркус Робертс и Эрик Рид, саксофонист Уэс "Warmdaddy" Эндерсон, трубач Маркус Принтуп и вибрафонист Стефан Харрис.

Басист Дейв Холланд также является прекрасным открывателем молодых талантов. Среди многих его открытий саксофонисты Стив Коулмен, Стив Уилсон, вибрафонист Стив Нельсон и барабанщик Билли Килсон.

К числу других великих наставников молодых талантов относятся легендарный пианист Чик Кориа, и ныне покойные барабанщик Элвин Джонс и певица Бетти Картер. Потенциальные возможности дальнейшего развития этой музыки в настоящее время велики и разнообразны. Например, саксофонист Крис Поттер под собственным именем выпускает мэйнстримовый релиз и одновременно участвует в записи с другим великим авнгардистом барабанщиком Полом Мотианом.

Нам еще предстоит насладится сотнями прекрасных концертов и смелых экспериментов, стать свидетелями зарождения новых направлений и стилей - эта повесть еще не дописана до конца!

Предлагаем обучение в нашей музыкальной школе:

  • уроки игры на пианино - разнообразные произведения от классики до современной поп-музыки, наглядность. Доступно каждому!
  • гитара для детей и подростков - внимательные педагоги и увлекательные занятия!

Конспект урока по ФГОС. Музыка

Технологическая карта урока

Предмет: Музыка. Класс 6 «а».

Учебник (УМК): Е.Д.Критская «Музыка» 6 класс.

Тема урока: Джаз - искусство 20 века.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: Телевизор, компьютер.

Цель урока: Познакомить с одним из современных музыкальных направлений 20 века - джаз.

Результаты обучения:

Предметная: Познакомить с историей джаза, истоками джаза, характерными чертами джазовой музыки.

Личностная: Воспитывать и прививать эстетический вкус у учащихся, любовь к джазовой музыке. Воспитание позитивно отношения к искусству.

Метапредметная: Умение вести учебное сотрудничество на уроках с учителем, одноклассниками в группе и коллективе. Умение работать с текстом, выделять главное. Совершенствовать навыки устной речи, навыки анализа текста. Развитие навыков слушания и понимания музыкального произведения.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: Ставить учебную задачу. Правильно оформлять и вести записи в тетради. Планировать свою деятельность.

Общеучебные: Поиск необходимой информации. Составить конспект выступления.

Логические: Формулировать выводы. Выделять главное.

Коммуникотивные: Слушать друг друга. Вести диалог. Выступать перед аудиторией. Кратко формулировать свои мысли. Задавать уточняющие вопросы.

Ход урока.

У: Здравствуйте. Доклад одного из воспитанников о готовности класса к уроку.

У: Сегодняшний урок я хочу начать, конечно же, с музыки. Я не буду называть автора произведения, композитора, эпоху, стиль и т.д. Послушайте ее, пожалуйста, и скажите - какие ассоциации у вас вызывает эта музыка, с чем в ваших представлениях она связана.

Д: Джаз

У: Что натолкнуло вас на эту мысль? С помощью, каких средств музыкальной выразительности вы определили, что это джаз?

Д: Характерный сбивчивый ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.

У: Как этот музыкальный отрывок связан с сегодняшним уроком.

Д: речь пойдет о джазовой музыки.

У: Откройте тетради. Запишите число, классная работа и тему урока.

Что знаете о джазовой музыки. Что хотите узнать о джазе.

У: Что мы узнали о джазовой музыки посмотрев на тему урока?

Д: Музыка 20 века.

У: Джаз родился на рубеже 19 и 20 веков в Северной Америке, а в каком именно городе вы должны будите сказать мне сами. Перед вами карта, я даю вам координаты этого города, а вы его находите.

На доске записаны координаты города 30 с.ш. и 90 з.д.

Д: Это город Новый Орлеан.

У: Да, вы совершенно правы. Родиной джаза считается Северная Америка, город Новый Орлеан. Здесь, как и по всему югу Америки, жило много негров, бывших рабов с плантаций. Хотя некоторые историки утверждают, что джаз возник сразу в нескольких местах Америки. Возможно самое убедительное свидетельство в пользу того, что родина джаза - Новый Орлеан, заключается в характере самого города. Этот город не похож ни на один город США. Он буквально пронизан музыкой и танцами. Веселый, шумный, пестрый, он выделялся среди других городов своей музыкальностью и поэтому давал большие возможности для самовыражения.

Итак, из моего рассказа, что нового о джазе вы узнали?

Д.: Родина США, город Новый Орлеан, 20 век.

Делаем записи в тетради.

У: В самом начале урока, когда мы прослушали с вами музыкальный фрагмент, вы отметили необычный ритм произведения.

Вот такой острый ритм очень характерен для джаза. И это неудивительно. Джаз зародился в негритянской среде, музыка негров. Этот народ удивительно музыкальный. Особенно тонко у них развито чувство ритма. Чтобы немного представить себе, что это такое, давайте с вами немного поиграем. Сейчас каждый из вас отбейте два удара ногами. А теперь на каждые два удара ногами, наложите три хлопка в ладоши.

Сначала показывает учитель, затем все вместе.

У: Для европейцев эта задача выполнима, хотя с небольшими трудностями. А вот для любого ребенка Африки этот ритм считается примитивным. Скажите мне, пожалуйста, а кто в джазовом оркестре или джаз банде отвечает за ритм?

Д: барабанщик.

У: И если вы сейчас покопаетесь в своей памяти, то непременно вспомните, что барабанщиком в любом джаз-банде является именно темнокожий музыкант. Итак, давайте запишем в тетради. Основой джазовой музыки является:

У: еще одной основой джазовой музыки является импровизация. Как вы считаете, что это такое?

Ответы детей.

У: Я предлагаю сейчас обратиться к словарям и найти определение этого слова именно там.

Подводим итог работы этой части урока.

Д.: Основой джаза является: ритм и импровизация.

У: Теперь выясним, каковы же музыкальные корни джаза.

Делимся на 3 группы. Каждая группа готовит сообщение об одном из жанров (спиричуэл, блюз, рэгтайм). Далее идет сообщение учащихся, учащиеся оценивают работу своей группы. Ребята оценивают свою работу по 5 шкале, по следующим критериям:

  1. Умение распределить работу в группе.
  2. Умение слушать друг друга.
  3. Согласованность действий.

После выступление первой группы делаем краткую запись в тетради о жанре. Слушаем музыкальные фрагменты. Так проделываем с жанром спиричуэл, блюз и рэгтайм.

Выходит первая группа. Выписываю слово «спиричуэл» на доску. Ребята рассказывают об этом жанре. Делаем запись в тетради.

У: Спиричуэл - жанр афро-американской духовной хоровой музыки.

У.: А сейчас мы послушаем музыку, ваша задача определить, кто исполняет это музыкальное произведение.

Слушаем музыку.

Д.: Музыка серьезная, исполняет смешанный хор.

У.: Что такое смешанный хор?

Д: Коллектив, где поют и мужчины и женщины.

Выступление второй группы. Выписываю слово рэгтайм на доску.

У: Записываем в тетради. Рэгтайм - танцевальная музыка. Слушаем музыку и определяем характер музыкального произведения.

Слушаем музыку.

Д.: музыка веселая, игривая.

Дети оценивают свою работу. Выступление третьей группы. Выписываю слово блюз на доску.

У.: Блюз - народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. Слушаем музыку и определяем, какая музыка по характеру.

Д.: Грустная, печальная.

Делаем вывод этого этапа урока.

Д: Музыкальными корнями джаза являются: рэгтайм, блюз, спиричуэл.

У: А теперь вы слушаете музыкальный фрагмент и определяете музыкальные инструменты которые характерны для джазовой музыки. На экране изображение различных музыкальных инструментов.

Дети слушают и определяют музыкальные инструменты, работают в парах.

Д.: труба, кларнет, рояль, саксофон, банджо, ударные.

У.: Ну, а сейчас я бы хотела, чтобы мы с вами исполнили джазовое произведение.

Джаз - это наверно единственный вид музыки, который предполагает активное прослушивание. Во время джазовых концертов зрители притопывают, прихлопывают, прищелкивают, в общем, активно проявляют свое отношение к музыке. И поэтому мы сейчас с вами будем не только петь, но еще играть на музыкальных инструментах.

Исполняют песню «Дело было в Каролине». Несколько человек играют на бубнах, маракасах, остальные щелкают пальцами и притопывают.

Рефлексия.

Каждый из кадет говорит одно предложение о том, что он узнал сегодня о джазовой музыке.

У: Пусть для каждого из вас джаз станет чем - то особенным, источником сильных положительных эмоций. Надеюсь, что вы полюбите джаз.

Выставление оценок.

Д/з: Подготовить сообщение или презентацию об одном из великих джазовых музыконтов.

Конспект урока в 6 классе

Тема: Джаз - искусство 20 века.

Учитель: Жданова Светлана Алексеевна.

Школа № 98 г.Барнаула

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о джазе, как об одном из современных направлений в музыке.

Задачи:

Образовательные: Познакомить со стилем «джаз», историей возникновения этого музыкального направления, с характерными особенностями стиля, со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства, характерные для джаза.

Развивающие: расширение музыкального кругозора учащихся, развитие музыкальных способностей (интонацинного слуха, чувства ритма, музыкальной памяти), развитие коммуникативных навыков – умения работать в группе – в хоре)

Воспитательные: Воспитывать эстетический вкус вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству; содействовать воспитанию личности готовой участвовать в диалоге культур.

Форма урока: урок - лекция с элементами презентации

Тип урока – развивающий (формирование новых знаний).

Методы: словесные (беседа, учебный диалог)

Наглядные (раздаточный материал, слайды, учебник)

ИКТ (презентация)

Формы организации деятельности:

Слушание;

Музыкально-ритмические движения;

Пение

Средства: ресурсы мультимедиа, учебник, дидактический раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент

Вход учащихся под песню Луи Армстронга “Hello ,Dolly”

Учитель: Ребята, мы вошли в класс сегодня под несколько необычную для вас музыку, какую?

Ученики. Это джаз.

(Слайд №1, 2.)

Учитель. Да, это джаз. Джаз многолик, история джаза- часть истории ХХ века.

Учитель . Мы прослушали музыку в исполнении одного из талантливейших представителей джаза – Луи Армстронга – трубача и певца.

(Слайд № 3.) Корни джазовой музыки уходят в народную музыку африканских негров, насильственно вывезенных в Америку в начале 17в. и обращенных в рабство. Богачи американского Юга стали использовать рабский труд негров для тяжелых работ на своих плантациях. С раннего утра и допоздна не разгибая спины трудились негры. Невероятно тяжела была их жизнь.

(Слайд №4. ) Негры удивительно музыкальны и ритмичны.

(Слайд №5. ) В редкие часы отдыха они пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши или ударяя по всему, что находилось под руками. Оторванные от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение в музыке.

(Слайд №6. ) В начале это была настоящая африканская музыка, которую невольники привезли со своей родины, но шли годы, десятилетия. В памяти поколений стирались воспоминания о музыке страны предков. На слух воспринималась музыка белых. А те пели в основном христианские религиозные гимны. Но петь по своему, вкладывая в них всю свою боль, всю страстную надежду на лучшую жизнь.

(Слайд №7. ) Так возникли негритянские песни-молитвы – спиричуэл. Возвышенные,скорбные, полные страдания и веры в лучшую жизнь.

(Слайд №8. )

Сейчас мы прослушаем спиричуэл «Бог осушит мои слёзы».

Красота, поэтичность и богатство этой мелодии дают нам представление о необычайной музыкальной одарённости негров.

Учитель. К какой сфере музыки "лёгкой" или "серьёзной" вы отнесли бы это произведение?

Ученики. К серьёзной. В музыке соединяются глубокая скорбь и гордость не уничтоженного рабством человеческого достоинства.

Учитель. Спиричуэл-один из источников джаза.

(Слайд №9. ) Другим источником джаза являются блюзы

(Слайд №10. ) Высказывание поэта Л.Хьюза

Прослушивание блюза "Сегодня я пою блюз".

Учитель. Похожи ли по своему жизненному содержанию спиричуэл и блюз?

Ученики. Совсем не похожи. Спиричуэл - скорбные, полные веры и страдания, а Блюзы - тоска соединена с весельем отчаяния и безверия

Учитель. Что скрывалось за диким, отчаявшимся весельем блюзов?

Ученики. Трагедия целого народа.

(Слайд №11. ) Очень любили негры играть в оркестрах. Сначала они играли на самодельных инструментах. . После окончания гражданской войны в США были распущены духовые оркестры воинских частей. Инструменты попали в лавки старьёвщиков, где продавались за бесценок. Негры наконец-т смогли их приобрсти. Повсюду стали появляться негритянские духовые оркестры.Которые играли по любому случаю: на праздниках, свадьбах, пикниках, похоронах. Так в результате переноса негритянской вокальной музыки и негритянского ритма в инструментальную сферу родилась новая оркестровая музыка - джаз

Учитель. В чём основные особенности джаза?

Ученики. В ритме.

(Слайд №12. )

Учитель . Импровизация - в переводе с латинского - непредвиденный.Импровизировать - значит играть, одновременно сочиняя, или вернее сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочинённое. Музыканты джаза должны уметь импровизировать, либо соло на фоне аккомпанемента.

Учитель . Каких известных исполнителей джаза вы можете назвать?

Ученики. Луи Армстронг

(Слайды №13, 14, 15, 16, 17. )

(Слайд №18) Джордж Гершвин - первый амриканский композитор, чья музыка стала известна во всём мире. Он интересовался жизнью негров и написал о них оперу "Порги и Бесс".

(Слайд №19) В основу своей музыки Гершвин положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетав её с приёмами европейской симфонической музыки. Так возник новый стиль музыки - симфоджаз.

Учитель .Какие инструменты джазового оркестра вы знаете?

Ученики. Саксофон. (Слайд №20)

(Слайд №21) Со времени своего возникновения джаз успел пройти огромный путь, он распространился сначала в Амрике, а затем во всём мире. Он перестал быть искусством негров. Очень скоро в джаз пришли белые музыканты.

Джаз - оркестры есть и у нас в стране. (Слайды №22, 23)

В джаз-оркестре нет постоянного состава. Джаз - это всегда ансамбль солистов.

Вокально-хоровая работа.

Упражнения – распевки на дыхание.

Песня «Старый рояль» - исполнение учителя.

Анализ песни:

Учитель: В каком стиле прозвучала песня? С помощью каких музыкальных средств вы определили музыкальный стиль? (Сбивчивый ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных инструментов).

Разучивание песни.

Учитель: Что нового вы узнали сегодня о джазе? (Ответы детей)

(Слайд №24) - раздаточный материал. Домашнее задание: разгадать кроссворд.


Презентация по музыке

тема: « Джаз - искусство XX века »


Истоки возникновения Джаза

Северная Америка

Родина Джаза

Африка

Южная Америка

Джаз в Новом Свете

Процессы смешивания африканской музыкальной культуры и европейской (которая тоже претерпела серьёзные изменения в Новом Свете) происходили, начиная с XVIII века.

И в XIX веке привели к возникновению «протоджаза» , а затем и джаза в общепринятом понимании, как слияние африканских ритмов и европейской гармонии.

Истоки ДЖАЗА :

Спиричуэл - песни североамериканских негров религиозного содержания. Их пели хором рабы с плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев в Америку. Спиричуэл оказали заметное влияние на развитие джазового искусства. Жанр спиричуэл – духовные песнопения рабов в США – возник в результате обращения негров в христианскую веру. Для этого использовались гимны и псалмы, завезённые в Америку белыми переселенцами и миссионерами.

Блюз - народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. Блюзы пелись в сопровождении банджо или гитары «Блюз».

Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм: музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания.

На этой основе в конце XIX века сложился музыкальный жанр регтайм (танцевальная музыка особенного склада – это попытки негритянских музыкантов использовать перекрёстные ритмы африканской музыки при использовании танцев).

Впоследствии, спиричуэл и ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению - ДЖАЗУ .

Архаический (ранний) джаз – обозначение наиболее старых традиционных типов джаза, бытовавших с середины прошлого столетия в ряде южных штатов США. Архаический джаз был представлен, в частности, музыкой негритянских и креольских марширующих оркестров XIX в.

Период архаического джаза предшествовал возникновению новоорлеанского (классического) стиля .

Корни джаза - музыкальный фольклор привезенных в Америку негров.

В начале XVII века прибыли в Америку первые невольничьи корабли с живым грузом. Его быстро раскупили богачи американского Юга, которые стали использовать рабский труд для тяжелых работ на своих плантациях. Оторванные от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение в музыке.

Вначале это была настоящая африканская музыка. Та, которую невольники привезли со своей родины. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие, - создание единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев.

Первые джазовые импровизации (представители)

Американской родиной, где возник собственно Джаз , считают город песен и музыки – Новый Орлеан . Хотя и ходят споры, что джаз возникал по всей Америке, а не только в этом городе, но именно здесь он развился наиболее мощно.

Кроме того, все старые музыканты – джазмены указывали на центр, которым считали Новый Орлеан. В Новом Орлеане сложилась наиболее благоприятствующая обстановка для развития этого музыкального направления: здесь была большая негритянская община и большой процент населения составляли креолы; здесь же активно развивались многие музыкальные направления и жанры, элементы которых потом включались в произведения известных джазменов. Разные группы развивали свои музыкальные направления, а афро-американцы создали из соединения блюзовых мелодий, регтайма и своих собственных традиций новое искусство, не имеющее аналогов. Первые грамзаписи джаза подтверждают прерогативу Нового Орлеана в зарождении и становлении искусства джаза.

«Страна Дикси» – разговорное обозначение южных штатов США, одна из разновидностей традиционного джаза. Больше всего блюзовых певцов, пианистов буги-вуги, исполнителей рейгтайма и джазовых оркестров приехало с Юга в Чикаго, привезя с собой музыку получившуюв скоре прозвище «диксиленд» (наиболее широкое обозначение музыкального стиля самых ранних нью-орлеанских и чикагских джазовых музыкантов, записавших пластинки с 1917 – 1923 гг).

Джонни Додс (12 апреля 1892 г. - 8 августа 1940 г.) - американский кларнетист, один из первых сольных джазовых исполнителей на этом инструменте. Высокий профессионализм, виртуозное владение инструментом и мягкое, отчасти блюзовое звучание отличали его игру. Творчество Додса оказало влияние на последующие поколения джазовых кларнетистов.


Доминик Джеймс (11 апреля 1889 г. - 22 февраля 1961 г.) - один из первых джазовых корнетистов и трубачей, лидер группы Original Dixieland Jass Band. Он является композитором - автором одной из самых записываемых композиций, джаз-классики всех времен - "Tiger Rag". Он входил в состав первого записанного джаз-оркестра, группы, которая записала и выпустила первые записи джаза, "Livery Stable Blues " в 1917 году.

Джимми МакПартланд (15 марта 1907 г.- 13 марта 1991 г.) -американский корнетист и один из создателей чикагского джаза. Макпартлэнд работал с Эдди Кондоном, Артом Ходесом, Джином Крупой, Бенни Гудменом, Джеком Тигарденом, Томми Дорси и другими. Был членом легендарной "Austin High School Gang».

Музыканты искали возрождение классического Новоорлеанского джаза.

Эти попытки оказались успешными.


Первые известные исполнители в Америке

Сидней Джозеф Беше (14 мая 1897 г. - 14 мая 1959 г.) - джазовый кларнетист и сопрано-саксофонист, один из зачинателей джаза. Выдающийся исполнитель новоорлеанского и чикагского стилей. Оказал большое влияние на музыкантов Севера США и способствовал становлению традиционного джаза в Европе.

Луи Армстронг (4 августа 1900 г. - 6 июля 1971 г.) - американский джазовый трубач, вокалист и руководитель ансамбля. Оказал наибольшее влияние на развитие джаза и сделал многое для его популяризации во всем мире. Он также был известен как мастер вокала, замечательный импровизатор, умеющий подстроить слова и смыслы в своём исполнении под эмоциональную окраску произведения.

Каунт Бейси (21 августа 1904 г. - 26 апреля 1984 г.) - американский джазовый пианист, органист, знаменитый руководитель биг-бэнда. Бэйси был одной из самых значительных фигур в истории свинга. Он сделал блюз универсальным жанром - в его оркестре звучали и быстрые блюзы, и медленные, и трагические, и гротесковые.

Первые известные исполнители в России

Джаз всегда вызывал интерес среди музыкантов и слушателей по всему миру

вне зависимости от их государственной принадлежности.

В советский союз джаз пришел в начале 20-х годов. Первые джазовые концерты появились в Москве. В 1922 году был образован «Эксцентрический джаз-бенд» В.Я.Парнаха (1891-1951 гг.) - русский поэт, переводчик, музыкант, танцор, хореограф, основатель парижской литературной группы «Палата поэтов», зачинатель русского джаза. 1 октября 1922 года принято считать днём рождения джаза в СССР.

Вскоре джазовые оркестры появились и в Ленинграде (ныне Санкт - Петербург). Весной 1927 года в зале Академической капеллы состоялось дебютное выступление «Первого концертного джаз-бенда». Его организовал выпускник дирижерско-хорового факультета Ленинградской консерватории Леопольд Яковлевич Теплицкий (1890-1965 гг.) .

В качестве исполнителей он пригласил известных академических музыкантов.

В 20-30-х годов немало для развития джаза в России сделал Георгий Владимирович Ландсберг (1904-1938 гг.) . Инженер по образованию, он несколько лет работал в Чехословакии, где подружился с местными джазовыми музыкантами и даже играл на фортепьяно в одном из пражских ансамблей. Вернувшись в Ленинград, Ландсберг в 1929 году создал «Джаз-капеллу».


Одним из популярнейших исполнителей джаза стал Леонид Осипович Утесов (1895-1982 гг.) . В 1932 году композитор написал музыку для театрализованного спектакля «Музыкальный магазин». На его основе два года спустя режиссер Г.В.Александров снял одну из лучших советских комедий «Веселые ребята» с участием оркестра Утесова.

Патриархом отечественного джаза по праву считают Олега Леонидовича Лундстрема (1916-2005 гг.) . Свыше шести десятилетий он возглавлял один из ведущих биг-бендов России. Лундстрем родился в Чите, затем жил в Китае (1921-1947). Свой коллектив он сформировал в Харбине (1934 г.). В Россию музыкант вернулся в 1947 году. Коллектив Лундстрема стал своеобразной школой джаза, где молодые исполнители перенимают опыт более опытных артистов.

Один из наиболее популярных больших джазовых оркестров 60-х годов – ленинградский коллектив Иосифа Владимировича Вайнштейна (1918-2001 гг.). В него вошли ведущие джазовые инструменталисты Ленинграда.


Сравнительный анализ

Джазовая техника исполнения


« Если Вы, слушая эту музыку, не притопываете ногой,

Вам никогда не понять, что такое Джаз.» © Луи Армстронг.

Спасибо за внимание!